А. а. блок «родина»: анализ стихотворения

Анализ стихотворения «Россия» Блока

Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично.

Краткий анализ “Россия” по плану поможет ученикам 5 класса понять, в чем эта нетипичность заключается.

Разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал при объяснении темы на уроке литературы.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Россия.

История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.

Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.

Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.

Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.

Сравнение – “как слезы первые любви”.

Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил ее не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он все же не мог ее не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, – как раз об этом.

К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое все же возможно.

“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907-1916 лет написания.

Основная тема произведения – любовь к своей стране. Она может быть несовершенной, в ней многое не так, как хотелось бы, но поскольку это твоя Родина, ты просто не можешь ее не любить.

Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.

И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше.

Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей.

Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.

Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.

Несмотря на общий лиризм произведения, он имеет явно гражданский характер: поэт в нем высказывает не только свою позицию касательно любви к Родине, но и недовольство тем, как она живет, и желание перемен. Использованный для передачи этих мыслей и чувств, такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, делает стихотворение одновременно ритмичным и ясным.

Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:

  • Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
  • Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
  • Сравнение – “как слезы первые любви”.

С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/blok/rossiya.html

Анализ стихотворения Блока «Русь» | Литерагуру

Философская лирика Блока написана присущими символизму образами, которые значат не то, что кажется. Нельзя воспринимать их буквально, ведь от этого стихотворение потеряет смысловое богатство. Именно поэтому «Русь» необходимо перечитывать с годами: чем старше становится читатель, тем лучше он понимает суть произведения. Так же осознать прочитанное поможет анализ текста.

Основные темы

На протяжении своего творческого пути Блок искал ответы на все актуальные вопросы своего времени, поэтому не удивительно, что он часто размышлял о патриотизме. Общая тема стихотворения определяется уже самим названием «Русь». Это одно из первых непосредственных обращений Блока к теме России как самостоятельной.

Почему Русь? Если подбирать определения, то первое – «древняя». Блок как бы с космической высоты обозревает обширные пространства родины, жизнь народа, традиции, складывающиеся веками. С главным образом переплетаются темы природы, исторической памяти, нравственности, духовного роста, сакральной любви, непостижимого творческого процесса.

Все они связаны друг с другом и образуют единый смысловой пласт произведения.

Образ Родины  

Русь славилась богатейшей историей, сочетающей различные культуры, традиции, которые нашли приют в этой загадочной стране. Образ родины -загадочный, таинственный, его трудно уложить в определённые рамки, придать чёткую форму.

Лирический герой видит её как бы в полусне, в «дремоте», пытаясь разгадать «тайну». Сменяли друг друга столетия – менялся и облик России. В стихотворении разворачивается образ сказочной земли с колдунами, ворожеями, ведунами. С криками журавлей – символом верности, любви, памяти об ушедших в иное измерение.

Русь «опоясана» реками, густыми лесами, непролазными чащами, непроходимыми болотами.

Суровые зимы, лютые морозы, снежные круговерти – символ нелёгкой судьбы народа, на долю которого выпало множество испытаний, создаваемых междоусобицами, войнами, болезнями. Взору читателя открывается «нищая» страна с «утлым» жильём, бездорожьем. Но в радости и горе звучит над раздольным простором песня.

Образ родины представлен двойственным: с одной стороны, непростая, драматическая судьба, с другой – веселое песенное начало.

Жанр и размер стихотворения

Стихотворение можно отнести к философской лирике или «лирике прямого высказывания». Оно построено в форме обращения поэта к Руси, поэтому это и похвальное слово, и признание в любви.

Размер, которым написано стихотворение, – четырёхстопный ямб. В каждой строфе по четыре строки (катрен) с перекрёстной рифмовкой. Лёгкость и воздушность стихотворению придаёт пиррихий (двусложная безударная стопа), встречающаяся в каждой строке.

Спондей (утяжелённая стопа из двух ударных слогов) служит для дополнительного выделения слова. Выделяя слова «ты» и «Русь» в начале первой и второй строфы, поэт подчёркивает доверительно-уважительное, личностное отношение к родине.

Использование повторяющегося слова «где» в начале строф с третьей по седьмую включительно (анафора) позволяет акцентировать внимание читателей на картинах, создающих точный и яркий образ Руси. Напряжённость душевной жизни лирического героя требовала соответствующих ритмов.

Блок часто обращался к дольнику, то есть разбивал лирическое произведение на доли с одним ударным и несколькими безударными звуками. Размер стихотворения «Русь» — трёхдольник.

Композиция

Композиционно можно выделить две части: во-первых, дана широкая панорама жизни Руси с живописной природой и бедностью населяющих её народов, и, во-вторых, представлен лирический герой с его чувствами, драматическими переживаниями о судьбе родины и своём месте в этом мире.

Блок чётко «обозначил» границу между двумя частями лирического текста, употребив в начале седьмой строфы наречие ТАК. Данный приём в поэтическом тексте называется уподоблением, то есть, предыдущий текст является образным сравнением к тому, что будет сказано дальше.

Читайте также:  Картинки смены времен года

В целом, композицию стихотворения Русь можно назвать классической: в конце произведения повторяются строки начала. Круг замыкается. Такое построение называется кольцевым.

Нарочитые повторы наводят на мысль: поэт в нескольких словах хочет нарисовать масштабную картину Руси, чтобы понять, где и в чём кроется её «тайна».

Если сначала ритм от повторяющегося «где» постоянно убыстряется, то после шестой строфы происходит перелом интонации: ритм замедляется, формируя как бы «условия» для раздумий лирического героя.

Создаётся впечатление, что автор успокоился, душа его приобрела точку опоры. Стихотворение динамично, но внешнее движение – отражение напряжённой внутренней жизни поэта.

Средства художественной выразительности

Блок – мастер живописного и музыкального начал в творчестве. Он создаёт «картины жизни», используя контрастные цвета для отображения разных настроений, чувств, условий жизни. Цвета белый, золотистый, голубой, лазурный (любимые!) — и чёрная, серая краска.

Цвет в слове может чувствоваться внутренне, ассоциативно: «ночь», «вихрь», «нищета», «вьюга», «лохмотья» — тёмная сторона жизни, мрачное мироощущение и восприятие окружающего.

Светлые чувства надежды на лучшую долю, уверенность в себе «звучат» в словах: «необычайный», «страстный», «хороводы», «песни».

Важное место принадлежит символике. «Путь», «распутье» у Блока – не только бездорожье, трудности перемещения «с клюкой», паломничество. Это символ выбора дороги, по которой пойдёт развитие страны. Дороги нелёгкой, часто пересекаемой распутьями. Это и символ выбора своей судьбы лирического героя, да и каждого человека.

Почему лирический герой «протоптал» «печальную» «ночную» тропу до кладбища? Символ «ночи» важен не только с точки зрения опосредованного синонима «тёмной» стороны жизни. Ночью время течёт по-особому, оно словно останавливается, пространство как бы расширяется, создавая человеку интимную обстановку для собственных раздумий «о судьбах … родины», не позволяя кривить душой перед прахом усопших.

Обращаясь к родине, Блок использует высокую торжественную лексику и устаревшую, с оттенком почтительности: «ты почиешь» (а не просто «спишь»), «чаруют» злаки на полях (то есть, «производят неотразимое впечатление»).

Для создания образов используются яркие метафоры: Русь «опоясана реками», «твоей одежды не коснусь». Перенос значения слов в данных примерах необычайно расширяет пространство, перед нами открывается вся страна. Или: «все пути и все распутья живой клюкой измождены». Как можно точнее живописать непростую судьбу родины!

Немногочисленные тропы: эпитеты (взор «мутный», народы «разноликие», заметает «буйно»), олицетворение (вихрь «свистящий поёт»), перифраз («в лоскутах её лохмотий») – позволяют читателю приблизиться к пониманию заветных мыслей автора и сопереживать его чувствам.

Каждое стихотворение как песня имеет своё звучание. Поэт «пользуется» приёмом ассонанса для передачи «живой» картины: И девУшка на злОгО дрУга // ПОд снегОм тОчит лезвиЁ.

Главная идея

Каждый человек прекрасно понимает, что его судьба тесно переплетается с судьбой родины. Это самые крепкие и надёжные нити, позволяющие людям правильно строить свою жизнь.

Пусть судьба человека не всегда складывается гладко (да и вряд ли такое возможно!), но к судьбе родины относиться равнодушно невозможно: рвутся самые надёжные скрепы, пустеет душа, наступает крах. Родина безраздельно завладевает душой Блока, вытесняя из неё все горести и печали.

Какие бы испытания ни выпали на долю страны, Русь хранит свою нравственную чистоту и нежную душу. Это и есть те истоки, которые придают силы, позволяют сердцу сохранять нравственность, веру в будущее и приобрести уверенность в настоящем.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-bloka-rus/

«Родина (Те же росы, откосы, туманы…)» А. Белый

У многих русских поэтов есть стихи, посвященные родине. Однако далеко не все они могут похвастаться объективностью и тем, что отражают обратную сторону медали.

Поэт Андрей Белый, по праву считающийся одним из ярчайших русских символистов, в своих произведениях очень огромное внимание уделял реальному отображению действительности.

Видимо, по этой причине даже лирические стихи этого автора носили декадентский оттенок и были пронизаны либо мрачным юмором, либо сарказмом.

В 1908 году Андрей Белый на волне русского патриотизма опубликовал стихотворение «Родина», Однако выдержано оно было совсем не в том ключе, к которому привыкла общественность.

Вместо хвалебной оды поэт попытался представить свою страну если и не объективно, то хотя бы без ложного приукрашивания.

Действительно, трудно обвинить автора в намеренном желании исказить реальность, если наряду с восхищением Россией он позволяет себе открыто заявить о том, что ее основными достопримечательностями являются «холодеющий шелест поляны, голодающий, бедный народ».

Отчасти подобные фразы были связаны с событиями 1905 года, когда стало ясно, что настоящая революция уже не за горами. Под впечатлением попытки государственного переворота в то время оказались многие русские поэты, и Андрей белый в этом отношении не являлся исключением.

Однако если Александр Блок кардинально изменил свои взгляды на революцию, убедившись, что кроме голода, разрухи и гибели людей она ничего не способна дать России, то Андрей Белый придерживался диаметрально противоположной точки зрения. Он был убежден, что в стране нужно кардинально все изменит.

Правда, автор не задумывался о том, какой ценой это придется делать.

Пока же для Андрея Белого «и в раздолье, на воле – неволя», он видит окружающий мир в довольно пессимистичном свете и сочувствует тем, кто устал прозябать в нищете. Философия Андрея Белого такова, что лично сам он готов умереть за свободу, чем коротать свои дни в ожидании, что скоро «ненасытные стаи смертей» заберут и его жизнь.

Обращаясь к своей родине, которая уже успела стать для него чужой и непонятной, поэт отмечает: «Роковая страна, ледяная».

На самом деле, он чувствует мощь русской державы, однако не может понять, почему из года в год ничего вокруг не меняется.

«Мать Россия, о родина злая, кто же так подшутил над тобой?», — вопрошает поэт, не догадываясь о том, что этим же вопросом задается каждое новое поколение его соплеменников.

Источник: http://pishi-stihi.ru/rodina-belyj.html

Анализ стихотворения «Россия» Блока А.А

Стихотворение А. Блока «Россия» — самое известное из цикла «Родина». В нем слиты воедино чувство любви к Родине и вера в ее будущее возрождение.

Однако чтобы оценить по достоинству глубину и своеобразие этого стихотворения, остановимся на истории его создания. В первой публикации оно содержало вдвое больше строф, чем в последующих. Блок изъял ряд строф полностью, а некоторые переделал.

Что же убрал поэт и почему? Во-первых, две строфы, где говорится об ископаемых богатствах России:

Сулишь ты горы золотые,

Ты дразнишь дивным мраком недр.

Россия, нищая Россия,

Обетованный край твой щедр!

Казалось бы, это неопровержимая истина. Еще Некрасов писал: «Ты и убогая, ты и обильная…» Ho для А. Блока важно, что его любовь к России не связана с ее богатствами. Он принимает ее в унижении и нищете, и в этом проявляется подлинная любовь («Да, и такой, моя Россия, // Ты всех краев дороже мне»).

В стихотворении выражено чувство нераздельности личной судьбы поэта и судьбы Родины, органическое ощущение национальной стихии, любовь к неброской деревенской природе, внимание к народному слову, наконец, к традициям отечественной литературы. Уже в первой строфе образ тройки может вызвать ассоциацию с гоголевской Русью-тройкой. А следующая строфа вновь заставляет вспомнить о лермонтовской «странной любви» к отчизне:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слезы первые любви!

И далее развертывается чисто блоковское чудо «перетекания» образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия — женщина-красавица то ли из сказки, то ли из жизни. Ее красота — «разбойная», непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она «не пропадет», «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты». А далее снова образ женщины незаметно переходит в образ родины:

Ну что ж? Одной заботой боле —

Одной слезой река шумней,

Читайте также:  Сухие долины, антарктида

А ты все та же — лес, да поле…

И опять женщина:

Да плат узорный до бровей…

Заключительная строфа — шестистишие. Она возвращает к началу стихотворения — теме тройки, теме пути. Она устремлена в будущее («И невозможное возможно»).

А блеснувший «в дали дорожной мгновенный взор из-под платка» и звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращают к непокорной, «разбойной красе» России и напоминают о «высоких и мятежных днях», приближение которых пророчески предсказано поэтом в его циклах «На поле Куликовом» и «Ямбы».

Источник: http://libaid.ru/katalog/b/blok-aleksandr/3044-analiz-stikhotvoreniya-rossiya-bloka-a-a

Анализ стихотворения «Россия» А. А. Блока

Сочинения по литературе: Анализ стихотворения «Россия» А. А. Блока Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание.

Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы — дети страшных лет России». Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной.

В ранней поэзии А.

Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года «Видно дни золотые пришли…»: «Видно, дни золотые пришли, Все деревья стоят как в сияньи. Ночью холодом веет с земли; Утром белая церковь вдали И близка и ясна очертаньем».

Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты царевны из русских сказок, жилище ее — заколдованный терем, а герой — царевич, князь, жених. Поэзию А.

Блока этих лет пронизывают образы русской культуры, нередко в их романтическом облике, например в стихотворении «Ночь на Новый год», возникает образ Светланы, героини баллады В. Жуковского. Мир ранней поэзии А.

Блока — это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.

К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира.

Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней.

Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, «твари весенние», чертята, «больная русалка».

Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана, носители «всемирной пошлости», живые мертвецы, как например, в цикле стихов «Пляски смерти». Наиболее известное стихотворение этого цикла — «Ночь, улица, фонарь, аптека…», в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг.

Однако страшный мир — это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в самом своем известном стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А. Блока — «Незнакомка» — лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт — хранитель этой тайны.

Но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира «испытанных остряков», бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее явление — луна на небе — превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.

Страшный мир, созданный А.

Блоком, — это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье. Сам А.

Блок предельно открыто выразил эту свою, любовь-ненависть в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…», написанном в 1914 году.

В нем возникает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого — это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно.

Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты символические. И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения: «Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне». Одним из первых непосредственных обращений А.

Блока к теме России как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года «Русь». Страна предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Таково само ее пространство: «Русь опоясана реками И дебрями окружена С болотами и журавлями И смутным взором колдуна…

» Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах. Итогом размышлений А.

Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов «Родина», который создавался с 1907 по 1916 годы.

К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка — сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы — статной, с косой.

Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. В этот цикл входит и стихотворение «На железной дороге», в чем-то перекликающееся с некрасовским «Что ты жадно глядишь на дорогу…

» Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии. Одно из наиболее известных стихотворений цикла — «Россия» («Опять, как в годы золотые…»).

В последних произведения цикла «Родина» появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России.

Это ощущается в стихотворениях «Петроградское небо мутилось дождем..», «Я не предал белое знамя…», «Коршун» и других.

Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: «На поле Куликовом».

Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории.

В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не столько военным, политическим, сколько духовным.

И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России. Мне хотелось бы проанализировать первое стихотворение цикла «На поле Куликовом». Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая.

Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет («Закат в крови!»).

Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла «Родина», например, в стихотворении «Петроградское небо мутилось дождем…»: В закатной дали Были дымные тучи в крови». В стихотворении «Река раскинулась…» несколько раз меняется объект поэтической речи.

Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного.

Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим — ведь А. Блок называл свою страну «О, Русь моя! Жена моя!».

Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову «жена» символистской поэзией.

В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены.

И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: «Плачь, сердце, плачь…» В стихотворении А. Блок употребляет авторское «мы», размышляя о судьбах людей своего поколения.

Они представляются ему трагическими, стремительное движение — это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи.

Читайте также:  М.ю. лермонтов "герой нашего времени": описание, герои, анализ романа

Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами».

). Нарастают восклицательные интонации — это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста.

Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели. Стихотворение А.

Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

Источник: http://historylib.net/analiz-stixotvoreniya-rossiya-a-a-bloka/

Анализ стихотворения «Россия» А. Блока

Не все русские поэты смогли принять революционный переворот в стране и особенно Октябрьскую революцию. Поэтому некоторые писатели и поэты вынуждены были уехать за границу, навсегда оставить свою родину. Но были и те литераторы, которые приняли эту Октябрьскую революцию и ее новые порядки.

Среди них оказался и талантливый поэт Александр Александрович Блок. Но очень скоро ему пришлось разочароваться в новом режиме, хотя свою родину он покидать не желал. Поэт это объяснял тем, что очень любит свою родную землю, страну, которая представляет собой могущественную и сильную державу, которая должна все-таки восстать из огня и дыма, и даже из пепла.

Уже в осеннюю пору 1908 года молодой поэт Александр Блок в предчувствии революционных перемен пишет удивительное и современное стихотворение «Россия». Вот оно-то впоследствии и стало в каком-то смысле пророческим. Те авторские идеи, которые были заложены в стихотворный сюжет, отражали мировоззрение самого автора. И им он остался верен до самой своей смерти.

Итак, какие же авторские идеи были отражены в блоковском стихотворении? Прежде всего, это его размышления о войне, о том, что она, так же как и смена политического государственного строя никаким образом не может изменить точку зрения людей, изменить порядки, которые были заведены в обществе и в государстве.

По мнению автора стихотворения, война, любые перевороты в стране не могут изменить менталитет людей, которые обязательно должны быть сильны духом. А.Блок считает, что невозможно изменить людей, которые во главе всего ставят труд и которые умеют уважать и принимать все то, что преподносить им судьба. А судьба может по-разному отразиться в жизни каждого человека.

Конечно же, поэт прекрасно понимает, что его родина стоит на самых низших ступенях своего развития, поэтому ему еще очень далеко до тех развитых стран, которые находятся на западе. Отсюда вытекает и такое начало у его произведения.

Так, поэт указывает, что его родная страна уже вступила в новый век. Но что же изменилось? На улице двадцатый век, а в России ничего не меняется.

И если на Западе ездят автомобили, то на родине самого поэта это старая и самая обычная повозка или телега, в которой даже в упряжке уже давно стерлись шлеи.

И, несмотря на то, что годы прошли, поэт возмужал, но все на его родине остается прежним: опять все те же на дорогах «расхлябанные» колеи, да спицы расписные в телегах, которые постоянно в них вязнут.

Александр Блок в своем стихотворном сюжете показывает, как живут крестьяне, как убог их быт, как сильно они нищенствуют.

Избы у крестьян серые и уже давно покосившиеся, а лица людей от постоянных забот и бедности стали одинаковые: худые и угрюмые.

Русские крестьяне вынуждены постоянно думать о том, как прокормить свои семьи, а ведь обычно в крестьянских семьях было много детей.

Но в этом своем стихотворении поэт делает и признание: он не жалеет свою страну, ведь он прекрасно понимает и даже знает наверняка, что ее жители еще будут много страдать, так как они еще много раз будут обмануты.

И для Александра Блока такая обреченность является своеобразным крестом судьбы. И им деться никуда от этого невозможно.

У жителей России есть только один выбор и только лишь один путь: смиренно нести этот жизненный крест, который им дала судьба, до конца своих дней, страдая и теряя все то, что им так было дорого. Но чем дольше они будут идти по этому пути, то тем сильнее будет крепнуть вера у них в то, что жизнь может изменить, стать намного лучше.

Александр Блок считает, что Россия — это страна, в которой живут простые и доверчивые люди. И в этом слабость не только населения этой страны, но и всего российского государства.

Поэтому в блоковском стихотворном тексте Русь можно увидеть в образе женщины, но только она обманута и предана. Но даже в таких условиях она не пропадет, так как сложности и заботы постоянно лежать на плечах этой сильной и волевой женщины.

Поэтому если их станет на одно больше, то слезы просто станут сильнее течь, но она все равно не сдаться.

Но Россия все-таки могучая и сильная, ее территории необъятны и широки, а поля плодородны, люди трудолюбивы.

И какие бы проблемы не возникали у этой страны, через какие бы сильные потрясения ей не пришлось бы пройти, российские традиции, быт и устои, которые имеют многовековую историю создания.

И эти традиции, которые были созданы веками, помогали стране выстоять и спастись от разорения, разрушения и краха. Именно это помогло спасаться и защищаться от врагов, как от внешних, так и внутренних.

Но автор стихотворного текста о России прекрасно осознает, что наступает новая эпоха, которая обязательно с собой несет огромные перемены, и попытаться их замечать, игнорировать Россия уже не сможет.

Но все-таки поэт все еще надеется, что может случиться то, чего не ждешь и думаешь, что это невозможно.

Блок пишет о том, что в его душе живет надежда на то, что когда-нибудь и в его стране вместо беспорядков разрушений, хаоса, будет царить мир и даже равенство.

Поэт говорит о том, что все это, может быть, произойдет после того, в стране поменяется власть и одна политическая партия сменит другую. По его мнению, такие грандиозные изменения приведут к большим изменениям в стране, и в ней наконец-то наступит справедливость.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Но тут же сам признается, что его идеи утопические, ведь как же можно думать об изменениях или преобразования в стране, если до сих пор в стране звенит тоскливая и грустная песня ямщика, который, как и раньше, передвигается по плохим российским дорогам. Но даже сейчас, когда прошло много лет, можно говорить, что поэт во много оказался прав. А ведь прошло уже больше чем целый век.

Ведь если посмотреть на то, как выглядит Россия, то можно заметить, что города, которые копируют западную цивилизацию, сильно оторваны от того, что происходит в русских глубинах.

А ведь по-прежнему в них убогость и нищета царит, как и во времена Блока. И автомобили ездят по таким же «расхлябанным» дорогам.

Жизнь идет вперед, возникают новые проблемы и заботы, а Россия не меняется, лишь только крепнет своим духом.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/analiz-stihotvorenija-rossija-blok.html

Ссылка на основную публикацию