Описание природы в произведениях и. а. бунина

Мир природы в творчестве И.А. Бунина

Так любить природу мало кто

 умеет, как это умеет Бунин. Мир

 Бунина — это мир зрительных 

и звуковых впечатлений.

А.А. Блок

Творчество великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина представляет собой особый прекрасный мир. Его рассказы и повести могут на весь век остаться в душе, сделав ее более восприимчивой к жизни и красоте природы. Родная природа — это особая реальность в творчестве писателя. Ей посвящены многие его вдохновенные строки — как в прозе, так и в поэзии.

Всю жизнь Бунин углублял в себе чувство органической связи с природой в ее глобальном смысле. В своих произведениях он утверждал неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом, в лесу, в поле, на морском берегу. Прелесть природы -это единственная ценность мира.

Своих читателей независимо от того, где они родились и живут, писатель делает своими земляками. Он предлагает им вместе пройтись по хлебным полям, густым лесам, степным дорогам, оврагам, заросшим лесом.

С особой любовью Бунин пишет о деревне, о березовых и липовых аллеях усадеб. Однако он понимает, что это не вечно, скоро умрет, поэтому его произведения окрашены грустью.

Но здесь же писатель находит то, что роднит природу и человека, — постоянное обновление, когда за смертью следует возрождение.

Бунин очень любит русскую природу, но воспринимает ее в основном зрением. Он жадно наблюдает за ней, а потом все свои мысли и чувства передает в произведениях. Картины природы у него — яркие, четкие, как будто он только что их сфотографировал.

Бунин замечает мельчайшие подробности жизни природы, а потом передает их читателю. Например, он показывает, что в лунную ночь белые лошади кажутся зелеными, а глаза у них — фиолетового цвета.

Бунин знает много цветов и красок, его творчество очень красочно, и в этом состояло его новаторство в русской литературе.

Тема родной природы всегда присутствует в творчестве Бунина. Только со временем она изменяется: писатель все более эмоционально рассказывает о деревьях, небе, облаках, реке и т. д. Так, когда он пишет о вьюге, он старается передать ее вой и то чувство, которое охватывает человека при этом. Бунин может умело передавать и вой ветра, и шелест листвы, и едва слышимое трепетание крыльев бабочки.

Но самое удивительное в произведениях Бунина — это обоняние. Писатель сам говорил про себя: «У меня было обоняние, отличавшее запах росистого лопуха от запаха сырой травы». Произведения Бунина передают множество разных запахов: от грибной сырости оврага до жаркого аромата степей. И везде писатель стремится к максимальной точности.

Это очень хорошо и красочно показано в рассказе «Антоновские яблоки», когда герой едет по деревне и слышит запах антоновских яблок. Этот запах будит в нем воспоминания детства и заставляет его грустить, ведь та счастливая пора давно прошла.

А вот как он описывал запахи полыни: «И все жарче, шире веет из степей теплынь, и все суше, слаще пахнет горькая полынь».

Очень часто Бунин обращался к природе в своих стихах. Любимым его образом было небо. Небо для него — это радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать. Поэт размышляет в своих стихах о жизни, о человеке, о своем предназначении:

Зачем я должен радость этой муки,

Вот этот небосклон, и этот звон,

И темный смысл, которым полон он,

Вместить в созвучие и звуки?

Счастье для Бунина — это полное слияние с природой, но оно доступно лишь тем, кто проник в тайны природы. В природе заключена гармония, к которой человек стремится. Быть естественным, как сама природа, — вот идеал Бунина во все времена.

Произведения о природе полны чистоты, света, любви писателя. Он всегда любуется картинами родной природы. Кроме того, пейзаж в его произведениях соответствует эмоциональному состоянию героя. Произведения И.А. Бунина, показывая красоту и хрупкость мира природы, учат нас любить и ценить нашу родную природу.

Источник: http://lit-helper.com/p_Mir_prirodi_v_tvorchestve_I_A__Bunina

Тема природы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина

Родился Бунин в обедневшей дворянской семье, свое детство и юность он провел в деревне в Орловской губернии, где полюбил природу, научился ценить ее красоту. Его горячим желанием было стать художником, и он действительно им стал, но художником слова, который безыскусными мазками создает безупречное полотно.

Творчество великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина представляет собой особый прекрасный мир. Его рассказы и повести могут на весь век остаться в душе, сделав ее более восприимчивой к жизни и красоте природы. Родная природа — это особая реальность в творчестве писателя.

Ей посвящены многие его вдохновенные строки — как в прозе, так и в поэзии.  Всю жизнь Бунин углублял в себе чувство органической связи с природой в ее глобальном смысле.

В своих произведениях он утверждал неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом, в лесу, в поле, на морском берегу. Прелесть природы — это единственная ценность мира.

  Своих читателей независимо от того, где они родились и живут, писатель делает своими земляками. Он предлагает им вместе пройтись по хлебным полям, густым лесам, степным дорогам, оврагам, заросшим лесом.

Первое стихотворение, которое принесло ему славу и литературную премию, называется «Листопад». В нем он точно передал образ осеннего леса.

Мы словно видим глазами поэта разноцветный «терем расписной», чувствуем запах («Лес пахнет дубом и сосной»), ощущаем тишину, в которой можно «расслышать листика шуршанье», чувствуем, как перед морозами «лес стоит в оцепененье».

Вслед за Пушкиным Бунин восторгается осенью, передает ее тихую ностальгию, которая переходит в тревогу и умирание.

Еще немало стихотворений напишет Бунин о природе.

Любовь к летней грозе в «Полями пахнет», восторг переменой погоды в «Голубях», прекрасные зарисовки природы в произведениях «В открытом море», «Из окна»,  «Речка»,  «Две радуги», «Закат»,  «Вечер».

Каждое слово в них говорит о любви к природе, о том, как тонко взаимосвязана она с человеком, сколько совершенства даже в самом крохотном ее творении.

По мнению исследователей творчества- небо- это один из любимых образов поэта. Небо для него — это радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать. Поэт размышляет в своих стихах о жизни, о человеке, о своем предназначении:

Зачем я должен радость этой муки,

Вот этот небосклон, и этот звон,

И темный смысл, которым полон он,

Вместить в созвучие и звуки?.

Счастье для Бунина — это полное слияние с природой, но оно доступно лишь тем, кто проник в тайны природы. В природе заключена гармония, к которой человек стремится. Быть естественным, как сама природа, — вот идеал Бунина во все времена.

Бунин-прозаик продолжал создавать поэтичные, романтичные, очень чистые произведения, многие из которых похожи скорее на стихотворение в прозе, чем на рассказы. Недаром говорят, что у него нет обычных рассказов, а есть рассказ-впечатление, рассказ-настроение. И в них продолжает он тему природы.

В своём произведении «Антоновские яблоки» Бунин раскрыл одну из основных вечных тем человечества – тему природы. В рассказе нет захватывающего сюжета,  а просто прекрасное и нежное описание природы в осеннюю пору и времяпрепровождения дворян. Но именно эти описания заслуживают пристального внимания читателя.

Внимательно вчитываясь в рассказ, можно заметить, что автор показывает нам каждую деталь, каждую мелочь окружающей обстановки, вплоть до звуков и запахов.

 Говоря о запахах, стоит отметить их особую красоту и неповторимость: «тонкий аромат опавшей листы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести», «крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою». В ходе рассказа меняются настроения, меняются запахи, меняется жизнь. Очень важную роль в картине окружающего мира играет цвет.

Как и запах, он заметно изменяется на протяжении рассказа. В первых главах мы видим “багровое пламя”, “бирюзовое небо”; “бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца” – здесь мы видим даже не сами цвета, но их оттенки, благодаря чему автор раскрывает нам свой внутренний мир.

Но с изменением мироощущения меняются и цвета окружающего мира, из него постепенно исчезают краски: “Дни стоят синеватые, пасмурные… Целый день я скитаюсь по пустым равнинам”, “низкое сумрачное небо”, “посеревший барин”. Это произведение, пропитанное тонким ароматом антоновских яблок, переносит нас в переломную пору — расцвета дворянства и его стремительного упадка.

Постепенно проходит «золотой век» дворянства: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб… Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч…” Угасающий дух помещиков поддерживает только охота.

Автор вспоминает обряд охоты в доме Арсения Семеновиҹа, особенно приятный отдых, когда случалось проспать охоту, тишина в доме, чтение старых книг в толстых кожаных переплетах, воспоминания о девушках в Дворянских усадьбах… Но всё это в прошлом, и герой понимает, что его не вернуть. В рассказе можно проследить лёгкое чувство грусти и ностальгии по ушедшему времени.

Грусть об уходящих в прошлое дворянских гнездах. Она выражена через описание осени и через картины упадка крупнопоместного хозяйства. Умирает не просто прежний уклад жизни, но целая эпоха русской истории, дворянская эпоха. Но для героя «…хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!», открывающая перед автором новые чувства, воспоминания и ощущения.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что Бунин сумел передать все свои воспоминания о дворянской жизни, погрузив нас в атмосферу той эпохи с помощью звуков, цветов и запахов, передающих тончайшие оттенки чувств.

Повествование в рассказе «Антоновские яблоки» ведется от лица лирического героя, вспоминающего раннюю осень в имении. Перед нами одна за другой встают картины жизни деревни.

Рассказчик любуется природой, красотой земного мира, мужиками, насыпающими собранные яблоки, уносится воспоминаниями в далекое прошлое. Образ ароматных антоновских яблок – ключевой в рассказе.

Это символ простой деревенской жизни.

Природа и люди – все восхищает рассказчика-барчука. Днем – буйство прекрасной природы, ночью – небо, полное звезд и созвездий, которыми не устает любоваться герой: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Проза, написанная поэтом, уникальна по художественности и глубине. Бунин рисовал словами, как гениальный художник красками. От природы писатель был наделен необыкновенной остротой чувств: превышающими человеческие возможности зрением, слухом и обонянием.

Именно поэтому, читая рассказы Бунина, мы слышим птиц, ветер и дождь, видим мельчайшие подробности окружающего мира, которые сами бы не заметили, ощущаем множество запахов. «Тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок».

Автор воспевает мудрость природы, ее вечное обновление и красоту.

Произведения Бунина передают множество разных запахов: от грибной сырости оврага до жаркого аромата степей. И везде писатель стремится к максимальной точности. Это очень хорошо и красочно показано в рассказе «Антоновские яблоки», когда герой едет по деревне и слышит запах антоновских яблок.

Этот запах будит в нем воспоминания детства и заставляет его грустить, ведь та счастливая пора давно прошла. А вот как он описывал запахи полыни: «И все жарче, шире веет из степей теплынь, и все суше, слаще пахнет горькая полынь».  Очень часто Бунин обращался к природе в своих стихах. Любимым его образом было небо.

Небо для него — это радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать.

Природа в произведении Бунина жива, автор проецирует ее на собственные ощущения, на жизнь человека. Если «веяло весенним ароматом», то «юной жизни тайна в мир пришла» («Три ночи»), если он видит полевые цветы, то они «говорят про давно позабытые светлые дни» («Полевые цветы»), а яркий свет и шелковый песок ассоциируются у него с его детством («Детство»).

Поэзия и проза Бунина – нежные, печальные, грустящие о былом. И такая же у него природа, в ней есть только деликатные цвета: розовое утро, матово-зеленые хлеба, голубая низменность («Деревня»).

И люди у Бунина живут по законам природы, подчиняясь ее цикличности, ее умиранию и возрождению и даже ее настроению.

Посмотрите, как гармонируют описание природы «холодное осеннее ненастье», залитые дождем дороги, с описанием героев «серьезный и темноликий» мужик со строгим и усталым взглядом («Темные аллеи»).

Читайте также:  Природа, растения и животные северной америки

Бунин – это поэт, воспевающий природу, продолжатель традиций Пушкина и Тютчева, романтик, который всегда будет грустить о своей родине, и который даже в разлуке будет писать только о родных просторах, лесах, полях, цветах. Все его творчество – это выражение его тихой любви к родной природе и обычному человеку.

Тема родной природы всегда присутствует в творчестве Бунина. Только со временем она изменяется: писатель все более эмоционально рассказывает о деревьях, небе, облаках, реке и т. д. Так, когда он пишет о вьюге, он старается передать ее вой и то чувство, которое охватывает человека при этом. Бунин может умело передавать и вой ветра, и шелест листвы, и едва слышимое трепетание крыльев бабочки.

Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы. «Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет», — писал Александр Блок в 1908 году.

Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений «Листопад», воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое.

«На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба». Осень — «тихая вдова»— необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. «Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного запустенье».

Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вернемся еще раз к началу его знаменитого рассказа «Антоновские яблоки»:

«Помню раннее, свежее, тихое утро: Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести:»И тот самый  запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях как память о  родине. «Но по вечерам, — описывает  Бунин, — я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям.  А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы».

О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Источник: http://spelec.hostedu.ru/the-news/2012-01-14-14-49-06/662-2015-02-13-07-14-17.html

Природа в творчестве Бунина (сочинение)

Природа! Какое ёмкое слово… Каждый представляет что-то своё, когда слышит это слово: зимнюю лесную прогулку, шум падающих осенних листьев, веселую весеннюю капель, грозу летней ночью.

А почему? Да потому, что природа — это неотъемлемая часть человеческой жизни, и только через природу и благодаря ей человек может постигнуть гармонию и красоту в ее вещественном проявлении.

«И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу Бога», — так определял М.Ю. Лермонтов процесс единения с природой.

Русские писатели и поэты часто обращаются в своих произведениях к картинам природы. Пейзаж в художественных произведениях выполняет различную роль, но чаще всего он помогает понять мысли и чувства персонажа. Изображение природы дает возможность автору раскрыть богатую внутреннюю жизнь героев, глубоко чувствующих красоту и гармонию окружающего мира.

Одним из таких писателей был И.А. Бунин. «Жизнь моя, писал он,— трепетное и радостное причащение вечному и временному,… жизни всего бывшего и сущего на этой земле, столь любимой мною».

В 1897 году был опубликован первый сборник рассказов писателя, в котором все произведения представляют собой своеобразные лирические миниатюры. Шедеврами русской прозы стали такие произведения, как «Антоновские яблоки», «Поздней ночью», «Сосны».

Писателя интересует противоречие между индивидуальным человеческим существованием с его трагическим финалом и ощущением полноты жизни. В связи с этим в миниатюрах Бунина на первое место выдвигается не событие, а душевное состояние героя, его переживания, чувства.

Особое значение приобретают пейзажные подробности, которые способствуют изменению внутреннего мира, вносят гармонию, разрешают жизненные противоречия.

Рассказ «Антоновские яблоки» начинается с жутковато сказочной картины осени: «В темноте, в глубине сада — сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты, двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням». Но это воспоминание — только толчок к другим воспоминаниям, где не только осень, а и мир вокруг воспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением (бирюзовое небо, прозрачная вода, пепельные облака, дни синеватые), слухом (ветер рвал и трепал деревья, волновал сад), а главное — осязанием, обонянием, вкусом. Один из главных образов-лейтмотивов в произведении — образ запаха — сопровождает все повествование от начала до конца, запах антоновских яблок, вишневых сучьев, ржаной аромат новой соломы. Запах антоновских яблок становится для героя символом счастливой жизни, и воспоминания об этой поре очищают его душу. «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок… Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой». Плодоносящая здоровая жизнь — вот высшее земное благо. Такова эстетическая программа писателя, для которого «праздник осени — праздник всей жизни».

В рассказе «Поздней ночью» лирико-философское настроение, окрашивающее все произведение, создает образ грустного осеннего месяца, благодаря которому герой оказывается « в тихом и светлом царстве ночи». «Бледный сияющий месяц» заставляет героя вспомнить лучшее в себе, которое забылось под бременем мелких забот и личных обид.

«Неужели это тот самый месяц, который глядел когда то в мою детскую комнату, который видел меня потом юношей?» — спрашивает он себя. И вдруг все меняется: «Это он успокоил меня в светлом царстве ночи…», потому что ничего не исчезает бесследно, потому что нужно помнить счастливые минуты своей жизни, нужно чувствовать их в себе, и тогда счастье вернется. «Мы друг друга …

И только бледный, грустный месяц видел наше счастье».

Образы природы в рассказах Бунина играют важную идейно-смысловую роль. Они становятся частью философского отношения героев произведений к жизни, в которую природа вносит гармонию и красоту.

Природа и человек, по мнению автора, не могут существовать друг без друга.

Богатство красок времен года, вечно меняющиеся переходы из одного состояния в другое – все это заставляет Бунина чувствовать вечность в движении природы и соотносить духовную жизнь своих героев с ее философией:

Этой краткой жизни вечным измененьем

Буду неустанно утешаться я, —

Этим ранним солнцем, дымом над селеньем,

В алом парке листьев медленным паденьем

И тобой, знакомая, старая скамья.

Только в гармонии с природой может человек понять свою внутреннюю сущность и предназначение, постичь красоту через звуки, краски, запахи окружающего мира. Природа — духовная составляющая внутреннего мира человека.

Источник: Волкова О.В., Алексеева Я.В. Итоговое сочинение по литературе / О.В. Волкова, Я.В. Алексеева — Казань: РИЦ «Школа», 2015

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bunin_i_a/priroda_v_tvorchestve_bunina_sochinenie/23-1-0-2038

Сочинение «Описание природы в произведениях Бунина»

И. А. Бунин с необыкновенным мастерством описывает в своих произведениях полный гармонии мир природы. Его любимые герои наделены даром тонко воспринимать окружающий мир, красоту родной земли, что позволяет им чувствовать жизнь во всей ее полноте.

Ведь способность человека видеть вокруг себя прекрасное вносит в его душу покой и ощущение единения с природой, помогает лучше понять себя и других людей. Мы видим, что не многим героям произведений Бунина дано ощутить гармонию окружающего мира. Чаще всего это простые люди, уже умудренные жизненным опытом.

Ведь только с возрастом мир открывается человеку во всей его полноте и многообразии. Да и то не всякий может его постичь.

Старый батрак Аверкий из рассказа «Худая трава» принадлежит к числу тех героев Бунина, которые достигли духовной гармонии. Этот уже давно не молодой человек, много повидавший на своем веку, не испытывает ужаса от сознания приближающейся смерти. Он ждет ее безропотно и смиренно, потому что воспринимает ее как вечный покой, избавление от суетности.

Память постоянно возвращает Аверкия в «далекие сумерки на реке», когда он встретился «с той молодой, милой, которая равнодушно-жалостно смотрела на него теперь старческими глазами». Этот человек пронес свою любовь через всю жизнь.

Думая об этом, Аверкий вспоминает и «мягкий сумрак в лугу», и мелкую заводь, розовеющую от зари, на фоне которой виднеется девичий стан.

Мы видим, как природа участвует в жизни этого героя Бунина. Сумерки на реке сменяются теперь, когда Аверкий близок к смерти, осенним увяданием: «Умирая, высохли и погнили травы. Пусто и голо стало гумно. Стала видна сквозь лозинки мельница в бесприютном поле. Дождь порой сменялся снегом, ветер гудел в дырах риги зло и холодно».

Наступление зимы вызвало в герое «Худой травы» прилив жизни, ощущение радости бытия.

«Ах, в зиме было давно знакомое, всегда радовавшее зимнее чувство! Первый снег, первая метель! Забелели поля, потонули в ней — забивайся на полгода в избу! В белых снежных полях, в метели — глушь, дичь, а в избе — уют, покой.

Чисто выметут ухабистые земляные полы, выскребут, вымоют стол, тепло вытопят печь свежей соломой – хорошо!» Всего в нескольких предложениях Бунин создал великолепную живую картину зимы.

Как и его любимые герои, писатель считает, что в мире природы заключено то вечное и прекрасное, что не подвластно человеку с его земными страстями. Законы жизни человеческого общества, напротив, приводят к катаклизмам, потрясениям.

Этот мир неустойчив, он лишен гармонии. Это видно на примере жизни крестьянства накануне первой русской революции в повести Бунина «Деревня».

В этом произведении автор наряду с нравственно-эстетическими проблемами затрагивает проблемы социальные, вызванные действительностью начала XX века.

События первой русской революции, отразившиеся в деревне в мужицких сходках, горящих помещичьих усадьбах, разгуле бедноты, вносят разлад в привычный ритм жизни деревни. В повести много действующих лиц. Ее герои пытаются разобраться в окружающем, найти для себя какую-либо точку опоры.

Так, Тихон Красов нашел ее в деньгах, решив, что они дают уверенность в будущем. Всю свою жизнь он посвящает накоплению богатства, даже женится из-за выгоды.

Но Тихон так и не находит счастья, тем более, что у него нет наследников, которым он мог бы передать свое богатство. Его брат Кузьма, поэт-самоучка, тоже пытается найти правду, глубоко переживая беды своей деревни.

Кузьма Красов не может спокойно смотреть на нищету, отсталость и забитость крестьян, их неумение разумно организовать свою жизнь.

А события революции еще больше обостряют социальные проблемы деревни, разрушают нормальные человеческие отношения, ставят перед героями повести неразрешимые проблемы.Братья Красовы — незаурядные личности, ищущие свое место в жизни и пути ее улучшения не только для себя, но и для всего русского крестьянства.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-opisanie-prirody-v-proizvedeniyax-bunina/

Природа и человек в произведениях И. Бунина

Природа и человек в произведениях И. Бунина. Любовь и смерть — постоянные мотивы бунинской поэзии и прозы. Перед лицом любви и смерти стираются все социаль­ные, классовые различия.

Подводя итог жизни человека, смерть подчеркивает ничтожность и эфемерность могущества господина из Сан-Франциско из одноименного рассказа Буни­на, выявляя бессмысленность его жизненной философии, со­гласно которой он решает «приступить к жизни» в 58 лет.

А до этого он был занят только обогащением. И теперь, когда, каза­лось бы, начали осуществляться мечты господина о праздной, беззаботной жизни, его настигает случайная, нелепая смерть.

Она приходит как возмездие господину за его увлеченность ко­рыстными целями и сиюминутными удовольствиями, неспо­собность осмыслить мелочность своих стремлений перед лицом небытия.

Вторая важная тема его творчества — природа. Она тонкий инструмент в руках писателя, она умеет «думать», «разгова­ривать», «грустить», «радоваться», «предупреждать»… Такое внимательное отношение к природе вызвано отчасти тем, что писатель «родом из деревни».

От зноя бледен небосклон,

Ни облачка в лазури жаркой;

Весь мир как будто заключен

В песчаный круг в пустыне яркой.

Читайте также:  Времена года, погода и климат оаэ

Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии — в средней по­лосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным на­следником своих великих земляков.

Он гордился тем, что происходил из старинного дворянско­го рода, давшего России немало видных деятелей как на по­прище государственной службы, так и в области искусства. Среди его предков — В. А. Жуковский, известный поэт, друг А. С. Пушкина.

Мир его детства ограничивался семьей, усадьбой, деревней. Он вспоминал: «Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хле­бов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии, печальной и своеобраз­ной».

Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с од­ним крестом на груди», он начинает добывать хлеб литератур­ным трудом.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Он знал и любил русскую деревню. К крестьянскому труду он проник­ся уважением с детства и даже впитал «на редкость заманчи­вое желание быть мужиком». Закономерно, что деревенская тема становится обычной в его ранней прозе.

На его глазах рус­ские крестьяне и мелкопоместные дворяне нищают, разоряет­ся, вымирает деревня. Как позже отмечала его жена, В. Н. Муромцева-Бунина, его собственная бедность принесла ему пользу — помогла глубоко понять натуру русского мужика. И в прозе Бунин продолжал традиции русской классики.

В его прозе — реалистические образы, типы людей, взятых из жиз­ни. Он не стремится к внешней занимательности или событий­но развивающимся сюжетам. В его рассказах — лирически окрашенные картины, бытовые зарисовки, музыкальность интонаций. Ясно ощущается, что это проза поэта.

В 1912 году Бунин в интервью «Московской газете» скажет, что не призна­ет «деления художественной литературы на стихи и прозу».

За Буниным в дореволюционной критике закрепляется ха­рактеристика «певца оскудения и запустения дворянских гнезд», усадебной печали, осеннего увядания.

Правда, его «пе­чальные элегии» современники считают запоздалыми, так как Бунин родился спустя почти 10 лет после отмены крепост­ного права в 1861 году, а свое отношение к разрушению мира помещичьей усадьбы намного раньше выразили А. Гончаров, И. Тургенев и многие другие.

Не став свидетелем жестоких крепостнических отношений, Бунин идеализирует прошлое и стремится показать единство помещика и мужика, их прича­стность к родной земле, национальному укладу, традициям.

Как объективный и правдивый художник Бунин отражал те процессы, которые происходили в современной ему жизни — в канун первой русской революции 1905-1907 гг. В этом смысле заслуживают внимания рассказы «Золотое дно», «Сны» с их антипомещичьей направленностью. Они были напечатаны в сборнике М. Горького «Знание» и получили высокую оценку Чехова.

Самым значительным произведением дооктябрьского пе­риода творчества Бунина стала повесть «Деревня» (1910 г.). Она отражает жизнь крестьян, судьбу деревенского люда в годы первой русской революции. Повесть была написана во время наибольшей близости Бунина и Горького. Сам автор по­яснил, что здесь он стремился нарисовать, «кроме жизни де­ревни, и картины вообще всей русской жизни».

Никогда ни о каком другом бунинском произведении не ве­лась такая острая полемика, как о «Деревне».

Передовая кри­тика поддержала писателя, увидев ценность и значение произведения «в правдивом изображении быта падающей, ни­щающей деревни, в разоблачительном пафосе ее уродливых сторон».

Вместе с тем нельзя не отметить, что Бунин не смог осмыслить происходящие события с позиций передовых идей своего времени.

Повесть потрясла Горького, который услышал в ней «скры­тый, заглушенный стон о родной земле, мучительный страх за нее». По его мнению, Бунин заставил «разбитое и расшатан­ное русское общество серьезно задуматься над строгим вопро­сом — быть или не быть России».

Герои рассказов и повестей Бунина настойчиво ищут смысл жизни, ставят перед собой цели и достигают их. И нередко именно осуществленная цель выявляет свою нравственную не­состоятельность, ибо не дает героям счастья и удовлетворения. Убедительно подтверждает это рассказ «Чаша жизни», в кото­ром читателю предлах’аются разные варианты счастья.

Герои, тридцать лет назад влюбленные в одну девушку, упорно и на­стойчиво стремятся к избранным целям. Чиновник Селехов, женившийся на Сане Диесиеровой, стал богачом, прославив­шись на весь город своим ростовщичеством. Семинарист Иор­данский дослужился до протоиерея, став самым значительным, уважаемым и влиятельным лицом города.

Го­ризонтов тоже приобрел известность, хотя не обладал ни бо­гатством, ни властью.

Наделенный необыкновенными способностями и сверхъестественной памятью, он мог достичь многого, но выбрал скромный путь учителя, пройдя который «воротился на родину и стал сказкой города, поражая своей внешностью, своим аппетитом, своим железным постоянст­вом в привычках, своим нечеловеческим спокойствием — сво­ей философией».

А философия эта была проста и заключалась в том, чтобы все силы употребить исключительно на продле­ние своей жизни. Для этого Горизонтову пришлось отказаться и от научной карьеры, и от общения с женщинами, ибо все это вредит здоровью, и строжайше осуществлять уход за своим ог­ромным безобразным телом. То есть цель Мандриллы (так про­звали его в городе) — в долголетии и наслаждении им.

В чьих же руках оказывается драгоценная чаша жизни? Судьбы героев убеждают в том, что ни зоологическое сущест­вование, ни богатство, ни тщеславие не могут дать человеку подлинного счастья. Герои проходят мимо того, что составля­ет высшую ценность человеческого существования, — любви, радости единения с природой, гармонии с окружающим ми­ром.

Источник: https://prepodka.net/priroda-i-chelovek-v-proizvedeniyah-i-bunina/

Роль пейзажа в произведениях И.А. Бунина

Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 19 имени героя России Панова

Экзаменационный реферат

по Литературе

на тему: Роль пейзажа в произведениях И.А. Бунина

Смоленск 2007

Введение

Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть — это дело художника. Третьяков из письма художнику А.Г. Горавскому.

Конец XX и начало ХХI века — это время жестоких испытаний для человека и человечества. Мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в шатких городах, среди бетонных домов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей. Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, а цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе.

Моё поколение не знает, какой видели природу в прошлом веке. Но мы можем представить ее благодаря пленительным пейзажам И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина и других. Они формируют в нашем сознании любовь и уважение к родной русской природе. Писатели очень часто в своих произведениях обращаются к описанию пейзажа.

Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых событий. Пейзаж — один из содержательных элементов литературного произведения, выполняющий многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя, а также от рода и жанра произведения.

Например, романтический пейзаж имеет свои особенности: служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира, противопоставленного реальной действительности, причем обилие красок делает пейзаж еще и эмоциональным (отсюда исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником).

Такой пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя — страдающего, меланхолически — мечтательного или неспокойного, бунтующего, борющегося, он отражает одну из центральных тем романтизма — разлад между мечтой и самой жизнью, символизирует душевные потрясения, оттеняет настроения персонажей.

Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором развертываются действие. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения человеком его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое. Не случайно М.М.

Пришвин подчеркивал, что человек — часть природы, он вынужден подчиняться ее законам, именно в ней Homo sapiens обретает радости, смысл и цели существования, здесь раскрывается его духовные и физические возможности.

Пейзаж, как часть природы, может подчеркивать определенное душевное состояние героя, оттенять ту или иную особенность его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы. Посредством пейзажа выражают свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения.

Пейзажи могут быть городские, деревенские, исторические, военные и другие, и все они помогают передать состояние, настроение человека и представить себе обстановку, где протекают события. С пейзажными описаниями у автора, прежде всего, неразрывно связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы.

Описание природы в произведениях Бунина очень выразительно. Это можно объяснить тем, что И.А. Бунин считал изобразительность (в неразрывной связи с образностью) отличительным признаком подлинно художественного произведения: ..

как же все-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок и без изображения…предметов, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной? — писал И.А. Бунин. Это очень старо, но право, не так уж глупо: Писатель мыслит образами. Целью моего реферата являлось: 1) раскрыть сущность пейзажа в произведениях Бунина; 2) выяснить, как пейзаж помогает творческим людям отразить свои мысли, чувства, состояние у героев. На примере произведений известного русского писателя И.А.Бунина я попыталась выяснить, как пейзаж может передать состояние окружающей обстановки. Задачей моего реферата является:

1)на примере произведений И.Бунина показать, какую важную роль в его произведениях играет пейзаж;

понять, как пейзаж влияет на раскрытие темы произведения. Для своей работы я использовала: Учебник литературы за 11 класс (1 часть), под редакцией Кузнецова — Москва, Просвещение 1994г.

, Хрестоматия русской литературы за 11 класс(1 часть), под редакцией Баранникова — Москва, Просвещение 1993г., Учебник русской литературы ХХ века, под редакцией Агеносова (1часть), — Москва, Дрофа 1996г., Русская литература ХХ века, под редакцией Г.

Меркина, Смоленск 1990г. (Список литературы прилагается)

Читала произведения И.Бунина — Митина любовь, Натали, Холодная осень, Господин из Сан-Франциско.

Стихотворения — Листопад, Густой зеленый ельник у дороги… Я выбрала тему Роль пейзажа в произведениях Бунина, потому что мне понравились произведения Ивана Алексеевича (его стихи и рассказы) своею искренностью и тем, как писатель раскрывает в них красоту русской природы. При написании реферата я столкнулось с трудностями: Иван Алексеевич Бунин в нашей литературе стал рассматри�

Источник: https://www.studsell.com/view/152787/

Природа в прозе И. А. Бунина тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.01, кандидат филологических наук Вазина, Марина Федоровна

По общему мнению литературоведов, критиков, читателей,1 И.А.Бунин вошел в русскую литературу прежде всего как тончайший мастер пейзажа. Изучение бунинских картин природы позволяет представить разные аспекты его творчества.

Художественный мир автора определяется различными компонентами: «природные предметы (ландшафт, пейзаж, местность), внешний облик героев (портрет) и предметы, с ним связанные, — интерьер, одежда ,.».2 Для бунинского материального мира одним из важнейших составляющих является пейзаж.

Естественно, что к изображению природы в прозаическом творчестве И.А.Бунина не раз обращались ученые. Литературоведами обозначен ряд тем, представляющих особый интерес для настоящей диссертации.

Охарактеризовать существующие труды наиболее целесообразно, на наш взгляд, опираясь не на хронологический, а на тематический принцип.

В научной литературе можно выделить две основные группы работ: одна из них рассматривает идейно-тематический уровень, другая посвящена поэтике природоописаний. В каждой из этих разновидностей затрагивается целая совокупность частных вопросов.

Обратимся в первую очередь к исследованиям идейно-тематической направленности пейзажа в прозе И.А.Бунина.

В этих работах наиболее важным является объяснение причин пристального внимания художника к образу природы. Существуют, по нашему мнению, две полярные точки зрения.

1 — См.об этом : Степун Ф.А. По повод}' «Митиной любви» // Степун Ф.А. Встречи. — М.: «Аграф», 1998. -С. 108. Твардовский А.Т. О Бунине // Бунин И.А. Собр.соч.: В 9 т. T.l. — М: Худож.лит., 1965. — С.36. Далее в тексте в скобках указаны том и страница данного издания. — Чудаков А.П. Слово — вещь — мир. От Пушкина до Толстого. — М.: Соврем.писатель, 1992. — С.26.

Первой придерживается Б.В.Михайловский, считающий, что у писателя было стремление отойти от социальной, исторической действительности, желание найти успокоение в слиянии с вечной жизнью природы.3

Другое мнение выражает А.Е.Горелов, убежденный в том, что «утрата духовных человеческих связей приводит героев Бунина и самого художника к обостренному чувству природы».4

Читайте также:  Польская сказка "три добрых совета"

Основание для такого отношения писателя к окружающей действительности нередко видят в том, что «тоска Бунина была обращена к прошлому. Перед ним рушился любезный его душе мир .».5

Художник, как известно, выступил в русской литературе продолжателем усадебных мотивов. «Тургенев, а вслед за ним Л.Толстой создали в русской литературе своеобразную эпопею русского барства; Бунин — поэму его разорения».6

Именно поэтому у писателя «из всех ценностей уходящего п мира оставалась прелесть природы» , «культ прекрасного заключен в природе, являющейся неотъемлемой частью гармонической панорамы старых усадеб».8

В связи с этим в науке утвердилось мнение о И.А.Бунине -пейзажисте как преемнике традиций И.С.Тургенева и А.П.Чехова.9 И целый ряд работ посвящен общим и отличительным чертам природоописаний этих авторов.

Среди характерных особенностей, объединяющих картины природы в «Записках охотника» И.С.Тургенева и в крестьянских рассказах И.А.Бунина конца 1890-х — начала . 1910-х

3 — См.об этом Михайловский Б.В. Русская литература XX века. — М: Гос.учеб.-пед.изд-во Наркомпроса

РСФСР. 1939.-С.60.

4 — Горелов А.Е. Три судьбы: Ф.Тютчев, А.Сухово-Кобылин, И.Бунин. — J1: Сов.писатель, 1980. — С.288.

5 — Там же. — С.293. fi — Вантенков И.П.Бунин — повествователь (рассказы 1890-1916 г.г.). — Минск: Изд-во БГУ. 1974. — С.14. — Твардовский А.Т. Указ.соч. — С.35. — Волков A.A. Проза Ивана Бунина. — М. — Моск. рабочий, 1969. — С.48. 6 годов, Л.Н.Назарова обнаруживает интерес художников к среднерусской полосе.

Восприятие пейзажа как средства психологической характеристики героя прослеживается у обоих писателей на уровне композиции у Тургенева и Бунина природные изображения выступают в качестве введения или заключения. Отличием можно считать пристрастие И.С.Тургенева к воссозданию на страницах его произведений лета и осени, а у И.А.

Бунина — всех четырех времен года. Далее литературовед предлагает частные наблюдения: тургеневские картины изображение леса или степи, реже — сада, бунинские — поля, реки, пруды, сад, барская усадьба и деревня. И.С.Тургенев дает подробное, почти географическое описание речек, И.А.Бунин же обращает особое внимание на «портреты» прудов.

В тургеневской ночи чаще всего можно увидеть звездное небо, в бунинской -луну.10

Г.Б.Курляндская рассматривает продолжение тургеневских традиций в творчестве И.А.Бунина в темах «человек и природа», «человек и мироздание», которые, естественно, раскрываются в собственной, бунинской интерпретации. По мысли И.С.

Тургенева, вселенский мир лишен абсолютного духовного содержания, и человек одинок перед лицом равнодушной природы. И.А.Бунин же убежден в существовании высшей духовной реальности, находящейся вне конкретно-чувственного восприятия.

При этом оба автора обращаются к прославлению краткой мгновенной человеческой жизни, имеющей трагическое звучание.11

9 — Волков A.A. Бунин // История русской литературы.: В 10 т. Т. 10 — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — С.560.

10 — Назарова Л.Н. О пейзаже в «Записках охотника» И.С.Тургенева и в крестьянских рассказах И.А.Бунина конца 1890-х годов // Поэтика и стилистика русской литературы. — Л.: Наука, 1971. — С. 253-262. » — Курляндская Г.Б.Бунин и Тургенев. Сравнительно-типологическое исследование // Творчество И.С. Тургенева: Проблемы метода и мировоззрения: Межвуз.сб.науч.тр. — Орел: ОГГТИ. 1991 — С.67; 83. 7

В творческом наследии И.А.Бунина исследователи находили черты, присущие и чеховскому творчеству, хотя сам автор был противником подобных сравнений. Интересно отметить работу В.А.Гейдеко, где показаны различия в изображении природы А.П.Чеховым и И.А.Буниным. Так, для А.П.Чехова природа и быт

— явления родственные, а И.А.Бунин отчуждает природу от быта. Чехов сравнивает природу с усадьбой, Бунин с храмом. У Чехова нет «планетарного величия», Бунин же в сопоставлении со своим предшественником более космичен12.

•Сравнительный анализ природоописаний разных авторов показывает преемственность традиций русской литературы в творчестве И.А.Бунина.

По утверждению ряда ученых (Р.С.Спивак, А.А.Ачатовой, Ю.В.Мальцева), природу в прозе И.А.Бунина можно воспринимать как одного из главных героев его произведений.

Р.С.Спивак убеждена, что природа у И.А.Бунина не сводится

13 к фону, а «олицетворяет собой жизненное Действо», то есть выступает как некий персонаж. А.А.Ачатова предполагает, что в «лирических произведениях Бунина — природа — равноправное действующее лицо».14 Ю.В.Мальцев характеризует бунинскую природу как «не пейзаж, а главное действующее лицо».15

Фактически в этих трудах заявлена одна из значительных проблем в истории русского словесного пейзажа: становление образа «самостоятельной» природы в прозе XIX-XX веков.

При преобладающем положении природы в произведениях художника возникает вопрос об отношении к ней основного героя

— человека. В буниноведении мнения ученых на этот счет

1: — Гейдеко В.А. Чехов и Ив.Бунин. — М.: Сов.писатель, 1987. — С.290 — 293.

13 — Спивак P.C. «Живая жизнь» И.Бунина и Л.Толстого // Учен, записки Перм.гос.ун-та. — Пермь : Перм. ун-т. 1967.-С.99. м — Ачатова A.A. Поздняя лирическая новелла И.А.Бунина (К вопросу о композиции) // Известия Воронеж.гос.пед.ин-та. — Воронеж : Изд-во Воронеж.гос.

пед.ин-та, 1971. — Т.114. — С.119. 8 различны. А.А.Волков пишет о том, что «нет активного взаимовлияния человека и природы, темы слияния человека и природы».16 В противовес этой точке зрения Р.С.Спивак считает, что у Бунина «человек .

составляет неотъемлемую часть и

1 7 естественное продолжение мира природы» . Г.Б.Курляндская также убеждена в том, что Бунин, утверждая жизнь как источник поэзии и красоты, рассматривает природу и человека в неразрывном единстве.18

Чем же привлекает человека и самого автора мир природы?

По мнению Р.С.Спивак, «мир природы

В связи с этим «внимание поэта часто обращается к ночи и звездам, к курганам и могилам — ко всему, что может скрывать и таить в себе тайны мироздания».19 Ю.В.Мальцев указывает на то, что «он проникает в тайну бытия ,.».20

Осмысление тайн мирозданья, бытия — еще одна тема, заявленная в бунинском пейзажном искусстве и обсуждаемая в науке о художественном слове.

На наш взгляд, данная особенность бунинского творчества обусловила следующую: наличие космического начала в природе, воссозданной на страницах произведения автора. О.В.

Сливицкая считает, что «природа иногда выступает не просто как фон действия, а это — ближайшее и конкретное воплощение той космической жизни, которой подчинена хрупкая судьба 21 человека».

В более поздней работе она утверждает, что «мир

15 — Мальцев Ю.В. Бунин. — М.: Посев, 1994. — С.29.

16 — Волков A.A. Проза Ивана Бунина . — С.223.

1 — Спивак P.C. Указ.соч. — С.93.

1!< - См об этом: Курляндская Г.Б. Авторская позиция И.А.Бунина в романе "Жизнь Арсеньева" // Бунинский сборник. - Орел : Орл.гос.пед.ин-т., 1974. - С.62.

19 — Спивак P.C. Указ.соч. — С. 123-124.

20 — Мальцев Ю.В. Указ.соч. — С.29.

21 — Сливицкая О.В. Проблема социального и «космического» зла в творчестве И.А.Бунина («Братья» и

Господин из Сан-Франциско») // Русская литература XX века (Дооктябрьский период). 9

Бунина — это космос. У Бунина мощно представлены космические силы, воздействующие на человека».22 Г.Б.Курляндская выделяет в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» (1927-1929; 1933) два своеобразных начала: Человек и Природа-Космос, являющаяся «воплощением возвышенного, озаренного какой-то высшей духовностью».

Тема взаимоотношений человека и космоса неизбежно приводит литературоведов к рассмотрению лирики художника. Данный материал, который освещается в ряде работ, имеет непосредственное отношение к бунинской поэзии.

Т.А.Никонова характеризует природу в поэзии автора как космичную, вечную. «Природа в этом плане противоположна «мигу»- времени человеческой жизни. Вечность природы обеспечивает ее бесстрастность, лишает неистовой борьбы за выживание».24

Р.С.Спивак выявляет черты космизма, присущие природе, представленной в лирике художника. В одной из статей исследовательницы отмечается, что в творчестве ряда поэтов начала века, в том числе и И.А.

Бунина, создан образ Космоса культуры, равновеликого Космосу природному. Причем, по мнению ученого, И.А.

Бунина привлекал восточный тип сознания, который характеризовался гармонией с миром, отсутствием

О ^ рефлексии.

Другая статья этого же литературоведа свидетельствует о том, что в лирике 1910-х годов создана картина грозного космоса,

Калуга: Туль. гос. пед. ин-т, 1968. — С. 129. » — Сливицкая О.В. — Космос и душа человека. (О психологизме позднего Бунина) // Царственная свобода

О творчестве И.А.Бунина: Межвуз.сб.науч .тр. — Воронеж: Квадрат, 1995. — С.517. 13 — Курляндская Г.Б. Авторская позиция И.А.Бунина.- С.43.

4 — Никонова Т.А. Мир природы и мир человека в лирике И.А.Бунина // Проблемы реализма: Сб.статей.

Вологда: Вологод.гос.пед.ин-т, 1978. — Вып.5. — С. 134. — См.об этом: Спивак P.C. И.А.Бунин и Космос Культуры в русской поэзии начала века // Проблемы типологии литературного процесса. Межвуз.сб.науч.тр. — Пермь: Перм.ун-т, 1992. — С.95. 98.

10 в котором появляется образ Силы, трактуемой как свобода мировой жизни, как разлитая в природе власть бога-творца.26

Вторая группа работ посвящена поэтике образа бунинской природы.

На наш взгляд, в поэтике писателя наиболее важным можно считать изучение пространства и времени, отраженных в пейзаже.

Б.В.Аверин, анализируя роман «Жизнь Арсеньева», называет два типа пейзажа, которые послужат основой для выделения соответствующих типов пространства: 1) конкретный, который определяет внутренние особенности автобиографического героя, непосредственную связь с темой родины, и 2) символичный, позволяющий ощутить бесконечность природы, приблизиться к ее

2 7 первичной сущности. Это видение бунинской природы совпадает с позицией гЗ^.Климовой, для которой мир природы у писателя

разделяется на две составляющие: все сущее, вселенная, и Россия

2 8 как вселенная рода.

С.В.Сызранов обнаруживает в творчестве И.А.Бунина менее значительные пространственные единицы, являющиеся устойчивыми природными образами: образ дороги, образы водоемов, возвышенностей и образ неба. При этом литературовед выявляет их идейно-тематические функции в конкретном произведении.29

В другой работе отмечается, что движению времени в природе соответствует движение времени в человеческой жизни. В рассказе «Антоновские яблоки» «с возрастом, о котором постоянно

26 — См.об этом: Спивак P.C. Грозный Космос Бунина // Литературное обозрение, 1995. — № 3. — С.35-37.

2/ — См.об этом: Аверин Б.В. Из творческой истории романа «Жизнь Арсеньева»// Бунинский сборник.

Орел. Орл.гос.пед.ин-т,1974. — С.83-84. 2Х — См.об этом: Климова Г »^Творчество И.А.Бунина и М.М.Пришвина в контексте христианской культуры: Автореф.дис.докт.филол.наук. — М.: Моск.гос.ун-т им.В.И.

Ленина, 1993. — С.31. «9 — Сызранов C.B. Категории пространства и времени в историческом мышлении И.А.Бунина (1887-1904) // Начало: Сб.работ молодых ученых. — М.: Изд-во АН СССР, 1990. — С. 151-171.

11 напоминает смена времени года, меняется взгляд героя на 30 жизнь .

В фундаментальном исследовании Д.С.Лихачева обращается внимание на особенность бунинского стиля, предполагающего связь чувства времени с чувством истории. При этом нетрудно заметить, пишет ученый, что у художника историчность восприятия распространяется на природу: «полны историческими воспоминаниями даже русские реки, дороги, степь».31

В литературе о И.А.Бунине определен один из излюбленных приемов повествования автора — контраст природы и человека. А.А.Волков, пользуясь терминологией В.Ермилова, трактует этот художественный прием как «мотив двух действительностей: той, которая создана человеком, и той,

3 2 которая воплощена в красоте и величии природы». Близко к этой мысли наблюдение Л.А.

Смирновой, считающей, что «бесконечность земли и неба, беспредельность их всегда прекрасных метаморфоз несовместимы с ограниченностью и однообразием созданного человеком мирка. О.Н.

Михайлов замечает, что в ранних рассказах писателя «глубоко ранит контраст между великолепием бессмертной природы и жалкостью деревенского человека — с его социальными невзгодами, скорым физическим увяданием».34

Прием контраста при изображении природы и человека в бунинских произведениях позволяет А.А.Волкову предположить,

30 — Гречнев В.Я. Категория времени в литературном произведении // Анализ литературного произведения.

Л.: Наука. 1976.-С. 134.

11 — Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. — М.:Наука, 1979. — С.217.

— Ермилов В. Тема красоты у Чехова // Вопросы литературы. — 1959. — №12. — С.134-135. ъ — Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. — М.: Просвещение, 1991. — С.38. — Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. — М.: Современник, 1976. -С.54.

12 что «у Бунина красота природы в определенном социальном аспекте противостоит уродству действительности».35

Источник: http://www.dissercat.com/content/priroda-v-proze-i-bunina

Ссылка на основную публикацию