Марина цветаева “бабушке”: анализ стихотворения

«Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой

Стихотворение «Бабушке» было написано Цветаевой в 1914 году. Марина не знала своих бабушек. Создание стихотворения связано с висевшим в доме Цветаевых в Трехпрудном переулке портретом бабушки поэтессы – красавицы-польки Марии Бернацкой (Мейн), прожившей всего 27 лет.

Стихотворение 25-летней Цветаевой – попытка понять душевные переживания, страдания и радости женщины, черты характера которой, возможно, перешли и к ней. Лирическая героиня ищет в образе бабушки истоки собственного характера, пытается разобраться в себе, восстановив утраченную связь времен.

Первые три строфы посвящены описанию внешности бабушки. Героиня пристально вглядывается в незнакомые, но такие дорогие черты лица. Эпитеты, используемые в этой части стихотворения, создают образы холода, неприступности и чистоты. Бабушка – не живая женщина, она принадлежит к другому миру.

Какому? Ответ дается в четвертой строфе, где появляется образ «ненасытимой прорвы земли». Смерть – мир, к которому принадлежит бабушка, именно этим и объясняются образы холода в первых строфах. Поэтесса скорбит о ранней смерти бабушки, с горечью осознавая, что с уходом человека все его переживания и чувства остаются утраченными.

Цветаева переживает о нереализованных возможностях личности, о том, как ничтожно мало успевает сделать человек за свою жизнь.

Задаваясь вопросом, исчезают ли мысли и переживания людей с их уходом или частью этого творческого потенциала наделяются потомки, поэтесса осознает родственность душ бабушки и внучки. Цветаеву объединяют с бабушкой «мятежные» черты характера, дух бунтарства.

Стихотворение «Бабушке» написано напоминающим ритм вальса трехстопным дактилем, смешанной рифмой. Цветаева использовала для написания произведения перекрестную рифму. В произведении преобладают открытые рифмы.

В стихотворении присутствует аллитерация, создающая эффект плавного скольжения танцевальной пары; также поэтесса использует ассонанс. Повторы гласных «е» и «и» придают лиричность и напевность произведению. При помощи многократных (58 раз) повторов гласной «а» обозначается целеустремленность и твердость характера героини.

Большинство предложений стихотворения эмоционально окрашены: чувство печали и отдаленности создают односоставные, именные предложения. Цветаева ищет сходство с бабушкой, знакомой лишь по портрету, поэтому в небольшом по объему произведении используется четыре предложения-вопроса. Вопросы усиливаются восклицательными обращениями: «Юная бабушка! Кто целовал Ваши надменные губы?».

Стихотворение насыщено тропами и стилистическими фигурами: олицетворениями (прорва земли), повторами (бабушка, юная), эпитетами (ледяного лица, продолговатый и твердый овал, надменные губы), метафорами (жестокий мятеж в сердце, платья раструбы). Они использованы для передачи эмоционального состояния героини.

Обращение «Юная бабушка!» звучит, как оксюморон, создавая ощущение невозможности. Такое словосочетание вполне оправдано: по родственным связям женщина на портрете приходится Цветаевой бабушкой, но по возрасту она – ровесница самой поэтессе, и навсегда останется в памяти молодой.

В последней строфе для привлечения внимания читателя Цветаева использует риторический вопрос: «Бабушка! Этот жестокий мятеж// В сердце моем – не от Вас ли?».

Один из самых искренних поэтов, Цветаева, всматриваясь и вслушиваясь в себя, в стихотворении «Бабушке» максимально честно и пронзительно рассказывает читателю о поиске понимания, о феномене самого Человека.

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Любовь! Любовь!», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Рас-стояние: вёрсты, мили», анализ стихотворения Цветаевой
  • «В Париже», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Глаза», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Дикая воля», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Кошки», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Моим стихам, написанным так рано…», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Имя твое – птица в руке…», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Кто создан из камня, кто создан из глины…», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Тоска по родине!», анализ стихотворения Цветаевой

По произведению: «Бабушке»

По писателю: Цветаева Марина Ивановна

Источник: https://goldlit.ru/tsvetaeva/363-babushke-analiz

Анализ стихотворения Цветаевой Бабушке



М. И. Цветаева написала свое стихотворение в 1914 году, как раз во время начала Первой мировой войны. Стих пронизан заметной тоской об ушедшем времени, даже о целой эпохе кавалеров и прекрасных дам 19-го века.

При написании поэтесса использовала дактиль. В центре сюжета рассказ о поэтессе, которая засмотрелась на портрет своей молодой бабушки, он пытается отыскать горячую душу за скрывающейся надменной холодностью.

Цветаева создала очень реалистичный образ своей бабушки, используя глаголы и метафоры «черное платье» или «надменные губы». Таким образом, поэтесса максимально точно передала дух эпохи 19 века и необычный образ прекрасной женщины, которая может считаться идеалом эстетики, начитанности и умении держаться.

Стоит отметить, что рассказ ведется не о красивой фантазии, а о вполне реальной женщине – полячке, которая отлично справляется с разными музыкальными инструментами.

Героиня всеми силами пытается перенестись в эту эпоху, восстановить связь с прошлым. Ей это необходимо для того, чтобы понять истоки своего характера.

Таким образом, героиня не описывает бабушку, она предпринимает попытки разобраться в себе, декламируя черты характера и навыки молодой бабушки.

В юном возрасте, когда все девушки мечтают о любви и замужестве, юная лирическая героиня размышляет о смерти и смысле жизни. Она осознает, что какими могут быть бессмысленные переживания о судьбе, и с какой скоростью они уйдут в небытие, оставив нереализованные надежды.

Впервые к такому образу поэтесса обратилась еще в 1913 году, написав стихотворение «Уж сколько упало в эту бездну», в центре которого большая бездна, куда уходит время и люди.

Итак, стихотворение Цветаевой наделено глубокими размышлениями о безысходной кончине всего человеческого существования, параллельно выделяя бессмертие потенциала мысли и креативной личности. Поэтесса очень озабочена ничтожной долей времени, отведенного человеку для деятельности, и скорбит о том, как на самом деле мало успевает сделать каждый индивид в своей жизни.

В конце стихотворения она задается вопросом: неужели вся деятельность напрасная и почему бесследно пропадает с человеком его творческий потенциал, не наделив хоть частью себя своих потомков? В конце Цветаева приходит к выводу, что деятельность каждого человека в той или иной мере формирует судьбу будущего поколения и влияет на нее.

М.Цветаева “Бабушке”. Анализ стихотворения?

Стихотворение «Бабушке» было написано Мариной Цветаевой в 1914 г. Сюжет был навеян висевшим в доме Цветаевых портретом бабушки – красавицы-полячки поэтессы Марии Бернацкой (Мейн), которая умерла в возрасте 27 лет и которую Марина никогда не знала.

В этом произведении 25-летняя Цветаева старается проникнуть в чувства женщины, черты характера которой, возможно, унаследовала.

В первых трех строфах описывается внешность бабушки. Внучка внимательно вглядывается в далекие, но такие дорогие черты лица, оставляющие впечатление неприступности, холода и чистоты.

Бабушка – это не земной образ, она из другого мира – – «ненасытимой прорвы земли». Именно с этим миром созвучны «черного платья раструбы», «ледяное лицо», составляющие образ далекой красавицы.

Поэтесса скорбит о безвременной смерти своей родственницы, с горечью сознавая, что вместе с человеком уходят и его чувства, возможности и надежды.

Впрочем, частичка юной бабушки проросла во внучкиной душе: поэтесса осознает родственность их душ: их «мятежную», бунтарскую природу.

Стихотворение написано трехстопным дактилем, напоминающим ритм вальса. Оно насыщено тропами и стилистическими фигурами. Самое яркое среди них – оксюморон «юная бабушка». Оно вполне объяснимо: рано умершая бабушка навсегда осталась молодой.

Такой она запечатлена на портрете, такой узнала ее и поэтесса.

Вместе с тем, юность, пусть и смотрящая на внучку из далекого прошлого, притягивает к себе, сближает далекие друг от друга поколения, чего, может быть, не удалось бы этой же бабушке, но уже в преклонных годах.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

«Бабушке» М.Цветаева

Продолговатый и твердый овал, Черного платья раструбы… Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд. Взгляд, к обороне готовый. Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли, И невозможностей — сколько? — В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж. Темные звезды погасли. — Бабушка! — Этот жестокий мятеж

В сердце моем — не от вас ли.

Анализ стихотворения Цветаевой «Бабушке»

Марина Цветаева не застала в живых ни одну из своих бабушек, которые скончались в достаточно молодом возрасте. Однако в семейных архивах хранились их портреты.

И если по линии отца бабушка поэтессы была простой и работящей женщиной, супругой сельского священника, то по материнской линии в родственницы ей досталась светская львица и польская аристократка Мария Бернацкая.

Видимо, рассматривая ее портрет, в 1914 году Цветаева написала свое знаменитое стихотворение «Бабушке», в котором пыталась постичь тайну красоты и благородства этой удивительно привлекательной женщины.

Описывая ее внешность, поэтесса обращает внимание на «продолговатый и твердый овал» лица, «локоны в виде спирали», «надменные губы», а также «прямой и взыскательный взгляд».

Со стороны эта таинственная незнакомка может показаться холодной, жестокой и даже коварной, однако Цветаева видит в ней не только очень красивую женщину, но и собственную бабушку, которая по определению не может быть плохой.

Мария Бернацкая ушла из жизни в 20-летнем возрасте, поэтому Цветаева, рассматривая ее портрет, обращается к родственнице не иначе, как «юная бабушка». И это действительно так, потому что самой поэтессе недавно исполнилось 18 лет, и она не чувствует сильной разницы в возрасте между собой и своей родственнице.

Правда, их разделяют десятки лет, которые вместили в себя целую эпоху, однако Цветаеву это ничуть не смущает. Она видит «руки, которые в залах дворца вальсы Шопена играли», а также чувствует, что даже на фотографии, ее прародительница готова к обороне. Поэтому Цветаева с любопытством вопрошает: «Юная бабушка, кто вы?».

У самой поэтессы нет однозначного ответа на этот вопрос, однако она сожалеет, что ранняя смерть этой молодой женщины, успевшей подарить миру дочь, лишила ее множества удивительных открытий. В наследство Цветаевой достался «жестокий мятеж в сердце», который доставляет поэтессе множество проблем, вынуждая ее идти против воли судьбы и поступаться желаниями близких.

Однако в этом Цветаева видит особую прелесть, так как нет ничего слаще, чем чувство внутренней свободы. И именно уму она обязана собственной бабушке, которую никогда не знала, но смогла полюбить по старой фотографии. Это чувство поэтесса пронесет сквозь всю свою жизнь и всегда будет помнить о том, что в ее жилах течет благородная польская кровь женщины удивительной судьбы, трагической и романтической одновременно.

Читайте также:  Как написать сравнительную характеристику двух героев?

«Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой

Стихотворение «Бабушке» было написано Цветаевой в 1914 году. Марина не знала своих бабушек. Создание стихотворения связано с висевшим в доме Цветаевых в Трехпрудном переулке портретом бабушки поэтессы – красавицы-польки Марии Бернацкой (Мейн), прожившей всего 27 лет.

Стихотворение 25-летней Цветаевой – попытка понять душевные переживания, страдания и радости женщины, черты характера которой, возможно, перешли и к ней. Лирическая героиня ищет в образе бабушки истоки собственного характера, пытается разобраться в себе, восстановив утраченную связь времен.

Первые три строфы посвящены описанию внешности бабушки. Героиня пристально вглядывается в незнакомые, но такие дорогие черты лица. Эпитеты, используемые в этой части стихотворения, создают образы холода, неприступности и чистоты. Бабушка – не живая женщина, она принадлежит к другому миру.

Какому? Ответ дается в четвертой строфе, где появляется образ «ненасытимой прорвы земли». Смерть – мир, к которому принадлежит бабушка, именно этим и объясняются образы холода в первых строфах. Поэтесса скорбит о ранней смерти бабушки, с горечью осознавая, что с уходом человека все его переживания и чувства остаются утраченными.

Цветаева переживает о нереализованных возможностях личности, о том, как ничтожно мало успевает сделать человек за свою жизнь.

Задаваясь вопросом, исчезают ли мысли и переживания людей с их уходом или частью этого творческого потенциала наделяются потомки, поэтесса осознает родственность душ бабушки и внучки. Цветаеву объединяют с бабушкой «мятежные» черты характера, дух бунтарства.

Стихотворение «Бабушке» написано напоминающим ритм вальса трехстопным дактилем, смешанной рифмой. Цветаева использовала для написания произведения перекрестную рифму. В произведении преобладают открытые рифмы.

В стихотворении присутствует аллитерация, создающая эффект плавного скольжения танцевальной пары; также поэтесса использует ассонанс. Повторы гласных «е» и «и» придают лиричность и напевность произведению. При помощи многократных (58 раз) повторов гласной «а» обозначается целеустремленность и твердость характера героини.

Большинство предложений стихотворения эмоционально окрашены: чувство печали и отдаленности создают односоставные, именные предложения. Цветаева ищет сходство с бабушкой, знакомой лишь по портрету, поэтому в небольшом по объему произведении используется четыре предложения-вопроса. Вопросы усиливаются восклицательными обращениями: «Юная бабушка! Кто целовал Ваши надменные губы?» .

Стихотворение насыщено тропами и стилистическими фигурами: олицетворениями (прорва земли), повторами (бабушка, юная), эпитетами (ледяного лица, продолговатый и твердый овал, надменные губы), метафорами (жестокий мятеж в сердце, платья раструбы). Они использованы для передачи эмоционального состояния героини.

Обращение «Юная бабушка!» звучит, как оксюморон, создавая ощущение невозможности. Такое словосочетание вполне оправдано: по родственным связям женщина на портрете приходится Цветаевой бабушкой, но по возрасту она – ровесница самой поэтессе, и навсегда останется в памяти молодой.

В последней строфе для привлечения внимания читателя Цветаева использует риторический вопрос: «Бабушка! Этот жестокий мятеж// В сердце моем – не от Вас ли?» .

Один из самых искренних поэтов, Цветаева, всматриваясь и вслушиваясь в себя, в стихотворении «Бабушке» максимально честно и пронзительно рассказывает читателю о поиске понимания, о феномене самого Человека.

Подробный анализ стихотворений Цветаевой. “Бабушке”

«Бабушке» – лирическое произведение, которое увидело свет в 1914 году. Марине Цветаевой на тот момент было всего 18 лет. Юная девушка строила грандиозные планы, мечтала стать знаменитой поэтессой и реализовать свои мысли в творчестве.

Больше всего способен раскрыть сущность душевных переживаний лирической героини анализ стихотворений Цветаевой. «Бабушке» – одно из самых занимательных и необыкновенных ее произведений.

Его можно запомнить наизусть с первого прочтения – настолько строки пленяют своей искренностью и красотой.

История создания

Своих бабушек Марина Цветаева никогда не знала, так как обе умерли задолго до того как она сама появилась на свет. Одна из них была родом из простой крестьянской семьи, а другая (по материнской линии) – польская аристократка Мария Бернацкая. Именно ей посвящено замечательное лирическое произведение.

Когда-то юная Марина Цветаева оказалась лицом к лицу перед портретом молодой женщины, который потряс ее воображение.

И вот внучка пыталась разгадать ее тайну, приоткрыть завесу и понять, что связывает ее с этой женщиной, черты которой надменны и строги, обнаружить родственное сходство.

Анализ стихотворения Цветаевой «Бабушке» кратко можно представить следующим образом. Читатель получает колоссальное эстетическое удовольствие от прочтения.

Марина Цветаева. «Бабушке». Анализ стихотворения

Она полна надежды на светлое будущее, пытается разобраться в себе и строит грандиозные планы. Именно по этой причине лирическая героиня хочет обнаружить свою принадлежность к аристократическому сословию, к которому относилась и бабушка.

Она восторгается ее величественной осанкой, некоторой строгостью во взгляде, пытается угадать ее чувства и настроения. Но лицо бабушки на портрете выглядит холодным и безучастным, поэтому внучка называет его «взыскательным взглядом».

Кажется, что эти глаза требуют ответа, призывают к открытой правде, даже заставляют страдать.

Героиня Марины Цветаевой предпринимает попытку угадать, чем жила ее бабушка, какие чувства испытывала, что происходило в ее жизни. Это единственное произведение, которое посвятила Марина Цветаева бабушке.

Анализ стихотворения позволяет рассмотреть противоречивые эмоции, понять их причину и сущность.

Состояние лирической героини неоднозначное: она хочет узнать родственную душу лучше, но сама как будто боится открытия этой тайны.

Символы и их значения

Чтобы детальнее рассмотреть образ бабушки Марины Цветаевой и то, какой видит ее сама внучка, необходимо обратиться к эпитетам и метафорам, которые употребляются в стихотворении.

«Продолговатый и твердый овал» очень точно подмечает надменное строгое лицо молодой женщины. Наверняка лирическая героиня несколько растерялась перед этим взглядом, сражающим наповал.

Видно по всему, что изображенная на портрете бабушка в молодости знала себе цену, умела уважать себя как личность и беречь достоинство.

Что может раскрыть эту правду лучше, чем анализ стихотворений Цветаевой? «Бабушке» – единственное произведение, которое иллюстрирует читателям отношение поэтессы к своим корням, поэтому оно представляет собой историческую ценность.

«Юная бабушка» – оксюморон, подчеркивающий удивление и смятение лирической героини. Она умерла молодой, поэтому Цветаева использует к ней такое необычное обращение.

Поэтесса искренне пытается постичь тайну красоты и благородства этой величественной женщины. Очень многое показывает анализ стихотворений Цветаевой.

«Бабушке» – замечательное и красивое произведение, которое надолго задерживается в памяти.

«Жестокий мятеж» обозначает стремление к свободе и независимости. Лирическая героиня всеми силами души вопрошает: «Юная бабушка, кто вы?». Душа поэтессы сравнивает себя с изображением на портрете, и ей хочется найти в нем сходные черты. Весьма занимателен анализ стихотворений Цветаевой. «Бабушке» – одно из величайших творений поэтессы.

Главная мысль

Пожалуй, самое важное в любом произведении – это его смысл, то, ради чего оно создается. Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Бабушке» показывает, что оно являет собой культурную, литературную и поэтическую ценность, так как затрагивает вопросы бытия и сущности человека, его желание оставаться самим собой в постоянно меняющихся условиях действительности.

Слушать стихотворение Цветаевой Бабушке

Темы соседних сочинений

← Ахматовой↑ ЦветаеваБайрону →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/cvetaevoj/babushke

Анализ стихотворения Цветаевой Бабушке

Марина Ивановна достаточно долгое время тосковала по своим родным бабушкам, которых она не застала. Это произошло из-за того, что они скончались в сравнительно молодом возрасте. Две бабушки: по отцовское и материнской линиям. Они были совершенно разные.

По отцовской линии, бабушка была обычной и простой женщиной, которая трудилась без устали целыми днями. А вот по материнской линии, у нее была достаточно богатая бабушка, которую звали Мария Бернацкая.

Она принимала участие во всех светских мероприятиях, которые проходили в закрытом обществе. В 1914 году, обратившись к портрету своей богатой и рано умершей бабушки, Цветаева видимо была вдохновлена на написание такого замечательного стихотворения, которое мы можем сейчас прочитать.

В нем, она пыталась понять, как ей удавалось достичь столь необыкновенной красоты своего лица и удивительного благородства.

В своем произведении, внучка тщательно описывает все примечательные стороны лица своей бабушки. Посмотрев на портрет, можно подумать, что она является властной и надменной женщиной, но в действительности, Цветаева видит в ней только хорошие черты.

Марина Ивановна рассматривает свою бабушку как родственницу. Это связано с тем, что, уходя из жизни, Марии Бернацкой было всего лишь 20 лет, а на момент написания стихотворения, Цветаевой постигла рубеж восемнадцатилетия.

В наследство от своей бабушки, внучке достался жесткий характер, который доставлял поэтессе множество проблем, связанных с вынуждением идти против своей же воли. Свою бабушку, она смогла полюбить по фотографии, всего лишь посмотрев ей в глаза.

Она была обязана столь высшему разуму, которым она обладала благодаря своей бабушке.

До конца своих дней, Марина Ивановна Цветаева, будет нести с собой судьбу своей бабушки, которую она недавно узнала по фотографии. Она считала ее судьбу очень трагичной, но в то же время удивительной и трагичной.

Анализ стиха Бабушке Цветаевой

В начале первой мировой войны в 1914 году Цветаева издала элегию « Бабушке». Маленькая Марина не зала своих бабушек. В доме Цветаевой был лишь портрет ее бабушки, которая прожила очень короткую жизнь всего 27 лет. Это и стало вдохновением для создания этого произведения.

В элегии поэтесса пытается понять терзания, страдания и радости женщины. Цветаева полагала, что ей достался именно бабушкин характер.

Она пытается рассмотреть в образе своей бабушке начало своего характера, понять себя, воскресить связь, потерянную во времени. В начале элегии описывается внешность женщины.

Этому описанию отводится большая часть элегии, три строфы. Бабушка была поэтессе вовсе не знакома, она пытается всмотреться в черты молодой женщины.

В произведении используются эпитеты для создания образа Юнной бабушки.

Читая произведение, представляешь холодный, бездушный, непреступный женский портрет, который в тоже время не лишён чистой, девственной, нежной красоты. Она отрешена от этого мира и будто принадлежит миру мертвых.

Читайте также:  А. с. пушкин "во глубине сибирских руд": анализ стихотворения

Цветаева скорбит о том, что бабушка так рано покинула мир в очень раннем возрасте. Так и не испытав настоящие чувства, мысли и радости жизни.

Как же безжалостна жизнь, в один миг она может оборваться так и не дав людям за короткий промежуток времени реализовать свои возможности. Что же происходит с чувствами и мыслями людей, что покидают этот грешный мир.

Ответов на свои вопросы она так и не находит. Элегия «Бабушке» написана мелодично в ритме вальса трехстопным дактилем, смешанной рифмой.

В элегии есть аллитерация, которое помогает достичь эффекта плавного скольжения пары танцующей на паркете.

Большая часть произведения окрашена в эмоциональные чувства горести и печали. Вопросы, что задает поэтесса бабушке усилена восклицанием. Цветаева применяет в произведении олицетворение, метафоры, эпитеты.

В этой элегии поэтесса с необыкновенной открытостью и прямодушием раскрывает свои эмоции и ощущения. Она оголяет свои задушевные внутренние волнения и без преувеличений очень правдиво раскрывает истину своих чувств читателям. Она на своем опыте делится мыслями и думами о поиске осмысления поколений, размышляет об изумительном феномене под названием Человек.

Мне очень понравилось произведение « Бабушке». Элегия является литературной и поэтической ценностью, которая задевает главные вопросы существования человека, жажду быть самим собой в любых жизненных условиях бытия.

По плану 9 класс кратко.Средство выразительности, образ лирического героя

  • Анализ стихотворения Тютчева Конь морскойФёдор Иванович приобрёл широкую известность благодаря своему творчеству, начав писать самые знаменитые (в последующем) свои стихотворения в 1820-1830х гг. Тогда же он и создал своё творение «Конь морской».
  • Анализ стихотворения Пастернака Нобелевская премияАвтор был выбран на получение Нобелевской премии. Эту премию он по праву заслужил за свою огромную лепту, которую внес в литературу. Но это совершенно не принесло писателю никаких благ. СССР не очень хорошо приняли данное
  • Анализ стихотворения Есенина Весенний вечерВ этом прекрасном и удивительно праздничном стихотворении, чувствуется, что его написал молодой человек, который полон творческих сил, которые помогут ему свернуть горы. Наш герой очень молод и талантлив, так как это стихотворение,
  • Анализ стихотворения Фета Горячий ключУ многих писателей и художников проходит прямая параллель между творчеством и внутренними переживаниями, их произведения являются, по сути, отражением собственных потрясений происходящих в их душах. В истории русской литературы
  • Анализ стихотворения Некрасова Великое чувство! У каждых дверей…Самый родной человек – мама, та, что всегда с нами душой, близкая и понимающая. Человеку дается мать для того, чтобы он смог увидеть настоящую любовь, безусловную, прощающую, сопереживающую, самоотверженную

Источник: https://analiz-stihov.ru/cvetaeva/babushke

Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Бабушке» | Марина Цветаева и мировая культура

4 сентября 1914 года, чуть больше столетия назад, было написано стихотворение, посвященное личности, закончившей свою жизнь еще на полстолетия раньше. Стихотворение звучит до сих пор, и в нем жив  образ давно ушедшего человека. Так создается связь времен: через слова и лица.

Заголовок раскрывает тему произведения. Речь пойдет о размышлениях, посвященных бабушке автора. По поводу чего они возникли?

Первые строки создают двойную картину: перед нами героиня, вглядывающаяся в портрет девушки, — название подсказывает, что это ее бабушка. Знакомство с образом идет постепенно. Вначале бросается в глаза продолговатый, четко очерченный овал лица, потом замечается черный цвет и фасон платья.

Удлиненный тип лица не характерен для круглолицых русских женщин — на портрете, скорее, иностранка. Черный цвет одежды типичен для вдов, пожилых женщин. Но так странно одета молодая женщина, «Юная бабушка».

Оборот звучит как оксюморон и так же подчеркивает временну́ю отстраненность образа, как и непривычный наряд.

«Надменные губы» открывают такие черты характера Бабушки, как сильная воля, неприступность, и заставляют героиню задуматься: чем могла быть для нее любовь. Возникает вопрос: каким (подразумевается, еще более сильным) должен был быть мужчина, который мог добиться поцелуя от такой женщины?

Возможный ответ не приводится, вопрос звучит скорее риторически. Портрет изучается дальше.

Упоминание об изысканной музыке Ф. Шопена, звучавшей в исполнении «Юной бабушки» в дворцовых залах, не только придает ее образу утонченность, но сообщает нам, что она принадлежала к польским придворным кругам,  и таким образом подтверждает статус иностранки.

Взгляд героини возвращается к лицу Бабушки. Изучается ее прическа. Локоны, закрученные по моде того времени спиралью, создают контраст с «ледяным» — таким же, как губы, надменным, холодным выражением лица.

Каких намерений взыскует этот взгляд, от чего он готов защищаться? Вероятно, такая двойственность — отражение души старинной дамы: она жаждет любви, но добиться этой высокой чести могут лишь избранные. Для остальных претендентов ее душа закрыта наглухо.

По мере вглядывания в образ  у героини возрастает личный интерес:

Как черный цвет непривычен для наряда юной женщины, так и «Темный, прямой и взыскательный взгляд» не вяжется с типичным представлением молодой особы, которой пристало глядеть с портрета учтиво и ласково. Героиня, зачарованная загадкой образа, хочет узнать его глубже: «кто Вы?»

Эти вопросы, как и вопрос о поцелуе, звучат риторически. «Двадцатилетняя полька»-бабушка и ее судьба, конечно, известны героине. Вопросы заданы для того, чтобы вспомнить о Роке, унесшем «В ненасытимую прорву земли» юную польскую красавицу.

Взгляд героини переходит от портрета к окну.

Вокруг продолжается жизнь, и взгляд темных глаз с портрета больше не тревожит героиню наружно. Но он проник в ее душу, остался навечно. И героиня ощущает глубинную родственную связь с той юной женщиной, которая изображена на старинном портрете.

Героиня, от лица которой идет монолог, идентифицируется с автором. Как известно, стихотворение посвящено памяти Марии Лукиничны Бернацкой, в замужестве Мейн (1841–1868), бабушки Цветаевой по материнской линии. Ее матерью была польская графиня Марианна Станиславовна Ледуховская (около 1819 — не ранее 1846). О том, что именно видела перед собой Цветаева, мы узнаем из воспоминаний ее сестры:

Темные глаза, тонкие правильные черты, цвет наряда, локоны, тяжелый загадочный взгляд — все это мы находим в стихотворении. Однако художественное произведение — не фотография реальности, дагерротип обращается в портрет, важнейшие впечатления воплощены  по-новому.

Напуск широкой черной блузы, скрывавший беременность, выглядит «раструбами» старинного платья; добрый изгиб губ стал надменным, печальное выражение — ледяным. При помощи таких средств прототип наделяется теми чертами, какие хотела видеть Цветаева у своего предка, — гордой аристократической красавицы: «От М.Л. Бернацкой польский нос и мятеж» (ЗК2: 419).

Пассаж о поцелуе тоже обнаруживает основу в семейных преданиях. А. И. Цветаева так передает впечатления сестры от встречи с польскими родственниками в эмиграции:

Именно такой образ требовался для утверждения мифологического «проклятия», тяготевшего над цветаевским родом, и черное платье Бабушки, таким образом, становится приметой ее роковой судьбы:

Эти слова будут сказаны много лет спустя после написания стихотворения, но в раннем произведении уже представлены те черты, которые заложили основы «родовой» мифологии, а также дали возможность Цветаевой позднее отождествлять свой внутренний образ с другой польской героиней — Мариной Мнишек.

Н. Еленев в статье «Кем была Марина Цветаева?» отметил:

Предсказание о классической судьбе стихотворения сбылось, но, по нашему мнению, авторское видение передает не столько сладость бытия, сколько трагедийную, роковую сущность старинного образа.

Для более глубокого представления о произведении рекомендуем читателям ознакомиться со статьей: Леннквист Б. Биография и текст: Разбор стихотворения « Бабушке » // Russica Aboensia 2. День поэзии Марины Цветаевой: Сборник статей. Abo / Turku, 1997. С. 11–23.

ЛИТЕРАТУРА

  1. АЦ1-2 — Цветаева А.И. Воспоминания. В 2 т. М., 2008.
  2. ЗК2 — Цветаева М. Неизданное. Записные книжки: В 2 т. Т. II: 1919–1939. / Подгот. текста, предисл. и примеч. Е. Б. Коркиной и М. Г. Крутиковой. М., 2000, 2001.
  3. Критика 2 — Марина Цветаева в критике современников: В 2-х ч. Ч. II. 1942–1987 годы. Обреченность на время. М. .: Аграф, 2003.
  4. Цветаева 6 — Цветаева М. И Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. Письма / Вступ. ст. А. Саакянц. Сост., подгот. текста и коммент. Л. Мнухина. М., 1995.

Источник: http://www.mysilverage.ru/2015/09/13/analiz-stixotvoreniya-m-i-cvetaevoj-babushke/

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Бабушке»

Стихотворение было написано в 1914 году и посвящено ее бабушке. Цветаевой не удалось при жизни столкнуться с любовью бабушек, которые покинули этот мир в достаточно молодом возрасте, но в памяти внучки остались изображения в виде портрета, которые она могла разглядывать подолгу.

По папиной крови бабушка представляла собой скромную и трудолюбивую женщину, ничем не отличавшуюся от большинства остальных людей, а вот как раз по маминой линии бабушка отличалась с довольно таки непростым характером, заключающимся в умении подать себя, как почтительную особу и звали ее Мария Бернацкая. Вот именно ей и были посвящены строки из данной написанной поэзии, которая прожила буквально 20 лет — в разгаре только начавшейся жизни.

Цветаева хотела передать в своем стихотворении интерес к познанию необычайной очаровательности и великодушия, которые передавали портреты, находящиеся в их доме.

Это все отражается в каждой сочиненной рифме, где подчеркивается мельчайшее выражение черты лица, также состояние внутреннего мира, отражающееся в энергетике, исходящей от нарисованного изображения.

И она ее как-будто боготворит, даже можно сказать восхищается, и в тоже время разочаровывается в том, что не сможет прижаться к груди к своему родному человеку, которого она никогда не сможет увидеть, так как очень рано забрал Бог ее дорогую и любимую бабушку.

В момент написания стихотворения Цветаевой было всего 18 лет и она воспринимала свою родственницу совсем юной и молодой, так как их разница на то время была незначительной, но если реально рассуждать, то их разделяют много лет жизни, которые не оставляют равнодушной нашу поэтессу.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

В строчках всплывают мгновения такого прекрасного и незабываемого танца, как вальса, которые исполняет ее покойная бабушка в представлениях девочки, а также их объединяет опрометчивая мятежность, направленная на напористость и настойчивость в поведении обоих, что мешает Цветаевой смириться среди всего происходящего в этом мире. Но это ее не особо расстраивает, так как жить в гармонии с самим собой и, ни от кого не зависеть — ее счастье.

Если касаться умственного дара, то это с точностью можно сказать, что досталось от бабушки, чему гордится наша писательница. Цветаева никогда не забудет о том, что в ее жилах протекает кровь польской красавицы из благородных и знатных девиц, у которой сложилась непростая и трагическая судьба с множеством загадок, имеющих любопытство разгадывать вновь и вновь.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/09/analiz-stihotvoreniya-mariny-cvetaevoy-babushke.html

Анализ стихотворения Цветаевой «Бабушке» (1914)

В стихах Цветаевой часто встречаются смерть и жизнь, и во­прос о том, как судьбы тех, давно уже ушедших людей отража­ются в судьбах нас, живущих сейчас.

Читайте также:  Энергия солнца - энергия будущего

Девушка рассматривает портрет своей бабушки, умершей со­всем молодой — много лет назад. Овальная рама. Изображённая на портрете женщина одета по моде того времени: в чёрное пла­тье с раструбами (расширениями в виде воронки).

Обращение «Юная бабушка!» звучит как оксюморон, но это так: люди, ушедшие из жизни молодыми, навсегда остаются та­кими в памяти потомков. Но по родственным связям молодая женщина является бабушкой поэтессы. Лирическая героиня пы­тается проникнуть во внутренний мир женщины на портрете: «Юная бабушка! Кто целовал / Ваши надменные губы?»

Взгляд поэтессы словно скользит по изображению, с лица и губ переходит на руки, на локоны — всё это вызывает ассоциа­ции, впечатление отражается в эпитетах и сравнениях. Назывные предложения звучат печально и словно бы отдалённо:

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

Тёмный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.

Четырёхстопный дактиль, которым написано стихотворение, в этих строфах вызывает ощущение старинного вальса, аллитера­ция — плавное скольжение пары:

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

И вновь — от разглядывания — к попытке понять пережива­ния, страдания и радости этой женщины, черты характера кото­рой, возможно, перешли и к самой Цветаевой: «Юная бабушка, кто вы?» Жизнь — это возможность создать: себя, свою судьбу, участвовать в судьбах других людей; возможность творить, ро­жать детей, радоваться и печалиться. Почему прерывается жизнь человека, когда он ещё только на пороге?

Когда мы читаем: «День был невинен, и ветер был свеж» — невольно хочется задать вопрос самому себе: какой день был не­винен, какой ветер был свеж: тот, в который лирическая героиня рассматривает портрет, или тот, в который художник рисовал этот портрет? В момент создания стихотворения или десятки лет до этого? Непривычно звучит по отношению к дню прилагатель­ное «невинен» (чист, непорочен), странно выглядит определение «тёмные» по отношению к слову «звёзды». Время и пространство словно смещаются, вызывая некие космические изменения, кото­рые приводят героиню к внезапному прозрению:

— Бабушка! -— Этот жестокий мятеж В сердце моём — не от вас ли?..

Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной»

Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» зву­чит в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», где его ис­полняет главная героиня.

Лирическая героиня мысленно обращает свой монолог к че­ловеку, к которому она ощущает глубокую симпатию. Но сначала читателю кажется, что она радуется тому, что не любит его, и то­му, что он её не любит.

Поэтесса описывает особенности пробу­ждения любви, объяснений, венчания — внешне радуясь тому, что этот путь герой пройдёт не с ней.

И лишь в последних стро­ках невольное, казалось бы, «увы!» открывает истинные чувства лирической героини.

Стихотворение говорит нам о том. как часто человек не по­нимает свои истинные чувства, поддаваясь гипнозу доводов рас­судка. Но подлинное, глубинное чувство всегда в конечном итоге вырвется наружу.

На этой странице искали :

  • в чем смысл стихотворений бабушке мне нравится что вы больны не мной
  • в чем смысл стихотворений бабушке мне нравится
  • в чем смысл стихотворений бабушке
  • в чем смысл стихотворения бабушке мне нравится что вы больны не мной
  • цветаева анализ стихов

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/analiz-stixotvoreniya-cvetaevoj-babushke-1914.html

Анализ стихотворения Цветаевой “бабушке”

Анализ  стихотворения М.Цветаевой «Бабушке».

Стихотворение М.И. Цветаевой «Бабушке» написано в 1914 году. Оно связано с портретом, висевшим в доме в Трехпрудном, изображавшим реальное лицо – польскую бабушку Марины.

Цветаева любила упоминать ее, создав образ пленительной романтичной юной польки, связывая «бабушку» и с Мариной Мнишек, и с собственным характером и судьбой.

Элементы точного описания портрета слились в стихах с воображаемыми возвышенно-романтическими подробностями.

В «Воспоминаниях»  Анастасии Цветаевой, сестры Марины, можно прочитать упоминание об этой бабушке, с которой они даже не были знакомы.

 «Приняли меня мои польские бабушки с самым настоящим сердечным жаром, самая старая подарила мне фотографию трех сестер, с грустными лицами, в пышных платьях, из которых самая красивая и самая печальная – мать моей матери, умершая 27 лет».

Мария Лукинична Бернацкая — мать Марии Александровны, скончавшаяся в двадцать семь лет — происходила из старинного, но обедневшего польского дворянского рода. Умерла после родов Марии Александровны, матери Марины, оставив дочь 19 дней.

В память о ней остался портрет, – увеличенная фотография, которая висела в спальне родителей Марины.

Анастасия писала о ней: «…темноокое, с тяжелыми веками, печальное с точно кистью проведенными бровками, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом (много позже мы узнали, что впервые встретились они на балу…).

Черный атлас старинного покроя кофты, широкой… И память смутно хранит тусклость жемчужин на этом портрете – на руке ли? В ухе, серьгой? Старинной моды два локона, строго, по одному у щеки, прямой пробор темных волос, и через все, надо всем – этот тяжелый взгляд куда-то вбок, мимо, вдаль весомый, как сама печаль, как – быть может – ожидание смерти?»

В стихах Цветаевой  часто встречаются смерть и жизнь, и вопрос о том, как судьбы тех, давно уже ушедших людей отражаются в судьбах нас, живущих сейчас.

 Девушка  рассматривает портрет своей  бабушки, умершей совсем молодой  — много лет назад. Овальная  рама. Изображённая на портрете  женщина одета по моде того  времени: в чёрное платье с  раструбами (расширениями в виде  воронки).

«Продолговатый  и твердый овал» – ряд твердости. «Черного платья раструбы» – ряд  твердости, так как ключевое слово  – раструб, он вызывает ассоциацию с металлом. Платье явно накрахмаленное – твердость, жесткость, неподатливость. «Юная бабушка», – инверсионная симметрия.

Вызывает ощущение невозможности – невозможно быть юной и быть бабушкой (отметим, что там, где возникает инверсионная симметрия, может возникнуть не только предчувствие утраты, но и ощущение невозможности), но люди, ушедшие из жизни молодыми, навсегда остаются такими в памяти потомков.

Лирическая героиня пытается проникнуть во внутренний мир женщины на портрете: «Юная бабушка! Кто целовал / Ваши надменные губы?» – образ насыщен в высокой степени невозможности. Невозможен поцелуй таких надменных губ. Но здесь же присутствует сема твердости – в выражении надменных губ.

Точнее, не твердости, а неприступности.

Взгляд поэтессы словно скользит по изображению, с лица и губ переходит на руки, на локоны — всё это вызывает ассоциации, впечатление отражается в эпитетах и сравнениях. « По сторонам ледяного лица // Локоны в виде спирали». Спираль, как и раструб, восходит к представлению о прохладном металле.

Но тут возникает еще одна тема – тема холодной чистоты, тема, которая связана с холодом, чистотой, неприступностью – острота. Спираль заострена, конец раструба, кстати, тоже. «Темный, прямой и взыскательный взгляд, Взгляд к обороне готовый» – темный, потому что открытый (видно, что глаза темные).

Юные женщины  так не глядят» – невозможность, не могут так глядеть юные женщины. «Юная бабушка, кто вы?» – женщины  в поэзии Цветаевой всегда очень  грешные, страстные, земные – очень  женщины. С бабушкой же связывается  следующий комплекс качеств: острота, неприступность, невозможность, холод, чистота. Все эти качества для  обычной цветаевской лирической героини совершенно немыслимы.

Что же это  за существо героиня стиха? Цветаева не знает, вернее, разум ее не знает. Но подсознание находит ответ: «Сколько возможностей вы унесли, // И невозможностей сколько…» Это ответ. Смерть – вот тот мир, которому принадлежит данное существо.

И моментально объясняются все присущие бабушке качества: очищение смертью, холод, чистота – холод могилы.

И все эти качества сливаются в одно: невозможность быть такой твердой, такой бесстрастной, такой твердой и неприступной – земной женщине, человеку; невозможно живому быть – мертвым.

Рассматривая  звуковую организацию стиха, можно  увидеть, что в стихотворение часто встречаются гласные буквы: а, е, и .

повтор гласных [Е] и [И] – придает произведению напевность и лиричность

повтор гласных [А] создается обозначением твердого характера героини, целенаправленности, устремленности.

По наличию  в стихотворении большого количества сонорных и звонких, можно предположить, что в стихотворении присутствует аллитерация согласных звуков.

Больше всего  в тексте существительных, то есть текст  носит номинативный характер, и внутренний мир героя определяется четкими  конкретными контурами, предметами. Прилагательные имеют качественную оценку, а глаголы (целовал, играли, унесли, погасли) употреблены в форме  прошедшего времени.

В стихотворении  Цветаевой «Бабушке» есть прилагательные, обозначающие цвет: «чёрное платье», «тёмный взгляд», но не они создают  цветовое восприятие стихотворения. Оно  наполнено светлыми красками, хотя светлые цвета в стихотворении  прямо не названы.

Но само словосочетание «юная бабушка» уже воспринимается читателем как понятие чего-то светлого, гордого, возвышенного.

Стихотворение написано трехстопным дактилем, в перекрестной рифме.

 Рифма  стиха смешанная: первая и третья  строфы имеют ударение на первый  слог от конца – ова/л – целова/л – мужская рифма.

 Вторая  и четвертая строфы написаны  женской рифмой, так как ударение  падает на второй от конца  слог – растру/бы – гу/бы.

Марина Цветаева очень часто использует в своих  стихотворениях контраст. Так в стихотворении «Бабушке» мы читаем: « Юная бабушка, кто вы?» Такой прием усиливает личный возбудимый настрой лирической героини. Юная женщина на портрете – юная лирическая героиня, «бабушка» – по возрастной принадлежности и «бабушка» – по пережитому, накопленному опыту.

Когда мы читаем: «День был невинен, и ветер  был свеж» — невольно хочется  задать вопрос самому себе: какой день был невинен, какой ветер был  свеж: тот, в который лирическая героиня  рассматривает портрет, или тот, в который художник рисовал этот портрет? В момент создания стихотворения  или десятки лет до этого? Непривычно звучит по отношению к дню прилагательное «невинен» (чист, непорочен), странно выглядит определение «тёмные» по отношению к слову «звёзды». Время и пространство словно смещаются, вызывая некие космические изменения, которые приводят героиню к внезапному прозрению:

 — Бабушка! -— Этот жестокий мятеж В сердце моём — не от вас ли?..

В последней  строфе Цветаева использует риторический вопрос. Риторические вопросы – стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению: « – Бабушка! – Этот жестокий мятеж // В сердце моем – не от Вас ли?»

Источник: http://referat911.ru/Literatura/analiz-stihotvoreniya-cvetaevoj-babushke/66474-1557466-place1.html

Ссылка на основную публикацию