Конспект урока на тему “Явления природы”
Цели урока: дать учащимся первоначальное понятие о природе в целом; познакомить с понятием «явления природы»; дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года; развивать умения грамотно и выразительно излагать свои мысли; через элементы музыки воспитывать в детях эстетическое восприятие природы.
Задачи урока Образовательные: ? расширить и систематизировать представления учащихся о явлениях природы; ? учить учащихся правильному поведению во время грозы, в жаркий летний период и зимой.
Развивающие: ? развивать логическое мышление детей через отгадывание загадок; через проблемные вопросы; ? совершенствовать восприятие детей при рассматривании изображений явлений природы и их анализе.
Воспитательные:
? воспитывать умения чувствовать, понимать, любить и охранять красоту родной природы.
Оборудование: карточки с изображением времён года, явлений природы; клей; магнитофон, отрывок из музыкального дневника П. И. Чайковского «Времена года», шум грома, мультимедийная доска, компьютер, картинки с лучиками и капельками, картинки радуги.
Ход урока
1. Организационный момент
(Учащиеся сидят по группам. На столе у каждой группы лежат цветные картинки: осенние листья, снежинки, зелёные листья и цветочки)
– Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира, где вы узнаете много интересного! Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подумаем, как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вдохнем и выдохнем, выдохнем вчерашние обиды, зло и тревогу. Вдохнем свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей.
2. Вступительная беседа
– Слушаем стихотворение. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года –
Это все вокруг… (Природа)
3. Работа по теме урока
– Какие чувства вызвали у вас строки этого стихотворения? (Радость, любовь, хорошее настроение) – А заметили ли вы, о каких природных явлениях говорит автор? (Туча, ветер, гроза, гром, туман) – Ребята, в природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идёт дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Так о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (О явлениях природы) – Тема сегодняшнего урока «Явления природы». – Очень многие явления природы связаны со сменой времён года. Сколько вы знаете времён года? (Четыре) – Перечислите какие вы знаете времена года, начиная с лета. (Лето, осень, зима, весна) – И мы с вами сидим в 4 – х группах. Вы догадались почему? (Да! У нас на столе лежат картинки: снежинки, зелёные листочки, цветы, разноцветные листья.
– В какое время года можно увидеть снежинки? (Зимой. На стол ставится табличка «Зима». Так по очереди расставляем все таблички времён года)
– Для выполнения следующего задания нам понадобятся глазки. Они должны быть очень зоркими. На экране появятся движущиеся предметы, а вы следите за ними только глазками и голову не поворачивайте. Кивните головой, если вам понятно задание.
Физкультминутка
(На интерактивной доски под музыку ходит «листочек» или «солнышко», а дети глазками повторяют все его движения)
– Почему я приготовила именно эту разминку? (Листья, осень)
– Посмотрите, на вашем столе лежат картинки. А что изображено на них?
( Явления природы)
– Вы должны выбрать картинки, которые соответствуют вашему времени года и создать коллаж. Те картинки, которые не относятся к вашему времени, отложите в сторону. Теперь подумайте, кто какую работу будет выполнять? (Во время работы звучит отрывок из музыкального дневника П. И.Чайковского «Времена года».
Дети создают дружно коллаж из картинок определяющих время года данной группы и дополнительного материала: снежинок, цветов и т. д.
Работы учеников вывешиваются на доску и в течение урока обсуждение созданных работ)
Осень: листопад, дождь, первый снег.
– Какое время года сейчас? (Осень)
– Посмотрите на нашу первую осеннюю работу и скажите, какие слова вы будите использовать, чтобы нарисовать осень? (Дождь, слякоть, листья, тучи и т. д.) – Давайте прочитаем стихотворение о дождике на с. 43. – Почему про осенний дождь говорят – моросящий, холодный, нудный? (Ответы) – А про какой дождик, можно сказать ” плачет” – про ливень или моросящий? (Ответы)
– А знаете ли вы, что бывают такие места, где человек под дождем остаётся совершенно сухим, потому что и сам дождь: сухой. Это явление наблюдается в пустынях, где воздух сам по себе очень сух. Облака – редкое явление, и еще реже выпадает дождь. Но даже когда это бывает, дождевые капли испаряются в воздухе, не достигнув земли. Вы видите, как идет дождь, стоите под ним, но не чувствуете.
Зима: снегопад, иней, метель.
– Какое время года наступает после осени? (Зима) – А теперь посмотрим на панно «Зима» и убедимся, что ребята, верно, выполнили задание.
– В какие игры вы любите играть зимой? (В снежки, кататься на коньках и лыжах)
Физкультминутка
– Все встали и повторяйте за мной движения. (Лыжи, снежки, мороз)
– О чём нужно помнить зимой, когда гололёд и мороз? (Одеваться теплее, не кричать, не ходить где скользко)
Весна: ледоход, сосульки, таяние снега. Загадка о весне Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла … (Весна)
– Какие явления мы видим на вашей работе?
– Почему нельзя стоять под крышей дома, где свисают сосульки. (Может упасть на голову и т. д.)
Лето: радуга, туман, гроза. Запись грома
– О каком явлении мы будем говорить? (О громе и грозе) – В какое время года бывает это явление? (Летом)
– Гром чаще всего бывает с грозой, а знаете ли вы, что в глубокой древности все люди боялись грозы. Они думали, будто это страшный великан мечет на землю огненные стрелы.
– Покажите, как вы боитесь грома. (Наклоняют голову к парте, закрывают глаза)
– Представляете, если вас гроза застанет в лесу, где нельзя прятаться? (Под деревьями)
На слайде – радуга
– Ребята, мне кажется самое красивое явление природы – это радуга. Послушайте сказку К. Ушинского «Солнце и радуга». Кто умеет читать, вы можете следить по учебнику на с. 42.
– О каких явлениях природы говорится в тексте? (Дождь, радуга)
– Сколько цветов у радуги? (Семь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
– Я держу цвета радуги, но как их распределить не знаю. Может вы мне поможете? (Фразы – подсказки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жан – звонарь голубой сломал фонарь» и на доске появляется радуга)
– Чего–то не хватает на нашей картине? (Ответы детей. Прикрепляется на доску солнце и деревья)
– Какое настроение у вас вызывает – радуга? (Радость, счастье и т. д.)
– Слово «Радуга» похоже на слово «радость». И действительно радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. Знаете, ребята, а в старину радугу называли «Райская дуга» и верили, что она приносит счастье.
4. Итог урока. (Рефлексия)
– О чём мы сегодня говорили на уроке? – Удивило вас что-либо на уроке?
– Ребята, у вас на столе лежат солнечные лучики и капельке дождя. Кто сегодня что – то узнал новое, вас что – то удивило, прикрепите – лучики. А кто считает, что он всё знает– капельки. (На доске мы видим результат работы на уроке)
– Спасибо за урок! (Дарю всем солнышки)
Открытый урок в 1-ом классе по предмету
«Окружающий мир»
на тему: «Явления природы»
Цели урока: дать учащимся первоначальное понятие о природе в целом; познакомить с понятием «явления природы»; дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года; развивать умения грамотно и выразительно излагать свои мысли; через элементы музыки воспитывать в детях эстетическое восприятие природы.
Задачи урока
Образовательные:
- расширить и систематизировать представления учащихся о явлениях природы;
- учить учащихся правильному поведению во время грозы, в жаркий летний период и зимой.
Развивающие:
- развивать логическое мышление детей через отгадывание загадок; через проблемные вопросы;
- совершенствовать восприятие детей при рассматривании изображений явлений природы и их анализе.
Воспитательные:
- воспитывать умения чувствовать, понимать, любить и охранять красоту родной природы.
Оборудование: карточки с изображением времён года, явлений природы; клей; магнитофон, отрывок из музыкального дневника П. И. Чайковского «Времена года», шум грома, мультимедийная доска, компьютер, картинки с лучиками и капельками, картинки радуги.
Ход урока
1. Организационный момент
(Учащиеся сидят по группам. На столе у каждой группы лежат цветные картинки: осенние листья, снежинки, зелёные листья и цветочки)
– Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира, где вы узнаете много интересного! Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подумаем, как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вдохнем и выдохнем, выдохнем вчерашние обиды, зло и тревогу. Вдохнем свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей.
2. Вступительная беседа
– Слушаем стихотворение.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (Природа)
3. Работа по теме урока
– Какие чувства вызвали у вас строки этого стихотворения? (Радость, любовь, хорошее настроение)
– А заметили ли вы, о каких природных явлениях говорит автор? (Туча, ветер, гроза, гром, туман)
– Ребята, в природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идёт дождь, то выпадаетснег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, аосенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Так о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (О явлениях природы)
– Тема сегодняшнего урока «Явления природы». (Слайд №1)
– Очень многие явления природы связаны со сменой времён года. Сколько вы знаете времён года? (Четыре)
– Перечислите какие вы знаете времена года, начиная с лета. (Лето, осень, зима, весна)
– И мы с вами сидим в 4 – х группах. Вы догадались почему? (Да! У нас на столе лежат картинки: снежинки, зелёные листочки, цветы, разноцветные листья.
– В какое время года можно увидеть снежинки? (Зимой. На стол ставится табличка «Зима». Так по очереди расставляем все таблички времён года) (Приложение 1)
– Для выполнения следующего задания нам понадобятся глазки. Они должны быть очень зоркими. На экране появятся движущиеся предметы, а вы следите за ними только глазками и голову не поворачивайте. Кивните головой, если вам понятно задание.
Физкультминутка (Слайд №2)
(На интерактивной доски под музыку ходит «листочек» или «солнышко», а дети глазками повторяют все его движения)
– Почему я приготовила именно эту разминку? (Листья, осень)
– Посмотрите, на вашем столе лежат картинки. А что изображено на них?
( Явления природы) (Слайд № 3)
– Вы должны выбрать картинки, которые соответствуют вашему времени года и создать коллаж. Те картинки, которые не относятся к вашему времени, отложите в сторону. Теперь подумайте, кто какую работу будет выполнять?
(Во время работы звучит отрывок из музыкального дневника П. И.Чайковского «Времена года». (Трек № 1)
Дети создают дружно коллаж из картинок определяющих время года данной группы и дополнительного материала: снежинок, цветов и т. д. Работы учеников вывешиваются на доску и в течение урока обсуждение созданных работ)
(Приложение 2)
Осень: листопад, дождь, первый снег.
– Какое время года сейчас? (Осень) (Слайд № 4)
– Посмотрите на нашу первую осеннюю работу и скажите, какие слова вы будите использовать, чтобы нарисовать осень? (Дождь, слякоть, листья, тучи и т. д.)
– Давайте прочитаем стихотворение о дождике на с. 43.
– Почему про осенний дождь говорят – моросящий, холодный, нудный? (Ответы)
– А про какой дождик, можно сказать ” плачет” – про ливень или моросящий? (Ответы)
– А знаете ли вы, что бывают такие места, где человек под дождем остаётся совершенно сухим, потому что и сам дождь: сухой. Это явление наблюдается в пустынях, где воздух сам по себе очень сух. Облака – редкое явление, и еще реже выпадает дождь. Но даже когда это бывает, дождевые капли испаряются в воздухе, не достигнув земли. Вы видите, как идет дождь, стоите под ним, но не чувствуете.
Зима: снегопад, иней, метель.
– Какое время года наступает после осени? (Зима) (Слайд №5)
– А теперь посмотрим на панно «Зима» и убедимся, что ребята, верно, выполнили задание.
– В какие игры вы любите играть зимой? (В снежки, кататься на коньках и лыжах)
Физкультминутка (Слайд № 6)
– Все встали и повторяйте за мной движения. (Лыжи, снежки, мороз)
– О чём нужно помнить зимой, когда гололёд и мороз? (Одеваться теплее, не кричать, не ходить где скользко)
Весна: ледоход, сосульки, таяние снега.
Загадка о весне (Слад №7)
Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла … (Весна) (Слайд № 8)
– Какие явления мы видим на вашей работе?
– Почему нельзя стоять под крышей дома, где свисают сосульки. (Может упасть на голову и т. д.)
Лето: радуга, туман, гроза. Запись грома (Трек №2)
– О каком явлении мы будем говорить? (О громе и грозе)
– В какое время года бывает это явление? (Летом) (Слайд № 9)
– Гром чаще всего бывает с грозой, а знаете ли вы, что в глубокой древности все люди боялись грозы. Они думали, будто это страшный великан мечет на землю огненные стрелы.
– Покажите, как вы боитесь грома. (Наклоняют голову к парте, закрывают глаза)
– Представляете, если вас гроза застанет в лесу, где нельзя прятаться? (Под деревьями)
На слайде – радуга (Слайд № 10)
– Ребята, мне кажется самое красивое явление природы – это радуга. Послушайте сказку К. Ушинского «Солнце и радуга». Кто умеет читать, вы можете следить по учебнику на с. 42.
– О каких явлениях природы говорится в тексте? (Дождь, радуга)
– Сколько цветов у радуги? (Семь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
– Я держу цвета радуги, но как их распределить не знаю. Может вы мне поможете?
(Фразы – подсказки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жан – звонарь голубой сломал фонарь» и на доске появляется радуга)
– Чего–то не хватает на нашей картине? (Ответы детей. Прикрепляется на доску солнце и деревья)
– Какое настроение у вас вызывает – радуга? (Радость, счастье и т. д.)
– Слово «Радуга» похоже на слово «радость». И действительно радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. Знаете, ребята, а в старину радугу называли «Райская дуга» и верили, что она приносит счастье.
4. Итог урока. (Рефлексия)
– О чём мы сегодня говорили на уроке?
– Удивило вас что-либо на уроке?
– Ребята, у вас на столе лежат солнечные лучики и капельке дождя. Кто сегодня что – то узнал новое, вас что – то удивило, прикрепите – лучики. А кто считает, что он всё знает– капельки. (На доске мы видим результат работы на уроке)
– Спасибо за урок! (Дарю всем солнышки) (Слайд № 11)
Используемые учебники и учебные пособия
-
Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» М.: Вентана-Граф, 2010г. (учебник и рабочая тетрадь)
-
Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» // Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2006г.
-
Дьячкова Г.Т. «Окружающий мир». Внеклассные занятия на тему «Времена года». – Волгоград: Учитель, 2007г.
-
Науменко Г.М. Русские народные загадки. – М.: Детская литература, 2001г.
-
Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» – М.: ВАКО, 2009г.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-iavlieniia-prirody
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему “Явления природы”
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе
УМК «Школа России»
Тема: Явления природы
Цели:
- систематизировать знания о живой и неживой природе; познакомить с понятием «явления природы», « сезонные изменения».
- воспитывать умения работать в группе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
А сейчас проверь, дружок,Ты готов начать урок?Все ль на месте,Все ль в порядке,Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно седят,Все ль внимательно глядят?Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».
2. Систематизация знаний
Посмотри, мой милый друг,Что находится вокруг?Небо светло-голубое,Солнце светит золотое,Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава,Горы, воздух и листва,Птицы, звери и лиса,Гром, туманы и роса.Человек и время года –
Это все вокруг … (природа).
– На прошлом уроке мы вспомнили, что относится к природе. Приведите примеры объектов природы. (Деревья, звезды, цветы, вода)
– На какие две группы можно разделить объекты природы? (Живая и неживая)
– В прочитанном мной стихотворении тоже говорится о природе, докажите? (Перечисляют примеры из стихотворения).
На доске одновременно с ответами появляются карточки с названиями.
небо, солнце, ветер, тучка, поле, речка, трава, горы, воздух, листва, птицы, звери, лиса, гром, туманы, роса.
– А теперь давайте попробуем распределить эти карточки на 2 группы:
живая природа неживая природа
Учащимся предлагается прикрепить карточку в один из столбиков.
трава, листва, небо, солнце, ветер, тучка, поле, речка,
птицы, звери, лиса горы, воздух, гром, туманы, роса
– Проверьте, правильно ли распределили карточки? (Правильно).
– Чем отличается живая природа от неживой? (Живые существа – дышат, питаются, растут, размножаются и умирают).
– Но листва не дышит как человек, а мы ее отнесли к живой природе?(Листва дышит по-своему, с помощью специальных клеток).
– А как связана между собой живая и неживая природа? (Без тепла, света, воздуха и воды живые существа не могли бы жить).
Вывод: в природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой.
Физминутка
Стали мы учениками,Соблюдаем режим сами:Утром мы, когда проснулись,Улыбнулись, потянулись.Для здоровья, настроенья,Делаем мы упражненья:Руки вверх и руки вниз,На носочки поднялись.То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись.А потом мы умывались,Аккуратно одевались.Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.
3. Изучение нового материала
– Сегодня утром, собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно, зачем? (Узнать, как нам нужно одеться)
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.
– Почему сейчас мы не можем в шортах и майке пройтись по улице?(Холодно)
– Почему холодно? (Осень)
– Произошли природные изменения: похолодало, листва желтеет, перелетные птицы улетают, пропали насекомые. Многие природные явления связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Вот и названные нами изменения происходят осенью.
– Какие времена года (сезоны) вы знаете? (Осень, зима, весна, лето)
– Сколько их? (4)
– Сейчас мы разобьемся на 4 группы.
Детям предлагается выбрать любой жетончик. Жетончики 4 цветов: желтый, белый, зеленый, красный.
– У нас образовались 4 группы.
– Ребята с жетончиками желтого цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Осени). Правильно.
– Ребята с жетончиками белого цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Зимы). Правильно.
– Ребята с жетончиками зеленого цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Весны). Правильно.
– Ребята с жетончиками красного цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Лета). Правильно.
4. Работа в группах (5 мин.)
Выслушиваются выступления каждой группы.
На доску вывешиваются иллюстрации с данным временем года, как помощь и подтверждение сказанному. Обращается внимание на изменения в живой и неживой природе.
Вывод: каждое время года хорошо по своему, имеет свои особенности, то есть свои сезонные изменения.
5. Закрепление пройденного материала
Работа в рабочей тетради на странице 9
№1 – нам нужно записать ответ на вопрос: что такое явления природы?(Явления природы это изменения, происходящие в природе).
№2 – Даны две картинки, нам предлагают рассмотреть их и найти ошибки, допущенные художником. (1 картинка – дети купаются в реке и на реке льдины, идет снег и цветут цветы; 2 картинка – птица кормит птенцов и распустились ландыши, елки в снегу, а деревья с желтыми листьями).
– Сколько ошибок допущено на 1 картинке? (5).
– Сколько ошибок допущено на 2 картинке? (4).
Вывод: я думаю, что вы никогда не допустите таких ошибок, для этого нужно знать какие природные или сезонные изменения происходят в природе.
Выставление оценок.
6. Подведение итогов
– Что нового узнали на уроке? (О явлениях природы)
– С чем связаны явления природы? (С сезонными изменениями)
– Приведите примеры осенних изменений? (Дождь, дни короче, птицы улетают)
7. Домашнее задание
Прочитать в учебнике текст «Явления природы» (стр.16-17); ответить на вопросы к тексту.
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-2-9.html
Явления природы. Окружающий мир. 1 класс. Мастер-класс
Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №3 им. Героя России Сергея Ромашина (г. Южно-Сахалинск) Азьмука Наталья Юлиановна.
Задачи урока:
- Дать представление о явлениях природы.
- Раскрыть значение явлений природы в жизни животных, растений и человека.
Средства обучения:
Иллюстрированный материал учебника, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование.
Ход урока:
Оргмомент:
Подготовка к уроку. Эмоциональный настрой.
– Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного. Мы будем говорить о уже известных вам понятиях, но и новые открытия вы тоже сделаете, если будете активны и внимательны. Готовы?/ Готовы!/
Сообщение темы и цели урока:
На доске представлены иллюстрации с явлениями природы ( радуга, дождь, гроза, молния, мороз, снег). Учитель читает загадки и предлагает детям найти иллюстрацию с отгадкой. /Ученик выходит к доске называет отгадку и показывает с ней иллюстрацию/.
Над лесами, над рекой Семицветный мост дугой. Если б мог я встать на мост –
Я б достал рукой до звёзд!
(радуга)
Он пришёл, наполнил кадки, Поливал усердно грядки, С шумом окна промывал, На крыльце потанцевал. Побродил по крыше вволю
И ушёл по лужам в поле.
(дождь)
Пришла Маланья – Зажглося пламя. Пришёл Пахом – Затрясся дом (молния и гром). Он всегда на что – то злится И всегда, когда сердит, Детворе румянит лица,
А всех старых – молодит!
(мороз)
Вился, вился Белый рой, Сел на землю-
Стал горой
(снег).
На дворе переполох – С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина.
У неё теперь ангина.
(град)
(Учитель методически работает над каждой загадкой (для развития логического мышления).
(Например:
- Почему, ты решил, что это радуга?
- Почему, радугу сравнивают с мостом?
- Почему мост, семицветный? и т. д.
- Ребята, а кто может ответить, как называются все эти явления. /Дети высказывают свои предположения и после этого, учитель уточняет и конкретизирует тему и цель урока/.
Работа над новым материалом
а) беседа о временах года:
- Ребята, какие времена года, вы знаете?/ Зима, весна, лето, осень/.
- А каким понятием, называется смена времён года?/ Явление природы/
Приложение слайд 1,2,3,4.
б) работа со слайдами:
- Какое время года изображено на картине?
- Почему ты так считаешь? По каким признакам, ты определил? /Дети высказывают свои предположения/.
работа с рабочей тетрадью стр. 41-42:
- Ребята прочитайте, задание. Что нужно сделать?/ Наклеить крону дерева так, чтобы было понятно, как оно выглядит в разное время года/.
Учитель должен предупредить ошибки. Дать алгоритм выполнения работы, и уточнить с детьми какая крона дерева соответствует определённому сезону года (стр.65).
работа с учебником стр. 94-95:
Учитель предлагает прочитать текст, который дан на стр.94.
Проводится беседа по прочитанному, с использованием иллюстраций учебника.
работа со слайдами (с 5-14):
Перед просмотром слайдов ставится вопрос: «Почему эти явления природы выделены в отдельную группу и называются стихийные бедствия?»
Просмотр слайдов и рассуждения детей на поставленный вопрос.
Учитель обобщает ответы детей, что стихийными бедствиями называются явления природы, перед которыми человек бессилен, но старается эти явления изучать.
работа с краеведческим материалом:
Учитель рассказывает о стихийных бедствиях, которые присуще Сахалинской области и НИИ г. Южно–Сахалинска, в котором изучаются явления природы и стихийные бедствия.
Итог урока
- Чему учились на уроке?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что больше понравилось на уроке?
- О чём вы расскажите дома?
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/yavleniya-prirody-okruzhayuschiy-mir-1-klass-master-klass/
Конспект урока в 1 классе Тема: «Явления природы»
Красноярский край, 662174 Ачинский район, д.Каменка, ул.Лесная 5
Тел.83915163001; 89069737575;[email protected]
Конспект урока в 1 классе
Тема: «Явления природы»
Составитель
Лось Дарья Андреевна,
учитель начальных классов
МКОУ Каменской СОШ
2013 год
Учебный предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова.
Тема урока: Явления природы.
Тип урока: Открытие нового знания.
^ сформировать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.
Планируемый результат: учащиеся научатся
Предметный результат( УУД):
Личностные: уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные: регулятивные – высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; познавательные – уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы; коммуникативные – слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока.
Предметные: научатся формировать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
- Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа;
- групповая;
- индивидуальная.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир” для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;
- рабочая тетрадь по окружающему миру.
- карточки с изображением времен года, явлений природы для практической работы.
Организация и содержание урока
Планируемые действия учителя | Предполагаемые действия учащихся |
– Здравствуйте! Начнём наш урок окружающего мира.– А что мы должны делать на каждом уроке? – А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? – Каким вы хотите, чтобы получился наш урок ? – Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. | На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь. Интересным, весёлым. |
Послушайте загадку. (Учитель читает загадку):Посмотри, мой милый друг,Что находится вокруг?Небо светло-голубое,Солнце светит золотое, Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава,Горы, воздух и листва,Птицы, звери и леса,Гром, туманы и роса.Человек и время года –Это все вокруг …Сейчас мы с вами проведём речевую разминку- Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.- Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.- Дождь бывает летом?- Снег бывает :?- Листопад бывает:?- Радуга бывает:? – Мы поговорим о явлениях природы, в разные времена года. | ПРИРОДА!!!!Да!Зимой!Осенью!После дождя! |
^ На нём зашифровано явление природы. Разгадайте.Ребята, а вы знаете откуда берётся дождь?Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, большое количество воды испаряют растения.Что же происходит с водой в небе? Высоко в небе намного холоднее, на поверхности земли. невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.^– Капельки соединяются. Становятся крупнее. Так образуется туча.- Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.^Откройте учебник на с. 40,41,42.- Что изображено на этих картинках? Перечислите.- Что вы перечислили? (явления природы) | ДОЖДЬ.С неба.Дождь, иней, листопад, снегопад, снег, таяние снега, ледоход, гроза, роса, радуга, туман. |
Осторожно ветер За калитку вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Покачал тихонько Ветками черемух, Пожурил за что-то Воробьев знакомых И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью. | Руки вверх и махи руками вправо-влево.Постучать кулачками по парте.Перебирать пальчиками по парте.Руки поднять вверх, махи руками вправо-влево.Постучать кулачками по парте.Перебирать пальчиками по парте.Руки согнуты в стороны, махи руками. |
– Какие времена года (сезоны) вы знаете? – Сколько их? – Сейчас мы разобьемся на 4 группы.Перед каждым на столе лежит квадрат. На квадрате время года. Разбейтесь на группы по временам года.Каждая группа получает таблицу и картинки. Задача группы подобрать явления природы к своему времени года и наклеить в таблицу. Выберите, кто будет отвечать.Выслушиваются выступления каждой группы. На доску вывешиваются иллюстрации с явлениями природы с данным временем года. – На какой вопрос мы должны были ответить?^ (с. 21)Внизу нарисованы рисунки: листопад, тучи, дождь.Выберите самостоятельно явление природы, которое вам понравилось и раскрасьте его. | Осень, зима, весна, лето.4А может ли дождь быть во все времена?Работают самостоятельно. |
Сделаем вывод нашего урока:изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это… | явления природы |
У вас на партах лежат карточки “настроения” – лучик и капелька. Если вам понравился урок и у вас урок вызвал хорошее настроение, то возьмите карточку с лучиком от солнышка , если у вас не всё получилось, как вы хотели, то возьмите карточку с капелькой дождя. Подойдите к доске и прикрепите лучик к солнышку или капельку к туче.Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали!!! |
Источник: http://shkolnie.ru/geografiya/88918/index.html
Конспект открытого урока по познанию мира “Явления природы”
Открытый урок по познанию мира.
Тема: Явления природы.
Цели урока:
• Дать представление о различных явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, об их многообразии;
• Расширить знания детей об изменениях в неживой природе;
• Воспитывать эстетическое восприятие природы;
• Развивать творческие способности учащихся;
• Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;
• Развивать умение работать в парах;
• Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
• Иметь представление о природных явлениях;
• Учится формировать выводы на основе наблюдений;
• Учится грамотно и связно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
• Слушать и понимать речь других.
Оборудование: ПК, проектор, презентация по теме, репродукции картин И. Левитана “Весна. Большая вода”, А Куинджи “Ранняя весна”, Ф. Васильева “Мокрый луг”, кластер, словарь Ожегова, карта путешествия, музыкальная запись, запись звуков природы, раздаточный материал.
Ход урока:
Посмотрите все на меня!Сегодня экскурсоводом работаю я.Не теряя ни минутки,Приглашаю вас я в путь!Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Мы начинаем наш урок Познания мира. И пройдет он у нас вот по таким маршрутным листам. Посмотрите на них внимательно. Давайте заполним наш маршрутный лист. Укажем число и отметим погоду.
Назовите задание под №1.
-
Проверка дом. задания: На прошлом уроке мы с вами говорили о телах и веществах.
– Что было задано домой?
(Прочитать текст на стр.61-62 и подготовить для соседа по парте 2 вопроса по прочитанному.) Дети работают в парах. Теперь обратимся к нашему маршрутному листу.
Мозговой штурм: Надо определить из каких веществ состоит тело, и наоборот, что можно сделать из данного вещества.
Какая завтра Погода – Ответит людям Природа. Стелется утром Туман по воде – Значит, будетПогожий день.
Если ж висит
Пеленой сплошною – Значит, гулять Не пойдём с тобою. Солнце заходит В красные тучи -Скоро примчится Ветер могучий. Радуга встала Над нашим краем -Завтра погоду Мы ожидаем. Веточка с дерева Тихо слетела – Жди, скоро дождик Возьмётся за дело. Голуби воркуют – День хороший Чуют.
На деревьях
Паутинка –
Утро будет, что картинка. Прячется в гнездо Сорока – Хмурый дождик
Недалёко.
• О чем говорится в стихотворении? (о природе)
• Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о явлениях природы)
• Вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. Я медленно прочитаю стихотворение еще раз. Ваша задача: если вы услышите слово, которое относится к неживой природе, вы поднимаете одну руку. Если слово будет относиться к предметам живой природы – поднимаете обе руки.
4. Постановка целей урока:
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о явлениях неживой природы, узнаем: откуда берутся облака, почему дует ветер и почему во время грозы гремит гром. А помогут нам в этом волшебные часы, которые показываю не время, а времена года.
А озвучивать что происходит с часами нам будет Валерия и Артем.
5. Объяснение темы урока:
Как вы думаете, что означает слово “явление”. И что это такое “явление природы”? (Ответы учащихся) В тетради запись: Явление – всякое проявление чего-либо, что можно увидеть, обнаружить. (Ожегов).
Давайте откроем учебники на стр. 64-65. и прочитаем как объясняется понятие ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ в учебнике. СЛАЙД № 2
Работа в маршрутных листах.
Явление природы – изменения в состоянии природы.
Мы выяснили, что такое явление природы.
Отгадайте зашифрованную загадку: Переставьте буквы в словах так, чтобы получились правильные слова и отгадайте загадку
НЕСГ на полях, СЛАЙД №3
ДЁЛ на реках,
ВГЮЬА гуляет,
Когда это бывает?
Какое время года показывают часы?
В каком царстве мы с вами очутились? В царстве зимы. СЛАЙД №4
Отгаданные слова в виде картинок крепятся на доску. Составляется кластер
А что вы знаете о снеге, вьюге и ледоставе?
Снег – это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки. Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки? Какие они по форме? На что похожи?
Ученые еще не могут объяснить, почему снежинки имеют такие правильные, чёткие линии. Но по их наблюдениям, в мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные! СЛАЙД № 5-6
• Как вы думаете, зачем нужен снег природе?
(Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу)
Учитель: А что же происходит на реках?
(В сильные морозы вода замерзает)
Это явление называется ледостав. СЛАЙД № 7-8
Находит картинку с ледоставом и дополняет кластер.
Работа с наблюдениями: Вспомните, что произойдет с водой, если ее налить в бутылку и положить в морозильник? (Вода превратится в лед)
То же самое происходит и с водой в реках. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. И чем дольше стоят морозы, тем толще будет лед.
Но лед образуется не только на реках. Лед появляется и на улицах городов. И тогда очень трудно ходить по тротуарам, а машины по дорогам двигаются медленно-медленно. Как называется это явление природы? (Гололедица) Дополнение кластера.
А теперь внимательно посмотрите на картины известных художников. Какое время года изображено на картинах? (Весна) СЛАЙД № 9-10
По каким признакам вы это определили? (Ответы учащихся).
Какое время года показывают наши часы? СЛАЙД № 11
• Какие явления природы происходят весной? (Воздух прогревается, становится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, начинается ледоход, первые грозы)
Дополняют кластер: ледоход, гроза,
Самое грозное и самое радостное явление весной – это гроза. Наблюдали ли вы когда-нибудь грозу? Прослушивание звуков грозы и дождя. СЛАЙД № 12,13,14
Опишите, что происходит во время грозы? (Ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь)
Во время ответов учащихся дополняется кластер.
Вот сколько явлений мы отыскали здесь! Откуда же появляется дождь, и почему гремит гром? Как вы думаете? (Ответы учащихся). Давайте об этом прочитаем в учебнике.
Физкультминутка.СЛАЙД № 15
Ветер тихо клен качаетВетер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет:Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен. (Дети имитируют движение ветра)
Что это у нас на часах? СЛАЙД № 16
Задание: прослушайте песню и найдите явления природы.Звучит 1 куплет песни “Вот оно какое, наше лето”
Итак, мы оказались в летнем царстве. Какие явления природы упоминаются в песне? (Ветер и дождь)
Какие еще явления природы вы наблюдаете летом? (дожди, град, радуга) СЛАЙД № 17,18,19
Дополняют кластер.
Почему идет дождь, мы уже с вами знаем. Но летом очень часто вместе с дождем идет град. Град – это та же вода, которая скапливается в тучах. Но в высоких облаках часть воды замерзает. Градины не могут долго удерживаться в облаке и падают на землю. Видели вы когда-нибудь град? На что похожи градинки? (Ответы учащихся)
Что такое радуга, и как она образуется мы прочтем в учебнике на стр.65.
А что же такое ветер? Ветер – это движение воздуха. Чем быстрее двигается воздух, тем сильнее дует ветер. Он может быть могучим и сильным. Помните как у Пушкина “Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.” А может быть ветер легкий и ласковый.
Какие ветры дуют летом? (Легкие)
В какое время года мы наблюдаем сильный ветер? (Весной и осенью) СЛАЙД № 20
А иногда ветер разгоняется с такой силой, что сметает все на своем пути. Такой ветер называют ураганом или бурей. А что такое буря читаем в учебнике.
Учитель: Мы нашли немало явлений природы. А впереди еще одна остановка. Посмотрите, что это зашифровано? СЛАЙД № 21
ПЛИОТСАД, МАНУТ, СОРА (Листопад, туман, роса). Какое время года нам покажут часы?
В какое время года мы можем наблюдать это явление природы? (Осенью) СЛАЙД № 22
Дополняем кластер.
• Почему деревья сбрасывают листья осенью?
• Какого цвета туман? (Серый, молочный, белый) СЛАЙД № 23-24
Туман – то же облако. Просто оно еще не успело подняться до неба. Капельки воды собираются вместе и образуют облако у самой поверхности земли. Иногда таких капелек так много, что даже вытянутой руки не видно.
Туманы могут появляться в любое время года. Но чаще всего они образуются осенью.
• А что такое роса? (Ответы учащихся) СЛАЙД № 25-26
Капельки росы – это вода, которая испаряется из растений с наступлением ночи. Ближе к утру роса самая обильная. По народной примете – если много выпало росы, то день будет ясный.
Чем ближе зима, тем меньше росы.
А с наступлением морозов роса замерзает – так появляется иней. СЛАЙД № 27
Дополнение кластера.
Учитель: Итак, мы нашли самые главные явления природы. Но явлений этих намного больше. Порой природа творит настоящие чудеса. Многие из этих явлений вы знаете.
Работа с презентацией. Демонстрация слайдов (радуга, северное сияние, падающие звезды, миражи, шаровая молния) СЛАЙД № 28-31
Учащиеся называют явления, рассказывают о своих наблюдениях. При необходимости учитель помогает с ответами.
6. Закрепление темы
1. Рассмотрите рисунки на стр. 65. Назовите явления природы. Объясните, когда мы их наблюдаем.
2. Каждая пара получает картинку с изображением одного времени года. Задание: Собрать пазл, объяснить, что за время года изображено на картине, подобрать явления природы, характерные для этого времени года. СЛАЙД № 32
7. Рефлексия
• Что нового вы узнали на уроке?
• Какие задания вам понравилось выполнять?
• Что вам было непонятно?
8. Оценивание учащихся
9. Домашнее заданиеСЛАЙД № 33
1. Записать, какие явления природы вы будете наблюдать в эти дни.
2. Творческое задание: подготовить сообщение о каком-либо явлении природы.
Источник: https://www.videouroki.by/razrabotki/konspekt-otkrytogo-uroka-po-poznaniyu-mira-yavleniya-prirody.html
Конспект урока Тема: Явления природы
момент:
Сообще-
ние темы и
целей
урока:
Проверка
дом.
задания:
Объясне-
ние
нового
материала:
Закрепле-
ние:
Дом.
задание:
Итог
урока:
Оценки:
Орг.
момент:
- Расскажите о движении Солнца.
- Как меняется высота Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время года?
- Когда на Земле день равен ночи?
- Когда самый длинный день и самая короткая ночь?
- Когда самая длинная ночь и самый короткий день?
- Расскажите, как ведутся наблюдения за погодой. Для чего это делается?
- Какие народные приметы, предсказывающие погоду, вы знаете?
- Какие явления природы вы знаете?
- Какие меры предосторожности надо соблюдать во время ураганов, штормов, грозы?
К явлениям природы относят ветер, ураганы, штормы, осадки, грозы.
Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении над поверхностью Земли. Ветер различают по направлению, скорости и силе. Скорость ветра определяется в метрах в секунду, а сила ветра измеряется в баллах.
Люди с древних времён научились использовать силу ветра. Они строили ветряные мельницы. Ветер дул на лопасти мельницы, благодаря этому вращались жернова (колёса), которые перемалывали зерно. Раньше под парусами корабли ходили по морям и океанам.
Первые воздушные путешествия совершались на воздушных шарах, которые передвигались благодаря силе ветра. Люди и сейчас стремятся использовать энергию ветра, например, в некоторых странах создаются ветряные электростанции.
На этих станциях электрический ток вырабатывается с помощью ветра.
Ветер может быть не только помощником человека. Сильные ветры – штормы и ураганы – могут навредить людям. Чем сильнее ветер, тем большие разрушения он приносит.
Осадки – дождь, снег, град.
Иногда во время сильного дождя тёмное небо освещается яркой вспышкой – молнией и слышится сильный грохот и треск – гром. Это гроза. Гроза – опасное явление природы. Молнии могут разрушить радиосвязь, вывести из строя электростанции, вызвать пожар. От удара молнии могут погибнуть люди и животные.
Существуют определённые правила поведения во время грозы, которые должны знать и соблюдать взрослые и дети. Если вы попали в грозу на открытой местности, то лучше прилечь на землю в низком месте и переждать грозу.
Нельзя прятаться под высокими деревьями, быть вблизи линии электропередач, плавать в водоёмах или кататься на лодках.
В закрытых помещениях во время грозы надо выключить все электроприборы, закрыть все окна и двери, чтобы не было сквозняков.
ВЫВОД: Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении над поверхностью Земли. Ветры бывают разными по силе. Сильные разрушительные ветры называют ураганами и штормами. К осадкам относятся дождь, град, снег. Гроза – опасное явление природы. Чтобы не пострадать во время грозы, необходимо соблюдать определённые правила поведения.
– Словарная работа:
ШТОРМ УРАГАН МОЛНИЯ ГРОЗА ГРОМ УРАГАН ОСАДКИ
СМЕРЧ
– Составьте из этих слов кроссворд.
– Стр. 13-15 Чтение вслух по цепочке.
- Назовите явления природы.
- Что такое ветер, как он образуется?
- Как люди используют силу ветра?
- Как нужно вести себя во время грозы?
- Назовите правила поведения во время грозы. Почему их необходимо соблюдать?
– Запишите в тетради правила поведения во время грозы.
– Стр. 13-15
– Чем занимались на уроке? – Что нового вы узнали?- Оценить работоспособность учащихся.- Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.
Источник: http://lib2.podelise.ru/docs/91767/index-9648-1.html