Русская поэзия xx века

Русская литература XX века (“Серебряный век”. Проза. Поэзия)

Русская литература XX века — наследница традиции золотого века русской классической литературы. Ее художественный уро­вень вполне сопоставим с нашей классикой.

На протяжении всего столетия возникает в обществе и в литера­туре острый интерес к художественному наследию и духовному по­тенциалу Пушкина и Гоголя, Гончарова и Островского, Толстого и Достоевского, творчество которых воспринимается и оценивается в зависимости от философских и идеологических течений времени, от творческих поисков в самой литературе. Взаимодействие с традици­ей носит сложный характер: это не только развитие, но и отталкива­ние, преодоление, переосмысление традиций. В XX веке в русской литературе рождаются новые художественные системы — модер­низм, авангардизм, социалистический реализм. Продолжают жить реализм, романтизм. Каждой из этих систем присущи свое понима­ние задач искусства, свое отношение к традиции, языку художест­венной литературы, жанровым формам, стилю. Свое понимание лич­ности, ее места и роли в истории и национальной жизни.

Литературный процесс в России XX века во многом определялся воз­действием на художника, культуру в целом различных философских сис­тем и политики. С одной стороны, несомненно влияние на литературу идей русской религиозной философии конца XIX начала XX века (труды Н. Фе­дорова, В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова и др.

), с другой — марксист­ской философии и большевистской практики.

Марксистская идеология, начиная с 1920-х годов, устанавливает в литературе жесткий диктат, изго­няя из нее все несовпадающее с ее партийными установками и строго рег­ламентированными идейно-эстетическими рамками социалистического реализма, директивно утвержденного основным методом отечественной литературы XX века на Первом съезде советских писателей в 1934 году.

Начиная с 1920-х годов, наша литература перестает существо­вать как единая национальная литература. Она вынужденно разде­ляется на три потока: советская; литература русского зарубежья (эмигрантская); и так называемая «задержанная» внутри страны, то есть не имеющая выхода к читателю по цензурным соображени­ям.

Эти потоки вплоть до 1980-х годов были изолированы друг от друга, а читатель не имел возможности представить целостную кар­тину развития национальной литературы. Это трагическое обстоя­тельство составляет одну из особенностей литературного процес­са.

Оно же во многом обусловило трагизм судеб, своеобразие твор­чества таких писателей, как Бунин, Набоков, Платонов, Булгаков и др. В настоящее время активная публикация произведений писате­лей-эмигрантов всех трех волн, произведений, долгие годы проле­жавших в писательских архивах, позволяет увидеть богатство и многообразие национальной литературы.

Появилась возможность подлинно научного ее изучения во всем объеме, постигая внутрен­ние закономерности ее развития как особой, собственно художе­ственной области общеисторического процесса.

В изучении русской литературы и ее периодизации преодолевают­ся принципы исключительной и прямой обусловленности литератур­ного развития социально-политическими причинами.

Конечно, лите­ратура реагировала на важнейшие политические события времени, но в основном в плане тематики и проблематики. По своим художест­венным принципам она сохраняла себя как самоценную сферу духов­ной жизни общества.

Традиционно выделяются следующие периоды:

1) конец XIX века — первые десятилетия XX века;

2) 1920—1930-е годы;

3) 1940-е — середина 1950-х годов;

4) середина 1950-х—1990-е годы.

Конец XIX века были переломным ис­торическим периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Это время характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых выступлений, полити­зацией жизни и необычайным ростом личностного сознания.

Че­ловеческая личность осознается как единство многих начал — со­циального и природного, нравственного и биологического. И в ли­тературе персонажи не определяются исключительно и по преиму­ществу средой и социальным опытом.

Появляются разные, порой полярные, способы отражения реальности.

Впоследствии поэт Н. Оцуп назвал этот период «серебряным ве­ком» русской литературы. Современный исследователь М.

Пьяных так определяет этот этап отечественной культуры: «Серебрянный век» — в сравнении с «золотым», пушкинским, — принято назы­вать в истории русской поэзии, литературы и искусства конец XIX — начало XX столетия. Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е годы XIX в.

) и эпилог (годы Февральской и Октябрь­ской революций и гражданской войны), то началом его можно счи­тать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.), а концом — речь Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии» — Пушкину.

С именами Пушкина и Достоевского свя­заны две основные, активно взаимодействующие между собой тен­денции в русской литературе как «серебряного века», так и всего XX столетия — гармоническая и трагедийная».

Тема судьбы России, ее духовно-нравственной сущности и историче­ских перспектив становится центральной в творчестве писателей разных идейных и эстетических течений. Обостряется интерес к проблеме на­ционального характера, специфике национальной жизни, природы че­ловека.

В творчестве писателей разных художественных методов они решаются по-разному: в социальном, конкретно-историческом плане реалистами, последователями и продолжателями традиций критическо­го реализма XIX века. Реалистическое направление представляли А. Се­рафимович, В. Вересаев, А. Куприн, Н. Гарин-Михайловский, И. Шмелев, И.

Бунин и др. В метафизическом плане, с использованием элементов ус­ловности, фантастики, уходя от принципов жизнеподобия — писателя­ми-модернистами. Символистами Ф. Сологубом, А. Белым, экспрессиони­стом Л. Андреевым и др.

Рождается и новый герой, «непрерывно расту­щий» человек, преодолевающий оковы угнетающей и подавляющей его среды. Это герой М. Горького, герой социалистического реализма.

Литература начала XX века — литература философской пробле­матики по преимуществу. Любые социальные аспекты жизни при­обретают в ней глобальный духовный и философский смысл.

Определяющие черты литературы этого периода:

интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного челове­ка и человечества; загадка национального характера и истории Рос­сии; мирское и духовное; человек и природа;

интенсивный поиск новых художественных средств вырази­тельности;

появление нереалистических методов — модернизма (симво­лизм, акмеизм), авангардизма (футуризм);

тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и напол­нение их новым содержанием.

Борьба двух основных художественных систем — реализма и модернизма — определила развитие и своеобразие прозы этих лет. Несмотря на дискуссии о кризисе и «конце» реализма, новые воз­можности реалистического искусства открывались в творчестве позднего Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, И.А. Бунина.

Молодые писатели-реалисты (А. Куприн, В. Вересаев, Н. Телешов, Н. Гарин-Михайловский, Л. Андреев) объединились в московский кружок «Среда». В издательстве товарищества «Знание», руково­димом М.

Горьким, они публиковали свои произведения, в которых развивались и своеобразно трансформировались традиции демо­кратической литературы 60—70-х годов, с ее особым вниманием к личности человека из народа, его духовным исканиям.

Продолжа­лась чеховская традиция.

Проблемы исторического развития общества, активной созида­тельной деятельности личности поднимал М.Горький, в его творче­стве очевидны социалистические тенденции (роман «Мать»).

Необходимость и закономерность синтеза принципов реализма и модернизма обосновывали и осуществляли в своей творческой практике молодые писатели-реалисты: Е. Замятин, А. Ремизов и др.

Особое место занимает в литературном процессе проза симво­листов. Философское осмысление истории характерно для трило­гии Д. Мережковского «Христос и Антихрист». Историю и стили­зацию истории мы увидим в прозе В.Брюсова (роман «Огненный ангел»). В романе «без надежды» «Мелкий бес» Ф.

Сологуба фор­мируется поэтика модернистского романа, с его новым осмысле­нием классических традиций. А. Белый в «Серебряном голубе» и «Петербурге» широко использует стилизацию, ритмические воз­можности языка, литературные и исторические реминисценции для создания романа нового типа.

Особенно интенсивные поиски нового содержания и новых форм происходили в поэзии. Философские и идейно-эстетические тенденции эпохи воплотились в трех основных течениях.

В середине 90-х годов в статьях Д.Мережковского и В.Брюсова тео­ретически обосновывался русский символизм. Большое влияние на символистов оказали философы-идеалисты А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, а также творчество французских поэтов-символистов П. Верлена, А. Рем­бо.

Символисты провозгласили как основу своего творчества мисти­ческое содержание и символ — основное средство его воплощения. Красота — единственная ценность и главный критерий оценки в поэзии старших символистов. Творчество К. Бальмонта, Н. Минского, З. Гиппиус, Ф.

Сологуба отличает необычайная музыкальность, оно ориентировано на передачу мимолетных, озарений поэта.

В начале 1900-х годов символизм переживает кризис. Из симво­лизма выделяется новое течение, так называемый «младосимволизм», представленный Вяч. Ивановым, А. Белым, А. Блоком, С. Со­ловьевым, Ю. Балтрушайтисом.

На младосимволистов огромное влияние оказал русский религиозный философ В.Соловьев. Они разрабатывали теорию «действенного искусства». Для них была ха­рактерна трактовка событий современности и истории России как столкновения метафизических сил.

В то же время для творчества младосимволистов характерно обращение к социальным вопросам.

Кризис символизма обусловил появление нового течения, про­тивостоящего ему, — акмеизма. Акмеизм сформировался в круж­ке «Цех поэтов». В него входили Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ах­матова, О. Мандельштам, Г. Иванов и др.

Они пытались реформиро­вать эстетическую систему символистов, утверждая самоценность реальной действительности, сделали установку на «вещное» воспри­ятие мира, «вещную» ясность образа.

Для поэзии акмеистов харак­терна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, жи­вописная яркость изобразительно-выразительных средств.

В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии — футуризм. Футуризм неоднороден: внутри него выделяются не­сколько групп. Наибольший след в нашей культуре оставили кубофутуристы (Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Камен­ский). Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции.

Им свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках («Пощечина обще­ственному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов «так на­зываемому общественному вкусу и здравому смыслу».

Футуристы разрушали сложившуюся систему литературных жанров и стилей, на базе разговорного языка разрабатывали близкий к фольклору тонический стих, проводили эксперименты со словом.

Литературный футуризм был тесно связан с авангардистскими течениями в живописи. Почти все поэты-футуристы были профес­сиональными художниками.

Свое особое место в литературном процессе начала века зани­мала новокрестьянская поэзия, опирающаяся на народную культу­ру (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др.)

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/815-russkaya-literatura-xx-veka-serebryanyy-vek-proza-poeziya.html

Русская поэзия XX века

 Русская поэзия XX века: Очерки поэтики. Анализ текстов. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. В 2-х ч. Ч.1  

Авторская песня.Уроки литературы 11 класс.

АЛЕКСАНДР БЛОК

1. Анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека…”2. Анализ стихотворения “На железной дороге”

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ

1. Понятие о лирическом герое2. Лирический герой поэзии Маяковского3. Анализ стихотворения “А вы могли бы?”4. Анализ поэмы “Облако в штанах”

АННА АХМАТОВА

2. Любовная лирика. Анализ стихотворения “Не любишь, не хочешь смотреть?”. Особенности поэзии Ахматовой

3. Царственное слово в поэзии Ахматовой: тема поэта и поэзии4. Гражданская и патриотическая лирика5. Анализ поэмы “Реквием”1. Анализ стихотворения “Рельсы”2. Поэтическая драма “Федра”

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

1. Лирический герой Есенина как выражение русской национальной психологии2. Анализ стихотворения “Я последний поэт деревни…”3. Анализ стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу…”4. Анализ поэмы “Анна Снегина”

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ

1. Поэзия и судьба Осипа Мандельштама2. Анализ стихотворения “Умывался ночью на дворе…”3. Анализ стихотворения “Куда как страшно нам с тобой…”4. Образы щегла и скворца в стихотворениях Мандельштама5. Анализ стихотворения “Как светотени мученик Рембрандт…”1. История создания поэмы “Василий Теркин”2. Жанр, сюжет, композиция поэмы3. Василий Теркин – герой книги А. Твардовского.4. Фольклорные черты в образе Теркина5. Автор и его герой в поэме6. Ритм, рифма, язык и стиль поэмы7. Анализ главы “О потере”

Читайте также:  Растения пустынь и полупустынь россии

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
 Тематическая разноплановость поэзии В. Высоцкого. Анализ стихотворений

  1. Эдуард Мухаметханов скромный человек и мне пришлось приложить много усилий , чтобы уговорить его записать на … 
  2.  3:44Подписываемся!! Группа ВКонтакте: http://vk.com/stixatvorez.guitar. 
  3.  51:54
  4.  2:41:19Концерт авторской песни, посвященной 250-летию МГУ. 26 января 2005 года.

     

  5.  14:54Ведет вечер С.М.Глаголев. 
  6.  3:4134 Приглашаю всех на концерт 18 ноября 2012г. Подробности на сайте: nasha-darija.ru . Песня Колесниковой Дарьи, … 
  7.  3:15
  8.  4:41Православный автор-исполнитель Алексей Мысловский представляет песню о преподобном батюшке Серафиме …

     

  9.  1:00:00
  10.  5:05Православный автор-исполнитель Алексей Мысловский представляет песню о святой блаженной Матроне Московской. 
  11.  2:29Люди Воздушные (Автор и исполнитель – Ирина Воробьева) Тексты и аккорды к песням на моем сайте: cheremushka.com.

     

Концептуализм (соцарт) как отечественная версия постмодернизма

Литература

Источник: http://zelena11.blogspot.com/2013/06/xx.html

Поэзия XX века

Поэзия XX века значительно отличалась от поэзии XIX века. В XX веке сформировались различные литературно-художественные направления (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм). Поэты, принадлежащие к тому или иному направлению, по-разному определяли принципы поэтики, цели творчества, а также свое место в литературе.

СЕРГЕЙ Алекса?ндрович ЕСЕНИН (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния — 28 декабря 1925, Ленинград) — русский поэт, один из самых популярных и известных русских поэтов XX века.

В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов. Имажинизм, возникший в России в 1920-х годах, декларировал самоценность не связанного с реальностью слова-образа.

Особую позицию в этом кружке занимал Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка, со стихией народного творчества.

В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.

Поэзия

С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919—1923 входил в группу имажинистов.

Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925).

В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревёнчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).

На стихи Есенина написано множество песен: В. Липатовым «Письмо матери» и «Клён ты мой опавший», Е. Поповым «Над окошком месяц», С. Сарычевым «Гуляка», В. Паком «Милая, мне скоро будет тридцать», Р. Бойко «Ты запой мне ту песню», А.

Покровским «Песни, песни, о чём вы кричите?», А. Липининым «Ты меня не любишь, не жалеешь», И. Уманским «Звёзды», группой Монгол Шуудан «Москва», группой Кукрыниксы «Есенин» и др. Многие из этих песен воспринимаются как народные.

РАЗНООБРАЗИЕ ТЕМАТИКИ И ПРОБЛЕМАТИКИ

ТЕМА ПРИРОДЫ: Родная природа для Есенина – это вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим (“Береза”, “Пороша”).

Так же трогательно, как и пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное.

При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных.

ТЕМА ЛЮБВИ: У раннего Есенина – это единственное чувство, гармоничное сочетание человека и природы. Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделённой, несчастной, безответной любви. Любовь – это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви.

ТЕМА РОДИНЫ: Одним из первых в её осмыслении поэтом стало стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт признается в любви Родине и фактически ставит её выше рая, выше небесной жизни: Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!” Я скажу: “Не надо рая, Дайте родину мою”.

В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой (“Хаты – в ризах образа”, «Пахнет яблоком и медом по  церквам твой кроткий Спас»).

Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении «Запели тесаные дороги» (1916).

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ: Есенин воспринимает своё творчество, как возможное средство духовной связи с народом.

Изменения в деревне преобразили и ее народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остаётся в памяти Есенина светлым, чистым. В «Персидских мотивах», в стихотворении «Шаганэ ты моя , Шаганэ!..

» Есенин пишет: Поэтому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий.

МАРИНА  Ива?новна ЦВЕТАЕВА (26 сентября (8 октября), 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русский поэт, прозаик, переводчик, одна из крупнейших русских поэтесс XX века.

Писать стихи Марина начала с шести лет, а свое шестнадцатилетие отметила первой публикацией в печати. Ранняя литературная деятельность Цветаевой связана с кругом московских символистов.

В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».

На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

В 1915–1916 складывается индивидуальная поэтическая символика Цветаевой, ее «личная мифология».

Для нее характерно «я» героини как вбирающее все в себя, наделенное «раковинной» природой (Клича тебя, славословя тебя, я только / Раковина, где еще не умолк океан – стихотворение Черная, как зрачок, сосущая… из цикла Бессонница, 1916); отрешение героини от собственной плоти, «сон» тела, символическое отождествление «я» с виноградником и виноградной лозой (Не ветром ветреным – до – осени…, 1916); наделение героини даром полета, отождествление ее рук с крыльями. Эти особенности поэтики сохранятся и в стихотворениях Цветаевой позднейшего времени.

Свойственные Цветаевой демонстративная независимость и резкое неприятие общепринятых представлений и поведенческих норм проявлялись не только в общении с другими людьми (им цветаевская несдержанность часто казалась грубостью и невоспитанностью), но и в оценках и действиях, относящихся к политике.

Лирику 1917–1920 Цветаева объединила в сборник Версты, вышедший двумя изданиями в Москве (1921, 1922).

11 июля 1921 она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу.

После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину.

12 июня 1939 на пароходе из французского города Гавра Цветаева с Муром отплыли в СССР, 18 июня вернулись на родину.

Всему творчеству Цветаевой присущи романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия, интонационно-ритмическая экспрессивность, метафоричность.

Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания действия. В. А.

Рождественский писал о цветаевской поэзии: «Сила ее стихов не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов.

То торжественно-приподнятые, то разговорно-бытовые, то песенно-распевные, то задорно-насмешливые, они в своем интонационном богатстве мастерски передают переливы гибкой, выразительной, меткой и емкой русской речи… Стихи ее – всегда чуткий сейсмограф сердца, мысли, любого волнения, владеющего поэтом».

ДРАМА

Истинным открытием русской драматургии 20 ВЕКА, намного обогнавшим свое время и определившим вектор дальнейшего развития мирового театра, стали пьесы А.ЧЕХОВА. Иванов, Чайка, Дядя Ваня, Три сестры, Вишневый сад не укладываются в традиционную систему драматических жанров и фактически опровергают все теоретические каноны драматургии.

В них практически НЕТ СЮЖЕТНОЙ ИНТРИГИ – во всяком случае, фабула никогда не имеет организующего значения, нет традиционной драматургической схемы: завязка – перипетия – развязка; нет и единого «СКВОЗНОГО» КОНФЛИКТА. События все время меняют свой смысловой масштаб: крупное становится незначащим, а бытовые мелочи вырастают до глобальных масштабов.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  и диалоги действующих лиц строятся НА ПОДТЕКСТЕ, эмоциональном смысле, который неадекватен тексту. Казалось бы, простые и незамысловатые реплики на самом деле выстроены в сложную стилистическую систему тропов, инверсий, риторических вопросов, повторов и т.д.

Сложнейшие психологические портреты героев сложены из утонченных эмоциональных реакций, полутонов.

ГОРЬКОМУ  было близко стремление Чехова пробудить в людях убеждения, что дальше так жить нельзя, чеховская устремленность к будущему, радостная предчувствие близящейся очищающей бури. Чехов оказал могучее воздействие на молодого Горького своими произведениями, полными отрицания существующего строя и мечты об иной, достойной человека жизни.

ЧЕХОВ не только открыл перенесения на сцену жизни ее естественном течении, но и показал, как подняться от нее к большим, философским, мировоззренческим вопросом, затрагивающим основы социального события человека.

Эта особенность театра Чехова легла в основу драматургии Горького.  Так в театре ГОРЬКОГО возникает драматическая борьба действующих лиц, отвергнутая Чеховым.

Но эта борьба воскрешается на новой основе, включающей и чеховскую постановку вопроса о негодности буржуазного строя.

Новый этап развития советской драматургии (как и остальных жанров литературы) был определен I съездом Союза писателей (1934), провозгласившим основным творческим методом искусства МЕТОД СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА.

В 1930–1940-е в советской драматургии происходили ПОИСКИ нового ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ. На сцене шли пьесы М.Горького (Егор Булычов и другие, Достигаев и другие). Популярностью пользовались пьесы, в которых выводился образ Ленина: Человек с ружьем Погодина, Правда Корнейчука, На берегах Невы Тренева, позже – пьесы М.Шатрова.

Формировалась и активно развивалась драматургия для детей, создателями которой были А.Бруштейн, В.Любимова, С.Михалков, С.Маршак, Н.Шестаков и др. В период Великой Отечественной войны 1941–1945 и в первые послевоенные годы на первый план закономерно вышла ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ как на современные, так и на исторические темы.

После войны широкое распространение получили пьесы, посвященные международной борьбе за мир.


Источник: https://students-library.com/library/read/46112-poezia-xx-veka

Читать

Максим Горький

Скиталец

Глеб Максимилианович Кржижановский

Егор Ефимович Нечаев

Александр Алексеевич Богданов

Евгений Михайлович Тарасов

Валерий Яковлевич Брюсов

Константин Дмитриевич Бальмонт

Федор Сологуб

Вячеслав Иванович Иванов

Андрей Белый

Иннокентий Анненский

Петр Петрович Потемкин

Саша Черный

Алексей Михайлович Гмырев

Филипп Степанович Шкулев

Самобытник

Алексей Капитонович Гастев

Дмитрий Николаевич Семеновский

Александр Николаевич Благов

Никифор Семенович Тихомиров

Демьян Бедный

Сергей Митрофанович Городецкий

Анна Ахматова

Михаил Александрович Зенкевич

Михаил Алексеевич Кузмин

Осип Эмильевич Мандельштам

Максимилиан Александрович Волошин

Велимир Хлебников

Василий Васильевич Каменский

Игорь Северянин

Николай Клюев

Николай Николаевич Асеев

Алексей Николаевич Толстой

Борис Леонидович Пастернак

Марина Цветаева

Илья Григорьевич Эренбург

В последние годы явственно обозначился повышенный читательский интерес к русской классической поэзии, а также к поэзии начала двадцатого века.

Проявлению напряженного внимания способствовали серьезные причины, в числе их не последнее место занимает желание нового, обогащенного современностью, прочтения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Баратынского, Тютчева, Фета, а также Блока, Маяковского, Бунина, Есенина, Брюсова… Выросли и новые поколения читателей, жаждущие составить собственное представление о таких неоднозначных поэтических фигурах, как Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Велимир Хлебников, Марина Цветаева, Федор Сологуб, Максимилиан Волошин, Константин Бальмонт… Надо отметить, что наука сделала в последнюю пору немало, чтобы разобраться в сложном литературном мире начала столетия, отбросить мифы и наслоения, полемические гиперболы, произносившиеся в пылу споров, перекочевавшие позднее на страницы учебных пособий. Дурную услугу оказали зарубежные издания, где наряду с серьезными и глубокими работами знатоков-русистов (интерес к нашей культуре огромен и растет во всем мире!) появлялись всевозможные исторические сенсации, отдающие пресловутой «развесистой клюквой», а иногда и откровенным политиканством.

Конец девятнадцатого века и первые семнадцать лет — до Октября — пролетарский этап освободительной борьбы, становление ленинской партии — время трех революций. Октябрь потряс мир. Произошла смена всемирно-исторических формаций. В борьбе и муках рождалась новая социальная система, еще никогда не виданная в истории человечества.

Поэзия, всегда бывшая в России чутким эхом действительности, не могла не испытать глубину и силу социальных катаклизмов, расколовших планету, ощутимых едва ли не во всех краях света.

Можно сказать, что век двадцатый — «поистине железный век» — вступил в права под звуки пламенного революционного призыва, прозвучавшего на всю страну: «Пусть сильнее грянет буря!» Свидетели и участники незабываемых событий, вдохновенно певшие «Интернационал» и «Варшавянку», отмечали, что тогда стихи с революционным содержанием становились прокламациями, а прокламации писались, как стихи. Литература запечатлела на своих страницах такой важнейший исторический этап, как перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, перегруппировку сил на мировой арене, когда Россия стала центром мирового революционного движения.

«Дистанция времени» дает возможность провести четкий водораздел между литературно-общественными течениями, — его в начале века замечали лишь наиболее дальновидные.

Охранительной поэзии как таковой тогда просто-напросто не существовало, ибо нельзя же считать стихами бездарные вирши, время от времени появлявшиеся на страницах консервативных изданий, которые не принимались всерьез.

Политические потрясения и революции не могли не оказывать влияния даже на тех поэтов, которые почитали себя жрецами «чистого искусства» и проповедовали бегство от действительности, видя в удалении от жизни панацею от всех бед современности.

Молодая пролетарская поэзия, звавшая на борьбу, проникала в сознание разнообразными путями, преодолевая эстетское пренебрежение к себе, гремя во весь голос на улицах, площадях, на летучих собраниях и маевках. Особенно большую действенную силу несло песенное слово, имевшее полуфольклорное-полукнижное происхождение.

«Смело, товарищи, в ногу…» и «Мы кузнецы…» были для манифестантов оружием, своего рода — «булыжником пролетариата».

Романтические образы молодого Максима Горького, нарисованные им в «Песне о Соколе» и в «Песне о Буревестнике», пронизанные пафосом «безумства храбрых», воспринимались как непосредственный призыв к революционному действию. Горький, который первым увидел, по ленинскому определению, «человека будущего в России», и его окружение — поэты «Звезды» и «Правды», молодые пролетарские стихотворцы — создавали литературу действия, которая говорила о том, «как надо жить и действовать», бывшую прообразом литературы, заявившей о себе на весь мир после семнадцатого года.

Под воздействием большевистской печати вызревал и формировался отмеченный народностью талант Демьяна Бедного, принимавшего активное участие в работе редакции «Звезды», а затем и «Правды». Популярность получили его басни, в создании которых он опирался на основательно забытые к началу века в литературе традиции Ивана Крылова.

Эзопов язык притч-сатир Демьяна Бедного пришелся по душе демократическому, скорее даже революционному читателю, ибо обращался к его ироническому складу ума, умеющего уловить политический намек, понять соль шутки, когда вместо обещанной «сотенной свечи» предлагался «копеечный огарок».

Ненавистью к «господину Купону» были отмечены ранние стихи Маяковского.

Несмотря на песенную громогласность, распространение пролетарской поэзии, олицетворяемой именами Шкулева, Нечаева, Благова, Тарасова, Гастева, множеством других, было сильно затруднено, связано с многими цензурными и иными мытарствами, что и приводило к частой анонимности ее бытования.

Многие книги не каждому попадали в руки, и подпольные стихи были укрыты от власть имущих, как шубой, — по образному выражению Николая Асеева, — сочувствием масс. Высоким примером для молодых пролетарских поэтов служили гордые образы Максима Горького.

В целом же поэзия трепетно ощущала «подземные толчки» истории, приближение времени, когда произойдут «неслыханные перемены, невиданные мятежи».

В период нарастания революционных событий 1905–1907 годов Ленин разработал великий принцип партийности литературы, значение которого оказалось огромным, универсально-всеобъемлющим не только для современности, но для будущего. «Литература должна стать партийной, — писал Ленин.

 — В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазной предпринимательской, торгашеской печати, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, «барскому анархизму» и погоне за наживой, — социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме»[1].

Рубеж столетия — знаменательная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Был жив, творил, проповедовал автор «Войны и мира». Событием, выходящим далеко за национальные пределы, вызвавшим отклики во всем мире, был уход Льва Толстого из Ясной Поляны и смерть его.

Создатель величайших эпических произведений, гневный обличитель зла и насилия, Толстой олицетворял в глазах современников традицию классического реализма.

Ему следовали, подражали, учились, старались продолжить и углубить… Рядом с романтическими героями Максима Горького — бунтарями, подвижниками, революционерами — действовали герои Чехова, Бунина, Куприна, Сергеева-Ценского, Алексея Толстого, Александра Серафимовича, нарисованные с реалистической достоверностью.

Горьковская «Мать» — ею восхищался Ленин — была воспринята наиболее проницательными из читателей как учебник жизни, как революционное вторжение реалистического искусства в действительность, как революционный манифест рабочего класса. Маяковский и Блок искали сближения с «безъязыкой улицей».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=250517&p=1

Серебряный век русская поэзия 20 -х годов До

Серебряный век (русская поэзия 20 -х годов) До последнего часа Обращенный к звезде – Заходящая раса, Спасибо тебе. А. Городницкий

Цель урока: дать общее представление о «серебряном веке» русской поэзии; на основе анализа стихотворений сформулировать основные принципы поэзии модернизма. Проблемный вопрос: – что дает основание для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы так различны, под общим понятием «творцы Серебряного века» ?

Сегодня «Серебряным веком» русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже 19 -20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Определение предложено философом Николаем Бердяевым. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен.

«Культурный ренессанс» «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» Н. Бердяев

Развитие науки И. Павлов

Рубеж веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлёкшими за собой кризис классического естествознания. Какими? 1. Открытие рентгеновских лучей. 4. Создание квантовой теории. 2. Определение массы электрона. 5. Создание теории относительности. 3. Исследование радиации. 6. Изобретение беспроволочной связи. n.

Как это повлияло на мировоззрение человека? Всё это перевернуло представление людей о познаваемости мира и привело к поискам иррационального объяснения новых явлений, тяге к мистицизму. Это выразилось формулой «материя исчезла» . . Прежние представления о строении мира были полностью поколеблены.

Идея познаваемости мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась сомнению. Альберт Эйнштейн

Музыка А. Скрябин И. Стравинский С. Рахманинов

Живопись М. Врубель И. Репин К. Петров-Водкин

Театральная жизнь Вс. Мейерхольд В. Камисаржевская К. Станиславский

Понятие «серебряный век» появилось позже, а современники использовали термин «модернизм» – (modern (фр. ) – новый, современный).

Серебряный век русской литературы n В 1933 г. для обозначения поэзии русского модернизма поэт Н. А.

Оцуп в своей статье «”Серебряный век” русской поэзии» эпоху Пушкина, Достоевского, Толстого (XIX век) уподобил завоеваниям Данте, Петрарки, Боккаччо и назвал отечественным «золотым веком» .

Последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления, занявшие, например, во Франции весь XIX век и начало XX» , именовал «серебряным веком» (ныне пишется без кавычек, с большой буквы).

Основные литературные направления XX века n Критический реализм. n Модернистские течения: § символизм § акмеизм § футуризм n Социалистический реализм.

Критический реализм (XIX век -начало XX века) n Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. n Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. n Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. n Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

Модернизм (от франц. moderne — современный) n Понятие «модернизма» применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.

n Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда — само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени.

Литературные течения Основные положения Символизм Акмеизм Футуризм 1. Время основания 2. Манифесты 3. Представители 4. Характерные черты направления

Символизм (1870 -1910 гг. ) А. Белый В. Брюсов А. Блок В. Соловьев

Литературные манифесты 1893 год. Статья Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» . Причина кризиса – одержимость идеей общественного служения литературы.

Три основные элемента «нового искусства» : – мистическое содержание, – символизация – «расширение художественной впечатлительности» 1904 год. Статья В Брюсова «Ключи тайны» . Литература по воздействию должна быть приближена к музыке.

Поэзия – выражение души поэта, тайн человеческого духа.

Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. В. Брюсов

Особенность мировосприятия Мир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не «высшую реальность» (область «абсолютных идей» , «мировой души» ) В. Соловьев.

Искусство – это не изображение реальности, а «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В. Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника.

Сверхчувствительная интуиция поэта выражается через символ, который и стремится обозначить ускользающее К. Сомов «Синяя птица» . 1918

Символ • образ, имеющий безграничное количество значений – «Символ только тогда истинный, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов) – «Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб) • передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире. • образ, требующий от читателя сотворчества. «Символы не говорят, а молча кивают» (Вяч. Иванов) М. Врубель. Роза

Старшие символисты (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Федор Сологуб) – «декаденты» Младшие символисты (младосимволисты) А. Блок, А. Белый, В. Иванов Владимир Соловьев

Характерные черты символизма 1. Знаковое наполнение обыденных слов (символ). 2. Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты. 3. Глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности. 4. Антитеза двух миров: нетленного и реального. 5. Важна музыка слова. 6.

Насыщенная цветовая символика. белый – идеал, женственность, любовь, мечта… синий – разочарование, разлука, окружающий, вещественный мир… жёлтый – болезненность, сумасшествие, отклонение…. чёрный – тайна, двойственность… красный- кровь, катастрофа…) 7. «Жреческий язык» : усложненный, метафоричный. 8.

Возрождение сонета, рондо, терцины.

Валерий Брюсов «Женщине» Ты – женщина, ты – книга между книг, Ты – свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг.

Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток. Ты – женщина, и этим ты права.

От века убрана короной звездной, Ты – в наших безднах образ божества! Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от века – на тебя!

М. А. Врубель. Образ Демона – центральная фигура всего творчества художника – символиста Демон (сидящий) Это гордый, величавый, но в то же время страдающий герой. Этот фантастический мир находится в сложных, драматических Отношениях с реальностью.

Сказка и жизнь сливаются воедино. Перед нами таинственный образ девушки-птицы. Это идеализация не только образа девушки, но и самой природы. М. А. Врубель. Царевна-лебедь.

Символика – это сфера высоких человеческих чувств, стремлений, надежд. М. А. Врубель. Шестикрылый Серафим. 1904 г.

К. А. Сомов. Арлекин и смерть. 1907 г.

К. Петров-Водкин. Купание красного коня

Символизм в музыке Александр Николаевич Скрябин русский композитор и пианист. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства.

Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света.

«Божественная поэма» (3 -я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор Московской консерватории (1898 -1904). А. Н. Скрябин (1871 – 1915)

Чюрлёнис Микалоюс Константинас 1875 – 1911 Литовский композитор и художник. М. Чюрлёнис был наделён сразу двумя талантами – композитора и живописца, которые, казалось, спорили друг с другом.

Максим Горький, восхищённый полотнами Чюрлениса, назвал их «музыкальной живописью» . Художник же мечтал об ином.

Он «болел» идеей создать новый вид искусства – «зримую музыку» , где органично сливались бы музыкальные формы и их изобразительный аналог» .

Акмеизм (образов. в 1910 -1920 г) О. Мандельштам А. Ахматова Н. Гумилев n Производное от греч. «акме» – «острие» , «вершина» , «цветущая сила» , «высшая степень» .

Акмеизм (адаизм) Манифесты • 1913 год. Статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» • Статья С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» • Статья О. Мандельштама «Утро акмеизма»

Представители «Цех поэтов» : С. Городецкий, А. Ахматова, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, М. Зенкевич, Вл. Марбут

Особенность мировосприятия • Мир материален, предметен; нужно искать в мире ценности и запечатлевать их при помощи точных и понятных образов.

«У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахами и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем -нибудь ещё» (С.

Городецкий) • Любовь – земное чувство, а не прозрение других миров. К. М. Рерих «Заморские гости» . 1901

Характерные черты акмеизма 1. Предметность и четкость образов ( «прекрасная ясность» ). 2. Отточенность деталей, создающих конкретную картину. 3. Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над всем остальным. n Возврат слову его изначального, не символического смысла. 5. Прошлое – основа произведений (образы из мифов, из русской истории). 4. Жанр – мадригал.

Дверь полуоткрыта, Веют липы сладко. . . На столе забыты Хлыстик и перчатка. Круг от лампы жетлый. . . Шорохам внимаю. Отчего ушел ты? Я не понимаю. . . Радостно и ясно Завтра будет утро. Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же мудро. Ты совсем устало, Бьешься тише, глуше. . . Знаешь, я читала, Что бессмертны души. А. Ахматова

Н. Гумилев «Жираф» Я знаю веселые строки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф Н. Гумилев

Константин Алексеевич Коровин 1861 – 1939 Натюрморт. Розы Сирень Розы и фиалки Гурзуф

Борис Михайлович Кустодиев 1878 – 1927 Купчиха у окна Волга. Радуга Натюрморт с фазанами Яблоко и сторублёвка

Футуризм ( «будущее» ) (начало 1910 г. ) И. Северянин n Перестройка Б. Пастернак В. Маяковский русской словесности, «искусство будущего» (от латинского fиtиrиm – будущее). Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие. n Создание «заумного языка» , игра слов и букв. n Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

Футуризм Представители «Гилея» кубофутуристы: • В. Хлебников, • В. Маяковский, • А. Крученых «Ассоциация эгофутуристов» : • И. Северянин • И. Игнатьев «Мезонин поэзии» : • В. Шершеневич» , • Р. Ивнев «Центрифуга» : • С. Бобров, • Н. Асеев, • Б. Пастернак

Группы: «Бубновый валет» , «Ослиный хвост» , «Будетляне» Сборники: «Рыкающий Парнас» , «Дохлая Луна» , «Доители изнуренных жаб»

Литературные манифесты • 1912 год. «Пощечина общественному вкусу» – Отвергают литературную традицию «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности» .

– Создают искусство заново Мы приказываем чтить права поэтов: на увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).

• • «Мы отрицаем правописание» ; «Мы расшатали синтаксис» ; «Нами уничтожены знаки препинания» «Мы новые люди новой жизни»

Мировосприятие • Мир будущего ( «будетляне» ) • Воспевание технологического прогресса, индустриального города • Преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией • Поэт – творец мира, языка. К. Малевич. Точильщик

Художественной системе футуризма свойственны: • Культ техники, индустриальных городов • Эксперименты со структурой языка – Магический смысл звуков: – [ч] – «оболочка чего-либо» – чулок, чашка, череп, чемодан… – Конструирование новых слов (окказионализмы). • Слова превращались в визуальные знаки Многие футуристы увлекались живописью и дружили с художниками, которые принадлежали к этому течению в искусстве: Н. Гончаровой, К. Малевичем, М. Ларионовым, А. Лентуловым.

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй пелся облик Гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило лицо. В. Хлебников

Дыр бул щил убещур скум вы со бу р л эз А. Крученых

БОЕН-КР Дред Обрядык Дрададак!!! аx! зью-зью! зум дбр жрл!. . жрт!. . банч!! фазузузу зумб!. . бойма!! вр! драx!. . дыбаx! д! вз-з-з!. . ц-ц-ц!. . Амс! Мас! Кса!!! ЛОПНУВШИЙ ТОРМ АЗ – ПОСТРОЕНО ПО МЕХАНИЧЕСКОМУ СПОСОБУ ВРЗНБ. . К. . Ц. . РЦП. . РЖГ. .

Я Излучистая Лучистая Чистая Истая Стая Тая Ая Я В. Каменский

Згара-амба Амб-згара-амба Амб. Шар-шор-шур-шир. Чин-драх-там-дззз. Шар-диск Ламп-диск Брось-диск Дай-диск Иск-иск-иск. Пень. Лень. День. Тень. Перевень. Перемень. Пок. Лок. Док. Ток. Перемок. Перескок. Рча-рча Амс.

К. Малевич «Чёрный квадрат»

К. С. Малевич. Плотник. 1911 -1912 г. Принцип мелькания.

М. Шагал «Дом с зелёным глазом»

М. Шагал «Прогулка»

Футуризм в архитектуре. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? В. В. Маяковский

Сравнительная таблица модернистских течений рубежа 19 -20 веков Критерии для сопоставления Символизм 1. Отношение к Мир не познаваем миру 2.

Роль поэта Акмеизм Мир познаваем Поэт- пророк Поэт возвращает разгадывает тайны слову ясность, бытия, слова простоту Футуризм Мир надо переделать Поэт разрушает старое 3. Отношение к Слово многозначно Четкая слову определенность И символично слова Свобода в обращении со словом 4.

Особенности Намеки, иносказания формы Конкретная образность Обилие неологизмов, искажений слов 5. Близкий род Музыка искусства Живопись, архитектура, скульптура Живопись

СУДЬБА ПОЭТА … Д. Мережсковский – эмигрировал в 1920. Умер в Париже. К. Бальмонт – эмигрировал в 1920. Умер в Париже. З. Гиппиус – эмигрировала в 1920. Умерла в Париже. Вяч. Иванов – эмигрировал в 1924. Умер в Италии. И. Северянин – эмигрировал в 1925. Умер в Эстонии. С. Есенин – самоубийство в 1925.

В. Маяковский – самоубийство в 1930. М. Цветаева – самоубийство в 1941. Н. Гумилев – расстрелян в 1921. Н. Клюев – репрессирован. Умер в ссылке в 1937. С. Клычков – репрессирован. Расстрелян в 1937. К. Олимпов – осужден на 10 лет, скончался в 1940. В. Шершеневич – скончался от туберкулеза в 1942.

……………

Вне литературных стилей и направлений Вскрыла жилы: неостановимо, Невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки! Всякая тарелка будет – мелкой, Миска – плоской. Через край – и мимо В землю черную, питать тростник. Невозвратно, неостановимо, Невосстановимо хлещет стих. М. И. Цветаева

Вне литературных стилей и направлений n повести «Епифанские шлюзы» , «Город Градов» «Река Потудань» , «Котлован» , «Ювенильное море» «Джан» n романы «Чевенгур» , «Счастливая Москва»

Вне литературных стилей и направлений n повести «Дьяволиада» , «Роковые яйца» , «Собачье сердце» n романы «Белая гвардия» , «Мастер и Маргарита» n пьесы «Кабала святош» , «Дни Турбиных» , «Бег»

Литература начала XX века «Это время -Серебряный век – выдвинуло писателей, поразительных по разнообразию, смелости, остроте видения жизни и одухотворённости чувства. . . Они во многом проделали работу, которая была необходима России для её самопознания в наступивший переломный момент истории» Л. Б. Воронин

Список используемой литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. http: //www. litra. ru/composition/get/coid/00063901184864120314/ http: //www. zolotayastrofa. ru/articles/ser_vek_russ_poez. php http: //www. habit. ru/20/94. html http: //lib. rin. ru/doc/i/97 p. html http: //ruslit.

info/history/2010 -03 -02 -22 -02 -11. html http: //russlitxx. narod. ru/litnapr. html http: //school. websib. ru/202/rukopis/pages/napr. htm http: //www. forsmi. ru/files/imagecache/newsf/files/sann/Kollazh_iz_portrie tov_poetov_Sieriebrianogho_vieka. jpg 9. http: //images.

yandex. ru/yandsearch? p=0&text=%D 0%BF%D 0%BE%D 1 %8 D%D 1%82%D 1%8 B%20%D 1%81%D 0%B 5%D 1%80%D 0%B 5%D 0 %B 1%D 1%80%D 1%8 F%D 0%BD%D 0%BE%D 0%B 3%D 0%BE%20%D 0 %B 2%D 0%B 5%D 0%BA%D 0%B 0&img_url=promenagtour. ru%2 Fd%2 F 223359%2 Fd%2 F 738369801_7.

jpg&rpt=simage

Источник: http://present5.com/serebryanyj-vek-russkaya-poeziya-20-x-godov-do/

Ссылка на основную публикацию