Русская народная сказка “снегурочка” (в пересказе в. и. даля)

Снегурочка

Печалились старик и старуха, что не было у них детишек и решили слепить себе девочку-Снегурочку. Стрики не могли натешиться своей дочуркой, оберегали ее всячески.  Но однажды пошла Снегурочка с подружками гулять, прыгала через костер, да и растаяла.

Сказка Снегурочка скачать: 

Сказка Снегурочка читать

Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь – и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было.

Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали – на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить.

Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:

– Что, жена, призадумавшись сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.

А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. – Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку.

Сказано – сделано.

Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки – роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой – не насмотрятся, любуются – не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.

Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.

Дед и баба точно ума лишились – к месту приросли.

– Дед, – баба кричит, – да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась… То-то радости было!

Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день – Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка – как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. А и так хороша Снегурушка!

Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт.

Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях…

Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек.

Дед да баба все ахают:

– Уж здорова ли ты, доченька? – Здорова я, бабушка.

А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду – по малинку, черничку, алу земляничку.

Стали и Снегурку с собою звать:

– Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. – Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят:

– Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.

Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.

Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке… Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру… Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась… Закричали подруженьки:

– Прыгай, прыгай, Снегурочка!

Разбежалась Снегурочка и прыгнула…

Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки.

Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.

Растаяла Снегурочка…

Источник: https://aababy.ru/skazki/narodnye-skazki/russkie-narodnye-skazki/snegurochka

Русская народная сказка «Снегурочка»

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит:

— А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!

Старуха на комочек посмотрела, головой покачала да и говорит:

— Что же будешь делать — нет, так и взять негде. Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики — пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:

— Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать:

Спи, наша Снегурочка,

Сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить,

Мы тебя станем кормить,

В цветно платье рядить,

Уму-разуму учить!

Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.

Все шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать:

— Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!

Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила ее туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.

— Иди, — говорит, — куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!

Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да дочка Снегурочка.

Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочки они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок.

Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про все позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голоса подают.

Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли. Стала Снегурочка голос подавать — никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит: «Ау! Ау!» Идет медведь, хворост трещит, кусты гнутся:

— О чем, девица, о чем, красная?

— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули!

— Слезай, — сказал медведь, — я тебя домой доведу!

— Нет, медведь, — отвечала девочка Снегурочка, — я не пойду с тобой, я боюсь тебя — ты съешь меня! Медведь ушел. Бежит серый волк:

— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

— Слезай, — сказал волк, — я доведу тебя до дому!

— Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя — ты съешь меня!

Волк ушел. Идет Лиса Патрикеевна:

— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

— Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько, я тебя до дому доведу!

— Нет, лиса, льстивы твои слова, я боюся тебя — ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!

Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева ее сманивать, а девочка не идет.

— Гам, гам, гам! — залаяла собака в лесу. А девочка Снегурочка закричала:

— Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь — девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой. Жучка, пойду!

Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком своим и была такова!

Снегурочка с дерева слезла. Жучка подбежала, ее лобызала, все личико облизала и повела домой.

Стоит медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет.

Жучка лает, заливается, все ее боятся, никто не приступается.

Пришли они домой; старики с радости заплакали. Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем накрыли:

Спи, наша Снегурочка,

Сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить,

Мы тебя станем кормить,

В цветно платье рядить,

Уму-разуму учить!

Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.

Источник: http://hyaenidae.narod.ru/story5/309.html

Снегурочка – русская народная сказка. Читать онлайн

Снегурочка (Снегурушка) — русская народная сказка про девочку, вылепленную дедом и бабой из снега… На нашем сайте Вы сможете ознакомиться с двумя вариантами этой народной сказки.

Снегурочка читать

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.

— Давай, — говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.

Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается.

Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.

Прошла зима.

Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.

А Снегурочка вдруг запечалилась.

— Что с тобой, дочка? — спрашивает старик. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?

— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

— Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:

— Поди, дочка, повеселись с подружками!

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.

Читайте также:  Стихи об осени: и. с. никитин. "дождь каплет..."

А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.

Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.

Стали они кликать её:

— Ау, ау, Снегурочка!

Только эхо им в лесу и откликнулось.

(Илл. М.Малкус)

Сказка Снегурушка читать

(Померанцева, записано в селе Ахлыстино Покровского района Башкирской АССР от Е.И.Кононовой в 1948 г.)
Жили-были старик со старухой; у них не было ни сына, ни дочери. Вот они лежат на печи, а дед и говорит бабке: «Я что придумал: поди принеси снегу». Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли Снегурочку.

Посадили ее в печурочку, она высохла и стала расти не по дням, а по часам. Быстро выросла — к весне уж девушка. Узнали в деревне, что у деда с бабкой Снегурочка, и пришли две девушки: «Отпустите Снегурушку в лес по ягоды». Раз двадцать просили. Сжалился наконец дед: «Ну, ладно, идите». Бабка дала ей чашечку, шанежку, и пошли девушки в лес.

Пришли они, сели есть, а Снегурушка рвет ягодки и в чашечку кладет. Смотрят, полная у Снегурушки чашечка, а у них ничего нет. Обидно стало, и убили они Снегурушку. Убили, чашечку разбили, ягоды разделили, шанежку съели. Тело же закопали под кусточком и еще прутиком пристегнули. Ну и пришли домой. «А где наша Снегурушка?» — «Не знаем, потерялась».

Поплакали, поплакали дед с бабкой — делать нечего.

Вдруг по этому лесу ехал купец, а с ним сынок маленький. Увидел — прутик под кусточком растет: «Папа, срежь прутик, сделай мне дудочку, я на ней играть буду». Срезали ему прутик, сделали дудочку, он начал на ней играть, а она и запела:

Дяденька, помаленьку, Свет родной, потихоньку! Две меня подружки убили, Под кусточком схоронили, Чашечку раскололи, Ягодки разделили, Шанежкой помянули.

Прутиком пристегнули!

Ехали, ехали, мальчик все играет и играет. К деревне подъехали, вздумали отдохнуть, как раз к деду с бабкой и заехали. Дедушка накормил лошадей, бабушка самоварчик поставила. А мальчик сидел на крылечке. Взял он эту дудочку, заиграл, она и запела песенку:

Дяденька, помаленьку, Свет родной, потихоньку! Две меня подружки убили, Под кустиком схоронили, Чашечку раскололи, Ягодки разделили, Шанежкой помянули,

Прутиком пристегнули!

Вот бабушка слушает: «Ох, как хорошо играет! Дай и я попробую». Взяла — а дудочка:

Маменька, помаленьку, Свет родная, потихоньку! Две меня подружки убили, Под кустиком схоронили, Чашечку разбили, Ягодки разделили, Шанежкой помянули,

Прутиком пристегнули!

Старуха как услышала, так и обомлела: «Ох, что такое? Старик, поиграй!» Старик взял дудочку — она и заиграла:

Батюшка, помаленьку, Свет родной, потихоньку! Две меня подружки убили, Под кустиком схоронили, Чашечку разбили, Ягодки разделили, Шанежкой помянули,

Прутиком пристегнули!

Народу собралось, все слушают, и подружки те тоже прибежали. Бабушка одной из них и дает дудочку, а она как хватит дудочку о землю: «Не буду я играть!» Дудочка  разбилась, а в ней Снегурушка живая сидела… Дед с бабкой обрадовались — сколько для них радости! Подружек же тех отправили в лес зверям на съеденье.

А купец с сыном напился чаю и поехал дальше в город на ярмарку.

Пожалуйста, оцените произведение

(1,50/5 – 2 оценок)Загрузка…

  • Сказка Лён рассказывает о том, как прошла жизнь цветка. Он жил беспечно цвел на лужайке, наслаждался жизнью, но колья изгороди предупреждали его , что «оглянуться не успеешь, как уж песенке конец». Его вырвали за самую …
  • Интересная сказка с тонким английским юмором, которая понравится и детям и взрослым. Герои сказки и события, которые с ними происходят, отличаются от обычных в нашем понимании. Здесь нет четкого разделения на положительных и отрицательных персонажей. …
  • Добродушный, но простоватый парень по имени Дурень получает от незнакомца в знак благодарности за отзывчивое сердце чудесный подарок — золотого гуся. Каждый кто дотрагивается до гуся приклеивается к нему. Читайте в сказке, как удалось Дурню …
  • Сказка о взбалмошной царевне, которая задумала выйти замуж за кого, чьи загадки не сможет разгадать! Много молодцов приезжало во дворец, загадки загадывали, однако царевна их разгадывала и молодцам отрубали головы. Однажды младший сын крестьянина Иванушка, …
  • Сказка повествует о том, как однажды царь решил дочку замуж отдать за того, кто летучий корабль построит. Смастерил корабль младший крестьянский сын при помощи лесного волшебника. Наказал волшебник ему всех по пути на корабль свой …
  • Сказка о бедной семье, которую спас от голода леший, подарив волшебного гуся. Сколько этого гуся не ешь, он все оживает… Диво дивное, чудо чудное читать Жил-был в одном селе мужик бедный-пребедный, детишек у него было …

– здесь вы найдете другие русские волшебные сказки, которые есть на нашем сайте.

Источник: https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-narodnye-skazki/russkie-volshebnye-skazki/snegurochka/

Сказка Снегурочка русская народная с картинками текст

Сказка «Снегурочка» рассказывает о дедушке с бабушкой, которые были одиноки и сильно хотели дочку. И вот однажды они слепили из снега дочку Снегурочку. И слепили такую красивую, что она ожила. Радовала Снегурочка дедушку с бабушкой всю зиму, пока не наступила весна, а за ней и жаркое лето. Снегурочка стала прятаться от солнышка и искать холодка.

Но однажды пригласили подружки Снегурочку в лес погулять. Хоть Снегурочка не хотела идти с ними, дедушка с бабушкой уговорили её пойти погулять. Когда подружки разыгрались, решили разжечь костер и через него прыгать. Уговорили на это и Снегурочку. Она прыгнула и сразу растаяла.

Эта сказка учит нас тому, что нельзя в подражание друзьям делать то, что может навредить себе. Прежде, чем что-то сделать, нужно подумать, будет ли это правильно?

Сказка Снегурочка читать:

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе — детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают.

— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.
— Давай, — говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.

Глядь — a y Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели её в избу. Глядят на неё, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то всё краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растёт дочка и умная, и смышлёная, и весёлая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоёт — заслушаешься.

Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась. — А что с тобой, дочка? — спрашивают старики. Что ты такая невесёлая стала? Иль тебе неможется? — Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова. Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

А Снегурочка день ото дня всё печальнее, всё молчаливее становится. От солнца прячется. Всё бы ей тень да холодок, а ещё лучше — дождичек.

Раз надвинулась чёрная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку: — Идём с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать. Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха её уговорила:

— Пойди, дочка, повеселись с подружками!

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.

А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костёр и давай друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.
Побежала она в свой черёд за подружками.

Прыгнула над огнём и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.

Стали они кликать её: — Ау, ау, Снегурушка!

Только эхо им в лесу откликнулось…

Источник: http://kinderbox.ru/skazka-snegurochka/

Сказка Снегурочка. Русская народная сказка

Сказка Снегурочка – добрая, но печальная история о снежной девочке. На примере сказки детей можно поучить осторожности и предусмотрительности. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с малышами.

Сказка Снегурочка читать

Кто автор сказки

Существует несколько вариантов сказки Снегурочка. Русская народная сказка заинтересовала собирателя русского фольклора В.И. Даля. Интерпретировал он известный сюжет в своей сказке «Девочка Снегурочка». У фольклориста А.Н.

Афанасьева сказка существует в его обработке. Драматург Н.А. Островский, взяв за основу русскую народную сказку, наполнил ее образами и картинами славянской мифологии.

Получилась удивительная романтическая пьеса-сказка Снегурочка о силе любви.

Краткое содержание сказки

В любви и согласии прожили старик со старухой свой век. И достатком их судьба не обидела. Только не дал бог им детишек. С грустью смотрела баба на соседских детей. Однажды зимой вышли старики на улицу полюбоваться на детей, которые снежную бабу лепили. Стали дедушка с бабушкой лепить фигуру из снега – получилась девочка, ожила она и пошла к избе.

Радости стариков не было предела. Вот она долгожданная доченька – Снегурочка. Стала расти девочка не по дням, а по часам. Приветливая, добрая, работящая, красивая, только румянца на щеках нет. Души дед и баба не чают в доченьке. По весне Снегурочка загрустила, а лето пришло – вовсе нелюдимой стала, все больше в избе пряталась.

Уговорили дед с бабой доченьку пойти с подружками в лес развеяться. В лесу девочки резвятся, бегают, а Снегурочка возле студеного ручья сидит. Под вечер надумали девочки через костер прыгать, зовут Снегурочку присоединиться к забаве. Не смогла она подружкам отказать. Подошла Снегурочка к огню поближе – побледнела.

Растаяла снежная девочка и белым облачком поднялась в небо. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Снегурочка

У сказки Снегурочка, к сожалению, нет традиционной для народной сказки счастливой концовки. Если рассматривать сказку с философской точки зрения, то смысл ее заключается в цикличности природы. Трактовка содержания с точки зрения жизненных понятий подводит к мысли: не могут все быть одинаковыми, поэтому не стоит стремиться быть как все.

Нужно выбирать тот путь, который тебе подходит. Родителям не следует «переделывать» ребенка, требовать от него чего-то, только потому, что это умеют Маша или Вова. Все дети разные, особенные, и подход ко всем должен быть индивидуальный.

Научитесь принимать и любить своих детей такими, какие они есть! Тогда они не попадут под влияние сомнительных «авторитетов».

Мораль сказки Снегурочка

В современном мире детей подстерегают различные опасности и соблазны. Мораль сказки Снегурочка будет им очень полезна – не следует идти на поводу у других, это может быть опасно.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Осторожность никогда не помешает.
  • От судьбы не уйдешь.
  • Лучше поберечься, чем обжечься.
  • Кто согнем играет, тот в огне сгорает.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/snegurochka-russkaya-narodnaya-skazka/

Снегурочка

Тема этой странички – русская народная сказка «Снегурочка». Сначала мы с  вами немного обсудим, откуда вообще взялся сказочный образ Снегурочки? А затем будем читать сказку «Снегурочка».

 История появления образа Снегурочки.

Итак, когда же и где появился образ Снегурочки? Он  формировался в сознании  русского народа на протяжении нескольких веков. Вроде бы, сначала в русских народных сказках возник  образ ледяной девочки – внучки, которую бездетные старик со старухой слепили из снега и людям на радость, и себе в утешение.

Читайте также:  А.с. пушкин "станционный смотритель": описание, герои, анализ произведения

Но есть предположение о том, что в основе сказки лежал древний славянский обряд похорон Костромы. То есть, с известной степенью допущения можно предположить, что  Кострома – это не просто родина Снегурочки, а сама Снегурочка и есть.

Кострому тоже изображали по-разному. Иногда это была молодая женщина в сопровождении хоровода, идущая в белой одежде, с дубовой веткой в руках. А иногда — соломенное чучело женщины. Кострома одновременно означает и игровой персонаж и саму игру.

В конце этой игры Кострома заболевает и умирает, но потом поднимается и танцует.  Финальный эпизод этой игры или обряда, а именно — смерть и последующее воскрешение Костромы,  роднит ее с образом Снегурочки.

Поскольку Кострома может восприниматься как дух растительности (сезонный дух), уходящий при наступлении ее времени.

В сказке В.И. Даля «Девочка Снегурочка» старик со старухой смотрят как чужие ребята «из снегу комочки катают, в снежки играют» и решают и себе дочку слепить. Значительно позже, свою весеннюю сказку на эту тему сочинил и выдающийся русский драматург А. Н. Островский.

По его сказке и сейчас в театрах ставят многочисленные спектакли, а также сняли художественный фильм «Снегурочка». А уже со временем образ Снегурочки  в народном сознании трансформировался, и  Снегурочка становится внучкой Деда Мороза,  и теперь ассоциируется у нас с Новогодними  и Рождественскими праздниками.

Кстати, Снегурочка  –  это чисто русский персонаж и больше ни у одного народа в мире  ни на рождественских, ни на новогодних праздниках не встречается.

 Ну что же, мы и так задержались, давайте все-таки будем деточкам русскую народную сказку «Снегурочка» читать.  А в конце страницы можно посмотреть мультфильм «Снегурочка» он-лайн.

Русская народная сказка

Жили-были в одной деревне старик со старухой. Жили хорошо, дружно. И все бы ладно, да вот горе —  не было у них детей.

Вот опять пришла снежная снежная да морозная, сугробов до пояса намело, ребятишки на улицу высыпали поиграть, а старик со старухой из окна на них глядят да про свою беду думают.

Старик говорит:

 —?А что, старуха, может и нам себе дочку из снега  сделать?

 —?Давай сделаем, — говорит старуха.

Старик шапку надел, вышли они на свой огород и принялись из снега дочку лепить. Скатали они ком снежный,  приладили к нему ручки, ножки, сверху приставили снежную голову. Старик носик, рот, подбородок вылепил.

Смотрят — а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; Снегурочка на стариков смотрит и улыбается.

Затем головкой закивала, ручками зашевелила, ножками, снег с себя стряхнула — и из сугроба живой  девочкой вышла.

Старики обрадовались, в избу ее привели. Смотрят, не налюбуются.

И стала у стариков дочка расти не по дням, а по часам; каждый день все красивее становится. Сама как снег беленькая,коса  до пояса, русая, и только румянца на щеках совсем нет.

Старики на дочку не нарадуются, в ней души не чают.  Дочка растет и умная, и веселая,  и смышленая.  Со всеми она приветливая, ласковая. И работа в руках у Снегурочки спорится, а как она песню запоет — заслушаешься.

Вот зима прошла. Начало весеннее солнышко пригревать. Трава на проталинках зазеленела, жаворонки запели.  А Снегурочка вдруг почему-то запечалилась. Старик ее спрашивает:

—?Что с тобой, деточка?  Что ты невеселая такая стала? Иль тебе нездоровится?

—?Все хорошо, батюшка, все хорошо, матушка, я здорова.

Вот и снег  последний растаял, цветы на лугах зацвели, птицы прилетели.  А Снегурочка с каждым днем все печальнее становится, все молчаливее. От солнца все время прячется. Все ищет тень да холодок, а пуще всего радуется дождичку.

 Однажды налетела черная туча, из нее посыпался град крупный. Снегурочка обрадовалась граду как жемчугу перекатному. А когда снова солнышко выглянуло и град растаял, она опять заплакала, да так горько, как будто сестра по брату родному.

За весной  пришло лето красное. Девушки на гулянье в рощу собрались, Снегурочку зовут:

— Снегурочка, идем с нами в лес гулять, плясать, песни петь.

  Снегурочке не хотелось  в лес идти,но ее старуха уговорила:

 —?Сходи, доченька с подружками, повеселись!

 Пришли девушки со Снегурочкой в лес.  Начали собирать собирать, плести венки,  петь песни, водить хороводы.  И только Снегурочке одной по-прежнему невесело.

 А как вечер настал, набрали девушки хворосту, костер разложили и начали все друг за дружкой прыгать через огонь.  И Снегурочка позади всех встала.

Побежала она в свою очередь  за подружками. Над огнем прыгнула, да вдруг и растаяла, в белое облачко превратилась. Поднялось  высоко облачко и пропало в небе. Только подружки и услышали, как позади что-то жалобно простонало: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки уже и нет.

 Стали они ее кликать:

 —?Ау, ау, Снегурочка!

А им из леса  только эхо и откликнулось

Источник: http://detochki-doma.ru/snegurochka/

Русские народные сказки – Снегурочка

Здесь можно скачать бесплатно ” Русские народные сказки – Снегурочка” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Сказка, издательство Литагент «АСТ»c9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2013.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Снегурочка” читать бесплатно онлайн.

Издание представляет собой ярко иллюстрированную русскую народную сказку в обработке Л. Елисеевой для чтения родителями детям.В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн.

Снегурочка

Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой

© Оформление. ООО Издательство «Родничок»

© ООО «Издательство Астрель»

* * *

Жили-были муж да жена: Иван да Марья. Прожили они жизнь дружно, любили друг друга. И всё бы хорошо, да вот беда: уж состарились, а детей всё нет.

Наступила зима. Много снега за ночь выпало. Со всех дворов выбежали на улицу ребятишки. На салазках катаются, в снежки играют, а потом взялись бабу снежную лепить.

Иван с Марьей у окошка сидели, на чужих ребят глядели. Вздыхала Марья, а Иван вдруг и говорит:

– Пойдём-ка, Марьюшка, слепим и мы бабу из снега. Экий день-то выдался славный!

– Пойдём, только давай не бабу, а дитя малое из снега вылепим – доченьку!

Вот и стали они на огороде куклу из снега лепить. Слепили туловище, ножки, ручки приладили, головку приставили. Вылепил Иван носик, стал ямки вместо глаз делать. Выглянуло вдруг из-за облаков солнышко, и заискрился у Ивана под руками снег – будто глазки глянули. А как вылепил он губки – зарозовели они и улыбнулись. Пошевелила кукла плечиками, будто вздрогнула, ручками, ножками задвигала…

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Книги похожие на “Снегурочка” читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Отзывы читателей о книге “Снегурочка”, комментарии и мнения людей о произведении.

Источник: https://www.libfox.ru/635320-russkie-narodnye-skazki-snegurochka.html

Русская народная сказка “Снегурочка”

Жил-был крестьянин Иван, и была у него жена Марья. Жили Иван да Марья в любви и согласии, вот только детей у них не было. Так они и состарились в одиночестве. Сильно они о своей беде сокрушались и только глядя на чужих детей утешались. А делать нечего! Так уж, видно, им суждено было.

Вот однажды, когда пришла зима да нападало молодого снегу по колено, ребятишки высыпали на улицу поиграть, а старички наши подсели к окну поглядеть на них. Ребятишки бегали, резвились и стали лепить бабу из снега. Иван с Марьей глядели молча, призадумавшись.

Вдруг Иван усмехнулся и говорит:

– Пойти бы и нам, жена, да слепить себе бабу!

На Марью, видно, тоже нашел веселый час.

– Что ж, – говорит она, – пойдем, разгуляемся на старости! Только на что тебе бабу лепить: будет с тебя и меня одной. Слепим лучше себе дитя из снегу, коли Бог не дал живого!
– Что правда, то правда… – сказал Иван, взял шапку и пошел в огород со старухою.

Они и вправду принялись лепить куклу из снегу: скатали туловище с ручками и ножками, наложили сверху круглый ком снегу и обгладили из него головку.

– Бог в помощь? – сказал кто-то, проходя мимо.- Спасибо, благодарствуем! – отвечал Иван.- Что ж это вы поделываете?- Да вот, что видишь! – молвит Иван.

– Снегурочку… – промолвила Марья, засмеявшись.

Вот они вылепили носик, сделали две ямочки во лбу, и только что Иван прочертил ротик, как из него вдруг дохнуло теплым духом. Иван второпях отнял руку, только смотрит – ямочки во лбу стали уж навыкате, и вот из них поглядывают голубенькие глазки, вот уж и губки как малиновые улыбаются.

– Что это? Не наваждение ли какое? – сказал Иван, кладя на себя крестное знамение.

А кукла наклоняет к нему головку, точно живая, и зашевелила ручками и ножками в снегу, словно грудное дитя в пеленках.

– Ах, Иван, Иван! – вскричала Марья, задрожав от радости.

– Это нам Господь дитя дает! – и бросилась обнимать Снегурочку, а со Снегурочки весь снег отвалился, как скорлупа с яичка, и на руках у Марьи была уже в самом деле живая девочка.

– Ах ты, моя Снегурушка дорогая! – проговорила старуха, обнимая свое желанное и нежданное дитя, и побежала с ним в избу.

Иван насилу опомнился от такого чуда, а Марья была без памяти от радости.И вот Снегурочка растет не по дням, а по часам, и что день, то все лучше. Иван и Марья не нарадуются на нее. И весело пошло у них в дому.

Девки с села у них безвыходно: забавляют и убирают бабушкину дочку, словно куколку, разговаривают с нею, поют песни, играют с нею во всякие игры и научают ее всему, как что у них ведется. А Снегурочка такая смышленая: все примечает и перенимает.

И стала она за зиму точно девочка лет тринадцати: все разумеет, обо всем говорит, и таким сладким голосом, что заслушаешься. И такая она добрая, послушная и ко всем приветливая. А собою она – беленькая, как снег; глазки что незабудочки, светло-русая коса до пояса, одного румянцу нет вовсе, словно живой кровинки не было в теле…

Да и без того она была такая пригожая и хорошая, что загляденье. А как, бывало, разыграется она, так такая утешная и приятная, что душа радуется! И все не налюбуются Снегурочкой. Старушка же Марья души в ней не чает.

– Вот, Иван! – говаривала она мужу. – Даровал-таки нам Бог радость на старость! Миновалась-таки печаль моя задушевная!А Иван говорил ей:

– Благодарение Господу! Здесь радость не вечна, и печаль не бесконечна…

Прошла зима. Радостно заиграло на небе весеннее солнце и пригрело землю. На прогалинах зазеленела мурава, и запел жаворонок. Уже и красные девицы собрались в хоровод под селом и пропели:

– Весна-красна! На чем пришла, на чем приехала?..
– На сошечке, на бороночке!

А Снегурочка что-то заскучала.

– Что с тобою, дитя мое? – говорила не раз ей Марья, приголубливая ее. – Не больна ли ты? Ты все такая невеселая, совсем с личика спала. Уж не сглазил ли тебя недобрый человек?А Снегурочка отвечала ей всякий раз:

– Ничего, бабушка! Я здорова…

Вот и последний снег согнала весна своими красными днями. Зацвели сады и луга, запел соловей и всякая птица, и все стало живей и веселее. А Снегурочка, сердечная, еще сильней скучать стала, дичится подружек и прячется от солнца в тень, словно ландыш под деревцем.

Ей только и любо было, что плескаться у студеного ключа под зеленою ивушкой.Снегурочке все бы тень да холодок, а то и лучше – частый дождичек. В дождик и сумрак она веселей становилась. А как один раз надвинулась серая туча да посыпала крупным градом.

Снегурочка ему так обрадовалась, как иная не была бы рада и жемчугу перекатному. Когда ж опять припекло солнце и град взялся водою, Снегурочка поплакалась по нем так сильно, как будто сама хотела разлиться слезами, – как родная сестра плачется по брату.

Вот уж пришел и весне конец; приспел Иванов день.

Девки с села собрались на гулянье в рощу, зашли за Снегурочкой и пристали к бабушке Марье:

Читайте также:  Александр сергеевич пушкин: жизнь и творчество

– Пусти да пусти с нами Снегурочку!

Марье не хотелось пускать ее, не хотелось и Снегурочке идти с ними; да не могли отговориться.

К тому же Марья подумала: авось разгуляется ее Снегурушка! И она принарядила ее, поцеловала и сказала:

– Поди же, дитя мое, повеселись с подружками! А вы, девки, смотрите берегите мою Снегурушку…

Ведь она у меня, сами знаете, как порох в глазу!
– Хорошо, хорошо! – закричали они весело, подхватили Снегурочку и пошли гурьбою в рощу.

Там они вили себе венки, вязали пучки из цветов и распевали свои веселые песни. Снегурочка была с ними безотлучно.
Когда закатилось солнце, девки наложили костер из травы и мелкого хворосту, зажгли его и все в венках стали в ряд одна за другою; а Снегурочку поставили позади всех.

– Смотри же, – сказали они, – как мы побежим, и ты также беги следом за нами, не отставай!

И вот все, затянувши песню, поскакали через огонь.
Вдруг что-то позади их зашумело и простонало жалобно:

– Ау!

Оглянулись они в испуге: нет никого. Смотрят друг на дружку и не видят между собою Снегурочки.

– А, верно, спряталась, шалунья, – сказали они и разбежались искать ее, но никак не могли найти. Кликали, аукали – она не отзывалась.- Куда бы это девалась она? – говорили девки.

– Видно, домой убежала, – сказали они потом и пошли в село, но Снегурочки и в селе не было.

Искали ее на другой день, искали на третий. Исходили всю рощу – кустик за кустик, дерево за дерево. Снегурочки все не было, и след пропал. Долго Иван и Марья горевали и плакали из-за своей Снегурочки. Долго еще бедная старушка каждый день ходила в рощу искать ее, и все кликала она, словно кукушка горемычная:

– Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка!..

И не раз ей слышалось, будто голосом Снегурочки отзывалось: “Ау!”.

Снегурочки же все нет как нет! Куда же девалась Снегурочка? Лютый ли зверь умчал ее в дремучий лес, и не хищная птица ли унесла к синему морю?
Нет, не лютый зверь умчал ее в дремучий лес, и не хищная птица унесла ее к синему морю; а когда Снегурочка побежала за подружками и вскочила в огонь, вдруг потянулась она вверх легким паром, свилась в тонкое облачко, растаяла… и полетела в высоту поднебесную.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Скачать текст русской народной сказки “Снегурочка”

Источник материала

Источник: https://viline.tv/deti/article/partner-russkaa-narodnaa-skazka-snegurocka

Урок литературного чтения “Сказки народные и литературные. В.И. Даль “Девочка Снегурочка” и русская народная сказка “Снегурочка”

Конспект урока литературного чтения

2 класс, УМК «Планета знаний»

Тема: “Сказки народные и литературные”.

В.И. Даль “Девочка Снегурочка” и русская народная сказка “Снегурочка”

Петрова Елена Павловна

учитель начальных классов

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»,

Тип урока: обобщение.

Цели:

Обучающая:

  • Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»

  • Формирование понятия об авторской и народной сказках

  • Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.

Развивающая:

  • Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений

  • Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)

Воспитывающая:

  • Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества

  • Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.

Оборудование: демонстрационный материал(портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организа-ционный.

Проверка готовности учащихся,

психо-эмоцио- нальный настрой на работу
 

– Добрый день. Все готовы начать урок литературного чтения?

– Какое сейчас время года? Какая за окном погода? Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. А как летят и кружатся снежинки? Молодцы, какие красивые снежинки.

Улыбнитесь. Поднялось у вас настроение? С таким хорошим настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Эмоционально настраивает учащихся на работу
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку,
 выполняют упражнения

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

– выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание к получению нового.

Коммуникативные:

– формирование умения слушать и слышать.

Постановка цели.

Выход на тему.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

 Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,

а превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Слайд 2.

Какие желания мы не будем исполнить на уроке чтения?

(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать на 100 метров. В центре – снежинка со словом ХОЧУ.)

Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему?  (Не знаем тему урока).

 Организует диалог с учащимися, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно план урока
 

 Дети определяют, что на уроке не будем решать примеры и бегать на 100 метров

Приходят к выводу, что необходимо определить тему урока.

Регулятивные:

– постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

– постановка и решение проблемы;

Личностные:

– развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

– умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Определение темы урока

Работа над темой.

Работа по содержанию

Определим тему, разгадав ребус Слайд 3.

(получается слово «Снегурочка»)

В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”).

На прошлом уроке мы прочитали сказку “Девочка Снегурочка”. Кто её автор? (В.И. Даль). Слайд 4. Если у сказки есть автор, значит она… (авторская)

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, в котором главная героиня Снегурочка.

Откройте учебники на стр. 99.

Обратите внимание, что записано под названием (она народная) (Читают сказку целиком)

Зачем мы прочитали еще одну сказку о Снегурочке? (чтобы сравнить) Слайд 5.

Снежинку со словом «ХОЧУ» заменим на снежинку со словом «МОГУ». Слайд 6.

Теперь мы можем исполнить свои желания. Будем сравнивать, читать, исследовать и т.д.

Нацеливает на определение темы урока через ребус. Подводит детей к самост-ному выводу.

Чтение сказки

Разгадывают ребус, определяют тему урока. Читают сказку целиком

Регулятивные:

– предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

– выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять

внимание, желание узнать больше.

– знание основных моральных норм работы в группах (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

– умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами иусловиями коммуникации.

Сравнительный анализ сказок

Отличаются эти сказки?

Вам на парты упали снежинки с определениями слова Снегурочка. Выберите то, которое подходит к нашим произведениям. Приложение 1.

Какое определение подходит? Почему? У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца. Слайд 7.

Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в  Индии, Бразилии или странах Африки?

А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).

– Снежинку со словом «МОГУ» меняется на снежинку со словом «ДЕЛАЮ». Слайд 8.

– Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”.

Мы сравниваем два произведения про Снегурочку Слайд 9. Для этого поиграем в игру “Крестики-нолики”.

Перед вами таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные.

Приложение 2.

Выполняют сравнительный анализ, заполняют таблицу. Слайды 10-13

Приложение 3.

Организует подводящий диалог, уточняет, совместно с детьми сравнительный анализ. По мере ответов заполняет таблицу.
 

Определяют основные характеристики сказки, сравнивают сказку авторскую с литературной,рассуждают делают выводы

Познавательные:

– поиск и выделение необходимой информации,

– выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

– умение действовать по плану, заполнение таблицы.

Личностные:

– готовность к сотрудничеству, Коммуникативные:

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Психофизическая тренировка

Релаксация

“Выйдем” и мы на улицу, в снежки поиграть.

Я мороза не боюсь!Я с ним крепко подружусь.Подойдёт ко мне мороз,Тронет уши, тронет нос.Значит надо не зевать,Прыгать, бегать и играть!

А ещё снежки бросать.

Организация психофизической разгрузки

Выполняют упражнения

Коммуникативные:

– умение слушать и выполнять упражнения

Обобщение

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Мы сравнили две сказки. Какой вывод сделаем?

(Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка)

В сказках добро побеждает зло.

Обе сказки по-своему хороши.

Обе Снегурочки понравились и т.д.

В чём различия сказок авторских и народных?

Что общего во всех сказках?

Снежинку “ДЕЛАЮ” меняем на снежинку “ПОЛУЧАЮ”) Слайд 14.

Совместно с детьми обобщает выполненный сравнительный анализ сказок

Подводят итоги своей работы, делают выводы и оценивают свои знания.

Регулятивные:

– контроль в форме сличения способа действия и его результата с с целью Познавательные:

– установление причинно-следствен- ных связей, построе-ние логической цепи рассуждений, доказа-тельства, выдвижение гипотез и ихобоснования

Личностные:

– оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Рефлексия.

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил? Слайд 15-16

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на урок

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

– осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

– осуществлять итоговый контроль

Личностные:

– оценивать собственную учебную деятельность

Коммуникативные:

– умение строить продуктивное взаимодействие с сверстниками и взрослыми.

– проявлять активность в деятельности.

Этап разъяснения домашнего задания

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Слайд 17

Проводит разбор домашнего задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные:

– самостоятельное формулирование познавательной цели;

– построение логии-ческой цепи расу-ждений;

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем Коммуникативные:

– постановка вопросов

– инициативное сотру-дничество в поиске и сборе информации;

– умение слушать и вступать в диалог;

Приложение1.

Снегурочка:

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

Приложение 2.

Игра «Крестики – нолики»

Название

Автор

Герои

Жанр

Начало (зачин)

Основ.часть

Окончание

“Девочка Снегурочка”

“Снегурочка”

Приложение 3.

Сравнительный анализ: (по мере ответов заполняем таблицу)

1). Название произведения. (устные ответы) Слайд 9.

1 вариант – “Девочка Снегурочка”

2 вариант – “Снегурочка”

2). Автор. (устные ответы)

1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)

2 вариант – сказка народная

3). Герои. (выбор правильного варианта ответа) Слайд 10.

– Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, в какой табличке, герои из какого произведения.

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк

Лиса

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

Коровушка

(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)

4). Жанр произведения

Приметы сказки:

Зачин

Присказка

Волшебство

Троекратный повтор

Устаревшие слова Концовка

Добро побеждает зло

– Чтобы доказать, что на произведение сказка, вспомним “Приметы сказки” Слайд 11

5) Определим тип сказки по алгоритму Слайд 12.

– Любая сказка включает в себя 3 основные части: Слайд 13.

Зачин

Основная часть

Концовка

6) – Одной из примет сказки является зачин. Что это такое?

– Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение)

Вывод: зачин в сказках одинаковый

Презентация

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-litieraturnogho-chtieniia-skazki-narodnyie-i.html

Ссылка на основную публикацию