Природа в стихах н. а. некрасова: анализ стихотворения «славная осень»

Урок литературного чтения Некрасов «Славная осень» 3 класс

    • Ребята, прочитайте слова, записанные на карточках, они помогут вам назвать ключевое слово, спрятанное в центре. (осень)

      Жил был Язычок. Проснулся Язычок утром рано, потянулся. Выглянул в окошко, посмотреть, тепло или холодно на улице. Показалось прохладно. Надел язычок шапку и вышел на улицу. Сел на лавочку. Сидит, отдыхает.

      То влево посмотрит, то вправо, то солнцем ярким в небе любуется, то цветами восхищается. Подышал свежим воздухом и в дом зашёл. Решил Язычок порядок навести: пол подмёл, все четыре стены до блеска натёр и даже с потолка пыль смахнул.

      Ну вот, а теперь можно и книжку почитать.

        Под ногами в листопад

        Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

        • Дома вы должны были написать небольшое сочинение о любимом времени года. Кто из вас писал об осени?

        — Сегодня мы прочтём ещё одно осеннее стихотворение, которое написал Алексей Николаевич Некрасов и постараемся проникнуться теми чувствами, которые хотел передать нам автор. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца.

        2. Чтение стихотворения учителем наизусть.

        (Звучит тихая музыка, на фоне которой читается стихотворение)

        — Закройте глаза и постарайтесь представить картины осенней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении.

        3. Проверка первичного восприятия.

        — Какие же картины возникли в вашем воображении? ( Я в своём воображении представила Утренний осенний лес. Свежий воздух. Деревья не совсем потеряли свой осенний наряд. Жёлтые, красные, бурые листья шуршат под ногами. Их много, поэтому, кажется, что идёшь по чему-то мягкому, пушистому. И холодная речка, покрытая первым ледком, который автор сравнивает с тающим сахаром.)

        — А вот, какие картины, нарисовали ваши одноклассники к этому стихотворению с помощью красок.

        — А какие чувства у вас возникли при слушании этого стихотворения? (Чувства радости, настроение восторженное, ободряющее и в то же время ощущение спокойствия)

        — А почему именно такие чувства и такое настроение возникло у вас при слушании этого стихотворения? (Это настроение нам задаёт автор)

        — Чувства поэта, его думы и мысли постигаются из поэтических строк. Чтобы понять, о чём хочет сказать автор в своём поэтическом произведении, нужен особый душевный настрой, особенное сердечное внимание к прочтению. Давайте вместе попробуем разобраться в прочитанном. Как обычно работу над любым произведением мы начинаем со словарной работы.

        4. Словарная работа. Работа в парах.(Слова и их значения записаны на отдельных карточках и лежат в конвертах у каждого на столе, нужно соединить слово и его значение)

        — Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова.

        Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу. А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов.

        Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.

        СЛАВНАЯ – хороший, приятный, симпатичный

        ЯДРЁНЫЙ – свежий, чистый

        БОДРИТ – придавать бодрость

        СТУДЁНЫЙ- очень холодный

        ПРОСТОР – свобода, раздолье

        ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) –не лишённый свежести и яркости.

        НЕОКРЕПШИЙ (лёд) – слабый, хрупкий.

        5. Повторное чтение стихотворения самими уч-ся.

        — А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно и:

        Определите тему стихотворения. (Осень)

        — Что такое тема? (Тема — это то, о чём говорится в стихотворении)

        — Определите идею стихотворения. (показать красоту осенней природы)

        — Что такое идея произведения? (Основная, главная мысль, замысел)

        6. Работа в тетради. Заполнение таблицы.

        — А сейчас откройте тетради, у нас с вами уже начерчена табличка, которую мы заполним сейчас все вместе . Отметьте число 9 октября и запишите название таблицы «Н.А. Некрасов «Славная осень!»

        — Чтобы выразить состояние своей души: восторг, восхищение осенней красотой поэты и писатели использует различные художественно-изобразительные средства, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать.

        А для начала вспомним:

        — Какие художественно – изобразительные средства вы знаете? (олицетворение, сравнение, эпитет)

        — Что такое олицетворение? (Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ)

        — Что такое сравнение? (Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.)

        — Что такое эпитет? (слова – прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие?)

        — Начнём с того, что выделим те образы, которые автор рисует в своём стихотворении. Отметьте их карандашом.

        — Какие образы автор рисует в своём стихотворении? Перечислите и запишите в первый столбик таблицы. (заполнение 1 столбика таблицы)

        (В ходе дальнейшей беседы заполняется второй и третий столбики)

        — Давайте посмотрим, какие характеристики и с помощью, каких художественно – изобразительных средств он создаёт эти образы.

        — Какая осень? (славная) Почему он подбирает именно это слово? ( Хорошая, тихая, спокойная).

        Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (эпитет) Это определение осени поэт употребляет дважды вначале и в конце стихотворения, как вы думаете, зачем он это делает? (Показывает своё отношение к этому времени года – он восхищается, любит её.

        ) Обратите внимание, какой знак стоит в конце этих предложений? (восклицательный) О чём он говорит? (Что читать эти предложения нужно с восклицательной интонацией.) Уже первая строчка в стихотворении вводит читателя в тему и раскрывает идею, а остальной текст раскрывает «чудесность» осенней природы.

        — Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух?( здоровый, ядрёный) Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (эпитет) Если воздух здоровый, ядрёный, бодрит, значит легко дышится, как мы должны прочитать эти строки о воздухе? (легко, бодро)

        — Далее автор описывает лёд. Какую характеристику он подбирает? (неокрепший) Почему автор даёт ему такую характеристику? ( в это время года лёд ещё очень хрупкий).

        — С чем сравнивает автор неокрепший лёд? (с тающим сахаром) -Почему? (непрочный, рыхлый) -Как называется художественно – изобразительное средство, когда свойство одного предмета переносится на другой предмет? (сравнение) – С какой интонацией прочтём эту строку? ( интонация загадочности должна присутствовать в прочтении этой строки)

        — А речку автор называет…..(студёной). — Почему? (Вода в реке в это время года очень холодная.)

        — Далее автор описывает лес.

        — С чем сравнивает поэт лес? (с мягкой постелью) — Почему выбирает такое сравнение? ( около леса – опавшая листва, как мягкая постель) Поэт не случайно выбирает такое сравнение, дело в том, что природа у Некрасова воспринимается не сама по себе, а в единстве с человеком.

        Его картины всегда передают чувства и настроение простого народа. Дело в том, что это отрывок из стихотворения «Железная дорога, посвящённое Некрасовым народу труженику, который вынужден был отправляться на поиски работы.

        Они шли на заводы и фабрики, на строительство железных и шоссейных дорог, где терпели унижения, оскорбления, работали сутками, измождённые, уставшие, они всё же исполняли свой долг перед Родиной. Наверно, в этом сравнении скрывается мысль народа об отдыхе, после изнурительной работы, вот ещё и поэтому Некрасов выбирает такое сравнение.

        — Описывая листья, автор тоже применяет такое художественно — изобразительное средство, как сравнение. Найдите его. ( Листья поблёкнуть ещё не успели желты и свежи и лежат, как ковёр.

        ) С чем автор сравнивает листья? — Почему листья автор сравнивает с ковром? (их много, они устилают всю землю). — И каким кажется этот ковёр? (красивым, разноцветным).

        — И поэтому эти строки мы должны прочитать красиво, с чувством восхищения)

        — И последнее, о чём говорит автор это об осенних днях? -Какие они? — — Почему? (Эти определения передают спокойное состояние природы.) Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Ведь недаром, в начале урока мы говорили с вами о том, что осень застенчивая, а начинается она с особенной тишины.

        Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник.

        Именно это заметил и автор этого стихотворения, и рассказчик, который увидел всю эту картину природы из окна, мчащегося вагона.

        Обратите внимание, что автор поставил в конце своего стихотворения не точку, а многоточие, этим самым он хотел показать, что красота осенней природы на этом не заканчивается, а можно ещё бесконечно говорить и восхищаться ей.

        Н.А. Некрасов «Железная дорога»

        Источник: https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-nekrasov-slavnaya-osen-klass-1131040.html

        Русская природа в лирике Некрасова

        / Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Русская природа в лирике Некрасова

          Скачать сочинение

            Роль пейзажа в лирике Некрасова навряд ли можно назвать традиционной. Картины природы, родной земли помогают поэту высказать свои патриотические чувства. Некрасов не просто любуется красотой российской природы, но видит в ней источник жизни, вдохновения. Более того — образ родной земли в его творчестве связан с ее историей, с ее настоящим и будущим.

        Поэтому в поэтическом наследии Некрасова трудно найти стихи, полностью посвященные изображению природы. Но зато как близки у него жизнь природы, человека и России!     Жизнь человека и природы неразделима.

        И в красоте, в мощи русской земли Некрасов черпает силы для жизни, для работы:     Мать-природа!      Иду к тебе снова     Со всегдашним желаньем моим —      Заглуши эту музыку злобы,     Чтоб душа ощутила покой     И прозревшее око могло бы     Насладиться твоей красотой.     Некрасов посвящает свои строки простой, непритязательной красоте русской природы.

        В ней нет экзотики, но она — часть жизни русского человека, часть его души.     Заунывный ветер гонит     Стаю туч на край небес.      Ель надломленная стонет,     Глухо шепчет темный лес.     На ручей, рябой и пестрый,     За листком летит листок,     И струей, сухой и быстрой,     Набегает холодок.

            Я думаю, каждый человек, живущий в России, не раз видел такой суровый и такой родной пейзаж. Некрасова не прельщает красота чужих земель.     В Европе удобно, но родины ласки     Ни с чем не сравнимы!     Поэтому он слагает песни не о “небесах чужой отчизны”, а о своем родном уголке.

        Близкой каждому русскому человеку картиной осени открывается стихотворение Некрасова “Железная дорога”:     Славная осень!     Здоровый, ядреный     Воздух усталые силы бодрит;     Лед неокрепший на речке студеной      Словно как тающий сахар лежит…      В запечатленных Некрасовым картинах родной земли часто проглядывают политические настроения поэта.

        Известно, что он был ярым противником крепостничества и обвинял самодержавный строй в забитости и нелегкой участи крестьян.

        Поэтому мы не удивляемся, что поэта радуют следы разрушения старой помещичьей усадьбы:     С отрадой вижу я, что срублен темный бор —     В томящий летний зной защита и прохлада, —      И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,     Понурив голову над высохшим ручьем,     И набок валится пустой и мрачный дом.

             В этом пейзаже современной Некрасову России живо передаются события того времени, приведшие к разрухе и запустению в дворянских домах. Поэта не огорчает это, даже напротив. У нашего современника эта картина навряд ли может вызвать такое же чувство — уж слишком часто в разных уголках России мы и сегодня можем увидеть такой пейзаж. И больно становится за то, что у земли нет хозяина.

            Надо сказать, что Некрасов действительно подчинил все свое творчество идее служения своей стране, народу (“Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”). Поэтому зачастую столь мрачен его пейзаж. Природа у Некрасова неравнодушна к людским страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом. А самого Некрасова, как никого другого, можно назвать народным певцом.

        Ну разве это не описание крестьянских страданий?     Мраком задернуты небо и даль,      Ветер осенний наводит печаль;     По небу тучи угрюмые гонит,     По полю листья — и жалобно стонет…     А какой безысходностью пронизан пейзаж в стихотворении “Несжатая полоса”! Земля ждет своего хозяина, который изнурен непосильным трудом:     Поздняя осень.     Грачи улетели,     Лес обнажился, поля опустели,     Только не сжата полоска одна…     Грустную думу наводит она.     Уже с юношеских лет Некрасов понял, что “то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть”. И его сердце не уставало ненавидеть то, что не давало его родине жить счастливо. Любовь к родине, благодарность ей Некрасов пронес через всю свою жизнь:     Все рожь кругом, как степь живая,     Ни замков, ни морей, ни гор…      Спасибо, сторона родная,

        Читайте также:  Сочинение: "путь исканий андрея болконского" по роману л.н. толстого "война и мир"

            За твой врачующий простор!

        8211 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

        / Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Русская природа в лирике Некрасова

        Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

        Заказать сочинение      

        Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

        100% гарантии от повторения!

        Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00097701184864022702/

        Анализ стихотворения Некрасова Железная дорога

        Сохрани ссылку в одной из сетей:

        Некрасовское произведение поэтично не только вследствие яркости картин, прелести пейзажей; оно поэтично прежде всего потому, что являющаяся, так сказать, нервной системой стиха поэтичность есть внутренняя  мера, которой   все в стихе измерено и оценено.

        Славная осень! Здоровый, ядреный

        Воздух усталые силы бодрит;

        Лед неокрепший на речке студеной

        Словно как тающий сахар лежит;

        Около леса, как в мягкой постели,

        Выспаться можно — покой и простор! —

         Листья поблекнуть еще не успели,

        Желты и свежи лежат, как ковер.

                           Славная осень! Морозные ночи,

        Ясные, тихие дни…

        Нет безобразья в природе! И кочи,

        И моховые болота, и пни —

        Всё хорошо под сиянием лунным,
        Всюду родимую Русь узнаю…

        Быстро лечу я по рельсам чугунным,

        Думаю думу свою…

        Пейзаж Некрасова поэтичен, но это поэзия особого рода.

        Названо время года — осень, и сразу раскатившееся — ядреный, «воздух ядреный» — дерзкая заявка, обрывающая, кажется, всякую связь с поэтической тра­дицией описания, передачи ощущения осени в русской поэзии.

        Чего стоит природа, зовущая выспаться, не спать, а именно выспаться. По-мужицки усталый человек хочет уйти в природу, отдохнуть не для того, чтобы «в истине блаженство находить», а просто… выспаться.

        Но сфера поэтического не только не пропадает, она расширилась. В самой природе поэтизировано все традиционно непоэтизировавшееся: пни и моховые кочи, лед, словно тающий сахар. Некрасовский стих распах­нут в природу. Мы не только в вагоне, но уже и вне его, мы глотнули воздуха — «воздух усталые силы бодрит».

        «Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно» — здесь передано почти физическое ощущение приобщения к природе, не в высоком философском, тютчевском, а в тоже по-своему высоком, но самом непо­средственном смысле. Некрасов не прозаизирует поэти­ческое, но поэтизирует прозаическое.

        Два слова в конце этой части — «родимая Русь» («всюду родимую Русь узнаю») —как бы вдруг все к себе сводят, в себя вби­рают и сразу, даже несколько неожиданно, дают стиху высокое звучание. Как музыкант одной нотой, так боль­шой поэт одним словом может определить характер и высоту нашего восприятия.

        Ведь пушкинское «Зимнее утро» не идиллия у камелька, не зимний пейзаж только, это момент в развитии могучего духа, выраженный в форме подлинно бетховенской сонаты: борение двух на­чал и разрешающий выход в свет, в гармонию финала. И уже в первых пушкинских аккордах

        Навстречу северной. Авроры Звездою севера явись!

        задана эта высота, эта масштабность, которой уже воль­но или невольно мы определим все развитие темы.

        Такова и у Некрасова «родимая Русь» в последней строке первой части, которая никак не исчерпывает, ко­нечно, значительности произведения, но которая на та­кую значительность настраивает.

        Во вступлении же ин­тонации и мотивы народной песни: «Русь» — «родимая», а «речка» — «студеная». Народ, который явится непо­средственно позднее, явлен уже здесь.

        В поэте и через поэта он заявил себя, и заявил поэтически.

        Первая и вторая части некрасовского произведения внутренне едины, и это не единство контрастов. И та и другая поэтичны. Картина удивительного сна, который увидел Ваня, прежде всего поэтичная картина.

        Раскре­пощающая условность — сон, который дает возможность увидеть многое, чего не увидишь в обычной жизни, — мотив, широко использовавшийся в русской литературе и до Некрасова. Достаточно вспомнить о Радищеве и Чернышевском, если говорить о близкой Некрасову традиции. У Некрасова сон перестает быть просто ус­ловным мотивом.

        Сон в некрасовском стихотворении — поразительное явление, в котором смело и необычно совмещены реалистические образы со своеобразным поэтическим импрессионизмом.

        Сон служит не выявлению смутных подсознательных состояний, души, но и не перестает быть таким подсознательным состоянием, и то, что происходит, происходит именно во сне, вернее, даже не во сне, а в атмосфере странной полудремоты.

        Что-то все время повествует рассказчик, что-то видит растревоженное детское воображение, и то, что Ваня увидел, гораздо больше того, что ему рассказывалось. Собесед­ник говорил о косточках, а они ожили, как в романти­ческой сказке, о тяжелой жизни людей, и они пропели Ване свою страшную песню. И где был сон, где была явь —р ассказ, не может понять разбуженный, опомнив­шийся мальчик:

        «Видел, папаша, я сон удивительный,—

        Ваня сказал: — тысяч пять мужиков,

        Русских племен и пород представители

        Вдруг появились — и он мне сказал:

        — Вот сии — нашей дороги строители!..»

        Как будто бы он — рассказчик, и это, как позднее шутил Маяковский в подобном случае, «устраняет вся­ческие подозрения по поводу веры автора во все за­гробные ахинеи». Но для Вани был не только рассказ, был сон, странный и фантастический. Он у Некрасова выделено курсивом:

        И он мне сказал.

        Он уже не только рассказчик, но кто-то или что-то трудноуловимое.

        Как и ряд других элементов некрасов­ского стиха, такое он, возможно, пришло из романти­ческой поэзии, и, видимо, непосредственно из /стихов Жуковского, где встречается часто, например, в пере­веденной Жуковским из Соути «Балладе, в которой опи­сывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди»:

        Никто не зрел, как с нею мчался он…

        Лишь страшный след нашли на прахе;

        Лишь, внемля крик, всю ночь сквозь тяжкий сон

        Младенцы вздрагивали в страхе.

        Однако то, что у Жуковского выглядит, как хотя и не реальный, но легко определяемый элемент (он — просто нечистая сила), у Некрасова предстает как реальное, но трудно определяемое психологическое состояние. Там не реально, но определенно и грубо; здесь неопре­деленно и тонко, но реально.

        Сон Вани подготовлен отчасти уже и пейзажем вступления, картиной лунной ночи. Элемент этого пей­зажа появляется во второй части. Стих вступления

        Всё хорошо под сиянием лунным

        повторится точно, предваряя картину сна:

        Вы мне позвольте при лунном сиянии

        Правду ему показать.

        Некрасов-поэт не позволяет Некрасову-живописцу внести ни одной лишней краски, стремясь к почти гип­нотической сосредоточенности стихов.

        Вместе с Ваней мы погружены в атмосферу полусна, полудремоты. Рассказ ведется как повествование о правде, но и как обращенная к мальчику сказка. Отсюда

        удивительная безыскусность и сказочная масштабность уже первых образов:

        Труд этот, Ваня, был страшно громаден —

        Не по плечу одному! В мире есть царь; этот

        царь беспощаден, Голод названье ему».

        Сна еще нет. Идет рассказ, идет поезд, идет дорога, дремлет мальчик, и поэт, в первый и единственный раз разошедшийся с рассказчиком, прерывая рассказ, дает еще одну дозу поэтического наркоза. К ритму рассказа он подключает убаюкивающий ритм дороги:

        Прямо дороженька: насыпи узкие,

        Столбики, рельсы, мосты.

        И снова продолжается рассказ:

        А по бокам-то все косточки русские…

        Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

        Разве мы не усыплены вместе с Ваней? И начался Ванин сон;

        Чу! Восклицанья послышались грозные!

        Топот и скрежет зубов;

        Тень набежала на стекла морозные…

        Что там? Толпа мертвецов!

        То обгоняют дорогу чугунную,

        То сторонами бегут.

        Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную

        Любо нам видеть свой труд!..»

        Сон начат, как баллада. Луна, мертвецы со скреже­том зубовным, их странная песня — характерные ак­сессуары балладной поэтики сгущены в первых строфах и усиливают ощущение сна. Балладность подчеркнута, как бы декларирована традиция, романтическая и вы­сокая, в рамках которой пойдет рассказ о народе. Но рассказ о народе не остается балладой, а переходит в

        песню.

        В некрасовском произведении два народа и два раз­ных к нему отношения. Есть возмущение, но, если угод­но, есть и умиление. Есть народ в его поэтической и нравственной сущности, достойной поэтического опре­деления, и народ в его рабьей пассивности, вызывающей горькую иронию.

        Образ народа, каким он явился во сне, образ траги­ческий и необычайно масштабный. Предстала как бы

        вся «родимая Русь». Первоначально бывшая у Некрасо­ва строка

        С Немана, с матушки Волги, с Оки

        сменяется другой

        С Волхова, с матушки Волги, с Оки

        не только потому, что, правда, очень удачно,  Волхов фонетически связывается внутренней рифмой с Волгой.' | География  становится  более  национальной  и  в  своем настоящем, и даже в обращенности к прошлому.

        Народ этой части высоко поэтичен, ни о каком обли­чении не может быть и речи. Иногда вдруг рассказ ста­новится сдержанным, почти сухим: ни одного «образа», ни единой лирической ноты. Повествование приобретает характер и силу документального свидетельства, как в песне мужиков:

        Источник: http://works.doklad.ru/view/mPcErYGR9m8.html

        Образ русской природы в лирике Н. А. Некрасова

            Николай Алексеевич Некрасов — истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому, мне кажется, имел право говорить о ней, как о родной матери.

         
            Нежное отношение автора к русской природе просматривается во всем его творчестве, но, чтобы проанализировать тему природы, я возьму в качестве примера лишь несколько наиболее ярких, на мой взгляд, произведений. 
            В стихотворении “На Волге” Некрасов описывает свое детство.

        Воспоминания об этом нежном возрасте неразрывны у поэта с воспоминаниями о природе тех мест, где проходили его молодые годы:

            Я рос, как многие, в глуши, 

            У берегов большой реки, 
            Где лишь кричали кулики, 
            Шумели глухо камыши…

            Необычайно трогательны строки этого стихотворения, в которых автор признается в любви реке Великой:

            О Волга!… колыбель моя! 

            Любил ли кто тебя, как я?

            Некрасов говорит о реке как о колыбели, и камыши шумят для него колыбельной, убаюкивающей песней. 

            Из этого стихотворения видно, что поэт не мыслит себя отдельно от русской природы, он целиком в ней и любовью своей приумножает ее красоту. Читатель просто не может устоять перед искренностью, с которой автор признается в любви родной природе, и сам невольно влюбляется в эту красоту так же сильно, как Некрасов, так же нежно и бескорыстно. 
            В стихотворении “Железная дорога” автор снова восторженно отзывается о родной стороне и природе:

            Славная осень! Морозные ночи, 

            Ясные тихие дни… 
            Нет безобразья в природе! И кочи, 
            И моховые болота, и пни — 
            Все хорошо под сиянием лунным, 
            Всюду родимую Русь узнаю…

            Влюбленный в русскую природу, Некрасов видит в ней такие тонкие, красивые элементы, такие простые и вместе с тем важные вещи, какие не заметны глазу человека, не влюбленного в это изящество и красоту. 

            Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей… 
            Некрасов не хочет видеть и не видит Русь другой, он знает и любит ее такую: красивую, обильную, родную. Она не может быть безобразной. 
            Стихотворения Некрасова, в которых идет речь о природе, необыкновенно легки, они написаны как бы на вдохе, оптимистичны и сильны своим оптимизмом. Хотя Н. А. Некрасов был реалистом и в его творчестве реально и, может быть, даже жестоко описана жизнь русского народа (например, произведение “Кому на Руси жить хорошо”, где даже само название поэмы говорит о серьезности и неразрешимости вопроса), несмотря ни на что, его лирика и все его творчество проникнуты оптимизмом и верой в то, что победят любовь и добро. 
            Тема русской природы переплетается с изображением народной жизни. Развиваясь вместе, эти темы становятся неразрывными для поэта. Так любовь Некрасова к Родине непременно перерастает в любовь к родной природе и благодарность и преданность русскому народу. 
            Невозможно не обратить внимания на языковые особенности лирики Некрасова. Язык его произведений необычайно прост и близок к народному, недаром Некрасов признан истинно народным поэтом. “Слов не много, но они так точны, что означают все”, — сказал Н. В. Гоголь о творчестве А. С. Пушкина, но, по-моему, эти слова применимы и к творчеству Н. А. Некрасова. Мне кажется, однако, что достижение такой простоты языка далось автору очень непросто, поскольку эта простота дорогого стоит и достается она долгим трудом. 
            Образ русской природы, нарисованный Некрасовым, сильно характерный. Она бывает разной: ласковой и жестокой, но поэт любит ее во всех проявлениях. Для Некрасова природа — это одушевленный предмет, это друг и мать, это то непреходящее, доброе, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту. Русская природа — это часть “Матушки-Руси”, которую Некрасов сердечно любит, а когда человек любит, ему ничего не стыдно и не страшно.

        Читайте также:  Природная архитектура фриденсрайха хундертвассера

        Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/nekrasov-n-a/raznoe/5295-obraz-russkoj-prirody-v-lirike-n-a-nekrasova

        Анализ стихотворения Некрасова “Славная осень”

        Композиционная целостность пейзажной зарисовки, начинающей знаменитую ” Железную дорогу” 1864 г., позволяет выделить поэтический фрагмент в качестве самостоятельного произведения.

        Его основная тема – разноцветная красота “ясных, тихих” осенних дней, благотворно влияющая на самочувствие.

        По оптимистичному настрою и чувству бодрости тональность некрасовского творения сближается с ощущениями пушкинского героя, который приветствовал приход “русского холода” – освежающего, омолаживающего, возвращающего вкус к жизни.

        Автор наделяет образ осени оценочным эпитетом “славная”. Последний не только отображает восхищение, но и подчеркивает приподнятое энергичное настроение лирического субъекта.

        Поясняя одобрительное восклицание, открывающее текст, герой говорит о целебной силе свежего воздуха. Здесь же употребляется необычное для поэтического слога просторечие “ядреный”.

        Сочетание “свежего” слова с лексемами “здоровый” и “бодрит” создает концентрацию звуков “р” и “о”. Средства звукописи поддерживают впечатление живительного воздействия осенней погоды.

        Для характеристики природных объектов поэт прибегает к оригинальным сравнениям: тонкий лед похож на “тающий сахар”, пышный слой опавших листьев – на ковер или постель. Перечисленные примеры можно рассматривать как

        единую комбинацию, объединенную семантикой домашнего комфорта. Чистота и свежесть спокойной приветливой природы сродни уюту человеческого жилища.

        Анафора, начинающая третий катрен, продолжается фразой о холодных ночах и погожих днях. Она сходна по значению с замечанием об освежающем действии воздуха, размещенным в зачине.

        Прием, фактически расширяющий границы лексической анафоры, постепенно подводит читателя к философскому обобщению. Лирический субъект видит гармонию даже в самых прозаичных деталях: кочках, болотах, пнях.

        Интересно, что положительные эмоции передаются через отрицание, указывающее на отсутствие “безобразья” в картинах родного пейзажа.

        Финальный эпизод конкретизирует особенности позиции наблюдателя. Оказывается, он задумчиво созерцает виды природы из окна поезда.

        Длительным путешествием по “рельсам чугунным” объясняется и смена времени суток: от дневного света, позволяющего увидеть желтизну листьев, к “сиянию лунному”, мерцание которого придает таинственную красоту обычным холмам да болотам.

        Мотив стремительного движения, обозначенный глаголом “лечу”, предваряет главную тему “Железной дороги”.

        (Пока оценок нет)
        Loading…
        Что такое беспечность сочинение рассуждение 15.3.

        Анализ стихотворения Некрасова “Славная осень”

        Categories: Анализы стихов

        Источник: http://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-nekrasova-slavnaya-osen/

        Готовые школьные сочинения

        Окт 30 2016

        Русская природа в лирике Н. А. Некрасова

        Он неудержимо примыкал, в иных великих стихотворениях своих, к самой сути народной. …Это был народный поэт. Н.

        Некрасов Роль пейзажа в лирике Николая Алексеевича Некра­сова навряд ли можно назвать традиционной. Картины природы, родной земли помогают поэту высказать свои патриотические чувства.

        Некрасов не просто любуется красотой российской природы, но видит в ней источ­ник жизни, вдохновения.

        Более того — образ родной земли в его творчестве связан с ее историей, с ее насто­ящим и будущим. Поэтому в поэтическом наследии Не­красова трудно найти стихи, полностью посвященные изображению природы. Но зато как близки у него жизнь природы и России! Жизнь человека и природы неразделима.

        И в красо­те, в мощи русской земли Некрасов черпает силы для жизни, для своей работы: Мать-природа! Иду к тебе снова Со всегдашним желаньем моим — Заглуши эту музыку злобы, Чтоб душа ощутила покой И прозревшее око могло бы Насладиться твоей красотой.

        Некрасов посвящает свои строки простой, непритя­зательной красоте русской природы. В ней нет экзоти­ки, но она — часть жизни русского человека, часть его души, часть души самого поэта: Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес.

        На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей, сухой и быстрой, Набегает холодок.

        Я думаю, что каждый человек, живущий в России, не раз видел такой суровый и такой родной пейзаж. Некра­сова не прельщает красота чужих земель: В Европе удобно, но родины ласки Ни с чем не сравнимы! Поэтому он слагает песни не о небесах чужой отчиз­ны, а о своем родном уголке.

        Близкой каждому русско­му человеку картиной осени открывается стихотворе­ние Некрасова «Железная дорога»: Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор! — Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер.

        В запечатленных Некрасовым картинах родной при­роды, родной земли часто проглядывают политические настроения поэта. Известно, что он был ярым против­ником крепостничества и обвинял самодержавный строй в забитости и нелегкой участи крестьян.

        Поэто­му мы не удивляемся, что поэта радуют следы разруше­ния старой помещичьей усадьбы: С отрадой вижу я, что срублен темный бор — В томящий летний зной защита и прохлада, — II пива выжжена, и праздно дремлет стадо, Понурив голов}’ над высохшим ручьем, И набок валится пустой и мрачный дом.

        В этом пейзаже современной Некрасову России живо передаются события того времени, приведшие к разру­хе и запустению в дворянских домах. Поэта не огорча­ет это, даже напротив. У нашего современника эта allsoch.

        ru 2001-2005 кар­тина навряд ли может вызвать такое же чувство — уж слишком часто в разных уголках России мы и сегодня можем увидеть такой пейзаж. И больно становится за то, что у земли нет хозяина.

        Необходимо сказать, что Некрасов действительно подчинил все свое творчество идее служения своей стра­не, своему пароду. Поэтому зачастую столь мрачен его пейзаж.

        Природа у Некрасова неравнодушна к людям, к их страданиям, она скорбит вместе со всем русским па­родом.

        А самого Некрасова, как никого другого, можно назвать народным певцом. Ну разве это не описание крестьянских страданий? Мраком задернуты небо и даль.

        Ветер осенний наводит печаль; По небу тучи угрюмые гонит, По полю листья — и жалобно стонет… А какой безысходностью пронизан пейзаж в стихот­ворении «Несжатая полоса»! Земля ждет своего хозяи­на, который изнурен непосильным трудом: Поздняя осень.

        Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. Любовь к природе, к родине, к своему пароду — вот характерные мотивы творчества великого поэта Рос­сии.

        Мотивы природы так глубоко и органично вплете­ны в основу стихотворений Некрасова, что не могут быть отдельным поэтическим повествованием.

        Поэто­му этот поэт до сих пор считается непревзойденным мастером русской действительности XIX века.

        Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Русская природа в лирике Н. А. Некрасова . Литературные сочинения!

        Источник: http://www.testsoch.net/russkaya-priroda-v-lirike-n-a-nekrasova/

        Николай Некрасов «Славная осень!»

        7. -Прочитаем стихотворение вслух.(Один ученик читает стихотворение).

        -Чтобы выразить состояние своей души, поэты и писатели используют различные художественно-изобразительные средства, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать в стихотворении.

        А для начала вспомним:

        — Какие художественно – изобразительные средства вы знаете? (Олицетворение, сравнение, эпитет) – вывешиваю карточки на доску.

        — Что такое эпитет? (Слова – прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие? какое?)

        -Что такое олицетворение? (Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ)

        — Что такое сравнение? (Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.)

        -В своём стихотворении автор рисует разные образы. Давайте посмотрим, с помощью каких художественно – изобразительных средств он создаёт эти образы.

        Эпитеты.

        — Какая осень?(Славная.) -Что значит славная?

        ( Хорошая, тихая, спокойная).

        -Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (Эпитет)

        -Это определение осени поэт употребляет дважды: в начале и в конце стихотворения, как вы думаете, зачем он это делает? (Показывает своё отношение к этому времени года – он восхищается, любит её.)

        — Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух?

        ( Здоровый, ядрёный)

        Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (Эпитет)

        — Далее автор описывает лёд. Какой он?

        (Неокрепший)

        -Почему автор даёт ему такую характеристику?

        ( В это время года лёд ещё очень хрупкий).

        — А речку автор называет студёной. Почему?

        (Вода в реке в это время года очень холодная.)

        -Дни автор называет ясными, тихими. Почему?

        (Эти определения передают спокойное состояние природы.)

        -Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения.

        Сравнения.

        -Найдите все сравнения в этом стихотворении.

        (Дети работают в парах).

        -Какие сравнения вы нашли? Объясните, почему так?

        лёд как тающий сахар (непрочный, рыхлый, белый)

        лес как мягкая постель (опавшая листва как мягкая постель)

        листья как ковёр (их много, они устилают землю)

        Олицетворение.-Кто найдёт в стихотворении приём олицетворения?

        (Воздух усталые силы бодрит).

        — Так для чего же поэт использует сравнения, эпитеты и другие художественно-выразительные средства в своих произведениях? (Чтобы сделать образ более точным, выразительным, красочным, чтобы мы могли легче представить описываемый предмет). Познавательные:Формирование умения извлекать информацию из текста; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в учебнике.

        Коммуникативные:

        Формирование умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

        Регулятивные:Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

        Личностные:

        Формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

        Источник: http://publekc.ru/nikolaj-nekrasov-slavnaya-osene/index.html

        Русская природа в лирике некрасова

        Сочинения по литературе: Русская природа в лирике некрасова Роль пейзажа в лирике Некрасова навряд ли можно назвать традиционной. Картины природы, родной земли помогают поэту высказать свои патриотические чувства.

        Некрасов не просто любуется красотой российской природы, но видит в ней источник жизни, вдохновения. Более того — образ родной земли в его творчестве связан с ее историей, с ее настоящим и будущим. Поэтому в поэтическом наследии Некрасова трудно найти стихи, полностью посвященные изображению природы.

        Но зато как близки у него жизнь природы, человека и России!

        Жизнь человека и природы неразделима. И в красоте, в мощи русской земли Некрасов черпает силы для жизни, для работы: Мать-природа! Иду к тебе снова Со всегдашним желаньем моим — Заглуши эту музыку злобы, Чтоб душа ощутила покой И прозревшее око могло бы Насладиться твоей красотой. Некрасов посвящает свои строки простой, непритязательной красоте русской природы.

        В ней нет экзотики, но она — часть жизни русского человека, часть его души. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей, сухой и быстрой, Набегает холодок. Я думаю, каждый человек, живущий в России, не раз видел такой суровый и такой родной пейзаж.

        Читайте также:  Сочинение на тему: "золотая осень"

        Некрасова не прельщает красота чужих земель. В Европе удобно, но родины ласки Ни с чем не сравнимы! Поэтому он слагает песни не о «небесах чужой отчизны», а о своем родном уголке.

        Близкой каждому русскому человеку картиной осени открывается стихотворение Некрасова «Железная дорога»: Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит…

        В запечатленных Некрасовым картинах родной земли часто проглядывают политические настроения поэта. Известно, что он был ярым противником крепостничества и обвинял самодержавный строй в забитости и нелегкой участи крестьян.

        Поэтому мы не удивляемся, что поэта радуют следы разрушения старой помещичьей усадьбы: С отрадой вижу я, что срублен темный бор — В томящий летний зной защита и прохлада, — И нива выжжена, и праздно дремлет стадо, Понурив голову над высохшим ручьем, И набок валится пустой и мрачный дом.

        В этом пейзаже современной Некрасову России живо передаются события того времени, приведшие к разрухе и запустению в дворянских домах. Поэта не огорчает это, даже напротив.

        У нашего современника эта картина навряд ли может вызвать такое же чувство — уж слишком часто в разных уголках России мы и сегодня можем увидеть такой пейзаж. И больно становится за то, что у земли нет хозяина.

        Надо сказать, что Некрасов действительно подчинил все свое творчество идее служения своей стране, народу («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»). Поэтому зачастую столь мрачен его пейзаж.

        Природа у Некрасова неравнодушна к людским страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом. А самого Некрасова, как никого другого, можно назвать народным певцом. Ну разве это не описание крестьянских страданий? Мраком задернуты небо и даль, Ветер осенний наводит печаль; По небу тучи угрюмые гонит, По полю листья — и жалобно стонет…

        А какой безысходностью пронизан пейзаж в стихотворении «Несжатая полоса»! Земля ждет своего хозяина, который изнурен непосильным трудом: Поздняя осень.

        Грачи улетели, Лес обнаокился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. Уже с юношеских лет Некрасов понял, что «то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть».

        И его сердце не уставало ненавидеть то, что не давало его родине жить счастливо.

        Любовь к родине, благодарность ей Некрасов пронес через всю свою жизнь: Все рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор!

        Источник: http://historylib.net/russkaya-priroda-v-lirike-nekrasova/

        Урок по теме Н.А.Некрасов «Славная осень»

        Конспект открытого урока Литературного чтения в 6 классе.

        Тема. Н.А. Некрасов. «Славная осень»

        Цели: 1. Продолжать формировать навык выразительного чтения на примере

        художественного произведения Н.И Некрасова «Славная осень!»;

        2.Совершенствовать все виды речевой деятельности : слушания, говорения, чтения;

        помочь детям понять и почувствовать красоту родной природы через музыку,

        живопись и поэзию ;

        3.Развивать творческие способности, образную речь , память.

        Задачи урока:

        формировать основы читательской деятельности: умение работать с поэтическим

        текстом, учить видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к

        природе;

        развивать навыки выразительной речи, умение определять понятия;

        обогащать читательский опыт (расширение читательских знаний о поэзии ).

        Тип урока: Комбинированный

        Метод урока: Эвристический

        Оборудование:

        1) карточки  с речевой  разминкой, с трудными словами из стихотворения, со

        словами:   эпитет,  сравнение;  2) иллюстрации осени, портрет Н.А. Некрасова,

        3) мультимедиа, ноутбук, экран, грамзаписи  с разными мелодиями.

        Ход урока.

        Орг. момент.Прозвенел звонок для нас!Все зашли спокойно в класс,Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнём. Урок чтения начнём.

        ІІ.Сообщение темы и целей урока.

        Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.

        ІІ.Проверка дом. зад.

        1. Чтение сочинений о любимом времени года.

        Дома вы должны были написать небольшое эссе о любимом времени года. Кто из вас писал об осени?Прочтите свои эссе.(дети читают эссе о любимом времени года)

        — Всякий ли человек может писать о природе?

        — А каким должен быть этот человек?

        2. Вопросно- ответная беседа: (Слайд)

        – Когда и где родился А.С. Пушкин?

        – На каком языке говорили в семье Пушкин?

        – Когда А. Пушкин начал сочинять стихи?

        – Кто учил его писать по-русски?

        – Кто ему рассказывал сказки?

        1.Опрос домашнего стихотворения “Уж небо осенью дышало”.

        – О каком периоде осени говорится в стихотворении?

        IV. Знакомство с новым материалом.

        1. Слово учителя.

        — Сегодня мы прочтём ещё одно осеннее стихотворение, которое написал Алексей Николаевич Некрасов и постараемся проникнуться теми чувствами, которые хотел передать нам автор. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца.

        — В этом стихотворении звучит тема божественной красоты окружающей природы.

        Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Некрасов – он любит и простой народ и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом.

        2. Биография писателя.(Слайд)

        Хотелось бы несколько слов сказать о его биографии. Детство и юность Н.А. Некрасова прошло на Волге, где впервые и увидел Некрасов бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжёлую баржу. Их изнурительный труд волновал впечатлительного мальчика до слёз.

        Несмотря на то, что Некрасов был сыном помещика, жизнь его была нелегка. Он рано познакомился с жестокостью и грубостью. Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов был человек суровый и своенравный, он очень жестоко эксплуатировал своих крестьян.

        Когда однажды мать поэта , (она Елена Андреевна была женщиной удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной и полной противоположностью своему грубому мужу) заступилась за крестьян, отец наказал её, привязав в жаркий день к дереву и не позволял даже принести ей воды. Однако этот запрет маленький Некрасов нарушил.

        Он был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы, её посвящал в свои сокровенные мечты. Елена Андреевна серьёзно занималась воспитанием своих детей, много читала им, играла для них на фортепиано и пела.

        Отец Алексей Сергеевич не разрешал детям общаться с крестьянскими ребятишками. Но в его отсутствие Некрасов убегал к сверстникам в деревню, и эта детская дружба сохранилась на долгие годы. « За нашим садом начинались крестьянские избы…Толпа ребят, как магнитом притягивала брата» — вспоминает сестра поэта Нина Алексеевна.

        В последствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались дракой. Когда Некрасов уже учился в гимназии и приезжал в деревню на каникулы, общение с приятелями возобновлялись: он пропадал целыми днями, бродил с ними по лесам и отправлялся на реку удить рыбу.

        Некрасова с крестьянами связывала многолетняя дружба, и, будучи уже поэтом, он посвящал им свои стихи. Он любил приезжать после шумного Петербурга в родные места, поохотиться, повстречаться со знакомыми крестьянами.

        Николай Алексеевич Некрасов привозил им из города подарки, детям игрушки, вникал в их нужды, переживал их радости и горести, помогал советом и добрым словом.

        3. Чтение стихотворения учителем наизусть.

        (Звучит тихая музыка, на фоне которой читается стихотворение)

        — Закройте глаза и постарайтесь представить картины осенней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении.

        4. Проверка первичного восприятия.

        — Какие же картины возникли в вашем воображении?

        — А вот, какие картины, нарисовали ваши одноклассники к этому стихотворению с помощью красок.

        — А какие чувства у вас возникли при слушании этого стихотворения?

        — А почему именно такие чувства и такое настроение возникло у вас при слушании этого стихотворения?

        — Чувства поэта, его думы и мысли постигаются из поэтических строк. Чтобы понять, о чём хочет сказать автор в своём поэтическом произведении, нужен особый душевный настрой, особенное сердечное внимание к прочтению. Давайте вместе попробуем разобраться в прочитанном. Как обычно работу над любым произведением мы начинаем со словарной работы.

        5. Словарная работа. Работа в парах.(Слова и их значения записаны на отдельных карточках и лежат в конвертах у каждого на столе, нужно соединить слово и его значение)

        — Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова.

        Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу. А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов.

        Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.

        СЛАВНАЯ – хороший, приятный, симпатичный

        ЯДРЁНЫЙ – свежий, чистый

        БОДРИТ – придавать бодрость

        СТУДЁНЫЙ- очень холодный

        ПРОСТОР – свобода, раздолье

        ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) –не лишённый свежести и яркости.

        НЕОКРЕПШИЙ (лёд) – слабый, хрупкий.

        6. Повторное чтение стихотворения самими уч-ся.

        — А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно и:

        -Определите тему стихотворения.

        — Что такое тема?

        — Определите идею стихотворения.

        — Что такое идея произведения?

        7. Работа в тетради. Заполнение таблицы.

        — А сейчас откройте тетради, у нас с вами уже начерчена табличка, которую мы заполним сейчас все вместе . Отметьте число и запишите название таблицы «Н.А. Некрасов «Славная осень!»

        — Чтобы выразить состояние своей души: восторг, восхищение осенней красотой поэты и писатели использует различные художественно-изобразительные средства, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать.

        А для начала вспомним:

        — Какие художественно – изобразительные средства вы знаете?

        Н.А. Некрасов «Железная дорога»

        образ

        характеристика

        Худ средства

        Вывод

        осень

        славная

        воздух

        Здоровый

        Ядрёный

        Бодрит

        Лёд

        речка

        Неокрепший

        Тающий сахар

        студёная

        лес

        Мягкая постель

        Простор

        листья

        Желты свежи

        Ковёр

        дни

        Ясные, тихие

        — Мы сейчас с вами, составляя таблицу, попробовали вчитаться в каждое слово стихотворения, понять, почему именно эти слова выбрал поэт, описывая тот или иной образ, попытались понять, что чувствовал автор в момент написания этого произведения, и представить же, конечно, картины осенней природы, которые автор изобразил словами.

        — Так для чего же поэт использует сравнения, эпитеты и другие художественно-выразительные средства в своих произведениях?

        8. Выразительное чтение стихотворения учащимися. (2-3 человека)

        — В этом стихотворении звучит тема божественной красоты окружающей природы.

        Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Некрасов – он любит и простой народ и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом.

        ІV. Рефлексия

        Составить пятистишие.

        Мультимедиа.

        — В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению.  Картину  какого художника можно было бы использовать в качестве иллюстрации? Почему?

        — А теперь  мы с вами поиграем в игру «Музыкальная загадка».

        — Подумайте, какая  мелодия наиболее подходит к этому времени года и к стихотворению?

        — Почему?

        Работа с карточкой – помощником.

        — Придвиньте к себе карточки.

        — Подумайте, зачем автор написал это стихотворение?  Покажите номер ответа.

        Индивидуальные карточки:

        1.Чтобы сказать о том,  что настала осень.

        2.  Чтобы передать свою радость.

        3. Чтобы привлечь внимание к красоте природы.

        4. Чтобы вызвать взаимное сопереж…

        Источник: https://www.InfoUroki.net/urok-po-teme-nanekrasov-slavnaya-osen.html

        Ссылка на основную публикацию