Родион раскольников: характеристика и образ героя в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание»

Сочинение: Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» | Литерагуру

(392 слова)

Главным героем романа Ф.М. Достоевского является студент Родион Раскольников. Именно через повествование о судьбе этого персонажа писатель пытается донести до читателя свои мысли.

Всё произведение является, по сути, разоблачением первых около-ницшеанских идей, которые приобрели определённую популярность в конце XIX века. Не случайно герой является выходцем из студенческой среды, более всего подверженной самым разнообразным веяниям и волнениям.

Родион – привлекательный, умный, но крайне бедный молодой человек, он живёт в убогой квартирке и не может продолжать обучение. В голове героя приживается идея о превосходстве одних людей над другими.

Себя он, само собой, относит именно к высшей категории, а остальных считает бесполезной серой массой.

Следуя своей же логике, теоретик ницшеанства решается на убийство мерзкой старухи, чтобы использовать её деньги на благие дела.

Однако Достоевский сразу же показывает борьбу героя с самим собой. Раскольников постоянно сомневается, то отказываясь от этой затеи, то снова возвращаясь к ней.

Он видит сон, в котором он ещё ребёнком плачет над забитой лошадью, и понимает, что не сможет убить человека, но случайно услышав, что старуха будет дома одна, всё-таки решается на преступление.

Наш герой разработал безупречный план, однако всё заканчивается настоящей бойней: он убивает не только Алену Ивановну, но и её беременную сестру, и в панике сбегает, прихватив с собой лишь горстку украшений. Раскольников — не злодей и не безумец, но безденежье, болезнь и безысходность доводят его до отчаяния.

Совершив преступление, Родион теряет покой. Его болезнь обостряется, он прикован к постели и страдает от кошмаров, в которых вновь и вновь переживает случившееся. Постоянно усиливающийся страх разоблачения терзает его, а изнутри героя мучает совесть, хоть и сам он в этом не признаётся. Ещё одно чувство, ставшее неотъемлемой частью Раскольникова, стало одиночество.

Переступив закон и мораль, он отделил себя от других людей, даже его лучший друг Разумихин, его сестра Дуня и мать Пульхерия становятся ему чужими и непонятными. Свою последнюю надежду он видит в проститутке Соне Мармеладовой, которая, по его мнению, тоже переступила закон и мораль, а потому может понять убийцу.

Возможно, он надеялся на оправдание, но Соня призывает его покаяться и принять наказание.

В конце концов, Раскольников разочаровывается в себе и сдаётся полиции. Однако, Родион все еще продолжает верить в свою теорию о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Только в эпилоге к нему приходит осознание бессмысленности и жестокости этой идеи, и, отрёкшись от нее, герой встаёт на путь духовного возрождения.

Именно через образ Раскольникова Достоевский низвергает эгоцентризм и бонапартизм, а возвышает христианство и человеколюбие.

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-obraz-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Родион Раскольников: образ в романе «Преступление и наказание» :

Литературный персонаж Родион Раскольников – образ непростой. Многие считают его самым противоречивым персонажем русской литературы XIX в. Что же это за герой, в чем суть его душевных метаний и какое преступление он совершил? Давайте разберемся в этом.

Кто таков Родион Раскольников

Прежде чем рассмотреть образ Родиона Раскольникова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание», стоит узнать о его биографии.

Родион Романович Раскольников – студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета, возраста 23 лет. Он красив, умен и образован. Будучи выходцем из небогатой мещанской семьи, Раскольников в возрасте 21 года приехал в Северную столицу России.

Поскольку его отец умер несколькими годами ранее, а мать и сестра живут весьма скромно, юноше приходилось рассчитывать только на свои силы.

Жизнь и учеба в Петербурге была довольно дорогой, и, чтобы заработать, молодой провинциал давал частные уроки дворянским детям. Однако усталость и истощение организма привели к тому, что юноша серьезно заболел и впал в глубокую депрессию.

Перестав преподавать, Родион лишился единственного источника дохода и вынужден был бросить учебу. Находясь в тяжелом моральном состоянии, он спланировал и осуществил убийство и ограбление старухи-процентщицы. Однако из-за появления нежелательной свидетельницы юноше пришлось убить и ее.

Большую часть романа Раскольников анализирует свой поступок с разных сторон и пытается найти себе как оправдание, так и наказание. В это время он спасает сестру от навязанного ей замужества и находит для нее достойного и любящего супруга.

Кроме того, он помогает семье проститутки по имени Соня Мармеладова и влюбляется в нее. Девушка помогает герою осознать свою вину. Под ее влиянием Родион сдается полиции и отправляется на каторгу. Девушка едет за ним и помогает Раскольникову найти силы для будущих свершений.

Кто был прототипом главного героя романа «Преступление и наказание»

Образ Раскольникова Ф. Достоевским был взят из реальной жизни. Так, в 1865 г. некий Герасим Чистов в процессе ограбления убил топором двух женщин-служанок. Именно он стал прототипом Родиона Раскольникова. Ведь Чистов был старообрядцем, то есть «раскольником» — отсюда и фамилия героя романа.

Теория о собственной избранности как защитная реакция на несправедливость мира

Анализируя образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание», в первую очередь стоит обратить внимание на то, как же добродушный юноша из приличной семьи решил стать убийцей.

В те годы в России популярностью пользовался труд «Жизнь Юлия Цезаря», написанный Наполеоном III. Автор утверждал, что люди делятся на обычных и личностей, творящих историю. Этим избранным можно игнорировать законы и идти к своей цели, не останавливаясь перед убийствами, воровством и другими преступлениями.

Эта книга в годы написания «Преступления и наказания» была весьма популярной в Российской империи, и поэтому многие интеллектуалы мнили себя именно этими «избранными».

Таким был и Раскольников. Однако его увлечение идеями Наполеона III имело другую подоплеку. Как было указано выше – герой был провинциалом, совсем недавно прибывшим в столицу.

Судя по его доброму нраву, который он (вопреки собственным желаниям) часто демонстрирует в романе (помог Соне с похоронами, спас незнакомую девушку от негодяя), изначально юноша был полон самых светлых надежд и планов.

Но, прожив в столице несколько лет, убедился в безнравственности и продажности ее жителей. Будучи высоконравственным человеком, Родион Романович так и не смог приспособиться к такой жизни. В результате – оказался на ее обочине: больным и без денег.

В этот момент чувствительная юношеская душа, неспособная принять окружающую действительность, начала искать отраду, которой и стала для нее идея избранности, высказанная Наполеоном III.

С одной стороны, эта вера помогла Раскольникову принять окружающую его действительность и не сойти с ума. С другой – стала ядом для его души. Ведь желая проверить себя, герой решился на убийство.

Убийство как проверка себя

Рассмотрев предпосылки для совершения преступления главным героем романа, стоит перейти к самому убийству, которое стало переломным событием, повлиявшим на образ Родиона Раскольникова.

«Преступление и наказание» изначально описывает мотив для убийства не только как попытку героя проверить себя, но и как его желание покарать хоть одну кровопийцу, паразитирующую на людских бедах.

Взяв на себя ту миссию, Раскольников мнит, что совершает благое дело, ведь он избавляет униженных и оскорбленных от процентщицы-мучительницы. Однако Высшие силы показывают герою всю ничтожность его поступка. Ведь из-за его рассеянности невменяемая сестра старухи становится свидетельницей убийства. И теперь, чтобы спасти свою шкуру, Родион Раскольников вынужден убить и ее.

В результате, вместо того, чтобы стать борцом с несправедливостью, Раскольников становится банальным трусом, ничем не лучше своей жертвы. Ведь ради своей выгоды он лишает жизни невинную Лизавету.

Преступление и наказание Раскольникова

После совершенного образ Раскольникова в романе приобретает некую раздвоенность, как будто герой находится на перекрестке.

Он пытается понять, сможет ли он дальше жить с таким пятном на совести или ему нужно признаться и искупить вину. Терзаемый муками совести, Родион все больше осознает, что он не таков, как его герои, мирно спящие, послав на смерть тысячи невинных людей. Ведь убив всего двух женщин, он оказывается не способен простить себе это.

Чувствуя свою вину, он отдаляется от людей, но при этом ищет родственную душу. Ею становится Соня Мармеладова – девушка, отправившаяся на панель, дабы спасти от голодной смерти родных.

Родион Раскольников и Сонечка Мармеладова

Именно ее греховность становится тем, что привлекает Раскольникова. Ведь, как и он, девушка согрешила и чувствует свою вину. А значит, испытывая стыд за содеянное, она сможет его понять. Эти доводы становятся причиной того, что признается девушке в убийстве Родион Раскольников.

Образ Сонечки Мармеладовой в этот момент противопоставлен главному герою. С одной стороны, она жалеет и понимает его. Но с другой — призывает Родиона признаться и понести наказание.

На протяжении второй половины романа, а особенно в финале, происходит противопоставление: Раскольников – образ Сонечки. Полюбив Родиона и вынудив его признаться, девушка берет на себя часть его вины.

Она добровольно отправляется в Сибирь, куда сослан ее возлюбленный. И, несмотря на его пренебрежение, продолжает заботиться о нем.

Именно ее самоотверженность и помогает Раскольникову (запутавшемуся в своих мудрствованиях и моральном самобичевании) уверовать в Бога и найти силы жить дальше.

Родион Раскольников и Свидригайлов: две стороны одной медали

Чтобы лучше раскрыть заблуждение главного героя, Достоевский ввел в роман «Преступление и наказание» образ Свидригайлова.

Хотя его идеалы, кажется, отличаются от Родионовых, главный движимый им принцип: можно делать зло, если конечная цель — благо.

В случае с этим персонажем, его злые поступки далеко не единичны: он был шулером, ненамеренно убил слугу и, возможно, «помог» своей супруге отправится на тот свет.

Поначалу кажется, что он не таков, как Раскольников.

Образ его – это полная противоположность Родиону как во внешнем облике (стар, но ухожен и невероятно хорош собой), так и в манере поведения (имеет нужные связи, прекрасно понимает психологию людей и умеет добиваться своего).

Более того, долгое время Свидригайлов успешно убеждает и Раскольникова, и себя в том, что ему чуждо чувство вины, и единственная его слабость — это его неуемные желания. Однако ближе к финалу эта иллюзия рассеивается.

Мучимого виной за гибель супруги героя преследуют галлюцинации с ее образом. Кроме того, персонаж не только хранит тайну Родиона (не требуя взамен ничего), но и помогает деньгами Сонечке, как будто каясь в том, что не смог в свое время принять наказание за свои проступки.

Довольно интересно выглядит и противопоставление любовных линий Раскольникова и Свидригайлова. Так, полюбив Соню, Родион взваливает на нее часть своих мук, рассказав ей правду о своем преступлении. Их отношения можно описать словами Шекспира: «Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним».

Отношения Свидригайлова с Дуней начинаются на похожей ноте. Хорошо разбираясь в женской психологии, мужчина изображает ищущего искупления негодяя. Жалея его и мечтая наставить на путь истинный, Дуня влюбляется в него. Но осознав, что ее обманули, скрывается от возлюбленного.

Во время последней встречи Аркадию Ивановичу удается добиться от девушки своеобразного признания своих чувств.

Однако понимая, что, несмотря на их взаимную любовь, будущего у них нет из-за его прошлого, Свидригайлов отпускает Дуню, решив ответить за свои грехи самостоятельно.

Вот только, в отличие от Родиона, он не особо верит в искупление и возможность начала новой жизни, поэтому кончает с собой.

Каково возможное будущее героев романа

Ф. Достоевский оставил открытым финал своего романа, лишь поведав читателям о том, что главный герой раскаялся в содеянном и уверовал в Бога. Но действительно ли изменился Родион Романович? От своей идеи, избранности для великого подвига, он так и не отказался, лишь адаптировав ее под христианскую веру.

Хватит ли ему сил начать действительно новую жизнь? Ведь в прошлом этот персонаж не раз демонстрировал непрочность своих убеждений и склонность пасовать перед трудностями. К примеру, при финансовых проблемах, вместо того, чтобы искать пути их решения, забросил учебу и перестал работать. Если бы не Соня, возможно, он и не признался бы, а застрелился, на брудершафт со Свидригаловым.

Читайте также:  Стихи об осени: а. плещеев "скучная картина"

При таком совсем не оптимистическом будущем одна надежда на любовь Сонечки. Ведь именно она в романе демонстрирует настоящую веру и благородство. Борясь с финансовыми трудностями, девушка не впадает в философствование, а продает свою честь. А став проституткой, она изо всех сил пытается сохранить свою душу.

Взяв на себя ответственность за любимого человека, она получает шанс начать жизнь сначала – Свидригайлов обеспечивает деньгами ее родных, да и самой девушке оказывает финансовую помощь, зная о ее намерении ехать за Родионом на каторгу. А оказавшись на каторге, среди отбросов общества, Соня изо всех сил старается помочь каждому из них.

Иными словами, эта героиня не готовит себя к некому великому подвигу на благо человечества, а ежедневно совершает его. Ее «Любовь … деятельная — это работа и выдержка… «, в то время как у Родиона она «мечтательная, жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого, и чтобы все на него глядели».

Научится ли Родион мудрости и смирению у Сони или продолжит мечтать о подвиге? Покажет время.

Артисты, воплотившие образ Родиона Раскольникова на киноэкране

Роман «Преступление и наказание» является одним из самых известных среди наследия Достоевского.Поэтому он не раз был экранизирован, причем не только в России, но и за рубежом.

Наиболее известные исполнители роли Родиона Раскольникова – это Робер Оссейн, Георгий Тараторкин и Владимир Кошевой.

Источник: https://www.syl.ru/article/308730/rodion-raskolnikov-obraz-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» несёт в себе огромный философский смысл, на который нас наводит главный герой произведения Родион Раскольников. Но для того чтобы полностью понять, почему именно этот молодой человек стал неотъемлемой частью данного творения, мы должны ответить на ряд вопросов, связанных с ним.

Постепенно вся сущность персонажа развернётся перед нами полностью.      Для начала мы должны понять, как выглядел Раскольников. Достоевский представляет читателю некоторые детали ещё в первой главе, в самом начале произведения. Герой был довольно «хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

Это описание позволяет понять лишь внешние характеристики Родиона Романовича. Нельзя не принять во внимание окружающую его обстановку. В то время как образ главного персонажа мог показаться вполне приятным, природа же и люди показаны не в самом лучшем свете.

Мы знаем, что Раскольникову не хватало денег на проживание, поэтому ему приходилось ходить к старухе-процентщице и отдавать ей последние ценные вещи. В голове разумного, творческого человека появился план, осуществление которого могло облегчить жизнь многим людям. По крайней мере, герой так думал. Убийство старухи и было его замыслом.

Ему захотелось узнать «тварь ли он дрожащая или право имеет…» Но сразу же назревает вопрос. Разве обычный человек может лишить жизни другого? С этого момента и началось самое интересное. Достоевский показал Родиона Романовича не плавно переходящего из одного состояния в другое, а, наоборот, мечущегося из крайности в крайность.

После убийства процентщицы и её сестры «теория» героя потерпела крах, что и причинило боль ему и людям, окружавшим его. Его действие не привело ни к чему полезному. Он начал срываться на своего лучшего друга Разумихина и даже на свою мать с сестрой. Сильный, умный, щедрый в душе Раскольников не может долго скрывать то, что совершил ужасное.

Хотя и пытается переступить через свою натуру. Любой человек нуждается в общении и в контакте с другими людьми. На протяжении всего романа можно заметить, что поведение героя менялось в положительную сторону. Родион, не смотря на недостаток материальных средств, отдаёт свои деньги другим людям и не просит у них какой-либо отдачи.

Но когда герой чувствует себя в безвыходном положении от всей накопившейся тяжести в душе, он находит человека, с которым может поделиться всеми сложностями. Даже в этой ситуации Раскольников ведёт себя очень избирательно и меркантильно. Он всё ещё не намерен признавать проигрыш в целом. Свои грехи герой изливает Соне, которая отчасти была похожа на него своими поступками.

Их главное различие, которое и показывает нам основную ошибку в действиях Родиона, заключается в том, что девушка видела прямую выгоду от её работы, а молодой человек всего лишь предполагал то, что он сможет быть полезным для многих людей.

Но почему Раскольников совершил такое преступление, что его на это подтолкнуло? По-видимому, причиной была его бедность, несправедливость окружающих, тусклость жизни. А отталкивает герой своих близких лишь потому, что боится осквернить их честь своим поступком. В итоге совесть берёт верх над ним. Родион Романович признался в коварных деяниях. И благодаря этому раскаянию, он чувствует некое облегчение, ведь скрывать убийство больше не было терпения и сил. Всему есть свой конец.

     Достоевский взял в пример такого человека, чтобы мы смогли осознать основную проблему всех веков. А заключается она в том, что никто на земле не может остаться безнаказанным. Жизнь намного сложнее каждого из нас, изобретательнее и мудрее. И только через раскаяние наш Раскольников понял всё это. Он продолжил жить, но уже на совершенно новом для него уровне.

Добавил: melnikovevg

84174 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00907591302124197252

Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Раскольников как герой нового типа — это художественная альтернатива Достоевского образу «новых людей», созданному Н.Г.Чернышевским.

Образ Раскольникова как главного  героя романа «Преступление и наказание»

Детство героя.

Это — любящая семья, атмосфера доверия и дружбы. Первый сон Раскольникова как отражение его состояния, впечатлений детской души.

Доброта и жалость к униженным и оскорбленным как характерная черта героя. Идея протеста и борьбы.

Герой — студент юридического факультета.

Это принципиально для писателя, так как именно юристы занимаются законностью этого мира. Тем не менее, он вынужден сам зарабатывать себе на пропитание и на оплату учебы (частные уроки, переводы, статьи), материально его поддерживает семья (мать и сестра), т.е. судьба  главного персонажа романа типична для разночинца.

Доброта и благородство — черты, которые особо выделяет писатель в своем герое.

(Раскольников отдает деньги семье Мармеладова, спасает от преследования пьяную девочку на бульваре, одна из причин, по которой он убивает старуху-процентщицу — помочь матери и сестре, которая решается выйти замуж за Лужина, чтобы материально помогать брату).

Теория Раскольникова

Главное в романе — теория героя и его отношение к ней, а также других персонажей и автора:

  • содержание теории: разделение всех людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих», т.е. на сильных личностей, которым многое позволено, даже «переступить через кровь», и толпу, которой не позволено ничего;
  •  причины, побудившие Родиона сделать «пробу» (по словам самого героя): помочь семье, избавить Дунечку от унизительного брака с Лужиным, убить никчемную старуху и на ее деньги помочь многим бедным талантливым людям выбраться из нищеты, проверить себя;
  •  события, подталкивающие героя к преступлению: разговор студента с офицером, исповедь Мармеладова, судьба пьяной девочки на бульваре, утопленница, собственное бедственное положение (задавленность бедностью), обстановка нищеты, Петербург Достоевского;
  •  преступление, влекущее за собой другое преступление (убийство по-детски беззащитной Лизаветы вслед за убийством Алены Ивановны):
  •  несоответствие теории душе героя (композиция романа — большая часть о наказании, а не о преступлении): Раскольников не воспользовался деньгами, взятыми у старухи, он испытывает тяжкие душевные муки

он чувствует себя отрезанным от всего мира

  •  выход для человека, ввергнувшего себя в ад теории, по мнению писателя, — в покаянии, но покаянии не формальном (покаяние Раскольникова на площади, не признание у следователя), а внутреннем (приходящем к герою на каторге).

Система образов романа как отражение теории Раскольникова

  •  образы униженных и оскорбленных, подтверждающие несправедливость этого мира (Мармеладов, Катерина Ивановна);
  •  образы-двойники (Свидригайлов, Лужин), люди, не декларирующие теории, но практически живущие, руководствуясь теорией «все дозволено»;
  •  образы, опровергающие теорию Раскольникова ( Дунечка, Разумихин, Порфирий Петрович, Мармеладова).

Значение Сони Мармеладовой для героя

  • близость судьбы Сони и Родиона  (оба преступили черту — убийца и блудница),
  •  противостояние этих судеб (Раскольников, убив старуху и Лизавету, «убил себя», Соня, став проституткой, сохранила душу, в основе ее падения — жертвенность, в основе преступления героя — гордыня);
  •  роль Сони в покаянии Родиона (судьба героини, ее отношение к жизни, ее диалоги с Раскольниковым помогают герою заново увидеть мир, понять, что в нем нет кардинального разделения только на две категории, подвигают героя к раскаянию и покаянию).

Отношение автора к герою.

Оно определяется отношением к его античеловечной теории. Все построение романа ведет читателя к мысли, что человек, подчиняющий себя теории, обречен на падение в ад, выходом же из ада может быть только покаяние.

Средства раскрытия характеров в романе «Преступление и наказание»

  • поступки (помощь другим людям, убийство);
  • описание психического состояния героя (болезнь Родиона, ощущение «отрезанности от всего мира», нелогичность поступков);
  • сны Раскольникова — отражение его внутренней жизни. Роль последнего сна — последнее, что пробуждает героя к жизни, т.к. аллегорически показывает, к чему может привести теория.
  •  монологи и диалоги персонажа.
  •  отношения с другими персонажами.

Интерес Достоевского к социальным процессам, происходящим в России. Провидение писателя: губительность теории, которая овладевает человеком, подчиняет его себе, лишает его человечности.

Образ Раскольникова — прообраз «антигероев» ХХ века — террористов, фашистов, коммунистов — людей, которые подчиняют себя теории и считают для себя возможным решать судьбы людей и всего человечества.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/obraz-rodiona-raskolnikova-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Родион Раскольников – центральный персонаж одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Образ этого героя, равно как и всех остальных, описанных великим русским писателем, наполнен глубоким философским смыслом. Для того чтобы лучше его понять, нужно проанализировать сущность Раскольникова и основные поступки, совершаемые им в романе.

Идея Раскольникова

Внешность персонажа, несомненно, имеет большое значение. С самых первых строчек произведения в воображении читателя создается образ довольно красивого молодого человека: у него высокий рост, русые волосы, темные глаза.

Однако одежда Родиона Раскольникова изношена, а живет он в тесной комнате; видно, что юноша находится в трудном финансовом положении. Из-за этого молодой человек стал замкнут; ему, умному и гордому человеку, было унизительно ощущать себя бедным.

Он отдает вещи старой процентщице, чтобы получить хоть какие-то деньги, и вскоре решает убить старуху, а ее деньги  использовать для помощи молодым людям.

Такая идея была порождена рассуждениями юноши о делении людей на обычных и «право имеющих»; первые должны просто существовать, полностью подчиняясь воле вторых, которые могут распоряжаться человеческими судьбами и нарушать законы во имя достижения различных высоких целей. Отнеся себя ко второй категории, Родион считал, что сможет улучшить качество жизни многих людей, пользуясь своим правом.

Разочарование

Однако осуществление этого плана не улучшило состояния Раскольникова: молодому человеку становится страшно и неприятно, он фактически находится на грани сумасшествия. Но это состояние вызвано не совершением тяжкого преступления, а тем, что он не выдержал поставленного перед собой испытания и, следовательно, не является «право имеющим».

Читайте также:  А. с. пушкин "вновь я посетил": анализ стихотворения

Очевидно, что он совершил преступление из-за своей нищеты, подтолкнувшей его на подобные рассуждения. Юноша живет в постоянном страхе и напряжении, ему трудно, но он из гордости не признает своих ошибок.

Раскольников начинает бросаться в крайности: то совершает благородные поступки, например, отдает все свои деньги на похороны Мармеладова, то срывает свою злость на близких людях. Он боится осквернить честь родных своим страшным поступком. Через некоторое время ему стало невыносимо держать в себе всю накопившуюся на душе тяжесть.

Человеком, которому он смог открыться, стали не родные и не близкий друг Разумихин, а Соня Мармеладова – девушка с непростой судьбой, вынужденная зарабатывать деньги на панели для того чтобы кормить свою семью.

Помощь Сони

Скромная Соня постоянно терпит обиды и унижения, но сильная вера в Бога помогает ей переносить все трудности и даже жалеть окружающих ее людей. Раскольников рассказывает ей о содеянном, и вскоре по совету девушки признается в этом и следователю.

Он должен отправиться на каторгу; однако более страшное для него наказание – терзания совести и необходимость обманывать близких людей – оказывается позади.

Соня едет в Сибирь вместе с Родионом, и впоследствии ее любовь и терпение помогают молодому человеку обратиться к богу, по-настоящему ощутить раскаяние и начать новую жизнь.

Основная идея (заключение)

Через образ главного героя писатель раскрывает перед читателями основную идею произведения: ни один человек не может остаться безнаказанным, и самым тяжелым наказанием являются испытываемые им душевные муки. Любовь к ближним, вера в Бога и следование принципам нравственности помогут каждому прожить жизнь как можно лучше. В конце романа это осознал и его главный герой – Родион Раскольников.

Сочинения по роману Достоевского «Преступление и Наказание»

Источник: http://spadilo.ru/obraz-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Родион Романович Раскольников — характеристика героя

Родион Раскольников эрудированный молодой человек 23 лет, душа которого находится в постоянном поиске. Он не уверен точно, кто он в структуре им же придуманной теории о разделении массы человеческой на два основных типа: «низшие люди» и «собственно люди».

В первую категорию Раскольников относит «тварей дрожащих» или «материал» — законопослушных, консервативных, заурядных людишек. Во вторую — людей выдающихся, достойных, двигающих мир, имеющих право даже на нарушения законов этики и морали. 

Герой надеется, что ему на роду писано быть среди «избранных». Но его беспокоит собственная нерешительность в принятии решений посягающих на нормы нравственности.

По сути, за угрюмым, высокомерным и самолюбивым меланхоликом скрывается второе «я» Раскольникова — чуткий, великодушный, добрый человек, любящий свою семью и не желающий никому страданий.

Пойдя на кровавое преступление, Раскольников стремился доказать себе, что он сам относится ко второму типу людей, и его впереди ждут особые свершения. Однако результат разочаровал убийцу-теоретика, угрызения совести привели его к выводу, что он глубоко заблуждался.

Роль в сюжете романа

Три года назад Родион Романович Раскольников, рождённый в бедной, но гордой семье, прибыл из глубокой провинции в Петербург для обучения в юридическом университете.

Темноглазый шатен выше среднего роста, стройный фигурой и приятный на лицо выходил на улицы Петербурга в жутких лохмотьях и в сильно изношенной, в пятна и дырах шляпе.

Герой находился на грани нищеты и не мог более оплачивать своей учёбы и проживания в большом городе. 

Этот неприятный факт подтолкнул его к свершению чудовищного преступления.

Несколько раз Родион обращался за займами к Алёне Ивановне, скупой и неприятной бабке, наживающейся на безвыходных ситуациях терпящих серьёзную нужду людей.

Студент убил топором старуху, выдающую деньги под проценты и залог, и её тихую сестру Лизу, случайно ставшую свидетельницей происшествия. За совершённое им преступление задержан безвинный человек.

О причастности Раскольникова догадывается следователь, но доказательств нет — если не брать в расчёт «теорию Раскольникова» и его неоднозначное, нервное, депрессивное поведение.

Родион знакомится с семьёй Мармеладовых и неожиданно находит сочувствие в лице Сонечки, которая жертвуя своей честью, зарабатывает на панели, чтобы прокормить своих сводных братьев и сестёр.

Его гнетёт глобальная разница мотивов его преступления и преступления бедной девушки. Состояние душевного раскола нарастает с каждым днём. 

Не в силах примириться с самим собой Раскольников ссорится с матерью и сестрой, с единственным другом, отказывается от сочувствия Сонечки и, в конце концов, является в полицию с повинной.

После суда героя ждут каторга и ссылка. Вместе с ним уже по собственной воле отбывать наказание едет сочувствующая ему Соня Мармеладова.

Рядом с ней Раскольников обретёт счастье и по-настоящему раскается в совершённых грехах.

Цитаты Раскольникова

— Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть.

— Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.

— Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!

— Ко всему-то подлец-человек привыкает!

— … я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю.

— Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости… это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся…

— Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!

— Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его на простом собьют. Хитрейшего человека именно на простейшем надо сбивать.

— Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё…

— И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет!

— Я ведь не старушонку убил, я себя убил!

— При неудаче всё кажется глупо!

— Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст!

— Хлеб-соль вместе, а табачок врозь.

— Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, — более или менее, разумеется.

Источник: http://fandea.ru/773-rodion-romanovich-raskolnikov-harakteristika-geroja.html

Образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента.

Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут же решает заменить головной убор.

В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников – «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей. Его мысли сводятся к одному: во что бы то ни стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих».

Излагает свои взгляды Родион в газетной статье «О преступлении». В ней герой поясняет, что «высшие», движимые великой целью, имеют полное право презреть нравственные законы и принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». «Низшие» представляются герою материалом для воспроизведения человеческого рода и не более того.

Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в религии. При этом «высшие» становятся «новыми законодателями» для всех остальных, сдерживающий компонент библейских заповедей для них необязателен. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» – Наполеон Бонапарт.

Несмотря на это, Родион Романович вынужден начинать свой путь «высшего» с поступков, заметно отличающихся от деяний знаменитого французского императора.

Примечательны условия жизни будущего Наполеона. Раскольников живет в убогой комнатке на чердаке. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».

Родион вынужден закладывать последние вещи Алене Ивановне, процентщице. Он довел себя до крайней степени бедности. Тем не менее такое положение дел не слишком тяготит нашего героя. Ему видится в бедности странное величие: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа».

Злую старуху-процентщицу, которая имеет над ним власть и от которой он на самом деле зависит, Раскольников считает «вошью». А вошь, согласно теории героя, можно раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству.

В данном случае он готов выступить от лица всех людей: полученные деньги помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова.

Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление. Убийство кажется Раскольникову наиболее простым и разумным выходом из тяжелого финансового положения. И главное, оправданным целой теорией.

Главную роль в решении превратиться в преступника играют не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не «тварь дрожащая». Для этого нужно провести чудовищный эксперимент – «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.

Как бы ни была стройна теория Раскольникова, эксперимент дает неожиданный для героя побочный эффект. Только после того, как Родион Романович зарубил процентщицу и ее сводную сестру Лизавету, он внезапно понимает, что больше не может общаться с людьми так, как раньше. Даже с «тварями дрожащими».

Ему начинает казаться, будто все вокруг знают о его проступке и изо всех сил над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом, свойственным Достоевскому, показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения и мук совести Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям».

Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника.

Прямых улик у следователя нет, но Родион Романович уже охвачен паникой и в конце концов идет на признание.

Раскольников, охваченный муками совести, наконец понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Он начинает предаваться самоуничижению и самокритике. Родион Романович ищет сочувствия у Сони Мармеладовой, дочери спившегося чиновника, которая вынуждена зарабатывать на панели.

Но Соня, определенно порочная женщина, грешница, дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир – она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Именно этот поступок спасает Раскольникова – он окончательно порывает с прежним образом мыслей. Тот факт, что преступление раскрыто, больше не пугает Родиона.

Он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженную кару.

В романе Родион Романович изображен как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Семена Мармеладова. С первых страниц книги Раскольников живо сочувствует семье этого несчастного пропойцы.

С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.

Федор Михайлович Достоевский создал уникальный образ идейного преступника, в полной мере осознавшего свое трагическое заблуждение. Мысли, чувства и даже мимолетные порывы Раскольникова описаны скрупулезно и по-настоящему достоверно.

Читайте также:  Что такое туманности?

Великому русскому писателю удалось добиться поразительного результата: он убедил всю планету в том, что Родион Раскольников – не просто персонаж. Жизненной драме раскаявшегося убийцы сопереживает все человечество.

Во многом благодаря психологически выверенному центральному образу роман «Преступление и наказание» считается одной из вершин мировой реалистической литературы.

Источник: http://resoch.ru/obraz-rodiona-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Родион Романович Раскольников бросает университет, ему не хочется становиться семейным учителем, разговоры с его единственным другом Разумихиным тяготят его, он пребывает в заточении в своей комнатке с низким потолком.

Выходя на улицу, он старается избежать встречи с домохозяйкой, он старается спуститься по лестнице незамеченным. Общество других людей раздражает его. Идя по улицам, он старается не видеть попадающихся ему навстречу людей.

Раскольников болен жестокой мизантропией. Желание Раскольникова нормально общаться с людьми целиком затмевается этой мизантропией. Этот человек, которому так немила действительность, бежит от нее и погружается в фантазии. Он поражен мизантропией в самое сердце.

По сравнению с действительностью настоящей, его иллюзорная действительность обладает большей убедительностью, и именно она управляет его поступками. Ведь он не то чтобы горел осмысленным желанием совершить убийство, нет, сначала это убийство явилось ему в его фантазиях.

И эта фантазия настолько заполнила его воображение, что он уже не смог остановить себя.

Когда Раскольников в романе «Преступление и наказание» в преддверии преступления отправляется «на пробу» к старухе-процентщице, он, оглядывая комнату, думает: «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!» На самом деле в это время он еще испытывает сомнения по поводу того, совершит ли он убийство, но он говорит о нем так, как будто бы он уже совершил его. Когда же он в действительности совершает убийство, он пребывает в лунатическом состоянии и, в сущности, не помнит себя. Когда он заносит топор, его действиями управляют фантазии. Можно сказать, что его реальность — это его фантазии. После убийства страх овладевает им, но он ощущает, что это убийство совершил не он, а кто-то другой.

Убийство — это главное событие романа, вокруг которого выстраивается сюжет. Но для самого Раскольникова оно не имеет определяющего значения, потому что сам он пребывает в прочной оболочке своих фантазий, которые не дают ему возможности осознать, что он потерял способность к общению с внешним миром.

Осознание того, что он собственными руками совершил убийство, не становится источником его страданий и мучений. Отправившись в сибирскую ссылку, он поначалу думает об «убийце» как о совершенно постороннем человеке и не испытывает раскаяния.

Его чувства — раскаяние, радость, печаль — не имеют отношения к реальности, они автономны — и именно это составляет главную проблему героя.

И Голядкин из ««Двойника», и Ордынов из ««Хозяйки» — тоже одиночки, пребывающие в плену своих фантазий, но, в отличие от них, Раскольников в романе «Преступление и наказание» имеет представление о «справедливости» — пусть это и справедливость его фантазий.

Он полагает, что человечество — это подавляющее меньшинство, которому все позволено, и большинство — материал для меньшинства, а потому человек, принадлежащий к «меньшинству», имеет право попирать нормы «большинства», и это является «справедливым».

В этом пункте Раскольников до определенной степени сходится со Ставрогиным, который проповедует русский мессианизм и идею богочеловека.

В реальной жизни мы часто сталкиваемся с таким типажом одиночки, восприятие и характер которого отличаются от других, который не способен к сопереживанию и воспринимает жизнь в мрачных тонах.

В качестве защиты от чувства дисгармонии такой человек пытается элиминировать свои страдания за счет какой-нибудь «правильной» теории, которая якобы отстаивает некую «справедливость».

В психиатрии это явление хорошо известно: человек прочно привязывается к какой-то идее и использует ее для собственной защиты и оправдания.

В монологическом обосновании своей «справедливости» Раскольников весьма красноречив. Утверждая право сильного на протест против устоявшихся порядков, он еще более утверждает свойства своей натуры, страдающей от мизантропического раздражения и горестного разлада с миром.

Парадоксальным образом представление Раскольникова о справедливости, которое еще больше усиливает его одиночество, влечет его к контактам с другими людьми. Он вынужден постоянно представлять доказательства истинности своей «справедливости».

Его идеи, служащие щитом для самообороны, поддерживают его, но в то же самое время они являются и оружием для наступления и проявления агрессии, направленной против других.

Что отвращает людей от убийства? Заповедь «Не убий». А потому следует растоптать ее. Следует «наплевать» на нее. Сделаешь так — вот и будешь героем, докажешь свою «справедливость». Вот и я, может быть, сумею доказать свою силу. Раскольников объясняет Соне свои побудительные мотивы таким образом: я хотел доказать свое геройство и потому убил.

И до этого романа Достоевский неоднократно выводил на сцену одиночек. Эти персонажи желали обрести друга и спастись, разрушив стену своего одиночества, но дело начиналось и кончалось страданиями в «подполье», из которого они не могли выбраться.

А если Голядкину и удалось из него выйти, он тут же и угодил в психиатрическую лечебницу. Что до Раскольникова в романе «Преступление и наказание», то он, размахивая топором своей «справедливости», набрасывается с ним на совершенно посторонних людей.

Не способный к сопереживанию, этот одинокий человек с помощью страшного убийства устанавливает контакт с миром в качестве преступника.

«Преступление и наказание» — первое по-настоящему «криминальное» произведение Достоевского.

Обычный человек, которому удалось преодолеть свои внутренние проблемы, вряд ли захочет вновь исследовать тот комплекс агрессивности, который использует Раскольников для самозащиты. «Справедливость», о которой твердит страдающий молодой человек, весьма часто является выражением предельного эгоизма. И взрослому человеку вряд ли захочется еще раз смотреть на это.

Но Достоевский не отворачивает взора от трагедии — той страшной и конвульсивной самозащиты, которую избрал Раскольников. Он исследует не только его психологию и внутренний мир, не только мучающий его разлад с миром, которые приводят к убийству.

Достоевский в деталях описывает и телесные рефлексы Раскольникова, его физиологию. Можно сказать, что не виданная доныне живописность описания пораженного кризисом молодого человека достигается именно за счет изображения его телесного поведения.

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время…» — так начинается роман — с описания душного летнего вечера.

Неуверенная походка Раскольникова, которому не хочется возвращаться в свою каморку, его отвращение от окружающей его вони, его странная радость, которую он испытывает от пророческих слов, подслушанных им на вечерних петербургских улицах, тяжесть топора, перевешивающего его волю… Все эти ощущения прописаны с подробностью и достоверностью.

Горячечный ужас Раскольникова, совершившего убийство, передается и читателю. Став убийцей, Раскольников не утрачивает своих представлений о «справедливости», но и избавиться от страха он тоже не может.

Не слушающиеся руки, озноб, от которого «чуть зубы не выпрыгнули», дрожь в коленях, стесненное дыхание, жар во всем теле, напряжение и холод до боли…

Достоевский безжалостно преподносит читателю телесно-физиологические подробности поведения своего героя.

Сила воздействия на читателя «Преступления и наказания» заключена в последовательном описании мельчайших изменений, происходящих в настроении, восприятии, нервном и телесном состоянии этого молодого человека, живущего в мире своих фантазий.

С самого начала своей творческой деятельности Достоевский описывал жизнь одиночек, которые не умеют выстроить отношения с окружающими.

Это и Голядкин с Ордыновым, это и главные герои, от чьего имени ведется повествованиев «Белых ночах» и «Записках из подполья». Все они неспособны к нормальному и уравновешенному общению и являются людьми неприкаянными.

Из-за этого их никто не принимает за своих, и они коротают свои дни в одиночестве. Описывая их одиночество и страдания, Достоевский называл их «мертворожденными».

Согласно Достоевскому, такие «мертворожденные» лишены внутренней гармонии, они «ранены», и из этой раны постоянно сочится раздражение, недовольство, боль.

И хотя такой типаж страстно мечтает о том, чтобы избавиться от дисгармонии, обрести чувство слиянности и покоя в отношениях с другими людьми и с природой, возродить ощущение сопричастности, но в нем отсутствует забота о других и душевная мягкость.

Общество тяготит их, они ощущают себя в западне, из которой хотят вырваться. Таков этот болезненный типаж. Его душа расколота: он хочет сочувствия и сопричастности, но сам же и восстает против них.

Раскольников принадлежит к такому же «раздвоенному» типажу крайнего одиночки. Его каморка под самой крышей дома — самое подходящее место для того, чтобы никого не видеть. И все же его фантазии насчет «справедливости» не до конца отравляют его. В его душе теплится мечта вырваться из своего страшного заточения. На улице он пытается вызволить девушку из лап развратника.

Он, встретив на лестнице в доме Мармеладова сводную сестру Сони — Полечку, — просит ее молиться о себе. Когда пьяный в дым Мармеладов попадает под экипаж, Раскольников тут же приходит ему на помощь, признавая в Мармеладове своего знакомца. То есть в Раскольникове все же имеется глубоко спрятанное сочувствие и желание жизни.

Он хочет протягивать руку помощи, хочет он и такой руки, протянутой ему. Когда Порфирий спрашивает его, верит ли он в «новый Иерусалим», где все люди будут как братья, Раскольников без малейших колебаний отвечает утвердительно. В этом проявляется его глубоко спрятанная мечта о взаимном сочувствии и помощи.

Точно так же, как и герой «Записок из подполья», он раздваивается: он хочет быть не как все, но он хочет и ощущать теплоту человеческих рук.

Приятель Раскольникова — Разумихин — хорошо видит его двойственность. Разумихин так характеризует Раскольникова: он — человек от природы хороший, но в нем есть и холодность, которая не позволяет ему заботиться о других. «Точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются».

Сам Достоевский не обсуждает с нами вопрос, насколько правильны идеи Раскольникова относительно «справедливости». Разумеется, Достоевский знает всё о «философии мертворожденных», и Порфирий высмеивает философа Раскольникова. Достоевскому было важно описать, как его герой, этот мечтатель-одиночка, возрождается для сочувствия, как он освобождается от плена фантазий и возвращается к жизни.

Для того чтобы показать, как Раскольников восстанавливает связи с миром, автор выводит на сцену проститутку Соню — человека, полного человеческих чувств.

Другим персонажам (и матери Раскольникова тоже) трудно сказать, в каком состоянии он сейчас находится, но вот Соня ясно видит его мучения, проистекающие от его разлада с природой и людьми.

Соня — особа необразованная, и у нее нет в мыслях развенчивать теории Раскольникова о справедливости. Но она жалеет его и принимает близко к сердцу его страдания.

Когда Раскольников из «Преступления и наказания» решает вопрос, явиться ли ему с повинной, она молчаливо понуждает его к этому. Когда же он отправляется в сибирскую ссылку, она безропотно следует за ним. От недуга, которым страдает Раскольников, нет лекарств, остается только быть рядом и ждать — Соня и Достоевский знают об этом.

И вот в эпилоге романа мы видим, как Раскольников избавляется от своего жестокосердия. Для читателя этот эпилог может выглядеть неожиданным.

Достоевский же хотел сказать, что в Раскольникове — этом молодом человеке, который находился в плену своих мыслительных конструктов — наконец-то пробудились человеческие чувства.

И теперь он возродился для живой жизни, где есть место для того, чтобы радоваться и печалиться вместе с другими людьми.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/obraz_raskolnikova_v_romane_prestuplenie_i_nakazanie/66-1-0-953

Ссылка на основную публикацию