Природа в произведениях а. и. куприна

Человек и природа в творчестве Куприна

Автор: Куприн А.И.

Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место.

Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях — «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца).

Сюда же примыкает цикл лирических очерков о балаклавских рыбаках «Листригоны».

Впервые купринская концепция человека и природы была воссоздана как нечто целостное в произведениях Полесского цикла, основу которого составили такие рассказы, как «Лесная глушь», «Олеся», «На глухарей».

Единство цикла во многом обусловлено образом рассказчика-охотника, через восприятие которого изображается природа и который воспринимает ее как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир, достойный наблюдения и осмысления, и равноценный миру человека в общем потоке бытия.

Чувство связи и родства с этим миром вызывает волнение героя: «затаил дыхание и замер», «осторожно», «стараясь не шуметь», «всматривался» и т. д. Соприкосновение с миром природы становится для рассказчика не только попыткой приблизиться к таинству мира, но и способом нравственного очищения.

Природа помогает ему забыть о житейских неурядицах и заботах и окунуться в новый поток времени. Купринское чувство природы космично. Писатель воспринимает ее как органическое целое, имеющее непосредственную связь с человеческим миром.

Оставаясь наедине с природой, купринский рассказчик переживает такие мгновения, которые позволяют ощутить движение времени, которые рождают у человека ощущение своей включенности в вечный поток космической жизни. Философскую окраску приобретает зимний пейзаж в повести «Олеся»: «Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день.

Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви Снег розовел на солнце и синел в те- ни.

Мною овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня…» В момент общения с природой купринский герой-рассказчик способен увидеть в мгновенном — вечное, ощутить свою сопричастность целому. В эту минуту герой осознает себя частью Вселенной, воплощенной в образе тишины и бесшумно текущего времени, которые рождают ощущение мировой гармонии («чего-то стройного, прекрасного и нежного»).

Образ природы опоэтизирован в «Олесе». Куприн наделяет героя взглядом художника, способностью раскрывать красоту мира и видеть ее там, где, казалось бы, нет ничего примечательного.

Так, описывая «черную от грязи» лесную дорогу во время весенней распутицы, герой отмечает, что в воде, которой были заполнены многочисленные колеи и следы лошадиных копыт, «отражался пожар вечерней зари».

Природа видится герою сказкой, волшебством, сливающим красоту лунной ночи и таинство любви в единый прекрасный миг жизни: «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку.

Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы. И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и безмолвием леса».

Проблема взаимоотношений человека и природы поднимается Куприным в цикле очерков «Листригоны», в которых подчеркивается связь человека с природной жизнью, подчиненность труда рыбаков естественным природным ритмам. Образ природы в «Листригонах» эмоционально окрашен. В описаниях ночи, моря, тишины, звездного неба и т. д.

автор часто пользуется оценочными эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Куприн показывает в своем творчестве, что разрыв человека с природой приводит к утрате космических связей и неполноценности бытия.

Купринские охотничьи сюжеты, описания природы явлены читателю как одна из попыток современного человека восстановить космическое мироощущение, столь актуальное для нашей эпохи.

Источник: http://MirZnanii.com/a/358488/chelovek-i-priroda-v-tvorchestve-kuprina

Человек и природа в повести А. Куприна «Олеся»

Тема человека и природы всегда была одной из главных в русской литературе. В своих произведениях писатели исследовали стремление человека быть ближе к природе, ее живительным сокам, потому что утрата природной гармонии ведет к ожесточению человеческих взаимоотношений, к очерствению души и полной бездуховности.

Тема «естественного человека» была заявлена впервые французским писателем-просветителем Ж.-Ж. Руссо, который считал, что только вдали от цивилизации, на лоне природы, может сформироваться совершенный человек, не знающий пороков. Эта тема нашла свое поэтическое развитие в повести А. Куприна «Олеся».

В 1897 году писатель служил управляющим имением, где имел возможность наблюдать за простыми людьми, их бытом и нравами. Вероятно, Куприн считал, что именно здесь, среди простого народа, можно найти ту самую изначальную, естественную жизнь, от которой все дальше уходили его современники.

«Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры…» Так начинается повествование о прекрасной природе здешних мест. Здесь, в деревне, городской «паныч», писатель Иван Тимофеевич, услышал легенду о полесской ведьме Мануйлихе и ее внучке Олесе. В ткань повествования вплетается романтическая история. Прошлое и будущее Олеси окутано тайной.

Олеся и Мануйлиха живут на болоте, в убогой избушке, вдали от людей, которые изгнали их из деревни. Таким образом, автор предполагает, что человеческое общество далеко от природного совершенства. Люди злы и грубы.

Трагические обстоятельства, заставившие Олесю и Мануйлиху жить вне общества, позволили им сохранить природное естество, подлинные человеческие качества.

Олеся — воплощение эстетического идеала Куприна. Она олицетворение цельной естественной натуры.

Природа наделила ее не только физической, но и духовной, внутренней красотой. Впервые Олеся появляется в повести, бережно держа в руках зябликов, которых она принесла домой, чтобы накормить.

Олеся привлекла главного героя не только своей «оригинальной красотою», но и характером, в котором сочетались властность и нежность, вековая мудрость и детская наивность. Иван Тимофеевич узнает о незаурядных способностях Олеси, которая могла определить судьбу человека, заговорить рану, свалить человека с ног. Этот дар она никогда не использовала во вред людям.

Олеся была неграмотной, но от природы наделенной любознательностью, воображением, правильной речью. Жизнь на лоне природы сформировала в ней эти качества. Город, цивилизация — враждебный мир для Олеси, воплощение человеческих пороков. «Уж я ни за что б не променяла свои леса на ваш город», — говорит она.

Иван Тимофеевич, пришедший из городской цивилизации, сделает Олесю одновременно и счастливой, и несчастной. Он нарушит ее гармоничный мир, привычный уклад жизни и приведет ее к трагедии. Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать свои душевные порывы. Он знает, что посещение Олесей церкви добром не кончится, но ничего не предпринимает, чтобы избежать трагедии.

Главный герой выглядит слабым, эгоистичным, внутренне несостоятельным человеком. Чистая любовь Олеси ненадолго разбудила душу Ивана Тимофеевича, которая была испорчена обществом.

Как прекрасна и романтична была эта «наивная, очаровательная сказка нашей любви, — вспоминает Иван Тимофеевич, — и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут … в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом, утра, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни».

Но сказка не могла длиться вечно. Наступили серые будни, когда надо было принимать окончательное решение.

Мысль жениться на Олесе не раз приходила в голову главному герою: «Одно лишь обстоятельство останавливало и пугало меня: я не смел даже вообразить себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривать с женами моих сослуживцев…»

Читайте также:  Взаимоотношение человека и природы, как философская проблема

Иван Тимофеевич — человек, испорченный цивилизацией, заложник условностей и ложных ценностей того общества, где существует социальное неравенство. Олеся же сохранила в первозданном виде те душевные качества, которые даровала ей природа.

По мнению Куприна, человек может быть прекрасным, если он сохранит и будет развивать дарованные ему природой способности, а не губить их.

Олеся — это чистое золото человеческого естества, это романтическая мечта, надежда на лучшее в человеке.

Источник: http://5litra.ru/soch/1048-chelovek-i-priroda-v-povesti-a-kuprina-olesya.html

Роль пейзажа в творчестве А.И. Куприна (на материале рассказов А.И. Куприна)

187;: А вот я на днях прочитал у самого ихнего модного: Летает буревестник, черной молнии подобный. Как? Почему? Где же это, позвольте спросить, бывает чёрная молния? Кто из нас видел молнию чёрного цвета? Чушь!

Чёрная молния в этом рассказе воспринимается не только как редкостный природный феномен, образу черной молнии Куприн придаёт редкостный природный смысл. Она символизирует силы, способные потрясти общество провинциального городка, погрязшего в сплетнях, пошлых разговорах, лени, безразличии к жизни. Не случайно это общество в сознании Турченко ассоциируется с гниющим болотом:

Вы сами видели сегодня болото, вонючую человеческую трясину! Но чёрная молния! Чёрная молния! Где же она? Ах! Когда же она засверкает.

Итак, в рассказах А.И. Куприна пейзаж является носителем семантических примет текстового единства. Языковые средства создания пейзажа подчиняются доминирующим смыслам (семантическим доминантам) текста. Пейзаж вступает в системные отношения с другими компонентами семантико-стилистической структуры текста.

Заключение

Пейзаж играет важную роль в художественном произведении. Он неотъемлемый элемент художественных произведений. Природа рисуется в тесной связи с внутренней и внешней жизнью человека. Картины природы в произведениях, как правило, отличаются точностью и реализмом.

Изображение природы в художественном тексте не является случайным, оно взаимодействует с другими видами изображения предметного мира, с изображением персонажей, их внутреннего состояния и тесно связано с художественным смыслом текста, с его семантико-стилистической структурой в целом.

В рассказах И.А. Куприна, которые были проанализированы, пейзажные описания раскрывают как семантическую доминанту всего текста, так и доминирующие смыслы его отдельных частей.

Являясь компонентом художественного текста, пейзаж играет важную роль в рассказах автора. Пейзаж взаимодействует с другими компонентами, которые также представляют в тексте семантическую доминанту (рассуждения автора, портрет и психологическая характеристика героя, речевые характеристики и т.п.), вступает с ними в системные отношения, которые обеспечивают единство текста.

Анализ показал, что в рассказах Куприна представлены два вида соотношения пейзажа с другими компонентами текста: параллельное, при котором пейзаж и другие компоненты реализуют одну семантическую доминанту или близкие по смыслу, и соотношение по принципу контраста, когда описание природы и связанный с ним компонент текста представляют семантические доминанты, противоположные по смыслу.

Эти виды соотношений между пейзажем и другими компонентами текста осуществляются в рассказах Куприна с помощью разнообразных языковых средств. Используются стилистические средства связи (словесные переклички, общность структур, повтор образных средств), ассоциативные средства связи (на основе символа, сравнения).

Использование метода сопоставления при семантико-стилистическом анализе пейзажных описаний в произведениях А.И.

Куприна позволило не только обозначить смыслы, представленные в пейзаже и языковые средства их реализации, не только уяснить способы и виды соотношений пейзажа с другими компонентами текста, но и раскрыть возможности изучаемого компонента (пейзажа) в осуществлении коммуникативной задачи автора, выявить специфику семантико-стилистической системы писателя.

Писательское своеобразие А.И. Куприна определяется ощущением неразрывной связи личности с окружающим миром. Куприна привлекают тайны человеческой души; с точки зрения внутреннего мира отдельного человека писатель решает проблемы бытия. Куприн, по словам критика Е.Н.

Вахненко, смотрит на своего героя со стороны и изнутри, постоянно переключаясь с внешних событий на внутреннее состояние личности. Поэтому обращение к предметному окружению героя (к пейзажу в особенности) является свойственным Куприну средством изображения персонажа, его психологического состояния.

Для рассказов, которые были исследованы, характерным является соотношение пейзажа, прежде всего с портретом, характеристикой героя. Изображение природы позволяет Куприну более полно изобразить героя, его чувства.

Основным видом соотношения пейзажа с портретом в рассказах Куприна, как показал анализ, является параллельное соотношение.

Итак, как показали результаты исследования, пейзажные описания в художественном тексте и средства их создания и связи с другими компонентами подчинены семантико-стилистической системе автора.

Список использованной литературы

  1. Белецкий А.И. Изображение живой и мёртвой природы / Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964, С. 193-233.
  2. Куприн А.И. Избранные сочинения. М.: Гослитиздат, 1947.
  3. Куприн А.И. Повести и рассказы. М.: Художественная литература, 1970.
  4. Куприн А.И. Повести и рассказы. М.: Альта-Принт, 2007.
  5. Куприн А.И. Париж Интимный. М.: Эскмо, 2006.
  6. Михайлов О. Куприн. М.: Молодая гвардия, 1981, С. 28.
  7. Советский Энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1985.
  8. Сыпченко С.В. К вопросу о стилистической активности нейтральной лексики в произведениях Куприна. Труды Томского Университета. Т. 84. 1973, С. 16-20.
  9. Толова Г.Н. Пейзаж в литературе и искусстве / Пейзаж в литературе и живописи. Пермь: Издательство Пермского Государственного Педагогического Института, 1993, С. 3-10.
  10. Хализев В.Е. Теория литературы.

Источник: https://www.studsell.com/view/152790/70000

Человек и природа в творчестве Куприна

Впервые купринская концепция человека и природы была воспроизведена как что-то целостное в произведениях Полесского цикла, основу которого составили такие рассказы, как «Лесная глушь», «Олеся», «На глухарей».

Единство цикла во многом обусловлено образом рассказчика-охотника, через восприятие которого изображается природа и который воспринимает ее как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир, достойный наблюдение и осмысление, и равноценный миру человека в общем потоке бытия

Чувство связи и породнение с этим миром вызывает волнение героя: «затамував дыхание и измерение», «осторожно», «стараясь не шуметь», «удивлялося» и т.д. Столкновение с миром природы становится для рассказчика не только попыткой приблизиться к таинству мира, но и образом морального очищения. Природа помогает ему забыть о жизненных беспорядке и заботы и погрузиться в новый поток времени.

Купринское чувство природы космично. Писатель воспринимает ее как органическое целое, которое имеет непосредственная связь с человеческим миром. Оставаясь наедине с природой, купринский рассказчик переживает такие миги, которые позволяют ощутить движение времени, которые рождают у человека ощущения своей включенности в вечный поток космического жизни.

Философское крашение приобретает зимний пейзаж в повести «Олеся»: «Было так тихо, как только бывает в лесу зимой в безветренный день. Нависшие на областях пышная грудка снега давила их книзу, предоставляя им чудесный, праздничный и холодный вид.

Временами срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие области Снег розовел на солнце и синиввтени.

Мной овладело тихое очарование этого врочистой, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня…

Читайте также:  А. с. пушкин "во глубине сибирских руд": анализ стихотворения

» В момент общения с природой купринский герой-рассказчик способен увидеть в мгновенном – вечное, ощутить свою причастность целому.

В эту минуту герой осознает себя частью Вселенной, воплощенной в обиде тишины и бесшумно текущего времени, которые рождают ощущение мировой гармонии («чего-то стройного, прекрасного и нежного»).

Образ природы опоэтизирован в «Олесеви». Куприн наделяет героя взглядом художника, способностью раскрывать красоту мира и видеть ее там, где, казалось бы, нет ничего примечательного.

Так, описывая «черную от грязи» лесную дорогую во время весеннего бездорожья, герой отмечает, что в воде, который были заполнены многочисленные колеи и следы лошадиных копыт, «отбивался пожар вечернего зарева».

Природа видится герою сказкой, волшебством, которое сливает красоту месячной ночи и таинство любви в единый прекрасный миг жизни: «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, волшебную сказку.

Сошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лис, легло среди мрака неравными, синевато-бледными пятнами на корявые стволы, на выгнутые суки, на мягкий, как плюшевый ковер, мхи Тонкие стволы берез белели резко и четко, а на их редкая листву, казалось, были накинутые серебристые, прозори, газови покриви

И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и безмолвием леса».

Проблема взаимоотношений человека и природы поднимается Куприним в цикле очерков «Листригони», в которых подчеркивается связь человека с естественной жизнью, подчиненность работы рыбаков естественным естественным ритмам. Образ природы в «Листригонах» эмоционально выкрашенный. В описаниях ночи, моря, тишины, звездного неба и т.д.

автор часто пользуется оценочными эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Куприн показывает в своем творчестве, что разрыв человека с природой приводит к потери космических связей и неполноценности бытия.

Купринские охотничьи сюжеты, описания природы выявленные читателю как одна с попыток современного человека восстановить космическое мироощущение, настолько актуальное для нашей эпохи

Как много прекрасных чувств на земле!

Но наиболее дорогая и приподнятое – это, несомненно, любовь! Каждый поэт и писатель для того й пишет свои произведения, чтобы раскрыть людям глазу на то, чего они не видят или не хотят чувствовать.

Прекрасной показанная любовь в произведении Куприна “Гранатовый браслет”, любовь бедного телеграфиста к богатой и знатной даме.

Вот ведь как вернулась судьба! Любовь бедного Желткова была не мимолетным увлечением, а каким-то по-настоящему огромным чувством, которые может подвергнуть испытанию каждого из нас

Началось все действительно просто шутливо, а закончилось тем, что стало с Желтковым послу семы бесконечного лет. Но вот Желтков решается на поступок, немного непонятный, но все-таки приподнятый и прекрасный.

Несмотря на него бедность, он дарит Вере браслет, который ему очень дорог. Но Вера не понимает этого поступка и рассказывает все своему мужчине, который был, естественно, оскорбленный этим. Он принимает это как вызов и идет выяснять отношения с Желтковым.

Но что же это за оскорбленный мужчина, если он идет на встречу со своим соперником не один?

Этот приход послужил толчком к самоубийству Желткова. Он понимает, что любви Веры он никогда не добьется и, решив не усложнять ей жизнь, убивает себя. Вера решила увидеть человека, который, по ее мнению, был просто восхищенный ею, но когда она приходит туда, где жил Желтков, когда она видит это прекрасное открытое лицо, понимает, что она потеряла

Любая женщина виднеется о такой любви вся жизнь. А Вера через благосклонность к мужчине, ведь это была только благосклонность, теряет то, что, возможно, ждала всю жизнь.

Мне понравилось это произведение, потому что в нем отраженная вся сложность и неоднозначность людской любви, ее невозможность в мире становых и кастовых расхождений, и я думаю, что Куприну прибегло показать ее красоту и силу.

Любовь прекрасная, это знают все, кто когда-или подвергал испытанию это чувство. Но у кого в душе еще не зародилось оно, не огорчайтесь! Все еще впереди! Вы только верьте!

Человек и природа в творчестве Куприна

Источник: https://forege2015.blogspot.com/2015/02/blog-post_555.html

Мир природы и человеческих чувств в повести а. и. куприна «олеся»

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ. В 90-е годы XIX столетия в русской литературе появился целый ряд новых писателей, в творчестве которых ярко прослеживалось тяготение к реализму. Сознавая все недостатки и пороки общества, эти писатели объективно освещали их в своих произведениях, ра­зоблачали сами основы общественных отношений.

Высказывая ре­шительный протест общественному злу и насилию, писатели и по­эты стремились к поиску высоких идеалов, старались художественно исследовать и переосмысливать эпоху. Одним из ярких представи­телей этого направления является Александр Иванович Куприн. Он вошел в историю русской литературы как певец самых светлых и здоровых человеческих чувств.

Реальная действительность, которую описывал Куприн в своих произведениях, обусловливала в большин­стве случаев трагические мотивы. Но при всем этом в его повестях и рассказах чувствуется своеобразное жизнерадостное, оптимисти­ческое мировидение.

Оптимизм и вера в живую человеческую душу, которые, на мой взгляд, наиболее ярко проявились в повести «Оле­ся», побуждали его к поискам идеала некоего «естественного чело­века» .

В этом произведении Куприн углубляется в сферу народной жизни, показывая как всегда неповторимое мастерство психологи­ческого анализа.

Автор с глубокой симпатией относился к простому русскому человеку, именно в нем видя истоки духовного возрожде­ния всего русского народа.

Потому такими светлыми и радужными красками, с такой нежностью и любовью воссоздает он психологи­ческий портрет главной героини.

Большую роль в понимании этого образа играет ее портрет, от­ражающий в полной мере внешние и внутренние особенности Оле­си, в их единстве и непосредственной связи. Перед нами «высокая брюнетка лет около двадцати—двадцати пяти», которая «держалась легко и стройно».

«Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать.

Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своеобразном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

Уже один этот портрет выделяет героиню среди всех других жителей села, противопоставляя ее местным «дивчатам», «лица которых под уродливыми повязками, прикры­вающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однооб­разное, испуганное выражение».^С мастерством настоящего психо­лога рисует писатель и внутренний мир Олеси, такой не похожий на внутренний мир других героев.

Внимательно анализируя взаимоотношения между людьми, ав­тор показывает различные состояния мыслей и чувств персонажей. Герои повести, при всех различиях в характерах и чувствах, сход­ны в одном — на них словно бы лежит печать общего неблагополу­чия, а как следствие — духовной опустошенности.

И все эти люди, объединенные общей скупостью чувств, пустотой души, безрадостно­стью жизни, не могут и не хотят понять и принять «лесную колду­нью» Олесю, называя «ведьмой», «чертовкой», обвиняя ее и ее баб­ку во всех мыслимых и немыслимых несчастьях, хотя сами жите­ли (и никто другой!) виноваты во всех своих бедах.

А Олеся — де­вушка чистая и светлая, наделенная чуткой душой, способная по- настоящему сопереживать, любить, радоваться и грустить. Она мо­жет даже пожертвовать собой, если этого требует ее натура, ее сер­дце, ее чувства и убеждения.

Читайте также:  Морозные узоры - явление природы

Только она и заслуживает настоящего счастья, которое, к сожалению, в реальной жизни не может для нее длиться вечно.

По твердому убеждению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы, какую вела Олеся, близкое общение с ее гармонич­ным миром способны сохранить и воспитать человеческую душу не­замутненной, неиспорченной, искренней и прекрасной. Стремлению наиболее полно раскрыть духовный мир дочери лесов Олеси подчи­нено все в повести Куприна.

Особая роль отведена автором описанию богатейшего прекрасно­го нетронутого мира природы Полесья. Окружающая природа жи­вет своей полноценной, насыщенной, постоянно меняющейся жиз­нью. И главное в этом мире — абсолютная гармония, яркость и полнота чувств. Именно чувства героев призваны подчеркнуть все явления природы.

Да и сама природа оживает под пером писателя: «сердито пенясь», бегут ручейки, «быстро вертя щепки и гусиный пух », в глубоких лужах отражается бескрайнее голубое небо с « круг­лыми, точно крутящимися, белыми облаками», «звонкие капли» сыплются с крыш, наполняя все вокруг волшебным звучанием, а во­робьи кричат «так громко и возбужденно, что ничего нельзя… рас­слышать за их криком».

Повсюду в мире природы чувствуется «ра­достная, торопливая тревога жизни».

Именно природа, отношение к ней выступает в повести своеоб­разным критерием человеческих чувств. Только человек с богатым внутренним миром, способный на искренние, настоящие чувства, может увидеть красоту окружающего мира, ощутить себя неотъем­лемой его частью.

Таким богатым внутренним миром, чистой и свет­лой душой обладает и герой Куприна. Потому вместе с весенним воздухом вдыхает он и «весеннюю грусть, сладкую и нежную, ис­полненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий».

И вместе с этим воздухом возникает перед его мысленным взором образ прекрасной Олеси.

На фоне природы, все видящей, все понимающей и хранящей все человеческие тайны, происходят важнейшие события повести. Именно природа освещает самые прекрасные моменты в жизни ге­роев.

Ночь, которую проводят молодые люди вдвоем, когда они за­бывают обо всем, наслаждаясь своим счастьем, сливается «в какую- то волшебную, чарующую сказку».

«Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мра­ка неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох.

Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были набросаны серебристые, прозрачные, газо­вые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес со­сновых ветвей… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса».

И все же, при всей безмерности их счастья, любовь героев обре­чена. Иначе просто не может быть в мире, где чувства людей уми­рают, где сердца очерствели под влиянием внешних обстоятельств.

Трагедия их любви в том, что они рискнули остаться в этом мире самими собой, сохранили нетронутой и чистой свою душу. И мир, который отверг в свое время Олесю и ее бабку, обрекает на гибель и героиню, и ее любовь.

Трагедию героев, гибель их счастья автор также рисует на фоне разбушевавшейся природной стихии. Приро­да чувствует неминуемое горе и разражается грозой: «Молния бли­стала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стекла в окнах моей комнаты».

И словно в подтверждение свершив­шейся непоправимой беды, «в одно из стекол вдруг с такой силой ударил громадный кусок льду, что оно разбилось, и осколки его со звоном разлетелись по полу комнаты». Казалось бы, разъяренная «громада» побеждает.

Но на самом деле у нее нет сил победить на­стоящие чувства, настоящую любовь. Потому что не в силах толпа бездушных, пустых людей победить саму природу.

Неповторимый художник слова, А. И. Куприн очаровывает точ­ностью, ясностью и благородной простотой преображения психоло­гической жизни людей. Он обладает простым и удивительно муд­рым волшебством слова.

Мастер языка, мастер сюжета и компози­ции, мастер в изображении природы и человеческих чувств, писа­тель оставил нам наследие, которое по художественному уровню яв­ляется достойным образцом русской классики.

Источник: https://prepodka.net/mir-prirody-i-chelovecheskih-chuvstv-v-povesti-a-i-kuprina-olesya/

В произведениях куприна

Животных А.И.

Куприн всегда очень любил, они жили в его доме, он посвятил им много рассказов, к примеру, рассказ «Ю-ю» о домашней кошке, редкой красавице, которая являлась предметом зависти любителей; рассказ «Изумруд» о коне, несравненном пегом рысаке; рассказ «Белый пудель» о судьбе собаки бродячих артистов; рассказ «Сапсан» о сенбернаре, изволившем самостоятельно рассказать о себе и своих взглядах на мир.

Описание природы и животных в произведениях Куприна присутствует обязательно. Это позволяет полнее раскрыть характер героя (в повести «Олеся» главную героиню невозможно понять, не видя вокруг нее леса, болота, трав, деревьев, птиц).

Детали, связанные с описанием природы и животных, определяют ситуацию (в повести «Гранатовый браслет» описанию подарка — присланного браслета — предшествует описание рыбы — морского петуха, чешуя которого отливала золотом, плавники были ярко-красного цвета, сам он слишком велик для лоханки и непредсказуемым поведением пугает княгиню и ее сестру). 

Автор любовно и с большим знанием дела повествует в рассказе «Листригоны» о рыбах Черного моря и об улове черноморских рыбаков. Ловля макрели и белуги становится смыслом жизни балаклавских листригонов, темой их разговоров.

«Рыбы говорят между собой — это всякий рыбак знает. Они сообщают друг другу о разных опасностях и человеческих ловушках, и неопытный, неловкий рыбак может надолго испортить счастливое место, если выпустит из сетей рыбу».

Удивительную лекцию о драгоценных камнях предлагает читателю Куприн в повести «Суламифь». Это настоящий поэтический трактат по минералогии:

«Посмотри, Суламифь, на эти сапфиры. Одни из них похожи цветом на васильки в пшенице, другие на осеннее небо, иные на море в ясную погоду. Это камень девственности — холодный и чистый. Во время далеких и тяжелых путешествий его кладут в рот для утоления жажды. Он также излечивает проказу и всякие злые наросты. Он дает ясность мыслям. Жрецы Юпитера в Риме носят его на указательном пальце».

Говоря о кошке в рассказе «Ю-ю», автор упоминает и других животных, пишет о том, как чистоплотны и умны оклеветанные свиньи, как вороны на пять способов обманывают цепную собаку, чтобы отнять у нее кость. Но основное внимание он уделяет рассказу о привычках и характере пушистой красавицы — кошки.

Хозяин должен был повиноваться короткому «муррм», чтобы открыть дверь, пустить воду… Другом и одновременно мучителем Ю-ю выступает молодой человек четырех лет. Когда он серьезно заболевает, то кошку к нему не пускают.

Тогда она укладывается, как собака, на голом полу у двери и так лежит «все эти черные дни, отлучаясь только для еды и кратковременной прогулки». Эта кошка даже собирается говорить по телефону, прекрасно разбирается в людях и очень привязывается к своим хозяевам.

Добрый тон повествования автора трогает читателей и наводит на воспоминания о дорогих их сердцу четвероногих друзьях, об их удивительных способностях и талантах.

Источник: http://www.webmechta.com/history/1445-v-proizvedeniyakh-kuprina

Ссылка на основную публикацию