Человек и природа. м. м. пришвин — «певец русской природы»

Певец русской природы – Михаил Пришвин

Мои молодые друзья! 

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

В лесах степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. И охранять природу – значит охранять родину. 

Михаил Пришвин

Вся жизнь Михаила Михайловича Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он так любил лес и все живое, что даже в обыкновенной заячьей капусте видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она разумное существо.

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в имении Хрущево Орловской губернии в купеческой семье. 

Михаилу Дмитриевичу Пришвину, отцу писателя, досталось богатое наследство, которое он проиграл в карты. Мать Пришвина, Мария Ивановна, осталась одна с пятью детьми и заложенным имением. Несмотря ни на что ей удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

Первое образование Михаил получил в деревенской школе. Затем учился в Елецкой мужской гимназии, откуда был исключен «за свободомыслие» и конфликт с учителем географии. Лишь через 10 лет, сдав экстерном экзамены за седьмой класс реального училища, Пришвин продолжил образование в Рижском политехникуме.

В 1897 году был арестован за участие в революционном студенческом кружке марксистов, и заключен на год в тюрьму. После выхода из тюрьмы в 1900 году уехал за границу, где учился в университете Лейпцига.

Там он получил диплом агронома. Вернувшись на родину, Михаил работал агрономом.

Но вскоре оставил эту профессию и увлекся фольклором и этнографией, стал корреспондентом в газетах «День», «Русские ведомости», «Утро России».

Большую часть жизни Пришвин провел в путешествиях и охотничьих скитаниях. Он объездил и обошел чуть ли не всю страну, наблюдая и изучая природу. Писатель не раз бывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, в степях Казахстана, в горах Крыма, в дремучих заволжских лесах и в старых дубравах на привольной Оке. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг.

«Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме. Как поэтична его первая книга – «В краю непуганых птиц» (1907).

Первозданная красота природы стала его темой на долгие года. Он отправлялся «За волшебным колобком» (1908), совершая «путешествие в страну без имени, без территории, куда мы все в детстве бежим», где в нетронутом виде живет древняя Русь с ее вечными сказочными героями.

Дважды Михаил Михайлович был женат – от первого брака с крестьянкой Ефросиньей имел трёх сыновей. В 1940 году женился на Валерии Лиорко, которая стала верной спутницей Пришвина до конца жизни. После его смерти Лиорко работала с архивами мужа.

Михаил Михайлович Пришвин умер 16 января 1954 года в Москве от рака желудка.

Хочется отметить, что в честь писателя названы:

–       астероид №9539, открытый 21 октября 1982 года;

– пик высотой 2782 м в отрогах Главного Кавказского хребта и близлежащее горное озеро;

–  мыс на восточной оконечности острова Итуруп в Курильской гряде;

–  улицы в Москве, Донецке, Липецке, Ельце и Орле.

Писателю установлены памятники в городе Елец (автор – Н. Кравченко) (фото5), в селе Па́льна-Миха́йловка (скульптор – Ю.Д. Гришко)<\p>

в Сергиевом Посаде (скульптор – Ю.

Хмелевский)<\p>

Всё творчество писателя пронизано любовью к природе и восхищением ею.

Когда читаешь рассказы Пришвина, кажется, что писатель взял тебя за руку и повел за собой; видишь, словно своими глазами, все, о чем в них написано, учишься еще лучше любить и понимать родную природу.

Хотите узнать, от чего луг становится золотым? Читайте рассказ «Золотой луг».

Золотой луг.

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

Сережа! — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: Очень красиво! Луг — золотой.

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел.

Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

А из рассказа «Еж» вы узнаете, о повадках ежа и как он обустроился в человеческом жилище.

Еж.

Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога — он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

— А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.

Мышей у меня было много. Я слышал — ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.

Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.

Когда стемнело, я зажёг лампу, и — здравствуйте! — ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.

И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.

Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.

Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.

Сплю я всегда очень чутко. Слышу — какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая:

„Зачем это ёжику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати — и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.

Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу-луну.

Я подпустил облака и спрашиваю:

— Что тебе ещё надо? Ёжик не испугался.

— Пить хочешь?

Я встал. Ёжик не бежит.

Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.

— Ну иди, иди, — говорю. — Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода…

Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется, и я двину, да так и сошлись.

— Пей, — говорю окончательно. Он и залакал. А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё приговариваю:

— Хороший ты малый, хороший! Напился ёж, я говорю:

— Давай спать. Лёг и задул свечу.

Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.

Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко — выпьет, то булочки дам — съест.

Эти и многие другие тайны природы и животных откроются при прочтении замечательных произведений Михаила Михайловича Пришвина.

А в библиотеке №16 «Маяк» по ул.Керченская, 6 вы сможете заглянуть в «Литературный сундучок» – цикл выставок и мероприятий, посвященный писателям и книгам юбилярам 2018 г.

В этом «Литературном сундучке» найдете выставку книг «Певец русской природы – Михаил Пришвин». Она предлагает читателям познакомиться с произведениями М.М.

Пришвина и открыть для себя красоту природы и сокровища леса, проникнуться теплотой и любовью, с которой автор рассказывает о простых вещах.

Эти книги учат бережному отношению ко всему живому и будут интересны не только детям, но и взрослым.

Татьяна Володкина, 

Источник: http://vokrugknig.blogspot.com/2018/02/blog-post_94.html

Михаил Пришвин. Певец русской природы

Русский и советский писатель Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873-го года, в Елецком уезде, в большом имении под названием Хрущево-Левшино, принадлежавшем тогда его семье. У Михаила было четверо братьев и сестер, любящая, но строгая мать и состоятельный отец, не чуждый некому барству – охотник, участник скачек, заводчик рысаков. 

Жизнь изменилась в одночасье, когда глава семейства проигрался в карты, лишившись огромной части состояния и, не пережив потрясения, скончался.

Впрочем, Мария Ивановна, мать писателя, оставшаяся после смерти мужа в долгах и с пятью малолетними детьми, не стала впадать в уныние – впоследствии ей удалось поправить свое сложное положение и дать каждому из детей достойное образование и шанс на успешную жизнь. 

Правда, надо сказать, что маленький Миша не отличался прилежностью и в Елецкой гимназии успехами не блистал.

После нескольких неудачных попыток получить диплом, Михаилу Пришвину удалось, наконец, доучиться в Лейпцигском университете, куда он уехал в 1900-м году и получить специальность агроном.

Впоследствии им было написано несколько агрономических трудов, посвященных картофелю и другим культурам.

Трудно сказать, в какой момент Михаил Пришвин почувствовал тягу к писательству (возможно, статьи об огородной культуре дали свой толчок?). Так или иначе, первый его рассказ под названием «Сашок» увидел свет в 1906-м году. После этого он уже не мог продолжать заниматься агрономией и  попробовал себя в роли корреспондента.

Почувствовав в себе жгучий интерес к фольклору и этнографии, Михаил Пришвин принял решение отправиться в долгое путешествие по северу Европы. Он записывал народные сказания, местный фольклор, сказки и старинные легенды, побывал в Выговском крае, Архангельске, на Соловецких островах.

За книгу «Край непуганых птиц», написанную им в – и, конечно, о – Карелии, Пришвин удостоился награды от Русского географического общества.

Читайте также:  Ф.и. тютчев "умом россию не понять...": анализ стихотворения

После писатель побывал на Мурмане, в Норвегии, путешествовал по Северному ледовитому океану…В то время имя Пришвина уже стало известным в литературных кругах, он нем говорили в Санкт-Петербурге, а его приятелями становятся Максим Горький и Алексей Толстой. С 1908 по 1914 г.г. Пришвин пишет такие произведения как «У стен града невидимого», «Адам и Ева», «Черный араб». В период Первой Мировой войны Пришвин активно занимается корреспондентской деятельностью, публикует очерки и статьи в различных изданиях.

Революционный период Михаил Пришвин принял с большим недоверием и тревогой – сохранились его дискуссии с А. Блоком, призывающим к поддержке творческой интеллигенции большевиков.

Пришвин считал, что мировая война высвободила чудовищное зло, чьей жертвой стали тысячи людей, однако в конце концов соглашался с тем, что теперь у власти стоят молодые, энергичные и деятельные  персоны, способны изменить мир к лучшему. 

В 1920-х годах Пришвин проявляет свое страстное увлечение охотой и краеведением. Эта страсть находит выход в серии детских и охотничьих рассказов, которые впоследствии станут некой «визитной карточкой» писателя, прославят его как «певца русской природы». Также Пришвин работает над автобиографическим романом «Кащеева цепь», над которым он станет трудиться до самой своей смерти. 

Пришвин продолжает путешествовать по северу, создает такие произведения как «Неодетая весна», «Осударева дорога», «Берендеева чаща».

Великую Отечественную Войну писатель проводит в эвакуации, не переставая, впрочем, работать: в 1943-м году он выпускает рассказы под названием «Лесная капель» и «Фацелия». В 45-м году Пришвин пишет знаменитую «Кладовую солнца».

Кроме того, в течение почти пятидесяти лет, Михаил Пришвин вел личные дневники, которые представляют собой уникальную художественную ценность и позволяют в полной мере оценить творческие поиски и развитие писателя.

Интересно также то, что еще со времен своего первого путешествия по северу, Пришвин увлекся фотосъемкой. В двадцатые годы он изучает искусство фотографии с особенным рвением, считая, что с помощью «фотографического изобретательства» сможет дополнить свое «несовершенное словесное искусство». 

В течение жизни у Михаила Пришвина было две супруги – простая смоленская крестьянка Ефросинья Павловна, с которой они впоследствии развелись, а также Валерия Дмитриевна Лиорко, которой пришлось также получить развод, чтобы связать себя узами брака с писателем в 1940-м году. У Пришвина было три сына: один из них, Сергей, умер во младенчестве, другой Лев (1906—1957), стал достаточно популярным беллетристом, а третий, Петр (1909-1987) посвятил жизнь охотоведению, стал автором мемуаров. 

Писатель Михаил Михайлович Пришвин скончался от рака желудка 16 января 1954 года, он похоронен на Введенском кладбище в городе Москве. 

Виктория Козлова



Источник: http://www.dailyculture.ru/stati/bio/mikhail_prishvin_pevets_russkoy_prirody/

М.М. Пришвин: Певец русской природы

«Мои молодые друзья!

Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, родина.

И охранять природу – значит охранять родину»

                                                                                                                                              М. Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин

(1873-1954)


Каждый талантливый художник создает свой мир, – вводя в него проблемы, которые его волнуют, свою боль и радость, освещая этот мир особым, только ему свойственным пониманием прекрасного. Свой, светлый и радостный мир создал и Михаил Пришвин.

Вся жизнь М.М. Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он любил лес и все живое.

Первая  книга М. Пришвина «В краю непуганых птиц» вышла в 1907 году и сразу сделала его известным писателем. В русской литературе появилось новое имя – Пришвин.

В детскую литературу Пришвин пришел в 20-е годы XX столетия. Он написал для детей короткие художественные очерки, рассказы о животных, фенологические заметки. Первый пришвинский сборник рассказов для детей назывался «Матрешка в картошке». Вышел он в 1925 году. Итоговой книгой стал «Золотой луг» (1948), объединивший почти все детские рассказы писателя.

Обращаясь к юному читателю, художник утверждает, что мир полон чудес и «это… чудеса не как в сказке о живой воде в мертвой, а настоящие… они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто ты, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим».

Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их перед ребенком.

Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях («Именины осинки», «Колокольчик» и др.

), в сравнениях («Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие елочки-голоножки»; «Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках»), даже просто в названиях рассказов («Осинкам холодно», «Чудесный доктор», «Деревья в плену», «Лисичкин хлеб»).

Писатель считает, что, чем богаче духовный мир человека, тем больше видит он в природе, потому что привносит в нее свои переживания, ощущения.

 Тема природы в творчестве писателя переходит в тему Родины, мотив добра и любви – в мотив патриотизма.

Художественный мир Пришвина так же невозможен без поэзии, как невозможен без юмора. Добрая улыбка над человеком, над животным создает атмосферу радости, смягчает драматизм жизни, укрепляет уверенность в могуществе человечества.

Сам Пришвин никогда не делил свое творчество на «взрослое» и «детское».  «Я всегда, всю жизнь работаю над одной и той же  темой, в которой и детская и общая литература сливается в одно целое», утверждал писатель.

Именно поэтому рассказы для детей или включались им в книги для взрослых, или являлись фрагментами этих книг, соответственно отредактированными.

«Единственной темой, над которой я работаю, – говорил Пришвин, – является дитя, которое я храню в себе».

Главное, что ценил Пришвин в ребенке, что считал нужным культивировать, были оптимизм, чувство удивления миром, отзывчивость на боль и радость. Восхищением перед красотой природы и человека, ее друга и хозяина, проникнуты все произведения писателя.

М.М. Пришвин – замечательный писатель. Он написал много книг, и каждая из них несет все новые и новые открытия.

Список литературы:

  • Воронкова, Л. В стране доброго волшебника // Пришвин, М.М. Моим молодым друзьям / М.М. Пришвин. – М.: Дет. лит., 1989. – С.5-9
  • М.М. Пришвин // Детская литература: учеб. Пособие. – М.: Просвещение, 1989. – С.323-330
  • М.М. Пришвин (1873-1954) // Чернявская, Я.А. Детская литература: хрестоматия / Я.А. Чернявская, Г.В. Регушевская. – М.: Просвещение, 1980. – С.228
  • Козловский, Ю. Поэзия прозы // Пришвин, М.М. Избранное / М.М. Пришвин. – М.: Изд-во «Правда»,1977. – С.3-14
  • Курбатов, В. Родник радости // Пришвин, М.М. Глаза земли / М.М. Пришвин. – М.: Просвещение, 1989. – С. 5-16
  • Пришвин – детям // Ивич, А. Природа. Дети. Очерки / А. Ивич. – М.: Дет. лит., 1975. – С. 3-45
  • Пришвина, В. О Михаиле Михайловиче Пришвине: рассказ-воспоминание // Пришвин, М.М. Кладовая солнца: сказка-быль и рассказы / М.М. Пришвин. – М.: Дет. лит., 1912. – С.5-16
  • Пришвина, В. О Михаиле Михайловиче Пришвине: рассказ-воспоминание // Пришвин, М.М. Моим молодым друзьям / М.М. Пришвин. – М.: Дет. лит., 1989. – С.325-345
  • Солоухин, В.А. Очарованный странник // Пришвин М.М. и др. Золотой луг: Рассказы. – М.: Дет. лит., 1982. – С. 5-14
  • Федоров, В. Предисловие // Пришвин, М.М. Курымушка / М.М. Пришвин. – М.: Дет. лит., 1986. – С.5-10
  • Шкловский, Е. В поисках гармонии (Пришвин и Паустовский) // Пришвин, М.М. Повести. Рассказы / М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Агентство «КРПА «Олимп», 2001. – С.5-16

Источник: http://fil-3.ucoz.com/publ/pisateli_i_poehty/m_prishvin/pevec_russkoj_prirody/23-1-0-22

«Певец русской природы»

МБОУ СОШ № 8 с. Спасское

Спасского района Приморского края

Рожанская М. В.

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растёт

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать

Как этот человек…

М. Цуранов

М. М. Пришвин родился в Орловской губернии. Жилось семье трудно мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он убегал из первого класса гимназии в золотую страну Азию — его вернули обратно. Но затем из гимназии все-таки исключили. За революционную работу он отсидел год в тюрьме. Потом вынужден был уехать за границу

В годы Первой мировой войны Пришвин был военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Работал учителем в сельской школе, библиотекарем, даже был директором школы

К писательскому творчеству пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 г. Однако лишь в 1925 г. вышла его первая детская книжка «Матрёшка в картошке»

Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями

Вот как он вспоминал об этом.

«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда, и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался»

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал её север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озёра. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо

Пришвин писал свои книги с натуры, как художник пишет картины, смотрел в лицо весеннему или летнему дню, вдыхал запах ветра, цветов, хвои, свежей озерной воды, следил за движением облаков на небе и за полетом стрижей — и писал. Так родилась одна из лучших книг Пришвина: «Родники Берендея»

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям

Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

Почти все свои книги Пришвин написал для детей, но так написал, чтобы и взрослым тоже интересно было прочесть. Он верил, что в каждом человеке, до самых преклонных лет, где-то внутри остаётся, живёт ребёнок, мальчишка или девчонка.

С человеком всякое может случиться в жизни, но ребёнок в нём сохраняет веру в добро, справедливость и красоту.

Чтобы вспомнить в себе ребёнка, взрослому нужно отправиться в лес, сесть на пенек, оглядеться и вслушаться в голоса птиц, букашек, ветвей и листьев…

Пришвин стал учителем для многих русских писателей, которые посвятили свои произведения красоте родной природы

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»

К. Паустовский

Сидящая на уступе птица-сирин, таинственная птица счастья. Расправив крылья, запрокинув голову. Она поёт, сливаясь в песне с травами, цветами, животными, птицами – всем тем, что так любил в своей жизни Михаил Михайлович Пришвин

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/pieviets-russkoi-prirody

«Певец русской природы» · Виртуальные выставки · МБУК «ЦБС им. Горького» г. Красноярск

Отдел внестационарного обслуживания ЦГБ им. Горького представляет виртуальную выставку к 145 летию со дня рождения Пришвина Михаила Михайловича.Пришвин Михаил Михайлович (1873— 1954), писатель.Родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье.С 1883 г. учился в Елецкой гимназии, из которой был отчислен в четвёртом классе за дерзость учителю.

Читайте также:  Стихи о зиме: н. а. некрасов "мороз-воевода" (из "мороз, красный нос")

Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище.В 1893 г. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института. Увлечение марксистскими идеями привело в 1897 г. к аресту и высылке в город Елец.В 1900 г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращении в Россию работал агрономом.

В 1906 г. произошёл резкий перелом в жизни Пришвина — он совершил путешествие в Карелию, результатом которого стало обращение к литературе. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках необъятной страны — на Дальнем Востоке и в Казахстане, в Поволжье и на Крайнем Севере. Каждая поездка вносила свою толику (повесть, рассказ) в сотворение многоликой картины природы.

В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями.Первый рассказ Пришвина «Сашок» появился в 1906 г. Через год вышла в свет книга «В краю непуганых птиц», объединившая путевые очерки о природе, быте и речи северян.

Все произведения писателя, в числе которых «За волшебным колобком» (1908 г.), «Чёрный араб» (1910 г.), «Башмаки» (1923 г.), проникнуты страстной любовью к родной природе, простым людям, пониманием своеобразной поэтики их сосуществования.В более поздних работах автор вплетает в повествование сказочные и фольклорные мотивы: «Родники Берендея» (1925 г.), «Женьшень» («Корень жизни», 1933 г.

), «Корабельная чаща» (1954 г.), «Осударева дорога» (1957 г.). Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (оба 1939 г.), «Кладовая солнца» (1945 г.).Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вёл на протяжении всей жизни.

В них идёт постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об обществе, стране, времени.

Умер 16 января 1954 г. в Москве.

  • Р2П 77Пришвин, М. М.     За волшебным колобком : повести / М. М. Пришвин. — М. : Моск.  рабочий, 1984. — 416 с. — 2.20 р.В книгу вошли известные произведения М.М. Пришвина «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Никон Староколенный», «Черный Араб».
  • Р2П 77Пришвин, Михаил Михайлович.     Глаза земли / М. М. Пришвин ; [сост., вступ. ст. В. Я. Курбатова]. — Москва : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1989. — 301, [2] с. — (Школьная  библиотека). — 425000 экз. — ISBN 5-09-001158-3 (в пер.) : 1800.00 р., 18  р., 6.00  р.Книга «Глаза земли» создана из дневников 1946–1950 годов. Это — собрание мыслей, представленных в афористической или поэтической образной форме.

Источник: http://www.perensona23.ru/resources_new/exposition/pevets-russkoy-prirody.htm

Певец русской природы (стр. 1 из 2)

План:

I. Певец русской природы

II. Краткие сведения биографии

III. Творчество Левитана

IV. Описание картины «Март»

V. Картины Левитана: «Март», «Владимирка», «Осенний день. Сокольники.»

VI. Заключительная статья

I . У русской природы было много певцов. У каждого из них существовали в стране свои любимые места и были свои пристрастия. Каждый из писателей и художников открывал в русской природе те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним своим современникам и потомкам.

Но ни у кого из художников природа средней России не была выражена с такой полнотой, как у Исаака Ильича Левитана. Почти никто из художников до Левитана не показал глубокого очарования, таящегося в простоте русского пейзажа.

Почти никто до Левитана не показал величия наших просторов, скрытую силу наших мягких, подчас как бы затушеванных красок, всю живописность самых обычных вещей – от дождя, моросящего над порубкой, до тропинки, ведущей от колодца к избе.

Вглядываясь в картины Левитана, мы ловим себя на том, что написанное этим превосходным художником мы много раз видели вокруг себя, но не запомнили. Все это проскользнуло мимо нас, как пейзаж за окнами вагона.

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет вглядеться в природу и передает нам свою любовь к родине.

Большинство из нас умеет просто смотреть, тогда как мы должны учиться вглядываться, пристально наблюдать и запоминать.

Только тогда мы откроем в окружающей нас природе такое разнообразие форм и красок, о каком раньше и не подозревали. Вот такому углублённому наблюдению природы учат нас художники и в первую очередь Левитан.

При жизни Левитана было принято искать и находить в его картинах различные оттенки грусти, печали и даже уныния. Время было унылое. Оно пыталось окрасить все окружающее в свой цвет. Левитановское уныние – это, конечно, глубочайшая неправда.

Как можно назвать печальным художника, раскрывшего все богатство красок русской природы во всей их непрерывной изменчивости?! Как можно говорить о грусти художника, картины которого пропитаны до последней нитки на холсте любовью к своей стране?!

Грусти не было и нет.

Но иногда при виде картин Левитана у нас появляется вполне законное сожаление, что мы не можем вот сейчас, в эту минуту, немедленно перенестись в те места, которые изображены на полотне.

Это вовсе не грусть, это совсем иное – действенное, живое, плодотворное, всем знакомое чувство, которое мы называем грустью только потому, что не можем его точнее определить.

Всю жизнь Левитан отдал тому, чтобы воспеть нашу родную страну. Поэтому так велика наша благодарность художнику.

II . Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника.

Он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. В его бумагах нашли пачку, на которой рукой Левитана было написано: “Сжечь, не читая”. Воля умершего была исполнена.

Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты его жизни.

Он родился в небогатой еврейской семье железнодорожного служащего. Рано потеряв отца и мать, остался без всяких средств к существованию. Его детство и юность были полны лишений, унижения. Как еврей он не раз подвергался различным гонениям.

Даже будучи всеми признанным, знаменитым художником, он был вынужден оставить Москву, и только упорные хлопоты его друзей позволили ему вернуться и получить право жительства в ее окрестностях. В 1873г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Его учителями были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа – сначала А.К.Саврвсов, затем В.Д.Поленов. Картины художника, начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники.», «Мостик. Саввинская слободка.») словно говорят: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование ее пейзажей в другом.

Здесь все требует неторопливого, вдумчивого взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, может быть более глубокая и одухотворенная.

III . Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, четкие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, все зыбко, мягко, почти неуловимо. Однако русский пейзаж открывает взору простор, за которым угадывается еще простор – и так без конца («После дождя. Плес»). Художник говорил: «Только в России может быть настоящий пейзажист».

В картине «У омута» Левитан обыгрывает образы народной поэзии: омут – место недоброе, обиталище нечистой силы. Это место отчаяния – здесь сводят счеты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным; весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца трудного пути. Живописец К.А.

Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но…она разлита в природе…Я бы хотел выразить грусть».

Подобные чувства вызывает и знаменитое полотно «Владимирка». Пустынная, бескрайняя дорога – путь осужденных на каторгу – рождает ощущение безысходности.

Картину «Над вечным покоем» можно назвать философским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как земля. Тайна смерти («вечный покой» — слова из заупокойной молитвы) и тайна жизни (небо – символ бессмертия) скрыты в этом произведении.

Одна из самых лирических картин Левитана – «Вечерний звон». Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой и монастыря близ города Юрьевца на Волге.

Мастеру хотелось передать чувство умиротворенности, которое рождалось в его душе при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов этих скромных обителей. На картине изображен летний вечер. По нежно-голубому небу плывут розовые облака.

Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражаются в ней и собор с колокольней небольшого монастыря на другом берегу. Вокруг монастыря лесок, освещенный последними лучами заката.

Художник не использует здесь ни ярких красок, ни резких контрастов; все тона на полотне приглушенные, спокойные. Кажется, только колокола нарушают тишину уходящего дня.

В 1894 – 1895 гг. в душе художника произошел перелом. После печальных неярких полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Одна из таких работ – «Золотая осень». Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту.

Все русские художники рубежа XIX XX вв., изображавшие природу, так или иначе, испытали влияние творчества Исаака Левитана – признавая или отвергая его живописную манеру.

IV . Картина Левитана «Март» своими торжествующе-радостными красками снискала себе широкую известность: это произведение может быть названо одним из самых поэтичных русских пейзажей конца XIX в.

Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, еще не заявились в наших краях.

Но уже солнышко пригревает, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней – все предвещает весну: вся природа, все предметы – все пронизано ожиданием.

Это состояние по-своему выражает и смирная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина.

Левитан давно уже отказался в своих пейзажах от развлекательно-бытовых фигурок.

Но лошадка его в «Марте» составляет средоточие всего пейзажа: убрать ее из картины нельзя, как нельзя вытащить сердце из живого тела.

Здесь ничего и не происходит, да и не может произойти; мы всего лишь стоим вместе с этой деревенской лошадкой, стоим и ждем, и в состоянии часами любоваться этой первой улыбкой пробуждающейся весны.

Недосказанность повышает поэтическую прелесть этого пейзажа: пустая скворечня на высоких еще голых ветвях тополя напоминает, что скоро должны вернуться ее обитатели, незакрытая дверь служит приметой того, что здесь только что был человек. Построение «Марта» отличается исключительной простотой, ясностью и точностью.

Край деревянного дома с его уходящими в глубь картины досками, а также широкая полоса оттаявшей дороги вовлекают жителя в картину, помогают ему мысленно в нее войти, но от большинства других пейзажей Левитана «Март» отличается более замкнутым, уютным характером; движение вглубь несколько ослабляется созвучными с очертаниями дороги линиями стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов, которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени. Горизонтальный край снежного поля делит картину на две разные части и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простые соотношения линий не навязчивы: все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность, и завершенность. К этому пейзажу Левитана нельзя ничего прибавить, от него нельзя ничего отнять. В отличие от более ранних пейзажистов, которые стремились показать весь предмет, уместить в пределах картины все дерево, весь дом, Левитан складывает свою картину как бы из отдельных отрывков, срезанных рамой, но все эти части, фрагменты образуют законченное целое, составляют своеобразное единство. Никогда еще прежде он не находил в природе такой счастливой завершенности, как около этого деревенского дома, на опушке леса.

Источник: http://MirZnanii.com/a/127225/pevets-russkoy-prirody

М. Пришвин. Человек и природа

В русской литературе тема природы тесно переплетается с культурой самобытности русского человека, его утонченностью и лиричности образа для которого характерна легкость смены настроения, словно смена погоды и времени года в природе.

Природа и человек в художественной литературе, как и в русской прозе и в поэзии, неразрывно тянутся друг к другу, выражая образ загадочности и ранимости русской души.

Человек и природа. М. М. Пришвин — «Певец русской природы»

left0С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку.

Читайте также:  Цитаты об осени

И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один все же выделяется на общем фоне. Речь идет о Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы.

Любовь к этому писателю возникает еще в младших классах, и многие проносят в течение всей жизни.

Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина

Едва только начинаешь читать произведения Михаила Пришвина, сразу же начинаешь понимать их особенности. В них нет каких-то политических подтекстов, которые так любили его современники, нет ярких заявлений и призывов обществу.

Все произведения отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные.

И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно единство с природой.

Однажды Пришвин сказал: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Эту фразу можно смело назвать системообразующей в его рассказах, потому как в них мы видим открытого и думающего человека, с чистым сердцем рассуждающего об истинных ценностях.

Несмотря на то, что Пришвин пережил несколько войн и революцию, он не переставал восхвалять человека за его стремление познать жизнь со всех сторон. Конечно, любовь к природе стоит особняком, ведь в его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной, что подчеркивает единство.

Очень точно о Михаиле Михайловиче в свое время высказался другой великий писатель – Максим Горький. Он говорил, то ни у одного из русских писателей не встречал настолько сильной любви к природе. И действительно, Пришвин не только любил природу, он старался узнать о ней все, а затем передать эти знания своему читателю.

Рассуждения о чистоте человеческой души

Михаил Пришвин искренне верил в людей, стараясь видеть в них только хорошее и позитивное. Писатель считал, что с годами человек становится мудрее, он сравнивал людей с деревьями: «…так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше». И кому как не Пришвину, пережившему тяжелые удары судьбы, знать об этом.

В основу человеческих отношений писатель ставил взаимопомощь, потому как человек должен был всегда находить опору в своих друзьях и близких. Он говорил: «Высшая нравственность – это жертва своей личностью в пользу коллектива».

Тем не менее, с любовью к человеку у Пришвина могла сравниться только его любовь к природе. Многие произведения написаны так, что в каждой фразе скрывается глубокий смысл, рассуждение о тонком взаимоотношении человека и природы.

«Кладовая Солнца»

Михаил Пришвин за свою жизнь написал множество произведений, которые до сих пор восхищают своим глубоким смыслом.

И «Кладовая Солнца» по праву считается одним из лучших его творений, ведь в этом произведении мы смотрим на чудесный мир глазами двух детей: брата и сестры Митраши и Насти.

После смерти родителей на их хрупкие плечи взвалился тяжелый груз, потому как всем хозяйством им пришлось управлять самим.

Как-то дети решили сходить в лес за клюквой, взяв с собой необходимые вещи.

Так они дошли до Блудова болота, о котором ходили легенды, и здесь брату и сестре пришлось расстаться, потому как «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой».

Настя и Митраша оказались один на один с природой, им предстояло пройти множество испытаний, главным из которых являлась разлука. Тем не менее, брат и сестра смогли встретиться друг с другом, и Митраше в этом помогла собака Травка.

«Кладовая Солнца» дает нам возможность узнать, насколько тесно переплетены между собой человек и природа. Например, в момент спора и расставания Митраши и Насти тоскливое настроение передалось и природе: даже повидавшее многое на своем веку деревья стонали.

Однако любовь Пришвина к людям, его вера в них дала нам счастливый конец произведения, ведь брат и сестра не только встретились, они еще смогли выполнить задуманное: собрать клюкву, которая «кислая и очень полезная для здоровья растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью».

Источник: https://www.freedocs.xyz/docx-334373283

Певец русской природы :

К 145-летию со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина

Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд.
К. Паустовский

4 февраля 2018 года исполняется 145 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954), русского писателя, знатока русской природы. Без произведений М. Пришвина «Времена года», «Корабельная чаща», «Кладовая солнца» не обходится в России ни одна школьная программа.

В своём произведении «Золотая роза» Константин Паустовский писал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».

Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 года, в крохотном, оскудевшем имении Хрущёво-Лёвшино Елецкого уезда Орловской губернии. Из этих же мест вышел и Иван Бунин. По словам К. Паустовского, Бунин точно так же, как и Пришвин, умел «наполнять природу окраской человеческих дум и настроений».

И объясняется это тем, «что природа восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца, – очень русская, очень простая и небогатая. И вот в этом ее свойстве, даже в некоторой ее суровости, и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина.

На простоте яснее выступают качества земли, острее делается взгляд и собраннее мысль».

Отец Пришвина, купеческий сын, поэт и мечтатель в душе, растил и сам выезжал орловских рысаков (знаменитая порода лошадей), сажал сады и выводил новые сорта цветов, был превосходным охотником, удивительным рассказчиком.

Крупный проигрыш в карты не только заставил его заложить имение и конный завод, но и вконец подорвал его здоровье. Разбитый параличом, он умер, оставив жене расстроенное хозяйство, пять человек детей и задолженность банку.

 

Это случилось, когда младшему в семье Мише Пришвину шёл восьмой год. Учился он сначала в деревенской школе, а потом в Елецкой гимназии, откуда был исключён за то, что нагрубил учителю.

Учась позднее на химико-агрономическом факультете Рижского политехнического института, Пришвин впервые столкнулся с запрещённым тогда марксизмом.

Молодой Пришвин больше воспринимал марксизм как поэтическую мечту, чем как политическое учение. Вскоре за перевод марксистских брошюр Пришвин был отдан под суд. Около года он провёл в тюрьме.

В 1900 году Пришвин уехал в Германию, где окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета.

Первый рассказ писателя «Сашок» был напечатан в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. В это же году Пришвин отправился в своё первое путешествие по родной стране. Результатом явились две книги о Севере – «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком».

За книгу «В краю непуганых птиц» Пришвин был удостоен серебряной медали Императорского географического общества и звания действительного его члена.

В следующих книгах «За волшебным колобком» (1908), «Чёрный араб» (1910) и других сочетал научную пытливость с особой философией и поэзией природы, определивших его особое место в русской литературе.

Во время Первой мировой войны (19141918) Пришвин был санитаром и военным корреспондентом.

После Октябрьской революции у Пришвина, имевшего в своём родном селе 30 десятин земли, вспаханной даже без посторонней помощи, сначала отобрали землю, затем ему приказано было сдать охотничье ружьё.

Наконец, в деревню пришли «какие-то чужие люди» и стали требовать от крестьян… «удаления» писателя.

Некоторое время Михаил Пришвин был сельским учителем. В очерке «Школьная Робинзонада» (1924) он рассказал, как учителя и ученики синели в классах от холода, как добывали всей школой дрова.

До конца своих дней писатель потом вспоминал трогательную заботу местных крестьян.

Один из них, видя, что учитель ходит в лаптях или в дырявых галошах на босу ногу, подарил ему сапоги, сказав при этом: «Вы не думайте, что помрёте с голоду, этого я не допущу, вы только учите, а душку вашу я подкормлю».

В 1928 году М. Пришвин закончил работу над романом «Кощеева цепь». Это повествование подводило итог пути, пройденного писателем до революции.

Работая над романом, автор пробует себя и в жанре «охотничьего рассказа» – рассказы «Анчар», «Ярик», «Кэт», «Любовь Ярика», «Смертный пробег», «Медведи», вошедшие в книгу «Календарь природы».

В этих рассказах он остаётся художником жизни, поэтом и мудрецом, думающим прежде всего о человеке.

1930-е годы – плодотворнейший период в жизни Пришвина. Им написаны лучшие его поэмы в прозе «Женьшень», «Фацелия», «Лесная капель», сборники детских рассказов «Золотой луг», «Дедушкин валенок», «Зверь бурундук», «Лисичкин хлеб». Пришвин пересказал для детей большую повесть индейского писателя Вэша Куоннэзина (Серая сова) «Саджо и её бобры».

Во время войны писатель отказался от эвакуации в тыл и остался под Москвой. Война, как говорил сам Пришвин, заставила его «начать новый период литературной деятельности». Этот период завершился созданием повестей-сказок «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща» и романа-сказки «Осударева дорога».

Неподалёку от села, где жил Пришвин, разместился детский дом эвакуированных из Ленинграда сирот. Писателя потрясло их несчастье. Но в рассказах о ленинградских детях он концентрирует внимание читателей не на страданиях, а на силе духа этих детей.

Сказка-быль «Кладовая солнца» написана в первые дни после войны. Появление этого произведения было встречено восторженными отзывами критики, скорым признанием читателей, первой премией на конкурсе Детгиза (Детское государственное издательство). Дружба маленьких брата и сестры, их жизненная стойкость – главная тема сказки.

В произведениях М. Пришвина часто разговаривают собаки, утята, грачи, но писатель всегда при этом даёт понять, что разговаривают они не на самом деле, а что так кажется человеку, так понимает их сам художник. «Животное надо изображать как животное», – писал он.

Многим рассказам Пришвина о животных присущ  добродушный юмор, на который так охотно откликаются дети. Юмором овеяны рассказы «Белый ожерелок», «Курица на столбах», «Пиковая дама», «Ёж», «Сват» и другие.

В произведениях для детей большое значение имеют включённые в них элементы научных знаний. Только нужно, чтобы эти знания органично входили в ткань произведения. Это блестяще умел делать мудрец и художник Михаил Пришвин.

Михаил Михайлович Пришвин – это было имя для города, а в тех местах, где Пришвин чувствовал себя дома – в избах объездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звёздами полевого русского неба, – звали его просто Михалычем. И, очевидно, огорчались, когда этот человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездившиеся под железными крышами, напоминали ему об его «журавлиной родине».

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только «по велению сердца». В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, – всегда созидатель, обогатитель и художник.

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае, он вряд бы открыл миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Просто на это у него не хватило бы времени.

Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» этой природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником ее красотой.

Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остается убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал».

На склоне лет Пришвин встретил друга – любимую женщину, жену, которая не только при жизни понимала каждый его вздох, но и после его смерти ровно двадцать пять лет несла его мудрый тихий огонь. Книги, написанные Валерией Пришвиной о Михаиле Пришвине, – это не просто воспоминания и литературные исследования, а просто два живых дыхания, как бы слившихся в одно.

Источники: 

Константин Паустовский Повесть о лесах. Золотая роза. – Режим доступа: https://profilib.net/chtenie/108947/konstantin-paustovskiy-tom-3-povest-o-lesakh-zolotaya-roza-69.php

http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/text/zolotaya-roza/roza_27.htm

Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен : биобиблиогр. справочник. Ч. II. М–Я. – М., 2002.

Источник: http://www.kdb27.ru/articles/pevets-russkoi-prirody

Ссылка на основную публикацию