А. с. пушкин «няне»: анализ стихотворения

Анализ стихотворения Пушкина Няне



Стихотворение «Няне» было написано в Михайловском в 1826 году. В 1824-1826 годах няня поэта Арина Родионовна вместе с Пушкиным жила в Михайловском, разделив с ним изгнание.

Она оказала большое влияние на его творчество, занятия фольклором, увлечение народной поэ­зией, сказками.

Время, проведенное вместе с няней, поэт неоднократно воспел в стихотворениях, а ее черты воплотил в образах няни Татьяны Лариной, няни Дубровского, женских образах ро­мана «Арап Петра Великого» и т. д. Арине Родионовне посвящено и знаменитое пушкинское стихотворение «Няне».

В стихотворении поднимается тема самоотверженной материнской любви. Ее воплощением является няня, которой и посвящено произведение. Все стихотворение пронизано нежностью, любовью и бесконечной благодарностью лирического героя к ней.

Обращаясь к няне, он находит самые трогательные и ласковые эпитеты: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя». Поэт рисует образ женщины, все мысли и чувства которой посвящены прежде всего лирическому герою, питомцу.

Пушкин использует очень выразительный образ, чтобы передать, с какой надеж­дой няня ждет его, как беспокоится о нем: спицы, которые то и дело замирают в ее руках, когда она смотрит в окно.

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Анализ стихотворения ПУШКИН «НЯНЕ»

Проанализируйте стихотворение. Каким предстает образ лирического героя в этом стихотворении?

Это стихотворение А.С. Пушкин посвятил Арине Родио­новне Яковлевой, доброй и заботливой своей няне, оберегаю­щей поэта в трудные жизненные минуты. Оно было написано в 1826 году, во время разлуки с ней после двух лет совместной жизни в Михайловском.

Лирический герой этого стихотворения — искренний, нежный, любящий, хранящий в своей душе образ родного че­ловека — своей няни. Она бесконечно дорога ему, потому что всегда была рядом.

Читатель чувствует искреннюю любовь поэта уже в первой строфе. Характерно его обращение к няне: «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!».

Он вни­мателен к ней, чутко относится к ее чувствам, понимает, что она переживает о нелегкой судьбе поэта:

Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.

Как лирический герой тоскует в разлуке со своей няней, так и она, проникнутая материнским чувством, мечтает уви­деться со своим воспитанником:

Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия,заботы Теснят твою всечасно грудь.

Здесь исподволь возникает мотив блудного сына, разлу­ченного с родным домом, близкими людьми. В голосе лири­ческого героя звучат грустные, тревожные нотки.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитеты («Подруга дней моих суровых, Голуб­ка дряхлая моя!»), сравнение («горюешь, будто на часах»), лек­сический повтор («давно, давно ты ждешь меня»). На фонети­ческом уровне находим аллитерацию и ассонанс («Тоска, пред­чувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе…»).

Таким образом, лирический герой Пушкина раскрывает свой внутренний мир через отношение к близкому ему чело­веку.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения пушкина няне
  • анализ стихотворения няне
  • анализ стихотворения пушкина няня

Анализ стихотворения Пушкина «Няне» (1)

Стихотворение — послание посвящено няне поэта — Арине Родионовне Яковлевой. С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность и забота выражается в нем щедро и открыто.

И в то же время произведение пронизано грустью, щемящей болью, чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Как и в стихотворении «Зимний вечер». поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена.

«Подруга дней моих суровых» — образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь. Во второй перифразе «голубка дряхлая моя» — выражение нежности и сыновней заботы.

Сердечное, народное слово «голубка» соединяется с неожиданным, с легким оттенком дружеской шутки словом «дряхлая»; местоимение «моя» усиливает ласковый тон обращения.

Эта нежность и забота так понятны, когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся ее жизнь в думах о нем, в ожидании.

Стихотворение написано астрофической строкой, но его можно разделить на 4 части.

Первая — обращение лирического героя к няне. Строки второй части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. Во третьей части. мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая все ее переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы», и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания.

Метафора «медлят поминутно спицы в ее наморщенных руках» позволяет предположить, что няне так и хочется прислушаться.

не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто – нибудь… вот она подходит к воротам (или смотрит на них из окна) все с тем же чувством… Но нет никого… Эпитет «забытые» передает тяжесть одиночества няни.

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия: ведь не ясна его судьба, не устроена жизнь, и «черный отдаленный путь» превращается почти в символ разлуки… Об этом четвертая часть стихотворения.

Произведение очень лирично, эмоциональность усиливается повторами: «Давно, давно ты ждешь меня», в стихотворении прямо названы чувства няни: ждешь, горюешь, тоска, предчувствия, заботы, а также метафорически: «теснят твою всечасно грудь».

Звучание стихотворения создает музыкальный, почти песенный ритм. Длинные строки подчеркивают грустное настроение лирического героя, его тоску по близкому человеку. В стихотворении мы словно слышим вздохи бедной старушки, ждущей своего питомца. Четырехстопный ямб как нельзя лучше передает понятные всем переживания и няни, и поэта.

Лирический герой представляется мне глубоко переживающим человеком. Он печалится. Страдает от разлуки с няней, его терзает чувство вины за долгое отсутствие.

В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души.

В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине- матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества.

Удивительно образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, отражает его сердечное участие. Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти два столетия и не может оставить равнодушным.

©»» .

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

Стихотворение А.С. Пушкина «Няне»- одно из самых душевных его творений .

Стихотворение — послание посвящено няне поэта- Арине Родионовне Яковлевой. С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность и забота выражается в нем щедро и открыто.

И в то же время произведение пронизано грустью, щемящей болью, чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Как и в стихотворении «Зимний вечер», поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена.

«Подруга дней моих суровых»- образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь. Во второй перифразе «голубка дряхлая моя» — выражение нежности и сыновней заботы.

Сердечное, народное слово «голубка» соединяется с неожиданным, с легким оттенком дружеской шутки словом «дряхлая»; местоимение «моя» усиливает ласковый тон обращения.

Эта нежность и забота так понятны, когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся ее жизнь в думах о нем, в ожидании.

Стихотворение написано астрофической строкой, но его можно разделить на 4 части.

Первая- обращение лирического героя к няне. Строки второй части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. Во третьей части. мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая все ее переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы».

и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания. Метафора «медлят поминутно спицы в ее наморщенных руках» позволяет предположить, что няне так и хочется прислушаться.

не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто – нибудь…вот она подходит к воротам ( или смотрит на них из окна) все с тем же чувством… Но нет никого … Эпитет «забытые» передает тяжесть одиночества няни.

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия: ведь не ясна его судьба, не устроена жизнь, и «черный отдаленный путь» превращается почти в символ разлуки… Об этом четвертая часть стихотворения.

Произведение очень лирично, эмоциональность усиливается повторами: «Давно, давно ты ждешь меня», в стихотворении прямо названы чувства няни: ждешь, горюешь, тоска. предчувствия, заботы, а также метафорически: «теснят твою всечасно грудь».

Звучание стихотворения создает музыкальный, почти песенный ритм. Длинные строки подчеркивают грустное настроение лирического героя, его тоску по близкому человеку. В стихотворении мы словно слышим вздохи бедной старушки, ждущей своего питомца. Четырехстопный ямб как нельзя лучше передает понятные всем переживания и няни. и поэта.

Лирический герой представляется мне глубоко переживающим человеком. Он печалится. Страдает от разлуки с няней, его терзает чувство вины за долгое отсутствие.

В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души.

В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине- матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества.

Удивительно образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, отражает его сердечное участие. Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти два столетия и не может оставить равнодушным.

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkina/nyane

«Няне» А. Пушкин

В старину воспитанием детей в дворянских русских семьях занимались не гувернеры, а няни, которых обычно подбирали из крепостных крестьян. Именно на их плечи ложились повседневные заботы о барских малышах, которых родители видели не более нескольких минут в день.

Именно так протекало детство поэта Александра Пушкина, который практически сразу же после рождения был передан на попечение крепостной крестьянки Арины Родионовны Яковлевой. Эта удивительная женщина впоследствии сыграла в жизни и творчестве поэта очень важную роль.

Благодаря ей будущий классик русской литературы смог познакомиться с народными сказками и преданиями, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях.

Более того, став взрослее, Пушкин доверял няне все свои секреты, считая ее своей духовной наперсницей, которая может и утешить, и подбодрить, и дать мудрый совет.

Арина Яковлева была закреплена не за конкретным поместьем, а за семьей Пушкиных. Поэтому когда родители поэта продали одно из своих имений, в котором проживала крестьянка, то забрали ее с собой в Михайловское.

Именно здесь она прожила почти всю свою жизнь, изредка выезжая вместе с детьми в Петербург, где они проводили время с осени до весны. Когда Александр Пушкин окончил лицей и поступил на службу, его встречи с Ариной Родионовной стали редкими, так как поэт практически не бывал в Михайловском.

Но в 1824 году он был сослан в родовое имение, где провел почти два года. И Арина Родионовна в этот непростой период жизни поэта была его самым верным и преданным другом.

В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил этой мудрой и терпеливой женщине свои признательность за все, что им вместе довелось пережить.

Поэтому неудивительно, что с первых строк произведения поэт обращается к этой женщине достаточно фамильярно, но, вместе с тем, очень уважительно, называя ее «подругой дней моих суровых» и «дряхлой голубкой». За этими слегка ироничными фразами кроется огромна нежность, которую Пушкин испытывает к своей няне.

Читайте также:  Вьетнам. география, описание и характеристики страны

Он знает, что эта женщина духовно намного ближе ему, чем собственная мать, и понимает, что Арина Родионовна беспокоится о своем воспитаннике, в котором души не чает.

«Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня», — с грустью отмечает поэт, понимая, что эта женщина до сих пор переживает о том, как же сложится его судьба.

При помощи простых и емких фраз поэт рисует образ престарелой женщины, главной жизненной заботой которой по-прежнему остается благополучие «молодого барина», которого она по-прежнему считает ребенком. Поэтому Пушкин отмечает: «Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».

Поэт понимает, что его «старушка» каждый день проводит у окна в ожидании, когда же на дороге появится почтовая карета, в которой он приедет в родовое имение. «И медлят поминутно спицы в твоих морщинистых руках», — отмечает поэт.

Но при этом Пушкин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, и он не в состоянии бывать так часто в Михайловском, как того бы хотелось его старой няне. Поэтому, пытаясь оградить ее от постоянных тревог и волнений, поэт отмечает: «То чудится тебе…».

Его последняя встреча с Ариной Родионовной произошла осенью 1827 года, когда Пушкин был проездом в Михайловском и даже толком не успел поговорить со своей кормилицей. Летом следующего года она скончалась в доме сестры поэта Ольги Павлищевой, и ее смерть очень сильно потрясла поэта, который впоследствии признался, что потерял своего самого верного и преданного друга.

Арина Яковлева похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, однако ее могила считается утерянной.

Источник: http://pishi-stihi.ru/nyane-pushkin.html

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»

Цель урока:

  • познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина;
  • стихотворением, посвященным няне поэта;
  • формировать умения и навыки работы с поэтическим текстом;
  • — развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
  • — обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;
  • — развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;

Поэтическая разминка. Синквейн

  • 1 ряд – няня
  • 2 ряд – подруга
  • 3 ряд — голубка

Александр Сергеевич Пушкин новая встреча

Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это «чудное мгновение», которое длится всю жизнь .

Арина Родионовна Яковлева

В гостях у Пушкина

Пушкин и няня

В гостях у няни

Домик няни Пушкина.

Здесь жила любимая няня Сашеньки Пушкина

Памятники А.С.Пушкину и его няне Арине Родионовне

Загадочный образ

Стихотворение «Няне»

  • Подруга дней моих суровых,
  • Голубка дряхлая моя!
  • Одна в глуши лесов сосновых
  • Давно, давно ты ждешь меня.
  • Ты под окном своей светлицы
  • Горюешь, будто на часах,
  • И медлят поминутно спицы
  • В твоих наморщенных руках.
  • Глядишь в забытые вороты
  • На черный отдаленный путь;
  • Тоска, предчувствия, заботы
  • Теснят твою всечасно грудь.
  • То чудится тебе. . . . . . .
  • 1826

Анализ стихотворения

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины..

Светлица

– в старину: светлая

парадная комната

в доме.

Горюешь, будто на часах

– устар. ворота.

Вороты

Всечасно

– постоянно

.

Образ няни

«Давно, давно

ты ждёшь меня…»

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок- цветов.

  • Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?
  • Каким настроением пронизано это стихотворение?
  • Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

Настроение стихотворения

  • — Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда — более светлыми цветами.
  •  Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.
  •  В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

Лирический герой стихотворения

  • Лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.

Проиллюстрировать стихотворение или создать слайды

  • Одна в глуши лесов сосновых
  • Давно, давно ты ждешь меня. – строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
  • Ты под окном своей светлицы
  • Горюешь будто на часах,
  • И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках. – представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.
  • Глядишь в забытые вороты
  • На черный отдаленный путь:
  • Тоска, предчувствия, заботы
  • Теснят твою всечасно грудь .- кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.
  • То чудится тебе …- возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.

Средства передачи чувств лирического героя и няни

Фонетический уровень(ритм, звукопись, размер)

  • Музыкальный, почти песенный ритм
  • Четырехстопный ямб
  • Можно услышать звук спиц, шаги старой няни
  • Аллитерация на звуки- ш, ж, щ
  • п, т, ч – создают мрачное,
  • печальное настроение
  • последние строки –ассонанс на звуки
  • о, у- передают длительность ожидания, создают настроение грусти

Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения)

  • Перифраза подруга дней моих суровых
  • Подчеркивает дружеские отношения с няней в трудные для него времена — в период ссылки. Для лирического героя няня – друг, который всегда рядом — и в радости, и в горе.
  • Во второй перифразе соединяется сердечное, народное слово голубка и эпитет дряхлая, н есущий оттенок дружеской шутки, местоимение моя усиливает ласковый тон.
  • В этих обращениях — любовь к няне, нежность и забота.
  • Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни
  • Повтор давно , давно
  • Глушь лесов,
  • эпитеты Забытые ворота
  • Черный отдаленный путь
  • передают тяжесть одиночества няни.
  • Черный отдаленный путь
  • — символ разлуки
  • Чувства няни названы прямо : горюешь
  • Тоска, предчувствия , заботы
  • и метафорически: теснят твою всечасно грудь,
  • Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
  • Сравнение горюешь, будто на часах- п ередает постоянство ее томительного ожидания

Грамматический уровень (части речи, грамматические формы)

  • Существительные- 16
  • Глаголы -6
  • ( все глаголы настоящего времени, несовершенного вида – передают томительность долгого, кажется, нескончаемого ожидания)
  • прилагательные- 3
  • причастия- 3
  • местоимения-8 (из них 4- личных)- Это придает звучанию строк лирический, глубоко личный характер.

Синтаксический уровень (структура предложений, их количество)

  • В стихотворении 5 предложений.
  • 1 –восклицательное, содержит обращение;
  • 2- простое,
  • повествовательное, невосклицательное;
  • 3,4- сложные, длинные, грамматические границы предложений и деление на строки не совпадают
  • (Это передает взволнованность речи лирического героя);
  • 5 — предложение не закончено.
  • ( Оно побуждает читателя к раздумьям, размышлениям).

Опорные схемы. Обобщение

Продолжение работы над планом

Продолжение работы над планом

Домашнее задание

  • Подготовиться к письменной работе – «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне» по предложенному плану

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/analiz-stikhotvorieniia-a-s-pushkina-nianie.html

Анализ стихотворения «Няне» Пушкина

Всем известно о том, насколько глубокое и значимое влияние оказала обычная крепостная женщина Арина Яковлева на своего подопечного Александра, няней которого она являлась в его детские годы, ставшего впоследствии знаменитым поэтом.

Именно от Арины Родионовны маленький Пушкин впервые услыхал множество народных сказок и преданий, благодаря ей он полюбил всей душой русский народ и культуру, и многое из того, что успела рассказать ему горячо любимая няня, нашло в дальнейшем отражение в его литературном творчестве.

Нет ничего удивительного в том, что Александр Сергеевич посвятил этому человеку глубоко прочувствованное, хотя и не слишком длинное стихотворение, которому Пушкин дал ясное и выразительное название «Няне».

В самом начале этого произведения поэт обращается к Арине Родионовне, называя ее «подругой дней моих суровых», прекрасно помня о том, что няня всегда находилась рядом с ним в период детства и юности, деля с Александром и радость, и горе. Теперь, давно став взрослым, Пушкин нисколько не забыл прошлого, его искренняя благодарность и уважение к Арине Яковлевой не вызывает сомнений, исходя из первых же строк стихотворения.

По адресу Арины Родионовны из уст поэта звучит и такой эпитет, как «голубка дряхлая моя», в котором звучит и безудержная нежность по отношению к пожилой женщине, и печаль из-за того, что няня находится уже в весьма солидном возрасте и достаточно скоро должен наступить момент, когда женщина покинет этот мир.

Пушкин прекрасно осознает неизбежность ее ухода. Вместе с тем ему отлично известно и о том, что няня изо дня в день, из года в год терпеливо дожидается приезда бывшего воспитанника в его родовое имение, хотя у выросшего Александра Сергеевича, занятого творчеством и светской жизнью, абсолютно нет возможности часто бывать в доме, где прошло его детство.

Поэт с грустью подчеркивает, что действительно редко навещает родные места, тоска по ним звучит в словах «давно, давно ты ждешь меня».

Старая женщина чаще всего находится в полном одиночестве, и Пушкин упоминает в стихотворении о том, что Арина Родионовна, сидя у окна своей комнатки, ежедневно, ежечасно «горюет, будто на часах».

Основным смыслом няни является ожидание подопечного, она постоянно прислушивается к любому звуку, не переставая надеяться на то, что Александр неожиданно появится перед нею.

Несмотря на возраст, Яковлева все же не перестает трудиться, женщина не расстается с вязанием.

Однако из-за охватывающих ее предчувствий и печальных мыслей работа почти не продвигается, «и медлят поминутно спицы», как замечает Пушкин, говоря о тоске и горестях няни.

Руки старой крепостной «наморщены», что снова свидетельствует об ее годах, однако Александр Сергеевич пишет об этих руках с огромным почтением, помня о том, как Арина Родионовна всю жизнь непрерывно работала.

Женщина не отводит взгляда от ворот, в которые на протяжении длительного периода времени никто не въезжает, и ее ни на минуту не оставляют «тоска, предчувствие, заботы», и эти чувства, по словам поэта, буквально ежечасно «теснят» ее грудь.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Стихотворение обрывается фразой «То чудится тебе…», и у читателей нет никаких сомнений в том, что Арине Родионовне кажется, будто к ней все же приехал тот, кого она неустанно дожидается. Это произведение Пушкина проникнуто грустью, искренней жалостью к оставшейся в одиночестве старой няне и в то же время преклонением перед ней, перед ее добротой, великодушием, трудолюбием.

При чтении становится понятно, что Арина Яковлева действительно была для Александра Сергеевича одним из наиболее важных и дорогих людей в его жизни.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/10/analiz-stihotvoreniya-nyane-pushkina.html

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»

В семье Пушкиных всех детей воспитывала няня – Арина Родионовна. Воспитанием А.С. Пушкина занималась тоже она. Арина Родионовна – простая крепостная крестьянка.

Читайте также:  Развивающие занятия для детей на тему лето

Она была не просто няней для поэта, но и одним из самых близких людей, она находилась рядом с ним даже в трудные минуты, всегда поддерживала, помогала.

Сказки, стихотворения и поговорки, которые она рассказывала юному Александру, стали источником его вдохновения. Многое из услышанного от няни легло в основу сказок Пушкина, его стихов.

Александр Сергеевич запечатлел образ свое няни в нескольких произведениях, помимо этого он посвятил ей множество стихотворений. Одним из таких стихотворений является «Няне».

Стихотворение «Няне» — душевное, искреннее и доброе произведение. Пушкин называет няню «голубка дряхлая моя», «подруга дней моих суровых». В этих фразах можно увидеть, с какой любовью, нежностью и заботой поэт относится к своей няне. Он относится к ней не только, как няне, но и как к близкому другу.

В самом начале стихотворения автор обращается к няне, которая, которая ждет его, своего воспитанника, она горюет в разлуке, а время идет медленно. Он отражает это фразами «давно, давно ты ждешь меня», «горюешь». Эти фразы показывают, как долго идет время и как тяжело это ожидание.

Такие эпитеты, как «забытые ворота» и «черный отдаленный путь» отражают грусть няни, одиночество и состояние ожидания.  Здесь можно отметить, что и поэт грустил и скучал по няне, это можно понять по тому, с какой лаской и теплотой он обращается к няне, он понимает ее состояние и разделяет ее чувства.

Фразой «тоска, предчувствия, заботы

теснят твою всечасно грудь» поэт передает, как няня переживает за него, своего воспитанника, от этого на душе становится тяжелее, а ожидание мучительнее.

Автор не закончил свое стихотворение и не назвал его, оно заканчивается фразой «то чудится тебе…». Дальше мы можем  только додумать, что хотел еще сказать автор. Но, несмотря на незаконченность стихотворения, оно было опубликовано. И хоть оно не было дописано, оно в полной мере отражает чувства поэта по отношению к своей няне.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что:

  • Стихотворение несет в себе послание. Оно передает чувства Пушкина к няне, подчеркивает их теплые взаимоотношения.
  • Стихотворение передает глубоко личные эмоции поэта. Несмотря на простоту, в нем раскрываются глубокие чувства, показаны душевные переживания самого автора и его няни.
  • Стихотворение отражает не только отношения Пушкина с няней, оно раскрывает чувства всех матерей и их детей: любовь, тревога, нежность, тоска, забота, грусть.

Источник: http://VashUrok.ru/questions/analiz-stihotvoreniya-as-pushkina-nyane

Александр Сергеевич Пушкин — Няне

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

Давайте послушаем это стихотворение.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

Стихотворение А.С. Пушкина «Няне» — одно из самых простых и искренних признаний в любви поэта к своей няне. Оно наполнено умилением и заботой. Арина Родионовна, которой оно посвящено, заменила поэту мать.

Простая крестьянка с детства окружила будущего поэта теплом, заботой, добрыми сказками и словами любви. По воспоминаниям Александра Сергеевича, она была хорошей рассказчицей, любила петь народные песни.

Образами из детских воспоминаний и рассказанных преданий наполнены знаменитые пушкинские сказки.

Уважение и любовь к Арине Родионовне Пушкин сохранил в сердце. Достаточно сказать, что в переписке со знакомыми всегда было место рассказу о няне, коллеги и друзья поэта постоянно передавали ей приветы. Квинтэссенцией чувств Александра Сергеевича стало стихотворение «Няне».

Жанр стихотворения определяется как послание, потому что наполнено обращениями к одному адресату. По форме и порядку изложения мысли стих напоминает письмо, очень популярный в то время художественный жанр.

Размер стихотворения полностью воплощает образ певучей Арины Родионовны, потому что ритмичен и музыкален. Этого впечатления удается достичь при помощи любимого Пушкиным четырехстопного ямба с перекрестной рифмой. Деления на строфы нет, что делает его похожим на разговорную речь, монолог.

В композиции вырисовывается четыре части. Сначала лирический герой ласково обращается к няне. Затем следует описание уютной избы посреди леса, где живет Арина Родионовна.

Третья часть стиха посвящена описанию старушки, которая постоянно ждет своего любимого воспитанника и волнуется за него. Привычная к ручному труду, она не сидит без дела, тем не менее, ее мысли заняты душевными переживаниями и полны грусти.

Завершение стихотворения рисует тоскливое ожидание Арины Родионовны. Не случайно в конце повествование обрывается многоточием, позволяющим читателю самому продолжить мысль.

Синтаксис стихотворения также подчинен задумке и настроениям автора. Первое предложение восклицательное, наполненное радостными эмоциями. Второе рисует портрет няни.

И два последних — со сложной синтаксической конструкцией — передают чувство вины автора, его терзания.

Пушкин хочет, с одной стороны, позаботиться о любящей няне и не беспокоить ее лишний раз своим отсутствием, с другой, его приезд в Михайловское невозможен.

Благодаря такой композиции и синтаксису лирический герой явно не изображен. Но его присутствие чувствуется в каждой строке, в каждом сердечном обращении и заботливом описании.

Образ няни Арины Родионовны

Центральным образом стихотворения является Арина Родионовна. В тени остается незримое присутствие лирического героя.

Скромная ласковая женщина названа поэтом «голубкой». В народной лирике это образ, олицетворяющий тихую скромность, мудрость, ласку и верность. С нежностью автор употребляет незабываемые перифразы: «голубка дряхлая моя», «подруга дней моих суровых». В них видна искренняя любовь и легкая ирония, рожденная совместными воспоминаниями прожитых лет.

Эпитеты показывают одиночество старушки: «забытые ворота», «черный отдаленный путь».

Метафора о спицах показывает, насколько напряжено внимание Арины Родионовны, которая всегда ждет своего воспитанника и постоянно прислушивается, не известит ли колокольчик о прибытии долгожданного гостя.

Противопоставление светлицы черного пути дает контраст между тихой глушью и бурной светской жизнью, передает тревогу за воспитанника.

Особенного внимания достоин язык стихотворения. Он прост, ясен и понятен даже самому обычному человеку. Это связано с тем, что Арина Родионовна — крепостная крестьянка без образования, но ее простой язык настолько красив и образен, что стал основным объектом изображения в творчестве А.С. Пушкина.

Источник: https://aromatyschastya.ru/nyane

Анализ «Няне» Пушкин

«Няне» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Всех детей в семье Пушкиных сразу после рождения воспитывала няня – Арина Родионовна. Она выпестовала не только будущего поэта, но также его сестру и брата. Это была простая и добрая женщина, крепостная крестьянка.

Няня любила своего воспитанника Сашу как родное дитя. Сказки, которые мальчик слышал от нее, легли в основу замечательных стихотворных сказок Пушкина, знакомых нам с детства.

Арина Родионовна послужила прототипом няни Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин», других женских образов в творчестве своего воспитанника.

Народные обычаи, предания старины, песни, пословицы, поговорки, подробности крестьянского быта, которыми она щедро делилась с будущим гением мировой литературы, стали неистощимым источником поэтического вдохновения Александра Сергеевича.

Для Пушкина няня стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Долгими зимними вечерами в Михайловском Арина Родионовна была постоянной собеседницей и слушательницей поэта.

«Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», – писал брату Александр Сергеевич. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений. Одно из них, написанное в 1826 году, известно под названием «Няне», хотя сам Пушкин стихотворение не окончил и не назвал.

Это произведение впервые было опубликовано в 1855 году в собрании сочинений поэта.

«Няне» – необыкновенно душевное стихотворение. Оно пронизано нежностью, любовью, безграничной благодарностью и глубоким уважением к женщине, ставшей по-настоящему родной. Поэт называет ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых». В этих замечательных фразах, возможно, присутствует легкая ирония, но скрываются истинные глубокие чувства.

В начале стихотворения лирический герой обращается к няне, живущей далеко в сосновых лесах. Она ждет своего воспитанника, который давно не появлялся в родных местах, с тревогой и заботой. Старушка все прислушивается и приглядывается – не появится ли в воротах ее долгожданный любимец? Слова «горюешь», «ждешь», «предчувствия», «тоска» отражают настроение няни.

Герой произведения также скучает в разлуке. Он хотел бы уберечь свою старую няню от огорчений и тревог, но не может часто бывать в Михайловском. Поэт не говорит о своих чувствах, но они хорошо слышны в тех ласковых и добрых интонациях, с которыми он обращается к старушке. Таков сюжет этого короткого произведения.

По жанру стихотворение «Няне» можно отнести к посланию. Автор не разделяет текст на строфы, чтобы приблизить повествование к разговорной речи, обычной форме общения с дорогим человеком. Читатель словно присутствует при монологе поэта, обращенном к любимой няне.

Напряженное ожидание одинокой старушки автор передает разнообразными художественными средствами. Это эпитеты – «на черный отдаленный путь» и «в забытые вороты», сравнение – «будто на часах».

Метафора о медлительных спицах в няниных руках говорит о том, что пожилая женщина невольно прислушивается и с надеждой поглядывает в окно. Противопоставление образа светлицы (доброго родного дома и черного отдаленного пути) подчеркивает тревогу о судьбе воспитанника.

Повтор «давно, давно»усиливает чувство сожаления от долгой разлуки. В целом произведение создано в духе фольклорных традиций.

Стихотворение «Няне» написано четырехстопным ямбом. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием мужских и женских рифм. Длинные строки образуют медленный музыкальный ритм, навевают ощущение грусти.

На последней строке «То чудится тебе…» произведение внезапно обрывается. Использование звуков «ж», «ш», «ч», «т», «п» создают мрачное настроение, имитируют шаги старушки, звук спиц.

В последних строках многочисленные гласные звуки «о» и «у» передают тоску долгого ожидания и тревогу.

Пушкин, по словам современников, называл Арину Родионовну «мамушкой». Уважали и любили добрую старушку и друзья Александра Сергеевича. В письмах поэту они предавали приветы няне, а Николай Языков даже посвятил ей два стихотворения, одно из которых было опубликовано еще при жизни Арины Родионовны.

Почти двести лет трогательные строки стихотворения «Няне» хранят не только сердечную теплоту и благодарность великого поэта, но и остаются задушевным признанием в любви всем няням, мамам, бабушкам, посвятившим свою жизнь воспитанию детей.

Источник: http://libaid.ru/katalog/p/pushkin-aleksandr/4107-analiz-nyane-pushkin

Творчество Александра Сергеевича Пушкина. Анализ стихотворения «Няне…»

УМК: «Начальная школа XXI века».

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 «Б» классе.

Тема: творчество Александра Сергеевича Пушкина. Анализ стихотворения «Няне…».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создание условий для расширения и углубления знаний о творчестве А.С.Пушкина.

Задачи урока:

  • познакомить с некоторыми фактами биографии А.С. Пушкина, стихотворением, посвященным няне поэта;

  • развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;

  • обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;

  • пробудить в душе ребят чувства восхищения гением А.С. Пушкиным, чувства уважения к близким.

УУД:

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Читайте также:  Как разговаривать учителю с учениками?

Предметные:

  • понимание литературы, как явления национальной и мировой культуры;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определение наиболее эффективных способов достижения результата;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

  • осознанное построение речевого высказывания и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • признавать возможность существования различных точек зрения.

Оборудование:

— Учебник литературное чтение часть 1, автор: Л.А.Ефросинина;

— Рабочая тетрадь на печатной основе №1;

— Компьютер, мультимедийный проектор, экран;

— Презентация к уроку «Творчество А.С.Пушкина»;

— портрет А.С.Пушкина; Арины Родионовны Яковлевой (рисунки ребят);

— Выставка книг «Творчество Александра Сергеевича Пушкина (1799- 1837)»;

— Таблички для работы в парах.

Ход урока.

  1. Организационный момент, мотивация на урок.

Учитель:

С добрым утром. Начат день,Первым делом гоним лень. Прозвенел звонок для нас!Все зашли спокойно в класс,Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. 

Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения  начнем.

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Отрывок из стихотворения «Зимний вечер» наизусть читает ученица Шиловская Юлия. С.у.117

— Ребята, вы сейчас прослушали отрывок стихотворения, ответьте на такой вопрос:

— К кому обращается поэт в этом стихотворении?

— Как поэт обращается к своей няне?

— Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (ответы детей)

  1. Сообщение темы и целей урока.

Вступительное слово учителя.

Встречи с творчеством А.С. Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь.

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами его стихи мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами.

Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы.

— О ком же? (о няне…)

— Сегодня мы рассмотрим стихотворение, посвященное Арине Родионовне, которое так и называется “Няне”, научимся приемам анализа стихотворения.

Постановка задач учащимися.

Зная тему нашего урока, какие задачи вы поставите перед собой на урок? (ответы учащихся)

4. Открытие новых знаний.

Эпиграф к уроку: Но я плоды своих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей…

А. С. Пушкин

Вступительное слово учителя (сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации).

Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза, наконец, умолкнет.

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет “нелепым существованием”.

Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него.

Но прошло несколько месяцев, и Пушкин снова всей душой ощущает ее очарование, а вынужденное одиночество дает ему возможность отдаться поэтическому творчеству.

Здесь меня таинственным щитомСвятое провиденье осенило,Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня

И я воскрес душой!

 – напишет поэт в одном из своих стихотворений.

Именно, няня Арина Родионовна становится в этот период не только самым близким другом для Александра Сергеевича, но и олицетворением народного начала, связавшим его с миром фольклора.

Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из друзей: “…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно”.

Любовь к Арине Родионовне, зародившаяся в детстве, окрепла в эти трудные и горькие дни его заточения.

Впоследствии, уже после ссылки, живя в Петербурге, поэт вспоминает о днях, проведенных с няней, и посвящает ей стихотворение.

— Ребята, что вам известно об Арине Родионовне, об этой чудесной русской женщине?

Рассказ подготовленного ученика.

Доклад: Махортова Яна «Об Арине Родионовне Яковлевой».

« Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года в семье крепостных крестьян, где было семеро детей. После смерти отца Арина много работала, а жила впроголодь. В 1797 году семья Пушкиных взяла ее няней.

Взяли, потому что она умела хорошо и быстро работать, была доброй и ласковой к детям. Пушкины переезжают в Москву. Здесь 26 мая (6 июня) 1799 года родился Александр Сергеевич.

Арина Родионовна одарила мальчика любовью, стала ему ближе матери и до конца дней своих заботилась о нем».

« Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир народных волшебных сказок, которые она замечательно рассказывала.

Слово учителя:

— Для Пушкина Арина Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей, но и близким другом. На ее суд он выносил плоды своих поэтических размышлений, она была его первой слушательницей и критиком в годы ссылки. Ей, своей нянюшке, своей родной голубушке, он посвящал первые поэтические строки.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним стихотворением А.С. Пушкина. Называется оно «Няне…»

Выразительное чтение учителем стихотворения “Няне”.

НЯНЕ.

Подруга дней моих суровых,Голубка дряхлая моя!Одна в глуши лесов сосновыхДавно, давно ты ждешь меня.Ты под окном своей светлицыГорюешь, будто на часах,И медлят поминутно спицыВ твоих наморщенных руках.Глядишь в забытые воротыНа черный отдаленный путь;Тоска, предчувствия, заботыТеснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе. . . . . . .

1826

Анализ стихотворения.

— О ком это стихотворение?

— Какой вы увидели няню поэта в стихотворении? Какие художественные средства употребил поэт, описывая няню? (приводятся примеры из стихотворения)

— Что можно сказать, прочитав это стихотворение, об отношении поэта к няне? (Теплое чувство уважения поэта к своей няне)

— Какое настроение оно создает? ( Оно навевает грусть, тоску)

— О ком няня тоскует, заботится? Какие предчувствия могут теснить ее грудь? (Тоска по любимцу, забота о нем, предчувствие предстоящей разлуки)

-Какие картины вам представились по ходу чтения?

— Кого вам напомнила пушкинская няня? Похожи ли они на Арину Родионовну? Как вы к ним относитесь? Любите ли, бережете ли так, как поэт свою няню? (ответы учащихся)

-Какой вы видите няню поэта? (Горюешь, грустна)

-Какие слова находит поэт для своей няни? («Голубка», «Подруга)

— Какие строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

Ты под окном своей светлицы Горюешь будто на часах,

И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

— Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Глядишь в забытые воротыНа черный отдаленный путь:Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

— Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.

То чудится тебе…

— Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.

Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.

1 часть — обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

— Прочитаем выразительно стихотворение, выразим интонацией чувство тоски, чувство глубокого уважения, любви поэта к няне (выразительное чтение стихотворения учащимися)

Словарная работа. Работа в парах.

Ребята, у вас на партах лежат таблички. Ваша задача: найти правильное значение слова и соединить стрелочками.

Слово.

Толкование слов.

1.

Дряхлая

светлая комната в доме.

2.

Светлица

испытывать душевные страдания, глубокую печаль, скорбь.

3.

Горевать

немощная, слабая от старости.

— Какие слова были непонятны в тексте?

Проверка выполненной работы по слайду.

  1. Физкультминутка для глаз «Осень».

  2. Применение теоретических знаний на практике.

Беседа по содержанию стихотворения.

Образное рисование «Эссе».

— Читая стихотворение, мы рисуем в своем воображении ряд картин.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение.

— Какой вы видите няню? (ответы учащихся- устно)

Варианты:

«Почтенная старушка- седовласая, любившая своего питомцы».

« Арина Родионовна (няня) — добрая подружка».

«Арина Родионовна- сворливая хозяйка».

Работа в тетради на печатной основе. С. 62

Задание №2.

Запишите, что вы знаете о няне А.С. Пушкина.

Подсказка: в замужестве Арина Родионовна носила фамилию мужа- Матвеева.

Ребята, а сейчас я вам предлагаю оставить синквейн к слову: няня.

Няня

Ласковая, нежная.

Учит, рассказывает, заботиться.

Добрая подружка.

Голубка.

Физкультминутка.

Мы немного отдохнем.Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали.Вверх на солнце посмотрели,И их всех лучи согрели.Чудеса у нас на свете-Стали карликами дети.А потом все дружно встали,Великанами мы стали.Дружно хлопаем,Ногами топаем!Хорошо мы погуляли 

И немножечко устали!

Заключительное слово учителя.

Слово А. С. Пушкина о няне бессмертно! В послании «Няне» всего 12 строк.

« Няню» Пушкина можно назвать хвалебной песней всем няням, бабушкам, мамам. В ней любовь к тем, кто дал нам жизнь и вынянчил нас. Уходят люди, но остается о них добрая память. Их имена, дела становятся бессмертными. В честь таких людей воздвигаются памятники.

— Я хочу показать вам памятник «А.С.Пушкин «Капитанская дочка», который сделала ваша одноклассница Махортова Яна.

— А вам знаком этот памятник? Может вы его где- то встречали в нашем городе?

(а так же Яна готовит у нас исследовательскую работу по теме: «Исторические и памятные места нашего города»).

— Ребята, наш урок подошёл к концу. На этом уроке мы еще на один шаг стали ближе к А.С. Пушкину, смогли «поговорить» с великим поэтом и его няней.

7. Рефлексия.

«Закончи предложение….»

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

  1. Итог урока, самооценивание.

— Какова была тема нашего урока?

— Какие задачи вы ставили перед собой в начале урока?

— Каких результатов смогли достичь?

— Ребята, у вас на партах лежат кленовые листочки, оцените свою работу на уроке по эталону (зелёный- те, кому на уроке было интересно, много узнали нового; жёлтый- те, кто работал на уроке, но нужно еще закрепить полученные знания; красный- кому было скучно и неинтересно на уроке, те, кто мало работал).

(на доске нарисовано дерево, учащиеся приклеивают к нему листочки- самооценивания).

Домашнее задание: выучить стихотворение « Няне» наизусть. С.у. 119

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/tvorchiestvo-alieksandra-sierghieievicha-pushkina-analiz-stikhotvorieniia-nianie

Ссылка на основную публикацию