Н.а. некрасов “размышления у парадного подъезда”: анализ стихотворения

Анализ стихотворения Размышления у парадного подъезда Некрасова 7 класс

Николай Алексеевич Некрасов всегда отличался внимательностью и чуткостью к проблемам простого народа. Он всем сердцем и душой, как мог, откликался на зов нуждающихся людей. Немало интересным произведением Некрасова стало “Размышления у парадного подъезда” написанное им в 1858 году.

История написания берет начало с того времени, когда писатель из своего окна увидел крестьян, собравшихся около подъезда министра государственного имущества. Им здесь не рады их прогоняет городовой, их в спину гонит даже дворник.

Впечатлен этой сценой, ставшей основой, Некрасов создает стихотворение, раскрывая жизнь простого человека и его проблем.

Главной темой произведения Некрасов использует социальные проблемы общества. С первой минуты стихотворения становится понятно, что в одном из городских домов живет барин. К этому барину, со своими просьбами и проблемами приходят горожане, именно они и создают толпу у подъезда.

Поэт в свою очередь изображает не только сам подъезд и людей вокруг него. Он смотрит гораздо глубже. Он будто четко описывает отношение власти, к которой в трудную минуту пришел народ. Люди приходят каждый день к своему барину, пытаясь показать ему какие-то сведения или бумаги. Но всегда их здесь встречают сурово и недовольно.

Барину словно полностью все равно, что будет с этими людьми.   

Барин, изображенный Некрасовым в стихотворении, выступает неприятной фигурой. Ему нет никакого дела до проблем простого населения. Он будто ждет, когда же визит закончится, и он освободится от них.

Произведения Некрасова слишком тонко передает неприязнь между богатыми и простыми рабочими. Благодаря использованным метафорам в стихотворении, словно расставляется все по своим местам.

Человеческие проблемы, касающиеся низов, и нежелание их замечать у властей.

Само произведение можно поделить на несколько частей, каждая из которых открывает новые проблемы жизни. Первая часть рассказывает об обычной жизни подъезда, которого в обычный день посещают горожане, а в торжества приезжают важные лица.

Во второй части идет уклон на жизнь самого барина, и его неприязнь к бедным. Третья часть словно подводит итог сказанного раньше. Автор приходит к мысли, что нет места на земле, где бы ни страдал простой рабочий человек. Общество словно спит, и чтобы изменить свою жизнь ему просто следует проснуться.

Ведь как бы там ни было, знать была и будет ленивой и равнодушной, а рабочие крестьяне – должны им повиноваться, не имея при этом никаких прав. Свои стихотворением Некрасов словно обращается к людям, пытается пробудить их сознательность.

Автор критикует не только богатое сословие государства, он упрекает еще и других, которые согласны так жить, не имея желание, что-то менять.

Вариант №3

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» Некрасов написал в 1858 году, оно является одним из лучших примеров из категории гражданской лирики у поэта. Таких образцов у него много. Николай Алексеевич был одним из тех, кто в своих произведениях раскрывает жизнь такой, какая она есть на самом деле, не приукрашивая.

Темой размышления стала тяжёлая судьба русского народа. Как непросто приходится обычным крестьянам в сравнении с господами.

Сюжетная линия проста и незатейлива. Сначала описывается жизнь парадного подъезда, как в торжественные дни приезжают важные гости, а в обычные – «осаждают убогие лица». Далее идёт описание действий простых мужиков, которые просили помощи, проделали тяжёлый путь для этого.

А их даже на порог не пустили из-за того, что они некрасивы на взгляд. После следует описания владельца палат. Говориться о его беспечной и беззаботной жизни, о том, что эти люди уже привыкли так жить, могут потерпеть.

Дальше идёт речь о предполагаемой смерти хозяина, о семье, которая ждёт этой самой гибели с нетерпением, о тихом проклятии отчизны. В конце обобщаются все мысли о русском народе. О том, как им трудно живется.

В конце писатель задаёт нам вопрос, не заканчивая свои размышления, давая читателю возможность додумать мысль самому.

Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты (убогие лица, роскошные палаты), метафоры (сном объят, держишь громы) и т. д. Большое внимание писатель уделяет для описания крестьян (убогие лица, загорелые лица и руки, спины согнуты и т. д.).

Стихотворение «Размышление у парадного подъезда остальных» мне понравилось тем, что оно говорит нам о русских мужиках не как об идеалах, но в тоже время не принижает их среди всех остальных. Произведение необычно красиво объединяет различные жанры. Оно привлекает своей необычностью и гармоничностью.

По плану кратко 7 класс

  • Анализ стихотворения Лермонтова СоседНегативным бременем на душу творческого Лермонтова легла гибель Пушкина, писателя возмутило отношение общества к этой утрате. Он пишет стихотворение «Смерть поэта», за которое Лермонтова отправляют в тюрьму на несколько месяцев.
  • Анализ стихотворения Гумилева Шестое чувствоНиколай Степанович Гумилев написал много интересных и увлекательных стихотворений за свою жизнь. За год до своей смерти у него словно было некое предчувствие того, что она уже близка. Это чувство не хотело отпускать его, он решил передать
  • Анализ стихотворения Есенина Еду тихо слышны звоныВ данном стихотворении описана замечательная пора года – зима. Зимой очень красиво, снег покрывает все и как будто окутывает какой- то сказкой. Писатель обращается к своим воспоминаниям, возможно даже из детства.
  • Анализ стихотворения Пушкина ПевецКогда Александр Сергеевич учился в лицее, на последнем году обучения ему приходит мысль написать новое произведение. Его жизнь полностью кипит и приобретает новых оборотов. Поэт участвует в работе литературного общества, увлекает творчеством
  • Анализ стихотворения Есенина ОсеньЕсенин очень много своих произведений посвятил природе и ее временам года. Писатель родом из деревни, поэтому ему нравиться наблюдать за явлениями которые происходят вокруг. Есенин замечает каждую мелочь и пытается красиво

Источник: https://analiz-stihov.ru/nekrasov/razmyishleniya-u-paradnogo-podezda-7-klass

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Николая Некрасова

Хрестоматийное стихотворение «Размышления у парадного подъезда» было написано Николаем Некрасовым в 1858 году, став одним из многочисленных произведений, которые автор посвятил простому народу.

Поэт вырос в родовом имении, однако из-за жестокости собственного отца очень рано понял, что мир делится на богатых и бедных Некрасов и сам попал в число тех, кто вынужден был влачить полунищенское существование. Так как был лишен наследства и зарабатывал себе на жизнь самостоятельно с 16 лет.

Понимая, каково приходится простым крестьянам в этом бездушном и несправедливом мире, поэт в своих произведениях регулярно обращался к социальной тематике. Больше всего его угнетал тот факт, что свои права крестьяне не умеют отстаивать и даже не знают, на что именно могут рассчитывать по закону.

В итоге они вынуждены превращаться в просителей, судьба которых напрямую зависит даже не столько от прихоти высокопоставленной особы, сколько от настроения обычного швейцара.

В одном из домов Санкт-Петербурга просители бывают особенно часто, ведь здесь живет губернатор. Но попасть к нему – задача не из легких, так как на пути просителей, обутых « в самодельные лапти», стоит грозный швейцар. Именно он решает, кто достоин встречи с чиновником, а кого следует гнать в шею, даже несмотря на скудное подношение.

Подобное отношение к просителям является нормой, хотя крестьяне, наивно веря в миф про доброго барина, винят во всем его прислужников и уходят, так и не добившись справедливости. Однако Некрасов понимает, что проблема кроется не в швейцарах, а в самих представителях власти, для которых нет ничего слаще, чем «упоение властью бесстыдною».

Таких людей не страшат «громы небесные», а все земные проблемы они легко решают силой собственной власти и денег. Нужды же простых людей подобных чиновников совершенно не интересуют, и на этом пот акцентирует внимание в своем стихотворении.

Автор возмущен тем, что в обществе существует подобная градация, из-за которой добиться справедливости без денег и высокого социального статуса невозможно. Более того, русский мужик является для такого чинуши постоянным источником раздражения и поводом для гнева.

Никто не задумывается над тем, что именно на крестьянах и держится все современное общество, которое не в состоянии обойтись без бесплатной рабочей силы. Тот факт, что все люди по определению рождаются свободными, умышленно утаивается, и Некрасов мечтает о том, что когда-нибудь справедливость все же восторжествует.

Анализы других стихотворений

Размышления у парадного подъезда

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким–то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье1,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь – в том их призванье!

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

От него и к нему то и знай по утрам

Всё курьеры с бумагами скачут.

Возвращаясь, иной напевает «трам–трам»,

А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар. «Допусти», – говорят

С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Читайте также:  Объекты природы. живая и неживая природа

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых

(Знать, брели–то долгонько они

Из каких–нибудь дальних губерний).

Кто–то крикнул швейцару: «Гони!

Наш не любит оборванной черни!»

И захлопнулась дверь. Постояв,

Развязали кошли пилигримы2,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его бог!»,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

  А владелец роскошных палат

Еще сном был глубоким объят…

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру…

  Не страшат тебя громы небесные,

А земные ты держишь в руках,

И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

  Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая

Жизнь очнуться тебе не дает.

И к чему? Щелкоперов3 забавою

Ты народное благо зовешь;

Без него проживешь ты со славою

      И со славой умрешь!

Безмятежней аркадской идиллии4

Закатятся преклонные дни.

Под пленительным небом Сицилии,

В благовонной древесной тени,

Созерцая, как солнце пурпурное

Погружается в море лазурное,

Полосами его золотя, –

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны, – как дитя

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением);

Привезут к нам останки твои,

Чтоб почтить похоронною тризною,

И сойдешь ты в могилу… герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Не на них ли нам выместить злобу?–

Безопасней… Еще веселей

В чем–нибудь приискать утешенье…

Не беда, что потерпит мужик:

Так ведущее нас провиденье

Указало… да он же привык!

За заставой, в харчевне убогой

Всё пропьют бедняки до рубля

И пойдут, побираясь дорогой,

И застонут… Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъезда судов и палат.

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется –

То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля, –

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, –

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

1858

Источник: https://45parallel.net/analysis/nikolay_nekrasov/razmyshleniya_u_paradnogo_podezda.html

Анализ «Размышления у парадного подъезда» Некрасов

«Размышления у парадного подъезда» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано Некрасовым в 1858 году.

Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину.

Через пару часов стихотворение было готово. Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.

Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.

Литературное направление, жанр

Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда – повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Далее описана история конкретных просителей. Мужики не были допущены к важному лицу швейцаром.

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.

Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход – проснуться.

Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трёхстопного и четырёхстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрёстная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители.

Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта. Выражение «Пошли они, солнцем палимы» стало афоризмом.

Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.

Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником.

Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное. Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом.

Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.

В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа. Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).

После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки. В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный.

Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.

Источник: http://libaid.ru/katalog/n/nekrasov-nikolaj/3823-analiz-razmyshleniya-u-paradnogo-pod-ezda-nekrasov

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

Некрасов – поэт-реалист. Все его стихотворения посвящены простому народу, сложную судьбу которого ему пришлось испытать и на себе. Все, о чем говорил Некрасов в своих поэтических строках, он видел либо в своей семье, либо где-то совсем рядом.

Ему не нужно было ничего выдумывать, приукрашивать, жизнь все решила за него, обогатив его с ранних лет громадным материалом для творчества. Некрасов родился в большом родовом имении, но из-за жестокости родного отца не сумел испытать прелести помещичьей жизни. Будущий поэт предельно рано осознал, что все вокруг делятся на богатеев и нищих, и он сам попал во вторую категорию.

Некрасова лишили наследства, он не имел материальной поддержки от родителей, сам добывал деньги себе на пропитание уже с шестнадцати лет.

Прекрасно осознавая, каково быть бедным крестьянином среди фальши и взяточничества, став поэтом, Некрасов часто обращался к социальным темам. Более всего автора поражало то, что простые люди не знают и часто вовсе не хотят знать, какие права они имеют.

Эта ситуация превращает их в постоянных просителей, которые вынуждены простаивать часами у запертой двери какого-нибудь чина в надежде на его помощь.

Но в большинстве случаев, крестьяне так и уходили от закрытой двери ни с чем, разве что с мнимой надеждой на помощь в следующий раз.

В 1858 году Некрасов как раз и создает стихотворение о вечном ожидании простого народа милости от тех, кому они служат. Им стало «Размышления у парадного подъезда». На написание такого произведения его толкнула увиденная из окна собственного дома картина.

Судя по воспоминаниям Авдотьи Панаевой, гражданской жены Некрасова, поэт осенью в сильный дождь сидел у окна и увидел, что от подъезда, где проживал министр государственного имущества, отгоняют крестьян, сильно ударяя их. Спустя некоторое время стихотворение было написано.

Данное произведение сюжетное. Его возможно разделить на три части. В первой из них в общих чертах описываются несколько дней, в которые к подъезду съезжаются люди.

В праздничные и выходные сюда прибывают высокопоставленные чины с визитом, а иногда только оставить запись в журнале посещений. В рабочие дни у дверей собирается простой народ, но мало кому удается пройти внутрь.

Дальше автор описывает историю одного из таких бедных просителей, которого не пустил на порог швейцар.

Вторая часть дает читателю представление об хозяине палат, к которому все так стремятся попасть. Все его описание выстроено в негативном сатирическом русле. Автор даже предполагает какова будет смерть вельможи, тихо проклятого Родиной.

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "родная земля"

В конце поэт производит некое обобщение и постепенно выводит этот случай всего лишь в один из типичных случаев. Всюду страдает крестьянин, и чтобы народу избежать этих мучений, необходимо, наконец, очнуться ото сна.

В стихотворении чередуется и размер, и рифма. Некрасов употребил трехстопный и четырехстопный анапест с женской и мужской рифмами.

Наиболее интересным изобразительно-выразительным средством в произведении является метонимия, соединенная с метафорой. Весь город болен привычкой покаяния перед высшими чинами.

При описании мужиков, стоящих в очереди, автор активно использует эпитеты, как «согнутые спины».

Образ высокого чина создан благодаря высоким метафорам. Тот может держать земной гром, а гром небес он не боится. Его жизнь наполнена весельем, картину которого позволяют увидеть читателю особые эпитеты. Их использовали в своих работах обычно поэты-романтики, как «небо Сицилии».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

В последней части стихотворения автор вновь обращается к метонимии. Теперь голос лирического героя обращен ко всей русской земле. Здесь глагол «стонет» повторен несколько раз рефреном, дабы дать понять о всей сложности происходящего.

Заканчивается стихотворение вопросом о том, проснется ли народ или нет. Этот вопрос скорее риторический. Однако, судя по настроению всего стихотворения, Некрасов всей душой и сердцем желает, дабы ответ был исключительно положительным.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/07/analiz-stihotvoreniya-razmyshleniya-u-paradnogo-podezda.html

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

История созданияСтихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано Некрасовым в 1858 году.

Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину. Через пару часов стихотворение было готово.

Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.

Литературное направление, жанр

Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда – повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция, сюжетСтихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица».

Не все просители получают просимое.Далее описана история конкретных просителей. Мужики не были допущены к важному лицу швейцаром.Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя.

Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный.

Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход – проснуться.Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства.

Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трёхстопного и четырёхстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрёстная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители.

Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта. Выражение «Пошли они, солнцем палимы» стало афоризмом. Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.

Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником. Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное.

Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом. Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа.

Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки. В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный.

Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает “трам-трам”,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. “Допусти”,- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: “Гони!
Наш не любит оборванной черни!”
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: “Суди его бог!”,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

А владелец роскошных палат

Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…

Не страшат тебя громы небесные,

А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов3 забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии4
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя,-
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,- как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу?-
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало… да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..ActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная реклама

Читайте также:  Д. мамин-сибиряк "сказка о том, как жила-была последняя муха"

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-stikhotvorenij-n-nekrasova/5818-razmyshleniya-u-paradnogo-pod-ezda-analiz-stikhotvoreniya-n-nekrasova

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Н.А. Некрасов пишет о социальном расслоении общества. «Па­радный подъезд» в нем выступает как символ государства. К подъезду все время приходят просители, лишь по торжествен­ным дням приезжают самодовольные люди, имеющие званье.

К начальству допускают не всех просителей. В дверях стоит швейцар, который отгоняет оборванную чернь. Н.А. Некрасов не случайно помещает в стихотворение развер­нутый портрет пилигримов: «загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых».

Портрет наглядно показывает те условия, в которых живут просители: нищета и непосильный труд. На лицах мужиков застыло «выраженье надежды и муки». Они богобоязненны (носят кресты, крестятся на церковь).

Швейцара, не пустивше­го их на порог, они с их насущными проблемами не осуждают, говоря «суди его бог!», а сами лишь безнадежно разводят ру­ками и уходят.

Описанию несчастных странников Н.А. Некрасов проти­вопоставляет по принципу контраста портрет «владельца рос­кошных палат». В то время как убогие просители стоят у две­рей, сбив в кровь ноги от долгого пути к «парадному подъезду», тот, на кого они уповают», еще спит.

И вообще он ведет праздный образ жизни, упиваясь лестью, волокитством, обжорством и игрой. Н.А. Некрасов гневно восклицает: «Во­роти их, в тебе их спасение! Но счастливые глухи к добру…». Чиновнику жизнь кажется вечным праздником.

В преклонные годы он будет наслаждаться небом Сицилии и показной офи­циальной славой, которая на деле обернется проклятьем от­чизны.

В финальной части произведения художественное про­странство заметно расширяется.

Частный случай чиновничье­го произвола перерастает в масштабную картину народных страданий: «Назови мне такую обитель, Я такого угла не ви­дал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал?» — с такими словами обращается поэт к родной земле.

Этот всеобщий народный стон перерастает в протяж­ную песню бурлаков на Волге. Волга в данном случае высту­пает как символ всей России. Образ народной скорби гипер­болизируется, разрастаясь до масштабов вселенской трагедии. Для этого Н.А. Некрасов сравнивает его с половодьем.

В сти­хотворении встречается выражение «аркадская идиллия». Ар­кадия — это область в Древней Греции. По преданию она бы­ла населена беззаботными пастухами и пастушками. Н.А. Некрасову этот образ нужен был для того, чтобы под­черкнуть контраст между этой идиллией и тяжелым положе­нием народа в России.

В произведении много восклицаний и риторических во­просов, которые усиливают экспрессивное начало финала. Н.А.

Некрасов видит, как всеобщая скорбь подавляет духов­ность русского народа, и искренне беспокоится о его даль­нейшей судьбе: «Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль судеб повинуясь зако­ну, Все, что мог, ты уже совершил — Создал песню, подоб­ную стону, И духовно навеки почил?..».

Прототипами образа «владельца роскошных палат» стали министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, которого впоследствии за зверства при подавлении восстания в Польше в 1863 году прозвали (Муравьев-Вешатель), и князь

А.И. Чернышов, насаждавший при Николае I палочную дис­циплину в армии. Именно А.И. Чернышов доживал свою ста­рость в Италии. Стихотворение, написанное в 1850 году, сразу же подвергалось цензурному запрету. Впервые оно было опубликовано в 1860 году в газете «Колокол» в Лондоне. На родине поэта же оно к тому времени было широко известно в рукописных списках.

На этой странице искали :

  • размышления у парадного подъезда анализ
  • анализ стихотворения размышления у парадного подъезда
  • анализ стихотворения некрасова поэт и гражданин
  • анализ стихотворения размышление у парадного подъезда
  • размышление у парадного подъезда анализ

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/analiz-stixotvoreniya-nekrasova-razmyshleniya-u-paradnogo-podezda.html

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Сочинения по литературе: Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал!

Н. А. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям художником. Его душа и сердце откликались на народные беды.

Только у беззаветно преданного художника могло появиться такое стихотворение, как «Размышления у парадного подъезда». Будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением.

Причем веришь художнику без всяких сомнений — он доказывал свою правоту неоднократно.

Вот парадный подъезд.

По торжественным дням.

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям…

Привычка к рабскому низкопоклонству «свободных граждан» почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь — в том их призванье!

Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму. Вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно отношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку.

От него и к нему то и знай по утрам Все курьеры с бумагами скачут. Возвращаясь, иной напевает «трам-трам», А иные просители плачут. Простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до «высокой» особы, дабы не беспокоить пустяками. Поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее.

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

Покорность и всепрощение недопустимы.

Некрасов возмущен долготерпением народа. Поэт выступает добровольным защитником «бесправных» и «бессловесных». Призывает вельможу одуматься, приняться за свои обязанности — служить народу и государству, но …счастливые глухи к добру…

Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни «счастливого» и его кончину.

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны,— как дитя,

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением)…

Ибо все в этом мире поклоняются золотому тельцу, нет никаких родственных чувств, а лишь видимость их.

Но поэт осуждает и покорность народа. Он задает вопрос, на который нет ответа..

Что же значит твой сон бесконечный?

Ты проснешься, исполненный сил.

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил:

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Это уже не просто заступничество за народ, а призыв к бунту, воззвание патриота, не имеющего сил молчать, видя несправедливость власти, и еще большее возмущение, боль и горечь от покорности народа, не умеющего, а скорее не желающего подняться на собственную защиту, распрямиться, почувствовать себя личностью, достойной внимания и уважения.

Источник: http://ruslit.biz/analiz-stixotvoreniya-n-a-nekrasova-razmyshleniya-u-paradnogo-podezda/

Анализ стихотворения Некрасова “Размышления у парадного подъезда”

Н.А. Некрасов в споем творчестве полностью посвящал себя народу, играл роль его его ярого заступника. Он как никто другой чутко воспринимал беды русского крестьянства, старался понять его чаяния и надежды, увидеть его горести и радости, рассмотреть в туманной будущности России его непростую судьбу…

Стихотворения великого народного поэта посвящено судьбе русского народа, его месту в этой жизни.

Знатный барин, купающийся в роскоши противостоит крестьянину, оборванной черни.

Сюжет стихотворения до нельзя прост.

Разорившиеся крестьяне решили искать правды и защиты у единственного человека, которому они могут довериться, у барина. Однако, у самого парадного крыльца, их деревенских мужиков в лаптях и лохмотьях посылают вон, ссылаясь на неприязнь барина видеть нищету и грязь деревенщин.

Тут видна яркая антитеза — роскошь, граничащая с бесправными действиями и угнетениями и жалкое существование народа, обозначенное кошмарным, плачевным состояниями безразличием барина.

Однако, поэт укоряет не только барина за его безнравственное поведение, но и народ, словно покорные рабы, они безвольно опускают руки и отступают прочь. Автор искренне возмущается этим «холопством души», низкопоклонству барину со стороны крестьян, и принятие этого как должного со стороны барина…

Возмущенный поэт жаждет пробудить от сна сильные и смелые души народа, негодующе наблюдая за картиной «отступления» мужичков:

«И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: ”суди его Бог!”,

Разводя безнадежно руками…»

Он пытается до нести до народничества, что в данном случае покорность и рабская безвольность недопустимы. Следует бороться за свою судьбу, а не терпеть унижение.

За барином стоит не ум и способности, а лишь должность данная ему, за народом же стоит сила, сила непомерная, неограниченная, всемогущая.

Некрасов взывает и к барину, пытаясь воззвать его с справедливому суду и помощи, верной службе стране и всему русскому народу, однако ж, это бесполезно, никто не достучаться до барина, счастливого св своём положении.

Но в конце концов, он возвращается к думами о народе, спрашивая себя, сможет его неведомая, скрытая сила пробудиться, когда так необходима:

«Что же значит твой сон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил…»

Последние строки стихотворения уже не просто воззвание к народу, а призыв к бунту,

восстанию, это крик преданному стране и народу человека, желающего справедливости.

(2 votes, average: 4.00

Источник: http://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-nekrasova-razmyshleniya-u-paradnogo-podezda.html

Ссылка на основную публикацию