Урок-конспект по теме: “биология – наука о живой природе”

Биология – наука о живой природе

План урока биологии по теме «Биология – наука о живой природе»

Название «биология» происходит от  греческих слов «биос» – жизнь и «логос» – учение.

Биология – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.

Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это – и человек, и животные, и растения, и грибы, и бактерии. Учёные насчитывают более 3,5 млн видов живых организмов. Они различаются размерами, особенностями строения и жизнедеятельности. Но все организмы от гигантских китов в океане и баобабов в Африке до мельчайших бактерий – обладают общими свойствами.

Живые организмы питаются, дышат, растут, выделяют в окружающую среду различные вещества, размножаются, потребляют и накапливают энергию.

Наименьшей единицей живых организмов является клетка. Так как даже состоящие из одной клетки организмы – бактерии, многие протисты и грибы проявляют характерные для живых организмов признаки. Но стоит разрушить клетку и свойства живого исчезают.

Оболочка земли, заселённая живыми организмами, называется биосфера. Биосфера включает: нижние слои атмосферы, она определяется озоновым слоем, задерживающим ультрафиолетовое излучение, губительное для живых организмов; гидросферу – водную оболочку земли; и верхний слой литосферы.

Биологию подразделяют на отдельные науки по предмету изучения.

·        Вирусология изучает вирусы. Вирусы – это внеклеточная форма жизни. Они могут жить и размножаться только внутри живых клеток. Они поражают растения, животных и человека. У человека вызывают такие заболевания как грипп, оспа, герпес, СПИД.

·        Микология изучает грибы. Грибы – это организмы, которые объединяют в себе признаки как растений, так и животных. Грибы можно встретить в воде и на суше, в почве и в живых организмах.

·        Бактериология изучает бактерии. Большинство бактерий состоят из одной клетки. Впервые были открыты голландским учёным Антони ван Левенгуком, который увидел их в оптический микроскоп.

·        Ботаника изучает растения. Разные растения характерны для лугов, лесов, степей, пустынь и болот. Множество растений обитает в морях и океанах, озёрах и реках разных стран мира. Даже Арктика и Антарктика не лишены растений. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений по поверхности земного шара.

·        Зоология изучает животных. Существует огромное количество животных, больших и маленьких, живущих в воде, на суше и в воздухе. К животным относят рыб, рептилий, птиц и млекопитающих.

·        Анатомия изучает строение органов различных живых организмов.

·        Цитология изучает живые клетки, их строение, функционирование, размножение, процессы старения и смерти.

·        Эмбриология изучает индивидуальное развитие организмов на ранних стадиях развития до рождения, или, в случае растений до момента прорастания.

·        Экология изучает отношения организмов между собой и окружающей их средой. Изучает как человек, животные и растения существуют в одном пространстве и влияют друг на друга.

·        Физиология изучает функции организмов, процессы, которые происходят в живых организмах.

·        Генетика изучает наследственность и изменчивость организмов. Дети, как правило, похожи на своих родителей, но и одновременно имеют признаки, которые отличают их от родителей.

Царства живой природы

На земном шаре обитает огромное количество живых организмов, чтобы их изучить, учёные с давних времён пытались разделить живые организмы на отдельные группы. Одной из самых крупных групп классификации живых организмов является царство.

В настоящее время большинство учёных считают, что весь мир живых организмов можно разделить на четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

В царство объединяют организмы, имеющие общие особенности внешнего и внутреннего строения.

А сейчас рассмотрим значение биологии. Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека:

С сельским хозяйством: успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов – селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных

В медицине: благодаря достижениям биологии была создана и развивается микробиологическая промышленность. Её предприятия выпускают лекарства, витамины. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.

В текстильной, пищевой и химической отраслях промышленности.

Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете. Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы.

Сезонные периодические явления в жизни растений и животных изучает фенология.

Фенологические наблюдения следует вести круглый год. Они помогут вам лучше понять особенности развития природы. Биологические знания и умения пригодятся в вашей повседневной жизни. Они помогут понять и полюбить окружающую природу, умело использовать и приумножать её богатства.

Источник: https://videouroki.net/video/1-biologhiia-nauka-o-zhivoi-prirodie.html

Биология – наука о живой природе

Михалёва Елена Васильевна

УРОК 1

Биология – наука о живой природе.

Задачи: дать представление о биологии – науке о живом, ботанике – науке о растениях; познакомить с разнообразием цветковых растений; продолжить знакомство со значением растений в природе и жизни человека.

Оборудование: удобрения (для фиалок), лекарство, ткань, витамины, йогурт, сыр, таблица «Жизненные формы растений», муляжи плодов, грибов, чучела птиц, коллекции.

Домашнее задание: статья, введение, вопросы, принести лупу, вспомнить строение микроскопа и лупы.

План-конспект урока:

I. Правила поведения в кабинете биологии, техника безопасности.

II. Изучение нового материала.

Задачи урока: Усвоить, что изучает биология? Какие разделы существуют в биологии? Как называется наука, которая изучает растения? Какова их роль?

Записываем тему урока.

Вариант 1.(на усмотрение учителя) Творческое задание (работа в парах): На доске записаны слова: наука о живом, царства живого, биология, растения, питание, природа, обмен веществ, животные, рост, грибы, размножение, бактерии, клеточное строение, дыхание, биосфера, питание, животные.

Составьте рассказ о том, что изучает биология?

Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.

Рис. 1. в учебнике. Назовите разделы биологии.

Вариант 2. Вспомните:

    • Что изучает биология?
    • Какие царства живого известны вам?
    • Назовите признаки живого.

Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.

Рис. 1. Назовите разделы биологии. Почему экологию выделили отдельно?

Записываем определение «БИОЛОГИЯ», «ЭКОЛОГИЯ».

  1. Значение биологии (рассказ с демонстрацией продукции)

Биология тесно связана с сельским хозяйством (помогает в создании новых сортов растений, пород животных), медициной (которая основывается на знаниях о строении организма человека и работе его органов), ветеринарией, различными отраслями промышленности (микробиологической, пищевой, лёгкой), охраной природы.

  1. Многообразие растений (рассказ с элементами беседы)

Всего на Земле около 500 000 видов растений (150 часов для перечисления). Наука, изучающая растения – ботаника. Основоположник науки – древнегреческий ученый ТЕОФРАСТ (370-286 до н.э.). В тетрадь: БОТАНИКА – наука о растениях, их жизнедеятельности, внешнем и внутреннем строении, об их роли и взаимосвязи с окружающей средой.

Подумайте: Где на Земле больше всего растений? Где их нет? Почему? Какие условия им необходимы для жизни? Чем растения отличаются от других организмов?

  1. Значение растений (обсуждение в парах).

Заполните таблицу «Значение растений» (письменно: 1 вариант – первый столбик, 2 вариант – второй столбик, обсуждение результатов в парах):

Значение растений.

В природе В жизни человека
Выделяют кислород. Служат пищей
Служат пищей и убежищем для животных Используют в строительстве и изготовление мебели
Укрепляют почву, задерживают рост оврагов. Получают бумагу, ткани, красители.
Смягчают климат Топливо
Эстетическое значение
  1. Охрана растений (беседа с учащимися).

Растений на Земле много, но почему же биологи постоянно говорят о необходимости их охранять? Докажите, что растения необходимо охранять. Запишите термин: «ФЕНОЛОГИЯ»

III. Закрепление.

Игра «Колдун». Учитель задает первый вопрос по изученной теме любому ученику класса. Например, «Что изучает ботаника?» Если ответ есть, ученик сам задает вопрос однокласснику.

Если ответа нет, то ученик считается «заколдованным». Он будет «расколдован», если кто-нибудь из одноклассников задаст ему вопрос по объявленной теме, и он ответит на вопрос. «Расколдованный» ученик может сам задать вопрос.

Игра может продолжаться до звонка с урока.

УРОК 2

УСТРОЙСТВО УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ.

Задачи: познакомить учащихся с увеличительными приборами, их устройством и техникой общения с ними.

Оборудование: Таблица «Увеличительные приборы», ручные лупы, микроскопы, предметные стекла, пипетка, бинт, вата, стакан с водой, фильтровальная бумага.

Домашнее задание: § 2, вопросы и задания на странице 16, термины.

План-конспект урока:

  1. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний. Растения – живой организм, имеющий различные органы. Можно ли узнать строение этих органов? Чем надо воспользоваться?

Задачи урока: Повторить строение увеличительных приборов и технику работы с ними.

Записываем тему урока.

2. Устройство увеличительных приборов (рассказ учителя).

Впервые клетки увидел Роберт Гук в 1665 г (срез пробки – ячейки – клетки). В XVII в. голландец Антони ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч раз.

Что общее в них? Для того, чтобы увидеть изображение необходимо правильно работать с прибором.

ЗАДАНИЕ (Работа в парах):

1. Вспомните устройство лупы, используя параграф 1 учебника, рис. 3.

2. Запишите в тетрадь: Лабораторная работа № 1.

Ознакомление с устройством увеличительных приборов.

3. Выполните задание на странице 15. Зарисуйте в тетрадь строение лупы и клетки мякоти плода, подпишите рисунки.

Микроскоп: Вспомните устройство микроскопа, разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово.

Строение микроскопа
т у б у с
с т о л и к
ш т а т и в
з е р к а л о
в и н т ы
о б ъ е к т и в
о к у л я р
а

1.Зрительная трубка. 2. Часть микроскопа, необходимая для размещения объекта исследования. 3. Стержневая часть прибора. 4. Обязательная часть светового микроскопа. 5. Части, служащие для настройки резкости. 6. Оправа с несколькими увеличительными стеклами. 7. Верхняя часть зрительной трубы. Покажите эти части на микроскопе.

4. Выполните задание в учебнике на странице 16.

5. Сдайте тетради на проверку.

Вопросы:

  • Какие увеличительные приборы бывают? Для чего они нужны? Что общего в них?
  • Какое строение имеет лупа?
  • Каково строение микроскопа?
  • Чем микроскоп отличается от лупы?
  • Во сколько раз увеличивает лупа и микроскоп?
Читайте также:  Урок-конспект по теме: "мир комнатных растений"

УРОК 3

СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ.

Задачи: Изучить строение растительной клетки и значение частей; развить умение работать с увеличительными приборами и научить готовить микропрепарат кожицы лука.

Оборудование: Мензурка с водой, пипетка; марля; раствор йода, стёкла, иглы препаровальные, фильтровальная бумага, луковица, лупа, микроскоп; таблица «Строение кожицы лука», «Строение листа», «Включения в клетке».

Домашнее задание: § 2, прочитать дополнительный материал на странице 20.

План-конспект урока:

  1. Проверка знаний (беседа).

    1. Для чего нужны увеличительные приборы? Когда и кем они были впервые созданы?

    2. Какие бывают лупы? Каково их назначение?

    3. Как устроен школьный микроскоп?

    4. Правила подготовки микроскопа к работе.

    5. Правила приготовления препарата.

  1. Изучение нового материала.

1.Актуализация знаний. Растения, их органы различаются между собой. Причина кроется в строении клеток, из которых они состоят. Рассмотрите таблицу «Строение листа» и вы убедитесь, что клетки разные. Но в них много общего.

Задачи урока: Изучить строение клетки. Научиться готовить препарат и рассматривать его под микроскопом.

Записываем тему урока.

2. Строение клетки (рассказ учителя).

Клетка

Оболочка Цитоплазма:

Ядро, ядрышко

Пластиды (хлоропласты и др.)

Вакуоли с клеточным соком

Включения (жир, белок, крахмал)

Оболочка содержит целлюлозу. Это особенность растительной клетки.

Цитоплазма – вязкая жидкость, заполняющая всю клетку. Она разрушается при сильном охлаждении или нагревании.

Ядро отвечает за все процессы, происходящие в клетке, за её деление.В ядре содержатся хромосомы.

Пластиды – многочисленные тельца, содержат зелёные, жёлтые или оранжевые, пигменты (это – красящие вещества). Пластиды бывают и бесцветными.

Вакуоли – полости, заполненные клеточным соком. В соке могут находиться красящие вещества малинового, фиолетового, синего цвета.

Включения в цитоплазме клеток различны (жировые капли, зёрна белка, крахмал).

3. Лабораторная работа №1

«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, его изучение под микроскопом».

ЗАДАНИЕ (Работа в парах под руководством учителя):

  1. Выполните задание на странице 18 учебника.

  2. Оформите работу в рабочей тетради.

  3. Рассмотрите готовый препарат элодеи.

Вопросы:

  • Какое строение имеет клетка?
  • Каково значение оболочки клетки, ядра, хлоропластов, вакуолей и включений?
  • Для чего окрашивают клетки при работе с микроскопом?
  • Во сколько раз увеличивает микроскоп?

УРОК 4

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТКИ, ЕЕ ДЕЛЕНИЕ И РОСТ.

Задачи: развить понятие о клетке как о живой единице растительного организма, о взаимосвязи клеток, об их росте и питании; познакомить учащихся со значением ядра в процессе деления клетки.

Оборудование: Таблицы «Строение клетки», дидактический материал «Деление клеток», лабораторное оборудование, микроскоп.

Домашнее задание: §3, вопросы после параграфа, в печатной тетради задания на страницах 7-8.

План-конспект урока:

1.* Приготовить микропрепарат клеток кожицы лука.

2. *Вставить пропущенные буквы в терминах (на доске): ..б.. лочка, ц..топлазма, ..дро, ..др..шко, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты, п..гмент, хл..р..филл.

3.* Нарисовать на доске растительную клетку и подписать её части.

  1. Ответить на вопросы учебника 3, 4 страница 20.

  2. Работа (индивидуальная) по дидактическим карточкам.

  1. Изучение нового материала.

Чем отличаются тела живой природы от тел неживой природы? Из чего состоят организмы? Нам необходимо доказать, что клетки живые. Как осуществляются жизненно важные процессы в клетке?

Записываем тему урока.

    1. Основные процессы жизнедеятельности клетки (рассказ учителя).

Предположите, как клетки питаются?

Клетки связаны между собой цитоплазматическими мостиками. Межклеточное веществосвязывает клетки между собой. Цитоплазма в клетке движется и, поэтому питательные вещества, газы от пор и оболочки поступают ко всем органоидам.

Межклетники – пространство между клетками – образуются в результате его разрушения и округления клеток. Они заполняются воздухом.

Какой можно сделать вывод из рассказа?

3. Деление клетки (рассказ с использованием дидактического материала).

Обратить внимание:

Хромосомы– цилиндрические тельца ядра, передающие наследственные признаки.

Число хромосом при делении клетки не меняется!

Дочерние клетки несут столько же хромосом, что и материнская.

Старые клетки отличаются от молодых по размерам и количеству вакуолей.

Рис. 10 стр.22 . Сравните клетки. В чем отличия старой клетки от молодой?

Задание в парах. Выполните задания №№ 10-12 в печатной тетради на страницах 7, 8

Проверка выполнения заданий.

УРОК 5

ТКАНИ.

Задачи: познакомить учащихся с разнообразием клеток и типами растительных тканей; показать взаимосвязь между строением и функциями; закрепить умение работать с микроскопом.

Оборудование: Микроскоп, микропрепараты растительных тканей, дидактический материал «Деление клетки», «Ткани», таблица «Строение листа».

Домашнее задание: § 4, вопросы после параграфа, в печатной тетради №№ 3,5,17-19

План-конспект урока:

  1. Проверка знаний.

    1. Рассказать о жизнедеятельности клетки.

    2. Как происходит деление клетки? Каково его значение?

    3. Какое значение имеют хромосомы? Почему их число постоянно?

    4. Чем отличается молодая клетка от старой?

  1. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний.

Почему клетки растений не распадаются? Обратите внимание, что клетки не одинаковы. Чем они отличаются друг от друга? Чем объяснить разницу в строении клеток? (сравните вид космонавта, шахтера, врача, строителя, их роль в обществе)

Наша задача, выяснить на какие группы клеток делится растения?

Записываем тему урока.

2. Ткани (самостоятельная работа с учебником)

ЗАДАНИЕ.

      • Прочитайте § 4, статью «Что такое ткань»
      • Запишите его в печатной тетради и выучите определение
      • Рассмотрите рисунок 11 на странице 24. Одинаковы ли клетки по внешнему виду?
      • Прочитайте в параграфе статью «Виды тканей» и заполните схему № 15, таблицу № 16 в печатной тетради.
      • Внесите данные в таблицу о запасающей ткани: Клетки этой ткани часто имеют округлую форму. В их цитоплазме содержится капельки жира (например, в семенах подсолнечника, льна), гранулы белка (например, в семенах гороха, фасоли), гранулы крахмала (например, клетки клубней картофеля). Клетки такой ткани выполняют запасающую функцию.

Рассмотрите препараты растительных клеток под микроскопом. Обратите внимание на то, что клетки действительно сгруппированы в ткани.

Проверка выполнения задания. Обобщение материала учителем.

Учитель проверяет работы нескольких обучающихся.

Источник: http://textarchive.ru/c-2216846.html

Урок биологии по теме “Биология – наука о живой природе”. 5-й класс : Биология

Несмотря на глобальные изменения общественного развития, учебная книга остается основным средством обучения во всех странах мира.

Роль школьного учебника сегодня не только не уменьшилась, но значительно возросла, хотя и принципиально изменилась в условиях ФГОС.

В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Что же такое школьный учебник биологии для пятиклассника в условиях внедрения федерального государственного стандарта общего образования второго поколения? Какие же новые задачи ставят все эти изменения перед современным учителем, и как ему в решении этих задач может и должен помочь учебник? Учебник – краткий свод биологических научных сведений, он определяет объём изучаемого материала, уровень и структуру базовых знаний школьников, является методическим пособием по формированию универсальных учебных умений. С помощью универсальных учебных действий учащиеся получают большие возможности на уроках биологии – “умение учиться”, а именно результативно мыслить и работать с информацией, общаться, взаимодействовать с людьми, организовывать свою деятельность, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей, отвечать за свой выбор. Учебник уже не является главным источником информации, но он является навигатором в мощном и противоречивом информационном пространстве, первым помощником учителю в реализации многочисленных задач современного образования особенно на начальных этапах развития самостоятельной деятельности, а также фундаментом организации познавательной деятельности учащихся. Умение работать с ним – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе. Особенно важно многократное использование учебника в школьном курсе биологии в пятом классе.

В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В начальной школе учителя закладывают элементы работы с учебником.

Задача учителя работающего в 5-м классе – продолжить формировать навык работы с учебником, который помогал бы и был практически использован учеником в системе биологических знаний.

В настоящее время, когда учитель имеет возможность выбора учебника, необходимо найти такой учебник и эффективные приёмы работы с ним, которые обеспечат формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.

Хорошим помощником учителя в учебном процессе является учебно-методический комплекс Пасечника В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл., М.:Дрофа.

Например, в введении учебника размещена памятка, как составить план к тексту параграфа, предметный указатель, все перечисленное облегчает работу ученику по добыванию познавательного материала, повышает эффективность урока.

Составление плана к тексту параграфа развивает мыслительную деятельность, умение выражать точно последовательно свои мысли, развивает монологическую речь, умение слушать и др. Данный вид деятельности повышает уровень понимания текста, что способствует овладению прочными знаниями.

Систематическая работа с текстом создает условия для формирования у школьников информационных компетентностей: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение находить и анализировать информацию, умение использовать необходимую информацию при изучении биологии.

Существует огромное количество приёмов работы с учебником, но хочу выделить основные, которые чаще всего использую в школьном курсе, которые помогают формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные умения.

Наиболее эффективные приемы, которые использую на уроке для усвоения базового уровня – это нахождение в тексте учебника ответов на вопросы; составление схем и таблиц по тексту учебника; работа с иллюстрациями, рисунками; составление плана, рассказа по плану.

Овладение умением работать с текстом проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять его – это очень важно для пятиклассников при переходе из начальной в основную школу. Учащиеся выбирают из текста нужные сведения и составляют ответ на вопрос с учётом основного содержания изучаемого материала в соответствии с поставленными целями урока.

В работе с учебником широко использую разные приёмы составления схем, таблиц для усвоения биологических знаний и овладения умениями в процессе организации познавательной деятельности. Сначала предлагаю готовые схемы и таблицы, выполненные учителем.

В дальнейшем работа с таблицами усложняется, (увеличивается число граф), при этом учащиеся учатся делать краткие записи.

Организация учебной деятельности по составлению схем особенно необходима при изучении вопросов классификации растений и животных, процессов жизнедеятельности, происходящих в клетке, организме, взаимосвязей в экосистеме и др.

Подобная работа способствует обобщению и систематизации знаний, учит проводить отбор нужных сведений, позволяет определить место каждой систематической категории в системе органического мира и установить родственные связи между ними.

Читайте также:  Готическое искусство (xiii – xvi вв)

Большое значение имеет организация работы с иллюстрациями учебника. Иллюстрации в учебнике биологии составляют небольшую часть, но в них наглядно отображается содержание текста, они дополняют и конкретизируют его. Как правило, у школьников вызывают затруднения рисунки, на которых отображены процессы жизнедеятельности, оплодотворение, размножение и развитие.

Усложнением поисковой работы с рисунками могут служить задания на нахождение ответов на вопросы в качестве самостоятельного источника знаний.

Таким образом, можно сделать вывод, что для пятиклассников основным источником получения знаний и формирования универсальных учебных действий остаётся учебник, несмотря на современные носители информации, в которых также приходится работать с текстовой информацией.

Предлагаю ознакомиться с возможностями использования учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5-м классе в плане конспекта урока.

План – конспект урока по биологии

Тип урока:

урок “открытия” нового знания.

Тема:

Биология – наука о живой природе.

Цели урока:

Деятельностная:

создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Образовательная:

формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.

Задачи:

Образовательная:

учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая:

развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные:

(владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).

Интеллектуальные:

(анализ, оценивание, классификация, обобщение).

Информационные:

(умение извлекать информацию из текста учебника, применять).

Организационные:

(умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

Воспитательные:

воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.

Метапредметные:

формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

Личностные:

формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока:

биология, биосфера, экология.

Методы:

Основной:

наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные:

частично – поисковый.

Основные вопросы:

что изучает биология, значение биологии.

Средства обучения:

  1. Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
  2. Рабочая тетрадь к учебнику;
  3. Оценочный лист.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран, компьютер. (см. технологическую карту)

Этап урока Содержание, деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Планируемые результаты ( К- коммуникативные, Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные) Формы организации урока
I.Актуализация знанийБеседа учителя с учащимися о биологии как науке, о жизни, о разнообразии живых организмов. 1) Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:“Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)Задание на экране Объясняют смысл, данного высказывании, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.2. Осуществляют поиск информации в учебнике. 3. Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи. Л: оценивают ситуацииК:слушают собеседника и вступают с ним в диалог Фронтальная
2) Выделите естественные тела живой природы:1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы; Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва.Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары, открывает правильные ответы:  1. Б, В, Д, Ж Учащиеся по очереди объявляют ответы. П: выбирают основания для классификации объектовК:доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог В парах
3) Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы. Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение.
4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь.Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки. Ответ: БиологияУчащиеся делают отметки в оценочных листах  (см. приложение № 1)
II. Знакомство учащихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, читают полезные советы в памятке (приложение № 2) задают вопросы учителю. К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы Фронтальная
III.Изучение нового материала1. Целепологание 5) Вопросы:

  1. Что такое биология?
  2. Назовите тему нашего урока.
  3. Сформулируйте цель урока.
Биология – это наука о жизни.Биология – наука о живой природеИзучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни. Р: определяют цели деятельностиК:принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника Фронтальная
2. Биологические дисциплины Объяснение учителя “биологические дисциплины” рисунок 1, с.6 учебника Рассматривают рисунок 1, с.6, слушают учителя П: учатся считывать информацию со схемы; В группах
3. Введение и отработка понятий “биология”, “биосфера”, “экология”. 6) Выполните задание №1, с.4 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения7) Прочитайте текст на с.7, составьте план, используя инструкцию “Требования к составлению плана параграфа” с.18 учебника. Опиши устно по плану строение биосферы, используя рис.2, с.7 Читают текст, выписывают понятия в тетрадьЧитают текст, составляют план, записывают в тетради, используя план, рис.2 с.7 готовят рассказ П: осуществляют поиск информации; П:осуществляют поиск информации; составляют простой план К:готовят устный рассказ; Р:работают по инструкции В парах
4.Значение биологических знаний в жизни человека. 8).Рассмотрите рис 3, с.8, ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний…..Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки. Выдвигают предположения,Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта.Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см. приложение № 1) П: выдвигают гипотезы и их обосновывают;К:выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ИндивидуальнаяФронтальная беседа с использование рисунка 3 учебника
IV. Закрепление Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.Объясни: Экология – это…, Биосфера – это …. Биология – это…Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников Учащиеся выполняют упражнение.Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см. приложение № 1) П: мысленное воспроизведение понятий.К:оформляют свои мысли в устной форме. Л:подводят итоги своей деятельности Фронтальная
V. Рефлексия Учитель просит высказать свои ощущенияЯ узнал… Я научился…. Мне понравилось… Я затруднялся …..Мое настроение…Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет) Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока. Л: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось? Р:Что еще следует повторить?Адекватно воспринимают оценки и отметки Индивидуальная
VI. Задание на дом В учебнике изучить статью “Как работать с учебником” и § 1 “Биология — наука о живой природе”.Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 3, 4 и 5 Записывают домашнее задание, задают вопросы К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы Индивидуальная

Источник: http://poznanie21.ru/current/biology/645962491.php

Конспект урока по биологии Тема

Тема: Биология – наука о живой природеУчитель: Колягина Галина Борисовна, МБОУ « СОШ №47», г. Новокузнецк Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели:

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.

Задачи:

Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).

Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.

Методы: Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные: частично – поисковый.

Основные вопросы: что изучает биология, значение биологии.

Средства обучения:

1.Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;2. Рабочая тетрадь к учебнику;4.Оценочный лист.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Ход урока: (см. технологическую карту).

Этап урока Содержание, деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Планируемые результаты ( К- коммуникативные, Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные) Формы организации урока
I.Актуализация знанийБеседа учителя с учащимися о биологии как науке, о жизни, о разнообразии живых организмов. 1)Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:«Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное». (Н.И. Пирогов)Задание на экране 2) Выделите естественные тела живой природы:1.Живая природа; 2. Неживая природа. А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва.Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой парыоткрывает правильные ответы: 3) Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы.4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь.Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки. Объясняют смысл, данного высказывании, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.2.Осуществляют поиск информации в учебнике. 3.Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.Учащиеся по очереди объявляют ответы. Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение.Ответ: БиологияУчащиеся делают отметки в оценочных листах (приложение № 1) Л: оценивают ситуацииК: слушают собеседника и вступают с ним в диалогП: выбирают основания для классификации объектовК: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог ФронтальнаяВ парах
II.Знакомство учащихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, читают полезные советы в памятке (см. приложение № 2), задают вопросы учителю. К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы Фронтальная
III.Изучение нового материала1.Целепологание2.Биологические дисциплины3.Введение и отработка понятий «биология», «биосфера», «экология». 4.Значение биологических знаний в жизни человека. 5) Вопросы:1.Что такое биология? 2. Назовите тему урока. 3.Сформулируйте цель урока.Объяснение учителя «биологические дисциплины» рисунок 1 на с.6 учебника6) Выполните задание №1 с.4 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения.7) Прочитайте текст на с.7., составьте план, используя инструкцию «Требования к составлению плана параграфа» на с.18 учебника. Опиши устно по плану строение биосферы, используя рис.2, с.78).Рассмотрите рис 3,с.8, ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний…..Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки. Биология – это наука о жизни.Биология – наука о живой природеИзучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни.Рассматривают рисунок 1 на с.6, слушают учителя Читают текст, выписывают понятия в тетрадьЧитают текст, составляют план, записывают в тетради, используя план, рис.2, с.7 готовят рассказВыдвигают предположения,Приводят факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта.Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист(см. приложение № 1) Р: определяют цели деятельностиК: принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассникаП: учатся считывать информацию со схемы; П:осуществляют поиск информации; П: осуществляют поиск информации; составляют простой планК: готовят устный рассказ;Р: работают по инструкцииП: выдвигают гипотезы и их обосновывают;К: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ФронтальнаяВ группахВ парахИндивидуальнаяФронтальная беседа с использование рисунка 3 учебника
IV.Закрепление Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.Объясни:Экология – это…, Биосфера – это ….Биология – это…Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников Учащиеся выполняют упражнение.Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист(см. приложение № 1) П: мысленное воспроизведение понятийК: оформляют свои мысли в устной форме;Л: подводят итоги своей деятельности Фронталь-ная
V. Рефлексия Учитель просит высказать свои ощущения Я узнал…Я научился….Мне понравилось…Я затруднялся …..Мое настроение…Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет) Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты своей деятельности с целью урока Л: подводят итоги своей деятельности: что получи -лось? Что не получилось? Р:Что еще следует повторить?Адекватно воспринимают оценки и отметки Индивидуа-льная
VI. Задание на дом В учебнике изучить статью «Как работать с учебником» и § 1 «Биология— наука о живой природе».Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 3, 4 и 5 Записывают домашнее задание, задают вопросы К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы Индивидуальная
Читайте также:  Рассказ "собрание чудес" к. г. паустовский

Источник: http://publekc.ru/konspekt-uroka-po-biologii-tema-biologiya-nauka-o-jivoj-prirod/index.html

Уроки Совы Филиновны

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Цели урока:

Деятельностная:создание условий для формирования у обучающихся способности к

открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Образовательная:формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.

Задачи:

Образовательная:учить обучающихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).

Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).

Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).

Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.

Методы:

Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные: частично – поисковый.

Основные вопросы: что изучает биология, значение биологии.

Ход урока 

Этап урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД Планируемые результаты ( К- коммуникативные, Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные)

Формы организации урока

I.Актуализация знаний

Беседа учителя с обучающимисяо биологии как науке, о жизни, о разнообразии живых организмов.

1) Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

“Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)

Задание на экране

Объясняют смысл, данного высказывании, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.

2. Осуществляют поиск информации в учебнике. 3. Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.

Л: оценивают ситуации

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог

Фронтальная

2) Выделите естественные тела живой природы:

1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы; Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва.

Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары, открывает правильные ответы:  1. Б, В, Д, Ж

Обучающиеся по очереди объявляют ответы.

П: выбирают основания для классификации объектов

К: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог

В парах

3) Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы.

Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение.

4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь.

Ответ: Биология

Учащиеся отвечают на   вопрос.

II. Знакомство обучающихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним

Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним.

Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, задают вопросы учителю.

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы

Фронтальная

III.Изучение нового материала

1. Целепологание

Вопросы:

Что такое биология?

Назовите тему нашего урока.

Сформулируйте цель урока.

Биология – это наука о жизни.

Биология – наука о живой природе

Изучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни.

Р: определяют цели деятельности

К: принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника.

Фронтальная

2. Биологические дисциплины.

Объяснение учителя “биологические дисциплины” рисунок 1, с.6 учебника

Рассматривают рисунок 1, с.6, слушают учителя.

П: учатся считывать информацию со схемы;

В группах

3. Введение и отработка понятий “биология”, “биосфера”, “экология”.

6) Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения
7) Прочитайте текст на с.7, составьте план, используя инструкцию “Требования к составлению плана параграфа” с.18 учебника. Опиши устно по плану строение биосферы, используя рис.2, с.7

Читают текст, выписывают понятия в тетрадь

Читают текст, составляют план, записывают в тетради, используя план, рис.2 с.7 готовят рассказ

П: осуществляют поиск информации;

П: осуществляют поиск информации; составляют простой план

К: готовят устный рассказ;

Р: работают по инструкции

В парах

4.Значение биологических знаний в жизни человека.

8).Рассмотрите рис 3, с.8, ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний…..

Выдвигают предположения,

Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта.

П: выдвигают гипотезы и их обосновывают;

К: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Индивидуальная

Фронтальная беседа с использование рисунка 3 учебника

IV. Закрепление

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.

Объясни: Экология – это…, Биосфера – это …. Биология – это…

Учитель выставляет оценки, называет отличившихсяобучающихся.

Учащиеся выполняют упражнение.

П: мысленное воспроизведение понятий.

К: оформляют свои мысли в устной форме.

Л: подводят итоги своей деятельности

Фронтальная

V. Рефлексия

Учитель просит высказать свои ощущения

Я узнал… Я научился…. Мне понравилось… Я затруднялся …..

Мое настроение…

Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет).

Ученики подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока.

Л: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось?

Р: Что еще следует повторить?
Адекватно воспринимают оценки и отметки

Индивидуальная

VI. Задание на дом

В учебнике изучить статью “Как работать с учебником” и § 1 “Биология — наука о живой природе”.

Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа.

Записывают домашнее задание, задают вопросы

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы

Индивидуальная

Источник: http://uroki-sovy.ru/index.php/biologiya/6385-urok-biologii-v-5-klasse-biologiya-nauka-o-zhivoj-prirode

Ссылка на основную публикацию