Н.в. гоголь “ревизор”: описание, герои, анализ комедии

Характеристика героев комедии “Ревизор” Гоголя в таблице (список персонажей с кратким описанием)

Хлестаков и купцы.Художник Ю. Д. Коровин

Комедия “Ревизор” – это выдающееся произведение русской классической литературы XIX века.

Ниже представлена таблица “Характеристика героев комедии “Ревизор” Гоголя в таблице”: список персонажей с кратким описанием. 

Смотрите: Все материалы по комедии “Ревизор”

Герои комедии «Ревизор» Гоголя
Имя Должность / роль Характеристика
Иван Александрович Хлестаков “Ревизор” /чиновник из Петербурга Глуповатый молодой человек 23 лет, служит в Петербурге мелким чиновником. Однажды он заезжает в город N, где его принимают за ревизора. Под видом ревизора он одалживает у чиновников деньги, сватается к дочери городничего и уезжает из города, оставив всех в дураках.
Осип Слуга Хлестакова Пожилой крепостной крестьянин, слуга Хлестакова. Осип хитер и умен. Старый Осип умнее своего молодого хозяина Хлестакова.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Городничий Городничий – мужчина средних лет. Он уже 30 лет служит чиновником. Городничий – хитрец и мошенник. Он берет взятки, нарушает закон и старается везде извлечь выгоду. 
Анна Андреевна Жена городничего Жена городничего женщина в возрасте около 40 лет, еще вполне привлекательная. Городничиха – глуповатая провинциальная кокетка, любопытная и нетерпеливая дама.
Марья Антоновна Дочь городничего Марья – хорошенькая девушка 18 лет, наивная кокетка. Ей нравится Хлестаков, который отвечает ей взаимностью настолько, что даже просит ее руки и становится ее женихом. Сразу после помолвки Хлестаков навсегда уезжает из города.
Лука Лукич Хлопов Смотритель училищ Хлопов – робкий, трусливый чиновник. Он не следит за порядком в учебных заведениях. От Хлопова все время пахнет луком.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин Судья Судья служит «тяп-ляп», то есть плохо выполняет свою работу. Уже 15 лет он работает судьей и даже получает награды за свою бездарную службу. Он любит охоту и берет взятки не деньгами, а борзыми щенками, к которым питает слабость.
Артемий Филиппович Земляника Попечитель богоугодных заведений Земляника – проныра и плут, толстый, неповоротливый человек. Он не следит за порядком в больницах, которыми руководит.
Иван Кузьмич Шпекин Почтмейстер Шпеков – начальник почты города N, простодушный человек. Его любимое занятие – читать чужие письма, которые он распечатывает у себя на службе. Как и все чиновники города, он плохо выполняет свою работу.
Бобчинский и Добчинский Городские помещики Оба помещика носят одинаковое имя – Петр Иванович. Бобчинский и Добчинский – городские болтуны и сплетники. Оба низенькие мужчины в возрасте с брюшками.
Христиан Иванович Гибнер Уездный лекарь Гибнер – главный врач города N. Он приехал служить в Россию из-за границы. Вероятно, он – немец. Гибнер ни слова не знает по-русски, поэтому не в состоянии лечить больных.
Степан Ильич Уховертов Частный пристав Уховертов руководит квартальными (полицейскими) города N. Он плохо выполняет свои обязанности. Его подчиненные пьянствуют и сами нарушают закон.
Держиморда, Свистунов и Пуговицын Квартальные (полицейские) В обязанности полицейских входит поддерживать порядок в городе, но они сами любят выпить, избивают граждан и т.д.
Унтер-офицерская вдова Иванова Жительница города N Приходит жаловаться к Хлестакову на городничего за то,что полицейские высекли ее без причины. Она просит оштрафовать городничего за это беззаконие.
Слесарша Пошлепкина Жительница города N Пожилая слесарша Пошлепкина приходит жаловаться к Хлестакову на городничего, который незаконно забрал ее мужа в солдаты.
Тряпичкин Литератор, друг Хлестакова Тряпичкин – друг Хлестакова, литератор из Петербурга. Он пишет статьи в газеты. Хлестаков посылает ему письмо с рассказом о чиновниках города N. 
Люлюков, Растаковский и Коробкин Отставные чиновники Это жители города N, чиновники в отставке. Они знакомы со всеми действующими чиновниками. Они играют малозначительную, эпизодическую роль в пьесе.
Слуга Мишка Слуга городничего Мишка – крепостной крестьянин, слуга городничего. Мишка – мальчик «на побегушках» в доме городничего, проворный парень. Он играет эпизодическую роль в пьесе.

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/09/geroi-komedii-Revizor-tablica-spisok-harakteristika.html

Анализ комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

  • Идея
  • Ревизор
  • Русские характеры
  • Язык героев
  • Ремарки
  • Немая сцена
  • Смех

В 1835 году Н.В.

Гоголь просил у Пушкина чисто русский сюжет – анекдот, чтобы написать комедию. Пушкин подсказал идею, и в декабре 1835 года Гоголь набросал «Ревизора».

Долго еще он вносил изменения в текст, за восемь лет произведение претерпело 6 редакций, и, наконец, в 1842 году появилось окончательное издание.

Целью своей комедии Гоголь считал изображение российской провинции и сравнение ее со столичной жизнью николаевской России.

Действие охватывает сразу всех действующих лиц пьесы с необычайным динамизмом. Уже с первой фразы – «К нам едет ревизор», — мы видим реакцию на происходящее всего городского чиновничества.

Ревизор

Что такое ревизор для государственных служащих городка N? В первую очередь, это высокий чин. А боязнь высоких чинов автоматически порождала в горожанах всеобщее оцепенение.

Возомнив Хлестакова ревизором, городничий боится его. Иван Александрович же боится городничего не меньше до тех пор, пока не осознает, что он для всех в городе является ревизором.

Так Гоголь показывает возможность человека подстраиваться под определенные ситуации, которых требует общество: тон речи Хлестакова меняется от заискивающего и приниженного до наглого и развязного.

По сути, Хлестаков дает чиновникам то, чего они хотят – они хотят раболепствовать перед столичным ревизором – безудержное вранье Ивана Александровича дает им такую возможность.

Русские характеры

В «Ревизоре» на главную сцену выводятся типичные «русские характеры». Автор высмеивает пороки общества, созданные крепостным строем: взяточничество, расхищение государственной казны. По своей достоверности комедия приобретает статус документа, обличающего социальный уклад.

Язык героев

Еще одной особенностью произведения является язык героев, которые говорят в соответствии с местом проживания и уровнем образования. Из авторских ремарок становится понятно, как меняется интонация персонажа с изменением его внутреннего состояния.

Ремарки

Вообще ремарки в «Ревизоре» очень многообразны и многозначительны. Ни один драматург до Гоголя не придавал им такого значения. Они указывают на изменение интонаций, на интенсивность действий, описывают место происходящих событий.

Немая сцена

Финал комедии знаменателен еще одной особенностью – немой сценой, аналогов которой нет в мировой литературе. Ремарка подробно описывает местоположение каждого персонажа, позу, в которой он застыл, выражения лиц. Такое положение актеры должны сохранять полторы минуты, чтобы глядя на героев пьесы, зрители смогли узнать в них себя.

Смех

Главным положительным героем своей пьесы автор назвал смех. Гоголь собрал все человеческие пороки, какие только знал воедино, и посмеялся над ними. Но такой смех больше напоминает смех сквозь слезы. На мой взгляд, автор таким образом заставляет нас задуматься над отрицательными моментами в жизни и постараться исправить их.

Сочинения по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»:

Источник: http://spadilo.ru/analiz-komedii-n-v-gogolya-revizor/

Анализ комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”

В октябре 1835 года Н.В.Гоголь писал А.С.Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анек­дот. Рука дрожит писать тем временем комедию… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта».

И Пушкин дал сюжет.

В начале декабря 1835 года Гоголь окончил «Ревизора». Но это была самая первоначальная редакция комедии. Кропотливая работа над «Ревизором» заняла около восьми лет (последняя, шестая, редакция была опубликована в 1842 году). Гоголь писал: «…

комедия должна вязаться сама собою, всей своей массою, в один большой, общий узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, — коснуться того, что волнует, более или менее, всех дейст­вующих.

Тут всякий герой; течение и ход пьесы производят потрясение всей машины…»

Именно такова завязка «Ревизора». Причем вовлечен­ность в действие сразу многих лиц, объединенных общнос­тью реакции на известие о прибытии ревизора, воспроиз­водится с необычным динамизмом.

Для уездных чиновников петербургский ревизор — это прежде всего высокий чин. Документы свидетельствуют: ревизии осуществляли, как правило, сенаторы или фли­гель-адъютанты.

Отсюда двойная власть ревизора: его соб­ственного высокого чина и еще более высокого у тех, кто посылает ревизовать. Если прибавить к этому местное, уездное чинопочитание, можно представить, в какой атмо­сфере формировалась психология провинциального обы­вателя.

«Электричество чина» в таких условиях и рождало «силу всеобщего страха» в уездном городе.

Городничий боится Хлестакова, но и Иван Александ­рович в таком же страхе перед уездным градоначальником.

Суетливость городничего перед Хлестаковым, его затянув­шееся заблуждение насчет истинной сановной ценности «елистратишки», а с другой стороны, поразительные мета­морфозы Ивана Александровича — от униженной проси­тельное™ тона до наглого, беззастенчивого фанфаронст­ва — все истинная человеческая и художественная правда. Гоголь гениально угадал те, пользуясь выражением Щед­рина, «готовности», которые есть или могут быть в челове­ческой натуре. Готовность к слепой вере, готовность к мимикрии, ко всему, чего требует среда.

А уездная среда требует, чтобы столичная «штука» возвышалась над нею, и Хлестаков радостно идет навстречу подобному желанию.

И чисто хлестаковская бесшабаш­ность, безудержное вранье — все сходит с рук герою, ибо среда уже покорена мимикрией Ивана Александровича, быстро сумевшего ей «соответствовать» в деталях бытового поведения, а с другой стороны — исступленно жаждет фантастического сочинительства (в нем — вера и мечта маленького уездного человека).

Гоголь именно так характеризовал Хлестакова. «Он разговорился, никак не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают выведы­вающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор». Хлестаков плывет по течению, образованному уездным страхом и восторгом перед столичной персоной.

«Ревизор» был той комедией, где выведены на сиену «русские характеры». Плуты были высмеяны, но, кроме этого, были вскрыты общественные пороки, порожденные самодержавно-крепостническим строем.

Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди пра­вительственных чиновников, были с такой яркостью и убедительностью показаны Гоголем, что его «Ревизор» приобрел силу документа, обличающего существующий строй не только времен Гоголя, но и всей дореволюцион­ной эпохи.

К художественным достоинствам комедии должен быть также отнесен «небывалый, неслыханный по естест­венности язык, отроду еще никому не известный юмор».

Язык действующих лиц во многих отношениях приме­чателен.

Каждый говорит языком своего времени и своей среды, и вместе с тем он отличен у каждого.

Язык купцов или слесарши Пошлепкиной, речь судьи, «прочитавшего пять или шесть книг», охотника «на догадки», который «каждому слову своему дает вес», скороговорка двух город­ских сплетников Бобчинского и Добчинского, отрывистая речь Хлестакова, слова которого «вылетают из уст его совершенно неожиданно», дают представление об индиви­дуальности каждого.

При этом Гоголь подробно объясняет, как говорит каждое действующее лицо. Например, голос Осипа «всегда почти ровен, в разговоре с барином прини­мает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выра­жение». Или судья: «говорит басом, с продолговатой рас­тяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

Авторскими ремарками Гоголь показывает, как меня­ются интонации человека в зависимости от его внутреннего состояния. Хлестаков, испугавшись приезда городничего, «сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко». Или, посылая Осипа за обедом, сначала «говорит громким и решительным голосом» и, наконец, «голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе».

Блестяще охарактеризован уездный лекарь, которому «затруднительно» с больными изъясняться: он по-русски ни слова не знает и лишь «издает звук, отчасти похожий на И и несколько на Е».

Читайте также:  Человек, общество и природа

Если же добавить к этому, что драматург дал ему фамилию Гибнер, которая на немецком языке не может не вызвать ассоциации с глаголом, озна­чающим «губить», «отравлять», станет ясным, как драма­тург с необычайной краткостью обрисовал медицинскую помощь своего времени, существовавшую в уездных горо­дах.

Городничий «говорит ни громко, ни тихо, ни мало. Его каждое слово значительно», а каждая фраза Хлестакова характеризует свойственную ему «легкость мыслей».

Говоря о художественных особенностях «Ревизора», нужно обратить внимание на ремарки, ни одним драматур­гом ни до Гоголя, ни после него не применявшиеся в таком многообразии и не имевшие того значения, какое придавал им Гоголь.

Ремарки указывают на смену интонаций. Гоголь поль­зуется техническими ремарками, указывающими на дейст­вия героев. Дает автор и распространенные ремарки.

Финал последнего действия, заканчивающегося при­ходом жандарма, сопровождается подробной ремаркой, сообщающей, что все поражены, как громом: «Звук изум­ления единодушно излетает из дамских уст», и «вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении».

Мало того, далее следует знаменитая ремарка «немой сцены», являющаяся единственной в мировой драматур­гии. Дана подробная и точная мизансценировка, указы­вающая, где и как стоит каждое действующее лицо.

Кто превратился «в вопросительный знак», кто наклонил голо­ву «несколько набок», как будто к чему-то прислушиваясь, а «судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движение губами», словно «хотел по­свистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» А городничий «посередине в виде столба с распро­стертыми руками и закинутою назад головою». Отмечены даже разинутые рты и выпученные глаза Добчинского и Бобчинского и выражение лиц «трех дам» и «прочих гос­тей»…

Эта ремарка, заканчивающаяся указанием, что «пол­торы минуты окаменевшая группа сохраняет такое поло­жение», является, конечно, подлинно режиссерским опи­санием финальной сцены.

Гоголь, отвечая на упреки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это чест­ное, благородное лицо был — смех».

Поясняя «происхож­дение» «Ревизора», Гоголь говорит: «Я решил собрать все дурное, какое я только знал, и за одним разом над всеми посмеяться».

Но смех его был своеобразным: он умел «озирать жизнь сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы».

Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься над ними, понять всю их зловред­ность и постараться от них избавиться. Во всяком случае, его «Ревизор» не мог не сыграть очень большой роли в развитии общечеловеческого самосознания.

Белинский утверждал, что в «Ревизоре» «нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представляющее собой особый и замкнутый в самом себе мир».

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/493-komediya-nv-gogolya-revizor.html

Анализ комедии Ревизор Гоголя

Произведение представляется писателем в виде сатирической комедии, в которой на примере образов основных персонажей демонстрируется порочность и гнилость общественного порядка первой половины девятнадцатого века.

Сюжетная линия комедии выстраивается вокруг событий, происходящих в небольшом уездном городке, местное чиновничество которого с ужасом ожидает приезда столичного проверяющего ревизора.

Насмерть перепуганные чиновники ошибочно определяют в качестве проверяющего главного персонажа произведения Хлестакова, пытаясь ублажить его и произвести наилучшее впечатление.

При этом сам герой до последнего момента не догадывается о причинах происходящих с ним перепитий.

Композиционная структура произведения представляется в виде бытового анекдота, в котором правдоподобные образы героев утрируются, демонстрируя негативные человеческие качества в виде взяточничества, казнокрадства, лживого обмана, сластолюбия, пошлости, алчности, предательства. Используя художественные приемы сатиры, писатель акцентирует внимание на злободневности извечных проблем российских чиновников, погрязших в корыстолюбии и самоуправстве.

Основу комедии составляет социально-общественная тематика, сочетающаяся в произведении с любовным конфликтом, обыгранным автором с применением фарса.

Основными героями комедии являются представители чиновничьего класса уездного городка в лице Городничего Антона Антоновича, жадного и вороватого государственного служащего, его жены Анны Андреевны и дочери Марии Антоновны, глупых, скучающих барышень, городских служащих различного ранга и чина, отличающихся бюрократизмом, воровством и произволом, и, конечно же, Иван Александрович Хлестаков, представленный автором в образе приезжего ревизора, на самом деле являющимся мелким чиновником, случайно оказавшимся в городе.

Отличительной особенностью комедии является отсутствие в ней героев положительного характера, поскольку все персонажи представляются писателем в образе порочных, лицемерных, беспринципных, вульгарных личностей, обладающих чертами представителей тогдашнего российского общества.

Главным достоинством произведения, которое отмечают многие литературоведы, является сатирическое мастерство писателя, сумевшего точно, ярко и психологически изобразить реальность русской действительности.

Анализ сюжета и героев произведения

Также читают:

← Анализ произведения Невский проспект ← Анализ повести Портрет↑ ГогольСтепь в повести Тарас Бульба → Мертвые души смысл названия →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/analiz-komedii-revizor

Н.В.Гоголя “Ревизор”

Дайте определение термину «сюжет». Назовите основные этапы  развития сюжета комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Сюжет – это система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательный ход событий, составляющий содержание художественного произведения.

«Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», – писал Н.В. Гоголь. Попробуем проанализировать сюжетно-композиционную структуру произведения.

Оригинальность автора состояла уже в том, что экспозиция в комедии следует после завязки. Завязкой пьесы является первая фраза Городничего: «…к нам едет ревизор».

И только после этого мы окунаемся в атмосферу жизни уездного города, узнаем, какие там заведены порядки, чем занимаются местные чиновники.

Мы узнаем здесь и некоторые подробности: о том, как содержатся постояльцы богоугодных заведений, какие порядки заведены судьей «в присутственных местах», что происходит в учебных заведениях.

Далее в комедии появляются Бобчинский и Добчинский и приносят весть о загадочном постояльце трактира. Здесь Гоголь использует традиционный для комедий образ героев-вестников. Из ничего они творят образ ревизора. И вот тут-то среди чиновников и начинается смятение, возникает страх.

События третьего действия. Хлестаков начинает догадываться, что его принимают за важную государственную персону, и начинает играть эту роль очень непринужденно. Далее следуют сцена посещения мнимого ревизора местными чиновниками – у всех он берет деньги. Сцена взяток содержит грубо комический ход.

Первый посетитель, судья, еще стесняется предлагать Хлестакову деньги: он делает это неумело, с боязнью. Однако Хлестаков разрешает напряженную ситуацию, попросив взаймы. И далее он берет в долг у каждого из чиновников, причем суммы от визита к визиту возрастают. Потом следует сцена ухаживания Хлестакова за дочерью и женой Городничего.

Он сватается к Марье Антоновне. Сцена эта содержит пародию на любовную интригу.

В пятом акте – кульминация в развитии реальной интриги – это сцена разоблачения Хлестакова. Городничий торжествует: он не только сумел скрыть свои дела от ревизора, но и почти породнился с ним. Однако торжество его омрачается приходом почтмейстера с письмом, которое открывает истинное положение дел.

Сцена чтения письма Хлестакова – это кульминация в реальном конфликте и одновременно развязка «миражной» интриги. Далее следует появление жандарма, который сообщает о приезде настоящего ревизора. Эта сцена представляет собой развязку в реальном конфликте пьесы. Таким образом, сюжетное действие возвращается к тому, от чего оно началось.

«Немая сцена» у Гоголя обрела различные интерпретации критиков. Одно из ее толкований: прибыл, наконец, настоящий ревизор и город ждет реальное справедливое наказание. Другая версия: прибывший чиновник ассоциируется с небесной карой, которой страшатся все действующие лица комедии.

Какие человеческие пороки разоблачает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор»?

В комедии “Ревизор” Н.В. Гоголь с большой обличительной силой разоблачает пороки общества времен царской России: взяточничество, казнокрадство, чинопочитание. В центре внимания – представители чиновничества из небольшого уездного города.

Главный человек в городе – городничий. По отношению к мещанам он груб и несправедлив, перед вышестоящими он выступает в роли усердного служаки, подхалима и лизоблюда.

Колоритен образ попечителя богоугодных заведений Земляники. Он обкрадывает своих несчастных подопечных, не лечит их: “ Человек простой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет .то и так выздоровеет”. Лекарем в уезде является немец Гибнер, который не понимает русского языка, поэтому лечить людей не может.

Местный судья Ляпкин-Тяпкин дела ведет тяп-ляп. Он настолько безразличен к служебным делам, что уездный суд превратился в некое подобие фермы, прямо в передней сторожа содержат гусей. Беря взятки борзыми щенками, Ляпкин-Тяпкин считает себя высоконравственным человеком.

Почтмейстер Шпекин  не только глупец, но и подлец. Он вскрывает и читает чужие письма, наиболее интересные оставляет для своей коллекции.

Таким образом, автор наглядно показал, что местное чиновничество погрязло в произволе. Умение не пропускать то, что само плывет в руки, является, по их мнению, показателем ума и предприимчивости. Произведение Н.В.Гоголя не только комично, но и исполнено трагизма.

Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал пороки царской России, но и призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях.

Свою комедию Гоголь назвал пьесой, «задирающей общественные злоупотребления». Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» подчёркивает проблематику пьесы, обобщающий обличительный смысл «Ревизора».

«Здесь досталось всем, а больше всех мне», – сказал однажды сам Николай I.

Тему комедии «Ревизор» можно определить словами Н.В. Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

То есть, говоря коротко, тема— изображение типического русского уездного города, где – чиновники и известные деятели большей частью ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и лишь с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки. Главная идея “Ревизора” – мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек.

Основную можно проиллюстрироватьцитатой: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”. 

Основные проблемы:
   – чинопочитание;

   – взяточничество;

   – морально-нравственное обнищание.

В пьесе Гоголь нарисовал страшную картину: большинством людей в жизни руководит материальная выгода. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни.

Можно грешить, надо лишь исправно, подобно городничему, посещать церковь.  Чиновники всячески пытаются прикрыть свои действия.

Так, Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками и говорит, что «это совсем иное дело». В больницах люди «выздоравливают как мухи» и т.д.

Истинные человеческие ценности заменяются представлениями о чине. Так, смотритель училищ Хлопов говорит, что у него «и души нет, и язык как в грязь завязнул», если он разговаривает с кем-нибудь чином выше. Благоговейный страх перед «чином» заставляет чиновников поверить во все то вранье, что им преподносит Хлестаков.

В комедии показана жизнь типичной России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает всю Россию: суд, народное образование, больницы, почта, полиция.

Даны 2 конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт и определяет основное содержание пьесы.

  1. Раскройте понятия «сатиры» и «гротеска» на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Определите их роль в произведении.

Сатира – вид комического, беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Читайте также:  Описание природы в произведениях и. а. бунина

В смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество. Он жестоко высмеивает все пороки чиновников, показывает истинное лицо чиновничьей России и тем самым пытается что-либо изменить.

Например, судья Ляпкин-Тяпкин за всю свою жизнь прочел пять или шесть книг и «поэтому несколько вольнодумен». «Образованность» судьи позволяет ему держаться независимо с городничим.

Попечитель  богоугодных заведений Земляника, «человек толстый, но плут тонкий», нагло обворовывает больных, о которых, напротив, должен бы заботиться.

Однако он не утруждает себя: «Человек простой, если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». 

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального.

Например, обычный чиновник приезжает в провинцию, а его принимают за ревизора из столицы, да еще дают взятки.

Используя приемы гротеска, иронизируя над героями, Гоголь показывает, что чиновники, по сути, никчемные, неумные, завистливые, а иногда и трусливые люди, готовые пойти даже на предательство своих сослуживцев, если речь идет о карьере (Земляника рассказывает Хлестакову о проступках практически всех чиновников в городе, чтобы самому выйти сухим из воды).

Объясните смысл немой сцены в финале комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Финал пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» – необычное и удивительное явление в русской драматургии. Так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм объявил о прибытии в город настоящего ревизора.

Потрясенные чиновники застыли в ожидании неминуемой расправы.

Городничий стоит столбом посреди сцены; почтмейстер превратился «в вопросительный знак, обращенный к зрителям»; судья присел почти до земли и словно хотел сказать: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! » Кто поражен, кто изумлен, кто злорадствует, – все чиновники составляют весьма живописную и выразительную группу. На театральных подмостках замер город духовной нищеты, низости, глупости и человеческой жалости, застыла картина убожества, бессмысленности и уродства, порожденных полицейско –  бюрократическим режимом николаевской эпохи.

Последняя немая сцена представляется зрителю настоящим зеркалом. По задумке Гоголя, как мне кажется, весь зрительный зал видит в этой замершей сцене себя.

Не случайно во время первых показов спектакля на сцене действительно было зеркало.    Сам Н. В. Гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось».

То есть финал комедии – это мысль о наступающем возмездии.

Раскройте смысл эпиграфа к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». (Народная пословица).

Эпиграф отражает основную мысль всей комедии. Чиновники прекрасно знают о том, что свои служебные обязанности они не выполняют, знают, что все дела  находятся в запущенном состоянии. В основу сюжета положен переполох среди чиновников, который поднимается в городе после известия о приезде ревизора.

Обсуждение мер, которые нужно предпринять, на самом деле становится настоящим саморазоблачением. Но чиновники направляют свои усилия не на то, чтобы устранить недостатки, которыми полна жизнь города, а на то, чтобы замаскировать их. Причем рекомендации раздает самый главный чиновник – городничий. Это он должен следить за порядком в городе, за его благоустройством.

Из монологов этого персонажа зритель понимает, что тот очень хорошо осведомлен о состоянии дел во всех ведомствах, но ничего не делает для того, чтобы искоренить беспорядки. Он сам берет взятки и попустительствует в этом другим. Последняя немая сцена представляется зрителю настоящим зеркалом.

По задумке Гоголя, как мне кажется, весь зрительный зал видит в этой замершей сцене себя. Не случайно во время первых показов спектакля на сцене действительно было зеркало

Источник: http://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/n_v_gogolja_revizor/85-1-0-1335

Характеристика героев комедии Ревизор сочинение

“Ревизор” – это реалистичная общественная комедия, написанная Николаем Васильевичем Гоголем в середине девятнадцатого века.

Ее основной прием – это сатира и гротеск, с помощью которых отображаются пороки людей. Как сказал позднее сам автор, он решил собрать все самое плохое в России и высмеять это.

  Смеется писатель, конечно, в первую очередь над персонажами, их характерами и поведением.

Иван Хлестаков главный герой пьесы это , молодой человек примерно 25 лет, который проездом останавливается не большом уездном городке, где его принимают за важного чиновника, ревизора.

Он, осознав ситуацию, решает воспользоваться сложившимся положением: лжет, активно берет деньги взаймы, ухаживает сразу за двумя женщинами, одной из них даже успевает предложить руку. Все это герой делает, потому что понимает всю свою безнаказанность, ведь его приняли за другого человека.

Важно понимать, что Хлестаков, по сути, не совершает ничего преступного, он никого не обманывает, жители города обманываются сами. Страх перед ревизором и его властью не дают им услышать в речи самозванца откровенную ложь.

Осип – крепостной крестьянин, пожилой мужчина. Слуга Хлестакова, с которым он прибывает в город. Понимая, что его барин крайне глуп, позволяет себе откровенно дерзить ему, читать нравоучения. Хитрый и сообразительный, он намного умнее своего хвастливого и недалекого хозяина.

Новость о том, что город скоро посетит ревизор приносит городничий – Антон Сквозник-Духамовской. Мужчина примерно 30 лет, типичный мелкий чиновник, думает только о деньгах и наживе. Активно берет взятки, всячески нарушает закон, лишь бы извлечь для себя выгоду.

Герой чувствует, что поступает неправильно, старательно ходит в церковь и замаливает грехи, но ничего не может поделать с соблазном. Поняв, что практически породнился в ревизоров, надеется, что сможет сильно поднять себя по социальной и карьерной лестнице, заранее задирает нос.

Аммос Ляпкин-Тяпкин  – судья в уездном городке. Фамилия героя говорящая, указывает на то, что он халатно относится к своей работе, совсем не разбирается в судебной сфере и делает все “тяп-ляп”. За жизнь свою прочитал около шести книг, крайне глуп. Также берет взятки, но не видит в этом ничего плохого, ведь вместо денег он берет щенков борзых, т.к. увлекается охотой.

Еще один яркий персонаж пьесы – это Артемий Земляника, попечитель местных богоугодных заведений.

Под его присмотром находятся все больницы, приюты для сирот и стариков, однако, по большому счету, ему до них нет никакого дела.

Такая нежная фамилия подчеркивает лицемерие и злобную каверзность характера: на протяжении всего действия он приносит Хлестакову доносы на всех остальных чиновников города.

Одни из самых  смешных персонажей – это Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Добчинский. Как две капли похожи друг на друга: оба низкие, толстые и крайне любопытные. Главные сплетники города, обладают самыми свежими новостями города.

Во всей пьесе присутствуют всего два женских персонажа – это жена (Анна Андреевна) и дочь (Мария Антоновна) городничего. Две кокетки, думаю только о нарядах, украшениях, мечтают о богатой, светской жизни в Петербурге, кокетничают с гостем.

Характеристика героев комедии Ревизор

  • Сочинение Как стать успешным человекомЕще с самого раннего детства, нам задают очень важный вопрос, который требует от нас ответа, так как речь идет о том, кем мы хотим стать и где мы желаем работать, так как профессия для человека одна из составляющих его успешной и счастливой жизни.
  • Характеристика Ионыча Старцева в рассказе Чехова сочинениеДмитрий Ионыч Старцев на начало рассказа предстает перед нами интеллигентным, жизнерадостным и доброжелательным молодым человеком. Он был недавно назначен земским врачом и в городе С. знакомых не имел. Как обладателю просвещенного ума,
  • Жанр поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинение«Кому на Руси жить хорошо» – поэма Николая Алексеевича Некрасова, рассказывающая о семерых крестьянах, отправившихся в путешествие по Руси в поисках самого счастливого человека. Жанровая принадлежность произведения вызывает
  • Вишнёвый сад – драма, комедия или трагедия? СочинениеМного десятилетий театральные критики спорят, к какому жанру можно отнести пьесу «Вишневый сад»: к драме, комедии или трагедии и так и не приходят к единому мнению. Сам, А.П.Чехов, обусловил ее, как комедию, конечно, автору виднее. Не зря он
  • Смысл поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинениеВ своем произведении, лиро-эпического характера, «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов подымает очень актуальную для того периода тему: разъясняет, что произошло с российскими мужиками, после принятия указов об отмене крепостничества.
  • Сочинение на тему Как я провел лето в деревнеЛето – это моя самая любимая пора года. Летом можно долго гулять. Летом можно купаться в речке, наслаждаться общением со сверстниками и наслаждаться теплыми деньками.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-geroev-komedii-revizor

Анализ сцены вранья в комедии Гоголя «Ревизор»

Композиция гоголевской пьесы «Ревизор» интересна. Но особое и кульминационное значение в этой пьесе все-таки играет сцена обмана и вранья, когда главный герой попадает в дом Городничего.

Хлестакова привозят в богатый и роскошный дом, где его вкусно кормят и еще при этом смогли напоить. А ведь до этого его жизнь была совершенно другой. Он некоторое время не только голодал, но был вынужден жить в самых ужасных условиях.

Трактир, где он остановился, выделил ему самую бедную комнату, где было много тараканов и грязи.

И после того, когда он даже в таких нечеловеческих условиях, смог задолжать трактирщику, он мысленно уже смирился с мыслью о том, что ему все-таки придется отправиться в тюрьму. И все из-за того, что денег у него не было, и в долг он не мог взять у кого-либо, так как в этот город он попал совершенно случайно и никого здесь не знал.

Поэтому, когда он попадает в дом Городничего, где его бесплатно накормили и предоставили нормальные условия для жизни, даже более, чем нормальные, он все никак не может понять, почему так изменилось отношение к нему. Но это его не сильно-то и интересует.

Автор так показывает своего героя, что верить ему просто невозможно. Например, это ярко и отчетливо видно в сцене его обмана и вранья, что анализировать события он совсем не может, не умеет, да и не желает.

Он просто наслаждается тем, что происходит с ним в настоящее время и задумываться о будущем он не желает, да даже и не пытается.

Гоголевский Хлестаков в этот момент думает о том, как же произвести сильное впечатление на людей, которые его окружают и слушают его с открытыми ртами. Особенно ему интересны светские дамы, которых он хочет поразить и сразить. И поэтому он начинает обманывать. Иван Александрович начинает рассказывать о своей жизни, которая в Петербурге протекает тихо и спокойно.

Но он рассказывает совсем о другом. Он так сильно вдохновился своим же враньем, возможностью приукрасить и даже вскоре сам начинает верить своим выдуманным рассказам, где совсем нет правды.

Обращает внимание то, что когда он начинает говорить что-то, то уже к концу своей реплики он совершенно забывает о том, какова мысль его фразы, путается и поэтому его ложь видна.

Вот, например, автор показывает его реплики о том, что его хотят сделать коллежским чиновником, который обычно в российской действительности девятнадцатого века считался практически самым последним гражданским чином и относился к восьмому классу.

А то вдруг неожиданно он заканчивал эту же фразу о коллежском асессоре тем, что он чуть ли не главнокомандующий всей страны. И таких не соответствий в его речи и размышлениях много.

Читайте также:  Уфа: население, промышленность и культура

Вскоре он вообще заявляет всем присутствующим, что зарабатывает себе на жизнь литературой, но зато довольно просто дает себе негативную характеристику, даже не подумав, что она совсем не лестная.

Он говорит о том, что в его мыслях есть какая-то легкость, а ведь это уже признак того, что он не умеет мыслить и человек неглубокий и недалекий. Но зато он очень легко выдает себя за автора таких литературных произведений, как «Женитьба Фигаро». Но не только авторство этой комедии он приписал себе.

Он сообщил всем присутствующим, что им написана и повесть «Фрегат «Надежды», да и вообще все, что когда-либо размещалось в «Московском телеграфе».

Но его пытается поймать на вранье дочь городничего Марья Антоновна, говоря, что вот произведение «Юрия Милославского» написал ведь совсем не Хлестаков, а Загоскин. Это, конечно же, совсем немного смущает гоголевского персонажа и после этого он пытается легко и довольно поверхность оправдаться, утверждая, что это совсем другое произведение, нежели, чем написал он.

И вот такой неразберихи, путаницы и вранья у него огромное количество. Например, игра в вист, где он всем рассказывает о том, что он пятый игрок, то есть лишний. Но как только он начинает врать, то совсем уже и сам запутавшись, говорит о том, что живет на четвертом этаже.

Но чиновник, которые рады ему во всем потакать и соглашаться, совсем не замечают этой путаницы и готовы во всем ему угождать.

Удивляет та ситуация, которую описывает Гоголь.

Так, он показывает, что дамы от Хлестакова в сильнейшем восторге, ведь он встретили настоящего столичного человека, который имеет по их выражению, обращение совсем другое, как они считают «тонко» и очень современно.

Но вот мнение чиновников другое, не такое как у дам, совершенно противоположное. Так, они сильно его боятся, трепещут просто от страха и стоят на вытяжку. Они утверждают, что имеют такой чин, который им позволяет постоять перед столичным ревизором.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Все эти люди, которые являются представителями светского общества, считают, что Иван Александрович — это ревизор, да и вообще очень важная персона.

Именно поэтому сцена обмана и вранья основного действующего лица — это его звездный час, минута его торжества, когда он смог подняться над самим собой, быть в центре внимания и видеть вокруг себя восхищенных слушателей. Эта необычная сцена есть и вершиной мастерства автора, который так смело и так ярко описано.

Эта сцена, конечно же, комична, но в ней столько ярких выражений, которые запоминаются надолго. Например, его высказывание о том, что он «с Пушкиным на дружеской ноге», или, когда он обманывает о том, как он деловит, то произносит, что «тридцать пять тысяч курьеров», которые ищут его по всей стране.

И совсем уже абсурдной выглядит его ситуация, о которой он сообщает о том, что купил арбуз за огромнейшую по тем временам сумму — «семьсот рублей». Невозможно поверить и в его историю о том, что ему в Париж привозили из России суп прямо в кастрюльке. А для этого специально отправляли пароход.

Все эти литературные комические приемы подчеркивают мастерство сатирика Гоголя. Именно поэтому сцена обмана и вранья в гоголевской пьесы не только полно раскрывает композицию, является ее кульминацией, но и носит огромное значение, так как помогает раскрыть характер героев.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/02/analiz-sceny-vranja-hlestakova-v-komedii-gogolja-revizor.html

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

1) История создания комедии.

2)           Особенности жанра произведения. Произведение Н.В. Гоголя «Ревизор» относится к жанру реалистической коме­дии.

Комедия — вид драмы, в которой характеры, ситуации пред­ставлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни.

Реализм — литературное направление, появившееся в России в начале XIX века как способ отразить современную дей­ствительность.

Основными представителями реализма в 1-й по­ловине XIX века были: Ч. Диккенс, У. Теккерей (в Англии); Ф. Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер (во Франции); А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь (в России).

Основные особенности реализма как литературного направ­ления:

–         Историзм произведения. В реализме специфический подход к изображению жизни: события, представленные в художест­венном произведении, являются отражением определённой исторической эпохи.

–         Дух эпохи передан в художественном произведении прото­типами: в реальной действительности можно встретить лю­дей, обладающих теми же чертами характера, что и герои ли­тературного произведения; типичный герой в типичных обстоятельствах.

–         Герои реалистического произведения — не только порожде­ние определённого времени, но и общечеловеческие типы.

–         Характеры героев реалистического произведения даны в раз­витии, многоплановы и сложны, социально и психологиче­ски мотивированы.

–         В реалистическом произведении используется живой, разго­ворный язык; разговорная лексика.

Цель, стоявшая перед писателем, во время написания коме­дии «Ревизор» — «собрать в одну кучу всё дурное на Руси и разом посмеяться над ним».

Сюжет комедии предложил Н.В. Гоголю Пушкин. 7 октября 1835 года А.С. Пушкин писал ему в Михайловское: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смеш­ной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать… комедию».

Пушкин рассказал, как однажды в Ниж­нем Новгороде, когда он ехал в свое имение Болдино, его при­няли за ревизора. В течение месяца с небольшим Гоголь рабо­тает над комедией и завершает «Ревизор» 4 декабря 1835 года. Впервые «Ревизор» поставили в Петербурге на сцене Александ­рийского театра.

Все зрители смеялись над карикатурными персонажами, но сам писатель, присутствующий на премьере, был глубоко разочарован, так как зрители не увидели в персо­нажах свои пороки, а актеры слишком карикатурно изображали своих героев. Н.В.

Гоголь высмеивает в «Ревизоре» пороки со­временной ему России, поэтому комедию по праву можно на­звать сатирической.

3) Особенности сюжета комедии. Действие комедии раз­ворачивается в небольшом уездном городке, не имеющем, по замыслу писателя, конкретного названия.

Неопределённое ме­стоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до како­го государства не доскачешь», придаёт ему определённую ус­ловность, позволяет отразить в нём все социальные пороки России, достичь максимальной степени обобщения.

Недаром Хлестаков говорит: «Какой скверный городишко?» О жизни го­рода читатель может судить прежде всего по состоянию дел в его учреждениях. Комедия начинается с сообщения Городни­чего о приезде ревизора. Таким образом, читатель видит, в ка­ком состоянии находятся дела в уездном городе.

Читатель уз­наёт из письма, которое получил Городничий, что тот нечист на руку, и дела в городе находятся в ужасном запустении. Чи­новники также мошенники и плуты. Во главе каждого из го­родских учреждений стоят чиновники.

Кто такие чиновники, какова их роль в городе? Чиновник – это государственный служащий, имеющий чин. Действительно, чиновники — ви­новники всех происходящих в городе событий. О состоянии дел в различных учреждениях, об образе города читатель мо­жет судить по поступкам, душевным качествам тех, кто управ­ляет городом.

4) Характеристика героев комедии. В комедии Гоголя пред­ставлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала XIX века. Все вместе они представляют бюрократическую систему.

Образ Городничего. А.А. Сквозник-Дмухановский:

–         говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;

–         «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека»;

–         купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай»;

–         в немой сцене он стоит в виде столба с распростёртыми ру­ками и закинутою назад головой;

–         ему принадлежит фраза: «Чему смеётесь, над собой смеё­тесь!..»;

–         женат, имеет взрослую дочь. Образ судьи. А.Ф. Ляпкин-Тяпкин:

–         «человек, прочитавший пять или шесть книг»;

–         берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ХОДИТ;

–         судья, коллежский асессор;

–         с 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени;

–         предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.

Образ попечителя богоугодных заведений. А.Ф. Земляника:

–        у него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя;

–         «очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут»;

–         «Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, то и выздоровеет»;

–         «совершенная свинья в ермолке». Образ смотрителя училищ. И.К. Хлопов:

–         робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;

–         имеет чин титулярного советника;

–         «протухнул насквозь луком»;

–         один из его подчинённых «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

Образ почтмейстера. И.К. Шпекин:

–         «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьёт горькую»;

–         «простодушный до наивности человек»;

–         «совершенно ничего не делает: все дела в большом запусте­нии, посылки задерживает»;

–         в разговоре с Хлестаковым всё время повторяет фразу: «Так точно-с»;

–         почтмейстер, надворный советник.

Гоголь характеризует чиновников, используя следующие приёмы: говорящие фамилии, речевая характеристика, отноше­ние к приезду ревизора, краткое описание в афише, ремарки. Чиновники города предстают перед читателем как люди, имею­щие определённые пороки: каждый из чиновников олицетворяет какой-нибудь порок, а вместе они олицетворяют отрицательные черты бюрократической системы в России.

Образ Хлестакова. Хлестаков — тот персонаж комедии, ко­торого чиновники приняли за ревизора. Автор особо обращает внимание на следующие черты Хлестакова: «несколько приглу- поват… пустейший… Говорит и действует без всякого соображе­ния. …не в состоянии остановить постоянного внимания на ка­кой-нибудь мысли. Речь его отрывиста…Одет по моде».

Хлестаков говорит отрывисто; речь подчас опережает мысль, часто говорит невпопад. Фразы обрываются довольно часто. Такая речь свидетельствует о неуравновешенном характере, о недостаточной степени образованности. Хлестаков постоянно врёт, и его ложь переходит все границы.

Во взаимоотношениях с чиновниками города сначала несколько натянут, но посте­пенно всё больше смелеет и в конце, уже не задавая никаких вопросов, просто просит денег взаймы. В сцене соблазнения Хлестаковым Анны Андреевны и Марьи Антоновны раскрыва­ются безнравственность героя: ему всё равно, с кем заигрывать. Таким образом, Хлестаков ничем не отличается от чиновников города.

Чиновники настолько порочны, что не видят очевидно­го и поэтому принимают Хлестакова за ревизора. Герой олице­творяет в комедии следующие людские пороки: пустое бахваль­ство, пустоту, безнравственность, беспринципность, глупую мечтательность. Хлестаков так же порочен, как и чиновники, поэтому он является главным героем лишь для развития дейст­вия. Н.В.

Гоголь: «Мне жаль, что никто не заметил честного ли­ца, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был — смех».

5) Особенности конфликта комедии. До Н.В. Гоголя основ­ным конфликтом в драматическом произведении был любовный конфликт. Для писателя же главное — показать пороки России, поэтому любовная интрига не играет основной роли. Гоголь, создавая свою систему образов, расширяет рамки традиционно­го конфликта.

В «Ревизоре» основной конфликт происходит ме­жду реальным миром порочности, лжи, лицемерия, в котором живут герои, и тем идеальным миром, к которому надо стремить­ся.

Кульминационной сценой является сцена вранья Хлестакова о его делах в Петербурге в доме Городничего, так как если бы чи­новники не боялись ревизора, то сразу же разоблачили Хлеста­кова и его очевидное враньё.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/6046-analiz-komedii-n-v-gogolya-revizor

Ссылка на основную публикацию