Свидригайлов: характеристика и образ героя в романе ф.м. достоевского “преступление и наказание”

Характеристика и образ Свидригайлова в романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского :

Проникнуть в суть человеческой души независимо от того, кому она принадлежит, праведнику или убийце, – вот что было главной целью творчества Михаила Достоевского. Большинство его героев обитают в Петербурге 19 столетия. Тем не менее книги великого русского классика интересны и сегодня.

Причем не только в России, но и за рубежом. Образ Свидригайлова – один из самых интересных образов Достоевского. Только на первый взгляд может показаться, что этот персонаж однозначен. Он противопоставлен главному герою романа «Преступление и наказание», вместе с тем имеет много общего с ним.

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»

Итак, что нам известно об этом герое? Свидригайлов Аркадий Иванович – знакомый Дуни Раскольниковой. Более того, он является ее поклонником, страстным, неудержимым. Образ Свидригайлова вырисовывается еще до его появления.

Раскольников однажды узнает о нем как о человеке низком, готовом на все ради получения выгоды и удовольствия. Немалый интерес представляет таинственная история Аркадия Ивановича. Он, как и главный герой романа, когда-то совершил убийство.

Однако суду, в отличие от Раскольникова, предан не был.

Аркадию Ивановичу пятьдесят лет. Это человек среднего роста, дородный, с крутыми и широкими плечами. Важная часть образа Свидригайлова – щегольская комфортная одежда.

В руках у него всегда изысканная трость, которой он то и дело постукивает. Широкое лицо Свидригайлова довольно приятно.

Здоровый цвет лица говорит о том, что большую часть времени он проводит отнюдь не в пыльном Петербурге. Волосы белокурые с проседью.

Что самое главное в образе Свидригайлова, как, впрочем, и в любом другом? Конечно, глаза. У Аркадия Ивановича они голубые, смотрят холодно, пристально, немного вдумчиво. Свидригайлов – дворянин, офицер в отставке. Он человек отчаянный, как сказал один из персонажей, «забубенного поведения». Кратко образ Свидригайлова можно описать следующим образом: злодей, сладострастник, подлец.

История Аркадия Ивановича

Характеристика Свидригайлова весьма неприглядна. Тем не менее в сцене, в которой изображена его кончина, он способен вызвать жалость у читателя. Образ Свидригайлова в романе Достоевского принято считать самым ярким отрицательным. Все же это довольно противоречивый персонаж. Да, он негодяй, развратник, авантюрист, самодур. Но он несчастный человек.

Однажды он говорит Раскольникову: «Мои дети нуждаются во мне. Но какой я отец?». Он как будто стремится очернить себя, пытается казаться более неприятными и омерзительным, чем он есть. Возможно, все дело в том, что когда-то Свидригайлов совершил убийство. Он не признался, не покаялся. Он верит в свою безнаказанность. Свидригайлов жестоко ошибается. Преступления без наказания не бывает.

Когда-то Свидригайлов был карточным шулером. За долги попал в тюрьму. Оттуда его выкупила Марфа Петровна – женщина немолодая, но очень богатая. После освобождения Аркадий Иванович женился на ней. Правда, уже спустя несколько месяцев после свадьбы заявил, что верен ей быть не может.

Марфа Петровна мужу прощала измены. Более того, однажды сделала все, дабы скрыть грязную историю, приведшую к смерти пятнадцатилетней девушки. А ведь тогда Свидригайлов имел все шансы прогуляться в Сибирь. Если бы не жена, которая, к слову сказать, позже умерла при весьма странных обстоятельствах. Дуня Раскольникова полагает, что Аркадий Иванович отравил ее ядом.

Рассмотрим более подробно характерные черты Свидригайлова. Что за история с ним произошла за несколько лет до знакомства с Раскольниковым? Что имеет общего этот негодяй с главным героем?

Сумасбродство

Свидригайлов – довольно эксцентричная личность. Его совсем не интересует мнение окружающих. Как уже было сказано, его называют «человеком забубенного поведения».

Он говорит странные вещи, застает своими бесстыдными речами собеседника врасплох. Быть может, он, действительно, равнодушен к общественному мнению.

Но можно предположить и другой вариант: Свидригайлов получает удовольствие удивляя, шокируя окружающих.

Порочность

Это самый развратный герой в романе «Преступление и наказание». Когда-то он вовсю изменял своей жене с крестьянками. Позже, познакомившись с Дуней, воспылал к ней страстью. Это и погубило развратника.

Девушка никогда не ответит ему взаимностью. Она презирает его, а однажды едва не убивает. Аркадий Иванович привык добиваться своего.

Когда же понимает, что цели в лице Дуни Раскольниковой ему никогда не достичь, кончает жизнь самоубийством.

Авантюризм

Свидригайлов – человек пустой. Он привык к праздности, живет на широкую ногу. Сама женитьба Свидригайлова – это не что иное, как авантюра. Он связал свою жизнь с женщиной, которую не любил.

Возможно, Свидригайлов и вовсе не способен на глубокое чувство. Он живет ради минутного удовольствия, ради которого готов поплатиться чужой жизнью.

Пришло время рассказать историю, после которой за Аркадием Ивановичем навсегда закрепилась репутация негодяя.

Жестокость

Марфа Петровна заключила с мужем странный договор. Суть его заключалась в следующем: он никогда не оставит ее, никогда не заведет постоянной любовницы, при этом удовлетворять свою похоть будет с сенными девушками.

Одна из крестьянок – девочка 14-15 лет – однажды была найдена удавившейся на чердаке. Оказалось, что к самоубийству ее подтолкнуло жестокое оскорбление Свидригайлова. На совести этого человека имелась еще одна смерть.

До самоубийства он довел Филиппа – крестьянина, не выдержавшего постоянных гонений.

Свидригайлов и Лужин

Образы этих персонажей противопоставлены главному герою. Их принято считать двойниками Раскольникова. Однако Лужин, в отличие от Свидригайлова, и уж тем более студента, погубившего старушку, довольно простой персонаж.

Лужин ничего, кроме неприятия, не вызывает. Это холеный немолодой господин, в дорогой щегольской одежде которого есть что-то неестественное, бутафорское. В отличие от Свидригайлова, он выбрался из низов. Лужин не привык к праздности. Он служит в двух местах, дорожит каждой минутой.

Наконец, главное, что отличает его от Аркадия Ивановича, – рациональность, расчетливость. Этот человек никогда не потеряет голову из-за страсти. Он хочет жениться на Дуне не потому, что любит ее. Сестра Раскольникова бедна, а значит, будет послушной женой.

Она хорошо образована, а значит, поможет ему занять более высокое место в обществе.

Одного поля ягоды

Свидригайлов узнает о преступлении Раскольникова, подслушав его разговор с Соней. Он, конечно, не предаст огласке тайну Родиона Романовича. Однако она возбуждает, будоражит его.

«Мы с вами одного поля ягоды» – говорит он однажды Раскольникову. Но вдруг замечает в студенте непонятные трагические метания.

Человеку со столь тонкой организацией нечего идти на преступление – так полагает Свидригайлов, презрительно называя страдания Родиона «шиллеровщиной».

Аркадия Иванович муки совести посетили лишь в последние дни его жизни. И они были слишком слабы для того, чтобы привести к покаянию. Он, в отличие от Раскольникова, не смог признать своей вины.

Источник: https://www.syl.ru/article/364898/harakteristika-i-obraz-svidrigaylova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskogo

Характеристика героя Свидригайлов (Преступление и наказание Достоевский Ф

Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. 2. Двойники главного героя. 3. Свидригайлов и Раскольников.

Вдовец Марфы Петровны Свидригайловой, влюблён в сестру Раскольникова Дуню (Авдотью Романовну). Далее Раскольников встречает Свидригайлова в трактире. После встречи с Раскольниковым, Свидригайлов заманивает к себе на квартиру Дуню, где Дуня чуть не убивает его выстрелом из пистолета.

Специфика страдания Аркадия Ивановича Свидригайлова и Петра Петровича Лужина (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек.

С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову.

В образе Свидригайлова, в какой-то мере, запечатлён психологический облик одного из обитателей Омского острога — убийцы из дворян Аристова (в «Записках из Мёртвого дома» он выведен как А—в)..

Глава 5. Последняя дорога и вечность (Как Свидригайлов «одолел» желание жить) // Самоубийство в художественном мире Достоевского. 584 с. — ISBN 978-5-98230-037-9. Он — вдовец. В свое время был выкуплен женой из тюрьмы, 7 лет жил в деревне.

Позже, рассказав девушке о том, что ее брат — убийца, герой шантажирует Дуню. Боясь насилия, девушка стреляет в Свидригайлова и промахивается. Но Аркадий Иванович испытывал искренние чувства к Дуне.

В его вопросе: «Так не любишь? И не можешь? Никогда?» — звучит искренняя горечь, почти отчаяние. Свидригайлов является «отрицательным двойником» Раскольникова.

Но Аркадий Иванович уже сделал свой выбор: он на стороне зла и не испытывает никаких сомнений.

Похожие сочинения

Он испытывает мировую скуку. Свидригайлов развлекается как может, но ничто не помогает. По ночам герою являются привидения загубленных им душ. Неразличимость добра и зла обессмысливает жизнь Свидригайлова.

Глубоко в душе он осуждает себя, чувствует себя виноватым. Недаром вечность, которой он достоин, представляется герою в образе закоптелой баньки с пауками.

Можно сказать, что нравственный закон, вопреки воле Свидригайлова, довлеет и над этим героем.

В итоге он кончает с собой выстрелом из револьвера. Помещик; муж Марфы Петровны Свидригайловой. В романе дважды даётся его портрет. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках.

Случайно оказавшись соседом Сони Мармеладовой, Свидригайлов подслушал исповедь-признание Родиона Раскольникова в убийстве старухи-процентщицы и пытается этим шантажировать его сестру. Этот персонаж — первый настоящий, безусловный и, так сказать, логический самоубийца в мире Достоевского: продумавший самоубийство, подготовивший его, обосновавший и совершивший.

Об этом «вояже» он говорит-поминает в разговорах с Раскольниковым, с Соней Мармеладовой. Имелось и два варианта для этого: жениться, как он задумал, на 15-летней невинной девочке или же добиться взаимности Дуни Раскольниковой. Девочка-невеста и в самом деле существует — Свидригайлов ездит в её дом с подарками, охотно рассказывает о ней Раскольникову.

Последние комментарии:

Однако ж, странного в этом ничего нет. Свидригайлов прекрасно понимает, что такой, каков он есть, он вызывает у Дуни всего лишь брезгливость и отвращение. Он предпринимает кардинальные, на его взгляд, попытки в единый миг как бы переродиться, сделаться лучше. Предстать перед любимой женщиной этаким благородным и благодетельным рыцарем.

Говоря о десяти тысячах для его сестры в разговоре с Раскольниковым, Свидригайлов уверяет: «…я без всяких расчётов предлагаю. Отпустив-таки Дуню с миром, Свидригайлов случайно обратил внимание на револьвер, отброшенный ею, подобрал: там оставались ещё два заряда и один капсюль.

Это была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову, в одно окно; постель очень грязная, простой крашеный стол и стул занимали почти всё пространство. Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того уже пыльными и изодранными, что цвет их (жёлтый) угадать ещё можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого.

Читайте также:  Сентиментализм в литературе

Видно, запала эта деталь в память писателя-петрашевца! И — спустил курок. Осечки не произошло. Все права на материалы сайта принадлежат редакции и являются ее собственностью. В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова.

Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский

Для того чтобы глубже показать характер Раскольникова, объяснить причины появления его теории и ее влияния на героя, писатель вводит в роман систему двойников — антиподов Родиона.

Источник: http://zdravbaza.ru/harakteristika-geroya-svidrigaylov-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskiy-f/

Свидригайлов в романе “Преступление и наказание” (образ Свидригайлова)

Будучи карточным шулером и побывав в долговой тюрьме, Аркадий Иванович Свидригайлов попадает в Петербурге в безвыходное положение, но его подбирает помещица Марфа Петровна, с которой он проживает в ее имении в качестве ее мужа. Ему около пятидесяти лет, он — сластолюб.

В имении он встречается с молодой и красивой младшей сестрой Раскольникова — Дуней, которая служит в доме в качестве домашнего учителя, и, несмотря на разницу в возрасте, страстно влюбляется в нее. Пригревшую его Марфу Петровну постигает внезапная смерть, но ходят слухи, что Свидригайлов отравил ее.

Вслед за Дуней этот старый распутник переезжает в Петербург, однако та бесповоротно отвергает его. И тогда Свидригайлов, этот грязный распутник, стреляет в себя.

Что хотел сказать Достоевский, представляя читателю этого персонажа? Трудно ответить на этот вопрос однозначно—слишком многое в его характере остается непроясненным. Само его самоубийство настолько неожиданно, что приводит читателя в недоумение. Некоторые вообще утверждают, что Свидригайлов в романе «Преступление и наказание» — образ лишний, и в этом утверждении есть доля истины.

Тем не менее, в Свидригайлове есть какой-то магнетизм, заставляющий нас следить за его судьбой. Соглашаясь с утверждением о непроясненностн образа этого героя, можно одновременно утверждать, что он заставляет многих сопереживать ему.

Бывает так, что ночной кошмар преследует нас. Он ужасен, плотен и липок. Ты инстинктивно хочешь избавиться и спастись от него. Когда же ты пробуждаешься от этого темного наваждения, то ощущаешь облегчение, сопровождающееся телесным бессилием и невыразимой радостью.

Сталкиваясь со Свидригайловым в романе «Преступление и наказание», читатель тоже испытывает гнетущее кошмарное ощущение. От слов, жестов и переживаний этого героя исходит какая-то страшная и невидимая глазу угроза.

Речь Свидригайлова беспорядочно мечется от одного предмета к другому: вот он избил женщину, вот он рассуждает о своей одежде, вот он рассказывает о скуке жизни, об антропологии, своем шулерстве… Он говорит затем, чтобы говорить, и читатель перестает понимать, о чем, собственно говоря, идет речь.

Начав с одного, Свидригайлов вдруг обращается совсем к другому, в глубине его души скрывается нечто темное, он полон несчастных предчувствий, с которыми он не может совладать, он не может успокоиться, как будто бы за ним установлена постоянная слежка. Поэтому его речи — поток сознания, это — беспорядочный и хаотичный монолог.

Но если этот монолог прервется, то ужасный преследователь Свидригайлова настигнет его и потащит в страшную и темную яму. Когда герой рассказывает, как покойная Марфа Петровна его «посещать изволит», являясь с того света, его глаза становятся необычайно серьезными.

Или вот знаменитый эпизод, когда он, не слушая своего собеседника Раскольникова, говорит о том, что вечность для него «вроде деревенской бани, закоптелой, а по углам пауки». Свидригайлов в романе «Преступление и наказание» боится привидений и того света. Ему знакомо ощущение смертельного хлада, и оно страшит его.

Достоевский страдал эпилепсией, и страх смерти постоянно преследовал его. То же можно сказать и о Свидригайлове, и это был не какой-то абстрактный, а совершенно живой страх. Как свидетельствует в своих дневниках супруга писателя Анна Григорьевна, при каждом припадке ее муж испытывал ужас.

И каждый раз разум его мутился, тело холодело и становилось, будто мертвое. После окончания припадка страх смерти одолевал Достоевского, и он молил не оставлять его одного. Из-за эпилепсии Достоевского преследовал страх смерти даже в счастливые моменты бытия, и этот страх никогда не покидал его. Смерть была его постоянным спутником.

Он всегда явственно ощущал возможность смерти и страшился ее.

Наверное, и своим появлением на страницах романа Свидригайлов обязан тому, что через него Достоевский хотел передать свои страхи перед лицом смерти. В таком случае становится понятным, почему этот герой столько говорит о потустороннем мире, привидениях и своих ощущениях смертельного хлада.

Отсюда и его нескончаемые разговоры, от которых остается ощущение того, что Свидригайлов со страхом ожидает неожиданного появления кого-то в черном.

Не подлежит сомнению, что через этого «неуместного» персонажа Достоевский передавал свои непосредственные телесные ощущения, касающиеся так волновавшей его проблемы смерти.

Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» не беспокоит моральная проблема — как лучше прожить свою жизнь в этом мире. Этому сластолюбцу безразличны проблемы добра и зла, справедливости и несправедливости, добродетельности и греха.

Его — помимо его воли — волнует проблема исчезновения жизни и бессмертия. Существует ли бессмертие? Какое оно — светлое, теплое и радостное? Или же оно темное, холодное и горестное? Ему хочется, чтобы кто-нибудь дал твердый ответ на эти вопросы.

Возможно, правильно было бы сказать, что эти вопросы адресованы врачу, а не философу или теологу.

Страх смерти явлен у Достоевского повсюду, писатель в самых разных своих произведениях проделывает операцию по визуализации смерти.

Вечернее «бледное небо» Вареньки из «Бедных людей», огромные пауки, которых видит во сне Ипполит из «Идиота», любимая картина Рогожина, изображающая мертвого Христа.

В «Преступлении и наказании» Достоевский «передал» свои страхи Свидригайлову. И в этом отношении Свидригайлова можно назвать «двойником» Достоевского.

Влияние личности Федора Михайловича на этот персонаж видно не только в отношении к смерти.

Когда Свидригайлов уже замышляет самоубийство, и, побродив по петербургским улицам, останавливается на ночлег в дешевенькой гостинице, он видит сон: труп девочки-проститутки, бросившейся в реку.

«Ей было только четырнадцать лет». Ему кажется, что он знает ее. Ее предсмертный «последний крик отчаяния» стоит в его ушах, и он потрясает его до глубины души.

Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» терзает чувство греховности и вины.

В произведениях Достоевского можно видеть, что в его мире большое значение имеет не собственно преступление, а чувство вины, что является отражением комплекса самого писателя, который не совершал никакого преступления, но по неведомой причине ощущал чувство вины за это несовершенное преступление.

Если учесть эти «привходящие» обстоятельства, становится понятнее, почему Свидригайлов совершает неожиданное самоубийство, которое никак не вытекает из логики повествования.

Свидригайлов несет в себе комплексы самого Достоевского — страх перед смертью и чувство вины. Страхов писал: «Достоевский — субъективнейший из романистов, почти всегда создававший лица по образу и подобию своему».

И смерть Свидригайлова является выражением этой субъективности.

Что до Достоевского, то свое чувство греховности и вины он пытался трансформировать во вселенское сочувствие. Чувство вины у Федора Михайловича не имело практического измерения, оно было «головным», а потому не вело к обсуждению проблемы социальной ответственности. Перед своими персонажами Достоевский ставил такую задачу: избыть чувство вины и слиться в едином порыве с другими.

Хоть ты и мучаешься от чувства собственной вины, но греховны все, и это дает основание для солидарности греховных. Отсюда — необходимость вселенского сочувствия. Путь из этой ментальности ведет к утверждению жизни и к радости совместного бытия. Таков ход мыслей Достоевского.

Осознание того, что все люди одинаково греховны, освобождает от стрессов, враждебности и ненависти; это дает основание чувствовать себя членом сообщества, ведет к радости сочувствия, сопереживания и взаимного приятия. Многие персонажи Достоевского склонны к самоуничижению и кривлянию. Посредством этого они ищут путь к сердцам других людей.

И такое поведение имеет нечто общее с идеями о «сообществе грешников».

По свидетельству М. Горького, Л. Н. Толстой отзывался о Достоевском так: «Он уверен, что если сам он болен, — весь мир болен» (М. Горький. «Лев Толстой»). И, действительно, свое болезненное чувство вины и греховности Достоевский через своих персонажей распространяет и на всех других людей.

Таким образом, за фасадом художественного мира Достоевского находится глубоко спрятанное ощущение своей греховности. Оно таится и в его персонажах, оно служит основанием для их поведения и поступков.

Энергетику своих страхов смерти и чувства виновности Достоевский непосредственно передает Свидрнгайлову в романе «Преступление и наказание».

Поэтому этот образ пленяет читателя и обладает для него экзистенциональной убедительностью — и это несмотря на то, что в нем много непроясненного, а его слова и поступки далеко не всегда оправданны логически. 

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. – СПб.: Гиперион, 2011

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/svidrigajlov_v_romane_prestuplenie_i_nakazanie_obraz_svidrigajlova/66-1-0-957

Образы двойников главного героя в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Лужин и Свидригайлов)

1. Основная идея романа, его замысел.

2. Двойники главного героя.

3. Свидригайлов и Раскольников.

4. Лужин и Раскольников.

5. Значение двойников в романе.

Образы двойников . Замысел романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» относится ко времени его пребывания на каторге. Первоначальное название было «Пьяненькие», но в ходе работы над ним и само название, и содержание подверглись существенным изменениям, чтобы воплотиться затем в роман «Преступление и наказание».

Основным мотивом и смыслом произведения в конечном итоге стало столкновение теории с логикой реальной жизни.

По мнению автора, изложенному в тексте любая, даже самая передовая и разумная на первый взгляд теория не в состоянии бороться с живой и неконтролируемой логикой жизни. Следовательно, бессмысленно строить жизнь по какой-либо теории.

И потому основная философская мысль в романе кроется не в череде логических построений, а в столкновении одержимого идеей человека с жизнью, развенчивающей эту идею.

Для более ясной картины столкновения, для того, чтобы читатель глубже понял и узнал мысли и чувства главного героя, автор окружает Раскольникова так называемыми двойниками, оказывающимися при ближайшем рассмотрении антиподами.

В таких людях одна из основных сторон героя пародируется, снижается или, напротив, превозносится над прочими характеристиками.

Роман оказывается не только своеобразным судилищем над преступлением, совершенным Раскольниковым, но и судом над типичной личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов XIX века. Это поиски правды, истины, героические стремления, шатания, заблуждения.

В произведении Родион Раскольников оказывается связанным со многими персонажами, но главными двойниками в его окружении являются два героя — Лужин и Свидригайлов. Они создали, каждый сам для себя, подобные теории об «избранных» и «тварях дрожащих», поэтому сравниваются в романе не столько сами личности, сколько созданные ими идеи.

Любимая фраза Свидригайлова — «Мы одного поля ягоды» — как бы подчеркивает его кажущееся сходство с главным героем. Он также одержим безумной теорией, являясь при этом одним из наиболее сложных образов, созданных Достоевским. Он сознательно отвергает общепринятую мораль, растрачивая свою жизнь на глупые развлечения.

Читайте также:  Урок-конспект по теме: "биология - наука о живой природе"

Свидригайлов, также как и Раскольников, виновен в нескольких человеческих смертях, однако ему удается надолго заставить замолчать свою совесть, и только встреча с Дуней пробуждает в нем что-то человеческое. Но раскаяние, несмотря на помощь Соне и ее семье, приходит к нему слишком поздно. Ему не хватает ни сил, ни.

времени вести дальнейшую борьбу с самим собой, потому единственным для него выходом оказывается пуля, выпущенная в лоб.

Свидригайлов — человек с отсутствием совести — не столько двойник, сколько живое предостережение для Раскольникова о его дальнейшей возможной судьбе.

То же было бы с героем, если бы у него отсутствовали голос совести и малейший здравый смысл, если бы герой не нашел в себе силы признаться и раскаяться в совершенном им преступлении.

Свидригайлов — мучительный двойник, так как через его характер раскрывается та бездна, в которую человек способен сам себя скинуть.

Свидригайлов схож с «черным человеком» С. А. Есенина, также как этот таинственный герой, он является для того, чтобы снова и снова вызывать в главном герое волны приливы боли, неуверенности и отчаяния. Это человек, смогший уничтожить сам в себе гражданина и личность, отсюда и цинизм, которым он выражает псевдотеорию Раскольникова.

Но в отличие от него натолкнувшись на неприятности, он не в состоянии с ними справиться и выбирает наиболее приемлемый для себя вариант — кончает жизнь самоубийством. Смерть для этого героя — освобождение от «вопросов человека и гражданина», это результат идеи, от которой пострадал сам преступник. Другим, немаловажным для понимания самого героя двойником является Лужин.

Он представляет собой преуспевающего и ничем себя не ограничивающего человека. Он в отличие от Свидригайло-ва вызывает отвращение и ненависть со стороны Родиона Раскольникова, так как является скорей не двойником, а пародией, насмешкой над Раскольниковым.

Несмотря на это, он оказывается в состоянии признать общие, объединяющие их черты, отчего близость с Лужиным становится для него еще более мучительным.

Лужин — человек деловой, наделенный собственными взглядами на жизнь,и своими экономическими теориями. В большинстве подобных умозаключений он оправдывает эксплуатацию человека человеком.

Преобладает в этой теории корысть и честолюбивые помыслы в отличие от бескорыстной по сути своей теории главного героя.

И хотя обе теории допускают «пролитие крови по совести», теория Раскольникова не представляет собой результат помутившегося ума, она выстрадана сердцем и душой героя.

Основные черты характера Лужина могут быть объяснены прямолинейностью и примитивностью самой его натуры. Он двойник практически комический, гротескный, по сравнению с тем же Свидригайловым.

Теория наполеонизма в прошлом веке имела большое значение.

Пленником этой теории становится и Раскольников. Желая развенчать ее, показать безнравственную суть идеи, автор переносит ее на двойников, демонстрируя тем самым наглядные результаты ее действия в реальной жизни. Свидригайлов и Лужин в романе исчерпали идею отказа от принципов и идеалов до конца.

Один потерял личностные ориентиры, другой ищет во всем исключительно личную выгоду — а это и есть логичное завершение измышлений Родиона. Не случайно он прерывает себялюбивые изречения Лужина следующей фразой: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

Достоевский убеждает читателя в том, что не всегда в противостоянии добра и зла в человеке победу одерживает добро. Но сам человек в силах изменить подобную ситуацию, если только сможет отречься от заведомо ложных теорий и постарается изменить самого себя.

Источник: https://prepodka.net/obrazy-dvojnikov-glavnogo-geroya-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-luzhin-i-svidrigajlov/

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Свидригайлов и его роль в произведении

Сочинения › Достоевский Ф.М. › Преступление и наказание

Готовые Домашние Задания

Наружность Св. привлекательна. Он крепок, свеж, вина не пьёт, выглядит джентльменом и вызывает к себе интерес, несмотря на что-то настораживающее в его глазах…

Аркадий Иванович — это

безнравственный

похотливый

циничный

пошлый

«Отчего же и не побывать пошляком? Когда это платье в нашем климате очень удобно носить и … особенно если к тому натуральную склонность иметь).

глубоко порочный

пустейший, ничтожный человек

сладострастный развратник и подлец(Темный мир петербургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами — все это развратило его.)

развратник, но способен на благородные поступки(Дуня, Соня)

Его теория состоит в том, что «единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша». Но это чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой не поставил:

изнасиловал глухонемую сироту( Лужин донёс на СВ.«..эта глухонемая девочка была жестоко оскорблена Св. и от этого удавилась.)

убил слугу( «Филиппа склонил к таинственной смерти(он повесился на чердаке); беспрерывная система гонений и взысканий гражданина Свидригайлова» – говорил Лужин)

был карточным шулером

сидел в тюрьме

повинен в смерти собственной жены

Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки. И действительно, благодаря письму Дунечки, которое он отдал жене, девушка смогла восстановить свою репутацию.

Свидригайлов готов обеспечить Авдотью Романовну, не требуя от нее, чтобы она вышла за него замуж, желает спасти ее от брака с Лужиным, потому что видит, что последний из себя представляет.

Свидригайлов полностью отвергает морально-этические нормы, это болезнь, от которой умный, но циничный герой страдает.

Сравнение

Многое перекликается с Раскольниковым и в образе Свидригайлова. Достоевский разными средствами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит параллели между ними. Зосимов, говоря об убийстве старухи, замечает: «Слишком уж все удачно сошлось… и сплелось…точно как на театре».

А Раскольников, встретившись со Свидригайловым, говорит ему: «Уж слишком вы складной человек». Свидригайлов чувствует, что они с Раскольниковым — «одного поля ягоды»: «А что-то в вас есть», «вот, может, сойдемся поближе», «в вас есть что-то к моему подходящее».

Раскольников, которого Зосимов подозревал в помешательстве, видит в Свидригайлове сумасшедшего.

Даже в истории жизни Свидригайлова мы слышим ноты, созвучные с судьбой Раскольникова: он был замешан в уголовном деле, состоял «в некоторых весьма близких и таинственных отношениях» с «мелкой процентщицей», по его вине гибнут люди, и, наконец, его самоубийство перекликается с духовным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».

Сходства

Оба являются преступниками (Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.

Относят себя к «право имеющим»

сильные личности ( переступают черту закона).

Свидригайлов утверждает, что он и Раскольников – «одного поля ягоды».

Судьбы похожи (Даже в истории жизни Свидригайлова мы слышим ноты, созвучные с судьбой Раскольникова: он был замешан в уголовном деле, состоял «в некоторых весьма близких и таинственных отношениях» с «мелкой процентщицей», по его вине гибнут люди, и, наконец, его самоубийство перекликается с духовным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».)

Различия

различие между Раскольниковым и Свидригайловым состоит в том, что преступление Раскольников совершил, но «черту» не переступил, «на этой стороне остался», а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается.

Раскольников же куда более твердый в своих намерениях человек. жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих.

Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийство, совершенное Раскольниковым, и не видит здесь никакой трагедии. Родиона, беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением,

Раскольников же куда более твердый в своих намерениях человек, который жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих.

Раскольниковым движет цель проверить свою теорию, а Св. – порок.

Св. весь мир- нелепость

Св. « и добро и зло творит равнодушно»

Св. пошлый , развратный человек.

Хозяин жизни творит добро и зло от скуки, понимая , что весь мир- нелепость, Справедливость в этом мире невозможна.

ему становится тошно в этой жизни – самоубийство!.

Вывод: Свидригайлов совершает преступления, но не для того чтобы, принести пользу и счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу, творить как добро, так и зло т.о. создавая для себя морально этические нормы.

Окончательно признав себя “вошью”, Раскольников идет сознаваться в убийстве, прекращая свой “бунт”. Раскольников узнает о смерти Свидригайлова, решаясь на признание.

Это известие — последнее предупреждение Родиону о том, что ждало бы его, если бы он последовательно претворял свою теорию в жизнь, заглушив голос совести.

Недаром теория Раскольникова своеобразно связана с позицией Свидригайлова — человека, живущего по принципу “все дозволено”.

Сочинения по теме:

  • Противоречивость личности Раскольникова, сложность его размышлений сочинение
  • Свидание героев романа Дуни и Петра Лужина – возможна ли любовь по необходимости? сочинение
  • Личности Свидригайлова и Раскольникова как противоборствующие силы романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сочинение
  • Извечный вопрос свободы выбора и ответственности сквозь призму романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского сочинение

Источник: http://1soch.ru/dostoevskiy-fm/prestuplenie-i-nakazanie/geroy-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» играет важную роль. Литературные критики называют этого персонажа одним из двойников главного героя – Родиона Раскольникова, решившегося на убийство ради идеи.

Аркадий Иванович Свидригайлов – человек лет пятидесяти, но выглядит несколько моложе. На голове его практически нет седых волос, он ухожен, лицо можно назвать приятным. Вот только отталкивают голубые глаза – какие-то безжизненные, холодные. Описанию внешности этого героя Достоевский уделяет внимание в своем романе дважды. О личности же Свидригайлова читатель судит по его поступкам.

Это человек, о которых говорят, что их потрепала жизнь. Причем в худшем понимании данного выражения. Глядя со стороны на путь, пройденный Свидригайловым, испытываешь отвращение. В прошлом – большой гуляка и пьяница, картежный шулер, попавший за свои деяния в тюрьму и выкупленный женой.

Казалось бы, такой поступок женщины должен был тронуть сердце Аркадия Ивановича, вызвать если не любовь, то хотя бы благодарность.

Однако Свидригайлов не остепеняется, не превращается в порядочного семьянина. Он развратен и не может остановиться. Насилует 14-летнюю девочку-служанку, после чего та кончает с собой.

Читайте также:  Растения в разное время года

Доводит до самоубийства еще одного человека – слугу Филиппа. Затем хладнокровно отравляет жену.

Пути Раскольникова и Свидригайлова пересекаются на сюжетной линии, связанной с сестрой главного героя – Дуней. Пожилой Аркадий Иванович влюбляется в молодую девушку, работающую у него в поместье. Он пристает к ней, но Дуня отвергает такого ухажёра. Свидригайлов противен, мерзок ей.

Между тем чувство, испытываемое Свидригайловым к девушке, можно назвать человеческим. Похоже на то, что эта страсть была последним всплеском жизни в практически мертвой, изъеденной грехом, душе. Свидригайлов, ненавидящий свое существование, погибающий от скуки, подсознательно пытается спастись. Однако слишком уж грязен он, чтобы чистая девушка могла согласиться быть рядом с ним.

В итоге Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Перед смертью он успевает сделать несколько добрых поступков. Устроить детей Мармеладова, дать денег Соне, чтобы она могла отправиться в ссылку за Раскольниковым, и т.д. Зная, о преступлении, совершенном Родионом, Аркадий Иванович не выдает его полиции.

Он предлагает немалые деньги Дуне, чтобы спасти ее от брака по расчету с Лужиным. Все это говорит о том, что где-то в глубине атеистической души героя теплилась вера в Бога. Зная, что умрет, Свидригайлов, похоже, пытался хоть как-то задобрить небеса.

Аркадий Иванович, наверное, мог бы прожить иначе. Ведь он не родился порочным. Однако, ступив однажды на путь греха, свернуть с него уже не вышло. Болезнь под названием «гангрена души» оказалась несовместимой с жизнью. Поэтому именно такой финал был уготован персонажу Достоевским.

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/obraz-svidrigajlova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie.html

Образы Свидригайлова и Лужина в романе «Преступление и наказание»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Образы Свидригайлова и Лужина в романе «Преступление и наказание»!!! =>>>

«Двойники» Раскольникова.

Система образов в «Преступлении и наказании» строится так, чтобы показать и доказать ущербность теории Раскольникова, чтобы привести его самого к осознанию ее ложности. Герою романа кажется, что он ответствен только перед собственной совестью. Суд других он принципиально отвергает.

И все же при всей его отдаленности от людей, замкнутости, эгоцентричности он не может разорвать объективно существующие многообразные связи с внешним миром.

Каждое лицо, разговор, даже случайная встреча могут стать стимулом для новых нравственных испытаний и мучений (эпизоды с матерью и сестрой, с девочкой на бульваре и т. д.). Особое значение в эволюции Раскольникова имели его столкновения со Свидригайловым и Лужиным.

Свидригайлов, наделенный несомненным умом и богатым жизненным опытом, догадывается о смысле преступления Раскольникова, о причинах, толкнувших его на убийство.

Он открыто смеется над «высокими побуждениями» молодого человека, его теориями.

Ему-то теории не нужны, он и без них на практике реально преступает все человеческие нормы, обычаи, законы, нисколько не мучаясь, в отличие от Раскольникова, угрызениями совести.

Тип Свидригайлова был намечен Достоевским еще в «Униженных и оскорбленных». Но если в облике князя Валковского ощущались черты мелодраматического злодея, то Свидригайлов получился в художественном отношении более убедительным. Развратник и циник, он вместе с тем изображен писателем в состоянии какой-то внутренней растерянности, душевной неустойчивости и тревоги.

Кажется, что ему становится ясной его собственная обреченность. Сознание опустошенности и бесперспективности закономерно приводит его к самоубийству.

Раскольников ужасается, увидев в Свидригайлове, как в кривом зеркале, реальное осуществление своих идей; отсюда его болезненная тяга к Свидригайлову, стремление разобраться в этом человеке и одновременно понять и самого себя.

Иначе строится отношение Раскольникова к Лужину. Только брезгливость и презрение вызывает у него делец буржуазной складки, «человек весьма почтенный», чьи жизненные принципы основаны на эгоистическом расчете. Его подлая натура была разгадана Раскольниковым еще по письму матери.

Однако при встрече с женихом сестры Раскольников с ужасом убеждается, что между ним и Лужиным существует нечто общее, какие-то точки соприкосновения. Лужин тоже исповедует некие теоретические взгляды, опирающиеся на принципы «новейшей экономической науки».

Необходимо, по его словам, отбросить какой бы то ни было нравственный долг личности перед другими людьми: «…приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем приобретаю как бы и всем…», и это будет гарантией «всеобщего преуспеяния…».. Отвращению Раскольникова нет предела, когда он начинает понимать, что слова Лужина есть сниженный, опошленный вариант его собственной теории.

Так сама жизнь заставляет героя романа убедиться, к каким последствиям на практике могут привести его идеи о праве «избранных» на «вседозволенность», какие действия могут быть оправданы теорией о делении всего человечества па два разряда.

Сочинение опубликовано: 07.11.2015 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Образы Свидригайлова и Лужина в романе «Преступление и наказание»

Источник: http://www.getsoch.net/obrazy-svidrigajlova-i-luzhina-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»

       Литературоведы и исследователи романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» ведут разговор о том, что у главного героя романа Родиона Раскольникова есть «двойники», т.е.

в чем-то похожие на него герои. Они указывают в этом качестве на Лужина и Свидригайлова. Доказательство тому – создание теории, по которой живут эти герои.

Мы остановимся подробно на фигуре второстепенного персонажа Свидригайлова Аркадия Ивановича.

      Воочию мы встречаемся с ним в четвертой части романа, но кое-что уже знаем о нем из письма Пульхерии Александровны Раскольниковой сыну Родиону: «…этот сумасброд давно уже возымел к Дуне страсть, но все скрывал это под видом грубости и презрения к ней». История с Дуней, которую узнает Раскольников от матери, не красит господина Свидригайлова.

Он привык добиваться своих целей любой ценой. Взяв в дом работать Дуню, сестру Раскольникова, он ее осрамил на весь город. И жена его Марфа Петровна сыграла свою определенную роль во всем его замысле. Зная, что Дуня связана по рукам и ногам долгом, который составлял 100 рублей, Свидригайлов воспользовался ее доверием, честностью и беспомощностью.

      Автор предоставляет нам возможность услышать историю жизни Свидригайлова из уст самого героя, когда тот приходит в гости в Раскольникову.

Он рассказывает, как был шулером, хорошо проводил время в компаниях таких же людей, проигрался, попал в долговую тюрьму, и его выкупила за «тридцать тысяч сребреников» Марфа Петровна и увезла в деревню, там он прожил почти восемь лет, никуда не выезжая.

Признается Свидригайлов и в том, что не совсем здоров: «…когда умрет совсем человек, то прямо и перейдет в другой мир». Аркадий Иванович говорил Раскольникову, что они «одного поля ягоды». Свидригайлов просил встречи с Дуней, чтобы предупредить ее насчет Лужина и, естественно, предложить ей себя в качестве замены.

      Характеристика этого героя представлена в романе еще и Лужиным. В разговоре с Раскольниковым и его семьей он говорит о том, что Свидригайлов «самый развращенный и погибший в пороках человек». Он намекает на причастность Аркадия Ивановича к некоторым преступлениям (лакей Филипп, девочка – племянница Ресслих, Марфа Петровна…).

      Но есть о Свидригайлове и хорошие строки в романе. Он взял на себя материальные затраты на похороны Катерины Ивановны Мармеладовой, устроил ее детей в приют и оставил деньги на их содержание, помог Соне – «разблаготворился» по выражению Раскольникова.

Он даже предлагает Раскольникову бежать в Америку, когда узнает о его преступлении. Он рассказывает Дуне об этом и говорит: «единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Выходит, теория Свидригайлова мало чем отличается от теории Раскольникова.

Только зло у Свидригайлова не разделяется с добром, у него нет понимания всей пагубности своих действий и поступков.

      Свидригайлов сделал еще одну попытку поговорить с Дуней, но девушка ему отказала. Аркадий Иванович мучается тяжелыми воспоминаниями, бредовыми снами и видениями. В конце концов, он застрелился из револьвера, с которым к нему приходила Дуня. Смысл жизни для него перестал существовать давно.

      Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» сложный. Раскаялся ли Аркадий Иванович во всем содеянном в своей жизни перед самоубийством? Совершил его в бреду или в полном сознании? Признал ли злом то, что вершил? Не выдержав справедливости жизни, о которой сам говорил Раскольникову, он завершил жизненный путь, выбрав не искупление, а «побег».

Источник: http://testsoch.ru/prestuplenie-i-nakazanie/obraz-svidrigajlova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie.html

Роль образов Лужина и Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Роль образов Лужина и Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Достоевский Ф.М.

Рассматривая проблему «оправданного убийства» глазами Раскольникова, автор словно подводит читателя к мысли о возможной правоте героя и в то же время «на языке ситуаций» оспаривает его «теорию». Главными «аргументами» в этой полемике становятся фигуры Лужина и Свидригайлова.

Знакомство с ними показывает Раскольникову, что его теория о «праве сильного» является главным жизненным принципом «палачей», насильников, маленьких «наполеонов».

Будучи антиподами главного героя, по своим душевным свойствам, Лужин и Свидригайлов являются его «двойниками» в том, что касается идеи разрушения нравственных «препятствий».

Свидригайлов олицетворяет в романе идею вседозволенности, свободы от каких бы то пи было моральных ограничений. Это низкий, развратный, циничный человек с темным уголовным прошлым.

Он ненасытен в своих пороках и уже потерял власть над своими страстями.

Вскоре после смерти жены Свидригайлов сватается к шестнадцатилетней девочке и одновременно преследует сестру Раскольникова Дуню, шантажируя се случайно полученными сведениями о преступлении ее брата.

Свидригайлов – страшный человек, но в то же время это трагическая фигура. Избежав гражданского правосудия, он не смог уклониться от суда и приговора собственной совести.

Его страшит возможность возмездия в «будущей жизни»: «…представьте себе, будет там одна комнатка, этак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам одни пауки, И вот и вся вечность. Мне…

в этом роде иногда мерещится».

Однако, по Достоевскому, даже для последнего из грешников открыт путь покаяния и искупления вины. Шанс на спасение дан и Свидригайлову.

Словно вымаливая себе прощение, в последние дни своей жизни он совершает странные поступки, бессмысленные и необъяснимые с позиции его эгоистической морали.

Тщательно подготовив «ловушку» для Дуни, он неожиданно отпускает ее, а незадолго до самоубийства расходует свои деньги па осиротевших детей Катерины Ивановны, помогает Соне.

Свидригайлов не ошибается, заметив в разговоре с Раскольниковым, что между ними существует «какая-то общая точка».

Действительно, Раскольников, как и Свидригайлов, причислил себя к разряду «необыкновенных» личностей, имеющих право пренебрегать нравственными «предрассудками».

Его, как и Свидригайлова, мучают кошмары, преследует мысль о самоубийстве – признаки начавшегося душевного заболевания.

Источник: http://MirZnanii.com/a/358306/rol-obrazov-luzhina-i-svidrigaylova-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Ссылка на основную публикацию