М. ю. лермонтов “листок”: анализ стихотворения

Лермонтов «Листок». Анализ стихотворения

Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горяИ вот наконец докатился до Черного моря.У Черного моря чинара стоит молодая, С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская, На ветвях зеленых качаются райские птицы;Поют они песни про славу морской царь-девицы.И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. — Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара. Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?Мой слух утомили давно уж и райские птицы.Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю. По небу я ветви раскинула здесь на просторе,И корни мои умывает холодное море».

1841

Стихотворение Лермонтова Листок посвящено теме одиночества, поиска тепла и понимания во враждебном мире.

В стихотворении мы видим два образа: образ листка, оторвавшегося от ветки родимой и скитающегося по свету, и противопоставленный ему образ молодой чинары,  беззаботно растущей на берегу Черного моря. В первой строфе описывается образ листка . Его судьба трагична и тяжела. Скиталец, гонимый жестокой бурей, сжигаемый холодом и зноем, он преждевременно засох и увял.

Автор использует здесь приемы олицетворения, дубовый листок — скиталец, увял и засох от горя, от ветки родимой. Инверсия — оторвался от ветки родимой, усиливает ощущение тоски и одиночества во враждебном мире. Мы видим суровую сдержанность в описании образа листка, бедность красок и эпитетов.

Во второй строфе описывается образ чинары. Жизнь ее — полная противоположность жизни дубового листка. Ветер ее ласкает и шепчется с ее зелеными, полными жизни листьями, райские птицы развлекают ее своим пением . Жизнь молодой чинары легка и беззаботна.

Лермонтов использует здесь те же приемы олицетворения (чинара стоит молодая, ветер шепчется и ласкает), инверсии (на ветвях зеленых). Яркие краски и эпитеты, которыми автор описывает образ чинары, усиливают впечатление внешнего благополучия и счастья.

Следующие четыре строфы стихотворения автор посвятил диалогу листка и чинары. Листок, уставший от скитаний и одиночества, рассказывает чинаре о своей трагической судьбе и  молит чинару о временном приюте в ее корнях.

Листок  мечтает о покое и отдыхе, предлагая взамен единственное богатство — накопленные за время скитаний «мудреные и чудные рассказы». Но гордую и самовлюбленную чинару не трогает рассказ листка. Она остается равнодушной к его страданиям.

Несмотря на то, что жизнь ее пуста и однообразна в своем постоянном благополучии, и даже райские птицы утомляют ее своими сладкими и бессмысленными песнями, чинара не хочет ничего менять, и прогоняет дубовый листок прочь.

Основа всего стихотворения — антитеза,  постоянное противопоставление образов листка и чинары. Как внешнее (  Засох и увял — цвету и блистаю, пылен и желт — зеленые и свежие сыны — листья. ), так и внутреннее  ( одинокий листок и   в кругу своих листьев — сынов, любимая солнцем чинара) .

Противопоставление есть и в отношении внешнего мира ( жестокой бурею гонимый, — ласкает и шепчется ветер, без тени и от зноя усох — корни омывает холодное море).

С одной стороны автор как бы сравнивает и спрашивает, какая же судьба лучше, листка, давшая через боль и страдания мудрость , но рано уносящая силы и здоровье, либо внешне благополучная, но пустая и бессмысленная внутри жизнь чинары, счастливой, пока светит солнце.

С другой стороны автор осуждает равнодушие и черствость чинары. Лирический герой Лермонтова также, как и дубовый листок, одинок, и ищет понимания и покоя в суровом внешнем мире.

Если вам понравился материал, нажмите, пожалуйста, кнопку “Мне нравится” или “G+1”. Нам важно знать ваше мнение!

Источник: http://kid-mama.ru/analiz-proizvedenij-po-literature/lermontov-listok-analiz-stixotvoreniya/

«Листок» М. Лермонтов

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с глубоким переосмыслением его жизни. В своих произведениях автор анализировал собственный опыт, предназначение, уели и убеждения. Именно в это время, весной 1841 года, за несколько месяцев до гибели, поэт написал стихотворение «Листок», которое по праву можно считать автобиографичным.

Данное произведение весьма метафорично, так как поэт сравнивает себя с дубовым листком, который «оторвался от ветки родимой» и отправился в странствия «жестокой бурей гонимый».

Уже в первых строчках произведения содержится намек на кавказские ссылки Лермонтова, которые вынудили поэта покинуть родное имение и блистательно московское общество, отказаться от светской жизни и многочисленных друзей. По сути, Лермонтов оказался на чужбине.

Причем, против своей воли, как дубовый листок, сорванный порывом ветра и перенесенный в степь. Опаленный солнцем, пожелтевший и запылившийся, он ищет пристанища на берегу Черного моря.

Точно также и поэт пытался найти себя в новом, чужом для него и совершенно безразличном мире, рассчитывая на то, что далекий Кавказ сможет стать его второй родиной. Этого, к сожалению, не случилось, уж слишком разными были мировоззрения поэта и тех людей, которые окружали его на чужбине.

Подтверждает это и стихотворение, в котором дубовый листок попытался прибиться к корням гордой красавицы-чинары, одиноко стоящей на морском берегу. Листок просил у нее немного – всего лишь тени от раскидистых ветвей, которая смогла бы защитить его от палящего южного солнца. Взамен странник обещал рассказать чинаре много удивительных историй о своих путешествиях.

Однако увлекательные рассказы оказались чинаре без надобности. «Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?», — таков был ответ гордой красавицы.

Если проводить параллель с жизнью поэта, то сходство очевидно, так как талант Лермонтова, перед которым многие преклонялись в России, оказался никому не нужным на Кавказе с его восточной культурой и совершенно иными жизненными ценностями.

Более того, коренные жители гор с пренебрежением отнеслись к попыткам поэта установить с ними дружеские отношения, так как считали, что по своему статусу Лермонтов, имеющий дворянское происхождение, но находящийся в опале, занимает гораздо более низшую ступень, чем уважаемый всеми джигит.

«Ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» — эти строчки подтверждают тот факт, что Лермонтов был отвергнут местным обществом и, в частности, первыми кавказскими красавицами, которые поначалу пленили пылкое воображение поэта.

В последней строфе стихотворения «Листок» красавица-чинара открыто прогоняет чужестранца, советуя ему идти дальше и искать свое счастье в других местах.

В этих краях она – полноправная хозяйка, ее жизнь протекает счастливо, размеренно, она наполнена негой, любовью и теплом. В ней нет места тому, кто попытался столь вероломно нарушить ее покой, и попросил помощи.

Сейчас уже трудно судить о том, имел ли в действительности место подобный диалог между Лермонтовым и кем-то из темпераментных жителей Кавказа.

Однако факт остается фактом – изгнанника, вынужденного покинуть российскую столицу, на юге никто не ждал. Надеясь обрести душевный покой среди горных аулов, Лермонтов очень скоро осознал, что местный уклад жизни, размеренный и преисполненный вековой мудрости, вызывает у него чувство уныния.

В то же время резкий и вспыльчивый характер поэта отталкивал от него местных жителей.

В итоге поэт чувствовал себя бесконечно одиноким и никому не нужным, понимая, что вряд ли на земле можно отыскать такое место, где он сможет быть по-настоящему счастливым, свободным и востребованным, как литератор.

Источник: http://pishi-stihi.ru/listok-lermontov.html

Анализ стихотворения Лермонтова «Листок»

Листок Лермонтова – замечательная работа, написанная незадолго до его смерти. В 1841 году, когда Лермонтов вернулся на Кавказ из Петербурга, где был в отпуске, там и было написано стихотворение.

Свое стихотворение автор посвятил теме одиночества, теме постоянного поиска понимания, тепла в чужом вражеском мире.

Данную работу вполне можно считать автобиографической и чтобы в этом убедиться, давайте сделаем анализ стихотворения «Листок» Лермонтова.

Если обратиться к сюжету стихотворения, то мы видим, как дубовый листочек был оторван от дерева и его, против воли, подхватил порыв ветра и унес далеко от родного края. Используя в стихе эпитеты, метафоры, сравнения, автор показал жизнь изгнанника в образе листочка.

Листок скитается весь в пыли, иссохший, пожелтевший. Он надеется найти приют на чужбине. Занес его ураган к Черному морю, где росла чинара. В отличие от листка, она стояла на месте, обласканная солнцем.

Она свежа и красива. На ее ветвях пели райские птички и она была довольна своей комфортной жизнью.

Она дружит с окружающим миром, а вот листок попал во вражеский мир, где его сушит солнце, где ветер гонит, а в море можно утонуть.

Дальше в анализе нашего стихотворения давайте кратко опишем разговор чинары и дубового листика. Листок, прижавшись к корням чинары, просит хоть на краткий миг приютить его.

Он просит приюта в ее тени, за что он обещает рассказывать разные интересные истории. Но, у красивой внешне, внутренний мир чинары оказался пустым и бездушным.

Не нужны ей небылицы листка, да и свежим ее сынам листик не пара. Прогоняет его бездушная чинара.

Продолжая анализировать стихотворение Лермонтова в нашем сочинении, мы видим в образе дубового листка самого автора. Уже в начале произведения видны предпосылки и намек на кавказские ссылки автора, куда ему пришлось ехать независимо от желания.

Автор попал в чужую среду, где ему было не комфортно. Ему пришлось покинуть друзей, светскую жизнь, оказавшись на чужбине. Лермонтов пытается найти на чужбине уголок для себя, но не получается.

Уж очень разными были мировозрения у кавказцев, которые не совпадали с его собственными.

Мало того, Лермонтова на Кавказе не воспринимали, как литератора, где не оценили талант писателя, ведь жизненные ценности там были совершенно другими. Лермонтова отвергло и местное общество, как отвергли и кавказские красавицы.

Вот мы и видим в конце произведения, где автор выплеснул всю свою душу, переживания, всю свою боль, как чинара прогоняет иностранца. Она советует ему искать другого приюта в иных местах. Вот только где найти тот уголок, вдали от Родины, где был бы герой по-настоящему счастливым? Где найти место, в котором автор был бы признан и востребован. Где найти такое место на земле?

Надежды на спокойствие, на счастье, на обретение покоя разбиты. Вдали от родного края герой обречен либо же на смерть, либо же на вечное скитание.

Источник: http://sochinyshka.ru/analiz-stixotvoreniya-lermontova-listok.html

Анализ стихотворения Лермонтова «Листок»

Один из талантливейших людей за всю историю русской и мировой литературы, национальный поэтический Гений России, М.Ю. Лермонтов прожил, к величайшему сожалению, поразительно короткую жизнь — лишь немного ему не хватило, чтобы отпраздновать свои двадцать восьмые именины.

Читайте также:  Природа, растения и животные краснодарского края

На протяжении всей жизни Мишеля, а затем и Михаила Юрьевича преследовало одиночество. Талантливый поэт, с отроческого возраста начавший слагать стихи, к юности подошёл со стойким отторжением многих идей, принципов и обычаев светского общества, которое его окружало.

В пёстрой, богато одетой толпе он чувствовал себя невероятно одиноко, понимая, что его заботят другие, гораздо более серьёзные мысли и чувства; Лермонтов отличался по убеждениям от своих сверстников — он был страстным обожателем своей Родины, истинным патриотом, так что общество либерально настроенной молодёжи было противно ему.

Не нашёл он и утешения в любви: тема взаимоотношений мужчины и женщины в его лирике находит крайне болезненное воплощение; стихотворения о любви всегда горькие, трагичные, безответные — они будто оголённая душа поэта, живая и горячая, вывернутая наизнанку перед читателем. Ярчайшим примером лермонтовского отношения к любви становится его стихотворение «Нищий».

Не оценило таланта поэта и государство.

Лермонтова признали опальным; перед ним демонстративно закрывались двери многих знатных домов; по царскому указу Михаила Юрьевича ссылали на Кавказ… Неудивительно, что все испытания, пришедшиеся на долю поэта, изранили его сердце, заставили глубоко страдать.

Он не испытывал ни к кому ненависти, не озлобился — но стал навеки одиноким, пронзительно печальным и трагичным. Именно эта трагедия одиночества, трагедия бесприютного изгнанника наиболее ярко, пожалуй, отразилась в стихотворении «Листок».

Собственно, сам образ, центральный в этом произведении, одинокого листа, которому не находится места на белом свете, встречался в русской литературе и раньше — и он будет подхвачен и продолжен в дальнейшем, в прозе 19 века.
Итак, «Листок» был написан незадолго до гибели поэта — за считанные недели.

Вообще 1841 год стал особым, самым, пожалуй, сложным в жизни Лермонтова. Его всё больше начинают беспокоить извечные темы смысла жизни, значения творчества; он всё больше погружается в религию, ища ответы на мучавшие его вопросы. Но он нигде не находит успокоения, его душа не может примириться с реальностью.

Свои переживания Лермонтов изливает на бумагу, доказывая себе и всему миру, сколь жестоко может обойтись судьба, мир, с несчастным странником. В русской литературе есть термин, обозначающий тип персонажей, — «лишний человек». Предпосылки возникновения этого образа были заложены А.

Грибоедовым в комедии «Горе от ума», но в «Листке» он получает новое поэтическое звучание.

Сюжет этого философского произведения можно, пожалуй, назвать незамысловатым: юный дубовый листочек отрывает ветром от ветки. Он страдает в пути, но вдруг добирается до гостеприимного, по выражению Геродота, Чёрного моря.

Листок просит одного лишь приюта у молодой чинары, что росла тут с рождения. Взамен он обещает рассказать ей невиданные истории, которые узнал в путешествии.

Однако высокомерная чинара бессердечно прогоняет несчастного странника.

Без сомнения, сюжет — это яркая аллегория на события жизни самого Лермонтова. Он, слишком рано повзрослевший, оказался не нужен обществу, которому принадлежал.

От него отвернулся свет, и он вынужден был покинуть Петербург — как и листок, жестокою «бурей гонимый».

И если раньше поэт сам искал бури, отвергая блаженство и праздность жизни, что отразилось, например, в стихотворении «Парус», то теперь он сам стремится к покою, к благополучию — и не может его найти.

Обособленность поэта вынудила его отправиться на Восток. Его образ символизирует молодая и грациозная чинара, у которой листок надеется обрести покой.

Так и поэт, отправляясь в ссылку, надеялся, что найдёт убежище среди вольных горцев, но те не приняли Лермонтова так же, как и светские дома. Опальный поэт оказался не у дел.

Первые красавицы Кавказа, поначалу так прельстившие воображение Михаила Юрьевича, оказались горды и холодны, и поэт получил лишь новую порцию боли и разочарования.

Не принята оказалась и лирика классика, которая была чужда народу с совершенно другой культурой. Так, Мишель, ищущий покоя на новом месте, не сумел обрести новую Родину. Чинара советует измождённому листку отправляться дальше, но дальше ведь только море — холодное море, омывающее её корни. Увы, странник не нужен в маленьком сложившемся мирке чинары, где царит эгоцентризм.

Неспроста автор строит повествование на противопоставлении образов листка и молодой чинары: если первый изображается очень жёстко, маловыразительно, то вторая, напротив, описывается максимально эффектно, ярко, образно.

Автор нарочно использует и эпитеты (изумрудные листья), и метафоры (свежие сыны) — на фоне безмятежной «морской царь-девицы» страдания листка кажутся ещё более невыносимыми.

Чинара живёт в гармонии с ветром, с райскими птицами, с солнцем и морем — и ей не нужен рано осиротевший листок, иссохший и сморщенный от глада, жажды и страданий. Чинара остаётся глуха к несчастьям странника — или, быть может, ей просто не хотелось видеть в идеальном мирке, практически райском саду нечто, столь изуродованное горестями.

К сожалению, лирический герой Лермонтова оказывается ненужным этому миру. Изгнаннику не найти приют, ему можно лишь погибнуть в волнах моря, которое ласкает чинару, но которое не сможет стать другом одинокому и несчастному листку. Увы, именно такая судьба уготована и самому поэту, который, к сожалению, осознаёт это, но не в его силах что-то изменить.

Именно поэтому так остро в стихотворении проявляется мотив трагического двоемирия, свойственный романтическому направлению в литературе. Мир мечты жестоко разбивается о равнодушную реальность; а в той реальности романтическому герою выжить попросту невозможно.

Стихотворение, являющееся элегией по жанру, написано нестандартным для русской поэзии размером — пятистопным амфибрахием с использованием парной рифмовки и чередованием женской и мужской рифмы.

Это придаёт стихотворению особую мелодичность; в звуковой организации текста особое место занимает приём аллитерации («с ней шепчется ветер» и др.).

Кроме того, «Листок» имеет особую синтаксическую организацию — последние строфы звучат «рубяще»; чинара не хочет дать изгнаннику приют и отвергает его, произнося жёсткие, короткие фразы.

Кульминационно звучат жестокие слова: «Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!». В этот миг рушатся все надежды на обретение лирическим героем счастья.

Несмотря на то, что эта мысль не высказана в стихотворении, поэт органично подводит читателя к мысли о том, что как ни была бы жестока Родина, только она может подарить приют своему сыну; нет смысла искать счастья где-то в далёких далях, его там не найти. Читатель самостоятельно может сделать такой вывод.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Примерно в это же время М.Ю. Лермонтов напишет и иные стихотворения, посвящённые теме поиска покоя и умиротворения, например, «Выхожу один я на дорогу». Душа поэта мечется и страдает — но, увы, у него не будет возможности найти разрешение своих горестей, ведь его жизнь трагически оборвётся в столь юном возрасте — 27 лет.

В по-настоящему драматическом стихотворении «Листок» Михаил Юрьевич Лермонтов органично соединил философские мотивы смысла и целей жизни, человеческого равнодушия, конфликт мечты и реальности.

Так же, как и мечты лирического героя элегии, мечты и чаяния самого поэта безжалостно разрушаются действительностью, заставляя Мишеля незадолго до гибели окончательно разочароваться в людях и мире, окружающем лирика.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/analiz-stihotvorenija-lermontova-listok.html

Анализ стихотворения “Листок”

Сочинения › Лермонтов М.Ю.

Готовые Домашние Задания

Центральным образом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок», написанного в 1841 году, стал оторвавшийся от «ветки родимой», «жестокою бурей гонимый» «дубовый листок». Надо сказать, что листок как символ бесприютного, скитальческого существования проявлялся еще в ранней лирике поэта («Портреты», «Дай руку мне, склонись к груди поэта»).

Лермонтоведы указывают на связь стихотворения «Листок» с элегией французского поэта Антуана Арно, переводившейся на русский язык В. Жуковским и Д. Давыдовым.

Образ листка-странника продолжит свою жизнь в творчестве таких писателей, как К.Г. Паустовский («Разливы рек»), Л.М. Леонов («Evgenia Ivanovna») и многих других.

Главная тема стихотворения «Листок» – поиск спокойствия и тепла в этом жестоком мире, попытка спастись от одиночества.

Листок в стихотворении созрел до срока. Это символ лермонтовского поколения, которое, как и листок, созрело преждевременно и стало вести бесцельную жизнь. А в путешествии листка на юг угадывается автобиографический мотив изгнанничества.

Лирический сюжет стихотворения развивается в аллегорической форме, он построен на противопоставлении двух образов: листка и чинары. Листок-странник переживает враждебность окружающего мира: жара и холод заставляют его сохнуть и увядать, солнце против него, ветер также жесток по отношению к листку. Но с чинарой ветер и солнце живут в дружбе и согласии:

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.

Мир листка-«странника» – это бесприютное одиночество, лишенное романтического ореола, это также горе, беспокойство: «увял он от холода, зноя и горя», «увял я без сна и покоя».

Но мир чинары тоже не идеален: это мир забвения, отгороженности от реальной жизни: «Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?».

Чинара живет в своем мире и не желает знать ничего, что может вывести ее за его границы.

Герой ранней лирики Лермонтова отвергал мир беспечного блаженства. Он был для него решительно неприемлем. Теперь листок-странник даже в чуждом ему мире хочет найти избавления от тоски и одиночества:

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой.

Но почему чинара не приютила листок? Потому что в мире, где ревностно оберегают собственный покой и безмятежность, где царят эгоизм и пресыщение, нет места состраданию и пониманию.

Финальные слова чинары: «На что мне тебя?.. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!..» оставляют у читателя ощущение недосказанности. Такой конец стихотворения имеет содержательное значение. Чинара говорит листку идти дальше, но дальше – море. Об этом мы понимаем из первой строфы: «И вот, наконец, докатился до Черного моря».

Читайте также:  Поздняя осень в поэзии и искусстве

И здесь опять прослеживается тема несовместимости двух миров. Чинаре море дает жизнь: «И корни мои умывает холодное море», а обреченному на скитания листку оно сулит только гибель.

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Это редкий в русской поэзии размер. Важным художественным средством в стихотворении является звукопись. Так, в качестве звукового повтора Лермонтов ставит слова “черный” – “чинара”:

У Чёрного моря чинара стоит молодая.

Синтаксическая организация стихотворения способствует усилению ощущения враждебности и несовместимости листка в полете и чинары в спокойствии.

Три первые строфы — это три бессоюзных предложения, части которых распространены и осложнены. Две последние строфы, посвящённые чинаре, содержат пять предложений, которые она, уверенная в себе, не просто произносит, а «рубит».

В вопросительной и восклицательной интонациях чувствуются гнев и возмущение.

Так что же будет с листком-странником? Наверное, как это ни печально, он так и останется гонимым «жестокой бурей», так и будет одиноко бесцельно скитаться по свету. Куда унесет его ветер – неизвестно.

Так и не найдет, не обретет листок желанного покоя.

Может, ему стоило остаться на «родимой ветке»? «Отчизна сурова», но не лучше ли искать покоя в ней, чем в чужом мире? Ведь на чужбине никто не ждет страдающую душу скитальца, вдали от Родины трудно найти покой.

Сочинения по теме:

  • Крестьянское движение в повести “Капитанская дочка” и в романе “Вадим”. сочинение
  • Анализ стихотворения “Дума”. сочинение
  • Анализ стихотворения “Выхожу один на дорогу”. сочинение
  • Анализ стихотворения “Молитва”. сочинение

Источник: http://1soch.ru/lermontov-mu/raznoe-462/analiz-stihotvoreniya-listok

Анализ стихотворения Лермонтова «Листок»

Удивительно, но на всех этапах короткой, но такой богатой творческой жизни Михаил Лермонтов обыгрывал тему одиночества. Достаточно вспомнить его «Белеет парус одинокий…». Перед нами не менее яркий пример – стихотворение «Листок».

И снова до боли знакомая тоска по родине, скитания, чужбина. Прямолинейная иносказательность – я бы дала такую характеристику этому произведению. Понятно, что под дубовым листом автор подразумевает человека, который оторван от родины, вдали от родной земли тоскует по ней. Скорей всего, Лермонтов описывает собственные переживания, свою боль, свои страдания.

Да, автор, вырос в могучей и сильной России, как и листок на сильном дубе. Он рано поумнел, обрел опыт и мудрость, стремился к свободе, и как тот лист, созрев до срока, укатился в степь.

Что ищет там наш герой под видом странника-листочка? Правды, справедливости, возможности свободно высказывать свои мысли.

И что находит? Безразличное равнодушие обеспеченной чинары, которая ни на что не променяет собственный покой и благополучие, не подаст руку-ветку помощи.

Одинокий странник не нашел понимания в чужой стране, остался невостребованным, засох и увял. Оторвавшись от своих корней, от своей Родины одинокая душа ищет себя в новом мире. И не находит… Кто захочет слушать истории о жестокой правде жизни? Не проще ли назвать их небылицами и внимать сладострастному пению раболепных прислужников?

Обреченный герой с болью осознает и понимает, что чужая чинара никогда не примет скитальца, не нарушит собственного спокойствия. К чему ей многоопытный скиталец, который начнет шептать ее зеленой листве о правде жизни? И она, возмущенная, гневно отказывает дубовому листу.

Не найдя понимания в чужой стороне, автор, делает вывод, что как бы ни сурова была родина, но это именно та земля, которая примет и обогреет. Заключительная часть с ее моралью отсутствует в стихотворении, но на протяжении всего сюжета Лермонтов подсознательно ведет нас к такому выводу. И читатель самостоятельно формулирует вывод.

Таким образом, Лермонтов не только выражает свое отношение к данному вопросу, но и дает возможность каждому читателю поразмыслить над ним. Логические выводы закономерны для каждого, кто понимает аллегорический смысл. Думается, что лермонтовский «Листок» во многом автобиографичен.

Недаром примерно в этот же период он написал и свой «Утес», и «Выхожу один я на дорогу». Душа поэта мечется и ищет. Сколько еще глубоко философских произведений мог создать Лермонтов, и как рано оборвалась его полная трагизма жизнь.

(5 votes, average: 4.60

Источник: http://school-essay.ru/stixotvorenie-lermontova-listok.html

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода.

Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма.

Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире.

На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.

Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары.

Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром.

Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары.

Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных») лирический герой («бедный дубовый листочек»), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…».В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви.

Красивая внешне – высокая, с изумрудными листьями – чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и неспособна на сопереживание.

Кульминация стихотворения – крушение надежды героя на обретение покоя и счастья: «Иди себе дальше, о странник!». Последнее слово в диалоге героев остается за чинарой, что усиливает ощущение безысходности судьбы листка. Хотя финал стихотворения открыт, в нем отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя.

Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями.

Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие.

Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два способа рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе). Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.Произведение насыщено средствами художественной выразительности: эпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок»

    Дубовый листок оторвался от ветки родимой

    И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
    Засох и увял он от холода, зноя и горя
    И вот наконец докатился до Черного моря.

    У Черного моря чинара стоит молодая,

    С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,

    На ветвях зеленых качаются райские птицы;

    Поют они песни про славу морской царь-девицы.

    И странник прижался у корня чинары высокой;

    Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
    И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
    До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

    Один и без цели по свету ношуся давно я,

    Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
    Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
    Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

    «На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —

    Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
    Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
    Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

    Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!

    Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
    По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
    И корни мои умывает холодное море».

1841

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-stikhotvorenij-m-yu-lermontova/5770-listok-analiz-stikhotvoreniya-m-yu-lermontova

Михаил Лермонтов – Листок: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Читайте также:  Иоганн гёте "фауст": описание, герои, анализ произведения

Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,- Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара. Ты много видал — да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море».

Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова

Последние произведения Лермонтова чаще всего автобиграфичны и посвящены его непростой судьбе. Таким же стало стихотворение «Листок», написанное поэтом за несколько месяцев до гибели. Образ листка, оторванного бурей, был очень популярен в европейской и русской поэзии начала XIX века.

Непосредственным источником для Лермонтова стало одноименное стихотворение французского поэта Арно. Существенным отличием было добавление к сюжету просьбы листка о пристанище и полученный на это отказ.

Благодаря этому произведение Лермонтова приобретает гражданское значение, а листок символизирует изгнанника по политическим мотивам.

В образе листка отчетливо прослеживается судьба самого Лермонтова, в частности, его две кавказские ссылки. Поэт отправлялся на Кавказ не по собственной воле. Его принуждала к тому царская власть («жестокою бурей гонимый»).

В самой России автор также не находил понимания, поэтому вся его жизнь представляла собой сочетание «холода, зноя и горя».

Устав от длительных странствий и скитаний в поисках покоя, автор находит временное пристанище у «Черного моря».

Во время первой ссылки Лермонтов был очарован своеобразной красотой Кавказа. «Неведомая страна» влекла к себе творческую душу поэта, в ней он хотел найти успокоение и новый источник вдохновения. Лермонтов восхищался богатым культурным наследием Востока, которое еще было малоизвестно для европейцев.

Обращение листка к чинаре символизирует попытку Лермонтова найти на Кавказе приют и защиту от жестокой царской воли. Листок, как и поэт, измучен своим неприкаянным положением. «Отчизна суровая» отвергла его поэтический дар, что лишило его жизнь цели и смысла.

Лермонтов чувствовал в себе огромный запас творческих сил, но не мог его в полной мере реализовать. Поэтому листок говорит, что знает множество «рассказов мудреных и чудных», которыми готов поделиться с чинарой. Но гордое южное дерево также отвергает пришельца. Его «небылицы» совершенно никому не нужны.

Они несут в себе горечь и боль от всех пережитых страданий.

Лермонтов считался в обществе замкнутым и нелюдимым человеком. Эта репутация была вполне заслуженной. Богатый внутренний мир поэта никого не интересовал, а его произведения не пользовались популярностью. Такое отношение обостряло одиночество поэта.

Он сам невольно подстраивался под сложившееся мнение и уже не мог себя изменить. Во время первой ссылки он пытался войти в местное общество. Но там действовали свои законы.

Русское общество в окружении кавказцев смогло приспособиться к восточной культуре, а поэту уже было слишком поздно менять свой характер. Он воспринимался в качестве странного чужака.

Гордый и независимый характер Лермонтова привел к тому, что он уже нигде не мог чувствовать себя как дома. Поэтический образ оторванного бурей листка удивительно точно подходил для описания трагического положения поэта.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Листок на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/mixail-lermontov-listok/

Стихотворение М. Ю Лермонтова “Листок” (восприятие, истолкование, оценка) – вариант 2

    Центральным образом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок», написанного в 1841 году, стал оторвавшийся от «ветки родимой», «жестокою бурей гонимый» «дубовый листок». Надо сказать, что листок как символ бесприютного, скитальческого существования проявлялся еще в ранней лирике поэта («Портреты», «Дай руку мне, склонись к груди поэта»). 

    Лермонтоведы указывают на связь стихотворения «Листок» с элегией французского поэта Антуана Арно, переводившейся на русский язык В. Жуковским и Д. Давыдовым.

    Образ листка-странника продолжит свою жизнь в творчестве таких писателей, как К.Г. Паустовский («Разливы рек»), Л.М. Леонов («Evgenia Ivanovna») и многих других.

    Главная тема стихотворения «Листок» – поиск спокойствия и тепла в этом жестоком мире, попытка спастись от одиночества.

    Листок в стихотворении созрел до срока. Это символ лермонтовского поколения, которое, как и листок, созрело преждевременно и стало вести бесцельную жизнь. А в путешествии листка на юг угадывается автобиографический мотив изгнанничества.

    Лирический сюжет стихотворения развивается в аллегорической форме, он построен на противопоставлении двух образов: листка и чинары. Листок-странник переживает враждебность окружающего мира: жара и холод заставляют его сохнуть и увядать, солнце против него, ветер также жесток по отношению к листку. Но с чинарой ветер и солнце живут в дружбе и согласии: 

    С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,

    Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.

     Мир листка-«странника» – это бесприютное одиночество, лишенное романтического ореола, это также горе, беспокойство: «увял он от холода, зноя и горя», «увял я без сна и покоя».

Но мир чинары тоже не идеален: это мир забвения, отгороженности от реальной жизни: «Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?».

Чинара живет в своем мире и не желает знать ничего, что может вывести ее за его границы.

    Герой ранней лирики Лермонтова отвергал мир беспечного блаженства. Он был для него решительно неприемлем. Теперь листок-странник даже в чуждом ему мире хочет найти избавления от тоски и одиночества: 

    И странник прижался у корня чинары высокой;

    Приюта на время он молит с тоскою глубокой.

    Но почему чинара не приютила листок? Потому что в мире, где ревностно оберегают собственный покой и безмятежность, где царят эгоизм и пресыщение, нет места состраданию и пониманию.

    Финальные слова чинары: «На что мне тебя?.. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!..» оставляют у читателя ощущение недосказанности. Такой конец стихотворения имеет содержательное значение. Чинара говорит листку идти дальше, но дальше – море. Об этом мы понимаем из первой строфы: «И вот, наконец, докатился до Черного моря».

     И здесь опять прослеживается тема несовместимости двух миров. Чинаре море дает жизнь: «И корни мои умывает холодное море», а обреченному на скитания листку оно сулит только гибель.

    Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Это редкий в русской поэзии размер. Важным художественным средством в стихотворении является звукопись. Так, в качестве звукового повтора Лермонтов ставит слова “черный” – “чинара”: 

    У Чёрного моря чинара стоит молодая.

    Синтаксическая организация стихотворения способствует усилению ощущения враждебности и несовместимости листка в полете и чинары в спокойствии.

Три первые строфы — это три бессоюзных предложения, части которых распространены и осложнены. Две последние строфы, посвящённые чинаре, содержат пять предложений, которые она, уверенная в себе, не просто произносит, а «рубит».

В вопросительной и восклицательной интонациях чувствуются гнев и возмущение.

    Так что же будет с листком-странником? Наверное, как это ни печально, он так и останется гонимым «жестокой бурей», так и будет одиноко бесцельно скитаться по свету. Куда унесет его ветер – неизвестно.

Так и не найдет, не обретет листок желанного покоя.

Может, ему стоило остаться на «родимой ветке»? «Отчизна сурова», но не лучше ли искать покоя в ней, чем в чужом мире? Ведь на чужбине никто не ждет страдающую душу скитальца, вдали от Родины трудно найти покой.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/raznoe/4727-stikhotvorenie-m-yu-lermontova-listok-vospriyatie-istolkovanie-otsenka-variant-2

Анализ Стихотворения Лермонтова «Листок»

Стихотворение «Листок».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Листок» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Образ листка, гонимого бурей, был широко распрос­транен в русской и европейской литературе, разрабатывался в творчестве А. Арно, В. А. Жуковского, И.И. Козлова.

Тема стихотворения — бесприютность одинокой души в жес­током, враждебном мире. Мы можем отнести стихотворение к философской лирике, с элементами пейзажа.

Стихотворение несет в себе символ-аллегорию. Судьба лист­ка, оторвавшегося от «ветки родимой», — судьба странника, по­терявшего Родину.

Мотив странника, изгнанничества всегда был характерен для творчества Лермонтова (стихотворения «Тучи», «Ветка Палестины», «Парус»).

Образы природы в этих произве­дениях аллегоричны и Символичны, с их помощью раскрывается внутренний мир лирического героя. То же самое мы видим и в стихотворении «Листок».

Дубовый листок у Лермонтова оторвался «от ветки родимой», стал жертвой жестокой бури, испытал много горя на своем пути и вот, наконец, докатился до Черного моря. Он видит моло­дую, прекрасную чинару, пытается обрести кров и пристани­ще, однако все попытки его тщетны.

Чинара пресыщена жиз­ненными впечатлениями, она очень дорожит своим покоем, она проникнута чувством собственного превосходства, испол­нена самолюбования. Судьба несчастного листка оставляет ее безучастной. В сердце ее нет места жалости, сочувствию.

Рас­сказ листка о его суровой Отчизне, о беспокойной судьбе и чуд­ных скитаниях по свету не рождает в душе ее ни интереса, ни любопытства. Чинара враждебно настроена по отношению к усталому путнику:

Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море.

Образы листка и чинары в этом произведении антитетичны. В аллегорической форме, используя прием олицетворения, М.Ю. Лермонтов передает основную мысль стихотворения: в этом мире нет места жалости и состраданию, одинокая душа нигде не сможет найти себе приюта, благополучие и счастье глу­хи к бедам, горестям и одиночеству.

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием.

Поэт использует различные средства художественной выразительнос­ти: эпитеты («с тоскою глубокой», «меж листьев своих изумруд­ных», «рассказов мудреных и чудных»), олицетворение («с ней шепчется ветер»), инверсию («Один и без цели по свету ношуся давно я»). На фонетическом уровне мы находим аллитерацию («У Черного моря чинара стоит молодая») и ассонанс («Дубовый листок оторвался от ветки родимой»).

Источник: http://vip-gdz.ru/analiz-stihotvoreniya-lermontova-listok/

Ссылка на основную публикацию