М. сервантес «дон кихот»: описание, герои, анализ романа

Характеристика героев по произведению Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий»

Испанский писатель Сервантес подарил читателям много интересных произведений, но больше всего мне нравится его роман о Дон Кихоте, который называется «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий».

Роман повествует о разных приключениях героя, где переплелись романтика стремлений и душевная жизнь героя со скучной прозой окружающего мира.

Используя тонкую иронию и грустный юмор, писатель с помощью своего главного персонажа высказал мысли о личной свободе, о равенстве и правах человечества.

Сюжет романа знакомит нас с благими намерениями главного персонажа, что решил бороться со злом. Прочитав множество рассказов о рыцарях, Дон Кихот и сам решил совершать подвиги. Оседлав лошадь, взяв с собой оруженосца Санчо Панса, он отравился в путь.

Дон Кихот обладает сильным воображением, поэтому для него кляча — это боевой конь, а сельская девушка — благородная дама. Дон Кихот верит рыцарским романам и даже не думает о том, что это всего лишь выдумка.

Вот только беда, сталкивается он с несоответствием и противоречиями, где реальность побеждает иллюзорный мир рыцарства и эта действительность далека от сказки.

Герой Сервантеса постоялый двор видит огромным замком, воюет с великанами, которые на самом деле оказываются обыкновенными мельницами. Себя же Дон Кихот представляет могущественным рыцарем, но вот мы видим простого старика, что живет в своем воображаемом мире и странствует, принимая женщин легкого поведение за принцесс, а стада баранов за армии.

Дон Кихот хочет помогать людям, а получается наоборот. Причем сколько бы персонаж не пытался творить добро, все его попытки были безуспешными, он так и не смог изменить мир к лучшему.

Характеристика героев

Создав свой роман, автор показал читателям испанскую действительность и взаимоотношения людей разных сословий и различных профессий. Здесь изображены дворяне и крестьяне, пастухи и священники, бандиты и коменданты, солдаты и купцы. Около шестисот персонажей задействованы в произведении, но главные из них — это наши герои Дон Кихот и Санчо Панса. Их давайте и охарактеризуем.

Прочитав роман, мы можем сделать характеристику Санчо Панса. Это крестьянин, который соблазнился обещаниями Дон Кихота заполучить губернаторский пост на завоеванном острове и вызвался быть оруженосцем.

С этой ролью он и отправился с главным персонажем в путь, где с ними происходили разнообразные приключения. Он остроумный, забавный, немного хитрый, мудрый, живет земной жизнью, в отличие от Дон Кихота.

Характеристика Дон Кихота

Дон Кихот — дворянин, старик и чудак. Фантазер, что вообразил себя рыцарем. Это персонаж, который не просто начитался, а стал жить сказками о рыцарях и во имя своей прекрасной дамы пошел творить добро и делать мир лучше.

Его намерения были замечательными, но вот воплотить их в жизнь у него не получалось, так как он не имел понятия, как это сделать в реальном мире.

Да, мечты героя были разбиты действительностью, но он дал читателям хорошие уроки жизни.

  • характеристика дон кихот ламанчский

Источник: http://sochinyshka.ru/xarakteristika-geroev-po-proizvedeniyu-servantesa-xitroumnyj-idalgo-don-kixot-lamancheskij.html

Дон Кихот: анализ произведения

Герой романа «Дон Кихот» живет ради идеалов. Это рыцарские идеалы благородства, чести, мужества, о которых он прочитал в книгах. Дон Кихот становится странствующим рыцарем и на своем пути стремится защищать слабых и угнетенных, сражаться с врагом.

Проблематика «Дон Кихота» Сервантеса заключается в противоречии между рыцарскими идеалами Дон Кихота, и реальной действительностью, которая совсем не идеальна.

Начитавшись рыцарских романов, главный герой седлает коня и отправляется на борьбу со злом.

Воображение Дон Кихота делает из клячи — боевого скакуна Росинанта, из сельской девушки — прекрасную благородную даму Дульсинею, которой он посвящает свои рыцарские «подвиги». Земледелец Санчо Панса становится оруженосцем рыцаря.

Воображение Дон Кихота упорно поддерживает его красивую рыцарскую иллюзию. Он представляет, что дама его сердца живет во дворце, потому что только так полагается прекрасным дамам. Дон Кихот верит в правдивость рыцарских романов, ему и в голову не придет, что они — вымысел.

Но тот идеальный мир, в который верит Дон Кихот, не существует в действительности. Зато действительность демонстрирует глобальный Разлад с идеалом.

Читатель видит, что реальность не похожа на красивую сказку рыцаря, а сам старик – увы, совсем не могучий герой. Дон Кихот в своем воображении видит замок, а на самом деле это постоялый двор.

Он бросается драться с великанами, а читатель видит, что на самом деле это всего лишь мельницы. Отсюда и крылатое выражение: «воевать с мельницами».

Дон Кихот пытается защитить несчастных, однако, получается еще хуже. Так, сельский паренек, за которого вступился Дон Кихот, получил после этого еще больше побоев от хозяина. Паренек в итоге проклинает всех странствующих рыцарей.

Каторжане, которых освободил Дон Кихот , вместо благодарности забросали камнями его и Санчо.

Дон Кихот воображает, что встречает другого странствующего рыцаря и отбирает у него медный щит, но на самом деле этот человек — цирюльник, что в дождь прикрыл голову медным тазом.

В книжном мире не говорится о деньгах, о бытовых проблемах, о холоде и голоде, которые ждут путешественника на его пути. Но с первых же шагов Дон Кихоту и его верному оруженосцу Санчо Пансе приходится сталкиваться с суровым материальным миром.

Единственное место, где якобы возрождается идеальный мир рыцарства, это герцогский замок. Но его жители просто излишне увлеклись розыгрышами, мистификациями и шутками.

Конфликт между идеалом и действительностью в романе «Дон Кихот» состоит в том, что попытки главного героя творить добро, устанавливать справедливость, безуспешны.

Этот романтик «один в поле не воин».

Одинокий странствующий рыцарь Дон Кихот, даже имея самые лучшие намерения, даже не сидя без дела и стараясь делать добрые поступки, ничего не может изменить к лучшему в окружающем мире.

Кихот — пародия на рыцаря, а роман Сервантеса является остроумной и меткой пародией на рыцарские романы. Герой часто смешон, читателю жаль его. Образ Дон Кихота — это «вечный» образ.

В нем отражено бескорыстное стремление человека защищать добро и справедливость, исповедовать благородные, высокие идеалы — так называемое «донкихотство». Ради своих идеалов герой проявляет большую отвагу, он способен пожертвовать собой.

Это вызывает настоящее уважение.

Образ Санчо Панса в романе «Дон Кихот»

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=64

Дон Кихот

Роман Мигеля де Сервантеса о рыцаре печального образа относится к числу наиболее популярных книг: значимое произведение испанца уступает первенство по количеству тиражей только Библии.

Памятник Дону Кихоту и Санчо Пансе

Кроме того, английским изданием «Великобритания сегодня» было проведено международное анкетирование. Читателям предлагалось выбрать сорок самых занимательных книг.

И первую позицию в рейтинге занял «Дон Кихот», а вторую – эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Стоит отметить, что благодаря тщательно прорисованной характеристике героя имя протагониста стало нарицательным, а его амплуа не раз использовали в экранизациях.

История создания

Когда в Средневековье воины знатного сословия надевали доспехи, шлемы, кольчужный ворот, наплечники и вооружались мечом, тогда возникла куртуазная литература и рыцарские романы.

Любители прозы, жившие в то нелегкое время, наслаждались героическим эпосом в стиле трубадуров Прованса: повестями о бесстрашных наездниках, которые были готовы пойти на любые авантюры, чтобы защитить честь своей дамы или сеньора.

Однако нашлись писатели, которые умудрились сделать пародии на эти претенциозные романы.

Испанец Мигель де Сервантес решился высмеять рыцарскую литературу после того, как прочел книгу «Интерлюдии романсов». Сюжет рассказывает о том, как несчастный фермер, следящий за своим хозяйством и не знающий бед, в один прекрасный момент начитался героических историй и отправился скитаться по белу свету.

Мигель де Сервантес

Примечательно, что основополагающее произведение Сервантеса было написано в тюрьме. В 1597 году автор попал за решетку по обвинению в растрате государственных средств. Незадолго до заточения литератор устроился интендантом в королевскую армию, в его обязанности входила закупка провианта, а также сбор недоимок.

Мигель, чья душа требовала творчества, недобросовестно справлялся с приземленной профессией, поэтому недостачи были не случайным обстоятельством, а закономерным событием.

Доверчивый Сервантес одолжил казенную сумму одному непорядочному банкиру, который вместо того, чтобы выплатить долг, скрылся в неизвестном направлении, а гению литературы пришлось за свою наивность и безалаберность поплатиться свободой.

Чтобы скоротать время в местах лишения свободы, Мигель де Сервантес начал придумывать свой роман.

Первое издание романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Произведение Мигеля де Сервантеса состоит из двух томов. Первый – «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» – книгочеи увидели в 1605 году, а следующий роман под названием «Вторая часть гениального рыцаря Дон Кихот из Ламанчи» вышел в свет через десять лет. Год написания – 1615.

Возможно, Сервантес и не стал бы выпускать «сиквел», однако в 1614 году некий самозванец, который назвал себя Авельянеда из города Тордесильяса, выпустил мнимое продолжение о путешествиях рыцаря, причем в своей книге он резко высмеивал истинного автора. Мигель отнесся к своему последователю недобродушно и в конце второй части посвятил ему несколько строк в эпилоге, которые заканчиваются так: «…ибо этот труд ему не по плечу и не его окоченевшего ума это дело».

Дон Кихот Ламанчский

Хоть Сервантес и провел остаток жизни в бедности, его произведение пользовалось невиданной популярностью, а имя авантюрного героя со временем стало узнаваемым.

Поговаривают, что у этого искателя приключений были прототипы.

Из биографии драматурга Лопе де Вега известно, что он, исписав сотни страниц любовными рассказами, оставил свою супругу и собрался во флот Непобедимой Армады.

Причин для того, чтобы прятать под маской главного героя своего врага и насмехаться над ним, у Сервантеса было более чем предостаточно. Дело в том, что творения его коллеги по цеху пользовались большей популярностью у искушенной публики.

Конкистадор Гонсало Хименес де Кесада — прототип Дона Кихота

Помимо прочего, писатель Херман Арсиньегас говаривал, что возможным прообразом Дона Кихота послужил испанский конкистадор Гонсало Хименес де Кесада. Этот человек много путешествовал, он является первым искателем таинственного Эльдорадо – мистической страны, которая богата золотом и драгоценными камнями. Похождения де Кесады обросли слухами и легендами.

Биография и сюжет

Биография популярного литературного героя окутана ореолом тайны. Сам автор писал, что о настоящем имени Кихота остается только гадать, но, предположительно, наездника зовут Алонсо Кехана. Хотя некоторые считают, что его фамилия Кихада или Кесада.

Благородное имя Дон Кихот главный герой выбрал себе сам, потратив на раздумья неделю. Литературный персонаж проживал в селе Ламанчском. Имущество его не отличалось богатством: Кехана владел фамильным копьем, древним щитом, старой клячей и собакой.

Пятидесятилетний мужчина проводил дни и ночи за чтением рыцарских романов, упиваясь приключениями отважных храбрецов. В один момент Кехана понял, что он ничем не отличается от вымышленных персонажей, мужественных и храбрых. К тому же пожилому человеку было скучно, а душа требовала разнообразия и авантюр.

Дон Кихот и Санчо Панса

Любителю книжных страниц захотелось стать странствующим воином. Он привел имеющиеся у него доспехи в надлежащий вид и придумал имя верному коню – Росинант.

Кихот дал такое прозвище непарнокопытному животному неспроста.

Имя его коня – это своеобразная игра слов: «rocin» в переводе означает «кляча», а вторая составная часть слова «ante» переводится как «прежде, впереди».

Дон Кихот знал не понаслышке, что путешественник должен обзавестись дамой сердца, поэтому его возлюбленной стала некая Альдонсуа Лоренсо, которую главный герой произведения нарек Дульсинеей Тобосской. Теперь дело оставалось за малым: чтобы поставить еще одну галочку в «рыцарском списке» нужно отправиться в путь.

Дон Кихот и Дульсинея Тобосская

Новоявленный владелец доспехов скитался по городу целый день, а затем остановился у постоялого двора, ошибочно приняв его за замок. Неказистая внешность книгочея и его претенциозные речи стали предметом насмешек, однако хозяин все же накормил идальго, который напрочь отказывался снимать рыцарский шлем.

Произведение Сервантеса рассмешит любого читателя. Например, когда хозяин спросил, есть ли у Кихота деньги, тот не нашел ни гроша в кармане. Ведь в романах не было написано, что воины должны обзавестись бюджетом, а Дон воспринимал все прочитанное слишком буквально.

Дон Кихот и Санчо Панса

Однажды ночью погонщик хотел напоить мулов, поэтому снял доспехи Кихота с водопойного корыта. Но идальго – не промах, он ударил копьем своего «обидчика».

Неудивительно, что хозяин поместья, посчитавший Кихота сумасшедшим, решил поскорее «посвятить» этого человека в рыцари: находчивый владелец уверил Ламанчского, что дедикация состоит из подзатыльника и удара шпагой по спине.

После произнесения речи Дон Кихот был отправлен из двора восвояси.

Чего только не было во времена хождений Дона Кихота! Его подвиги и фантазия не знают границ. Например, вместо ветряных мельниц идальго видит гигантских чудовищ и, поскольку его долг – спасти землю от неминуемой гибели, вызвает великанов на поединок.

Дон Кихот сражается с мельницей

Также протагонист представил в своем воображении, что некий волшебник создал львов, чтобы те сразились с ним, однако животные не пожелали выходить на поединок.

Читайте также:  Занятие: викторина "времена года" для самых маленьких

По древнему обычаю, тот, кто принял приглашение сразиться, но не вышел на поле боя, получал позорное клеймо, тогда как провокатору доставались лавры почета и титул победителя.

Поэтому Кихот, уверенный в своей победе отправился дальше.

К сожалению, Фортуна не всегда улыбалась главному герою, который однажды проиграл Рыцарю Белой Луны. Поэтому любитель романов решил отстраниться от рыцарской деятельности на год и вместе со спутником Санчо Пансой покинул презренный город и сделался пастухом.

Умирающий Дон Кихот

В конце книги Дон Кихот начал хворать, и перед смертью его разум прояснился: главный герой возненавидел куртуазные романы и выбрал себе новое имя – Алонсо Кихано. Рыцарь составил завещание и умер по-христиански, как не уходил из жизни еще ни один странствующий воин.

Образ

Несмотря на отрицательные качества, главный герой романа Сервантеса производит положительное впечатление, ведь нельзя не любить взрослого ребенка, который предпочел скучному и тривиальному миру богатое воображение. Дон Кихот поразил сердца не только простых обывателей, но и литературной диаспоры: характеристику его образу пытались дать Джордж Байрон, Виктор Гюго, Иван Тургенев и другие именитые прозаики.

Образ Дона Кихота

Исследователи вывели новый человеческий психотип, а также философское понятие, которое зовется «донкихотство». Основные черты характера, которые психологи приписывают «Дону Кихоту» – это наивность и доброжелательность, ведь такой человек даже не помышляет совершить злодеяние или подвох.

У утонченного и интеллигентного протагониста обнаруживаются и слабые стороны: он оторван от реальности, не привык к богатству (свои деньги раздает, как Робин Гуд) и слишком наивен и доверчив. Любой мошенник и плут способен обвести искателя приключений вокруг пальца.

Внешность Дона Кихота

Но странствующему рыцарю удалось заполучить любовь читателей. А некоторые писатели воплотили героя Сервантеса в своих произведениях. Об этом свидетельствуют книги «Житие Дон Кихота и Санчо» Мигеля де Унамуно, «Освобожденный Дон Кихот» А.В. Луначарского и «Монсеньор Кихот» Грэма Грина.

Интересные факты

  • Как говорилось ранее, Мигель де Сервантес планировал свою книгу как пародию, а сам герой Дон Кихот придумывался для высмеивания. Но именитый философ Фридрих Ницше отметил, что значение романа является самым горьким из всех за всю историю человечества.
  • Актер театра и кино Владимир Зельдин получил премию Советского Союза за роль Дона Кихота в мюзикле «Человек из Ламанчи».

Владимир Зельдин в роли Дона Кихота

  • По легенде некий юноша читал на улице книгу и заливался смехом. Студента заметил отдыхающий на балконе мудрый король Испании Филипп III. Увидев безудержное веселье молодого человека, владелец короны сделал замечание, сказав, что юноша либо психически нездоров, либо читает роман Сервантеса. И вправду – в руках любителя литературы была книга о Доне Кихоте.
  • 25 июня 1994 года зрители увидели балет под названием «Дон Кихот, или Фантазии безумца». Либретто написал Борис Эйфман.
  • Хоть книга Мигеля де Сервантеса и стала мировым бестселлером, материальному положению автора можно было только посочувствовать.

Цитаты

Фото

Источник: https://24smi.org/person/1193-don-kikhot.html

Краткое содержание Сервантеc Дон Кихот кратко и по главам

Герой романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», созданный испанским писателем Мигелем Сервантесом, – обедневший дворянин, который мечтает стать рыцарем. Начитавшись рыцарских романов, Дон Кихот мечтает о рыцарских подвигах. Он убеждён в том, что рыцари жили не для себя и совершали подвиги для всего мира. Сейчас никто не заботится о слабых и беззащитных.

Отправляясь в путь на подвиги, Дон Кихот берёт с собой оруженосца, бедного крестьянина. Оруженосец Санчо Панса, путешествуя на осле, готов во всём помогать своему хозяину. Все свои подвиги рыцарь хотел посвятить даме сердца – Дульсении.

Мечтая о приключениях, они доехали до поляны, на которой Санчо Панса видит огромные ветряные мельницы. Благородный рыцарь предполагает, что перед ним настоящие чудовища, великаны. Он вступает с ними в борьбу и терпит поражение. Крыло мельницы отбросило его на землю, а копьё сломалось в щепки. Дон Кихот считает, что колдун Фрестон превратил великанов в мельницы. 

Странствующий рыцарь принимает стада баранов за сражающие войска. Герой бросается к ним, чтобы принять участие в воображаемой битве. Несмотря на уверения своего верного спутника, он не верит, что перед ним обычные бараны. Злой волшебник Фрестон приготовил ему это испытание.

Пастухи закидали путешественников камнями.

Над благородным рыцарем все смеются. Он пытается заступиться за пастуха, которого наказывает сельчанин. Мальчик рассказывает о том, что хозяин ему не платит девять месяцев. Дон Кихот воинственно готов заступиться за пастуха.

Сельчанин в страхе обещает всё выплатить. Рыцарь требует от него дать клятву рыцарскому ордену. Когда Дон Кихот скрывается из виду, сельчанин с насмешкой начинает исполнять повеление заступника. Он платит долг ударами.

Мальчик остаётся едва живым.

Когда благородный рыцарь освобождает заключённых, он просит их рассказать о своём подвиге даме его сердца. Освободившиеся разбойники не только не поблагодарили Дон Кихота, но побили за его настойчивость.

Окружающие принимают Дон Кихота за безумного старика.  Родственники пытаются вернуть его домой. В течение месяца им удаётся удержать Дон Кихота дома. Известие о написании романа, основанного на его приключениях, заставляют благородного рыцаря и оруженосца снова отправиться в путь. Герцогская пара приглашает их в замок в качестве почётных гостей. Притворство и насмешки окружают их.

Когда Дон Кихот возвращается домой, он осознаёт, что был для всех посмешищем. Рыцарь болеет. Перед смертью он готовит завещание и отдаёт своё имение племяннице при условии, что она не выйдет замуж за странствующего рыцаря. Герой осознаёт противоречие между рыцарскими идеалами и реальной жестокой действительностью. 

В образе Дон Кихота отражено бескорыстное стремление человека защищать справедливость. Ради идеалов главный герой проявляет смелость, он готов пожертвовать собой. Роман учит ценить и защищать добро.

Краткое содержание Дон Кихот по главам

В начале 17 века в Испании выходит остроумная книга, которая практически сразу привлечёт к себе всеобщее внимание. Это будет своего рода увлекательная пародия на востребованные в те времена романы. Написанный Сервантесом «Дон Кихот» будет много веков пробуждать интерес к книге, а пародия на рыцарские романы будет жить всегда. Высказывания из данного романа преобразовались в пословицы.

Глава 1

 Солидного возраста Алонсо Кихано проживает в немногочисленном городке Испании. Он родом из благородной семьи и получил свой особый статус в наследство. Алонсо боготворит рыцарские романы до такой степени, что вообразил себя рыцарем.

Как то он решает путешествовать по миру, ища приключения и совершая подвиги. Для такого необычного занятия он называет себя Дон Кихотом.

Сменив свой обычный наряд на старинные доспехи, которые перешли ему по наследству и приобретя для своего первого похода лошадь отправляется в путь.

Глава 2

 И вот, ранним утром Дон Кихот тронулся в путь. Но его в пути осеняет одна мысль, как же он сможет драться, если до сих пор он не посвящён в рыцари. Такой ритуал может совершать только феодал, владеющий замком, о таком Алонсо как то читал в книгах. И он решает довериться судьбе. Так ехал он довольно долго и на горизонте он видит огни таверны.

Владелец данной гостиницы был крайне удивлён тому, что у путника нет с собой денег. За небольшое задание, посторожить доспехи, хозяин таверны пускает его постояльцем. Дон Кихот случайно чуть не пронзил копьём погонщика гибридонов, который хотел дать попить животным. Владелец таверны еле успел спасти его и, зная о желании стать рыцарем, посвящает его, похлопав пару раз по плечам.

После чего, Дон Кихот отправляется дальше в путь.

Глава 3

Дон Кихот приходит к мысли, что ему срочно нужен оруженосец. В этот самый момент, он слышит крики и плачь в лесу. Подойдя ближе, он видит, что крепкий мужчина избивает мальчишку пастушонка.

Стараясь как то помочь ребёнку, Дон Кихот платит причитавшееся содержание за пастушка. Взяв обещание больше не обижать мальчишку, он отправляется дальше.

И как только Дон Кихот скроется за горизонтом, избиения продолжаться с ещё большей силой.

 По пути, он сталкиваться с купцами и желает с ними биться, но те лишь смеются в ответ на его предложение. Но и Дон Кихот из-за тяжести на нём доспехов падает с лошади, и подняться у него не хватает сил.

В это время, мимо проходил крестьянин и из жалости помогает ему подняться и добраться до дома.

Где его уже ждёт экономка и священник, которые сжигают все те книги, из-за которых вышло столько напастей у хозяина.

Глава 4

И вот, все его любимые книжки оказались сожжёнными. А чтобы его сильно не травмировать, придумали забавную историю о хитром волшебнике, который пробрался в дом и истребил все книги.

Алонсо Кехано хоть и поверил этой истории с книгами, но желание совершать подвиги так и не выкинул из своей головы. Так же Алонсо сможет убедить в несомненной выгоде одного из местных крестьян — Санчо Панса.  И с вместе они в тайне собираются в путешествие.

Для этого Дон Кихот продаёт своё имение и обновляет все доспехи. После чего они вместе уезжают…

Глава 5

Проехав немало вёрст, они увидели впереди три ветряные мельницы. Подъехав ближе, Дон Кихот решает вступить с ними в бой, воспринимая их как монстров, но в сражении он проигрывает. Тут Санчо Панса помогает ему подняться и сесть на лошадь.

Их путешествие продолжается и в какой-то момент мимо их проезжают монахи, которых Дон Кихот видит в виде разбойников, а леди в повозке – прелестной принцессой. И вновь он сражается. Одержав победу, где будет слегка ранен в ухо, придумывает для Санчо Панса забавную историю о чудотворной мази, которую тут же он предлагает продать, но Дон Кихот возражает.

Ночь они проводят под открытым небом, что ничуть не смущает самого рыцаря, ведь он живёт так же как в тех романах, которые он читал.

 Глава 6

Дон Кихоту пришлось вступиться за своего верного коня, когда тот решил ускакать к табуну молодых лошадей. Лошади агрессивно встретили его, они стали кусаться и брыкать беднягу, а пастухи принялись хлестать его плетьми. Защищая, Дон Кихот с Санчо Панса получили хороших затрещин.

Изрядно пострадав, они так мучились, что их пожалела трактирщица, пустив переночевать на чердак дома. Ночью Дон Кихот очень сильно стонал, чем привлёк внимание погонщика мулов, который и напал на них. Наутро рыцарь решает изготовить свой целебный бальзам и отправляет Санчо Панса закупить всё необходимое.

Результата ждать долго не пришлось, Дон Кихот поправляется, а вот у Санчо этот бальзам вызывает рвоту.

Глава 7

Дон Кихот и Санчо Панса отказываются отплачивать проживание в трактире, так как считают, что это они оказали честь своим присутствием. За это трактирщик и собравшиеся жители подкидывают Санчо как мячик на одеяле. Когда им это наскучит, они вышвырнут их за ворота, отобрав у них всю провизию.

По пути Дон Кихот атакует процессию отшельников, возомнив, что это привидения. Позже всего случившегося, Санчо, именует его рыцарем печального образа. Купив красновато-желтый таз  из меди у брадобрея, он воспринимает его золотым.

Путешествуя дальше, он отпускает осуждённых, уверенный в том, что помогает угнетённым.  

Глава 8

Путешествуя, в лесу они находят полуистлевшего ишака, а неподалёку от него и чемодан с множеством золотых монет. И после этого Санчо Панса всё же принимает решение поехать обратно домой к жене, наконец-то почувствовав себя богачом.

Он мечтает уже обрадовать свою жену. Дон Кихот обращается к Санчо Панса с просьбой вручить от него письмо любимой Дульсинее, в котором он описывает свои подвиги.

Так их пути расходятся, рыцарь уходит на гору, Санчо отправляется домой, совсем позабыв о письме, которое обещал передать…

Глава 9

Тем временем дома у Дон Кихота все переживают, цирюльник и священник решают пойти на поиски, но в этот самый момент они видят вернувшегося Санчо Панса. Послушав о их приключениях встревоженные друзья решают всё же найти и вернуть домой рыцаря-безумца.

Они всё обдумывают и приходят к выводу, что действовать нужно обманом, так как он верит в сказки. Друзья уговаривают одну даму им помочь, которая выманивает Дон Кихота из отшельнического логова.

Так цирюльник с пастором заманивают его в деревянную клетку и везут обратно в родные края.

Глава 10

От всего случившегося у родных и близких Дон Кихота слёзы наворачиваются на глаза. Как же такое могло случиться с благородным Алонсо Кихано? Но забота и любовь родных творят чудеса, как и в данном случае. Понемногу он начинает выздоравливать. В этот самый момент в их деревню заезжает студент Самсон Карраско.

Он предлагает свои услуги, чтобы излечить от безумия Алонсо, но в этом случае им необходимо пуститься в путешествие. Так они вдвоём отправляются в путешествие. Алонсо ведёт себя довольно спокойно до тех пор, пока Самсон не придумывает бой. Именно в нём, так думает студент, что старик проиграет, и он возьмёт с него клятву перестать мечтать о походах и боях.

Читайте также:  А.н. островский "снегурочка": описание, герои, анализ произведения

Но всё происходит совсем не так и Алонсо побеждает. Самсон придумывает, как отомстить старику и преследует его.

Глава 11

Путешествуя дальше, Дон Кихот видит на своём пути одного из богачей на шикарном коне — дон Диего. Он является владельцем одного из имений. Дону Диего было интересно пообщаться с искателем подвигов, и он пригласил Дон Кихота и оруженосца к себе в гости. Но там гости видят львов, которых приготовили в подарок.

Дон Кихот настоятельно требует выпустить их из клетки и желает с ними сразиться в честном бою. И сколько не объясняли ему, ничего у них не вышло и клетки открыли. Но не тут-то было, львы, высунув голову, спрятались обратно в клетке, завидев странного старика.

Дон Диего разместил гостей со всем почётом, кормил их, наливал вино и даже погуляли на одной из свадеб.

Глава 12

У дона Диего путешественники пребывали комфортно и сытно. Но вскоре вновь пуститься в путь, так как жительствовать на одном месте Дон Кихоту наскучивало. Они проделывали снова новые абсурдные подвиги.

Однажды Дон Кихоту не вышло спасти воображаемых невольников. Главное что осел и Росинант остались в целыми и невредимыми.

Несколько раз Санчо подумывает оставить господина, так как был очень рассержен на него, но подумав, вновь просил извинения.

Глава 13

Путешествуя по лесу, странникам повстречались охотники, с которыми была прекрасная дева из высшего общества. На всеобщем обозрении, по глупой случайности, рыцарь и оруженосец единовременно падают, — один — с коня, иной — с осла.

Это очень сильно веселит знатную компанию Герцогиня, и ее муж предлагают странникам пройти к ним в гости. Там они подтрунивали над глупостью Дон Кихота разнообразными способами. Веселясь от души, знатная пара даже пытаются одурачить Санчо Панса – подарив ему остров.

А на том самом острове он будет губернатором.

Глава 14

В назначенный день и час слуги переодеваются в женщин. Дон Кихот предполагает, что девушек заколдовал какой-то злой колдун. С наступлением ночи лес наполнился звуками, замерцали множество огней. Примчался посыльный — с головой дьявола на зебре.

Он заявил, что скоро перед Рыцарем предстанет волшебник с околдованной Дульсинеей. Волшебник говорит благородному дону, как освободить горемычную от чар. Показывается кортеж магов в самых невероятных одеяниях.

Они везут прекрасную девушку, закутанную полупрозрачной накидкой. Волшебник сообщает, что есть только одно средство снять заклятие с Дульсинеи, нужно Санчо побить себя плетью множеством ударов по телу. Санчо старается этого избежать.

Герцогиня же даёт понять оруженосцу, что если он откажется помочь, то не сможет он быть губернатором.

Глава 15

Всей этой игрой заправлял старший придворный герцога. На этом розыгрыши не заканчиваются. Появляется ещё одно торжественное шествие, во главе с гигантом, у которого покрыто тело черным покрывалом, но видна седая борода. Дон Кихоту говорят, что его помощи ждёт заколдованная графиня.

А чтобы её освободить, нужно взгромоздиться на деревянного, летающего жеребца, управляемого с помощью пружины во лбу. Санчо и Дон Кихот забираются на деревянного, и как им кажется летающего коня.

И в итоге проклятие одолели – герцогиня вновь без бороды, и выражает признательность своим благодетелям.

Глава 16

Санчо очень рад, что так легко он справился с проклятьем. Все ждут продолжения забавных чудачеств. Герцог назначает Санчо в красивом платье на новую службу — губернатора на острове Баратория. Но в реальности это был один из городов дворянина.

Санчо Панса подвергать испытанию на новой службе – запускают к нему людей с их жизненными проблемами. Санчо старается всем помочь, пользуясь своим жизненным опытом. Народ удивлялся его сообразительности. Но он очень огорчается, узнав, что его хотят отравить.

Должность губернатора ему начинает надоедать.

Глава 17

Ночью Санчо Панса тревожат сообщением о нападении предателей. Его одевают в довольно грузные латы, в которых ему очень сложно даже подвигаться и он падает. Ему сообщают, что подпольщики одержали победу.

Санчо Панса уходит со своей должности. Теперь все, что у него есть – кусок хлеба и осел. По дороге, когда он едет домой, они вместе с ослом оказались в огромной яме. Осел возопит, Санчо Панса громко стонет.

И вот, в конечном счете, они видят на горизонте свет.

Глава 18

Дон Кихот истомлён такой тихой, размеренной жизнью. Он сильно соскучился по другу и их совместным путешествиям. Уехав из замка, он отправляется туда, откуда доносятся крики осла и Санчо Панса.

Дон Кихот обращаеся с просьбой о помощи к герцогу, и они способствуют ему в том, чтобы достать из ямы осла и Санчо. Дон Кихот едет на турнир в Барселону, ради Дульсинеи. И Санчо вновь идёт за ним. На турнире над ним все смеются. Дамы постоянно просили рыцаря танцевать с ними.

Он так устал, что уснул без чувств. А днем его прокатили с табличкой «Это Дон Кихот Ламанчский», а рыцарь удивлялся своей внезапной знаменитости. В очередной день Дон Кихоту определили сеанс предвидения. После него Дон Кихот потеряет осмысление.

Санчо будет сожалеть о том, что время знаменитости его хозяина закончилось. Но потом решил, что хорошая питаться будет гораздо лучше любого приключения.

Глава 19

Дон Кихот, всё обдумав, решает ехать домой. Он сильно заболел и истощен. И вот он понимает всё своё положение – еле живую клячу, старые доспехи.

Перед смертью он скажет, что всё его существование было лишено какого-либо смысла, сам он был посмешищем и теперь он всего лишь несчастный Кехано. Санчо Панса горько ревёт у его постели.

И перед смертью Дон Алонсо завещал свое имущество племяннице, при условии, что она не выйдет за странствующего рыцаря. Умер он довольно тихо, как будто заснул. После на его могиле написали слова «Он удивлял мир своим безумием, но умер, как мудрец».

Чему учит рассказ

Произведение «Дон Кихот» учит читателей  героизму, мужеству, а так же тому, что не стоит обращать внимание на чьё либо мнение, тому, что всегда нужно помогать нуждающимся в помощи, а так же уважению к окружающим.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Карась-идеалист Салтыков-ЩедринЗаспорили как-то карась и ерш. Первый считал, что по правде можно жить, а второй в это не верил и утверждал, что без лукавства обойтись нельзя. Карась считал такое подлостью.
  • Краткое содержание Бианки Снежная книгаРассказ о том, как снежной зимой заяц от лисы убегал. Сначала на снегу следы зайчишки обозначились, за ними следы от лисьих лап показались. Понял заяц, что за ним лиса гонится, стал составлять хитроумные сплетения
  • Краткое содержание Шергин Детство в Архангельскеать автора родилась в Соломбале. В мастерскую к ее отцу Ивану Михайловичу по пошиву парусов на верфи часто заходили моряки. Здесь познакомились Анна Ивановна (дочь Ивана Михайловича) и мурманский штурман
  • Краткое содержание Мальчик с красками ЖелезниковВ самолете летели мама с сыном. Светило яркое солнце, и женщина все пыталась заставить сына закрыть окно – тому было вредны солнечные лучи. Но мальчик не хотел. Ему нравилось смотреть на облака
  • Краткое содержание Виан Пена днейРоман Бориса Виана «Пена дней» повествует о молодом человеке по имени Колен. Он очень красив собой, да и к тому же богат. Финансовых средств ему хватает на то, чтобы содержать большой дом, иметь личного повара по имени Николя

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/servantec-don-kihot-pereskaz

Дон Кихот и донкихотство (по роману М. Сервантеса «Дон Кихот» )

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Сервантес М. / Дон Кихот / Дон Кихот и донкихотство (по роману М. Сервантеса «Дон Кихот» )

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Произведение «Дон Кихот» было написано в Испании в 1605г М. Сервантесом.     Главный герой книги – Дон Кихато, испанский идальго. Автор его описывает, как худощавого, сильного, крепкого человека, который в праздники надевает одежду из тонкого сукна и бархата и проще в будни.

Все свое время он проводит за чтением рыцарских романов, и вскоре от этого потерял рассудок. Однажды ему пришла в голову мысль стать странствующим рыцарем. На мир он смотрел не обычным взглядом, а как в рыцарские времена. Обыкновенные люди не понимали его, смеялись и шутили.

Дон Кихот верил в обещания и клятвы и судил человека очень справедливо. Но по своему внешнему виду он не очень был похож на рыцаря.     В восьмой главе «Бой с ветряными мельницами» можно увидеть сумасшествие Дон Кихота.     « — Где вы видите великанов? – спросил Санчо Панса     — Да вот они с громадными руками – отвечал его господин.

– У некоторых из них длинна рук достигает почти двух миль.

    — Помилуй сеньор, — возразил Санчо – то что там виднеется, вовсе не великаны, а ветряные мельницы…»     Еще в этой главе можно увидеть что Дон Кихот не умеет признавать поражения     « -… Я полагаю, и не без основания, что мудрый Фрестон, тот самый кто похотел у меня книги вместе с помещением, превратил великанов в ветряные мельницы, дабы лишить меня плодов победы – так он меня ненавидит. Но рано или поздно злые его чары не устоят перед силой моего меча».     После создания этого произведения появился такой термин как «донкихотство». Донкихотство – понятие многообразное, его толкуют по – разному. Многие называют донкихотством отсутствие чувства реальности и называют донкихотством человека, лезущего на рожон, лишенного ощущения действительности, а потому несуразного, нелепого, жалкого и смешного. Но под донкихотством понимают и не желание приспосабливаться к прозе жизни, стремление преобразить и преобразовать жизнь, упорное и даже героическое следование мечте, верность возвышенной цели, сколько бы цель не противоречила глубокой логике реальных и косвенных факторов.

    Я считаю, что этот образ вечный, потому что вопросы, которые он поднимает вечные: свобода, любовь, простота души вера в людей и мечту. И с такое характеристикой в современном мире можно найти много таких людей «донкихотов».

Добавил: Dashynu

14331 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Дон Кихот»:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00173771256562043111

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Дон Кихота в романе Сервантеса

       «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» был написан Мигелем Сервантесом де Сааведра в 1605 году. Интересно то, что идея будущего произведения пришла к писателю во время пребывания в тюремном заключении.

Именно тогда в воображении автора возник образ будущего героя, злоупотреблявшего рыцарскими романами. Сервантесу гениально удалось воплотить в жизнь свой замысел.

Созданный им герой прошел путь в несколько веков, и по-прежнему остается одним из центральных образов зарубежной литературы.

       В романе Сервантеса перед читателем предстает престарелый кастильский идальго, Алонсо Кехано. Он не обладает богатствами, его единственным любимым занятием является чтение рыцарских романов. Алонсо завораживают образы благородных и отважных героев, помогающих оказавшимся в беде людям.

Он настолько погружается в мир своих фантазий, что решает стать странствующим рыцарем. Он сооружает доспехи, дает своему коню, а вернее кляче, гордое имя Росинант и выбирает даму сердца, имя которой он собирается прославлять своими подвигами.

Возлюбленной Алонсо становится девушка из соседней деревни, он нарекает ее Дульсинеей Тобосской.

       Дон Кихот отправляется на поиски нуждающихся в его помощи, его верным оруженосцем становится обычный крестьянин Санчо Панса. Известно, что прототипом главного героя был сам Сервантес.

Он наделил его чертами, присущими самому себе: добротой, мягкостью, честностью, мечтательностью. Несмотря на то, что автор с иронией описывает надуманные сражения и подвиги героя, читатель невольно проникается симпатией к благородному идальго.

Он не кажется сумасшедшим — скорее, мир вокруг него является таковым.

       Дон Кихот полон самых благих намерений, в дряхлом, стареющем теле живет неукротимый дух благородства. Его образ сочетает в себе одновременно и комическое, и трагическое начало.

Смех вызывает ироничное описание подвигов героя, его борьба с ветряными мельницами, в которых он видит великанов, выглядит комично. Но на смену веселью приходит ощущение сочувствия престарелому рыцарю. Становится жаль его не сбывшихся надежд.

«Рыцарь печального образа», подвергающийся жестоким насмешкам людей, но не теряющий своего благородства и жажды справедливости, остается верен своим принципам.

       Перед своей смертью идальго прозревает, он покидает мир грез и проклинает рыцарские романы, затуманившие его разум.

       Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский занимает достойное место среди великолепных литературных образов, отождествляя собой благородство и справедливость в высшей степени.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/zarubezhnaya/492-obraz-don-kikhota-v-romane-servantesa.html

Характеристика героев по произведению Сервантеса «ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ» | ДОН КИХОТ

В центре повествования романа — похождения бедного идальго Алонсо Киханы, который, начитав­шись рыцарских романов, отправляется совершать по­двиги во имя справедливости и защищать слабых, на­звав себя Дон Кихотом Ламанчским или Рыцарем Пе­чального Образа.

Читайте также:  Ростов-на-дону: население, промышленность и культура

Из-за безумия, вызванного чтением его любимых романов, Дон Кихот не понимает происходяще­го вокруг и тщетно пытается исправить пороки и недо­статки своих современников.

Он считает, что всякое промедление с его стороны может пагубно отозваться на человеческом роде: сколько беззаконий предстоит ему устранить, «сколько кривды выпрямить, неспра­ведливостей загладить, злоупотреблений искоренить, сколько обездоленных удовлетворить».

Дон Кихот стремится служить людям во имя справедли­вости и человеколюбия, однако действует он зачастую вопреки здравому смыслу. Ветряные мельницы Дон Кихот принимает за коварных великанов, постоялый двор ка­жется ему замком, а стадо баранов — вражеским вой­ском. Намерения славного идальго зачастую не совпа­дают с пагубными последствиями его поступков.

Не­счастный пастушок Андрес, которого рыцарь спас от побоев хозяина, проклинает его за то, что потом ему досталось еще больше и больнее, справедливы претен­зии к нему владельца бурдюков с вином, принятых Доном Кихотом за разбойников и уничтоженных им, а также жа­лобы владельца отнятого таза-шлема.

Однако чаще люди осуждают его просто потому, что он не похож на них, что он не приспосабливается к установившимся порядкам, что он бескорыстен и честен.

Особенно ярко любовь Дона Кихота к справедливости, стремление к добру, вера в человека раскрываются в тех поучениях, кото­рые он дает Санчо Пансе перед его отъездом на губер­наторство: «Пусть слезы бедняка вызовут в тебе при одинаково сильном чувстве справедливости больше со­страдания, чем жалобы богача».

Дон Кихот наделен в романе безусловно комическими чер­тами: ветхие доспехи, картонный шлем, костлявая кляча Росинант, пропахшая луком крестьянка в роли дамы сердца. Однако этот комизм автор использует, чтобы вы­сказать одобрение. Ведь за всей этой комичностью кро­ется благородство и бескорыстие поступков и стремле­ний, кроется большое сердце, полное любви к людям.

Перед смертью благородный идальго отрекается от заветов рыцарства, отказывается от имени Дона Кихота и ста­новится прежним Алонсо Киханой Добрым.

Это не ра­зочарование и не отречение, это, скорее, приближение к реальной жизни, которого ему не хватало на протя­жении всех странствий, а также утверждение доброты как смысла жизни и не только рыцарского, а общече­ловеческого идеала.

«…Я знаю, — говорит Дон Кихот, — что стезя добродетели весьма узка, а стезя порока широка и просторна, а также знаю, что цели их и пределы различны, ибо путь порока, широко раскинувшийся и просторный, кончается смертью, а путь же доброде­тели, тесный и утомительный, кончается жизнью, но не тою жизнью, которая сама рано или поздно кон­чается, а тою, которой не будет конца»…

Устами Дона Кихота Сервантес высказал гуманистичес­кие мысли о естественном равенстве и правах всех людей, о личной свободе.

На этой странице искали :

  • дон кихот характеристика
  • дон кихот анализ
  • дон кихот анализ произведения
  • характеристика донкихота идальго
  • ПОЧЕМУ ДОН КИХОТ ПРИНЯЛ ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ ЗА ВЕЛИКАНОВ

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/xarakteristika-geroev-po-proizvedeniyu-servantesa-xitroumnyj-idalgo-don-kixot-lamanchskij-don-kixot.html

Сравнительная характеристика героев романов «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (стр. 1 из 3)

Сравнительная характеристика героев романов «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

(El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha) испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры и «Идиот» русского писателя Федора Ивановича Достоевского

Русская литература 2-й пол. Х1Х века только потому и стала ведущей в развитии мировой литературы, что в короткий срок усвоила, переработала и переосмыслила богатейшее наследие других народов Европы и Античности и смогла достичь уровня их литератур по глубине и мастерству.

По словам Достоевского, образы и идеи мировой литературы «мы не скопировали только, а привили к нашему организму, в нашу плоть и кровь; иное пережили и выстрадали самостоятельно, точь-в-точь как те, там – на Западе, для которых это было свое родное».

Для «Бедных людей» Достоевский взял форму европейского «романа в письмах», в которой были написаны «Новая Элоиза» Руссо, «Страдания молодого Вертера» Гете, «Жак» Ж.Санд.

Это дало писателю «возможность объединить описательный, «физиологический» материал с эмоциональным, лирическим тоном изложения, глубоким психологическим раскрытием души «бедных людей».

При написании «Идиота» и особенно «Бесов», Достоевский использует в своем творчестве мотивы, идеи и образы западной литературы уже дистанцируясь от них, при полном их художественном переосмыслении, и смело вступает в диалог с Гете, Шиллером, Шекспиром, Сервантесом и Вольтером уже не как их подражатель, а как конгениальный оппонент. В ходе скрытой полемики им переосмысляются, в частности, герой «Исповеди» Руссо, Дон Кихот Сервантеса, Фауст, Маргарита и Мефистофель Гете, Юлиан Милостивый Флобера.

Но наиболее значительное обращение Достоевского к «Дон Кихоту» было сделано при работе над романом «Идиот» – в поисках изображений идеальной личности в мировой литературе.

«Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, – всегда пасовал…

Прекрасное есть идеал, а идеал – ни наш, ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался. На свете есть одно только положительно прекрасное лицо – Христос… из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон Кихот. Но он прекрасен единственно потому, что в то же время и смешон.

Пиквик Диккенса (бесконечно слабейшая мысль, чем Дон Кихот, но все-таки огромная) тоже смешон и тем только и берет. Является сострадание к осмеянному и не знающему себе цены прекрасному – а, стало быть, является симпатия и в читателе. Это возбуждение сострадания и есть тайна юмора…

У меня ничего нет подобного, ничего решительно, и потому боюсь страшно…» ( Из письма С.А. Ивановой, 1868 — 28 1; 251).

Создать убедительный образ «положительно прекрасного человека» – одна из труднейших задач в литературе. По черновикам к роману мы знаем, какое решение нашел для себя Достоевский: «Если Дон Кихот и Пиквик как добродетельные лица симпатичны читателю и удались, так это тем, что они смешны.

Герой романа Князь если не смешон, то имеет другую симпатичную черту: он невинен» (9; 239 – подчеркнуто у Достоевского). Таким образом, мы с самого начала видим четкую ориентацию образа Мышкина на Дон Кихота.

В самом романе это сопоставление проводится, во-первых, благодаря чтению Аглаей пушкинского стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…» в качестве объяснения характера князя, («”Рыцарь бедный” – тот же Дон-Кихот, но только серьезный, а не комический.

Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю “рыцаря бедного”, а главное, уважаю его подвиги» — 8; 207), а во-вторых, символической деталью: письмо князя Аглая нечаянно закладывает в книгу, которой оказывается, к ее смеху, «Дон Кихот Ламанчский».

В самом романе князь очень часто оказывается осмеянным, но в отличие от Дон Кихота, он видит, как над ним смеются, и смиренно принимает это как должное, чем и вызывает читательскую симпатию. То есть он смешон для героев романа, но не для читателей.

При этом острейшее сочувствие к князю испытывают и многие герои романа (Аглая, Настасья Филипповна, Рогожин, Коля). Их замечания раскрывают всю глубину духовного мира князя и оберегают его от снижения, от которого никак не защищен герой Сервантеса.

Главные общие черты Дон Кихота и Мышкина – сочетание детской наивности и полной беспомощности в жизни с глубоким умом, великодушным сердцем и страстным служением высокому идеалу, который, увы, изначально недостижим.

И того и другого обвиняют в сумасшествии, но в обоих случаях это не явное помешательство, а явление сложной духовной природы.

«”Безумие” Дон Кихота и «идиотизм» князя Мышкина, связанные с необычным характером их поведения, не являются следствием каких-то патологических сдвигов в их сознании, а изначально вытекают из сложившейся у них системы убеждений».

Восторженный идеализм Дон Кихота и Мышкина одинаково находит выражение во вдохновенных речах, прославляющих природу и все живое как Божие творение. Религиозное сознание обоих очень просветленно.

Достоевский помнил восторженные речи Дон Кихота о Золотом веке (в черновиках к «Идиоту» есть заметка к образу Мышкина: «Всякая травка, всякий шаг, Христос. Вдохновенная речь Князя (Дон Кихот и желудь).

“За здоровье солнца”», и наделил подобными же речами Мышкина «О, что такое мое горе и моя беда, если я в силах быть счастливым? Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что любишь его! О, я только не умею высказать, а сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных, которые даже самый потерявшийся человек находит прекрасными? Посмотрите на ребенка, посмотрите на Божию зарю, посмотрите на травку, как она растет, посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и вас любят…» – после чего Мышкин падает припадке.

Вопрос о сумасшествии Дон Кихота, его природе и подлинности – самый важный в сервантесоведении.

Поражает «противоречивое сочетание в сознании Дон Кихота разумного начала (мудрости и проницательности) с искаженным мировосприятием, заключающимся в его способности время от времени видеть мир не таким, каким он есть».

Преображение реальности в видении Дон Кихота напоминает, по мнению Н.Н. Арсентьевой, скорее работу творческого воображения, а не рецидивы больного сознания. Дон Кихот- гениальный рассказчик, так же как и Мышкин.

При этом творческий дар соединяется у него с глубоким умом, который обнаруживается как в сфере его творческой деятельности, так и в рассуждениях по всевозможным проблемам. Получается, что на протяжение всего романа Алонсо Кихано сочиняет роман о Дон Кихоте (вспомним хотя бы его рассказ о приключениях в пещере Монтесиноса).

«Самый акт творчества становится для Дон Кихота средством воплощения в жизнь непреложных духовных ценностей – художественно утвердить в жизни свой рыцарский идеал.

«Единственно, чего я добиваюсь, – говорит он, – это объяснить людям, в какую ошибку впадают они, не возрождая блаженнейших тех времен, когда ратоборствовало странствующее рыцарство.

» Духовную, содержательную основу поведения ламанчского идальго составляет его стремление пробудить в людях дух героизма и внушить им представление о высоких чувствах и гармоничных взаимоотношениях, которые смогут привести к возрождению золотого века: «… по воле небес родился я в железный век, дабы возродить золотой».

Сущность конфликта романа – во внутреннем противоборстве утопической идеи, завладевшей сознанием героя, и здравым смыслом, ведущем к постепенному прозрению и отказу от его замысла.

Князя Мышкина Достоевский наделил своей собственным недугом – «священной» болезнью пророков – эпилепсией, а вместе с ней и особым духовным опытом: в состоянии «ауры» перед припадком князь переживает высшие моменты прозрения, когда он может созерцать воочию свой идеал, «гармонию уже достигнутую». Эти мгновения питают его веру, вдохновляют на подвиги, но и обрекают на непонимание всеми прочими людьми.

В отличие от Дон Кихота, Мышкин не предпринимает безумных выходок и не борется с ветряными мельницами. Его сила – в обезоруживающей кротости, смирении и готовности любить своих врагов. Дело в том, что Мышкин — созерцатель, а не деятель (так, он говорит Рогожину: “Парфен, я мешать тебе ни в чем не намерен”).

Мышкин не придумывает себе иллюзорный мир, подобно Дон Кихоту: он очень трезво оценивает людей, не закрывая глаза на все то зло, которое есть в них. Но, как и Дон Кихот, Мышкин выпадает из реального мира, ибо сознательно не хочет жить по его законам, но только по законам христианского милосердия.

В любом человеке он видит только хорошее, какого бы труда ему это не стоило.

К примеру, угадывая намерение Рогожина убить его, он всеми силами души пытается отогнать от себя неопровержимое предчувствие, считая его недостойным и греховным, и даже видя занесенный над собой нож, находит в себе силы на парадоксальное восклицание: «Парфен, не верю!», останавливающее руку убийцы.

Мышкин отнюдь не «по-швейцарски, пастушески» смотрит на мир, он – рыцарь христианства, считающий недостойным сложить оружие даже ввиду неминуемого поражения, предпочитающий, как и сам Достоевский, «остаться лучше с Христом, нежели с истиной».

В Швейцарии его проповедь принесла свои плоды: Мышкину удалось смягчить злые нравы детей и крестьян и спасти от преследования грешницу Мари, точно так же как Христос некогда спас блудницу от побивания камнями.

Таким образом, в Европе, на родине Дон Кихота, Мышкин ведет себя гораздо мудрее и тоньше своего литературного прототипа и в результате оказывается победителем, совершив реальное доброе дело и создав в деревне некое подобие «райских» отношений.

Достоинство Мышкина – отсутствие в нем плотского, стихийного начала – оборачивается его слабостью. У него отсутствует инстинкт собственника, поэтому он быстро теряет полученное наследство, не считая себя вправе кому-либо отказать в деньгах и сознательно позволяя всем себя обманывать.

В отличие от Гани, Ипполита, Настасьи Филипповны с их болезненным самолюбием, у него отсутствует эгоистическое самоутверждение, что привносит в его облик нечто жалкое, беспомощно детское. («Вы честнее всех, благороднее всех… добрее всех, умнее всех!..

Для чего же вы себя унижаете и ставите ниже всех? Зачем вы все в себе исковеркали, зачем в вас гордости нет?» – гневается на него Аглая ).

Источник: http://MirZnanii.com/a/363774/sravnitelnaya-kharakteristika-geroev-romanov-khitroumnyy-idalgo-don-kikhot-lamanchskiy

Ссылка на основную публикацию