Природа в стихах ф. и. тютчева: анализ стихотворения “чародейкою зимою…”

Анализ стихотворения «Чародейкою зимою» Тютчева

“Чародейкою зимою” – одно из самых ярких произведений в пейзажной лирике Тютчева. Краткий анализ “Чародейкою зимою” по плану поможет ученикам 3 класса оценить всю красоту этого произведения и понять, как Федор Иванович добился такого художественного эффекта. На уроке литературы его можно использовать для простого и понятного объяснения материала.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Чародейкою зимою.

История создания – написано это произведение 31 декабря 1882 года, как раз накануне Нового года. Но опубликовали его только более чем три десятка лет спустя.

Тема стихотворения – зимняя природа, находящаяся в состоянии покоя.

Композиция – одночастная, но при этом каждая строфа разделяется на две части с помощью тире.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – пятистопный хорей.

Эпитеты – “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.

Метафоры – “Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.

Олицетворения – “лес стоит”, “солнце мещет”.

Тютчев написал одно из самых прекрасных своих произведений накануне волшебного праздника – Нового года, который в 19 веке в России уже приобрел достаточную популярность, точно неизвестно, запечатлел ли он картину, которую увидел именно 31 декабря или что-то навеяло на него воспоминания о красоте зимнего леса, но поэтические строки появились из-под его пера как раз в последний день 1852 года.

Однако опубликован стих был значительно позже – уже в 1886 году, спустя четырнадцать лет после смерти Федора Ивановича.

Основная тема произведения – зимняя природа, прекрасная в своем покое. Поэт показывает зиму не просто как время года, а как прекрасную женщину, обладающую волшебной силой.

С помощью этой силы она до неузнаваемости меняет окружающий ее пейзаж. Она создает прекрасный мир, где чудесная жизнь идет своим чередом. Посторонние не могут ее увидеть, так как она закрыта от глаз непосвященных с помощью снежной бахромы.

Поэту-романтику мир видится бесконечно прекрасным и необыкновенным.

Композиционное строение этого стихотворения очень интересно: с одной стороны, Тютчев использует одночастную композицию, описывая одно и то же природное явление на протяжении трех строф.

С другой стороны, невозможно не заметить деление внутри этих строф.

Каждая из них делится на две части по простому принципу: открывающие строки – это обобщенное описание природного явления, а строки с третьей по пятую используются для детализации описываемого пейзажа.

Таким образом Тютчев показывает, что существует две жизни природы: внешняя, которую могт видеть все, и внутренняя, которую можно лишь угадать. Такой романтический взгляд на окружающий мир проявляется во многих пейзажных произведениях этого автора.

Он также показывает, что изменить что-то в прекрасной картине может только сама природа, более никто на это не способен. Тютчев также доносит до читателя мысль, что место чуду в жизни есть всегда – достаточно только внимательно посмотреть вокруг, чтобы его увидеть.

Это пейзажное стихотворение, написанное в характерной для Федора Ивановича манере восхищения и преклонения перед природными чудесами. Такой жанр, как пейзажная лирика, наилучшим образом раскрывал его поэтический талант.

Для создания произведения использован четырехстопным хореем, который делает его мелодичным и легким для чтения.

Как и всегда, Тютчев использует множество тропов. Средства выразительности помогают ему создать завораживающий и волшебный образ леса. Поэт выражает свою идею с помощью таких художественных приемов, как:

  • Эпитеты – “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.
  • Метафоры – “Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.
  • Олицетворения – “лес стоит”, “солнце мещет”.

Благодаря им поэту удается передать философскую идею о том, что природа – такая же живая, как человек, она прекрасна и самостоятельна. Федор Иванович также использует устаревшие слова, которые делают все сказанное им более торжественным.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/charodeykoyu-zimoyu.html

Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою Зимою…»

2 вариант анализа стихотворения «Чародейкою зимою»

Пейзажная лирика Тютчева своими корнями восходит к романтической традиции, частью которой он является. Писатель большую часть своей жизни провёл заграницей, где он работал дипломатом. Пребывая на службе в Баварии, он знакомится с произведениями ведущих романтиков Европы.

Именно там он начинает писать свои стихи, которые впитали в себя традиции европейской школы. Тютчев очень любил природу, был очень внимателен к ней. Важной частью его литературного таланта было удивительное умение видеть в обычных пейзажах более глубокие вещи, которые не были доступны взгляду обывателя.

Стихотворение «Чародейкою Зимою…» относится к шедеврам лирики поэта. В нём лирическим героем выступает лес, который наделяется человеческими признаками. Тютчев первой же строкой обозначил присутствие некой метаморфозы. Был обычный себе лес, но пришла «чародейка зима» и полностью его изменила.

Важно, что процесс этот поэту нравится, и зиму он, в общем-то, очень любит. Поэтому рассказывает о ней исключительно в позитивном ключе. В первой строфе улавливается почти незаметная невооружённым глазом антитеза.

С одной стороны всё покрыто снежной «бахромою», картина очень статична, движение полностью отсутствует. С другой стороны создаётся впечатление лёгкой динамичности, ведь сам снег «блестит жизнью». Эта линия взаимодействия покоя и динамики задаёт тон всему стихотворению.

Во второй строфе Тютчев продолжает всю ту же идею. Лес, околдованный стоит: «Не мертвец и не живой». Состояние замирания, паузы в жизненном цикле, коим и является зима. Зимний лес находится в состоянии сна. Всё та же «чародейка зима» его заворожила, загнала в сон.

Далее идёт удивительнейшая метафора снега. Лес здесь опутан и окован «легкой цепью пуховой». Это невероятный образ, опять же трудноуловимая антитеза: цепь, которая должна бы вроде как быть тяжёлой, но она из пуха, она почти что невесомая. Таким образом, у неё получается спрятать под собою весь внешний мир.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Финал стиха воистину прекрасен. На сцене стихотворения из ниоткуда появляется солнце. Казалось бы, оно угрожает этой картине, оно способно разрушить это состояние всеобщего сна и покоя. Но нет, Тютчев показывает еще более удивительную сцену.

Солнце своим лучом стремительно врывается в мир зимнего леса, но не только не разрушает, но и делает эту картину еще более прекрасной. Снег не боится солнца, он «не затрепещет», а начинает сиять. И не просто сиять, а ослеплять наблюдателя своей красотой.

Таким образом, именно здесь мы видим невероятное умение Тютчева замечать скрытые детали. Поражает, насколько это очевидно, но в то же время скрыто от нашего ума и восприятия.

Этот невероятной красоты стих показывает нам всю прелесть природы. Делает он это за счёт того, что обличает скрытые детали, возможность находится одновременно в двух состояниях: динамике и статике. Благодаря именно таким стихам, читатель учится лучше понимать природу.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/04/analiz-stihotvorenija-tjutcheva-charodejkoju-zimoju.html

Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою»

Одно из самых ярких произведений пейзажной лирики Ф. Тютчева, стихотворение «Чародейкою зимою» было написано в канун Нового года, 31 декабря 1852 года.

Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в состоянии покоя, «волшебного сна». Поэт отождествляет Зиму с очаровательной женщиной, которая своими чарами может изменить лес до неузнаваемости. В этом сказочном королевстве, где правит чародейка Зима, по своим законам течет скрытая от посторонних глаз «под снежной бахромой» чудная, прекрасная жизнь.

Тютчев увидел застывший и затаившийся зимний лес взглядом сказочника, используя в стихотворении «волшебную» лексику: лес околдован, сон волшебный, чудная жизнь, краса ослепительная, чародейка Зима.

Автор изображает в картине зимнего леса двойную жизнь природы: внешнюю, видимую и внутреннюю, угадываемую. Такой эффект достигается за счет использования в композиции стихотворения тире, которое делит каждую строфу на две части: первые две строки представляют общий план картины, а 3-5 строки детализируют зимний пейзаж.

Поэт-романтик подчеркивает, что лишь сама природа может изменить зимний пейзаж: «В нем ничто не затрепещет». Однако солнечный луч, скользнувший по заснеженным ветвям, удивительным образом меняет природу, превращая застывший лес («не живой и не мертвец» ) в роскошный дворец. Лес вспыхивает всеми цветами радуги,блестит «ослепительной красой» .

Стихотворение состоит из трех строф-пятистиший, написанных четырехстопным хореем. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге.

Завораживающий образ леса. рождающий в душе радость и ощущение совершенства природы, создается с помощью тончайших поэтических штрихов.

Стихотворение насыщено тропами, помогающими воспринимать лес как живое существо: эпитетами (снежная бахрома, луч косой, чудная жизнь, волшебный сон ), олицетворениями (зима – чародейка, вспыхнет лес, солнце мещет, лес околдован ), метафорами (лес под снежной бахромою окутан цепью ). Тютчев использует инверсию (луч косой, цепью пуховой ), оксюморон (легкой цепью пуховой ), подчеркивающие торжественность пейзажа устаревшие слова (пуховой, краса, мещет ).

Удивительные метаморфозы зимнего пейзажа восхищают поэта, который показал в своем стихотворении, что в бесконечно прекрасном мире, окружающем нас, всегда есть место для чуда, стоит лишь внимательно вглядеться.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою»« Анализ стихотворения Рождественского “Баллада о таланте, боге и черте””Анализ стихотворения Брюсова “Хвала Человеку” »

Источник: http://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-charodejkoyu-zimoyu/

Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3, 5 класс

Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение «Чародейкою зимою» в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника, ведь основа стихотворения, пусть и находящаяся не на первом плане в тексте-это волшебство, чудо.

Как и во многих других творениях Тютчева, данное стихотворение также содержит мысль о том, что природа-это что-то живое, она является основным действующим лицом, этот прием не может не придавать стихотворению особенной загадочности.

По мнению литературоведов, да и многих обычных читателей, «Чародейкою зимою» является одним из самых блистательных стихотворений в творчестве поэта.

На первый план выводится лес, околдованный «чародейкою зимою». Уже с первых строк Тютчев дает определение природе, ведь зиме он придает эдакий дар, называя ее чародейкой.

Это олицетворение уже готовит читателя к чему-то волшебному, к загадочной атмосфере стихотворения. Так как Тютчев-мастер слова, здесь он очень точно подобрал определение «чародейка».

Ведь каждый знает что можно употребить любой другой синоним, но только это слово поддерживает атмосферу некой мистики.

Лес в работе автора тоже занимает не последнее место, потому что он и находится под властью «чародейки». Читатель, знакомясь со стихотворением, испытывает определенное чувство магии, чего-то неизведанного.

Этот эффект дает картина о том, что лес живет загадочной жизнью, спрятанной от людского взора под снежной бахромой, созданной самим волшебством.

Даже следующие строки: « И стоит он, околдован,-не мертвец и не живой-сном волшебным очарован» тоже переносят в сказку, которой так не хватает в жизни.

Читайте также:  Охотское море (берега в россии)

 Последняя строфа привносит яркие краски, блеск в стихотворение, в прямом смысле. Ведь речь идет о лучах солнца, под взглядом которых лес вспыхивает и блещет «ослепительной красой».

Не зря так завершает свое стихотворение Федор Иванович Тютчев, потому что таким образом, он еще раз указывает на красоту природы и ее величие.

Эти строчки усиливают чары зимы-даже под действием солнца лес не «затрепещал», а стал лишь чудесно сверкать.

 Данное стихотворение еще раз доказывает, что Федор Тютчев-буквально повелитель слова. Очень сложно подобрать фразы так, чтобы создать чудо в настоящем его облике, но этот замечательный поэт смог! И именно поэтому данное творение стало бриллиантом в его деятельности.

3 класс, 5 класс

Анализ стихотворения Чародейкою зимою по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/charodejkoyu-zimoyu-3-5-klass

Анализ стихотворения Тютчева “Чародейкою Зимою

Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством.

Удивительные по красоте и изяществу пейзажные зарисовки можно встретить в стихах Тютчева различных периодов.

И в юности, и в преклонном возрасте поэт отдавал дань величию и изяществу русской природы, справедливо полагая, что именно она является источником его вдохновения.

К наиболее ярким и запоминающимся произведениям пейзажной лирики Федора Тютчева относится стихотворение “Чародейкою Зимою…” , написанное в 1854 году.

С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с очаровательной женщиной, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему особую роскошь.

Объектом поэтических исследований Тютчева в данном случае является зимний лес, который “под снежной бахромою” предстает совсем в ином, непривычном виде и блестит “чудной жизнью”.

Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон.

Лес “околдован, не мертвец и не живой”, и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превративего в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные “легкой цепью пуховой”. Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива. Ведь цепь не может быть соткана из пуха.

Однако Федор Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение живо рисует заснеженную рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима.

Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. Их можно лишь принять, как неизбежное, как свершившийся факт, и отдать должное великолепному зимнему пейзажу, который порождает в душе радость и ощущение совершенства окружающего мира.

Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев Отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа. “В нем ничто не затрепещет”, – отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить.

Пройдет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант.

“Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой”, – отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым.

Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги.

И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении “Чародейкою Зимою…” попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу. Поэтому Тютчев олицетворяет ее с чем-то божественным и недосягаемым, возвышенным и романтичным.

(No Ratings Yet)
Loading…

Анализ стихотворения Тютчева “Чародейкою Зимою

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-charodejkoyu-zimoyu/

Природа в стихотворениях Тютчева | Инфошкола

12 Ноябрь 2012       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   2529

Изобразительно -выразительные средства описания природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева. 

Я прочитал два стихотворения Ф.И. Тютчева. Это стихотворения «Чародейкою Зимою … » и «Весенние воды». В них описывается природа. В стихотворении «Чародейкою зимою» поэт показывает зимний лес. Автор использует такое изобразительно-выразительное средство, как эпитет. Эпитет — это образное определение предмета изображения.

 Эпитеты придают стихотворению образность. Лес не просто покрыт снегом, а он стоит под «снежной бахромою». Он окутан «цепью пуховой» и видит «волшебный сою>. Сразу представляешь такую картину: на деревьях лежит белый снег, который недавно выпал. В лесу тихо и спокойно. Но только появится солнце, как снег тут же начинает искриться и сиять.

Об этом говорят и строки стихотворения:

И под снежной бахромою … Чудной жизнью он блестит. В стихотворении использован и прием олицетворения: лес очарован волшебным сном. Здесь лес сравнивается с человеком. Только люди могут видеть сны.

Мне кажется, что поэт говорит о том, что зимой деревья не растут. У них нет листочков. Лес спит всю зиму. Но он яркий и красивый. Это своеобразная зимняя красота.

Не случайно поэт говорит в последних строках: … Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

Олицетворение используется и при характеристике Зимы. Она — чародейка, которая очаровала лес. Именно поэтому он стоит «не мертвец и не живой». Стихотворение «Весенние воды» полностыо построено на олицетворении.

В нем говорится о весенней воде. Я думаю, что она появилась при таянии снега. Воды «бегут», «будят», «бпещуг», они могут говорить, т. е. весенняя вода выступает в виде одушевленного предмета. Олицетворяется и весна.

Вода говорит:

Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна, как живое существо, послало воду предупредить о ее приходе. А тихие, теплые майские дни идут вслед за весной. Они идут хороводом. Здесь тоже олицетворение. В стихотворении используются и эпитеты. Когда вода бежит, она будит «сонный брег». Майские дни «тихие» и теплые». Здесь есть и сравнение.

Теплые дни сравниваются с румяным, светлым хороводом. Стихотворения Ф.И. Тютчева мне очень понравились. Когда их читаешь, то с легкостью можешь представить картину, которую хотел нарисовать автор. Я думаю, что так получается, потому что поэт использует эпитеты, сравнение и олицетворение. Изображение природы в лирике Ф.И. Тютчева. Ф .И. Тютчев — известный русский поэт.

Он долгое время жил за границей, но писал стихотворения только на родном, русском языке. У Тютчева очень много стихотворений о природе. Я думаю, что он писал о природе, потому что скучал по своей Родине. И в своих стихотворениях Ф.И. Тютчев всегда описывает только природу России. Я читала стихи Тютчева. Но больше всего мне понравилось два стихотворения о природе.

 Первое стихотворение называется «Чародейкою Зимою … ». В нем поэт воспевает зимний лес. Он сравнивает зиму с чародейкой, которая околдовала лес. Поэтому лес спит волшебным сном. Он «не мертвец и не . живой». Но, как только встанет яркое солнышко, лес начинает блестеть. Это потому, что он одет в белые одежды — в снег. И хотя лес окован цепью, эта цепь легкая и пуховая.

Но лес все, равно не может вырваться. Он околдован тем блеском, который дарит зимнее утро: Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой — В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Второе стихотворение о весне. Оно называется «Весенние воды». Здесь говорится о приходе весны.

И первые весенние воды, которые появляются при таянии снега, будят окружающую природу. Если в стихотворении «Чародейкою Зимою» мы поражаемся безмолвным величием

зимы, то стихотворение «Весенние воды» наполнено звуками. В первую очередь это звук воды. Вода бежит, шумит. Окружающая природа еще не проснулась. И задача первой талой воды разбудить «сонный брег», провозгласить приход весны:

Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!»

Бег талой воды — это первый признак наступающей весны. За водой придут теплые майские дни, и природа будет оживать от волшебного зимнего сна. Описывая природу России, поэт с любовью говорит о каждом времени года. Ф.И. Тютчев наслаждается разнообразием природы своей Родины.

Источник: https://info-shkola.ru/priroda-v-stixotvoreniyax-tyutcheva/

Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою околдован лес стоит 3, 5 класс

Тютчева смело можно считать поэтом, который посвятил практически все свои строки романтизму. Федор Тютчев создает произведения, в которых с помощью правильно подобранных слов передает читателю красоту природы.

Поэт написал много замечательных работ и в их числе стих «Чародейкою Зимою…». Произведение было написано практически в новогоднюю ночь 31 декабря 1852 года. Автор использует сравнение зимы с красавицей девушкой, которой под силу изменить многое.

В лесу протекает своя жизнь, которая подчиняется лишь Зиме.  

Автор передает читателю пейзаж зимы, а именно леса укутанного снегом. Лес играет красками и становится совсем другим, когда настает новая пора года. Автор мастерски подбирает слова и использует нужные метафоры. Тютчев наполняет лес умиротворением и тишиной.

Читатель понимает, что поэт удивлен такой красотой, которая не оставит равнодушным никого. Снег в строках данного стихотворения сравнивается с цепью, которая укутала все деревья и кустарники. Автор называет эту цепь пушистой, ведь зимой снег таким и кажется.

  С душой передается вся красота зимы и леса в данное время года.

Описывая в своей манере природу леса и используя типичные для своего творчества речевые обороты, складывается впечатление, что автор действительно лично знаком с Зимой. Он называет её Чародейка, которая все превращает в белую красоту. 

Тютчев уверен в том, что не существует в мире таких сил, которые могли б противостоять зиме. Разрушить ту красоту, которую она создает. Данная мысль сильно возвышает зиму и усиливает эмоции, которые получает читатель. Заставить зиму уйти может только природа и только тогда, когда она сама посчитает нужным это сделать. Пока зиму не сменила весна, лучи солнца только освещают снежный настил.

Изначально автор описывает лес слегка темноватым, наполненным тишиной и спокойствием, но с приходом солнца все меняется. Лучи озарили грустный лес, и все вокруг ожило и преобразилось. Желтые лучи оставляют на снегу золотой оттенок. Ветви деревьев заиграли совершенно другими красками. Поэт называет лес снежным дворцом.  

Поэт не перестает восхищаться перевоплощениями леса. Тютчев дает понять читателю, что в мире много красивого и чудесного, но люди не всегда это замечают, ведь не каждый может рассмотреть в зимнем лесу столь много чудесного, что в свою очередь рассмотрел автор.

Данное произведение считается одним из лучших в творчестве автора, не зря стихотворение актуально и в наше время.

Читайте также:  Народы ирландии: культура и традиции

 3, 5 класс

  • Анализ стихотворения Лермонтова Нищий 9 классСтихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова « Нищий » повествует читателя, о проблеме отвергнутых чувств и любви. После неоднократного прочтения произведения в нашей голове возникает мыслительный образ, основанной
  • Анализ стихотворения Северянина Я генийПериод в литературе под названием « Серебряный век », оставил после себя богатое наследие произведений многих поэтов футуристов, в том числе Игоря Северянина, чей вклад в общее развитие поэзии нельзя недооценить. Северянин,
  • Анализ стихотворения Фета ЦветыАфанасий Фет – это тот русский лирик, который мог не просто увидеть прекрасные вещи, но и воплощать их в реальность в своих произведениях, создавая необыкновенное настроение. Поэт мог всего лишь встать возле окна и через несколько
  • Анализ стихотворения Бунина Седое небо надо мнойИван Бунин великий поэт, он написал большое количество различных стихотворений. В одном из его произведения “Седое небо надо мной” можно разглядеть мысль то, как сложен сам стиль написания. Автор блуждает в своих фантазиях и не видит
  • Анализ стихотворения Бальмонта ГрустьПервое стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта было написано в 1890 году, когда ему было 23 года. К этому, столь раннему возрасту, Бальмонт успел жениться, а затем развестись, совершить попытку суицида и побывать в ссылке.

Источник: https://analiz-stihov.ru/tyutchev/charodejkoyu-zimoyu-okoldovan-les-stoit-3-5-klass

Анализ стихотворения Тютчева “Чародейкою Зимою”

Анализ стихотворения Тютчева “Чародейкою Зимою”

волшебница зима Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! Стихотворения А. С. Пушкина “Зимняя дорога” и Ф. И. Тютчева “Чародейкою Зимою…

” — тоже о ней. Читая их, мы по-новому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе поэтов. У А. С. Пушкина в стихотворении “Зимняя дорога” зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту “скучной”. “Глушь и снег.. .Навстречу мне только версты полосаты попадаются одни”.

Даже веселый колокольчик тройки “утомительно гремит”. Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика. В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскливо и невольно метается о встрече с дорогим сердцу человеком возле горящего камина.

Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении “Чародейкою Зимою… ” Ф. И. Тютчев. Здесь зима — добрая колдунья, окутавшая лес “снежной бахромой”, оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет “ослепительной красой”.

Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

волшебница зима Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! Стихотворения А. С. Пушкина “Зимняя дорога” и Ф. И. Тютчева “Чародейкою Зимою…

” — тоже о ней. Читая их, мы по-новому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе поэтов. У А. С. Пушкина в стихотворении “Зимняя дорога” зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту “скучной”. “Глушь и снег.. .Навстречу мне только версты полосаты попадаются одни”.

Даже веселый колокольчик тройки “утомительно гремит”. Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика. В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскливо и невольно метается о встрече с дорогим сердцу человеком возле горящего камина.

Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении “Чародейкою Зимою… ” Ф. И. Тютчева. Здесь зима — добрая колдунья, окутавшая лес “снежной бахромой”, оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет “ослепительной красой”.

Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

волшебница зима Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! Стихотворения А. С. Пушкина “Зимняя дорога” и Ф. И. Тютчева “Чародейкою Зимою…

” — тоже о ней. Читая их, мы по-новому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе поэтов. У А. С. Пушкина в стихотворении “Зимняя дорога” зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту “скучной”. “Глушь и снег.. .Навстречу мне только версты полосаты попадаются одни”.

Даже веселый колокольчик тройки “утомительно гремит”. Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика. В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскливо и невольно метается о встрече с дорогим сердцу человеком возле горящего камина.

Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении “Чародейкою Зимою… ” Ф. И. Тютчева. Здесь зима — добрая колдунья, окутавшая лес “снежной бахромой”, оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет “ослепительной красой”.

Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

волшебница зима Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! Стихотворения А. С. Пушкина “Зимняя дорога” и Ф. И. Тютчева “Чародейкою Зимою…

” — тоже о ней. Читая их, мы по-новому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе поэтов. У А. С. Пушкина в стихотворении “Зимняя дорога” зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту “скучной”. “Глушь и снег.. .Навстречу мне только версты полосаты попадаются одни”.

Даже веселый колокольчик тройки “утомительно гремит”. Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика. В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскливо и невольно метается о встрече с дорогим сердцу человеком возле горящего камина.

Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении “Чародейкою Зимою… ” Ф. И. Тютчева. Здесь зима — добрая колдунья, окутавшая лес “снежной бахромой”, оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет “ослепительной красой”.

Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

волшебница зима Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! Стихотворения А. С. Пушкина “Зимняя дорога” и Ф. И. Тютчева “Чародейкою Зимою…

” — тоже о ней. Читая их, мы по-новому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе поэтов. У А. С. Пушкина в стихотворении “Зимняя дорога” зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту “скучной”. “Глушь и снег.. .Навстречу мне только версты полосаты попадаются одни”.

Даже веселый колокольчик тройки “утомительно гремит”. Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика. В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскливо и невольно метается о встрече с дорогим сердцу человеком возле горящего камина.

Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении “Чародейкою Зимою… ” Ф. И. Тютчева. Здесь зима — добрая колдунья, окутавшая лес “снежной бахромой”, оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет “ослепительной красой”.

Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхишаться ею.

Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и изяществу пейзажные зарисовки можно встретить в стихах Тютчева различных периодов.

И в юности, и в преклонном возрасте поэт отдавал дань величию и изяществу русской природы, справедливо полагая, что именно она является источником его вдохновения. К наиболее ярким и запоминающимся произведениям пейзажной лирики Федора Тютчева относится стихотворение «Чародейкою Зимою…», написанное в 1854 году.

С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с очаровательной женщиной, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему особую роскошь. Объектом поэтических исследований Тютчева в данном случае является зимний лес, который «под снежной бахромою» предстает совсем в ином, непривычном виде и блестит «чудной жизнью».

Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон.

Лес «околдован, не мертвец и не живой», и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой». Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива. Ведь цепь не может быть соткана из пуха.

Однако Федор Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение живо рисует заснеженную рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима.

Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. Их можно лишь принять, как неизбежно, как свершившийся факт, и отдать должное великолепному зимнему пейзажу, который порождает в душе радость и ощущение совершенства окружающего мира.

Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа. «В нем ничто не затрепещет», — отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить. Продет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду.

А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант. «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», — отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым.

Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги. И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении «Чародейкою Зимою…» попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу. Поэтому Тютчев олицетворяет ее с чем-то божественным и недосягаемым, возвышенным и романтичным.

Читайте также:  Стихи о весне: н.а. заболоцкий "журавли"

Здесь зима – добрая колдунья, окутавшая лес “снежной бахромой”, оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет “ослепительной красой”. Величественная, волшебная и необыкновенная пора.

Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею. 1.Тема этого стихотворения восхищение автора зимним лесом, его красотой. 2.Художественно-изобразительные средства. Эпитеты: снежная бахрома, чудная жизнь, волшебный сон, зимнее солнце, ослепительная краса. Сравнения: зима-чародейка.

Метафора (скрытое сравнение) : цепью пуховой, не мертвец, не живой лес. Олицетворения: околдован зимою, вспыхнет лес. 3. Размер: двустопный хорей. Чародейкою зимою ‘ – / ‘- / ‘ – / ‘ – / Околдован лес стоит В стихотворении «Чародейкою Зимою…

» взгляд неподвижен, в поле зрения находится зимний лес в целом, и это положение не меняется от начала до конца стихотворения. В первой строфе говорится: «…околдован, лес стоит – и …блестит» ; вторая («И стоит он, околдован…» )

Войдите, чтобы написать ответ

Источник: http://culture.ques.ru/questions/analiz-stihotvoreniya-tyutcheva-charodeykoyu-zimoyu

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Урок – исследование

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Цель: обучать анализу поэтического произведения

Задачи:

  • познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева о зиме, учить анализу стихотворного текста, закрепить знания о средствах художественной изобразительности (метафоре, эпитете, олицетворении);

  • развивать творческое воображение учащихся, умение видеть прекрасное, умения исследования текста;

  • воспитывать внимательное отношение к поэтическому слову, помочь увидеть и почувствовать красоту слова, прививать любовь к русской природе

Тип урока: урок новых знаний

Форма урока: урок – беседа

Методы и приемы:

– слово учителя;

– эвристическая беседа;

– проблемные вопросы;

– творческие задания

Формы работы: – групповая работа;

– индивидуальная работа

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка, экология.

Оборудование: репродукция картины Шишкина «Зимний лес», музыкальные произведения П.И.Чайковского, слайд- презентация к уроку, проектор

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

  1. Показ видеоролика «Зимний пейзаж»

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о красоте, красоте зимнего пейзажа. Только ли красками и музыкой можно передать эту красоту?

Сегодня у нас урок – исследование. Исследовать мы будем поэтический текст, будем учиться чувствовать слово. Для исследования предлагаю вам взять стихотворение Ф.И.Тютчева. И это не случайно. Тютчев – певец природы. Его пейзажная лирика проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

II. Актуализация знаний

Эпиграфом к уроку я взяла слова из стихотворения Тютчева. Они точно передают отношение Тютчева к природе.

– Как вы считаете, какая у него природа?

(живая, мыслящее существо, чувствует, дышит, радуется, грустит…)

– Вспомните его стихотворения о природе:

«Люблю грозу в начале мая…», «Весенние воды», «Зима недаром злится».

– Какой образ вам там запомнился?

(Гром грохочет, как бы резвяся и играя; весенние воды бегут и будят сонный брег, гласят во все концы; уступая дорогу весне, зима злится, хлопочет, ворчит…)

– Но чтобы заметить, почувствовать красоту, нужно обладать, как говорил, А.Фет, «зоркостью по отношению к красоте». А такую зоркость можно приобрести в результате вдумчивого чтения произведений русских писателей и поэтов о природе вообще, и Тютчева в частности.

И на сегодняшнем уроке мы будем учиться понимать язык природы, чувствовать её душу и развивать «зоркость по отношению к красоте»

III. Анализ текста.

-Рассмотрим мы с вами стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Откройте учебник и прочитайте стихотворение шепотом. (Жужжащее чтение)

– О чем это стихотворение?

– Каким увиден зимний мир поэтом?

(Застывшим, затаившимся, загадочным, взглядом сказочника)

Сказочность стихотворения достигается в первую очередь отбором «волшебной лексики»

– Приведите, пожалуйста, примеры соответствующие «волшебной лексике»

(чародейка – Зима, лес околдован, очарован, опутан, чудная жизнь, сон волшебный, краса ослепительная)

– О чем говорят эти слова, употребленные в стихотворении

( О сказке. О сказочном описании зимнего леса)

– Почему Зима названа поэтом чародейкой?

– Подберите слова, которыми можно заменить слово «чародейка».

– Найдите однокоренное слово в стихотворении.

– Какой корень в этих словах, что обозначает это слово «чары»? (волшебство, обаяние)

-Значит, эти слова связаны между собой. А каким образом?

(Зима выступает как чародейка, волшебница. Она заколдовала лес, и теперь он под влиянием её волшебной силы, её чар стоит заколдован, а значит, и очарован)

– Чем очарован зимний лес?

– Какой волшебный сон снится зимнему лесу?

– Как вы думаете, что такое чудная жизнь зимнего леса?

– От какого слова произошло это слово? ( Чудо)

– А что обозначает это слово?

( что-то очень красивое, необычное)

– Подберите слова- синонимы к слову чудная

(прекрасная, удивительная, волшебная)

– Можно заметить чудную жизнь леса? Почему она является невидимой, скрытой?

(под снежной бахромой)

(Индивидуальная работа с толковым словарем: значение слова «бахрома»)

_ У каких предметов бывает бахрома? Что из себя представляет бахрома?

– А снежная бахрома у леса? Что это?

(покрытые снегом ветви деревьев)

– Какие эпитеты подбирает автор к слову бахрома?

(неподвижные, немые)

– Как вы понимаете значение слова «немая»?

-В каком значении употреблено это слово в стихотворении?

(тихий, безмолвный)

– Почему так охарактеризована снежная бахрома, а через неё и весь лес?

Проверка индивидуального задания:

– Зачитайте значение слова из словаря

– Как вы думаете, какой смысл вложил Тютчев в слово бахрома?

– Обратите внимание на вторую строфу стихотворения.

– Какое необычное, на ваш взгляд, сочетание слов там есть?

(окован легкой цепью пуховой)

– Что такое цепь? Какой она обычно бывает?

– Какой названа цепь у Тютчева?

(пуховой, устаревшая форма слова пуховый)

-Почему цепь, которой окован, опутан лес такая легкая?

(Снег легкий, как пух, но он сверху донизу опутывает каждое дерево)

-Кроме устаревшей формы слова «пуховой» Тютчев использует еще 2 устаревших слова, найдите их в стихотворении

(мещет, краса)

– Что это слово обозначает?

(метать – кидать, бросать)

– Что мещет солнце?

-Почему луч солнца косой?

(зимой солнце низко над горизонтом, поэтому лучи падают сбоку)

– Как преображается лес, когда на него солнце мещет луч косой? Опишите подробно, что происходит.

– Что такое краса? (красота)

– Какой эпитет подобрал Тютчев к этому слову?

-Как вы понимаете значение этого слова?

– Можете сделать вывод, зачем Тютчев использует устаревшие слова в стихотворении?

(подчеркнуть торжественность момента)

– Давайте посмотрим на картину Шишкина. Таким ли вы себе представляли лес после знакомства со стихотворением Тютчева?

– Соответствует ли изображенное на картине описанию зимнего леса в стихотворении?

– Какие особенности зимнего леса, описанные Тютчевым, вы можете найти на картине?

– Как бы вы назвали картину?

А теперь попробуйте подобрать строчки из стихотворения, которые бы отображали основную мысль картины.

– Ребята, а как надо ходить по такому лесу? Почему?

-Только ли о красоте нужно заботиться?

(ветки хрупкие на морозе, быстро ломаются)

– А теперь опять вернемся к стихотворению. Вы, наверное, обратили внимание, что мы его еще не читали вслух. Как вы думаете, какой темп чтения будет соответствовать этому стихотворению? Зависит ли темп от содержания?

– А вы не заметили ничего особенного в построении стихотворения? Из скольких строк состоит каждая строфа в стихотворении?

– Есть ли что-то общее для всех трех строф стихотворения в постановке знаков препинания?

– Пока мы не знаем, когда в сложном предложении ставится тире, но, может быть, попробуем сами сделать вывод.

Чтение стихотворения по частям:

1 ученик читает 1, 2 строку, 2 ученик – 3,4,5 строку

( 1 – общий план картины околдованного леса, 2 – в деталях раскрывается чудная жизнь и ослепительная краса)

Но двойную жизнь природы (внешнюю – видимую и внутреннюю – угадываемую) помогает показать не только построение строфы, но и наличие метафор, эпитетов, олицетворения.

– Найдите их и объясните смысл.

(Олицетворения: лес околдован Чародейкою-Зимою, сном волшебным очарован, блестит чудной жизнью…

Метафора: под снежной бахромою окутан цепью

Эпитеты: легкой пуховой (цепью), неподвижная, немая (бахрома)

VI. Итог урока. Выводы. Рефлексия.

– Ну а теперь, как настоящие исследователи сделайте вывод по нашей работе на уроке. Легко ли понять стихотворение? Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?

(Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение, понять замысел художника, который он передает через чувства, настроение, скрытое описание, художественные образы).

VII. Домашнее задание (на выбор)

  1. Выучите стихотворение наизусть.

  2. Попробуйте создать поэтическую миниатюру «Зимняя сказка»

  3. Создайте презентацию «Мороз и солнце, день чудесный…», используя картины художников и стихотворения русских и современных поэтов, а также собственные фотографии зимнего леса (парка)

  1. Урок

    Продолжить работу над повестью, сосредоточить внимание учащихся на элементах характеристики героя, умении выделять самостоятельно отдельные художественные детали,

  2. Календарно-тематическое планирование

    Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и методическим пособием «Уроки литературного чтения,2 класс», Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова М.

  3. Урок

    Лесная даль зовет меня и манитВ мир, полный грез, где все вокруг светло.И снег лежит на дремлющей поляне,Как лебедя усталое крыло.Все, точно в сказке,

  4. Урок

    Уметь ориентироваться в со-держании пособий, входящих в УМК, понимать их назначение, общее и различное в на-званиях, в оформлении об-ложки, пользоваться оглав-лением,

  5. Урок

    Произведения устного на­родного творчества. Выра­зительное чтение, использо­вание интонаций, соответст­вующих смыслу текста. Участие в диалоге при об­суждении прослушанного произведения

Источник: https://refdb.ru/look/2695563.html

Ссылка на основную публикацию