Природная архитектура фриденсрайха хундертвассера

«Идеальные дома» Фриденсрайха Хундертвассера. Жизнь в единении с природой — Путеводитель от Михаила Шварца

Философия Хундертвассера — свобода человека и творчества. В жизни он не признавал ограничений и особенно в архитектуре, был уверен, что человек страдает среди одинаковых зданий-коробок. Единение с природой — вот первоочередная задача человека. Стены домов Хундертвассер называл «третьей кожей», а окна – «глазами» дома, «мостами» из внутреннего пространства во внешнее.

Фриденсрайх Хундертвассер

Фриденсрайха Хундертвассера (Friedensreich Hundertwasser) в Вене знает каждый житель. Жители города гордятся знаменитым соотечественником и называют его гением. Некоторые критики негодуют и твердят: «Хундертвассер — это кич!» Но ни один человек не остаётся равнодушным созерцателем его творений.

Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер

Настоящее имя архитектора, дизайнера и художника Хундертвассера — Фридрих Стовассер. Фридрих был коренным венцем – он родился в столице Австрии в 1928 г. В возрасте двадцати лет Фридрих отправился путешествовать по Италии. В это время он и решил сменить своё имя на звучный псевдоним «подходящий творцу».

В Венской Академии изящных искусств юный Фридрих учился только три месяца. Ему это быстро наскучило, и он начал путешествовать. В Париже Фридрих тоже поступал в школу искусств, но там он пробыл только один день.

Фриденсрайх Хундертвассер

Хундертвассер основал собственную академию творческих сфер — «Пинторариум». Он всегда позволял себе эпатажные выходки, например, принципиально надевал разные носки и недоумевал: почему полагается носить одинаковые? В 1967 году художник прочёл посреди Мюнхена манифест собственного сочинения — о «Праве на третью кожу». Читал он этот текст обнажённым.

Браки Фридриха длились недолго. Женщины быстро покидали чудаковатого гения, и он оставался одиноким. После семидесяти лет художник демонстративно выходил в свет в обществе юных девушек.

Своей философией Хундертвассер считал свободу человека и творчества. В жизни он не слишком признавал ограничения, особенно не терпел он их в архитектуре.

Он называл преступлением использование линейки архитекторами и хотел избавить общество от «хаоса прямых линий». Единение с природой, по мнению Хундертвассера, должно было оставаться первоочередной задачей человека.

Стены домов он называл «третьей кожей», а окна – «глазами» дома, «мостами» из внутреннего пространства во внешнее.

Творения гения

Дом Хундервассера

Дом Хундервассера в Вене

Дом Хундервассера  (Hundertwasserhaus) (1983-86 гг.) сегодня есть во всех венских путеводителях. Это потрясающее зрелище, настоящее чудо. Прямых линий вы здесь не увидите, как не найдёте и двух одинаковых окон. Фасад дома расчерчен неравными криволинейными четырёхугольниками.

Он напоминает детский рисунок – такой же наивный и яркий. Стены «пряничного домика» отделаны разноцветной плиткой и в разных местах украшены буйной живой зеленью. Деревья и трава растут даже в комнатах. Сказочный дом был построен в 1986 году.

Сразу же после его сдачи нашлось множество желающих в нём поселиться, хотя квартиры в уникальном здании стоили дорого.

Хундертвассер был уверен, что человек страдает среди одинаковых зданий-коробок. Он называл их «отвратительными, больными строениями», считая, что есть только один способ их «вылечить» — вовсе не строить.

Архитектор занимался реставрацией нескольких бывших промышленных предприятий – их он тоже превращал в сказочные дома. Унылую серую поверхность стен он украшал мозаикой из битой керамической плитки, создавал на фасадах и крышах ниши для кустов и деревьев. Ровные скучные кровли он преображал с помощью голубых и золотых куполов.

Башня в Абенсберге (Kuchlbauer-Turm, Abensberg) (Германия)

Хундертвассер создавал картины, монеты, марки. Главным мотивом его художественных произведений была спираль – он постоянно изображал яркие вьющиеся линии. Даже своим любимым животным он называл улитку с домиком-спиралькой на спинке.

Церковь Святой Барбары

Церковь Святой Барбары в Бернбахе

В числе самых известных работ мастера – редизайн церкви Святой Барбары (Barbarakirche) (1987-88 гг.).

Священник Фридрих Цек пригласил Хундертвассера для перестройки приходской церкви в Бернбахе (Bärnbach). Обновлённое здание стало цветным, ярким и радостным.

Художник считал, что в церкви человек должен обязательно чувствовать себя защищённым и находить там мост к Природе и Богу.

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau)

Один из «промышленных» проектов архитектора – мусоросжигательный завод Шпиттелау  (Müllverbrennungsanlage Spittelau) (1988-1992 гг.). Далеко не сразу взялся Хундертвассер за эту работу.

Сжигание мусора противоречило его философии — он считал, что все отходы человеческой деятельности нужно перерабатывать вторично.

Только после того, как власти города пообещали, что мусорный дым будет очищен самыми совершенными фильтрами, а тепло от сгорания пойдет на отопление – архитектор согласился работать над проектом.

Завод, созданный Хундертвассером, ничуть не похож на унылое промышленное здание. Художник спроектировал новый дворец с пёстрыми красочными стенами, мозаичной лазурной трубой, зеркальными куполами-фильтрами и обилием зелени на фасаде и крышах.

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау (Autobahnraststätte Bad Fischau)

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау (Autobahnraststätte Bad Fischau)  была оформлена Хундертвассером в 1990 году.

Вместе с павильоном станции был обновлён и придорожный ресторан Bad Fischau.

Замечательная стоянка, похожая на детский игровой комплекс, и ресторан в 45 км от столицы Австрии сегодня привлекают туристов необычным дизайном.

Винодельческий завод «Quixote Winery»

Винодельческий завод «Quixote Winery» (США)

Один из типичных проектов венского архитектора-оригинала – винодельческий завод «Quixote Winery» в долине Напа (США). Работа заняла почти 10 лет (1989-1990 гг.). После сдачи производственных корпусов ещё несколько лет продолжались отделочные работы.

«Кихот» называют «классическим» образцом творчества Хундертвассера. На предприятии практически нет ровных участков полов; крыши засыпаны 80-сантиметровым слоем грунта и покрыты пышными газонами.

Вдоль фасада строения расставлены яркие колонны из изразцов, они похожи на цветные бусы. Во всём здании нельзя найти пары одинаковых окон или дверей; нет в нём и прямых линий. Прямо в помещениях растут деревья. Они проходят сквозь крышу, проникают наружу через окна.

Кровля отмечена «фирменным» знаком Хундертвассера – золотистой граненой луковицей.

Лесная спираль

Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия)

Уникальный двенадцатиэтажный жилой комплекс под названием Waldspirale («Лесная спираль») в городе Дармштадте (Darmstadt) (Германия) был построен в 2000 году. Он стал достопримечательностью города, вошёл в десятку домов мирового рейтинга самых необычных зданий.

Любимая форма Хундертвассера в этом здании воплощена в виде спирали, обёрнутой вокруг внутреннего дворика. Концепция «экологического дома» реализована полностью. «Спираль» плавно поднимается к зелёной верхушке кровли, где цветут цветы и растут деревья. На крыше разместились ресторан и кафе.

Каждое из окон здания уникально, на фасаде нет выраженных углов и прямолинейных конструкций. Между стенами дома-спирали обустроена удобная инфраструктура, в которой всё предусмотрено для комфорта жильцов. Здесь есть парковки и аптеки, магазины и красочная детская площадка. Интерьер каждой квартиры разработан индивидуально.

Уникально в этом жилье абсолютно всё — вплоть до маленькой дверной ручки.

Thermendorf (Bad Blumau)

Ещё много работ и проектов было создано Фриденсрайхом Хундертвассером. Нести радость людям и обогащать их жизни было его желанием и главной миссией на этом свете. До последних дней Хундертвассер работал над международными архитектурными и другими творческими проектами. Он разрабатывал дизайн собственного Каталога-резоне, писал для него комментарии.

Фонтан в Zwettl

Умер Хундертвассер 19.02.2000 года на борту океанского лайнера по пути в Европу из Новой Зеландии. Сад Счастливых Мертвецов в Новой Зеландии стал его последним «проектом». Это была воля творца – быть похороненным «на родине Маори», под деревом тюльпана. Фридрих Стовассер покоится в собственном поместье, согласно завещанию — в полной гармонии с природой.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Отели со скидкой здесь

Источник: https://venagid.ru/14154-idealnye-doma-fridensrajxa-xundertvassera-zhizn-v-edinenii-s-prirodoj

Великий Хундертвассер: нелинейная архитектура Вены

Речь в обнаженном виде за право на третью кожу по случаю акции Pintorarium
в Галерее Рихарда П. Гартмана. Мюнхен, 1967

Почему люди не надевают короны? Потому что они слишком трусливы для того,

чтобы быть королями.

Голый человек за словом в карман не полезет. Хундертвассеру всегда было что сказать миру. Чего только стоят его многочисленные манифесты!

Художник, скульптор, архитектор, дизайнер, философ, эколог, гражданин мира и безудержный творец – все это Великий Фриденсрайх Хундертвассер! Это свободный от каких-либо условностей бродяга, фанатик искусства и матушки-природы, революционер-провокатор в мире архитектурных законов, гениальный и эксцентричный художник-космополит, который оставил после себя яркие пятна творческо-архитектурного наследия.

«Каждый создает свой мир сам. Сам выбирает где жить, с кем жить и главное как, создает свой «дом», наполняет его людьми, красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Иногда этот дом прекрасен, иногда этот дом ужасен, но точно неповторим, как не повторим узор на снежинках».

Именно таким и было творчество Хундертвассера – каждый раз неповторимый узор.

жилой комплекс «Лесная спираль» в Дармштадт (Германия)

Рождение светилы Хундертвассера

Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде.

Творческое светило Хундертвассер зажглось на небосводе Вены 15.12.1928 г. Детство Фридриха Стовассера (настоящее имя) сложно назвать благодатной почвой для рождения волшебника.

Когда Хундертвассеру исполнился месяц — умер его отец. Он остается один с мамой-еврейкой. Чтобы хоть как-то обезопасить своего ребенка от цепких лап нацистов, Стовассера посвящают в католическую веру.

В 1943 порядка 69 родных семейства Стовассеров становятся жертвами холокоста…

Волшебник не взирая на все тяжбы уцелел, талант в нем раскрылся алым цветом. Еще в школе по методике Монтессори у маленького Фридриха отметили «необычное ощущение цвета и формы».

Возможно именно эта школа и пробудила фантазию малыша, показала яркую палитру природы, которую он полюбил, и пронес до конца дней.

В любом случае это было единственное учебное заведение, которое Хундертвассер закончил.

Позже юное дарование поступило в Академию изящных искусств Вены, правда его хватило лишь на 3 месяца. Видоизменяя все вокруг, он на протяжении жизни изменял и свое имя. Фридрих Стовассер на более соответствующие его натуре имена: капитан Регентаг («дождливый день») или Дункельбунт («темно-красочный»), пока, наконец, не прославил имя Фриденсрайх Хундертвассер.

«Нельзя учить или учиться искусству. Особенно учить человека человеку.
Только природа может научить нас творить. Человек на это не способен».

Вездесущий образ улитки

Хундертвассер считал природу лучшим учителем. Поэтому немудрено, что в 1949 г.  он отправился в путешествие. Италия, затем Париж, где пытается продолжить академическую учебу, его хватает лишь на 1 день. Затем Марокко и Тунис.

Так началось путешествие в поисках себя, в поисках идеального дома.

И это странствие оказалось длиною в жизнь, такой же яркой, пестрой, разрушающей все каноны, сметающей все правила и ровные линии, как и его неординарные, брызжущие энергией и цветом картины, почтовые марки, эмблемы, монеты, гербы, плакаты, знамена и конечно же они, домики из сказки, рассказанной Хундертвассером, и по мановению волшебной палочки выросшие в реальности, наперекор всем архитектурным канонам.

«Мы проходим вдоль серых, стерильных фасадов зданий, 
и мы не понимаем, что наши дома это тюремные камеры».

Символом творчества Хундертвассера стала улитка, которая медленно передвигается

Читайте также:  Природа в стихах ф. и. тютчева: анализ стихотворения "чародейкою зимою..."

Почтовая марка «Спиральное дерево»

по листику и несет на себе закрученный в спираль дом. По сути, Хундертвассер и являлся той самой улиткой, дом, который всегда с ним.

Он строил себе виллы по всему миру: Австрия, Венеция, Нормандия, Новая Зеландия: некоторые из домов так ни разу и не увидели своего хозяина – характер нашего героя противоречив и непостоянен. Единственный дом, который был всегда с ним – это корабль “Regentag”. На этом товарище (бывший деревянный корабль для перевозки соли)   художник пересек практически весь мир.

Хундертвассер был дважды женат: 1-ый раз брак продлился 2 года, второй – 4.

Мы живем в раю, но мы уничтожили его.
Здесь, на земле, есть все, чтобы быть счастливым.
У нас есть снег, и каждый день новое утро.


У нас есть деревья и дождь, надежды и слезы.
У нас есть гумус и кислород, животные и все цвета, далекие страны и велосипеды.


У нас есть солнце и тень, мы богаты.

«Дом творчества» Хундертвассера

Сложно объяснить, как я добился успеха! Точно не силой и даже не размышлениями, Не умом, и необязательно интуицией,

Скорее всего – путешествием по мечтам.

Образ красоты в творчестве художника-мечтателя многолик и обширен. Его творческая натура проявлялась во всем, за что бы он ни брался. Прежде всего это выдающийся художник. Еще при жизни было издано аж 1000 каталогов.

Также с большим рвением и удовольствием он разработал дизайн телефонных карточек, почтовых марок, жетонов для казино, плакатов, авторской посуды, а также флагов для стран Ближнего Востока и Новой Зеландии, иллюстрировал Библию! И даже разработал дизайн «Боинга 757» (правда его не приняли).

жилой комплекс «Зелёная цитадель» в Магдебурге (Германия)

Строил дома, оздоровительные центры, социальные учреждения, рынки, деревни. Его творения щедрыми яркими пятнами разбросаны по всему миру: Токио, Португалия, Мехико, Торонто, Оттава, Монреаль, Будапешт, Брюссель, Бруклин, Ганновер, Новая Зеландия, США – вот неполный список деяний его творческой силы.

Вообще Хундертвассер считал себя доктором архитектуры, этаким лечащим врачом больного зодчества. Вся жизнь его была связана с философским переосмыслением и преобразованием среды обитания человека и архитектурного сооружения как основного элемента этой среды. Всю мощь своего творческого потенциала он направил на воспевание окна!

Дом Хундертвассера

Справка Адрес: Löwengasse 41-43, угол Kegelgasse 34-38, 1030 Vienna, Austria. Количество жильцов — около 200 человек.

Площадь квартир — от 30 до 150 м2. 50 квартир, медицинский кабинет, кафе, парковка на 37 автомобилей, зимний сад, две детские игровые комнаты, 16 частных и три общественных террасы.

Количество посаженных на территории деревьев — 250

Наиболее известной и пожалуй отправной точкой творчества Хундертвассера-архитектора является сюрреалистический «Дом Хундертвассера» в Вене — обязательный пункт для посещения.

Дом — представление красок и цвета. Фасад дома расчерчен ассиметричными четырехугольниками, глазурованная плитка как элемент декора, окна разных форм и размеров, неровные стены и полы, лестничный пролеты словно лесная тропинка.

И всю эту красоту венчает растительность всех оттенков зелени. В этой сказке Хундертвассера, как в русской народной про рукавичку места найдется всем: и лягушкам в пруду, и ниспадающему водопаду, и деревьям в комнатах и на крыше, и людям в квартирах.

Окошки каждой из квартир увенчаны маленькими коронами, ибо каждый в своем доме хозяин и король.

Хундертвассер выделял в своих творениях место для деревьев и травы, чтобы немного компенсировать урон, наносимый обществом природе. Вы не поверите, но художник не взял причитавшийся гонорар за проект дома, аргументируя это тем, что он и без того рад, что на данном месте не соорудили что-нибудь уродливое.

Бесспорно, этот дом в Вене считается одним из самых дорогих. Однако после строительства дома в 1986 г. от желающих новосельцев не было отбоя.

Каждый хотел попасть на чаепитие сказочника-Хундертвассера: мечтатели, эстеты, художники и просто почитатели таланта художника. Во всей этой «творческой неправильности», нелинейности ощущалась сказка, приключение, протест, детство.

Этакая страна зазеркалья, где соблюдаются права окон, стен, деревьев, где шероховатые полы выбивают землю из под ног, а крыши сливаются с зеленью деревьев.

Но в каждой сказке есть конец, так и в нашей, не всем жильцам удается выдержать пристальное внимание туристов к данному дому, шум, вспышки камер. Однако за все время существования дома ни одна из квартир еще не пустовала.

Находясь в поисках идеального дома, Хундертвассер писал:

«Каждый рисует свой мир самостоятельно. Сам решает, где жить, с кем жить и самое важное — как жить. Мы создаем собственный дом, наполняем его красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами.

Порой этот дом великолепен, иногда ужасен, но однозначно неповторим, как неповторим узор на снежинках или листьях. Да пребудут в радости те, кто смог создать что-либо удивительное, новое, вдохновляющее.

Да пребудут в блаженстве чудаки, чьи жизни, поступки и творчество помогают проснуться, встряхнуться, отбросить шоры и взглянуть на этот мир иначе…».

Глядя на всю эту красоту, какой-либо скептик спросит о практичности здания. О насчет этого не беспокойтесь! Дом Хундертвассера надежно защищен от ветров, дождей, и прочих погодных условий. Коммунальная составляющая дома по-европейски безупречна. Все жилищные нормы, требования пожарной и технической безопасности соблюдены.

Венский дом искусств

Напротив расположился Венский дом искусств (KunstHausWien). Это бывшее здание мебельной фабрики, выкупленное и переоборудованное художником в музей. Рука волшебника сделала неузнаваемым (вернее очень узнаваемым) когда-то неприметное здание.

Здание сюрреалистическим лейтмотивом дополняет собрата напротив. Дом неровных полов и танцующих окон, элементы из дерева, металла и керамики всех цветов радуги хаотично расположенные, украшают фасад здания, — дом словно сошел из доброй детской сказки. Все плоские поверхности здания сровняли с землей, из которой бьет жизнь растений: травы и деревьев.

В этом доме прописаны деревья-квартиросъемщики (как называл их Фриденсрайх). Работы Хундертвассера расположились на двух этажах, остальные два демонстрируют временные экспозиции. На нижнем этаже кафе и ресторан, откуда можно лицезреть дом Хундертвассера и попялиться в окна «счастливчиков».

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Мусоросжигательный завод Шпиттелау  (Müllverbrennungsanlage Spittelau) — сказочный дворец с трубой, которую венчает елочный нарядный шар, окаймлённый волнистыми стенами. Турист, увидевший это диво-дивное, принимает за телебашню.

Ан нет, внутри расположился завод по переработке мусора – один из важнейших экологических проектов Хундертвассера. Переработанные здесь отходы вырабатывают энергию, которая идет на освещение вечерней Вены. Экологически безопасное производство (иначе бы Хундертвассер и не брался).

Так Вена имеет уникальный экологически чистый завод-котельную, и до сих пор является одной из самых чистых европейских столиц.

Хундертвассер придумал яркие, свободные здания, которые олицетворяют собой сказку. На протяжении его творчества с 1980 по 2000 год художником было создано около 36 проектов, некоторые были реализованы уже после его смерти.

 В их числе: дом «Зелёная цитадель» в Магдебурге  (Германия), жилой комплекс «Лесная спираль» в Германии, Мусоросжигательный завод в Осаке, кирха Святой Барбары в Бернсбахе, детский сад в Хеддернхайме близ Франкфурта, термы в Блюмау, Винодельня Кихот в США, Семейный центр Ronald McDonald House. В Эссене, Германия, придорожный ресторан в Бад-Фишау, Австрия, Вокзал природы.

Ильцен, Германия, Общественный туалет в Кавакава, Новая Зеландияи т. д. Все его здания фантастичны по форме и декору, необычные снаружи и изнутри.

Завод по сжиганию мусора MOP, Осака (Япония)

Творчество Фриденсрайха Хундертвассера ярко и насыщенно, в корне отличающееся от традиционного искусства. Его работы алогичны с колокольни инженеров и архитекторов. Однако это не помешало ему создать самобытно-космическое архитектурно-декоративное направление.

По мнению Хундертвассера, архитектура отстаёт от живописи, и если архитекторами были бы все, то люди бы уже давно строили бы что-то нереальное. Заметьте, что Фриденсрайх никогда не был архитектором по образования (у него вообще не было какого-либо диплома).

«Проживающий в квартире должен иметь возможность высунуться из своего окна и — насколько далеко дотянутся его руки — преобразовать внешний вид своего жилища.

И ему должно быть позволено взять длинную кисть и — насколько далеко он дотянется — все покрасить в розовый цвет, так, чтобы издалека, с улицы, все видели: здесь живет человек, который проводит различие между собой и соседями, подавленными скотами!

Жизнь и творчества Хундертвассера – яркое подтверждение того, что все мы творцы! Достаточно просто обмакнуть кисть в яркую краску, открыть окно и провести линию,  да пожирнее, потом еще одну…

Поэтому Вы сейчас дочитаете эту статью, поставите лайк. Разденетесь, обмажетесь краской. Яркий и голый высунетесь из окна, разукрасите все вокруг насколько хватит сил и длины руки. Ибо все мы короли и творцы своей жизни, черт побери!

«Это всегда было моим желанием – нести радость многим людям. Я хотел поделиться с людьми красивыми и полезными вещами, которые имеют для них значение и обогащают их жизни».

Так оно и есть, Хундертвассер! Твое желание исполнено!

Источник: http://tatlm.ru/avstriya/velikij-xundertvasser-arxitektura-veny.html

Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер

Архитектура «для всех» в общих чертах одинакова для всего цивилизованного мира: это большая коробка, изнутри разделенная по строгому плану. И всегда находились люди, восстающие против этого однообразия. Фриденсрайха Хундертвассера называли и безумцем, и гением — но сказать, что его архитектура буднична или неинтересна, неспособен никто.

Будущий великий архитектор родился в Вене в 1928 году. Мать растила его одна, ведь отец умер почти сразу после появления мальчика на свет — мальчика по имени Фридрих Стовассер. Вряд ли можно назвать его детство простым: он родился в бедной еврейской семье в Австрии, и никому не нужно рассказывать о политической ситуации тех лет…

В возрасте девяти лет мать крестила Фридриха в католичество, и этот шаг был не напрасным: спустя шесть лет, в тот самый год, когда юноша начал действительно серьезно рисовать (на тот момент это были карандашные зарисовки с натуры), были депортированы или убиты 69 его родственников со стороны матери.

Активное развитие творческой натуры тогда еще Стовассера началось уже после войны. В 1949 он отправился в путешествие: Северная Италия, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилия, Париж. Постепенно он отходит от влияния Гауди и Шиле и приходит к собственному самобытному стилю — и решает сменить имя. Отныне и по сей день он известен миру как Фриденсрайх Хундертвассер.

Антонио Гауди — испанский архитектор, известный причудливыми формами зданий, яркими красками, тесной работой с мозаикой и скульптурой.

Эгон Шиле — австрийский живописец и график, оставивший след в истории изобразительного искусства своими красочными экспрессионистскими произведениями.

Хундертвассер очень много путешествует. Марокко, Тунис, Германия, Япония, США, Израиль, Новая Зеландия, Уганда, Судан и так далее… И граней у его таланта не меньше, чем посещенных мест. Он создавал и преображал рестораны, больницы, мусоросжигательный завод, церковь, музей, даже общественный туалет — и это только архитектура.

В списке творений есть и картины, и японские гравюры, и марки, и государственные флаги, и монеты, и иллюстрации к Библии, даже плакат ХХ Олимпийских игр… К 2000 году Хундертвассер создал почти 40 архитектурных проектов (часть была реализована уже после смерти создателя) и множество произведений другого плана.

Такая конкретная дата объясняется, увы, просто. 19 февраля 2000 года Фриденсрайх Хундертвассер умер от сердечного приступа на борту круизного лайнера «Queen Elizabeth II». Похоронен великий архитектор в Саду Счастливых Мертвецов в своем поместье в Новой Зеландии — в полной гармонии с природой и в полном соответствии с мировоззрением.

Мировоззрение Фриденсрайха Хундертвассера — ключ к пониманию его творчества.

К счастью, этот ключ не спрятан ни в яйце, ни в утке: на протяжении своей деятельности эксцентричный архитектор многократно выступал с манифестами.

Перфомансы и пламенные речи о важности экологии, вредоносности ядерной энергии, необходимости жизни в гармонии с природой неразрывно связаны с физически воплощенным наследием Хундертвассера.

Один из элементов, повсеместно встречающихся в творениях художника, — спираль. Она может найтись где угодно: от фасада многоэтажного здания до почтовой марки. Первая спираль была нарисована в 1953 году. Затем Хундертвассер писал о ней: «Спираль — это символ жизни и смерти.

Читайте также:  Н.в. гоголь "ревизор": описание, герои, анализ комедии

Спираль ложится на те точки, в которых неживая материя превращается в жизнь. Это мое убеждение, имеющее религиозную подоснову. И ученые подтверждают, что жизнь должна где-то начинаться и что развитие от безжизненной материи происходило в форме спирали».

Главная идея, которую на протяжении всей своей жизни проповедовал архитектор, — неразделимость природы и цивилизации. Все, что освещают лучи солнца, все, что обдувает ветер, — принадлежит природе. И окружение человека, города и дома, точно так же являются ее собственностью. Дома не должны выбиваться из природы, а уничтожать растительность преступно.

Из этого вытекает и следующая мысль. В природе нет прямых линий, обилия углов, одинаковости. Это есть только во враждебных ей творениях человека (к примеру, в концлагерях, унесших жизни множества родственников архитектора — с ними он ассоциировал строгость и симметрию).

Каждый дом должен, во-первых, иметь хотя бы что-то общее с природой — к примеру, иметь специально оставленные места для роста деревьев или особое покрытие крыши, где может расти трава.

Во-вторых, очень важны окна, не меньше, чем глаза у человека: они создают «выражение» дома, придают ему индивидуальность. А значит, окна непременно должны быть разными, отличающимися друг от друга. И по зданиям, созданным Хундертвассером, это прекрасно видно: на фасаде может вовсе не быть двух одинаковых окон.

В 1967 году Хундертвассер представил публике манифест «Право на третью кожу», где утверждал, что у человека есть три кожи: собственная, одежда и стены дома. Как одежда, так и строительство за века преобразились, далеко отошли от природы и нужно их вернуть. Кроме содержания, выступление прославилось тем, что художник вместе с двумя молодыми ассистентками выступал обнаженным.

Архитектор утверждал: для людей неестественно жить в одинаковых зданиях-коробках. Дом должен быть уютным, безопасным, полным радости и обязательно полностью подходящим своему владельцу. А значит, прекрасно, если каждый жилец украсит свой кусочек фасада, и дом станет куда веселее.

Все эти теории нашли свое воплощение. Если Хундертвассер брался за преображение уже существующих строений, их стены получали невероятные окрасы, мозаичные вставки, надстроенные купола, растущие прямо из стен деревья и так далее; нередко создавалась иллюзия, что прямых линий в доме не было изначально: даже оконные проемы преображались под воздействием буйного гения австрийского архитектора.

А в зданиях, созданных по его проекту, это могло оказаться не фокусом, а реальностью — «танцевать» способны даже стены и этажи! Дома могут быть похожи на сказочные дворцы.

Одной из причуд Хундертвассера были разные носки. Конечно, люди часто замечали это, и спрашивали: «Почему вы носите разные носки?!» Ответ архитектора был неизменен: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»

Самое известное здание, созданное по проекту Хундертвассера, было построено совместно с архитектором Йозефом Кравиной в 1983–1986 годах; официальное его название «Дом Хундертвассера-Кравины», но редко кто называет его иначе, чем «Дом Хундертвассера».

Именно в этом строении максимально воплощены идеи, о которых много лет говорил Хундертвассер. Здесь нет прямых углов и линий, зато есть в общей сложности примерно 250 кустарников и деревьев (как на фасаде и крыше, так и внутри помещений). Здесь нет симметрии, зато есть поражающее воображение многообразие окон (отличающихся друг от друга по размеру, форме и расположению).

Здесь нет серости бетона, зато есть орнаменты из ярких глазурованных плиток. По завершении строительства архитектор заявил, что это творение настолько великолепно, что он отказывается от гонорара: достойной платой стало уже то, что на этом месте не стоит что-нибудь уродливое.

Дом Хундертвассера — одна из достопримечательностей Вены, и жизнь в нем крайне дорогая. Тем не менее, ни одно помещение (а здесь располагаются 52 квартиры и 4 офиса) не пустует с момента открытия дома для заселения.

Хундертвассер вписал свое имя в историю архитектуры и живописи ярко, радостно, естественно. Его творения оригинальны и неповторимы, одновременно сказочны и романтичны. Закончим же его собственными словами: «Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности».

Источник: http://barlette.ru/journal/article/887.html

Доктор Архитектуры: Фриденсрайх Хундертвассер

Фриденсрайх Хундертвассер (настоящее имя Фридрих Стовассер) считается одним из самых выдающихся художников XX столетия – живописец, график, дизайнер, автор эпатирующих перформансов и оригинальной архитектурной концепции.

Главные идеи его творчества – гармония человека и природы, протест против прямых линий, противопоставление ярких чистых цветов убивающей индивидуальность серости.далее: немного фактов из жизни и немного работ

Хундертвассер искал вдохновения в искусстве первобытного человека, в древних культурах Востока и Океании, у самой природы.

Себя он называл «доктором архитектуры и экологом», причем слово «доктор» предполагало не статус профессионального архитектора, а практическую работу по лечению, спасению, оздоровлению зданий и окружающего человека пространства.

Свое кредо Хундертвассер сформулировал в многочисленных манифестах: «Деревья-квартиросъемщики», «У природы нет недостатков, только человек имеет недостатки», «Оконный диктат и оконные права» и др. Но наиболее выразительны его «говорящие» имя и фамилия: «Фриденсрайх» приблизительно можно перевести как «царство мира и согласия», а «Хундертвассер» как «поток воды».

Родился Хундертвассер в Вене 15 декабря 1928. В 1948 недолго посещал Венскую Академию изящных искусств, но в основном сформировался как самоучка.

Хундертвассер с равным энтузиазмом брался как за оформление крупных оздоровительных центров, жилых домов, школ, детских садов, вокзалов, заводов, так и за дизайн почтовых марок, государственных флагов, гобеленов, посуды, жетонов для казино, телефонных карточек, плакатов, книжных обложек, строил летние деревни, рынки, разработал внешний дизайн для «Боинга В 757» германских авиалиний «Кондор», занимался живописью и графикой. Его произведения щедро разбросаны по всему миру: Австрии, Японии, Новой Зеландии, Германии, Швейцарии, Израиле, Португалии, США.Из его осуществленных архитектурных проектов наиболее известны жилой дом Хундертвассер-Хаус (1986–1988) и завод по переработке мусора Шпиттелау (1990–1991) в Вене. Абсолютно разные по дизайну и назначению здания имеют свой собственный неповторимый стиль, присущий Хундертвассеру. До сих пор миллионы людей любят его за золотые луковичные башни, за сияющие мозаики и сверкающие спирали. Именно благодаря Хундертвассеру австрийское искусство вновь стало уважаемым во всем мире. Умер Хундертвассер в Тихом океане на борту лайнера «Королева Елизавета II» 19 февраля 2000. В соответствии с его волей, Хундертвассер похоронен в гармонии с природой в Новой Зеландии в Саду счастливых мертвых, под тюльпановым деревом.

Из Манифеста Фриденсрайха Хундертвассера Доктор архитектуры (1990 г.):

ДОМА, КОТОРЫЕ НАМ ПРИХОДИТСЯ ТЕРПЕТЬ ТЫСЯЧАМИ, БЕСЧУВСТВЕННЫ И ЛИШЕНЫ СПОСОБНОСТИ СОЧУВСТВИЯ, ОНИ БЕЗЖАЛОСТНЫ, БЕССЕРДЕЧНЫ, АГРЕССИВНЫ, БЕЗБОЖНЫ, ГЛАДКИ, СТЕРИЛЬНЫ, ХОЛОДНЫ. НЕРОМАНТИЧНЫ, БЕЗЛИКИ И ДО ЗЕВОТЫ СКУЧНЫ.

ОНИ ЯВЛЯЮТ СОБОЙ ИЛЛЮЗИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ, ИХ ПОДАВЛЯЮЩАЯ ПРИРОДА ТАКОВА, ЧТО ЗАБОЛЕВАЮТ КАК ЖИТЕЛИ, ТАК И ПРОХОЖИЕ.А ПОТОМУ ТРЕБУЕТСЯ НОВАЯ ПРОФЕССИЯ: ДОКТОР АРХИТЕКТУРЫ.

ЕДИНСТВЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ ДОКТОРА АРХИТЕКТУРЫ БУДЕТ ВОЗВРАЩАТЬ ЧЕЛОВЕКУ УТРАЧЕННОЕ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА И ВОССТАНАВЛИВАТЬ ГАРМОНИЮ С ПРИРОДОЙ И ТВОРЧЕСТВОМ ЧЕЛОВЕКА, НЕ УНИЧТОЖАЯ УЖЕ ПОСТРОЕННОЕ, ОДНАКО ВНОСЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИШЬ НА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПУНКТАХ.

СЮДА ОТНОСИТСЯ НАРУШЕНИЕ СТЕРИЛЬНО-РОВНОЙ ЛИНИЙ ГОРИЗОНТА, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПЛОЩАДЕЙ ЗЕМЛИ В НЕРОВНЫЕ, НЕ ПОДЧИНЯЮЩИЕСЯ ПРАВИЛАМ ПОВЕРХНОСТИ, РАЗРЕШЕНИЕ СПОНТАННОГО РОСТА РАСТИТЕЛЬНОСТИ В ПРОЕМАХ МЕЖДУ БУЛЫЖНИКАМИ И ТРЕЩИНАми В СТЕНАХ, ГДЕ ЭТО НИКОМУ НЕ ПОМЕШАЕТ, А ТАКЖЕ СОЗДАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ ОКОН И НЕСИММЕТРИЧНОЕ СГЛАЖИВАНИЕ УГЛОВ И КРАЕВ.ЕСЛИ МЫ РАЗРЕШИМ ОКНАМ ТАНЦЕВАТЬ, ПРОЕКТИРУЯ ИХ В РАЗЛИЧНОМ СТИЛЕ, ЕСЛИ МЫ РАЗРЕШИМ ПОЯВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНО БОЛЬШЕГО ЧИСЛА НЕПРАВИЛЬНОСТЕЙ, КАК НА ФАСАДАХ, ТАК И В ИНТЕРЬЕРАХ, ДОМА ПОПРАВЯТСЯ, ДОМА НАЧНУТ ЖИТЬ. КАЖДЫЙ ДОМ, КАКИМ БЫ БЕЗОБРАЗНЫМ ИЛИ БОЛЬНЫМ ОН НИ ЯВЛЯЛСЯ, МОЖЕТ БЫТЬ ИСЦЕЛЕН.

официальный сайт: http://www.kunsthauswien.com

текст и фотографии взяты с официального сайта Дома-музея Метенкова: http://www.metenkov.narod.ru/ (г. Екатеринбург)

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/164123.html

Хундертвассер Фриденсрайх. Friedensreich Hundertwasser | Знаменитые архитекторы и дизайнеры

Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser, настоящее имя Friedrich Stowasser — Фридрих Штовассер; 15 декабря 1928, Австрия (Вена) — 19 февраля 2000, Новая Зеландия) — австрийский архитектор и художник, создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле.

Свою концепцию и свои философские взгляды мастер отразил в нескольких манифестах. Его перу принадлежит книга «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре» (Verschimmelungsmanifest gegen den Rationalismus in der Architektur, 1958) и сборник эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни» (Schцne Wege. Gedanken ber Kunst und Leben, 1983).

«Архитекторы никуда не годятся. Они заорганизованы нормами и планами, а продукт для жизни может создать только художник».

«Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде»

«Живопись и скульптура — свободны. Каждый может создать свое произведение и показать его. Но в архитектуре нет этой фундаментальной свободы, которую нужно рассматривать, как основу любого искусства»

«каждый должен иметь возможность строить и пока эта свобода не существует современную архитектуру нельзя считать искусством вообще. Не надо сдерживать желание человека строить что-либо. Каждый должен иметь возможность проектировать и строить и нести ответственность за те четыре стены, в которых он живет…»

В дальнейшем прагматизм победил и Хундертвассер заявил, что архитекторы могут выполнять функции технических консультантов, но должны быть подчинены жителю и его желаниям.

«Сегодня мы живем в хаосе прямых линий. Если вы не верите — сосчитайте все прямые линии, которые вас окружают. Эти прямые линии связывают нас как пленников в тюрьме и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия — это не линия творчества, это — линия подражания».

Хундертвассер подчеркивал, что есть то, в чем человек испытывает необходимость, — мирный договор с природой. Нужно отложить все споры между людьми в сторону и заключить мирный договор с природой, которая и является вышестоящей силой, и от которой зависит человек.

Этот мирный договор с природой должен содержать следующие пункты:

В манифесте «Право на третью кожу» Хундертвассер декларировал — «человек окружен тремя слоями: кожа, одежда и стены дома». И одежда, и стены зданий за последнее время претерпели множество изменений и больше не соответствуют естественным потребностям человека. Окна — это мост между внутренним и внешним пространством.

Как первая кожа пронизана порами, так и третья — окнами. Окна — эквивалент глаз. Так же как выражение глаз важно для лица, также и окна важны для фасада дома.

По словам Хундертвассера, «рай может быть сделан только нашими собственными руками, с помощью нашего творческого потенциала в гармонии с творческим потенциалом природы». 

Дом Хундертвассера, Вена, Австрия (Hundertwasser-KrawinaHaus, Vienna, Austria) 1979—1986 Фабрика Розенталь (Rosenthal AG Selb), Зельб (Selb), Германия 1980—1982 Церковь Святой Барбары, Бернбах, Австрия (St. Barbara Kirche Bärnbach, Styria) 1987—1988
Деревенский музей, Ройтен, Австрия (Roiten Dorfmuseum) 1987—1988 Текстильная фабрика Rueff и художественное оформление номеров домов (Textilfabrik Rueff Muntlix), Цвишенвассер (Zwischenwasser), Австрия 1988 Завод по сжиганию мусора Spittelau, Вена, Австрия (District Heating Plant Spittelau, Vienna, Austria) 1988—1992 
Детский сад Хеддернхайм, Франкфурт-на-Майне, Германия (Kindergarten Heddernheim, Frankfurt) 1988—1995 Придорожный ресторан в Бад-Фишау, Австрия (Autobahnraststätte, Bad Fischau-Brunn, Austria) 1989—1990 Галерея KunstHaus, Вена,  Австрия (KunstHausWien, Vienna, Austria) 1989—1991
«Дом на лугах» в Бад-Зоден, Германия (Wohnen in den Wiesen Bad Soden, Taunus) 1990—1993 Дом «Wohnen unterm Regenturm», Плохинген на Неккаре (Plochingen), Германия 1991—1994 Целебный источник, Цветль, Австрия (Brunnenanlage Zwettl), 1992—1994
Винокурня «Дон-Кихот» в долине Напа, США (Quixote Winery, Napa Valley) 1992—1999 Онкологическая больница (Krankenstation Onkologie), Грац (Graz), Австрия 1993—1994 Отель и оздоровительный центр на термальных источниках Rogner Bad Blumau, Бад-Блумау, Австрия (Hot Springs Village Bad Blumau; Thermendorf Blumau, Styria, Austria) 1993—1997
Игровая площадка детского развлекательного центра Kids Plaza Osaka, Осака, Япония 1996—1997 Гимназия Мартина Лютера, Виттенберг, Германия (Martin Luther Gymnasium in Wittenberg), 1997—1999 Завод по сжиганию мусора MOP, Осака, Япония (MOP Maishima Incineration Plant, Osaka) 1997—2000
«Лесная спираль» Хунтертвассера, Дармштадт, Германия (Hundertwasserhaus Waldspirale, Darmstadt, Germany) 1998—2000 Кафе Ottensen в Гамбурге, Германия (Café in Hamburg Ottensen) 1998—2000 Крытый рынок в Альтернхайне, коммуна Таль (Санкт-Галлен),  Швейцария (Markthalle, Altenrhein, Switzerland), 1998—2001
Общественный туалет в г. Кавакава, Новая Зеландия (Public toilets, Kawakawa) 1999 Городской вокзал, Ильцен, Германия (Hundertwasser environmental railway station, Uelzen) 1999—2001 Maishima Sludge Center ,Осака, Япония 2000—2004
Детский сад Düsseler gate, Вюльфрат, Германия (Kindergarten Düsseler gate in Wülfrath), 2001 Зелёная цитадель, Магдебург, Германия (Die Grüne Zitadelle von Magdeburg, Magdeburg, Germany) 2004—2005 Семейный центр Ronald McDonald. Hundertwasser-Haus der McDonald's Kinderhilfe in Essen/Grugapark, Германия 2004—2005
Читайте также:  Стихи о природе зарубежных поэтов

Биография:

1928 — Родился 15 декабря в Вене, получил имя Фридрих Стовассер.

1929 — Смерть отца, простого государственного служащего и офицера I Мировой войны. 

1934 — Первые юношеские рисунки.

1936 — Посещает Школу Монтессори (Montessori School) в течение одного года. В его школьной характеристике появляются такие слова: «необычное ощущение цвета и формы». 

1938 — В связи с аннексией Австрии, срочно переезжает в дом дяди и бабушки на Obere Donaustrasse.

1943 — Первые осмысленные карандашные рисунки с натуры. В течение этого года депортированы и убиты 69 его родственников по материнской линии, включая дядю и бабушку.

1948 — Окончил школу. Проводит три месяца в Академии изящных искусств Вены (Academy of Fine Arts, Vienna), руководитель — профессор Робин Кристиан Андерсен (Robin Christian Andersen). Постоянно находится под впечатлениями от выставок Вальтера Кампманна и Шиле в «Альбертине». Произносит речь Everybody must be Creative в замке Леопольдскрон в Зальцбурге (Leodoldskron Castle, Zalzburg).

1949 — Отправляется в большое путешествие: Северная Италия, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилия. Встречается во Флоренции с Рене Бро и вместе с ним отправляется в Париж. Находит свой собственный стиль и меняет имя на Хундертвассер (Hundertwasser).

1950 — Задерживается в Париже с Бро и семьей Дюмаж (Dumage). Уходит из Ecole des Beaux Arts в самый первый день. Рисует две фрески в Сан-Манде (Saint-Mande) вместе с Бро. Встречает Шинкичи Таджири (Shinkichi Tajiri).

1951 — Проводит зиму и весну в Марокко и Тунисе. Становится членом Art Club в Вене. Короткий декоративно-абстрактный период.

1953 — Рисует свою первую спираль. Вторая остановка в Париже. Работает в студии Бро, Сан-Мориц (Saint-Maurice). Вторая выставка в Вене в Art Club.

1954 — Первая выставка в Париже в Студии Поля Фачетти (Paul Facchetti). Госпитализирован в больницу Spedale Santo Spirito в Риме с диагнозом «желтуха». Проводит в больнице сентябрь и октябрь. В больнице рисует огромное количество акварелей. Разрабатывает теорию «трансавтоматизма» и начинает нумеровать все свои работы.

1955 —  Выставка в Галерее Карла Кардаццо в Милане (Carlo Cardazzo’s Galeria del Naviglio).

1956 — Вторая выставка в Париже в Студии Поля Фачетти. Летом в роли палубного матроса ходит на судне «S.S. Bauta» вместе с Гансом Нойффером (Hans Neuffer) от Сёдерхамма (Soderhamm), Швеция  до Халла (Hull), Великобритания.

Публикует статью La Visibilite de la creation (The Visibility of Transautomatic Creation) в журнале Cimaises и статью Cinema individual transautomatique (The Individual Transautomatic Cinema) в Phases в Париже.

Устанавливает дружеские отношения с коллекционером Зигфридом Попе (Siegfried Poppe) из Гамбурга.

1957 — Покупает La Picaudiere, дом на ферме в Нормандии. Публикует Grammaire du Voir (The Grammar of Seeing) в Париже. Выставка в Галеее Св. Стефана в Вене (Galerie St. Stephan).

1957—1960 —  Контракт с Галереей Х. Крамера в Париже (Galerie H. Kramer) и выставка

1958 — Женится в Гибралтаре (развелся в 1960 году). 4 июля читает свой манифест Mouldiness Manifesto against Rationalism in Architecture на симпозиуме в Монастыре Секау (Seckau).

1959 — Получает Sambro Prize на 5-й биеннале в Сан-Пауло, Бразилия. Вместе с Эрнстом Фукс (Ernst Fuchs) и Арнальфом Рейнер (Arnulf Rainer) основывает Pintorarium, универсальную академию всех креативных направлений.

В качестве приглашенного лектора Академии изящных искусств в Гамбурге рисует Endless Line (вместе с Базон Броком (Bazon Brock) и Гербертом Шульдом (Herbert Schuldt)). Отказывается от чтения лекций в связи со скандалом.

1960 — Кампания Nettle Campaign в Париже в союзе с Antiproces Алена Жофруа (Alain Jouffroy) (“how one can live independently”). Выставка в Galerie Raymond Cordier, Париж.

1961 —  Посещает Японию. Получает Mainichi Prize на 6-й Международной арт-выставке в Токио. Успешная выставка в Токийской галерее (Tokyo Gallery). Рисует на Хоккайдо и возвращается в Вену через Сибирь (!).

1962 — Женится на Юко Икевада (Yuko Ikewada) (развелся в 1966 году). Рисует на острове Guidecca — острове в лагуне Венеции. Очень успешная ретроспектива на Венецианской биеннале, организованной Винценцом Людвигом Оберхаммером (Vinzenz Ludwig Oberhammer).

1963 —  Ездит в Грецию; представлен Зигфридом Адлером (Siegfried Adler).

1964 —  Путешествие в тирольские Альпы. Большая ретроспектива в Kestner-Gesellschaft, Ганновер, организованная Вайландом Шмайдом (Wieland Schmied). Эта выставка также проходит в Берне, Хагене, Амстердаме, Стокгольме и Вене. Kestner-Gesellschaft опубликовывает первый oeuvre catalogue.

1965—  Пишет эссе 35 Days in Sweden. Большой успех передвижной выставки в Moderna Musset (Музей современного искусства), Стокгольм.

1966 —  Несчастлив в любви. Ферри Радакс (Ferry Radax) снимает первый документальный фильм о Хундертвассере в “La Picaudiere” и Вальдвиртель (Waldviertel), Нижняя Австрия. Выставка в Hammerlund’s, Осло.

1967 — Посещает Уганду и Судан. Передвижная выставка в галереях Парижа, Лондона, Женевы, Берлина. Выступление Speech in the Nude for the Right to a Third Skin в Galerie Hartmann, Мюнхен.

1968 — Вторая речь Nude Speech и декламация манифеста Architecture-Boycott manifesto Los von Loos “Loose from Loos” в Вене.

Путешествует в Северную Каролину для подготовки каталога для его музейной выставки в Университете Калифорнии, Беркли, организованной Хершелом Чиппом (Herschel Chipp).

Ходит на корабле “San Giuseppe T” от Сицилии до Венеции (“San Giuseppe T” – старый деревянный корабль для перевозки соли).

1968-1972 — Проводит реконструкцию корабля “San Giuseppe T” в доках в лагуне Венеции. Переименовывает корабль в “Regentag”.

Речь за Право на третью кожу (Right to a Third Skin) по случаю акции Pintorarium  в Галерее Рихарда П. Хартманна. Мюнхен, 1967 
Хундертвассер на программе Евровидения «Загадай желание» с Дитмаром Шёнхерром. Дюссельдорф, 1972 Посадка деревьев перед фарфоровой фабрикой Розенталя в Селбе (слева — Ф. Хундертвассер, справа — владелец фабрики Филипп Розенталь). 1981

1969 — Музейный тур экспозиции из Беркли: Санта-Барбара, Хьюстон, Чикаго, Нью-Йорк, Вашингтон.

1969-1971 — Создает графическую работу Good Morning City – Bleeding Town в 120 цветовых вариантах. Судебное разбирательство в Мюнхене на протяжении 5 лет. Представителем является Ханс Брокштедт (Hans Brockstedt). Живет и работает на борту судна Regentag в лагуне Венеции.

1970-1972 — Сотрудничает  с Питером Шамони (Peter Schamoni) над фильмом Hundertwasser’s Rainy Day. Работает в Lengmoos (Бавария) над серией графических работ Look at it on a Rainy Day.

1971 — Работает в Lengmoos над постером Olympia для Мюнхенской олимпиады. Совершает плавание на борту Regetag вдоль далматинского побережья вместе с Петером Шамони и Манфредом Бокельманном (Manfred Bockelmann); путешествует с ними же на воздушном шаре из Баварии в Австрию.

1972 — Дружба с Joram Harel. В телевизионном шоу “Wündsch Dir was” (“Загадай желание”) демонстрирует проект озеленения крыши и индивидуальный проект фасада. Опубликовывает манифест Your Window Right – Your Tree Duty. Фильм Rainy Day показан в Каннах. Совершает плавание вокруг Италии до Эльбы на борту Regentag. Смерть матери.

1973 — Первая серия работ с использованием техники японской обрезной гравюры (ксилографии): Nana Hyaku Mizu. Ф. Хундертвассер был первым европейским художником, кто привлек к работе над своими графическими произведениями японских мастеров-резчиков.

Путешествие к островам Зеленого мыса (Кабо Верде, Cape Verde Islands) и в Новую Зеландию на свою передвижную музейную выставку, организованную Гердой Дабберт (Hertha Dabbert), в Оклэнд, Нью-Плимут, Веллингтон, Кристчерч (Christchurch), Данедин (Dunedin).

Принимает участие в Triennale di Milano, где 15 “Tree tenants” высажены в окнах домов на Виа Манцони (Via Manzoni) и опубликовывает манифест Inquilino Albero. Выставка в Aberbach Fine Art, Нью-Йорк.

1974 — Передвижная выставка по музеям Австралии: Мелтбурн, Канберра, Сидней, Морнингтон. Выставка Stowasser 1943 – Hundertwasser 1974 демонстрируется в Albertina State Collection of Graphic Art (Альбертина) в Вене, а также выставкаFriedrich Stowasser 1943-1979, в которую включены все его юношеские работы.

Впоследствии выставка из «Альбертины» путешествует по Югославии. Рисует постер Conservation Week для Новой Зеландии и получает приз Conservation Award. Представляет свои предложения для пешеходной зоны в Вене на улице Seilergasse (были отвергнуты). Совершает плавание в Тунис, Кипр и Израиль на судне Regentag.

Выставка в Facchetti’s, Париж.

1975 — Вторая серия работ в технике японской обрезной гравюры (ксилографии): Midori No Namida. Ретроспективная выставка в Haus der Kunst, Мюнхен. Публикует в Мюнхене манифест Humus Toilet.

Выполняет дизайн марок для Австрии: марка Spiral Tree (гравер Wolfgang Seidel), которая открыла серию “Modern Art in Austria” (Современное искусство в Австрии). Начинает мировую музейную передвижную выставку “Austria Presents Hundertwasser to the Continents” в Musee d’art moderne de la Ville de Paris.

Выставка продолжается до 1983 года и проходит в 27 странах и 43 музеях. В 1975 году выставка посещает Люксембург, Марсель, Каир. Выставкой полного собрания графических работ в «Альбертине» начинается тур по США: Нью-Йорк, Бостон.

Выставка продолжается до 1992 года и проходит в 15 странах и более чем 80 музеях и галереях. Совершает плавание на Regentag через Атлантический океан в Карибское море и через Панамский канал в Тихий океан.

1976 — Совершает плавание на борту Regentag от Таити через Роротонга (Rorotonga) в Новую Зеландию. Мировая музейная передвижная выставка: Тель-Авив, Варшава, Рейкьявик, Копенгаген, Дакар. Передвижная выставка «Альбертины» в США: Ганновер, Бруклин, Мэрилэнд.

1977 — Из-за двух несчастных случаев попадает в больницу и проводит два месяца в госпитале города Кавакава (Новая Зеландия). Путешествует от Азии до Южной Америки: из Токио через Манилу, Бангкок, Чианг Май в Рио-де-Жанейро, Бразилиа.

1978 — Проводит январь и февраль в “Hähnsage” в Waldviertel, в Нижней Австрии, в снегах вместе со своим другом Бро (Brô) и рисует семь картин. После шести лет работы заканчивает трехмерный объект вместе с Альберто делла Виччия (Alberto della Vicchia) Fall in Cloud – Fall in Fog – Fall Out.

Разрабатывает дизайн Флага Мира для Священной земли (Peace Flag for the Holy Land): зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне; публикует свой «Манифест мира» (Peace Manifesto). Путешествует в Сенегал по приглашению президента Леопольда Седара Сеньгора (Léopold Sédar Senghor).

Мировая музейная передвижная выставка: Мехико, Монреаль, Торонто, Брюссель, Бударешт. Передвижная выставка «Альбертины»: Канада, Германия, Марокко.

Источник: http://famous.totalarch.com/hundertwasser

Ссылка на основную публикацию