Урок-конспект по теме: “явления природы”

Конспект урока на тему “Явления природы”

Цели урока:      дать  учащимся  первоначальное  понятие  о  природе  в  целом;  познакомить  с понятием «явления природы»; дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года; развивать умения грамотно и выразительно излагать свои мысли; через элементы музыки воспитывать в детях эстетическое восприятие природы.

Задачи урока Образовательные: ?    расширить и систематизировать представления учащихся о явлениях природы; ?    учить учащихся правильному поведению во время грозы, в жаркий летний период и зимой.

Развивающие: ?    развивать логическое мышление детей через отгадывание загадок; через проблемные вопросы; ?    совершенствовать восприятие детей при рассматривании изображений явлений природы и их анализе.

Воспитательные:

?    воспитывать умения чувствовать, понимать, любить и охранять красоту родной природы.

Оборудование: карточки с изображением времён года, явлений природы; клей; магнитофон, отрывок из музыкального дневника П. И. Чайковского «Времена года», шум грома, мультимедийная доска, компьютер,  картинки с лучиками и капельками, картинки радуги.

Ход урока

1.    Организационный момент

(Учащиеся сидят по группам.  На столе у каждой группы  лежат цветные картинки: осенние листья, снежинки, зелёные листья и цветочки)

      – Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на  уроке окружающего мира, где вы узнаете много интересного! Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подумаем,  как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вдохнем и выдохнем, выдохнем вчерашние обиды, зло и тревогу. Вдохнем свежесть осеннего дня, тепло солнечных  лучей.  

  2.   Вступительная беседа

–  Слушаем стихотворение.                     Посмотри,  мой  милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями  играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и  время года –

Это все вокруг…            (Природа)

3.   Работа по теме урока

–  Какие чувства вызвали у вас строки этого стихотворения?              (Радость, любовь, хорошее настроение) –  А заметили ли вы, о каких природных явлениях говорит автор?      (Туча, ветер, гроза, гром, туман) –  Ребята, в природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идёт дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а  осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Так о чём сегодня мы будем говорить на уроке?             (О явлениях природы) –  Тема сегодняшнего урока  «Явления природы».    –  Очень многие явления природы связаны со сменой времён года.  Сколько вы знаете времён года?         (Четыре) –  Перечислите какие вы знаете времена года, начиная с лета.    (Лето, осень, зима, весна) –  И мы с вами сидим в 4 – х группах. Вы догадались почему?        (Да! У нас на столе лежат картинки: снежинки, зелёные листочки, цветы, разноцветные листья.

–  В какое время года можно увидеть снежинки?            (Зимой. На стол ставится табличка «Зима». Так по очереди расставляем все таблички времён года)

–  Для выполнения следующего задания нам понадобятся глазки. Они должны быть очень зоркими. На экране появятся движущиеся предметы, а вы следите за ними только глазками и  голову не поворачивайте. Кивните головой, если вам понятно задание.

Физкультминутка 

(На интерактивной доски под музыку ходит «листочек» или «солнышко», а дети глазками повторяют все его движения)

–  Почему я приготовила именно эту разминку?        (Листья, осень)

–   Посмотрите, на вашем столе лежат картинки. А что изображено на них?      
( Явления природы) 

–  Вы должны выбрать картинки, которые соответствуют вашему времени года и создать коллаж. Те картинки, которые  не относятся к вашему времени, отложите в сторону. Теперь подумайте, кто какую работу будет выполнять? (Во время работы звучит отрывок из музыкального дневника П. И.Чайковского  «Времена года».

          Дети создают дружно коллаж из картинок определяющих  время года данной группы и дополнительного материала: снежинок,  цветов и т. д.

Работы учеников вывешиваются на доску и в течение урока обсуждение созданных  работ)                                                                                                        

Осень:  листопад, дождь, первый снег.               

–   Какое время года сейчас?      (Осень)        

–  Посмотрите на нашу первую осеннюю работу и скажите, какие слова вы будите использовать, чтобы нарисовать осень?         (Дождь, слякоть,  листья, тучи и т. д.)   –    Давайте прочитаем стихотворение о дождике на с. 43. –  Почему про осенний дождь говорят – моросящий, холодный, нудный?      (Ответы) –   А про какой дождик, можно сказать ” плачет” – про ливень или моросящий?    (Ответы)

–   А знаете ли вы, что бывают такие места, где человек под дождем остаётся совершенно сухим, потому что и сам дождь: сухой. Это явление наблюдается в пустынях, где воздух сам по себе очень сух. Облака – редкое явление, и еще реже выпадает дождь. Но даже когда это бывает, дождевые капли испаряются в воздухе, не достигнув земли. Вы видите,  как идет дождь, стоите под ним, но не чувствуете.

Зима:  снегопад, иней, метель.

–     Какое время года наступает после осени?       (Зима)   –  А теперь посмотрим на панно «Зима» и убедимся, что ребята, верно, выполнили задание.

–    В какие игры вы любите играть зимой?              (В снежки, кататься на коньках и лыжах)

Физкультминутка          

–   Все встали и повторяйте за мной движения.        (Лыжи, снежки, мороз)

–  О чём нужно помнить зимой, когда гололёд и мороз?                             (Одеваться теплее, не кричать, не ходить где скользко)

Весна:  ледоход, сосульки, таяние снега.                                                                                                   Загадка о весне                Рыхлый снег на солнце тает,           Ветерок в ветвях играет,           Звонче птичьи голоса

          Значит, к нам пришла … (Весна)                    

–   Какие явления  мы видим на вашей работе?
–   Почему нельзя стоять под крышей дома, где свисают сосульки.      (Может упасть на голову и т. д.)

Лето:  радуга, туман, гроза.                Запись грома         

–   О каком явлении мы будем говорить?          (О громе и грозе) –   В какое время года бывает это явление?     (Летом)        

–   Гром чаще всего бывает с грозой, а знаете ли вы, что в глубокой древности все люди боялись грозы. Они думали, будто это страшный великан мечет на землю огненные стрелы.

–  Покажите, как вы боитесь грома.   (Наклоняют голову к парте, закрывают глаза)

–  Представляете,  если вас гроза застанет в лесу, где нельзя прятаться?                  (Под деревьями)

На слайде – радуга    

–   Ребята, мне кажется самое красивое  явление природы – это радуга. Послушайте сказку  К. Ушинского «Солнце и радуга». Кто умеет читать, вы можете следить по учебнику на с. 42.

–   О каких явлениях природы говорится в тексте?         (Дождь,  радуга)

–  Сколько цветов у радуги?         (Семь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)

–  Я держу цвета радуги, но как их распределить не знаю. Может вы мне поможете? (Фразы – подсказки  «Каждый охотник желает знать,  где сидит фазан» или «Как однажды   Жан – звонарь голубой  сломал фонарь» и на доске появляется радуга)

–  Чего–то не хватает на нашей картине?    (Ответы детей. Прикрепляется на доску солнце и деревья)

–  Какое настроение у вас вызывает – радуга?     (Радость, счастье и т. д.)

– Слово «Радуга» похоже на слово «радость». И действительно радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. Знаете, ребята, а в старину радугу называли  «Райская дуга» и верили, что она приносит счастье.

4.   Итог урока. (Рефлексия)

–   О чём мы сегодня говорили на уроке? –   Удивило вас что-либо на уроке?

–  Ребята, у вас на столе лежат солнечные лучики и капельке дождя. Кто сегодня что – то узнал новое, вас  что – то  удивило, прикрепите – лучики. А кто считает, что он всё знает– капельки.                (На доске мы видим результат  работы на уроке)

–  Спасибо за урок!               (Дарю всем солнышки)       

Открытый урок в 1-ом классе по предмету

«Окружающий мир»

на тему: «Явления природы»

Цели урока: дать учащимся первоначальное понятие о природе в целом; познакомить с понятием «явления природы»; дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года; развивать умения грамотно и выразительно излагать свои мысли; через элементы музыки воспитывать в детях эстетическое восприятие природы.

Задачи урока

Образовательные:

  • расширить и систематизировать представления учащихся о явлениях природы;
  • учить учащихся правильному поведению во время грозы, в жаркий летний период и зимой.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление детей через отгадывание загадок; через проблемные вопросы;
  • совершенствовать восприятие детей при рассматривании изображений явлений природы и их анализе.

Воспитательные:

  • воспитывать умения чувствовать, понимать, любить и охранять красоту родной природы.

Оборудование: карточки с изображением времён года, явлений природы; клей; магнитофон, отрывок из музыкального дневника П. И. Чайковского «Времена года», шум грома, мультимедийная доска, компьютер, картинки с лучиками и капельками, картинки радуги.

Ход урока

1. Организационный момент

(Учащиеся сидят по группам. На столе у каждой группы лежат цветные картинки: осенние листья, снежинки, зелёные листья и цветочки)

– Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира, где вы узнаете много интересного! Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подумаем,  как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вдохнем и выдохнем, выдохнем вчерашние обиды, зло и тревогу. Вдохнем свежесть осеннего дня, тепло солнечных  лучей.

2. Вступительная беседа

– Слушаем стихотворение.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… (Природа)

3. Работа по теме урока

– Какие чувства вызвали у вас строки этого стихотворения? (Радость, любовь, хорошее настроение)

– А заметили ли вы, о каких природных явлениях говорит автор? (Туча, ветер, гроза, гром, туман)

– Ребята, в природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идёт дождь, то выпадаетснег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, аосенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Так о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (О явлениях природы)

Тема сегодняшнего урока «Явления природы». (Слайд №1)

– Очень многие явления природы связаны со сменой времён года. Сколько вы знаете времён года? (Четыре)

– Перечислите какие вы знаете времена года, начиная с лета. (Лето, осень, зима, весна)

– И мы с вами сидим в 4 – х группах. Вы догадались почему? (Да! У нас на столе лежат картинки: снежинки, зелёные листочки, цветы, разноцветные листья.

– В какое время года можно увидеть снежинки? (Зимой. На стол ставится табличка «Зима». Так по очереди расставляем все таблички времён года) (Приложение 1)

– Для выполнения следующего задания нам понадобятся глазки. Они должны быть очень зоркими. На экране появятся движущиеся предметы, а вы следите за ними только глазками и голову не поворачивайте. Кивните головой, если вам понятно задание.

Читайте также:  Диктанты по русскому языку на тему весна (2 класс)

Физкультминутка (Слайд №2)

(На интерактивной доски под музыку ходит «листочек» или «солнышко», а дети глазками повторяют все его движения)

– Почему я приготовила именно эту разминку? (Листья, осень)

– Посмотрите, на вашем столе лежат картинки. А что изображено на них?

( Явления природы) (Слайд № 3)

Вы должны выбрать картинки, которые соответствуют вашему времени года и создать коллаж. Те картинки, которые не относятся к вашему времени, отложите в сторону. Теперь подумайте, кто какую работу будет выполнять?

(Во время работы звучит отрывок из музыкального дневника П. И.Чайковского «Времена года». (Трек № 1)

Дети создают дружно коллаж из картинок определяющих время года данной группы и дополнительного материала: снежинок, цветов и т. д. Работы учеников вывешиваются на доску и в течение урока обсуждение созданных работ)

(Приложение 2)

Осень: листопад, дождь, первый снег.

– Какое время года сейчас? (Осень) (Слайд № 4)

Посмотрите на нашу первую осеннюю работу и скажите, какие слова вы будите использовать, чтобы нарисовать осень? (Дождь, слякоть, листья, тучи и т. д.)

– Давайте прочитаем стихотворение о дождике на с. 43.

– Почему про осенний дождь говорят – моросящий, холодный, нудный? (Ответы)

– А про какой дождик, можно сказать ” плачет” – про ливень или моросящий? (Ответы)

– А знаете ли вы, что бывают такие места, где человек под дождем остаётся совершенно сухим, потому что и сам дождь: сухой. Это явление наблюдается в пустынях, где воздух сам по себе очень сух. Облака – редкое явление, и еще реже выпадает дождь. Но даже когда это бывает, дождевые капли испаряются в воздухе, не достигнув земли. Вы видите, как идет дождь, стоите под ним, но не чувствуете.

Зима: снегопад, иней, метель.

– Какое время года наступает после осени? (Зима) (Слайд №5)

– А теперь посмотрим на панно «Зима» и убедимся, что ребята, верно, выполнили задание.

– В какие игры вы любите играть зимой? (В снежки, кататься на коньках и лыжах)

Физкультминутка (Слайд № 6)

– Все встали и повторяйте за мной движения. (Лыжи, снежки, мороз)

– О чём нужно помнить зимой, когда гололёд и мороз? (Одеваться теплее, не кричать, не ходить где скользко)

Весна: ледоход, сосульки, таяние снега.

Загадка о весне (Слад №7)

Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла … (Весна) (Слайд № 8)

– Какие явления мы видим на вашей работе?

– Почему нельзя стоять под крышей дома, где свисают сосульки. (Может упасть на голову и т. д.)

Лето: радуга, туман, гроза. Запись грома (Трек №2)

– О каком явлении мы будем говорить? (О громе и грозе)

– В какое время года бывает это явление? (Летом) (Слайд № 9)

Гром чаще всего бывает с грозой, а знаете ли вы, что в глубокой древности все люди боялись грозы. Они думали, будто это страшный великан мечет на землю огненные стрелы.

– Покажите, как вы боитесь грома. (Наклоняют голову к парте, закрывают глаза)

– Представляете, если вас гроза застанет в лесу, где нельзя прятаться? (Под деревьями)

На слайде – радуга (Слайд № 10)

– Ребята, мне кажется самое красивое явление природы – это радуга. Послушайте сказку К. Ушинского «Солнце и радуга». Кто умеет читать, вы можете следить по учебнику на с. 42.

– О каких явлениях природы говорится в тексте? (Дождь, радуга)

– Сколько цветов у радуги? (Семь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)

– Я держу цвета радуги, но как их распределить не знаю. Может вы мне поможете?

(Фразы – подсказки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жан – звонарь голубой сломал фонарь» и на доске появляется радуга)

– Чего–то не хватает на нашей картине? (Ответы детей. Прикрепляется на доску солнце и деревья)

– Какое настроение у вас вызывает – радуга? (Радость, счастье и т. д.)

– Слово «Радуга» похоже на слово «радость». И действительно радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. Знаете, ребята, а в старину радугу называли «Райская дуга» и верили, что она приносит счастье.

4. Итог урока. (Рефлексия)

– О чём мы сегодня говорили на уроке?

– Удивило вас что-либо на уроке?

– Ребята, у вас на столе лежат солнечные лучики и капельке дождя. Кто сегодня что – то узнал новое, вас что – то удивило, прикрепите – лучики. А кто считает, что он всё знает– капельки. (На доске мы видим результат работы на уроке)

– Спасибо за урок! (Дарю всем солнышки) (Слайд № 11)

Используемые учебники и учебные пособия 

  1. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» М.: Вентана-Граф, 2010г. (учебник и рабочая тетрадь)

  2. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» // Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2006г.

  3. Дьячкова Г.Т. «Окружающий мир». Внеклассные занятия на тему «Времена года». – Волгоград: Учитель, 2007г.

  4. Науменко Г.М. Русские народные загадки. – М.: Детская литература, 2001г.

  5. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» – М.: ВАКО, 2009г.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-iavlieniia-prirody

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему “Явления природы”

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема: Явления природы

Цели:

  • систематизировать знания о живой и неживой природе; познакомить с понятием «явления природы», « сезонные изменения».
  • воспитывать умения работать в группе.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 А сейчас проверь, дружок,Ты готов начать урок?Все ль на месте,Все ль в порядке,Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно седят,Все ль внимательно глядят?Каждый хочет получать,

Только лишь оценку «5».

2. Систематизация  знаний

Посмотри, мой милый друг,Что находится вокруг?Небо светло-голубое,Солнце светит золотое,Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава,Горы, воздух и листва,Птицы, звери и лиса,Гром, туманы и роса.Человек и время года –

Это все вокруг … (природа).

– На прошлом уроке мы вспомнили, что относится к природе. Приведите примеры  объектов природы. (Деревья, звезды, цветы, вода)
– На какие две группы можно разделить объекты природы? (Живая и неживая)
– В прочитанном мной стихотворении тоже говорится о природе, докажите? (Перечисляют примеры из стихотворения).

На доске одновременно с ответами появляются карточки с названиями.

небо,  солнце,  ветер, тучка,  поле,  речка,  трава,   горы,  воздух,  листва,  птицы,  звери,  лиса, гром,  туманы,  роса.

– А теперь давайте попробуем распределить эти карточки на 2 группы:

         живая природа                                                  неживая природа

Учащимся предлагается прикрепить карточку в один из столбиков.

трава,    листва,                          небо,  солнце,  ветер, тучка,  поле,  речка,
птицы,  звери,  лиса                     горы,  воздух,  гром,  туманы,  роса

– Проверьте, правильно  ли распределили карточки? (Правильно).
– Чем отличается живая природа от неживой? (Живые существа – дышат, питаются, растут, размножаются и умирают).


– Но листва не дышит как человек, а мы ее отнесли к живой природе?(Листва дышит по-своему, с помощью специальных клеток).


– А как связана между собой живая и неживая природа? (Без тепла, света, воздуха и воды живые существа не могли бы жить).

Вывод: в природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой.

Физминутка

Стали мы учениками,Соблюдаем режим сами:Утром мы, когда проснулись,Улыбнулись, потянулись.Для здоровья, настроенья,Делаем мы упражненья:Руки вверх и руки вниз,На носочки поднялись.То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись.А потом мы умывались,Аккуратно одевались.Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

3. Изучение нового материала

– Сегодня утром, собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно, зачем? (Узнать, как нам нужно одеться)

– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.  И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.

– Почему сейчас мы не можем в шортах и майке пройтись по улице?(Холодно)

– Почему холодно? (Осень)

– Произошли природные изменения: похолодало, листва желтеет, перелетные птицы улетают, пропали насекомые. Многие природные явления связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Вот и названные нами изменения происходят осенью.

– Какие времена года (сезоны) вы знаете? (Осень, зима, весна, лето)

– Сколько их? (4)

– Сейчас мы разобьемся на 4 группы.

Детям предлагается выбрать любой жетончик.  Жетончики 4 цветов: желтый, белый, зеленый, красный.

– У нас образовались 4 группы.

– Ребята с жетончиками желтого цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Осени). Правильно. 
– Ребята с жетончиками белого цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Зимы). Правильно.

 
– Ребята с жетончиками зеленого цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Весны). Правильно.
– Ребята с жетончиками красного цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени  года? (Лета). Правильно.

 4. Работа в группах (5 мин.)

Выслушиваются выступления каждой группы. 
На доску вывешиваются иллюстрации с данным временем года, как помощь и подтверждение сказанному. Обращается внимание на изменения в живой и неживой природе.

Вывод: каждое время года хорошо по своему, имеет свои особенности, то есть свои сезонные изменения.

5. Закрепление пройденного материала

Работа в рабочей тетради на странице 9

№1 – нам нужно записать ответ на вопрос: что такое явления природы?(Явления природы это изменения, происходящие в природе).

№2 – Даны две картинки, нам предлагают рассмотреть их  и найти ошибки,  допущенные художником. (1 картинка – дети купаются в реке и на реке льдины, идет снег и цветут цветы; 2 картинка – птица кормит птенцов и распустились ландыши, елки в снегу, а деревья с желтыми листьями).

– Сколько ошибок  допущено на 1 картинке? (5).
– Сколько ошибок  допущено на 2 картинке? (4).

Вывод: я думаю, что вы никогда не допустите таких ошибок, для этого нужно знать какие природные или сезонные изменения происходят в природе.

Выставление оценок.

6. Подведение итогов

– Что нового узнали на уроке? (О явлениях природы)
– С чем связаны явления природы? (С сезонными изменениями)
– Приведите примеры осенних изменений? (Дождь, дни короче, птицы улетают)

7. Домашнее задание

Прочитать в учебнике текст «Явления природы» (стр.16-17); ответить на вопросы к тексту.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-2-9.html

Явления природы. Окружающий мир. 1 класс. Мастер-класс

Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №3 им. Героя России Сергея Ромашина (г. Южно-Сахалинск) Азьмука Наталья Юлиановна.

Задачи урока:

  1. Дать представление о явлениях природы.
  2. Раскрыть значение явлений природы в жизни животных, растений и человека.
Читайте также:  Соцреализм в литературе

Средства обучения:

Иллюстрированный материал учебника, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование.

Ход урока:

Оргмомент:

Подготовка к уроку. Эмоциональный настрой.

– Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного. Мы будем говорить о уже известных вам понятиях, но и новые открытия вы тоже сделаете, если будете активны и внимательны. Готовы?/ Готовы!/

Сообщение темы и цели урока:

На доске представлены иллюстрации с явлениями природы ( радуга, дождь, гроза, молния, мороз, снег). Учитель читает загадки и предлагает детям найти иллюстрацию с отгадкой. /Ученик выходит к доске называет отгадку и показывает с ней иллюстрацию/.

Над лесами, над рекой Семицветный мост дугой. Если б мог я встать на мост –

Я б достал рукой до звёзд!

(радуга)

Он пришёл, наполнил кадки, Поливал усердно грядки, С шумом окна промывал, На крыльце потанцевал. Побродил по крыше вволю

И ушёл по лужам в поле.

(дождь)

Пришла Маланья – Зажглося пламя. Пришёл Пахом – Затрясся дом (молния и гром). Он всегда на что – то злится И всегда, когда сердит, Детворе румянит лица,

А всех старых – молодит!

(мороз)

Вился, вился Белый рой, Сел на землю-

Стал горой

(снег).

На дворе переполох – С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина.

У неё теперь ангина.

(град)

(Учитель методически работает над каждой загадкой (для развития логического мышления).

(Например:

  • Почему, ты решил, что это радуга?
  • Почему, радугу сравнивают с мостом?
  • Почему мост, семицветный? и т. д.
  • Ребята, а кто может ответить, как называются все эти явления. /Дети высказывают свои предположения и после этого, учитель уточняет и конкретизирует тему и цель урока/.

Работа над новым материалом

а) беседа о временах года:

  • Ребята, какие времена года, вы знаете?/ Зима, весна, лето, осень/.
  • А каким понятием, называется смена времён года?/ Явление природы/

Приложение слайд 1,2,3,4.

б) работа со слайдами:

  • Какое время года изображено на картине?
  • Почему ты так считаешь? По каким признакам, ты определил? /Дети высказывают свои предположения/.

работа с рабочей тетрадью стр. 41-42:

  • Ребята прочитайте, задание. Что нужно сделать?/ Наклеить крону дерева так, чтобы было понятно, как оно выглядит в разное время года/.

Учитель должен предупредить ошибки. Дать алгоритм выполнения работы, и уточнить с детьми какая крона дерева соответствует определённому сезону года (стр.65).

работа с учебником стр. 94-95:

Учитель предлагает прочитать текст, который дан на стр.94.

Проводится беседа по прочитанному, с использованием иллюстраций учебника.

работа со слайдами (с 5-14):

Перед просмотром слайдов ставится вопрос: «Почему эти явления природы выделены в отдельную группу и называются стихийные бедствия?»

Просмотр слайдов и рассуждения детей на поставленный вопрос.

Учитель обобщает ответы детей, что стихийными бедствиями называются явления природы, перед которыми человек бессилен, но старается эти явления изучать.

работа с краеведческим материалом:

Учитель рассказывает о стихийных бедствиях, которые присуще Сахалинской области и НИИ г. Южно–Сахалинска, в котором изучаются явления природы и стихийные бедствия.

Итог урока

  • Чему учились на уроке?
  • Что нового вы узнали сегодня?
  • Что больше понравилось на уроке?
  • О чём вы расскажите дома?

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/yavleniya-prirody-okruzhayuschiy-mir-1-klass-master-klass/

Конспект урока в 1 классе Тема: «Явления природы»

Муниципальное казенное образовательное учреждениеКаменская средняя общеобразовательная школа

Красноярский край, 662174 Ачинский район, д.Каменка, ул.Лесная 5

Тел.83915163001; 89069737575;[email protected]

Конспект урока в 1 классе

Тема: «Явления природы»

Составитель

Лось Дарья Андреевна,

учитель начальных классов

МКОУ Каменской СОШ

2013 год

Учебный предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова.

Тема  урока:  Явления  природы.

Тип  урока: Открытие нового знания.

^ сформировать представление о характерных признаках  явлений  природы  в разные времена года.

Планируемый результат: учащиеся научатся

Предметный результат( УУД):

Личностные: уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные: регулятивные – высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; познавательные – уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы; коммуникативные – слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме  урока.

Предметные: научатся формировать представление о характерных признаках  явлений  природы  в разные времена года.

Методы обучения:  проблемный, частично-поисковый.

  1. Формы организации познавательной деятельности:
  2. фронтальная работа;
  3. групповая;
  4. индивидуальная.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир” для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;
  • рабочая тетрадь по окружающему миру.
  • карточки с изображением времен года,  явлений  природы  для практической работы.

Организация и содержание урока

Планируемые действия учителя Предполагаемые действия учащихся
– Здравствуйте! Начнём наш урок окружающего мира.– А что мы должны делать на каждом уроке? – А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе?   – Каким вы хотите, чтобы получился наш  урок ? – Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.    Интересным, весёлым.
Послушайте загадку. (Учитель читает загадку):Посмотри, мой милый друг,Что находится вокруг?Небо светло-голубое,Солнце светит золотое, Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава,Горы, воздух и листва,Птицы, звери и леса,Гром, туманы и роса.Человек и время года –Это все вокруг …Сейчас мы с вами проведём речевую разминку- Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.- Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.- Дождь бывает летом?- Снег бывает :?- Листопад бывает:?- Радуга бывает:? – Мы поговорим о  явлениях  природы, в разные времена года. ПРИРОДА!!!!Да!Зимой!Осенью!После дождя!
^ На нём зашифровано явление природы. Разгадайте.Ребята, а вы знаете откуда берётся дождь?Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, большое количество воды испаряют растения.Что же происходит с водой в небе? Высоко в небе намного холоднее, на поверхности земли. невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.^– Капельки соединяются. Становятся крупнее. Так образуется туча.- Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.^Откройте учебник на с. 40,41,42.- Что изображено на этих картинках? Перечислите.- Что вы перечислили? (явления природы) ДОЖДЬ.С неба.Дождь, иней, листопад, снегопад, снег, таяние снега, ледоход, гроза, роса, радуга, туман.
Осторожно ветер За калитку вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Покачал тихонько Ветками черемух, Пожурил за что-то Воробьев знакомых И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью. Руки вверх и махи руками вправо-влево.Постучать кулачками по парте.Перебирать пальчиками по парте.Руки поднять вверх, махи руками вправо-влево.Постучать кулачками по парте.Перебирать пальчиками по парте.Руки согнуты в стороны, махи руками.
– Какие времена года (сезоны) вы знаете? – Сколько их? – Сейчас мы разобьемся на 4 группы.Перед каждым на столе лежит квадрат. На квадрате время года. Разбейтесь на группы по временам года.Каждая группа получает таблицу и картинки. Задача группы подобрать явления природы к своему времени года и наклеить в таблицу. Выберите, кто будет отвечать.Выслушиваются выступления каждой группы. На доску вывешиваются иллюстрации с явлениями природы с данным временем года. – На какой вопрос мы должны были ответить?^ (с. 21)Внизу нарисованы рисунки: листопад, тучи, дождь.Выберите самостоятельно явление природы, которое вам понравилось и раскрасьте его. Осень, зима, весна, лето.4А может ли дождь быть во все времена?Работают самостоятельно.
Сделаем вывод нашего урока:изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это… явления природы
  У вас на партах лежат карточки “настроения” – лучик и капелька. Если вам понравился  урок  и у вас  урок  вызвал хорошее настроение, то возьмите карточку с лучиком от солнышка , если у вас не всё получилось, как вы хотели, то возьмите карточку с капелькой дождя. Подойдите к доске и прикрепите лучик к солнышку или капельку к туче.Спасибо всем за  урок, все ребята молодцы, хорошо поработали!!!

Источник: http://shkolnie.ru/geografiya/88918/index.html

Конспект открытого урока по познанию мира “Явления природы”

Открытый урок по познанию мира.

Тема: Явления природы.

Цели урока:

• Дать представление о различных явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, об их многообразии;

• Расширить знания детей об изменениях в неживой природе;

Воспитывать эстетическое восприятие природы;

• Развивать творческие способности учащихся;

• Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;

Развивать умение работать в парах;

• Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

• Иметь представление о природных явлениях;

• Учится формировать выводы на основе наблюдений;

• Учится грамотно и связно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

• Слушать и понимать речь других.

Оборудование: ПК, проектор, презентация по теме, репродукции картин И. Левитана “Весна. Большая вода”, А Куинджи “Ранняя весна”, Ф. Васильева “Мокрый луг”, кластер, словарь Ожегова, карта путешествия, музыкальная запись, запись звуков природы, раздаточный материал.

Ход урока:

Посмотрите все на меня!Сегодня экскурсоводом работаю я.Не теряя ни минутки,Приглашаю вас я в путь!Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Мы начинаем наш урок Познания мира. И пройдет он у нас вот по таким маршрутным листам. Посмотрите на них внимательно. Давайте заполним наш маршрутный лист. Укажем число и отметим погоду.

Назовите задание под №1.

  1. Проверка дом. задания: На прошлом уроке мы с вами говорили о телах и веществах.

– Что было задано домой?

(Прочитать текст на стр.61-62 и подготовить для соседа по парте 2 вопроса по прочитанному.) Дети работают в парах. Теперь обратимся к нашему маршрутному листу.

Мозговой штурм: Надо определить из каких веществ состоит тело, и наоборот, что можно сделать из данного вещества.

Какая завтра Погода – Ответит людям Природа. Стелется утром Туман по воде – Значит, будетПогожий день. 

Если ж висит 

Пеленой сплошною – Значит, гулять Не пойдём с тобою. Солнце заходит В красные тучи -Скоро примчится Ветер могучий. Радуга встала Над нашим краем -Завтра погоду Мы ожидаем. Веточка с дерева Тихо слетела – Жди, скоро дождик Возьмётся за дело. Голуби воркуют – День хороший Чуют. 

На деревьях 

Паутинка – 

Утро будет, что картинка. Прячется в гнездо Сорока – Хмурый дождик 

Недалёко.

• О чем говорится в стихотворении? (о природе)

• Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о явлениях природы)

• Вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. Я медленно прочитаю стихотворение еще раз. Ваша задача: если вы услышите слово, которое относится к неживой природе, вы поднимаете одну руку. Если слово будет относиться к предметам живой природы – поднимаете обе руки.

4. Постановка целей урока:

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о явлениях неживой природы, узнаем: откуда берутся облака, почему дует ветер и почему во время грозы гремит гром. А помогут нам в этом волшебные часы, которые показываю не время, а времена года.

Читайте также:  Почему листья зеленые летом и желтые осенью?

А озвучивать что происходит с часами нам будет Валерия и Артем.

5. Объяснение темы урока:

Как вы думаете, что означает слово “явление”. И что это такое “явление природы”? (Ответы учащихся) В тетради запись: Явление – всякое проявление чего-либо, что можно увидеть, обнаружить. (Ожегов).

Давайте откроем учебники на стр. 64-65. и прочитаем как объясняется понятие ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ в учебнике. СЛАЙД № 2

Работа в маршрутных листах.

Явление природы – изменения в состоянии природы.

Мы выяснили, что такое явление природы.

Отгадайте зашифрованную загадку: Переставьте буквы в словах так, чтобы получились правильные слова и отгадайте загадку

НЕСГ на полях, СЛАЙД №3

ДЁЛ на реках,

ВГЮЬА гуляет,

Когда это бывает?

Какое время года показывают часы?

В каком царстве мы с вами очутились? В царстве зимы. СЛАЙД №4

Отгаданные слова в виде картинок крепятся на доску. Составляется кластер

А что вы знаете о снеге, вьюге и ледоставе?

Снег – это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки. Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки? Какие они по форме? На что похожи?

Ученые еще не могут объяснить, почему снежинки имеют такие правильные, чёткие линии. Но по их наблюдениям, в мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные! СЛАЙД № 5-6

• Как вы думаете, зачем нужен снег природе?

(Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу)

Учитель: А что же происходит на реках?

(В сильные морозы вода замерзает)

Это явление называется ледостав. СЛАЙД № 7-8

Находит картинку с ледоставом и дополняет кластер.

Работа с наблюдениями: Вспомните, что произойдет с водой, если ее налить в бутылку и положить в морозильник? (Вода превратится в лед)

То же самое происходит и с водой в реках. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. И чем дольше стоят морозы, тем толще будет лед.

Но лед образуется не только на реках. Лед появляется и на улицах городов. И тогда очень трудно ходить по тротуарам, а машины по дорогам двигаются медленно-медленно. Как называется это явление природы? (Гололедица) Дополнение кластера.

А теперь внимательно посмотрите на картины известных художников. Какое время года изображено на картинах? (Весна) СЛАЙД № 9-10

По каким признакам вы это определили? (Ответы учащихся).

Какое время года показывают наши часы? СЛАЙД № 11

• Какие явления природы происходят весной? (Воздух прогревается, становится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, начинается ледоход, первые грозы)

Дополняют кластер: ледоход, гроза,

Самое грозное и самое радостное явление весной – это гроза. Наблюдали ли вы когда-нибудь грозу? Прослушивание звуков грозы и дождя. СЛАЙД № 12,13,14

Опишите, что происходит во время грозы? (Ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь)

Во время ответов учащихся дополняется кластер.

Вот сколько явлений мы отыскали здесь! Откуда же появляется дождь, и почему гремит гром? Как вы думаете? (Ответы учащихся). Давайте об этом прочитаем в учебнике.

Физкультминутка.СЛАЙД № 15

Ветер тихо клен качаетВетер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет:Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клен. (Дети имитируют движение ветра)

Что это у нас на часах? СЛАЙД № 16

Задание: прослушайте песню и найдите явления природы.Звучит 1 куплет песни “Вот оно какое, наше лето”

Итак, мы оказались в летнем царстве. Какие явления природы упоминаются в песне? (Ветер и дождь)

Какие еще явления природы вы наблюдаете летом? (дожди, град, радуга) СЛАЙД № 17,18,19

Дополняют кластер.

Почему идет дождь, мы уже с вами знаем. Но летом очень часто вместе с дождем идет град. Град – это та же вода, которая скапливается в тучах. Но в высоких облаках часть воды замерзает. Градины не могут долго удерживаться в облаке и падают на землю. Видели вы когда-нибудь град? На что похожи градинки? (Ответы учащихся)

Что такое радуга, и как она образуется мы прочтем в учебнике на стр.65.

А что же такое ветер? Ветер – это движение воздуха. Чем быстрее двигается воздух, тем сильнее дует ветер. Он может быть могучим и сильным. Помните как у Пушкина “Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.” А может быть ветер легкий и ласковый.

Какие ветры дуют летом? (Легкие)

В какое время года мы наблюдаем сильный ветер? (Весной и осенью) СЛАЙД № 20

А иногда ветер разгоняется с такой силой, что сметает все на своем пути. Такой ветер называют ураганом или бурей. А что такое буря читаем в учебнике.

Учитель: Мы нашли немало явлений природы. А впереди еще одна остановка. Посмотрите, что это зашифровано? СЛАЙД № 21

ПЛИОТСАД, МАНУТ, СОРА (Листопад, туман, роса). Какое время года нам покажут часы?

В какое время года мы можем наблюдать это явление природы? (Осенью) СЛАЙД № 22

Дополняем кластер.

• Почему деревья сбрасывают листья осенью?

• Какого цвета туман? (Серый, молочный, белый) СЛАЙД № 23-24

Туман – то же облако. Просто оно еще не успело подняться до неба. Капельки воды собираются вместе и образуют облако у самой поверхности земли. Иногда таких капелек так много, что даже вытянутой руки не видно.

Туманы могут появляться в любое время года. Но чаще всего они образуются осенью.

• А что такое роса? (Ответы учащихся) СЛАЙД № 25-26

Капельки росы – это вода, которая испаряется из растений с наступлением ночи. Ближе к утру роса самая обильная. По народной примете – если много выпало росы, то день будет ясный.

Чем ближе зима, тем меньше росы.

А с наступлением морозов роса замерзает – так появляется иней. СЛАЙД № 27

Дополнение кластера.

Учитель: Итак, мы нашли самые главные явления природы. Но явлений этих намного больше. Порой природа творит настоящие чудеса. Многие из этих явлений вы знаете.

Работа с презентацией. Демонстрация слайдов (радуга, северное сияние, падающие звезды, миражи, шаровая молния) СЛАЙД № 28-31

Учащиеся называют явления, рассказывают о своих наблюдениях. При необходимости учитель помогает с ответами.

6. Закрепление темы

1. Рассмотрите рисунки на стр. 65. Назовите явления природы. Объясните, когда мы их наблюдаем.

2. Каждая пара получает картинку с изображением одного времени года. Задание: Собрать пазл, объяснить, что за время года изображено на картине, подобрать явления природы, характерные для этого времени года. СЛАЙД № 32

7. Рефлексия

• Что нового вы узнали на уроке?

• Какие задания вам понравилось выполнять?

• Что вам было непонятно?

8. Оценивание учащихся

9. Домашнее заданиеСЛАЙД № 33

1. Записать, какие явления природы вы будете наблюдать в эти дни.

2. Творческое задание: подготовить сообщение о каком-либо явлении природы.

Источник: https://www.videouroki.by/razrabotki/konspekt-otkrytogo-uroka-po-poznaniyu-mira-yavleniya-prirody.html

Конспект урока Тема: Явления природы

Орг.

момент:

Сообще-

ние темы и

целей

урока:

Проверка

дом.

задания:

Объясне-

ние

нового

материала:

Закрепле-

ние:

Дом.

задание:

Итог

урока:

Оценки:

Орг.

момент:

– Приветствие учащихся.- Сегодня на уроке мы с вами с явлениями природы, узнаем, какие меры предосторожности надо соблюдать во время ураганов, штормов, грозы, а так же закрепим знания об изменении высоты Солнца и погоды. Прежде чем перейдём к изучению нового материала, вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке.

  1. Расскажите о движении Солнца.
  2. Как меняется высота Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время года?
  3. Когда на Земле день равен ночи?
  4. Когда самый длинный день и самая короткая ночь?
  5. Когда самая длинная ночь и самый короткий день?
  6. Расскажите, как ведутся наблюдения за погодой. Для чего это делается?
  7. Какие народные приметы, предсказывающие погоду, вы знаете?
  • Какие явления природы вы знаете?
  • Какие меры предосторожности надо соблюдать во время ураганов, штормов, грозы?

К явлениям природы относят ветер, ураганы, штормы, осадки, грозы.

Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении над поверхностью Земли. Ветер различают по направлению, скорости и силе. Скорость ветра определяется в метрах в секунду, а сила ветра измеряется в баллах.

Люди с древних времён научились использовать силу ветра. Они строили ветряные мельницы. Ветер дул на лопасти мельницы, благодаря этому вращались жернова (колёса), которые перемалывали зерно. Раньше под парусами корабли ходили по морям и океанам.

Первые воздушные путешествия совершались на воздушных шарах, которые передвигались благодаря силе ветра. Люди и сейчас стремятся использовать энергию ветра, например, в некоторых странах создаются ветряные электростанции.

На этих станциях электрический ток вырабатывается с помощью ветра.

Ветер может быть не только помощником человека. Сильные ветры – штормы и ураганы – могут навредить людям. Чем сильнее ветер, тем большие разрушения он приносит.

Осадки – дождь, снег, град.

Иногда во время сильного дождя тёмное небо освещается яркой вспышкой – молнией и слышится сильный грохот и треск – гром. Это гроза. Гроза – опасное явление природы. Молнии могут разрушить радиосвязь, вывести из строя электростанции, вызвать пожар. От удара молнии могут погибнуть люди и животные.

Существуют определённые правила поведения во время грозы, которые должны знать и соблюдать взрослые и дети. Если вы попали в грозу на открытой местности, то лучше прилечь на землю в низком месте и переждать грозу.

Нельзя прятаться под высокими деревьями, быть вблизи линии электропередач, плавать в водоёмах или кататься на лодках.

В закрытых помещениях во время грозы надо выключить все электроприборы, закрыть все окна и двери, чтобы не было сквозняков.

ВЫВОД: Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении над поверхностью Земли. Ветры бывают разными по силе. Сильные разрушительные ветры называют ураганами и штормами. К осадкам относятся дождь, град, снег. Гроза – опасное явление природы. Чтобы не пострадать во время грозы, необходимо соблюдать определённые правила поведения.

– Словарная работа:

ШТОРМ УРАГАН МОЛНИЯ ГРОЗА ГРОМ УРАГАН ОСАДКИ

СМЕРЧ

– Составьте из этих слов кроссворд.

– Стр. 13-15 Чтение вслух по цепочке.

  1. Назовите явления природы.
  2. Что такое ветер, как он образуется?
  3. Как люди используют силу ветра?
  4. Как нужно вести себя во время грозы?
  5. Назовите правила поведения во время грозы. Почему их необходимо соблюдать?

– Запишите в тетради правила поведения во время грозы.

Стр. 13-15

– Чем занимались на уроке? – Что нового вы узнали?- Оценить работоспособность учащихся.- Спасибо за работу на уроке. Урок окончен. – Рапорт дежурного.- Запись темы урока в тетрадь.- Учащиеся отвечают на вопросы.- Учащиеся слушают и запоминают.- Учащиеся записывают словарные слова в тетрадь.- Составляют кроссворд. – Учащиеся читают вслух по цепочке. – Отвечают на вопросы, используя статью из учебника.- Самостоятельно записывают правила поведения во время грозы.

Источник: http://lib2.podelise.ru/docs/91767/index-9648-1.html

Ссылка на основную публикацию