Сочинение на тему: «лирика тютчева»

Сочинение на тему «Любовная лирика Тютчева»

Пропустить и перейти к содержимому

Любовь… Это слово чувственно замирает на языке. От него веет сладостью, негой. Оно вдохновляет, воодушевляет и будто бы воскрешает всё лучшее, что есть в душе человеческой. Считается, что Гении особенно тонко чувствуют всё, что происходит вокруг.

Их мироощущение в тысячу раз более обострено, чем у обывателя.

Поэты же, как звёздочки из плеяды Гениев, как нельзя больше нуждаются в чувствах, в эмоциях, которые позже выльются на бумагу в виде написанных дрожащей от волнения рукой строчек, с прыгающими буквами, с кляксами чернил на листках…

Любовь — то удивительно чистое, прекрасное чувство, без которого не может жить человек — он лишь существует. Именно поэтому не найдётся, пожалуй, ни одного поэта (даже у строгих классицистов) в лирике которого отсутствовала бы тема любви. Разумеется, у каждого стихотворца она своя: у Лермонтова, к примеру, неразделённая, болезненная, жестокая, а у Некрасова — сложная и многообразная.

Абсолютно всегда любовная лирика связана с моментами биографии поэта. Его личные переживания, эмоции находят выражение в стихотворениях.

Федор Иванович Тютчев, как его называли, «певец природы», не был чужд влюблённости. Этот человек, видимо, как и А.С. Пушкин, нуждался в любви. Однако если «солнцу русской поэзии» важно было именно ощущать любовь в своём сердце, то Тютчев находил упоенье лишь в ответных чувствах зазнобы.

В его жизни было четыре женщины, в которых он был безумно влюблён. С двумя из них он связал себя узами брака.

Любовь к Тютчеву оборачивалась трагедией для трёх из них, но их жертва оказалась не напрасной — благодаря этому были созданы удивительные в своей красоте и тонкости произведения, которыми зачитывались современники поэта и которыми продолжают восхищаться потомки.

В Мюнхене Фёдор Иванович знакомится с красавицей Амалией фон Лерхенфельд. Молодой Тютчев горячо влюбляется в девушку и даже предлагает ей стать его женой, однако её родственники отказывают дипломату и выдают Амалию замуж за другого. Пламенная страсть проходит у обоих.

Поэт посвящает Амалии стихотворения, самым известным из которых становится «Я помню время золотое…». Бывшие влюблённые навсегда сохранят дружеские отношения. К сожалению, это будет единственная женщина в жизни Тютчева, которая не пострадала от его любви. Будучи уже пожилым человеком, он вновь встречает Амалию в Карлсбаде.

В его душе оживают воспоминания о прекрасных чувствах, и он создаёт бессмертное «Я встретил вас — и всё былое…». Это удивительное по силе и красоте стихотворение, в котором проскальзывает нотка о быстротечности жизни, о сладости и чистоте любви.

Лирическая героиня и вовсе предстаёт в стихотворении как неземное существо — пожалуй, как Анна Керн, однажды воскресившая душу поэта, находящегося в ссылке в Михайловском.

В дальнейшем тютчевская лирика будет всё чаще приобретать минорную тональность. Своей первой супруге, Элеоноре Петерсон, он посвятит не так уж много произведений — и все они будут написаны лишь после трагической гибели супруги, не сумевшей справиться с нервным потрясением, которое она получила, спасая детей во время кораблекрушения. К десятилетию её кончины он напишет:

Элеонора Тютчева вынуждена была погибнуть от любви — да-да, именно так. Она с трудом перенесла предательство мужчины, которого любила всем сердцем, матерью троих дочерей которого она стала. Измены подкосили её здоровье, а продолжающийся на стороне роман окончательно добил слабую влюблённую женщину.

Сложно сказать, был ли Тютчев влюблён в супругу. Однако он уважал силу её духа, её невыразимое достоинство, гордость.

Своим родным он напишет: «Я хочу, чтобы вы, любящие меня, знали, что никогда ни один человек не любил другого так, как она меня… Не было ни одного дня в ее жизни, когда ради моего благополучия она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня» (по В. Кожинову).

Эти слова окажутся страшным пророчеством: первая супруга поэта попытается свести счёты с жизнью, ударив себя кинжалом, чтобы не мучиться самой и, главное, позволить мужу быть счастливым с другой женщиной.

Вторая супруга Тютчева, Эрнестина, повторит судьбу Элеоноры Тютчевой. Выйдя замуж за горячо любившего её поэта, первые годы она будет купаться в его любви, но после в их жизни появится молодая Елена Денисьева, которой, впрочем, Тютчев так и не подарит радостей супружества.

Эрнестине посвящено множество стихотворений. Поэта восхищала красота супруги. Он писал:

Однако сладость супружеской жизни в его лирике вскоре уступит чувству вины. В период страшного духовного метания между двумя любимыми женщинами, Еленой Денисьевой и законной супругой Эрнестиной, будут созданы стихотворения, в которых любовь по Тютчеву становится страшным пороком, греховной страстью.

Фёдор Иванович осознаёт, какую боль он причиняет и себе, и любимым, поэтому разделённая любовь для него есть проклятие. Он также ощущает безмерную вину перед Эрнестиной и чувствует благоговейный трепет перед её смирением и терпеньем.

После его смерти в гербарии она найдёт написанное для неё стихотворение, в котором будут следующие строки:

Наибольшую известность получил так называемый «Денисьевский цикл» стихотворений, посвящённых любовнице пожилого поэта, своеобразная стихотворная летопись их отношений — и зашифрованный личный дневник Тютчева.

В этом цикле остро проявляется двоякое отношение автора к любви: с одной стороны это сладость отношений с возлюбленной, но с другой — безмерное страдание, осознание неправильности происходящего — и болезненная невозможность отказаться от этих чувств.

Поэт тяжело переживает жертву, на которую идёт Денисьева: от неё отворачивается отец, ей приходится забыть о карьере фрейлины, а многие светские дома демонстративно закрывают перед ней свои двери.

Но несмотря на ужасающую в своей жестокости травлю красавица Елена отказывается от всех жизненных благ ради любви к поэту, ради счастья которого она так легко готова положить на алтарь собственную жизнь. Страдая, Фёдор Иванович посвятит Денисьевой следующие строки:

К тому же он остро ощущает окончание своей жизни. Его и пугает, и радует то, что отжившее, как могло показаться, сердце к концу жизненного пути вновь воскресает, может чувствовать. Этой теме посвящено произведение «Последняя любовь».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Елена Денисьева в произведениях Ф.И. Тютчева всегда представлена в обожествлённых образах: она то мученица, с достоинством несущая незаслуженный крест, то ангел, херувим, своей чистотой и невинностью спасающая лирического героя его стихотворений. Благодаря этому отношению к возлюбленной и создаётся такая невероятная одухотворённость и лёгкость любовной лирики Тютчева.

Любовь у Фёдора Ивановича — минорное настроение. Любовь — разрушительная, но притягательная стихия, в которой не получается не погибнуть. Она — борьба, безнадёжность и мучение.

Любовная лирика у поэта невероятно трагична — и она не имеет аналогов ни в русской, ни даже в мировой литературе. Несмотря на то, что выхода из трагедии Тютчев так и не находит, его сердце остаётся открытым для чувств, для внутреннего горения.

А память о своих возлюбленных он и вовсе пронесёт через всю жизнь.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/sochinenie-na-temu-ljubovnaja-lirika-tjutcheva.html

Любовная лирика Тютчева сочинение

Федор Иванович Тютчев поэтический гений философского склада ума. Произведения о любви в поэзии Тютчева честны и даже трагичны. Он показывает чувство возвышенным и в то же время драматичным, полным переживаний и страдания.

В любви много граней, у поэта раскрывается психологически сложное чувство страсти, неизбежность судьбы. В большинстве произведений о любви автор обращается к прошлому.

Ушедшая любовь восхищает и заставляет страдать поэта снова и снова.

На закате лет у Тютчева появляются стихотворения посвященные Денисьевой. Позже исследователи его лирики назовут этот цикл Денисьевским. Все произведения цикла наполнены любовью-жертвой, любовью-страданием, любовью-страстью.

Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло…

Поздняя любовь для Тютчева имеет особый смысл, особый дар его поэтического таланта.

Поэт Тютчев воспринимает прошедшее как восхитительное время, в котором было комфортно его сердцу. Давняя любовь наполняется новыми красками, ощущениями, после встречи с женщиной, в которую был влюблен поэт.

Федор Тютчев с философским взглядом на жизнь все время связывает любовь и предопределение, рок. В лирике любви поэт видит роковую страсть, трагедию переживаний, и в то же время надежду на искренность и чистоту чувства.

Чувство любви переворачивает человеческую жизнь, меняет восприятие мира, потрясает душу. Тютчев считал что любовь наполняет светом, смыслом, страданием. Без душевных потрясений, без непреодолимой страсти, без горечи разлуки любовь не раскроет все свои грани.

Федор Тютчев своей любовной лирикой проникает в человеческие души, затрагивая сокровенное и личное каждого, и сохраняя надежду на лучшее.

Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

10 класс

Сочинение Тема любви в творчестве Тютчева

Ф.И. Тютчев – непревзойденный поэт и противоречивая личность. Ф.М. Достоевский называл его философом русской литературы. А.А. Блок был вдохновлен его поэзией.

А стихотворение «Два голоса» считал символом своей борьбы. Тонкий певец природы и чувственный знаток любви. При жизни поэта вышло всего два сборника его лирики. Ему было важно как его «слово отзовется».

Но в то же время, он был безразличен к известности или ее отсутствию.

Любовная лирика занимает основное место в творчестве поэта. Тютчев всю жизнь был влюблен. Истории его взаимоотношений с женщинами всегда были наполнены противоречиями и трагизмом. Вся эта душевная боль и переживания находили выход в прекрасных и чувственных стихах.

Первой любовью юного дворянина стала крепостная девушка – Катюша Кругликова. Когда о романе узнали родители Федора, они поспешили отослать сына в Германию. Катерине так и не было посвящено ни строчки, единственной из всех возлюбленных поэта.

В Мюнхене девятнадцатилетний поэт встречает «младую фею» Амалию. Ей тогда было всего 14 лет. Это было нежное, платоническое чувство. Им не суждено было быть вместе. На этот раз вмешались родители девицы и выдали ее замуж.

Позднее Федор Иванович с ностальгией вспомнит молодость и их невинную дружбу. В таких стихах: «я помню время золотое» и «я встретил Вас и все былое».

Долгие прогулки по набережной Дуная с юной дивой еще долго будут отзываться в душе лирика.

Поэт был дважды женат. Исключительно по любви. Элеоноре и Эрнестине посвящено немало стихов мощных, чувственных и трагичных. Ярким примером является стихотворение: «она сидела на полу».

Самым ярким в любовной лирике автора стал «денисьевский цикл». Посвящен он последней и неофициальной жене поэта – Елене Денисьевой. Юная гимназистка, ровесница дочерей Ф.И. Тютчева, посвятила всю себя немолодому возлюбленному. Из-за скандала Елене пришлось забыть о карьере фрейлины. Но она ни о чем не жалела.

И всегда говорила, что она этому талантливому человеку гораздо больше жена, чем другие жены, официальные. Самое пронзительное стихотворение этого цикла:  «о как убийственно мы любим». Оно отражает все грани этого чувственного союза. Не менее горькими являются строки: «чему молилась ты с любовью». Есть также поэзия, возникшая уже после смерти возлюбленной.

Эти стихи кричат об одиночестве и боли поэта.

Анализ стихотворений Тютчева

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/lyubovnaya-lirika-tyutcheva

Тема любви в лирике Тютчева, Любовная лирика Тютчева (в творчестве) сочинение

У Федора Ивановича множество стихов о любви. Многие из них очень известны. Например, «Она сидела на полу…», «Весь день она…» или «О, как убийственно…».  

Конечно, многие поэты воспевают это чувство, но у каждого человека оно выражается немного по-своему. У Тютчева любовь рядом с восхищением, обожествлением своей возлюбленной.

То она краше, чем темнота перед рассветом, когда роса ложится на травы – «Я знал её ещё…».

То ей посвящается целая цепь эпитетов: незабвенная, непостижимая, недостижимая… И в итоге сравнение – «как звезда в небе» (в стихотворении «Ещё томлюсь…»). То Она – молодая фея, как в стихотворении «Я помню…».

Сама любовь для поэта, будто свет в тёмном «царстве». Вот стихотворение «В часы, когда…» описывает тоску автора, но тут появляется лучом света любовь. Поэт подчеркивает, что свет этот не даёт никаких ответов, но с ним легче жить. Любовь похожа у него на силу природы – стихию, но не философское понятие. В его стихах любовных больше психологии, но не философии.  

Собственно, поэтому часто Тютчев чувствует себя недостойным её…  истуканом! У которого не хватает пыла, чувств перед идеалом. Поэт постоянно обращается в стихах к любимой, как если б это было письмо или его речь к ней – признание.

Также в его творчестве присутствует мотив тайной любви. Пример: «К Н.Н», где показан тайный роман поэта с замужней женщиной, муж который, как ревнивый стражник, охраняет её. А она умеет скрывать своё чувство, даже виду не подаст, что любит Федора Ивановича, но это, на самом деле, так.

Или стихотворение «Чуть брезжит в небе…» возлюбленная сравнивается с месяцем, который днём трудно разглядеть на небе, а вот ночью он проявляется во всей красе. Всё освещает, как её любовь, но тайно – без свидетелей.

Ещё есть намёки на секрет и в других стихах, когда для любви нет «божьего согласья».   

Читайте также:  Загадки про осень с ответами-раскрасками

Очень редко Тютчев придумывает названия стихов, просто используя первую строку:  «Не говори. Она меня…» или «Ещё томлюсь тоской…». Часто в названии – сравнение, например: «Как неразгаданная…», конечно, речь идёт о девушке-загадке. Также часто, подчеркивая эмоциональность, стихотворение начинается с восклицания-отрицания: «Как нас ни угнетай…» или «Как ни бесилося…».

Нужно сказать, что личная жизнь у Тютчева не складывалась. Дважды он был женат, были романы. Две его возлюбленные погибли молодыми. Был момент встречи через многие года с первой любовью («Я встретил…»).

Чувства не остыли в поэте до самого преклонного его возраста, что видно в «Последней любви», где он просит очарование длиться дольше.

Он понимает, что уже возраст не для романов, но не может не поддаться прекрасному чувству, которое ещё и, конечно, вдохновляет поэта.   

В любви для поэта страдание и сладость, что находит отражение в таких стихах, как «Близнецы» (там Самоубийство и Любовь как Смерть и Сон), в «Предопределение» (роковой поединок влюбленных). В общем, не всегда чувство это делало его счастливым, но жить без него он не мог. По крайней мере, так я почувствовал в его стихах.

Вариант 2

Лирика каждого поэта в русской литературе своеобразна. Это объясняется индивидуальным отношением писателей к тому или иному явлению в жизни.

Тема любви в творчестве Ф. И. Тютчева — это часть его жизни и личной, и творческой. Неудачные любовные связи на его жизненном пути не сломили поэта. Наоборот, этот человек находил в каждом движении, мимике противоположного пола продолжение для вдохновения своему творчеству.

Тревожные и светлые мысли, душевные порывы, отраженные в его стихотворениях, до глубины души трогают сердце читателя. Для любовной лирики характерна настоящая искренность.

Именно поэтому из его произведений можно узнать часть биографии.

Но цель существования этого человека всегда была неизменной — он ни дня не мог прожить без страстных признаний, которые имели место на любом этапе жизни, несмотря на предыдущие потери и трагическую развязку.

Любовь, предательство, ложь и боль — каждое из этих чувств автор испытал на себе, поэтому так необыкновенно точно и искренне звучат его строки, созданы образы.

Пылкая ранняя влюбленность его выливалась со всей мощью в произведениях, посвященных Амалии Крюденер «Ни разу мне не довелось с ним повстречаться без волненья…».

В каждой строчке, имеющей отношение к этой девушке, он воспевал красоту, влечение и ежедневное наслаждение от присутствия рядом с ней. Однако эта история любви для поэта закончилась разочарованием.

«Я помню время золотое» — слова, которые говорят о беспечности и страсти молодого поэта в прошлом.

Своей любящей жене Ф. И. Тютчев посвятил нежные признания: «Твой милый образ, незабвенный…». Однако одновременно он не задумываясь встречался с Эрнестиной Дернберг, которая стала его спутницей в будущем. Но и эта женщина, которая вызвала массу чувств, была не последней в его судьбе.

Денисьевой Елене были посвящены лучшие строки его лирики: «И страшно грустно было мне. Как от присущей милой тени». Это восклицание поэта, которое можно отнести к его сущности в целом, так как Федор Иванович всю свою жизнь нуждался в новых чувствах и ощущениях.

Не щадя своих возлюбленных, он предавал, испытывая жалость, но не в силах был справиться с собой. Между тем каждое событие его нелегкой судьбы, мироощущение, связанное с любовью, были отражены в стихотворениях. Они создавались из расставаний с любимыми, совместных встреч утренних лучей солнца, из ощущения потерь.

Любовь в творческой деятельности поэта — высшая сила, способная творить волшебство. Автор осознает, что это чувство приходит внезапно и ощущает себя бессильным в борьбе с ним. Поэтому в его судьбе роковые моменты неизбежны, а сам автор уподобляет себя птице с изувеченными крыльями.

Сочинение Любовная лирика Тютчева (тема любви в творчестве Тютчева)

В то время русские писатели относились к лирике о любви с большим интересом и особым чувством, которое в них заражала особое вдохновение для их творчества. И появлялось целеустремленное желание творить все новые и новые шедевры для русской литературы. И можно сказать по этой причине, что чувство любви вызывает массу эмоций и душевных переживаний, являлось особой темой для поэзии.

Безусловно, каждое произведения Тютчева о любви, стало неотъемлемой часть его самого известного творчества, которое известно и по сей день.

Ведь он в своем творчестве пишет о том, что твориться у него на сердце, выражает происходящие события с его любимыми женщинами. Каждая его строчка написана из прожитой личной жизни самого автора, словно с дневника.

Передавая все тягости и душевные переживания из-за любовных чувств происходивших с ним в тот момент его прожитой жизни. Он даже после разрыва отношений вспоминает своих женщин.

Он всегда писал искренне, не скрывая своих чувств. Но многочисленные связи с разными особами довели его жену до смерти, с прискорбием он это принимает, но поделать уже не чего не может. Ведь что-то менять уже поздно. Спустя некоторое время, утихает боль о трате супруги и он жениться второй раз на любовнице, которой посвящает немало любовных произведений.

Тютчев в свое время разбил сердца многим женщинам, принеся им массу боли и разочарований.

Подводя итог любовной лирике Ф.И.Тютчева, можно с уверенностью сказать, что он творил шедевры для русской литературы, пусть даже не всегда со счастливым и успешным концом.

Но поэт всегда писал о тонких своих душевных переживаниях, происходящих из-за любимых женщин встречавшихся у него на пути. И у него их было довольно не мало, Тютчев был любвеобильным. И ему постоянно хотелось познавать постоянно новые впечатления.

Он немало своим возлюбленным посвящает стихотворений, в которых выражает свои глубокие чувства

Сочинение 4

Для большинства русских поэтов любовь является бессмертным чувством, которое в любом из своих проявлений становится источником вдохновения, зарождения новой мысли. Именно поэтому теме любви уделяется особое внимание.

Личная жизнь Федора Ивановича Тютчева с юношеских лет до зрелого возраста сопровождалась бурными страстными днями и ночами, романтическими связями с женщинами, минутами страданий и наслаждений, клятвами в верности и предательством. В связи с этим, в творчестве Ф.И.

Тютчева нашли отражение его увлечения, которые иногда вносили в будни неповторимые мгновения счастья, но иногда были губительными для обоих влюбленных. Каждое творение его любовной лирики — это неотъемлемая составляющая самого автора.

Это события, переживания, настроения, которые он извлекал из сердца, переносил их лично и запечатлевал на страницах сочинений.

В стихотворениях нашла отражение глубокая привязанность к любимым женщинам, достоверные факты о которых отражены в биографии. В произведениях нет упоминаний об именах, статусах возлюбленных.

Полная картина создается после прочтения произведений. Проникая вглубь строк, разделяешь ощущения поэта, понимаешь его душевные терзания.

Зная подробности его историй из биографических очерков, можно легко узнать в них каждого адресата.

Взаимные чувства поэта с Амалией были обречены на расставание. Он с нежностью и сожалением вспоминает время, проведенное вместе с утонченной баронессой: «Я помню время золотое». Восхищаясь ее внешностью, движениями со стороны, забывал обо всем: «Твой муж, сей ненавистный страж, любуется твоей красой послушной».».

Искренностью от испытанных чувств пронизаны стихотворения, посвященные Элеоноре Петерсон. Страсть продолжалась несколько лет. Преданность и уважение к мужу росло с каждым днем.

Все это просматривается в строках, обращенных к ней. Однако новая тайная связь поэта стала ударом для супруги. Понимание ошибки наступает, но слишком поздно.

Жена умирает, Тютчев выражает свою растерянность, скорбь: «Еще томлюсь тоской желаний».

Преодолев горе, он женится на любовнице, посвятив ей немало головокружительных признаний в стихотворениях: «Мечта», «Люблю твои глаза, мой друг», «Она сидела на полу». Они проникнуты отсутствием уверенности в продолжении будущих отношений.

Следующим адресатом, которому отнесен цикл под названием «Денисьевский», была Елена Александровна. Она быстро завладела горячим сердцем мужчины. «О как убийственно мы любим» — в этих словах крик души поэта, который вновь охвачен пламенем страсти.

Осознавая его непостоянство, девушка продолжала до самой смерти беречь отношения.

Чувство вины, укор, неверность звучат в этих стихотворениях: «и страшный груз минутно приподнимет», мечтательность «и в мерцанье полусвета веет легкая мечта», рок, фальшь, порой жестокая бесчувственность: «Любя, страдая, грустно млея, оно изноет наконец».

Одной из особенностей произведений, входящих в «Денисьевский цикл», является признание от имени Елены: «Могу дышать, но жить уж не могу», «Он жизнь убил». Душа поэта ненасытна, постоянно требует новых эмоций. Он растоптал чувства ни одной влюбленной в него женщины, что нашло отражение в его творчестве.

Каждое стихотворение, относящееся к любовной лирике Тютчева, можно назвать «шедевром». Несмотря на трагический исход, роковые обстоятельства, недолговечность длящихся отношений, автор стихотворений с невероятной эмоциональной окраской изложил все свои переживания, которые передают читателю каждое движение его богатой души.

Также читают:

← Человек и природа в лирике Тютчева↑ ТютчевТема родины в творчестве Ф. И. Тютчева → Основные темы и мотивы лирики Тютчева →

  • Сочинение Анализ рассказа Мальва ГорькогоВ рассказе под названием «Мальва», который написал знаменитый и популярный писатель Горький, главным героем становится молодой и очень красивый мужчина по имени Василий.
  • Образ и характеристика Гагина в повести Ася Тургенева сочинениеВ повести Тургенева «Ася» есть немало интересных и своеобразных персонажей, один из которых – молодой человек по фамилии Гагин
  • Сочинение на тему Честность, что такое честность? рассуждение 15.3 ОГЭ 9 классВо все времена существовали такие понятия, как любовь, верность и дружба. Среди них ярким пятном выделяется слово честность, которое в некоторой степени является своеобразной основой этих категорий.
  • Образ и характеристика Пети Ростова в романе Война и мир Толстого 5 класс сочинениеРоман описывает определённый временной отрезок, на протяжении которого меняются главные герои и внешне, и духовно. Один из них — Петя Ростов. Это пятый, самый младший ребёнок в семье
  • Сочинение Тайга, наша кормилица, хлипких не любит 5 класс по рассказу Васюткино озеро АстафьеваОбыкновенная деревенская семья Шадриных с сыном Васей, проживали в небольшом поселке на берегу Енисея. Родители Васи все свое время посвящали занятию промыслом рыбы и животных, обитавших там

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/tyutchev/tema-lyubvi-v-lirike-f-i-tyutcheva-v-tvorchestve

Философская лирика Тютчева

Философская лирика как жанр – всегда раздумья о смысле бытия, о ценностях человеческих, о месте человека и его предназначении в жизни.

Все эти характеристики мы не просто находим в творчестве Федора Тютчева, но, перечитывая наследие поэта, понимаем, что философская лирика Тютчева – творения величайшего мастера: по глубине, разноплановости, психологизму, метафоричности. Мастера, чье слово весомо и своевременно независимо от столетия.

Какие бы философские мотивы в лирике Тютчева ни звучали, они всегда заставляют читателя волей-неволей вслушиваться, а затем и вдумываться в то, о чем пишет поэт. Эту особенность безошибочно распознал в свое время И.

Тургенев, говоря, что любое стихотворение «начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.

Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе. В то же время, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?», обращаясь к ветру, просит:

Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.

читаем в стихотворении «Сижу задумчив и один…»

Читайте также:  А.т. твардовский "памяти матери": анализ цикла стихотворений

Хаос, бездна, космос – вечны. Жизнь, как понимает ее Тютчев, конечна, существование на земле человека зыбко, да и сам человек не всегда умеет и хочет жить по законам природы. Говоря в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» о полном созвучье, порядке в природе, лирик сетует на то, что свой разлад с природой мы осознаем только в «призрачной свободе».

Человеческая душа для Тютчева – отражение порядка мироздания, в ней тот же свет и хаос, смена дня и ночи, разрушения и созидания. «Душа хотела б быть звездой…в эфире чистом и незримом…»
В стихотворении «Наш век» поэт рассуждает о том, что человек стремится к свету из черноты незнания и непонимания, а обретая его, «ропщет и бунтует», и так, мятущийся, «невыносимое он днесь выносит…»

В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:

И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,

В небольшом стихотворении «Дума за думой, волна за волной…» Тютчев пронзительно передает воспринимаемое им «сродство природы и духа или даже их тождество»: Дума за думой, волна за волной – Два проявленья стихии одной: В сердце ли тесном, в безбрежном ли море, Здесь – в заключении, там – на просторе, – Тот же всё вечный прибой и отбой,

Тот же всё призрак тревожно-пустой.

Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем.

Поэт, по его наблюдениям, «направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе».

Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли «пишет» художник слова в своих строках, «шум от стаи журавлиной», «всеобъемлющее» море, «опрометчиво-безумно» надвигающуюся грозу, «лучистую на зное» реку, «полураздетый лес» весенний день или осенний вечер.

Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек.

Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:

Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении «В деревне», описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который «смутил покой величавый» стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя «в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой»,

Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил.

Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно. В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восклицает поэт в стихотворении «О, как убийственно мы любим..».

И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в «Предопределении»:

Двойственность любви просматривается в творчестве Тютчева изначально.

Возвышенное чувство, «луч солнца», изобилие счастья и нежности и вместе с тем взрыв страстей, страдания, «роковая страсть», разрушающая душу и жизнь, – все это мир любви поэта, о котором он так пламенно повествует в Денисьевском цикле, в стихотворениях «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна» и многих других.

Философский характер лирики Тютчева таков, что не просто воздействует на читателя, но и влияет на творчество поэтов и писателей совершенно разных эпох: мотивы его лирики находим в стихотворениях А.Фета, поэтов-символистов, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского, произведениях А.Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бунина и Б. Пастернака, И. Бродского, Е. Исаева.

Поэт, критик, философ Д.

Мережковский оценил силу слова поэта, умение кратко сказать многое о существовании мира так: Анализ философской лирики Тютчева приводит нас к убеждению, что поэт, приближаясь к «живой колеснице мирозданья», всю жизнь глубоко чувствовал «порог двойного бытия» души человека, земное, смертное и вечное космическое начало, единство миров человека и природы, и именно благодаря этому поэзия его вневременна.

Проведенный на примерах анализ философской лирики Фёдора Ивановича Тютчева может быть использован учащимися 10 классов при подготовке уроку литературы или написании к сочинению на тему «Философская лирика Тютчева».Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/essay/tutchev/filosofskaya-lirika-tutcheva

Мое прочтение поэзии Тютчева (сочинение)

Поэзия Тютчева является величайшим достоянием русской классической литературы. В его лирике получили осмысление глобальные вопросы жизни и смерти, человеческого бытия, судьбы, тайны мироздания.

В основе своей поэзия Тютчева — это «поэзия мысли». Лирический герой предстаёт перед нами как мыслитель, пытающийся постичь тайны окружающего мира.

На мой взгляд, лирика Тютчева очень своеобразна и имеет свои особенности — философичность, психологичность и трагичность мировосприятия, в совокупности определяющие неповторимый, отличный от почерка других поэтов XIX века «тютчевский» стиль, который можно легко узнать по глубине восприятия жизни.

Основные темы в лирике Тютчева — человек и природа. Особенности изображения природы связаны с основной чертой творчества этого поэта в целом — философичностью.

Среди стихотворений Тютчева, посвящённых природе, есть такие, в которых поэт ставил своей целью запечатлеть её различные состояния, показать её красоту. Это пейзажная лирика, одним из ярких примеров которой является стихотворение «Весенний вечер», где автор рисует картину весенней грозы.

Природа изображается в движении, вызванном весенним обновлением: первый гром грохочет, «как бы резвяся и играя»; «гремят раскаты»; «дождик брызнул, пыль летит» — словом, всё ликует, празднует весну. Эту картину завершает образ юной богини — ветреной Гебы, творящей грозу в порыве веселья, безмятежной радости.

Олицетворения, метафоры, сравнения, светлая гамма красок — всё это служит созданию яркого, полного жизни образа.

Пейзажная лирика Тютчева проникнута чувством умиротворения, наслаждения красотой окружающего мира, гармонии с природой. Однако большую часть его стихотворений о природе следует отнести не к пейзажной, а к философской лирике.

В ней изображение природы тесно связано с вопросами бытия (жизни и смерти), с размышлением о том, что такое судьба, Вселенная, каковы взаимоотношения между природой и человеком, родственна или враждебна она его душе.

К осмыслению этих вопросов лирический герой подходит через познание того, что есть сама природа, разумна ли она или слепа и бессмысленна.

Для раннего творчества Тютчева характерны одухотворение и одушевление природы, что отразилось, например, в его стихотворении «Не то, что мните вы, природа…».

В нём утверждается мысль о том, что не только у человека, но и у рек, звёзд, гор, моря есть своя — таинственная — жизнь, которая притягивает поэта своей загадочностью.

Создаётся впечатление, что автор беседует с природой, слышит её голос и чувствует её душу:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Природа в этом стихотворении предстаёт перед нами как живое, мыслящее существо: она чувствует, радуется и грустит.

На мой взгляд, одним из самых лиричных стихотворений в творчестве Тютчева является «Осенний вечер». Автор рисует нам образ увядающей, засыпающей природы. В картине осеннего вечера он находит «умильную, таинственную прелесть». Эти строки вызывают у меня состояние душевного спокойствия и умиротворения, тишина и томность природы наводят на раздумье.

Неожиданным на этом фоне выглядит следующее затем словосочетание «зловещий блеск».

Думается, поэт намеренно разрушает состояние покоя, на которое настраивают первые строки — он подготавливает читателя к «порывистому, холодному ветру», несущему «предчувствие сходящих бурь».

После этой минуты оживления, «буйства», своеобразного протеста природы вновь восстанавливается покой, но, к сожалению, не прежний (радостный и светлый), а покой изнеможения и увядания:

Ущерб, изнеможенье — и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Для меня Ф.И. Тютчев — один из самых интересных и талантливых поэтов. В своём творчестве он размышляет над волнующими меня вопросами. Читая Тютчева, я погружаюсь вместе с лирическим героем в мир, полный раздумий, временами нахожу искомые ответы. Мне очень близко тютчевское восприятие природы, отношение поэта к ней и к миру в целом.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tjutchev_f_i/moe_prochtenie_poehzii_tjutcheva_sochinenie/112-1-0-1799

Сочинение на тему Пейзажная лирика Тютчева

Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева Тема природы всегда интересовала многих русских по­этов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Кра­сочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов.

У каждого художника было свое восприятие этого непрос­того явления. Особым чувством молодости жизни отмече­ны стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тют­чевым. Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек — дис­гармоническое, разрушающее начало в природе.

Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам.

Это делает его поступки хао­тичными и беспорядочными, а желания — непостоянными и необъяснимыми. Этих противоречий нет в жизни природы, где все подчи­нено единому, всемирному закону жизни.

Природа самодос­таточна, существование ее безмятежно и спокойно. Это мож­но проследить на примере таких стихотворений, как «Лет­ний вечер», «Утро в горах», «Снежные горы» и др.

В этих лирических произведениях поэт подчеркивает тишину, гар­монию, которую передают ключевые слова «нега», «шепот», «трепет».

Благодаря своему поэтическому таланту и тонкому чув­ству жизни, он безошибочно находит яркие сравнения и эпи­теты, передавая плавные переходы от дня к вечеру, от лета к осени и др.

Например, в стихотворении «Летний вечер» поэт, чтобы полнее показать прелесть уходящего дня, в каждой строфе соединяет такие слова, как «горячий», «ключевые воды», «зной», «раскаленный шар», «волна морская». Такое сопоставление сразу вызывает в памяти воспоми­нания о ночной свежести и умиротворенности природы.

Другим подтверждением мысли о вечном покое могут слу­жить строки из стихотворения «Снежные горы»: . И между тем как полусонный Наш дольний мир, лишенный сил, Проникнут негой благовонной, Во мгле полуденной почил.

Такое описание показывает нам самодостаточность и от­страненность природы от человека. Она равнодушна к стра­стям смертных, так как сама является вечной.

Таинствен­но, как в первый день созданья: В бездонном небе звездный сонм горит.

В лирике Тютчева есть несколько поэтических зарисо­вок, в которых выражена заветная мечта о возможном еди­нении человека и природы. Таково стихотворение «Осен­ний вечер».

Поэт передает «умильную, таинственную пре­лесть» увядания природы, это же чувствует и лирический герой. Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден в стихот­ворении «Весенняя гроза», которое пронизано ощущением новой жизни, обновления, радости.

Неслучайно здесь по­вторяются слова «первый», «молодые», «весело», «смех» и др. Они передают расцвет природной жизни. Гроза — грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно. Само слово «весенняя» уже говорит нам о зарождении и разви­тии новой жизни.

Подобным мотивом проникнуто и сти­хотворение «Как весел грохот летних бурь…

» гроза здесь показана как внезапное явление. Эпитеты и метафоры ярко передают размах и силу пробудившейся природы («взме­тая», «нахлынувшая», «опрометчиво безумно», «дрожит», «широколиственно и шумно»). Иная тональность, у стихотворения «Море и утес», на­полненного философскими раздумьями.

Сила природы на­правлена уже не на ее самообновление, как это утвержда­лось в ранней лирике, а на разрушение, здесь показана ее темная, агрессивная сторона.

И недостижимый идеал, и символ вечной молодости, и олицетворение равнодушной силы, неподвластной человеку, — в таком противоречии видел истинную красоту и сущность природной стихии ве­ликий поэт X

Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Сочинение на тему Пейзажная лирика Тютчева уже в твоих закладках.

Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) — русский прозаик и поэт, переводчик. Большое влияние на становление писательского таланта Ивана Бунина оказали нравственно-религиозная философия Л. Н. Толстого и художественный мир А. П.

Чехова, чьи литературные традиции Бунин развивал в своём творчестве. Иван Алексеевич вошёл в литературу как поэт. В 1891 году увидела свет его первая книга «Стихотворения 1887–1891». Любимая тема бунинской поэзии — тема природы.

В изображении природы Иван Бунин продолжал традиции русской классической

  • Натурфилософская лирика Ф. И. Тютчева
  • Находясь с 1822 г. на дипломатической службе в Мюнхене и занимая незначительный пост в русском посольстве при дворе баварского короля, Тютчев как бы «между делом» занимался поэзией.

    Читайте также:  М. горький "старуха изергиль": описание, герои, анализ произведения

    Но уже в это время он ясно осознал, что его мировосприятие полнее и лучше всего выразится именно в лирике. В своих стихах он сосредоточивает внимание на самых главных вопросах бытия, проблемах жизни и строения природы, космоса.

    Тютчев пытается языком поэзии выразить глубоко волнующие

  • Картины родной природы в стихотворениях А. Блока («Свирель запела на мосту…», «Летний вечер», «Гроза прошла…») (План)
  • Тема природы в искусстве. (Тема природы всегда волновала поэтов, художников, композиторов. Одни воспевали ее красоту с помощью музыкальных звуков, другие — воплощали красками на холсте. Поэты — передавали звуки и краски природы в словах.

    ) Воспоминания о прошедший грозе. («Трава полна прозрачных слез»; еще слышны раскаты грома вдали, но небо уже полнится синевой.

    Невольно представляешь себя на месте хозяина комнаты, который чутко прислушивается к голосу грома, вдыхает с наслаждением ароматный, свежий

  • Вопросы и ответы к стихотворению Д. В. Давыдова «Бородинское поле»
  • Историческая элегия «Бородинское поле» написана в 1829 году, в период между персидской и польской военными кампаниями, когда молчали «грозы боев» и поэт-гусар по воле «сильных» находился в глухой провинции, что и вызывает у него грустные мысли о «мече», упавшем из рук. Какие воспоминания рождаются в душе поэта в эти минуты? Каким чувством они проникнуты? Поэт тяжело переживает утрату боевых товарищей. В дни сражений каждый знал, где друзья, где враги. В мирное

  • Картины детства и родной природы в стихотворениях И. Бунина («Детство», «Помню – долгий зимний вечер…») и С. Есенина («Бабушкины сказки», «Пороша») (План)
  • Память хранит лучшее. (Детские воспоминания есть у каждого человека, они сохраняются на всю жизнь. Судьба человека может сложиться по-разному. Но в детстве человек думает только о хорошем, весь мир ему представляется прекрасным и таинственным.

    Взрослые часто вспоминают детство как лучшее время своей жизни.) Картины родной природы в стихотворениях Бунина и Есенина. (Человек начинает познавать мир, который находится рядом с ним: дом, дорогу, деревья под окнами, лес, поле, рощу.

    Он делает

  • Картины детства и родной природы в стихотворениях И. Бунина («Детство», «Помню – долгий зимний вечер…») и С. Есенина («Бабушкины сказки», «Пороша») (План)
  • Память хранит лучшее. (Детские воспоминания есть у каждого человека, они сохраняются на всю жизнь. Судьба человека может сложиться по-разному. Но в детстве человек думает только о хорошем, весь мир ему представляется прекрасным и таинственным.

    Взрослые часто вспоминают детство как лучшее время своей жизни.) Картины родной природы в стихотворениях Бунина и Есенина. (Человек начинает познавать мир, который находится рядом с ним: дом, дорогу, деревья под окнами, лес, поле, рощу.

    Он делает

  • Вопросы и ответы к творчеству С. А. Есенина (№2)
  • 1. Каковы основные мотивы лирики С. Есенина? Проанализируйте на примере стихов. Основные мотивы лирики С. Есенина неразрывно связаны между собой, так что отделить мотив Родины от мотива природы или любви не очень просто.

    Красота родной природы, ее чистота связана с понятием «малой родины» поэта («Вот уж вечер», «О Русь — малиновое поле», «Край любимый! Сердцу снятся», «Русь»). Немало стихов посвящено животным: «Корова», «Песнь о собаке», «Лисица».

    Любовь пронизывает всю поэзию С.

    Популярные эссе

    8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

    Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі — історії) у системі

    На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

    Мой любимый день недели, как это ни странно, — четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

    Новые сочинения

    Экзаменационные сочинения

    Каждый поэт, писатель создаёт в своём творчестве особый мир, в рамках которого пытается образно переосмыслить волнующие его проблемы, найти их

    Я люблю Україну Пізнавально-розважальний захід Ведуча: Здоровенькі були, любі друзі! Доброго вам здоров’я Правда, чудові ці фрази? Вони нас зближують

    КОНЦЕПЦІЯ ВПРОВАДЖЕННЯ МЕДІА-ОСВІТИ В УКРАЇНІ Схвалено постановою Президії Національної академії Педагогічних наук України 20 травня 2010 року, Протокол № 1-7/6-150

    1 Ахматова писала о Пастернаке так: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была

    Источник: http://rus-poetry.ru/sochinenie-na-temu-pejzazhnaya-lirika-tyu/

    Сочинение: Любовь в поэзии Тютчева

    Какой предстает любовь в поэзии Ф.И. Тютчева?

    Любовь в лирике Тютчева — это всепоглощающее, силь­ное чувство, нередко несущее героям погибель. Никогда не изображает поэт это чувство легким, безмятежным, у героев его нет ощущения счастья, радости, полноты жизни.

    Напро­тив, любовь у Тютчева — это борьба, «поединок роковой». Это чувство парадоксально, любовь поглощает душевные силы героев, забирает их жизни. Она требует от них жертвы — отре­чения, страдания, душевной стойкости.

    О, как убийственно мы любим,

    Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим,

    Что сердцу нашему милей.

    («О, как убийственно мы любим….»)

    Любовь окружена человеческим судом, поэтому она тра­гична, мучительна для героев:

    Чему молилась ты с любовью,

    Что как святыню берегла, —

    Судьба людскому суеслонью На поруганье предала,

    Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей,

    И ты невольно постыдилась И тайн, и жертв, доступных ей…

    («Чему молилась ты с любовью…»)

    В отношениях героев у поэта нет гармонии. Любовная тема неразрывно связана у Тютчева с мотивом судьбы, рока. Страсть нередко становится роковой:

    Любовь, любовь — гласит преданье —

    Союз души с душой родной —

    Их съединенье, сочетанье,

    И роковое их слиянье,

    И… поединок роковой…

    («Предопределение»)

    В этом слиянии и противоборстве чувство героини оказы­вается более чистым, цельным и естественным, чем любовь героя. Он осознает безусловное превосходство своей возлюб­ленной. Женщина у Тютчева находит в себе силы и для нерав­ного поединка с обществом, и для борьбы за свою любовь, демонстрируя душевную стойкость и внутреннюю силу.

    Любовь у поэта не вечна, а преходяща, как и сама жизнь: «Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье». Поэтому человек должен смириться со своей участью:

    В разлуке есть высокое значенье:

    Как ни люби, хоть день один, хоть век,

    Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,

    И рано ль, поздно ль пробужденье,

    А должен наконец проснуться человек…

    («В разлуке есть высокое значенье»)

    Значим в лирике Тютчева мотив уходящей любви, ос­тавшейся в прошлом («Я помню время золотое», «Я встре­тил вас — и все былое…», «Она сидела на полу..»), мотив по­следней любви («Последняя любовь»).

    Большой цикл стихотворений поэт посвятил своей возлюб­ленной, роман с которой длился около 15 лет. На 47-м году жизни Тютчев, будучи во втором браке и имея четырех дочерей и двух сыновей, влюбился в Елену Александровну Денисьеву, которая была намного моложе его. У них родилось трое детей.

    Связь эта осуждалась обществом, и Тютчев испытывал глу­бокое чувство вины, горечи, стыда. И эти чувства поэт выра­зил в своих стихах. В «денисьевском цикле» любовь предстает как мучение, «борьба неравных двух сердец», борьбаженщи- ны со светом, с собственной судьбой.

    И здесь впервые в рус­ской поэзии главная роль в любовных отношениях отдана женщине, запечатлена сила ее духа и характера.

    Шедеврами «денисьевского цикла» являются стихотворе­ния «О, как убийственно мы любим…», «Она сидела на полу..», «Весь день она лежала в забытьи…», «Есть и в моем страдаль­ческом застое…», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло».

    По страстности, смятенности своих чувств Елена Денись­ева напоминала героинь романов Ф.М. Достоевского. Она страдала, оттого что Тютчев не мог порвать со своей законной семьей, что положение ее в обществе было двусмысленным. Денисьева умерла от чахотки, роковая страсть сгубила ее.

    Таким образом, любовная лирика Тютчева несет в себе глу­бочайший нравственный смысл. Психологическая конкрет­ность ситуаций в стихотворениях любовного цикла сочетает­ся с вещими откровениями, с сокровенными думами о чело­веческой душе. Это общечеловеческая значимость, глубина идей сближает поэта с Пушкиным и Достоевским.

    Здесь искали:

    Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-lyubov-v-poezii-tyutcheva/

    Сочинение на тему Любовная лирика Тютчева

    В 1850-1860‑х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви.

    Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была драматична.

    Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе.

    Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее “прозе” и о своих чувствах: любовь к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством.

    Но он утверждает, что важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, бояться совершить опрометчивые поступки в отношениях с любимым: О, не тревожь меня укорой справедливой! Поверь, из нас двоих завидней часть твоя: Ты любишь искренно и пламенно, а я – Я на тебя гляжу с досадою ревнивой. В этом стихотворении можно увидеть терзания поэта из‑за этой “незаконной” любви.

    Поэта мучает опустошенность собственной души. Тютчев считал эгоизм болезнью века, он боялся его проявлений.

    В этом стихотворении женщина любит “искренно и пламенно”, а мужчина признает себя лишь “безжизненным кумиром” ее души: Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала.

    Толпа вошла, толпа вломилась В святилище душитвоей и ты невольно постыдилась И тайн и жертв, доступных ей.

    В интимной лирике Тютчева рождается мучительное признание несовместимости красоты со злом бытия. Вместе с любовью поэт переживал тоску, безысходность положения, предчувствие смерти.

    О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Следуя пушкинским традициям, Тютчев передавал простые, правдивые чувства, проникнутые напевностью и мелодичностью стиха: Я знал ее еще тогда, В те баснословные года, Как перед утренним лучом Первоначальных дней звезда Уж тонет в небе голубом.

    Любовь у Тютчева очень похожа на его природу, на весь особенный мир его поэзии. Любовь для него – борьба, мучение, безнадежность.

    Тютчева больше всего интересует не проявление любви, а ее тайна: “Как неразгаданная тайна, живая прелесть дышит в ней – мы смотрим с трепетом тревожным на тихий свет ее очей.

    ” Он изображает любовь как стихию, ведь недаром у его героини “сердце, жаждущее бурь”. В любовной лирике Тютчев придает большое значение ночи.

    Ночь для него – это время открытия правды, признания в любви: В толпе людей, в нескромном шуме дня Порой мой взор, движенья, чувства, речи Твоей не смеют радоваться встрече Душа моя! О, не вини меня.

    Смотри, как днем туманисто-бело Чуть брезжит в небе месяц светозарный, Наступит ночь – и в чистое стекло Вольет елей, душистый и янтарный. На склоне лет Тютчев испытал, быть может, самое большое в своей жизни чувство – любовь к Е. А. Денисьевой.

    Именно с этой “последней любовью” связаны стихи, такие как: “Не говори: меня он, как и прежде, любит. “, “Весь день она лежала в забытьи. “, “Утихла бриза. легче дышит.” и др.

    Взятые все вместе, эти стихи образуют так называемый денисьевский цикл, которые по своему трагизму, передаче чувств не имеют аналогов не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Одно из самых лучших стихотворений “денисьевского цикла” – “Последняя любовь”.

    Это настоящий шедевр русской лирики: О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней. Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! В нем чувствуется волнение живой души, ощущается “нарушенное дыхание”, неудержимое чувство. Само слово “безнадежность” звучит как беда, как боль. Тютчев глубоко переживал болезнь своей любимой женщины.

    Его скорбь, горькая безнадежность, разлука нашли отражение в стихотворении “Весь день она лежала в забытьи. “: Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому не удавалось! О Господи. и это пережить. И сердце на клочки не разорвалось. Любовная лирика Тютчева замечательна тем, что в ней поэт отражает свои пережитые чувства. Каждый раз, читая стихи Тютчева, мы открываем для себя что‑то свое.

    Его лирика рождает напряжение чувств и мысли.

    (Пока оценок нет)
    Loading…

    Вы сейчас читаете сочинение Сочинение на тему Любовная лирика Тютчева« Анализ стихотворения Есенина «Восход солнца»Краткое содержание «Синяя птица» Метерлинка »

    Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-na-temu-lyubovnaya-lirika-tyutcheva/

    Ссылка на основную публикацию