Помощник учителя в проведении школьных работ и заданий

Учитель в модели смешанного обучения — это учитель-помощник, а не источник знаний

Первое и главное изменение — принять постулат, что учитель теперь не является источником знаний. Учитель-лектор должен исчезнуть, а на его месте должен появиться учитель-помощник. Необходимо отказаться от представления, что учитель обязан научить чему-то детей. Нет! Это ученикам надо учиться. А учителю — способствовать обучению детей.

Эко-урок в школе №1908 г. Москвы

Это сделать не легко, как кажется. Ибо принятие этих положений предполагает значительное изменение методики проведения занятий. Вот здесь и начинаем задумываться: а что хорошего есть в классическом уроке и в онлайн-обучении?

Урок — это когда группа (большая группа или очень большая) детей и учитель собираются в одном месте и в одно время. А, значит, это идеальное место и время для проведения групповых занятий, работы в малых группах с учителем и ученика с учителем один на один.

При онлайн-обучении каждый ученик может выбирать место и время, где и когда он будет работать с заданиями. При этом может сам определиться с темпом работы: сесть и сделать все сейчас или растянуть на неделю, работая каждый день по 5 минут.

Теперь продолжим рассуждать. Что вынести для онлайн-работы? Либо то, с чем смогут справиться подавляющее большинство учеников, либо то, с чем справятся единицы. Т.е. самые основы, база знаний для всех учащихся и материал углубленного уровня для самых продвинутых.

Итак, учитель выносит на онлайн-работу простой материал. Дети его отрабатывают и приходят на урок. Теперь учителю не надо тратить время на объяснение того, что дети уже разобрали дома.

На уроке можно заняться более интересными делами: провести диспуты и мозговые штурмы, поставить эксперименты, решить практические задачи.

Работая в малых группах, учитель сможет как предложить работу сильным ученикам, так и обсудить проблемы слабых.

Мероприятия в рамках Ученического самоуправления

Учитель-помощник… Ему необходимо построить работу так, чтобы учащиеся сами могли определять свой уровень по каждому конкретному вопросу темы. При этом они не должны воспринимать низкий уровень владения темой, т.е.

попадание в группу аутсайдеров, как приговор, провал. У них должно быть понимание, что по данному конкретному вопросу необходимо проконсультироваться с учителем и поработать более усердно.

И, работая над следующим вопросом, ученик может оказаться уже в группе самых умных.

А как делить на группы? Тут на помощь учителю приходит формирующее оценивание. Онлайн-работа, работа на уроке, определенные промежутки времени (например, недели) необходимо начинать и завершать опросниками, таблицами критериев оценивания, таблицами продвижения.

На уроке в школе №1908 г.

 Москвы

В результате такой работы ученики получат информацию о своей работе, смогут оценить уровень владения темой и принять решение: то ли получить консультацию учителя, то ли заняться решением более сложных проблем. Учитель помогает детям оценивать свою работу и принимать решение о том, куда и как двигаться дальше, через создание системы инструментов формирующего оценивания.

Учитель-помощник создает условия, чтобы дети учились, через:

— разделение учебного процесса на онлайн и оффлайн части;

— создание системы заданий с использованием групповых и индивидуальных форм работы;

— создание системы формирующего оценивания.

Итак, в модели смешанного обучения учитель смещается с центра внимания. Появляются много центров — группы учащихся и отдельные учащиеся. И роль учителя теперь не передать знания детям, а, как у инспектора на перекрестке, управлять движением этих центров, помогать им в достижении образовательных целей.

Все фотографии предоставлены автором.

Источник: https://medium.com/direktoria-online/agafonov-9e2407dfbc52

Семь учителей и четыре помощника

Не все тут можно объяснить словами. Рита предлагает посидеть вместе с ней на уроках, понаблюдать за жизнью детей на переменах. Но у меня нет командировочного удостоверения и никакой договоренности с администрацией. В маленьком финском поселке я просто гость.

Школа здесь самая обыкновенная, муниципальная. В младших классах – с первого по шестой – учатся 133 человека. Есть старшие классы – с седьмого по девятый, и есть гимназия. В начальной школе работают семь учителей и четыре помощника. Число помощников зависит от потребностей учеников.

Есть еще так называемые особенные учителя для занятий с особенными детьми. И приезжие: преподаватели иностранных языков, финского, математики. Если класс большой, его разбивают на группы для занятий по этим предметам, и тогда нужны дополнительные силы.

Захочет ли ректор Сусанна Рантала, чтобы по школе целый день бродил посторонний человек? Рита не сомневается, что возражений не будет. Только без разрешения родителей нельзя фотографировать детей и выносить за пределы школы разные сведения о них.

Все работники детских учреждений дают подписку о неразглашении, за нарушение которой их могут привлечь к уголовной ответственности. Права ребенка соблюдаются здесь очень строго.

https://www.youtube.com/watch?v=avH_Wggx_lM

Пообещав не нарушать все эти правила, я пускаюсь в путешествие, которое, как и ожидалось, оказывается чрезвычайно интересным. Может быть, как раз потому, что финских слов я знаю совсем мало. Зато как важны и красноречивы жесты, мимика, краски, общий звуковой фон и прочие детали, на которые мы почти не обращаем внимания, занимаясь разговорами!

С первых же шагов, едва переступив порог, понимаешь, что люди здесь живут иначе, чем мы. Никакой охраны. Ни вахтеров, ни гардеробщиц. Да и гардероба в нашем понимании нет тоже. Вешалки для одежды есть и в коридорах, и в рекреациях. Обувь снимается сразу у порога. Дальше дети идут в носочках.

Чаще всего – белых. Редко кто приносит с собой тапочки. И что поражает сразу – нет привычного школьного гула, крика, визга. Может быть, оттого, что в финской школе взрослые не кричат на детей, действительно уважая их права и достоинство, сами дети тоже не очень шумят.

Бегают, смеются, разговаривают, но как-то негромко.

В первом классе меньше двадцати человек. Учебные столики стоят полукругом, и дети могут вставать, ходить, хотя это не очень поощряется. Маргарита устраивается рядом с мальчиком, которому явно не сидится на месте. Тихонько перелистывает с ним учебную тетрадь, водит карандашом по картинке.

Мальчик русский, ему трудновато на уроках финского языка, особенно когда учительница читает какие-то тексты. Можно предложить ему порисовать, раскрасить картинки, чтобы не вскакивал и не вертелся. Этим и занимается сейчас Рита. Одновременно что-то шепчет на ухо, поглаживает по голове. У другого в тетрадке не дописаны буквы.

Помощница тихо и терпеливо показывает, как нужно доводить до конца все линии. При этом оба улыбаются.

Далеко не со всеми найти контакт так легко. Маргарита уже сталкивалась со случаями, когда ребенок общается очень избирательно и со своими сверстниками, и со взрослыми. Такой и в помощники себе не всякого возьмет. «Терпим. Ждем, – говорит Рита. – Подрастет – переменится».

На перемене вспыхивает конфликт с непокорной второклассницей. Пробегая по коридору, она на ходу дернула чью-то курточку на вешалке. Бдительная подружка незамедлительно доложила об этом их учительнице Улле Лайси.

Улла догонять нарушительницу не стала, предложила разобраться позже, и дети вполне мирно играли на перемене. Лишь перед звонком на урок я увидела, как несколько второклассников – видимо, свидетели – вместе с Уллой обсуждают случившееся.

В итоге виновница вполне добродушно протянула руку доносчице, и они с большой важностью обменялись долгим рукопожатием.

Да что случилось-то? А очень важное событие. В этой стране строго-настрого запрещается не только брать чужие вещи, но даже трогать их. Нет греха страшнее, чем покушение на чужую собственность. Это свято, это в крови.

Но нужно все-таки отличать злоумышленника от человека, нарушающего эту заповедь по незнанию. Нельзя сразу обвинять, карать, сначала нужно понять, почему человек поступает так, а не иначе. Улла преподносит этот урок своим второклассникам деликатно, без нажима.

Девочка-то приезжая, ее поступок – простая небрежность. Она пока еще не умеет вести себя по-фински, это человек другой культуры. Ничего себе вывод! Но и бдительность одноклассницы – урок для всякого новенького.

В образе жизни многих европейских, да и американских народов сообщение в полицию о непорядках в семье соседа – дело обычное и даже почетное. Никакая полиция не может поддерживать порядок в государстве, если ей не помогает само население.

Но как помогать, если вмешиваться в чужую жизнь запрещено законом? Остается только сообщать тем службам, которые вмешиваться обязаны. В Финляндии каждый гражданин обязан сообщать властям о случаях насилия над ребенком в семье, даже если это стало известно ему только из разговоров детей.

На переменках в школьном дворе бросаются в глаза яркие куртки дежурных учителей. Любые конфликты следует разрешать только с их помощью. Ни в коем случае нельзя дать сдачу, если тебя ударили. Тогда ты будешь виноват так же, как тот, кто начал.

А дети, случается, все равно дерутся, бывает, дразнят приезжих, неохотно учатся. Тогда все учителя вместе с помощниками стараются разгадать сложные особенности разных темпераментов, понять, нет ли тут редкого психического отклонения, с которым можно справиться при помощи врача. Наблюдательные помощники играют в таких случаях роль исключительно важную.

Именно они успевают заметить мелочи, которых учитель может и не увидеть. Например, мальчик неохотно участвует в обсуждении текстов, которые нужно самостоятельно прочитать на уроке. Почему? Плохо понимает прочитанное? Оказывается, он очень медленно читает «про себя» и просто не успевает понять то, что другие дети быстро улавливают в тексте.

Его не ругают, не подгоняют. Если нужно, помощник позаботится, чтобы школа приобрела для него учебник с аудиозаписью, чтобы ребенок вместе со всеми мог обсуждать содержание. А скорость чтения придет после дополнительных упражнений. Или не придет. Но человек должен чувствовать себя равным.

Если для кого-то общепринятые способы обучения трудны, помощники постараются подобрать ему другие – с использованием музыки, картинок, движения. Рита, например, в свое время окончила музыкальную школу.

Она прекрасно рисует, занимается танцами, а кроме того, училась на специальных курсах, которые готовят помощников ученика, и получила соответствующий диплом. Принимают на курсы только тех, кто успешно пройдет специальное тестирование.

Как давно мы все это слышим! И про безоценочный подход к ребенку, и про развитие его способностей! Как часто и прежде, и теперь повторяется истина, что именно с маленькими детьми, начиная с детского сада, должны работать самые опытные, самые тонкие дидакты и методисты, психологи, способные заметить особенности в развитии малыша.

Понять, каким образом следует поддерживать природную любознательность, как отвечать на первые вопросы, чтобы ему захотелось задавать новые. Сначала – взрослым, потом – самому себе. Кое-какой опыт мы, конечно, уже накопили. Но помощник ученика – это для нас пока роскошь, как и умение искренне ценить и уважать любого ребенка.

Детей воспитывает, как известно, не только школа.

Если в обществе у нас постоянно пропагандируется острая состязательность, люди настраиваются на высокие успехи и удачную карьеру любой ценой, могут ли эти страсти обойти стороной школу? Ну да не о нас речь! В Финляндии совершенно неуместными оказались не только вопросы о лучших учениках, но и о лучших учителях, а тем более – лучших школах.

Соревноваться хорошо в спорте. В жизни должны быть и другие движущие силы. Учителя, конечно же, отличаются друг от друга. Один очень силен в математике, у другого замечательно получается урок финского языка или рисования. В той школе, где я была, они даже договариваются между собой, кто у кого в классе проведет свой лучший урок «на замену».

Но это не значит, что кто-то вообще лучше всех. И школа не бывает сильной или слабой. Как вы уже поняли, число учителей разной квалификации постоянно меняется в зависимости от потребностей, и каждый ребенок имеет возможность овладевать знаниями в том объеме, в каком он лично может овладеть на этом, самом важном начальном этапе.

Санкт-Петербург – Виройоки

Секреты профессии от Маргариты Ваелма

Профессия «помощник ученика» появилась в Финляндии в начале 80-х годов.

Каждый имеет право на бесплатное среднее образование независимо от своих особенностей, и наша задача – помогать в процессе обучения детям, по каким-то причинам не справляющимся с обучением (инвалидность, болезни, психологические особенности, переселенцы…).

Цель работы – максимально задействовать способности ученика, поддерживать и направлять развитие самостоятельности. Место работы – школа, детский сад, группа продленного дня, больница.

Примерные обязанности помощника ученика:

Помогать учителю готовить учебные материалы и пособия. Это необязательно, но мы часто делаем все вместе.

Помогать ученику в процессе обучения (здесь важно не перестараться и не делать за ученика работу, которую он может осилить).

Замещать учителя на уроках в его отсутствие (болезнь, курсы и др.).

Участвовать в воспитательном процессе, т. е. быть рядом с детьми в качестве взрослого. Часто дети в будничной рутине ближе к помощнику, чем к учителю, и это помогает ему делать наблюдения и потом вместе с учителем вырабатывать тактику помощи.

Участвовать в планировании организации обучения и оздоровления ученика.

Управлять процессом обучения (вместе с учителем).

Участвовать в мероприятиях по оздоровлению учеников: посещения физиотерапевтов, восстановительная гимнастика, логопед.

Дежурить на переменах, в столовой и других местах.

Помогать в будничной школьной жизни тем, кому по болезни трудно самостоятельно справляться с повседневными проблемами: одеваться, раздеваться, пользоваться туалетом, передвигаться по школе.

Дежурить при отправке детей домой на такси и на автобусе и при необходимости сопровождать ученика домой и в школу.

Участвовать в работе группы продленного дня и в других мероприятиях, организованных школой (поездки, лагеря, спортивные соревнования).

Быть связующим звеном в работе ректора, куратора, медсестры, работника столовой.

Читайте также:  Урок-конспект по теме: "праздник 8 марта. мамин день"

Обучать ученика пользоваться подсобными материалами и быть для него связующим звеном с внешним миром.

Ухаживать за учеником: давать необходимые лекарства, измерять сахар в крови, оказывать первую помощь.

Мы должны:

знать фазы развития человека (особенности мышления в данном возрасте, что должен уметь делать);

владеть школьной программой настолько хорошо, чтобы при необходимости заменить учителя;

знать, какие факторы влияют на развитие личности;

иметь начальные знания по воспитанию, психологии, обществознанию, здравоохранению, педагогике и коррекционной педагогике;

знать причины возникновения отклонений в развитии личности и здоровье ученика;

уметь пользоваться коммуникационными приспособлениями, помогающими ученику общаться с окружающим миром;

уметь пользоваться лекарственными препаратами и медицинскими приборами, необходимыми в каждом конкретном случае;

знать письменный и устный финский язык, иметь начальные знания по шведскому и английскому, языку для глухонемых.

Необходимые личные качества в работе:

умение общаться с учителями, учениками и их родителями, другими участниками учебного процесса;

умение рукодельничать, рисовать, изготавливать различные поделки;

умение быстро находить и принимать решения в нестандартных ситуациях;

уметь поддерживать и расширять достаточный для конкретной работы уровень медицинских знаний;

умение работать с одним учеником, одновременно держать под наблюдением группу;

умение управлять, держать внимание группы (класса);

в качестве взрослого обеспечивать безопасность ученику(-кам).

Источник: http://www.ug.ru/archive/29590

Работа: учитель в школу в России, 19 455 вакансий

Вакансии 1—15 из 19 455

от 30 000 до 40 000 руб

  • Истра‎, Школа иностранных языков Istra School

• Проводить тестирование слушателей, научиться подбирать учебную группу в соответствии с результатом теста • Качественно консультировать клиентов по комплексу языковых услуг школы • Принимать оплату за обучение • Работать с CRM-системой, контролировать документооборот в сфере своей компетенции • Обзванивать новых клиентов по имеющейся телефонной базе (заманчиво информировать об открытии учебных направлений, рассказывать о расписании, стоимости занятий, проводимых акциях и мероприятиях,…

  • 15 ноября 2018 — istra.mjobs.ru

от 22 000 до 25 000 руб

ост. Гостиный двор

Срочно требуется учитель музыки в школу (0-6 КЛ.)

Совмещение не возможно.

Обязанности: проведение музыкальных уроков, написание сценариев и организация отчетных мероприятий в школе. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УРОКИ.

Требование: опыт работы в школе ОТ 3 ЛЕТ, активная жизненная позиция, креативность, ЗНАНИЕ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ.

  • 15 ноября 2018 — ufa.hh.ru

от 18 000 до 18 000 руб

  • Йошкар-Ола‎, Шишкина Оксана Андреевна

Обязанности:

  • Проведение занятий с детьми по школьной и авторской программе школы.
  • Творческие задания, постановки мини-представлений, придумывание идей и игры с детьми начальной школы (один класс из 18 детей).
  • Прогулки с детьми.
  • Помощь ученикам при выполнении самостоятельной работы.
  • Общение с родителями, слаженный контакт с педагогом, участие в жизни школы

Требования:

  • Наличие педагогического образования
  • Опыт работы с детьми.
  • Опыт работы в школе Желание развиваться, учиться, узнавать новое в педагогической

  • 15 ноября 2018 — yoshkar-ola.hh.ru

по договоренности

  • Москва‎, Храм в честь Иверской иконы Божьей Матери

Обязанности:

  • Подготовка детей 5-6 лет к школе по программе РКШ, 3 раза в неделю по 2-2.5 часа ( группа до 7 человек )
  • В дальнейшем продолжить преподавать для этих деток в начальной школе по РКШ ( класс до 15 человек)

Требования:

  • Опыт от 3 лет по системе РКШ
  • Любовь к детям

Условия:

  • Работа в школе организована единомышленниками на базе воскресной Оборудованные классы, трапезная, зал, хорошая территория, дружный коллектив, прекрасный директор воскресной школы, которая готова помочь во всех административных

от 12 000 до 36 000 руб

  • Санкт-Петербург‎, Твоя Школа

Онлайн-Школа РШДО ищет амбициозных преподавателей, готовых заниматься в формате видеоконференции с нашими учениками. Неважно, из какого вы города, важно, чтобы вы любили и хотели преподавать.

Сейчас мы находится в поиске преподавателей по всем школьным предметам.

Обязанности:

  • Проведение вебинаров со школьниками 1-4 класса
  • Ведение отчетности
  • Проверка домашних работ
  • Работа по готовой программе

Требования:

  • Опыт преподавания от 3 лет
  • Наличие быстрого интернет-соединения, Желание обучаться и

  • 15 ноября 2018 — spb.hh.ru

по договоренности

  • Нижний Новгород‎, Компьютерная Академия Шаг Нижний Новгород

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ АКАДЕМИЯ ШАГ – учебное заведение (филиалы в 18 странах мира), специализирующееся на образовании в сфере IT с 1999 года.

В связи с получением лицензии на образовательную деятельность приглашает в свою команду специалиста по сотрудничеству со школами

ЕСЛИ ВЫ:- имеете опыт работы в структуре школьного образования от 10 лет- легко находите общий язык с различными людьми и- ответственны, активны и

  • 15 ноября 2018 — nn.hh.ru

от 25 000 до 25 000 руб

  • Йошкар-Ола‎, Шишкина Оксана Андреевна

Обязанности:

  • Проведение базовых уроков начальной школы с использованием авторского подхода Бэби-клуба;
  • Организация внеклассной работы;
  • Административная деятельность;
  • Общение с родителями

Требования:

  • Педагогическое образование (учитель начальных классов);
  • Опыт работы учителем начальных классов не менее года;
  • Любовь к детям, желание учиться вместе с ними;
  • Творческий подход к жизни и желание выходить «за рамки»;
  • Гибкость, умение адаптироваться к каждой конкретной ситуации и умение выстраивать Желание обогатить жизнь детей удивительными событиями и необыкновенными

  • 15 ноября 2018 — yoshkar-ola.hh.ru

по договоренности

  • Москва‎, Bougenville Montessori

Обязанности: работа с детьми, высокий уровень образовательного результата.Требования: опыт работы учителем начальных классов от 5-10 лет, личностно-ориентированные технологии, очень высокий образовательный результат у детей, опыт работы репетитором, высшее профильное образование.Условия: вторая половина дня, бесплатное питание, оплачиваемый отпуск.

от 25 000 до 25 000 руб

  • Йошкар-Ола‎, Шишкина Оксана Андреевна

Обязанности: Проведение базовых уроков начальной школы с использованием авторского подхода Бэби-клуба; Организация внеклассной работы; Административная деятельность; Общение с родителями Требования: Педагогическое образование (учитель начальных классов); Опыт работы учителем начальных классов не менее года; Любовь к детям, желание учиться вместе с ними; Творческий подход к жизни и желание выходить «за рамки»; Гибкость, умение адаптироваться к каждой конкретной ситуации и умение выстраивать…

  • 15 ноября 2018 — www.adzuna.ru

по договоренности

  • Нижний Новгород‎, Компьютерная Академия Шаг Нижний Новгород

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ АКАДЕМИЯ ШАГ – учебное заведение (филиалы в 18 странах мира), специализирующееся на образовании в сфере IT с 1999 года.

В связи с получением лицензии на образовательную деятельность приглашает в свою команду специалиста по сотрудничеству со школами ЕСЛИ ВЫ: – имеете опыт работы в структуре школьного образования от 10 лет – легко находите общий язык с различными людьми и…

  • 15 ноября 2018 — www.adzuna.ru

от 12 000 до 36 000 руб

  • Санкт-Петербург‎, Твоя Школа

Онлайн-Школа РШДО ищет амбициозных преподавателей, готовых заниматься в формате видеоконференции с нашими учениками. Неважно, из какого вы города, важно, чтобы вы любили и хотели преподавать.

Сейчас мы находится в поиске преподавателей по всем школьным предметам.

Обязанности: Проведение вебинаров со школьниками 1-4 класса Ведение отчетности Проверка домашних работ Работа по готовой программе Требования: Опыт преподавания от 3 лет Наличие быстрого интернет-соединения,…

  • 15 ноября 2018 — www.adzuna.ru

от 35 000 руб

В начальную школу на Соколе ищем педагога по подготовке к школе, который поможет детям с наилучшим результатом освоить учебную и прикладную программы подготовки детей к 1 классу.

Сформирует в ребенке уверенность и жажду к знаниям, осознанность и исследовательский ум, научит не бояться ошибок. Знание игровых образовательных методик и живая подача материала очень приветствуются.

Задачи: Проведение групповых общеразвивающих занятий с детьми…

  • 15 ноября 2018 — www.adzuna.ru

по договоренности

  • Москва‎, Bougenville Montessori

Обязанности: работа с детьми, высокий уровень образовательного результата. Требования: опыт работы учителем начальных классов от 5-10 лет, личностно-ориентированные технологии, очень высокий образовательный результат у детей, опыт работы репетитором, высшее профильное образование. Условия: вторая половина дня, бесплатное питание, оплачиваемый отпуск.

  • 15 ноября 2018 — www.adzuna.ru

от 22 000 до 25 000 руб

ост. Гостиный двор Срочно требуется учитель музыки в школу (0-6 КЛ.) Совмещение не возможно. Обязанности: проведение музыкальных уроков, написание сценариев и организация отчетных мероприятий в школе. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УРОКИ. Требование: опыт работы в школе ОТ 3 ЛЕТ, активная жизненная позиция, креативность, ЗНАНИЕ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ.

  • 15 ноября 2018 — www.adzuna.ru

от 18 000 до 18 000 руб

  • Йошкар-Ола‎, Шишкина Оксана Андреевна

Обязанности: Проведение занятий с детьми по школьной и авторской программе школы. Творческие задания, постановки мини-представлений, придумывание идей и игры с детьми начальной школы (один класс из 18 детей).

Прогулки с детьми. Помощь ученикам при выполнении самостоятельной работы. Общение с родителями, слаженный контакт с педагогом, участие в жизни школы Требования: Наличие педагогического образования Опыт работы с детьми.

Опыт работы в школе…

  • 15 ноября 2018 — www.adzuna.ru

от 15 000 до 35 000 руб

  • Краснодар‎, Начальная школа Счастливое детство

Обязанности:

  • Обучение детей младшего школьного возраста
  • Внеурочная деятельность.
  • Проектная работа, конкурсные мероприятия, отчетные мероприятия.
  • Персональная дополнительная работа с учеником по запросу родителя, по рекомендации педсовета

Требования:

  • Специальное образование
  • Курсы повышения квалификации ФГОС
  • Медицинская книжка
  • Портфолио

Условия:

  • Комплектация до 12 детей в классах
  • Программа начальной школы «Начальная школа XXI века» ФГОС
  • Режим работы с 7-30 до 17-00
  • 15 ноября 2018 — krasnodar.hh.ru

Источник: https://www.JobCareer.ru/jobs/uchitel_shkoly/

Одиннадцать ошибок начинающего учителя

Наблюдая за общением и работой начинающих (и не только) учителей, приходишь к выводу, что все мы ошибаемся и наступаем практически на одни и те же грабли: совершаем одинаковые ошибки в начале своей педагогической карьеры.

Конечно, допуская их и видя результат, мы постепенно приходим к понимаю, что же мы делали не так. На понимание отдельных ошибок, на понимание себя и своего места в профессии порой нужно несколько месяцев или даже лет.

В это время могут страдать наши ученики, их образование и воспитание.

Что же, неужели отказаться от работы в школе, раз на нас лежит такой груз? Нет, конечно же, нет: нужно продолжать работать, пробовать, искать, изучать и внедрять новые методики, приемы, «изюминки» — только так мы можем добиться высокого профессионализма. Это длительный процесс, и не стоит ждать результат сразу.

11 основных ошибок начинающих учителей

  • Ожидание от учеников идеального поведения и успеваемости. Ожидание от родителей беспрекословного доверия и внимания словам учителя

Действительно, многие учителя в школе и вузе были отличниками, «хорошими» мальчиками и девочками, способными и усердными, которым были интересны науки, школьные занятия и учителя.

Это и переносится начинающим учителем на всех своих учеников: они должны учиться исключительно на «4» и «5», хотеть получать знания, всегда быть готовыми к урокам, всегда ходить на урок с интересом и радостью и т.д.

Того же мы ждем и от родителей: если это хороший родитель, он беспрекословно должен делать то, что предлагает учитель и  способствовать обучению своего ребенка. Чем грозят учителю такие ожидания и как относиться к детскому нежеланию учиться и быть круглым отличником, читайте в статье Дети как дети и ученики как ученики.

  • Принятие любых детских проделок и неуспеваемости на свой счет, чрезмерное переживание об успехах на работе

Если бы у врачей по поводу каждого рецидива болезни и летального исхода были непосильные душевные муки, они бы не смогли работать и не смогли бы приносить пользу тем, у кого есть надежда на выздоровление. Нужно принять как данность, что человек не властен над силами природы и не может излечить неизлечимого больного.

Конечно, трудно пережить неуспех операции и жестокость жизни. Но сколько людей страдают от своих вредных привычек: алкоголизм, пьянство, наркомания, несоблюдение техники безопасности — за все это не может отвечать врач, которому доставили больного.

Так и учитель не может полностью отвечать за успехи и поведение своих учеников: у детей есть родители, которые несут за них ответственность. И, если для родителей плохая успеваемость и прогулы их ребенка норма, то учитель часто ничего не может сделать.

И не нужно «убиваться» за обычные, «рабочие» моменты: носить эти переживания домой, нагнетать их, считать себя неудачником, считать, что учительство — не ваше и т.п. Богу богово, работе — рабочие моменты. Нужно отделить себя лично от работы.

И не нужно принимать как личное оскорбление или обиду, например, невыученный ребенком урок или «хитрость» о том, что он забыл дома тетрадь, сломался лифт и вообще он опоздал, потому что переводил бабушку через дорогу.

  • Панибратство или слишком жесткий, авторитарный стиль общения и преподавания 

Подчас, ища дешевой популярности среди учеников, начинающие учителя общаются с детьми на равных, используют слэнг, не самые «педагогические» темы общения, позволяют некоторые вольности детей по отношению к учителю, разрешают такие же вольности на уроке: хождение по классу, выкрикивания, свободное посещение, свободное ведение записей и т.д. В этих «вольностях» самих по себе криминала нет, но в совокупности часто это приводит к тому, что дети перестают уважать учителя, считая его слабым и неопытным. Вернее, поначалу это имеет положительный эффект: устанавливаются отношения с детьми, начинается работа, но потом дети чувствуют себя все свободнее и раскованнее, и в итоге «садятся на голову». Часто это приводит к плохой дисциплине и полному неуважению к учителю. Вне зависимости от разницы в возрасте, учитель должен понимать, что он на уроке — главный, он — ведущий, он — ответственный и от него ожидают определенного стиля поведения. Если вы хотите добиться успехов в работе с классом, вы должны четко определить и дать понять детям, кто главный и каковы правила игры. Пусть правила установили вы вместе, но правила должны быть. И вы должны обращать внимание на нарушение правил и сами должны их соблюдать.

Вторая крайность: излишняя жесткость, моральное давление на детей и полное отсутствие личных отношений и даже намека на них.

То ли из-за боязни первого варианта, то ли в силу своих предрасположенностей,  многие начинающие учителя начинают «закручивать гайки» с первого урока: пресекая любое инакомыслие, обсуждение и личные отношения.

Читайте также:  Музыкальные гроты рош-ха-никра

На уроке у таких учителей психологически некомфортно, тяжело, таких учителей тихо ненавидят.

Очень распространенная ошибка, но очень важная: по невнимательности, или из-за занятости или других причин учителя не выполняют собственные обещания. Раз-два, и дети перестают вам верить.

Обещали сходить в кино? Сказали, что снизите оценку, если работа не будет сдана вовремя? Говорили, что позвоните родителям, если ученик еще раз опоздает на урок? Выполняйте! Или не говорите, или делайте — другого варианта нет.

Разве что предоставить объективные причины, почему не смогли сделать обещание: например, заболели, отменили сеанс и т.д.

  • Чрезмерная подготовка к уроку

Многие учителя жалуются: ничего не успеваю, ложусь спать поздно, готовлюсь к урокам часами. Что-то здесь не так. Конечно, если вы работаете первый год и у вас все параллели, то подготовки очень много.

Но если вы работаете не первый год, если у вас не так много предметов и параллелей, то как вы готовите один урок по несколько часов? Каждый урок? Необычные, очень продуманные, с массой заданий и дополнительных материалов уроки должны быть в арсенале учителя, но изобретать велосипед каждый урок, подходя к подготовке исключительно творчески и оригинально?… Так ли это необходимо? Насколько снизится эффективность обучения, если вы будете использовать учебник и методички? Стоит ли игра свеч? Или вы просто не умеете готовится к урокам, отвлекаетесь, или слабые знания, полученные в вузе, не дают готовиться к урокам быстро?

  • Отсутствие планов урока, планов развития, профессиональных целей, системы оценки своей работы

Конечно, «бумажки» сейчас всех «достали». Но ведь ваша личная профессиональная цель — это не бумажка для вышестоящей инстанции, анализ контрольной работы  — тоже не методисту нужен.

Как вы узнаете, есть ли успех в вашей работе и насколько хорошо вы учите, если у вас нет ни планов, ни целей, ни срезов, ни минимального анализа? В работе любого специалиста это должно быть, хотя бы «для себя», в свободной форме.

Или: «Как мне платят, так я и работаю». «Им не нужно, мне тем более». Так не пойдет: вы пришли в школу, согласились с условиями, взяли ответственность, будьте добры, работайте: занимайтесь и обучением, и воспитанием, и неуспех ученика и его нежелание идти на ваш предмет и учить его — и ваша вина тоже.

Как и успех ученика, и его любовь к предмету — ваша заслуга. Учитель — не вузовский преподаватель, читающий лекцию с листа, учитель должен учить, заинтересовывать, воспитывать.

Да, не всегда удачно, не всегда получается, но нужно искать подходы и методы, нужно целенаправленно прилагать усилия к успеху своих учеников.

  • Слишком сложная подача материала или, наоборот, необоснованное упрощение 

Давайте ребенку нагрузку по силам: чтобы не выл от наличия терминов вузовского уровня и не считал ваш предмет «легкотней», на котором нечего делать.

Мозг должен трудиться: давайте средние по сложности задания и посложнее для тренировки мозга.

Объясняйте незнакомые понятия и слова, учите сокращать слова при записи, учите «хитростям», упрощающим обучение: как легче запомнить иностранные слова, как быстрее перемножить числа, как проще запомнить формулу.

И с ними нужно общаться уважительно, без шуток над именами и их ответами, чувствами и мнениями. Дети могут говорить и делать глупости, но это не повод не уважать их и смеяться.

Никогда не обсуждайте и не осуждайте других учителей с детьми. Никогда не обсуждайте отсутствующего или присутствующего на занятии ребенка.

  • Излишняя неуверенность или, наоборот, излишняя уверенность

И тому, и другому не место в школе. Боитесь работать и дрожат коленки? Не знаете, что сказать детям и как показаться им на глаза? Не работайте в школе.

А лучше подумайте о том, что привело вас в школу, о своем образовании, своих успехах, мечтах и идите к ним, к своим ученикам. Они ждут вас и готовы поверить вам и довериться вам.

Вам уже доверили детей, класс, на вас положилось и руководство школы, и родители — значит, нужно идти и действовать. Нужно работать, и все получится.

Но не зазнавайтесь: излишняя самоуверенность, вера в свою непогрешимость и суперпрофессиональность, непризнание авторитетов — всему этому не место в работе учителя. Цените себя как профессионала, но будьте открыты миру педагогики: и старой школе, и новой, читайте, развивайтесь, экспериментируйте.

Желаем вам успеха в профессиональном труде! Приветствуются комментарии.

Источник: http://pedsovet.su/publ/70-1-0-4419

7 типичных ошибок при выполнении школьных домашних заданий

Давление и упрёки со стороны родителей. Чувство беспомощности и вины у ребёнка.

Что же пошло не так и можно ли помочь утопающему? Почему одни ребята быстро и легко справляются с домашними заданиями, а для других это непреодолимая преграда? Обсудим типичные ошибки при выполнении домашних заданий и расскажем, как их избежать.

1. Затянутый старт

«Моя дочь может 30 минут перекладывать учебники, ходить на кухню за стаканом воды, отвлекаться на младшего брата, ныть и объяснять, почему она не хочет делать уроки. Всё, что угодно, кроме выполнения домашней работы».

Главное — начать быстро и весело. Как помочь? Пообещать сладкий приз по окончании или другое вознаграждение, например: «Успеешь сделать уроки до 17:00 — пойдёшь на тренировку или в театральную студию».

2. Попытка учить уроки за столом, заваленным тетрадками и книжками

Вы можете не обращать на это внимание, но бардак на рабочем месте — бардак в голове.

Помогите ребёнку. Скажите ему: «Оставь на столе только дневник, учебник и материалы к одному уроку. Выучи и убери, затем доставай следующий». Удивительно, насколько эта простая рекомендация экономит время.

3. Привычка делать домашнее задание перед уроком, а не после

Делать уроки в последний момент, постоянно откладывать и жить с чувством опоздания. Вы не задумывались, что слово «успех» происходит от слова «успевать»?

Измените ситуацию и перестаньте догонять уходящий поезд. Опережайте, атакуйте! Пусть все задания будут сделаны сразу после уроков уже сегодня. Чувство свободы будет лучшей наградой.

4. Неограниченное время на выполнение домашних заданий

Заняты́е дети, у которых расписана каждая минута, делают уроки быстро и качественно. Они интуитивно правильно организуют работу, вычленяя суть и экономно расходуя время. Помните закон Паркинсона? «Работа заполняет время, отпущенное на неё».

Вам могут помочь таймер, звуковой сигнал, песочные часы, ритм чередования рабочих блоков и коротких отдыхов. Никогда не позволяйте детям до бесконечности растягивать выполнение уроков за счёт прогулок, друзей и сна.

5. Освобождение ребёнка от обязанностей по дому

«Что вы, Любочка учится каждый день до двенадцати или даже до часу. Она ложится позже нас и встаёт раньше. Как придёт домой, перекусит и сразу за уроки. Так и сидит».

Не позволяйте ребёнку сидеть. Домашние хлопоты — это продуктивный отдых. Научите ребёнка чередовать уроки с короткими полезными переключениями по 10–15 минут. Пусть он пропылесосит комнату, помоет полы, погуляет с собакой или уберёт покупки в холодильник. Усталые мозги за такое скажут спасибо. И уроки сделаются быстрее.

6. Обучение только по учебнику

Если ваш ребёнок занимается только по учебникам, он никогда не станет культурным и образованным человеком. Выучить, чтобы ответить и забыть? Да он просто тратит время впустую!

Давайте разберёмся, как же надо. В учебнике даны только выжимки знаний. Они плохо усваиваются, зубрить их бесполезно. Гораздо лучше глубоко и комплексно изучать тему, находить взаимосвязи между предметами, смотреть документальные фильмы и читать художественные книги по теме урока.

Конечно, в рамках учебного года с его калейдоскопической скоростью это нереально. Но выход есть. Откройте YouTube и поищите видео по теме урока. Как правило, по многим темам есть документальные фильмы по 10–20 минут с опорой на учебник.

Научите ребёнка смотреть ролики в ускоренном режиме. Через 15–20 минут он будет владеть материалом, приводить примеры. Отличные оценки в школе и репутация интересного человека гарантированы.

7. Выполнение всех заданий в полном объёме

Наиболее ярко это заметно в начальных классах. Прессинг на ребёнка со стороны родителей необходим традиционной российской школе как рычаг влияния.

Школа же оказывает давление на учителя, требуя хороших показателей по экзаменам, олимпиадам, конкурсам. Поэтому зачастую учителя ведут себя так, будто их предмет — единственный. Но учителей много, а ваш ребёнок один, его ресурсы ограничены.

Способность ученика справляться с домашней работой — показатель успешности обучения в школе. Родители могут помочь ребёнку организовать этот процесс. Помните при этом, что уроки нужны для закрепления знаний, а не ребёнок для уроков. Будьте на стороне его интересов.

Рассказывает мама пятиклассника: «В школе я была отличницей и всегда делала все уроки. На это уходило всё мое время. Мне некогда было гулять с подругами, читать книги или просто ничего не делать. Моя двоюродная сестра, ровесница, не стремилась хорошо учиться. Она с мамой много читала, путешествовала, разговаривала, играла с подругами. Уроки делала по остаточному принципу.

Я выросла, стала бухгалтером и не очень довольна жизнью. Моя сестра — успешный человек. Она состоялась в семье, работе, бизнесе. Её уважают, у неё есть своё мнение, своя интересная жизнь. Этот пример всегда перед глазами, когда проверяю домашнюю работу сына».

Может быть, причина в отношении к домашним заданиям? Возможно, для успеха в жизни не надо тратить всё время только на уроки?

Проанализируйте ошибки и помогите своему ребёнку подходить к выполнению школьных уроков более эффективно. Порадуйтесь вместе с ним тому, насколько быстрее он будет с ними справляться и как изменится его жизнь.

Чтобы закрепить успех, заранее придумайте, как вы будете вместе радоваться жизни в освободившееся от уроков время.

Источник: https://lifehacker.ru/domashnie-zadaniya/

«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ» » Архив блога » УЧЕНИК — ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Одним из принципов современной концепции обучения ИЯ является личностно ориентированный подход к ученику, создание ситуации, когда ученик и учитель – равноправные партнеры.

Многие учителя ведут урок авторитарно, считая, что только учитель может все знать, контролировать, оценивать, поощрять или не одобрять. Однако опыт работы в современной школе заставляет ломать стереотипы.

Учитель должен сознавать: ученик — равноправный партнер на всех этапах урока: при введении нового материала, закреплении, контроле.

 
настроение: изобретательное

ключевые слова: ученик-помощник,
повышение мотивации, самооценка, авторитет в классе, максимальный учёт индивидуальных особенностей

город: Казань

e-mail: Valeralera@yahoo.co.uk

Один из интересных для учащихся и эффективных приёмов — дать ученику возможность выступать в роли учителя на разных этапах урока. При этом мы добиваемся следующего:

  • ученик чувствует большую ответственность – возрастает его мотивация познания нового;
  • ученик более нацелен на усвоение нового материала;
  • ученик лучше понимает смысл своего личного участия в уроке.

Это основы того, чтобы ученик научился учиться самостоятельно.

Привлекая ученика в качестве помощника на уроке, мы даем ему возможность самоутвердиться, проявить себя с лучшей стороны, показать те свои способности и умения, которые не видят другие. У каждого ученика, побывавшего в роли помощника учителя на уроке, повышается самооценка и авторитет в классе.

Какие роли отводятся ученикам как помощникам учителя на уроке?

Например, вам нужно опросить весь класс или группу. Это скучно и утомительно для учеников; опрос занимает много времени от урока, часто не хватает одного урока. Такое происходит при опросе по грамматике, устных высказываний, пересказе текста, опросе стихотворения. Предварительно учитель составляет четкий опросник и критерии выставления оценок.

По этому критерию и опроснику учитель опрашивает самых сильных учеников перед всей группой. Их ответ является образцом правильного ответа. Вся группа выставляет им оценку по разработанным критериям. Те, кто получил отличную оценку, становятся «контролерами». Они опрашивают по 3-4 человека из группы.

Учитель в это время переходит от группы к группе, осуществляя общую координацию и контроль.

Надо отметить, что ученики очень добросовестно опрашивают друг друга, никогда не идут на сговор и подтасовку оценки, оценивают даже строже, чем учитель.

После объяснения и первичного закрепления нового материала всегда остается часть учеников, которые не усвоили или не поняли материал. К таким ученикам прикрепляется ученик-инструктор, который со своим подшефным учеником проделывают drilling exercises.

Такой вид работы особенно эффективен при изучении грамматики: новые временные формы, косвенная речь и т. д. С другой стороны, ничто так не помогает понять и лучше осознать новый материал, как попытка донести его до другого ученика.

Объясняя другому, начинаешь понимать лучше сам.

Обычно учётчик занимается подсчетом количества высказанных предложений при монологических высказываниях в подготовленной и в спонтанной речи. На роль учетчиков хорошо выдвигать учеников со слабой концентрацией внимания. Такой вид работы заставляет учеников концентрировать свое внимание, учит их вычленять предложения в связной речи, способствует развитию умений аудирования.

Этот ученик-помощник контролирует количество времени, отведённое другому ученику на высказывание. На эту роль учитель выдвигает более слабых учеников. Такое задание дает возможность этой категории учеников на определённом этапе почувствовать свою сопричастность к речевой деятельности, концентрирует их внимание, заставляет их посильно участвовать в процессе обучения.

Обычно эта роль отводится ученикам, имеющим способности к рисованию. Это задание может быть как домашним, так и классным. Это могут быть таблицы, графики, рисунки, помогающие при объяснении и закреплении нового материала.

При защите проектов или других творческих групповых заданий недостаточно оценки только одного учителя. Коллективный труд должен быть оценен коллективно. Каждая группа выдвигает одного представителя в жюри. Коллективно вырабатываются критерии объективной оценки проекта, по которым выявляется победитель и распределяются места в рейтинге успешности или учебном состязании.

В этой роли обычно выступают сильные ученики. Они получают заранее задание, например, написать рассказ с использованием ключевых слов, подготовить сообщение по теме и т.д.

— очень хороший вид работы с сильными учениками.

Читайте также:  Польская сказка "три добрых совета"

Он заставляет их, в соответствии с их возможностями, идти вперед в изучении иностранного языка, работать над собой, развивает их творческие способности, повышает интерес предмету и изучаемому языку в целом.

В составе каждого класса есть ученики с разными способностями, разным уровнем зрелости и знаний, разным темпом работы, что часто является проблемой при обучении. Сильным ученикам становится скучно на уроке, пока слабые пытаются хоть как-то продвигаться вперед.

Не секрет, что учитель при этом чаще всего равняется на среднего ученика. Одним их требований новых образовательных стандартов является максимальный учёт индивидуальных особенностей каждого ученика при организации образовательного процесса.

Мы раскрыли один из возможных аспектов этой непростой, но необходимой работы учителя на уроке.

Источник: http://iyazyki.ru/?p=11254

Обобщение опыта по теме “Нестандартные формы проверки домашнего задания”

Нестандартные формы проверки домашнего задания

     Одна из важнейших задач общеобразовательной школы- повышение ответственности учащегося за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение.

Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка.

В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Учитель же имеет возможность выяснить, насколько глубоко усвоен материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний.

Как сделать так, чтобы проверка домашнего задания не превратилась в стандартную обязаловку, в банальное сплошное чтение учеником записанных дома слов или предложений «по цепочке»? Как с помощью домашней работы и контроля за ее выполнением развивать мыслительную деятельность обучающихся, самоанализ и самооценку детей? На достижение этих целей направлены нестандартные формы проверки домашнего задания, способствующие развитию пытливости, любознательности, творческому отношению к делу.

     Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего задания.

   «Блиц- опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй- третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ- несколько секунд.

Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен.

Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.

    Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей.

     «Верю- не верю»- этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами : «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.

    Пример. В слове «здоровье» пишется «з», потому что «д»- звонкая, а сама «з»- приставка. Это утверждение неверное, так как буква «з» является частью корня.

    «Да-нет»- это универсальная игра, которая очень нравится детям. Учитель загадывает что-либо

(предмет, литературный персонаж и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да»-«нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска.

Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. В старших классах к составлению вопросов привлекаются учащиеся.

Главное в этом приеме- научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя бесчисленным количеством вопросов.

    «Диктант для «шпиона». Этот методический прием позволяет развивать зрительную память, тренирует внимание и ответственность за конечный результат. Он хорошо работает на уроках филологического цикла, на уроках математики, географии.

Класс поделен на 5-6 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом».

Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его,запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть .

Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок ( или сделает меньше других).

    «Интеллектуальная разминка»- это 2-3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки- настроить ребенка на работу.

     Прием «Карандашные пометки на полях» («Л»- легко, «Т»- трудно, «С»- сомнение, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогает учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии. В дальнейшем содержание урока корректируется с учетом выявленных проблем.

    «Найди ошибку». Вариант 1. Если материал, который проверяется, хорошо знаком ученикам, то этот методический прием провоцирует возникновение ситуации успеха на уроке.

А если материал новый, то успешные поиски ошибки, сдобренные похвалой и восхищением учителя, позволяют детям почувствовать себя исследователями и экспертами.

Учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые нужно найти, или раздаются тексты, в которых явно искажена информация, запутаны определения, героям приписываются чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов. Учитель прости найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок.

    Вариант 2. Этот же методический прием можно применять как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная- чья команда лучше спрячет свои ошибки и кто больше и быстрее найдет.

     «Пинг-понг». Вариант 1. К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

    Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.

     «Рыцарский турнир». Ученик выходит к доске и по пройденной теме ставит учителю заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В свою очередь учитель задает вопрос ученику. Все действие длится не более 5 минут.

Проведение турнира объявляется заранее. Вопросы должны быть сжатыми, ответы- короткие и по существу. Рефери может снять неконкретный вопрос.

Учащиеся аплодисментами или поднятием руки (или проставляя оценки на листе) оценивают действия ученика и учителя.

    «Снежный ком». Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово- предложение- вопрос- ответ.

   Вариант 1. Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.

   Вариант 2. Каждый ученик добавляет к первой фразе свой литературный «шедевр» таким образом, чтобы образовалась непрерывная цепочка определенных грамматических категорий.

Пример. Русский язык. Тема «Причастный оборот».

Учитель. Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.

1-й ученик. В пальто, вывернутом наизнанку мехом.

2-й ученик. Мехом, торчащими лоскутами.

3-й ученик. Лоскутами, похожими на  прическу клоуна.

    «Светофор». Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материал однажды, вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор- это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной- 4 см), с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой- зеленой.

«Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона- готов отвечать, красная- не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь- не хочешь- надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты этот вопрос.

Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую- будь добр, отвечай.

   При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух- трех (не обязательно сильных, но ответственных) учеников к доске и поручить им роль помощников учителя. Помощникам следует заранее выдать листы, на которых написаны фамилии учеников и расчерчена таблица.

Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отмечать работу конкретного ученика, т.е. количество поднятых зеленых (+) или красных (-) карточек. Интрига в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на листах, так работают все.

Через 5 минут проведения устного опроса у учителя, во-первых, есть четкое представление, что из предложенного на предыдущем уроке дети усвоили хорошо, а к чему следует обратиться еще раз.

Во-вторых, помощники сдают учителю таблицы, в которых уже подытожено количество правильных ответов, и учитель честно и аргументировано выставляет несколько оценок за устный опрос.

    «Тренировка памяти и внимательности». Это достаточно интересный прием, он особенно эффективен, когда ученики будут готовы работать с ним. Предупредите их заранее, чтобы они внимательно читали домашний параграф.

Учитель дает ученикам лист, на котором посередине расположен текст, часть стиха.

Задача состоит в том, чтобы ученики смогли написать необходимый текст сверху и снизу имеющейся фразы, или попытаться выразить его устно- что же должно предшествовать фразе и чем она должна была заканчиваться.

    «Узнай меня». На уроке истории, географии, химии, литературы можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического героя), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, рассуждения.

     Прием «Учебный диалог с автором учебника»- прекрасное средство, которое ставит ученика в позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом.

Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращенные к автору.

Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если прямого ответа нет, то звучат предполагаемые ответы.

Такой прием позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, прием учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, дает возможность осуществить обратную связь.

     «Цепочка слов» позволяет осуществлять быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень).

Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью.

Указанный прием можно проводить в форме соревнований по рядам,  а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей.

       «Экипаж»- класс делится на 4-5 групп. Каждый член группы получает «должность»: капитан, 1-й помощник, 2-й помощник, боцман, матросы.

На подготовку отводится 4-5минут, а затем проводится опрос по жребию- кому достанется вопрос, тот и отвечает, оценка ставится всей команде.

Кроме того, есть еще выбор «Отвечают все» и особенно нравится ученикам, когда им достается «Доверие», в данном случае команда освобождается от ответа и все получают положительное оценки.

    Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:

  • Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;
  • Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;
  • Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;
  • Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;
  • Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).

И, наконец, самое важное- учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе.

                                   Список литературы

  1. Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся.- М., Педагогика, 1998.
  2. Дейкина А.В. О домашних заданиях по русскому языку.- Журнал «Русский язык в школе». 1984, №6.
  3. Кульневич С.В. Современный урок. Часть1.- Ростов-н/Д, Учитель, 2005.
  4. Садкина В.И. Проверка домашнего задания. Методические приемы.- ИГ «Основа», 2009
  5. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе.- М., Просвещение, 19980.
  6. Шевченко С.Д. Как научить каждого.- М., Просвещение, 1981.

Источник: https://nsportal.ru/lpp/2014/06/obobshchenie-opyta-po-teme-nestandartnye-formy-proverki-domashnego-zadaniya

Ссылка на основную публикацию