Литосфера. рельеф земли (географическая оболочка)

Литосфера и рельеф Земли

Литосфера — твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

Литосфера разделена на литосферные плиты. Совокупность всех неровностей земной поверхности называют рельефом. Отрицательные формы рельефа — впадины океанов, положительные — материки — формы рельефа первого порядка. Формы рельефа второго порядка — горы и равнины, как на суше, так и на дне океанов.

Внутренние процессы происходят внутри Земли и проявляются в тектонических движениях, землетрясениях и вулканизме.

Тектонические движения — совокупность горизонтальных и вертикальных движений литосферы, сопровождающихся возникновением разломов (разрывов) и складок земной коры. Тектонические движения бывают медленными и быстрыми.

Самые крупные литосферные плиты: Евразийская, Северо-Американская, Южно-Американская, Африканская, Индо-Австралийская, Тихоокеанская, Антарктическая — несут на себе и материки и океаны.

Литосферные плиты медленно (2 — 5 см. в год) перемещаются по тягучему веществу мантии. Поднявшаяся по разломам магма наращивает края раздвигающихся плит.

В таких местах формируются срединно-океанические хребты.

Там, где более тяжелые материковые литосферные плиты наталкиваются на менее тяжелые океанические, они медленно погружаются. Этот процесс сопровождается землетрясениями и вулканизмом.

Горообразовательные процессы происходят там, где сталкиваются литосферные плиты с одинаковой материковой корой.

Землетрясения — толчки и колебания земной поверхности, вызванные разрывами и смещениями в литосфере. Очаги землетрясений находятся на разной глубине от поверхности. Эпицентр — место на поверхности земли, расположенное прямо над очагом. Сила землетрясения оценивается в баллах по шкале Рихтера.

Вулканизм — совокупность процессов и явлений, связанных с излияниями магмы на земную поверхность. Излившуюся магму называют лавой.

Вместе с лавой при извержении выделяются различные газы, выбрасываются твердые продукты извержения. Вулканы имеют магматический очаг и канал или жерло, по которым поднимается магма.

При извержении по трещинам лава растекается и, застывая, образует лавовые покровы.

Внешние (экзогенные) процессы — деятельность ветра, талых, текучих вод, жизнедеятельность растений и животных, а также человек. Выветривание — совокупность естественных процессов, приводящих к разрушению горных пород. Различают физическое и химическое выветривание.

Горы — обширные участки суши или дна океана, значительно приподнятые и сильно расчлененные.
Горы бывают низкие (не выше 1000 м.), средневысотные (от 1000 до 2000 м.), высокие (от 2000 м.). Наибольшей высоты достигает вершина Гималаев — Джомолунгма (Эверест) — 8848 м., а в России — Эльбрус (5642 м.).

Равнины — участки поверхности с различием относительных высот не более 200 м. Различают плоские и холмистые равнины. Три основных типа равнин: до 200 м. — низменности, от 200 — 500 м. — возвышенности и более 500 м. — плоскогорья. Некоторые низменности лежат ниже уровня моря, такие равнины называют впадинами.

Формирование рельефа Земли

Особенности рельефа Земли

Источник: https://geographyofrussia.com/litosfera-i-relef-zemli/

Литосфера и рельеф Земли

1) Установите различия между материковой и океанической земной корой. Заполните таблицу «Земная кора».

  • Ответ:
    Тип земной коры Мощность, км Количество слоев Порядок залегания слоев (снизу вверх)
    Материковая 35 – 45 3 Осадочный чехол, гранит, базальт
    Океаническая 75 – 10 2 Осадочный чехол, слой базальта

2) Прочитайте текст учебника о плитах литосферы и кратко запишите три основных положения теории литосферных плит.

  • Ответ:
  • 1) Земная кора состоит из отдельных литосферных плит.
  • 2) Плиты перемещаются по верхней мантии.
  • 3) Плиты могут сталкиваться и расходиться.

3) Какие процессы происходят в литосфере в результате движения плит? Заполните таблицу.

  • Ответ:
    Виды взаимодействия литосферных плит Процессы, происходящие в литосфере
    Расхождение Образуется новая океаническая кора
    Столкновение океанической плиты с континентальной Океаническая кора погружается под континент
    Столкновение континентальных литосферных плит Горные цепи

4) Выделите закономерности размещения на планете:

а) выступов материков и впадин в океан.

  • Ответ: Соответствуют материковой коре и океанической.

б) обширных равнин.

  • Ответ: Соответствуют древним участкам литосферных плит (платформ).

в) горных областей.

  • Ответ: Расположены на границе литосферных плит.

5) Какие океаны, по вашему мнению, в будущем увеличат свою площадь? Почему?

  • Ответ: Северного Ледовитого и Атлантического океана, из-за таянья ледников.

6) Какие опасные для жизни людей явления происходят в литосфере?

  • Ответ: Землетрясения и вулканы, из-за движения литосферных плит.

7) Какие из названных форм рельефа (овраг; вулканическая гора, образованная на дне отступившего моря; песчаный холм; горный хребет; долина реки; равнина, образованная застывшей лавой) созданы в результате действия.

а) внутренних рельефообразующих процессов.

  • Ответ: вулканическая гора; горный хребет; равнина, образованная застывшей лавой.

б) внешних рельефообразующих процессов.

      • Ответ: овраг; равнина, образованная на дне отступившего моря; песчаный холм; долина реки.

8) Приведите в систему знания о процессах, формирующих рельеф.

      • Ответ:
        Группа процессов Примеры процессов Проявление процессов
        в горах на равнинах
        Внутренние 1) Вулканы.2) Землетрясения.3) Цунами.
        Внешние 1) Выветривание.2) Текучие воды.3) Эрозия.

9) Дополните схему «Основные формы рельефа суши.

            • Ответ:

10) Оцените, сильно или слабо изменен рельеф в вашей местности.

Источник: http://tetrab.ru/7-klass/geografiya/rabochaya-tetrad-po-geografii-7-klass-korinskaya-v.a.-dushina-i.v/litosfera-i-relef-zemli.html

Литосфера и рельеф Земли (стр. 1 из 2)

Содержание

1. Происхождение материков и океанов

2. Рельеф Земли

Список использованной литературы

1 Происхождение материков и океанов

Как вам уже известно, Земля небольшое космическое тело, часть Солнечной системы. Как же родилась наша планета? Ответить на этот вопрос пытались еще ученые античного мира. Существует много различных гипотез.

С ними вы познакомитесь при изучении астрономии в старших классах. Из современных взглядов на происхождение Земли наиболее распространена гипотеза О. Ю. Шмидта об образовании Земли из холодного газово-пылевого облака.

Частицы этого облака, вращаясь вокруг Солнца, сталкивались, «слипались», образуя сгустки, нараставшие как снежный ком.

Существуют и гипотезы образования планет в результате космических катастроф – мощных взрывов, вызванных распадом звездного вещества. Ученые продолжают искать новые пути решения проблемы происхождения Земли.

Земная кора – самая верхняя часть литосферы. Она представляет собой как бы тонкое «покрывало», под которым скрыты неспокойные земные недра. По сравнению с другими геосферами земная кора кажется тонкой пленкой, в которую обернут земной шар. В среднем толщина земной коры составляет всего 0,6% от земного радиуса.

Внешний облик нашей планеты определяют выступы материков и впадины океанов, заполненные водой. Чтобы ответить на вопрос, как они образовались, надо знать различия в строении земной коры.

Как же объяснить различия в строении земной коры? Большинство ученых считает, что сначала на нашей планете образовалась кора океанического типа. Под влиянием процессов, происходящих внутри Земли, на ее поверхности образовались складки, т. е.

горные участки. Толщина коры увеличилась, образовались выступы материков. Относительно дальнейшего развития материков и впадин океанов существует ряд гипотез.

Одни ученые утверждают, что материки неподвижны, другие, наоборот, говорят об их постоянном движении.

В последние годы создана теория строения земной коры, основанная на представлении о литосферных плитах и на гипотезе дрейфа материков, созданной в начале ХХ в. немецким ученым А. Вегенером. Однако в то время он не мог найти ответа на вопрос о происхождении сил, перемещающих континенты.

Согласно теории литосферных плит земная кора вместе с частью верхней мантии не является монолитным панцирем планеты. Она разбита сложной сетью глубоких трещин, которые уходят на большую глубину, достигают мантии. Эти гигантские трещины делят литосферу на несколько очень больших блоков (плит) толщиной от 60 до 100 км.

Границы между плитами проходят по срединно-океаническим хребтам – гигантским вздутиям на теле планеты или по глубоководным желобам ущельям на океаническом дне. Есть такие трещины и на суше. Они проходят по горным поясам вроде Альпийско-Гималайского, Уральского и др. Эти горные пояса похожи на «швы на месте залеченных старых ран на теле планеты».

На суше есть и «свежие раны» – знаменитые Восточно-Африканские разломы.

Выделяют семь громадных плит и десятки плит поменьше. Большинство плит включает как материковую, так и океаническую кору.

Плиты лежат на сравнительно мягком, пластичном слое мантии, по которому и происходит их скольжение. Силы, вызывающие движение плит, возникают при перемещении вещества в верхней мантии.

Мощные восходящие потоки этого вещества разрывают земную кору, образуя в ней глубинные разломы. Эти разломы есть на суше, но больше всего их в срединно-океанических хребтах на дне океанов, где земная кора тоньше.

Здесь расплавленное вещество поднимается из недр Земли и расталкивает плиты, наращивая земную кору. Края разломов отодвигаются друг от друга.

Плиты медленно перемещаются от линии подводных хребтов к линиям желобов со скоростью от 1 до 6 см в год. Этот факт был установлен в результате сопоставления снимков, сделанных с искусственных спутников Земли. Соседние плиты сближаются, расходятся или скользят одна относительно другой.Они плавают на поверхности верхней мантии, как куски льда на поверхности воды.

Если плиты, одна из которых имеет океаническую кору, а другая материковую, сближаются, то покрытая морем плита изгибается, как бы ныряя под континент.

При этом возникают глубоководные желоба, островные дуги, горные хребты, например Курильский желоб, Японские острова, Анды.

Если сближаются две плиты с материковой корой, то их края вместе со всеми накопленными на них осадочными породами сминаются в складки. Так образовались, например, на границе Евразийской и Индо-Австралийской плит Гималаи.

Согласно теории литосферных плит на Земле когда-то был один материк, окруженный океаном. Со временем на нем возникли глубинные разломы и образовалось два континента – в Южном полушарии Гондвана, а в Северном – Лавразия. Впоследствии и эти материки были разбиты новыми разломами. Образовались современные континенты и новые океаны – Атлантический и Индийский.

В основании современных материков лежат древнейшие относительно устойчивые и выровненные участки земной коры – платформы, т. е. плиты, образовавшиеся в далеком геологическом прошлом Земли. При столкновении плит возникли горные сооружения. Некоторые материки сохранили следы столкновения нескольких плит. Площадь их постепенно увеличивалась. Так, например, образовалась Евразия.

https://www.youtube.com/watch?v=3XHJIFqbQ6o

Учение о литосферных плитах дает возможность заглянуть и в будущее Земли. Предполагают, что примерно через 50 млн. лет разрастутся Атлантический и Индийский океаны, Тихий уменьшится в размерах. Африка сместится на север. Австралия пересечет экватор и придет в соприкосновение с Евразией. Однако это только прогноз, который требует уточнения.

Ученые пришли к выводу, что в местах разрыва и растяжения земной коры в срединных хребтах образуется новая океаническая кора, которая постепенно расползается в обе стороны от породившего ее глубинного разлома. На дне океана работает как бы гигантский конвейер.

Он переносит молодые блоки литосферных плит от места их зарождения к континентальным окраинам океанов. Скорость движения маленькая, путь длинный. Поэтому эти блоки достигают берега через 15-20 млн. лет.

Пройдя этот путь, плита опускается в глубоководный желоб и, «ныряя» под континент, погружается в мантию, из которой она образовалась в центральных частях срединных хребтов. Так замыкается круг жизни каждой литосферной плиты.

Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами. Это самые беспокойные подвижные области планеты. Здесь сосредоточено большинство действующих вулканов, происходит не менее 95% всех землетрясений.

Сейсмические области протянулись на тысячи километров и совпадают с областями глубинных разломов на суше, в океане – со срединно-океаническими хребтами и глубоководными желобами.

На Земле более 1300действующих вулканов, извергающих на поверхность планеты много лавы, пепла, газов и водяного пара.

Знания о строении и истории развития литосферы важны для поисков месторождений полезных ископаемых, для составления прогнозов стихийных бедствий, которые связаны с процессами, происходящими в литосфере. Предполагают, например, что именно на границах плит образуются рудные ископаемые, происхождение которых связано с внедрением магматических пород в земную кору.

2 Рельеф Земли

Огромные пространства суши и впадины океанов, их необъятные равнины и горные хребты, величественные конусы вулканов, глубокие теснины ущелий, холмы, овраги образуют на Земле необычайное разнообразие поверхности. Совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту, называют рельефом.

Читайте также:  Растения пустынь и полупустынь россии

Рельеф оказывает существенное влияние на образование, развитие и размещение всех компонентов природы. Знания о рельефе помогут вам лучше понять особенности природы материков и океанов, их крупных частей, природу отдельных стран.

Взаимодействие внутренних и внешних сил – основная причина разнообразия рельефа. Рельеф Земли постоянно изменяется в результате одновременного воздействия на него внутренних и внешних сил.

Внутренние силы проявляются в процессах движения литосферы, внедрения вещества мантии в земную кору или его излияния на поверхность Земли. Действие этих сил вызвано перемещением вещества во всей мантии.

Движения литосферы перемещают пласты горных пород, изменяют строение земной коры, а значит, и ее рельеф.

Различают медленные вертикальные перемещения, которые происходят повсеместно, и горизонтальные движения, наиболее значительное из которых – движение литосферных плит. В результате их движения образуются самые крупные формы рельефа – выступы материков и впадины океанов, горные пояса, огромные равнины.

Внешние силы действуют на поверхности Земли. Свою энергию они получают от Солнца, а также от силы тяжести и жизнедеятельности организмов. Внешние силы – это выветривание, работа текучих вод, ветра, подземных вод, ледников, морского прибоя, деятельность человека.

Эти силы разрушают горные породы и выносят продукты разрушения с одних, более высоких, участков земной поверхности на другие, где происходит их отложение и накопление рыхлого материала. В разрушении и выравнивании рельефа на суше особенно велика роль выветривания.

Внутренние и внешние силы действуют одновременно. При этом внутренние силы в основном создают крупные формы рельефа, внешние в основном их разрушают, а их созидательная сила проявляется в образовании небольших по размерам форм рельефа.

На равнинах это холмы, речные долины, овраги, в горах – осыпи, небольшие хребты, ущелья, скалы причудливых очертаний и т. п. Изменение рельефа Земли происходит непрерывно.

Меняются очертания гор, их высота, выравниваются холмы, даже, хотя и очень медленно, изменяются очертания материков.

Между выступами материков и разделяющими их впадинами океанов лежат переходные области, к которым относят материковую отмель (шельф) с относительно плоским рельефом и материковый склон, рассеченный ущельями.

Источник: http://MirZnanii.com/a/306627/litosfera-i-relef-zemli

2.2 Земная кора и литосфера. Состав и строение. Рельеф земной поверхности. Тектоника литосферных плит

Видеоурок 1: Земная кора — верхняя часть литосферы

Видеоурок 2: Литосфера. Рельеф. Человек

Лекция: Земная кора и литосфера. Состав и строение. Рельеф земной поверхности. Тектоника литосферных плит

Земная кора и литосфера

Литосфера – твердая оболочка, покрывающая Землю.

Её толщина достигает 280 км. Залегает она на верхнем расплавленном слое мантии, которая называется астеносферой. В состав литосферы входит земная кора и верхний слой мантии.

Таким образом, земная кора и литосфера два разных понятия. Земная кора простирается на глубину от 5 до 130 км. Толщина земной коры зависит от её вида.

Океаническая тонкая, так как в ней отсутствует слой гранита, материковая может достигать толщины 130 км., в её состав входит гранитовый слой. 

Состав и строение литосферы

Литосфера – это совокупность литосферных плит. Плиты дрейфуют по пластичной астеносфере. Одни плиты сдвигаются со скоростью 1-6 см. в год, другие отдаляются друг от друга. Этот процесс может идти со скоростью 18 см. в год. 

Немецкий ученый Альфред Вегенер выделяет семь крупных плит:

  • Австралийская, 
  • Африкано-Аравийская, 
  • Антарктическая, 
  • Евразийская, 
  • Тихоокеанская, 
  • Североамериканская, 
  • Южноамериканская. 

Выделяют более мелкие:

  • Кокос, 
  • Хуан-де Фука, 
  • Наска, 
  • Эллинская, 
  • Карибская. 

Изучая побережье материков, Вегенер выдвинул теорию, что когда-то был один материк Пангея. Материк раскололся, и образовалось два материка: южный – Гондвана и северный – Лавразия. Эту гипотезу поддержали многие ученые. 

В Антарктиде были найдены залежи угля, а это значит, что когда-то на этой территории был жаркий климат.

Плиты меняют свои очертания. При столкновении двух материковых плит, образуются области складчатости. При столкновении материковой и океанической плиты, океаническая «подныривает» под материковую, образуются краевые прогибы, желоба. Причем нижняя плита расплавляется в мантии. 

Материковая кора древняя, порядка 2 млрд. лет. Океаническая относительно молодая, обновляется каждые 100 млн. лет. 

Плита Фаралон, занимавшая большую часть дна Тихого океана исчезла под Северной и Южной Америкой. Под толщей океанической воды, находятся основные места столкновения плит. Они разламываются, поглощаются друг другом. На месте разломов образуются трещины, из которых выливается магма. Магма, остывая под действием воды, образует кору из магматических пород. 

Континентальная кора стабильна, поэтому на её поверхности образовался толстый слой осадочных пород. За исключением щитов, где земная кора выходит на поверхность. 

Выделяют две подгруппы земной коры:

  • субконтинентальная  
  • субокеаническая

Субконтинентальная находится на месте контакта океанической и материковой, она тоньше, характеризуется активной вулканической деятельностью, выходом магмы на поверхность. 

Субокеаническая приурочена к глубинным прогибам и имеет толстый слой осадочных пород (внутренние моря).

Рельеф земной поверхности

Рельеф – это неровности земной поверхности, образованные под воздействием внутренних и внешних сил. 

Внутренние силы, как правило, образуют неровности земной поверхности, внешние выравнивают эти неровности.

Материки и впадины океанов – самые крупные формы рельефа. 

Формы рельефа преобладающие на суше являются горы и равнины. Большая часть территории суши равнинная. Равнинные участки суши с максимальной высотой 200 м., выше 200 м. поднимаются возвышенности. От и выше 500 м. начинаются плоскогорья и горы. 

Выделяют три вида равнин:

  • плоские 
  • холмистые 
  • ступенчатые

Равнинные места имеют наибольшую плотность заселения.

Гора имеет четко выраженную структуру: 

По размерам выделяют низкие, средние и высокие горы. Отдельно стоящие горы почти не встречаются. Как правило, горы образуют системы: Тянь-Шань, Гималаи и т.д.

Тектоника литосферных плит

Литосферные плиты находятся в постоянном движении. Есть два вида движения литосферных плит: вертикальные и горизонтальные. Вертикальные(поднятия и опускания) движения медленные и не ощущаются. Горизонтальные – это когда происходит столкновение плит, можно наблюдать землетрясения.

За один год происходит примерно 1 млн. землетрясений, но они слабые или происходят на дне океана. Сильные землетрясения сопровождаются разломами, разрушениями.

На нашей планете выделяют сейсмические пояса: Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский. В этих зонах наблюдаются землетрясения и извержения вулканов.

Температура магмы высокая, в её недрах скапливается много газов. Когда давление в магматическом очаге становится критическим, магма прорывает земную кору в местах трещин, или где слой коры тоньше. Под давлением газов магма с силой выталкивается на поверхность. Излившаяся магма называется лавой.

Вместе с магмой вырываются газы, осколки земной коры, тучи пепла. 

Территории вулканов – это территории горячих источников и гейзеров. Из-за высокой температуры в магме, подземные воды нагреваются, расширяются и вырываются на поверхность. Вертикальные движения земной коры происходят вне сейсмических поясов. Например, известно, что Скандинавский полуостров поднимается в год на 1 см.

Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/224-22-zemnaya-kora-i-litosfera-sostav-i-stroenie-relef-zemnoy-poverhnosti-tektonika-litosfernyh-plit.html

Строение Земли

Главенствующей теорией образования Солнечной системы является теория (предложенная сороковых годах ХХ века) советского астронома Отто Юльевича Шмидта, предположившего, что Солнце захватило при обращении вокруг Галактики облако пыли. Из вещества этого огромного холодного пылевого облака сформировались холодные плотные допланетные тела – планетезимали, одним из которых являлась и Земля.

Плотность Земли неоднородна в результате  наблюдений за сейсмическими волнами было обнаружено, что они распространяются по поверхности с разной скоростью. Выделяется три главные геосферы: земная кора, мантия, ядро.

Их возникновение связано с дифференциацией, разогретого радиоактивным распадом и сжатием, вещества. При этом более тяжелые элементы (железо, никель и др.

) “тонули” – они составили ядро, а относительно легкие (кремний, алюминий) “всплывали” – из них сформировались земная кора.

Земная кора (средняя мощность около 35 км). Под континентами земная кора имеет три слоя: осадочный, гранитный и базальтовый. Наличие гранитного слоя объясняет большую мощность (75 км) нежели под океанами (5-10 км).

Земная кора на 90 % состоит из 8 химических элементов: кислорода, кремния, алюминия, железа, кальция, калия, натрия, магния (см.

таблицу “Десять самых распространённых химических элементов в земной коре”); и отделяется от нижележащей мантии границей Мохоровича, на которой отмечается резкий скачок скорости распространения сейсмических волн от 6,7 до 8,1 км/с.

Мантия имеет мощность около 2865 км (от 35 до 2900 км) составляет 83 % объема Земли и 67,8% ее массы. В верхней части мантии, на глубинах 50-300 км выделяют слой пониженной твердости, прочности и вязкости – астеносферу.

Вещество здесь находится в аморфном, пластичном состоянии, с его колебаниями связывают тектонические движения (см. карту “Движение литосферных плит” и “Сейсмические пояса Земли”), явления магматизма и метаморфизма в земной коре. Верхний слой мантии, до астеносферы, и земная кора – объединяются названием «Литосфера».

Это относительно хрупкая твердая оболочка Земли, разбитая глубинными разломами на крупные блоки – литосферные плиты.

После астеносферы продолжается «нижняя» мантия. С глубиной плотность мантии постепенно увеличивается, на это указывает рост скорости сейсмических волн с глубиной. Вещество мантии – плотные оксиды, периклаз, стишовит.

Ядро. Выделяют внешнее, жидкое ядро и внутреннее, твердое, его радиус около 1300 км. Его повышенную плотность (от 10-12 до 20 т/м3) связывают с большим содержанием железа и никеля и с трансформацией вещества под действием высокого давления.

Также смотри схему “Строение Земли”

Источник: http://www.geo-sfera.info/publ/geograficheskaja_obolochka/15-1-0-18

Краткий конспект подготовки к ЗНО по географии №4 “Литосфера и рельеф земной поверхности”

Подготовка к ЗНО. География.
Конспект 4. Литосфера и рельеф земной поверхности

Литосфера – это твёрдая оболочка Земли, включающая в себя земную кору и верхнюю часть мантии.
Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности.

Внутреннее строение Земли

Происхождение материков и океанов

  В 20-е годы XX века Альфредом Вегенером была предложена гипотеза дрейфа материков. Он заметил, что некоторые материки имеют сходные очертания по береговой линии, как будто раньше они представляли единое целое.
  Считается, что около 200 миллионов лет назад на Земле существовал единый суперматерик – Пангея.

Он включал в свой состав все современные материки, однако, постепенно он начал раскалываться. В начале он раскололся на два материка: Лавразию (в её составе оказалась современная Северная Америка и Евразия) и Гондвану (она включала Африку, Южную Америку, Индостан, Австралию и Антарктиду).

За последующие миллионы лет материки постепенно приняли современные очертания и месторасположение, однако, они не прекратили своего движения.

В будущем они продолжат перемещаться, пока рано или поздно снова не образуется новая Пангея, но это произойдет не раньше, чем еще через                                 200 – 250 миллионов лет.

Горные породы и полезные ископаемые

Горные породы – природные агрегаты минералов более-менее постоянного состава, которые образуют стойкое геологическое тело в земной коре.

Полезные ископаемые – природные образования, которые человек добывает из недр или с поверхности Земли и использует в различных целях. Они относятся к исчерпаемым невозобновимым природным ресурсам.

Полезные ископаемые делятся на топливные, рудные и нерудные.

Классификация горных пород 

Рельефообразующие процессы

  Рельефообразующие процессы – перемещение вещества и энергии в земной коре и на земной поверхности, вызывающие образование, видоизменение и разрушение форм рельефа. В зависимости от источника энергии делятся на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние).

И те и другие формируют рельеф всегда совместно, но в образовании отдельных типов рельефа преобладают либо одни, либо другие процессы.
  К эндогенным рельефообразующим процессам относят горизонтальные и вертикальные движения земной коры, магматизм и землетрясения.

  К экзогенным рельефообразующим процессам относят выветривание, работу текучих вод, работу ветра, ледников, подземных вод, карст и суффозию, работу прибойных волн и некоторые другие процессы.

  Внутренние и внешние силы, которые формируют рельеф, выступают вечными антагонистами: если внутренние пытаются создать на Земле значительные неровности, то внешние – наоборот, пытаются их сгладить.

Читайте также:  Помощник учителя в проведении школьных работ и заданий

Основные формы рельефа Земли

  Материки и океаны – основные формы рельефа Земли. Их образование обусловлено тектоническими, космическими и планетарными процессами. Поверхность Земли составляет 510 млн. км2. На долю суши приходится всего 29 % площади Земли. Все остальное – Мировой океан, то есть 71 %.

Основные формы рельефа Земли (по В. В. Николиной)

Online-тест подготовки к ЗНО по географии №5 “Литосфера и рельеф”

Источник: http://vneshkoly.com.ua/zno-menu/konspekty-zno-menu/92-konspekt-geo-kateg/432-konspekt-geo-4.html

Литосфера и рельеф, внутреннее строение земли, понятие”литосфера”, типы земной коры – география библиотека русских учебников

ГлавнаяГеографияГеографияПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Земля имеет сложное внутреннее строение. О строении. Земли узнают преимущественно на основе сейсмических данных – по скорости волн, возникающих при землетрясениях. Непосредственное наблюдение возможно лишь на небольшом ные глубине: самые скважины достигают более 12 км (Кольский полуостровв).

В строении. Земли три основные оболочки: земная кора, мантия и ядро

Верхняя из оболочек толщиной от 5 до 70 км – земная кора. Через каждые 100 м глубины плотность вещества возрастает в среднем на. С °. С

Глубже земной коры, до 2900 км размещена гуще силикатная оболочка – мантия. У нижней ее пределы температура 2000-2500 °. С. Мантия делится на верхнюю и нижнюю, граница между ними проходит на глубине близ зько 1000 км.

Внутри мантии на глубине 100 – 250 км под континентами и 50-100 км под океанами начинается слой вещества повышенной пластичности, приближается к плавлению, так называемая астеносфера.

В ошва астеносферы находится на глубинах 400 к0 км.

Центральную часть. Земли составляет ядро, радиус которого равен 3470 км. Оно подразделяется на внешнее ядро ??(от 2900 до 4980 км) и внутреннее (от 4980 км до центра. Земли). Ядро. Земли силикатное температуре ра в центре. Земли не превышает 5000 ° °С.

Считается, что во внутренней части ядра вещества находятся в расплавленном подвижном состоянии, и в ядре вследствие вращения планеты возникает электрический ток, который создает магнитное поле. Земли; внешняя я часть ядра твер.

Внутренние оболочки. Земли имеют различный вещественный состав, что связано с дифференциацией первичной холодного вещества планеты в условиях ее сильного расплавленный. Считается, что при этом тяжелые элементов.

НТИ (железо, никель и др.) проникали вглубь, а относительно легкие (кремний, алюминий) поднимались. Первые образовали ядро, вторые – земную кору.

При расплавлении одновременно выделялись газы и пары воды, сформув али первичную атмосферу и гидросферуферу.

42 Понятие”литосфера”

Литосфера (земная кора) – верхняя твердая каменная оболочка. Земли, сверху ограничена атмосферой и гидросферой, снизу – поверхностью плотного ультрафиолетового субстрата мантии – поверхностью.

Мохоровичича, я которая установлена ??на основе сейсмических данных. Поверхность. Мохоровичича – поверхность раздела между земной корой и мантией, установлена ??югославским ученым. А.

Мохоровичича и названа его имяям.

Толщина земной коры под равнинами 30 – 35 км, в горных регионах – 50-75 км, а в пределах впадин морей и океанов – от 5 до 10 км. Верхняя часть земной коры состоит главным образом из осадочных пород.

Осадочная оболочка, средняя (выражена только в пределах континентов) – гранитная, нижняя (развитая под континентами и под океанами) – базальтовая.

На кристаллических щитах осадочного слоя, как правило, нет, а является”гранитныйий”.

43 Типы земной коры

В строении земной коры три слоя пород. Верхний слой называется осадочный, он состоит преимущественно из осадочных пород: песков, глин, известняков.

Распространен почти везде на планете, но его мощность когда в ется в значительных пределах – от нескольких метров на выходах на поверхность древних кристаллических пород до 15 м в. Баренцевом море. Средний слой называют гранитным за его сходство с плотностью магматических пору д – гранитов.

Распространен преимущественно под материками, мощность его изменяется от 0 до 20 км. Верхняя часть гранитов в некоторых районах, например на. Кольском полуострове, в. Житомирской области, выходить ь на поверхность и доступна для непосредственного изучения.

Нижний слой земной коры, наименее исследован, условно названный базальтовым, по плотности похож этой горной породой. Как и осадочные породы, распространению й повсеместно, а мощность его колеблется от 3 до 40 ко 40 км.

Особенности строения земной коры под континентами и океанами были причиной разделения ее на два типа: континентальную и океаническую их граница не совпадает с границами материков и океанов, она проходит по оке еаничному дну на глубинах 2000-3500 м. Часто определяют еще третий тип земной коры – переходный; в этой зоне наблюдается чередование участков континентальной и океанической корри.

Континентальный тип земной коры мощный. Его средняя толщина 43,5 км, минимальная (около 20 км) – на стыке с океанической корой, максимальная (до 75 км) – под горными хребтами. Тибета,. Тянь-Шаня,. Памира. В этом типе основном хорошо выражены все три слоя пород – осадочные, гранитные, базальтовві.

В океанического типа земной коры малая мощность (5-20 км). Он очень распространен. Характерная его особенность – нет гранитного слоя. Поэтому осадочные породы незначительной мощности залегают непосредственно над баз зальтовимими.

Для переходного типа земной коры характерна большая контрастность, свойственна зонам современных геосинклиналей. К переходного типа коры принадлежат. Курильская дуга, участки, занятые. Черным,. Средиземным,. Красный ним и. Карибским морями, а также отдельные подводные хребты. Образование переходного типа коры связано, видимо, с активным горообразованияям.

Согласно новейшим данным, внешняя оболочка. Земли – литосфера – это мозаика из семи больших (Евроазиатская,. Африканская,. Североамериканская,. Южноамериканская,. Тихоокеанская,. Индо-Австралийская и.

Антарктическая) и нескольких меньших плит, что перемешиваются друг относительно друга край плит четко очерченные глобальными системами распределения эпицентров землетрясений.

Возможны три типа относительного движения плит 1) д ивергенция, или различия их в разные стороны, 2) конвергенция, или восхождение вследствие встречного движения, 3) проскальзывания относительно друг друга так называемыми разломамми.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/geografia/geografiya_-_oliynik_yab/litosfera_relyef.htm

План-конспект занятия по географии (6 класс) на тему: Литосфера и рельеф Земли

                    Литосфера и рельеф Земли.

Цель: сформировать представление об  особенностями внутреннего строения Земли, познакомить типами земной коры, рельефом и его видами.

Продолжить формирование умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, картами атласа; способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать вывод.

Формирование бережного отношения к объектам природы, географическую культуру.

                            Ход урока.

1.Орг. класса.

2.Проверка д/з

   1.Несколько человек работают по карточкам.

№ 1.1.Назовите известные вам минералы?2.Что определяют свойства минералов? №2.1.Что такое магма?2.Назовите наиболее распространенные магматические породы?
№ 31.Составьте два вопроса по теме «Минералы и горные породы», которые начинались бы со слова «Почему»?2.Напишите ответ на составленные вами вопросы? №4.1.Распределите горные породы по группам: магматические, осадочные, метаморфические: щебень, гранит, мел, мрамор, нефть, железная руда, сланец, гипс.2.Какие условия необходимы для образования магматических горных пород

  2.Фронтальный опрос.

+Что такое минералы и чем они отличаются друг от друга?

+Чем отличаются горные породы от минералов?

+От чего зависит состав и свойства горных пород?

+Как различаются горные породы по происхождению? Как происходит их образование?

+Какие виды осадочных горных пород вы знаете?

+Объясните, как одни горные породы могут превращаться в другие?

     3.Изучение нового материала.

1.Работа с презентацией.

 + Посмотрите на слайд  и постарайтесь разгадать слово?

2.Сообщение темы и цели урока.

+Тема нашего урока «Литосфера и рельеф Земли»

+Откройте учебник на стр.17 , найдите рубрику «Вы узнаете» и сформулируйте цель урока (если учащиеся затрудняются У. помогает  определить цель)

3. Мотивация. Ребята мне довелось быть свидетелем такого случая. Я сейчас его вам зачитаю, а вы внимательно слушаете.

– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

– Какая, Вась?

– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

– Ну да…

– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

– Побежали!

– Баааааабушка!

– Что, Коленька?

– Бабушка, где у нас лопата лежит?

– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

– Вы хотя бы знаете, как она устроена?

– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

-Я вам лучше покажу – ответила бабушка.

    4.Просмотр видеофильма «Внутреннее строение Земли» (2. 06 мин.)

+Какое внутреннее строение имеет Земля?

+Как изменяется температура при движении от земной коры к ядру7

+Какова температура ядра?

+Какие вещества входят в состав ядра?

+С помощью чего ученые определили внутреннее строение Земли?

    5.Рассказ У. о строении земной коры.

    Разделение Земли  на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору.

   6.Посмотр видеофильма «Виды земной коры»

+На какие виды делится земная кора?

+Из каких слоев она состоит?

+Чем отличается континентальная земная кора от океанической?

  7.Работа с текстом учебника стр. 53.

+Земная кора вместе с верхней частью мантии образует одну из оболочек Земли – литосферу.

+На стр. 53 найдите фрагмент текста «Литосфера» прочитайте и ответе на вопросы:

+Что такое литосфера?

+Из чего она состоит?

8.Работа с картами атласа стр. 20 -21 – рубрика «Мои географические исследования»

+ Назовите 7 крупных литосферных плит Земли?

+Пользуясь атласом, определите, какие процессы происходят на границах литосферных плит?  

+Что образуется при взаимодействии плит?

9.Физминутка.

10. Рассказ У. о рельефе Земли.

 +В результате взаимодействия земной коры формируется рельеф.

      Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности.

Наука, которая изучает рельеф Земли, называется – геоморфология.

11. Работа по группам с текстом учебника и атласом.

+А теперь мы поработаем с вами по группам и более подробно познакомимся с формами рельефа, которые выделяют на нашем земном шаре.

    В каждой группе у вас будут  теоретики – эти участники группы будут изучать теоретический вопрос,  практики – эти участники группа будут показывать формы рельефа, о которой расскажут теоретики, эксперты – эти участники группы, подготовят и зададут вопросы по изучаемой теме группы.

     1 группа – стр. 54 «Абсолютная и относительная высоты»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, что обозначает каждый вид высот и чем они отличаются.

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 10 -11 )абсолютные высоты и название наивысших точек Уральских гор и Алтая.

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      2 группа – стр. 54 – 55 «Равнины суши»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, что такое равнины? Какие виды равнин выделяют и чем отличается каждый вид?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 10 -11) Западно – Сибирскую равнину, Прикаспийскую низменность, Среднесибирское  плоскогорье, Северо – Сибирскую низменность, Среднерусскую возвышенность.

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      3 группа – стр. 55 «Горы суши»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, что такое горы? Какие виды гор выделяют и чем отличается каждый вид?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 10 -11) Бырранга на полуострове Таймы (Россия), Гималаи  (стр. 8-9 м.Евразия),  Аппалачи (8-9 м.Северная Америка)

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

Читайте также:  Полезные ископаемые: мрамор

      4 группа – стр. 56 «Рельеф дна океана»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, какие формы рельефа выделяют на дне? Чем характеризуется каждая форма?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 8-9) Срединно – Атлантический хребет (Атлантический океан),  (стр. 26-27 ) Алеутский желоб  (Тихий океан), шельф м. Северная Америка (стр. 26- 27)

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      5 группа – стр. 57 «Острова»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, каких видов бывают острова? Как они образуются?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте  (стр. 8-9)

О.Новая Гвинея, о-ва Фиджи,  Гавайские о-ва (Тихий океан)

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

12.Работа со шкалой высот и глубин, рассказ У. об изображении рельефа на планах и картах.

 4.Закрпеление.

    Игра «Эрудит». Расскажите о литосфере  рельефе Земли как можно больше, но разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что …». Нельзя повторяться и делать паузу между ответами соперников более 5 сек.

    Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.

5.Рефлексия.

6.Д/З № 17-18  вопр. Стр. 55, 57.

 Зад. по к/к  – стр. 10   № 1-3

Дополнительно: составить  3 «толстых» и 3 «тонких» вопроса по теме урока.

1 группа – стр. 54 «Абсолютная и относительная высоты»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, что обозначает каждый вид высот и чем они отличаются.

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 10 -11 )абсолютные высоты и название наивысших точек Уральских гор и Алтая.

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      2 группа – стр. 54 – 55 «Равнины суши»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, что такое равнины? Какие виды равнин выделяют и чем отличается каждый вид?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 10 -11) Западно – Сибирскую равнину, Прикаспийскую низменность, Среднесибирское  плоскогорье, Северо – Сибирскую низменность, Среднерусскую возвышенность.

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      3 группа – стр. 55 «Горы суши»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, что такое горы? Какие виды гор выделяют и чем отличается каждый вид?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 10 -11) Бырранга на полуострове Таймы (Россия), Гималаи  (стр. 8-9 м.Евразия),  Аппалачи (8-9 м.Северная Америка)

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      4 группа – стр. 56 «Рельеф дна океана»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, какие формы рельефа выделяют на дне? Чем характеризуется каждая форма?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте (стр. 8-9) Срединно – Атлантический хребет (Атлантический океан),  (стр. 26-27 ) Алеутский желоб  (Тихий океан), шельф м. Северная Америка (стр. 26- 27)

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

      5 группа – стр. 57 «Острова»

Теоретики – изучают  материал и рассказываю, каких видов бывают острова? Как они образуются?

Практики – изучают материал, определяют и показывают на карте  (стр. 8-9)

О.Новая Гвинея, о-ва Фиджи,  Гавайские о-ва (Тихий океан)

Эксперты – изучают материал, составляют и задают вопросы по теме.

№ 1.1.Назовите известные вам минералы?2.Что определяют свойства минералов? №2.1.Что такое магма?2.Назовите наиболее распространенные магматические породы?
№ 31.Составьте два вопроса по теме «Минералы и горные породы», которые начинались бы со слова «Почему»?2.Напишите ответ на составленные вами вопросы? №4.1.Распределите горные породы по группам: магматические, осадочные, метаморфические: щебень, гранит, мел, мрамор, нефть, железная руда, сланец, гипс.2.Какие условия необходимы для образования магматических горных пород

Источник: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/11/30/litosfera-i-relef-zemli

Литосфера и рельеф земли

Подобный материал:

  • Тема: «Литосфера», 66.91kb.
  • Индивидуальное задание для выполнения творческой работы по теме «Литосфера и рельеф, 21.32kb.
  • Сейсмичные пояса земли. Рельеф земли цели: -показывать платформы, складчатые области,, 45.26kb.
  • Рельеф земли, 20.47kb.

  • Урок географии и информатики по теме «Литосфера Земли», 32.21kb.
  • «Мои впечатления о прочитанной книге», 9.57kb.
  • Тема «Рельеф литосферы», 92.53kb.
  • Матвеева Ирина Владимировна, учитель географии и экологии, стаж 25 лет, первая квалификационная, 93.63kb.

  • Олисова Людмила Ильинична, учитель географии, биологии Цель урок, 39.69kb.
  • Учреждение Российской Академии наук Институт физики Земли, г. Москва, e-mail: guglielmi@mail, 204.01kb.

Технологическая карта. 7 класс. Раздел I. Главные особенности природы Земли.

Тема I.

ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ.

Литосфера. Земная кора. Рельеф Земли.
Цели и задачи урока – разобрать с учащимися новые термины, понятия и определения; – продолжить формирование знаний о строении литосферы; – познакомить учащихся с особенностями формирования, строения и развития земной коры; – дать представление о теориях происхождения Земли и развития земной коры /теория дрейфа континентов и литосферных плит /; – продолжить формирование умения работать с географическими картами – вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия; – продолжить формирование знаний о литосфере и рельефе Земли; – обосновать причины разнообразия рельефа Земли как результат взаимодействия внешних и внутренних сил; – разобрать особенности размещения крупных форм рельефа по земной поверхности; – продолжить формирование умения работать с географическими картами.
Учебно- наглядный комплекс Физическая карта полушарий, карта строения земной коры, коллекции горных пород и минералов, контуры современных материков, позволяющие моделировать их движение; схемы, картины и др. Карты мира – физическая и тектоническая, картины, таблицы, справочно-информационный материал и др.
Формы проведения урока. -проблемное изложение гипотез происхождения Земли; -знакомство с новыми терминами, понятиями и определениями; -беседа: формирование знаний об особенностях строения различных участков земной коры, об устойчивых платформах и подвижных /сейсмических/ участках земной коры; -рассказ учителя о сущности гипотезы дрейфа материков и теории литосферных плит; -практическая работа с новыми источниками информации – тектонической картой и схемой для формирования представления о сущности теории литосферных плит. -беседа: формирование знаний о внешних и внутренних причинах, меняющих рельеф Земли; -самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и справочно-информационным материалом к уроку; -закрепление новых понятий, терминов и их определений; -определение особенностей расположения крупных форм рельефа на поверхности Земли; -практическая работа с контурной картой и картами атласа “Выявление зависимости форм рельефа Земли от ее внутреннего строения”.
Термины и понятия Гипотеза, земная кора /материковая и океаническая/, гипотеза дрейфа материков, теория литосферных плит, литосферные плиты, срединно-океанические хребты, глубоководные желоба, платформы, сейсмические пояса, гидротермы. Рельеф, медленные вертикальные перемещения, горизонтальные движения, внутренние и внешние процессы формирования рельефа.
Географические объекты Исчезнувшие океаны и моря: Тетис, Пангея, Лавразия и Гондвана. Плиты: Евразийская, Индо-Австралийская, Северо-Американская, Южно-Американская, Африканская, Тихоокеанская, Антарктическая; Курильский желоб, Японские острова, Анды, Гималаи, Средиземное море. Кордильеры, Бразильское плоскогорье, Амазонская низменность, Восточно-Африканское плоскогорье, Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье, плоскогорье Декан, Аппалачи, Уральские горы, Альпы, Кавказ.
Имена А.Вегенер, О.Ю.Шмидт

^

Справочно-информационный материал

Основные геологические теории /современные и исторические/.

Теория Кто и когда

предложил

Сущность теории Значение теории
Нептунизм А.Вернер, немецкий геолог, 1870-е гг.Д.Геттон, шотландский геолог, 1795г. Все горные породы Земли произошли из вод первичного Мирового океана. Ведущую роль в геологическом прошлом Земли играли внутренние силы. Развивает исторический подход к изучению Земли.Представляет Землю как систему, находящуюся в динамическом, подвижном равновесии.
Плутонизм Теория контракции Ж. Эли де Бомон, Французский геолог, 1852 г. Так как Земля остывает и уменьшается в объеме, земная кора сминается в складки. Объясняет процессы складкообразования
Фиксизм Решающую роль в развитии Земли имели вертикальные тектонические движения; горизонтальных почти не было Обосновывает неизменность положения материков на поверхности Земли
Мобилизм /дрейф материка/ А.Вегенер, немецкий геолог, 1912 г. Большие участки земной коры совершают горизонтальные перемещения Объясняет динамику развития земной коры и рельефа
Теория тектоники литосферных плит Середина ХХ в. Плиты перемещаются по астеносфере в горизонтальном направлении за счет поступления вещества мантии Развивает теорию дрейфа материков

^

Справочно-информационный материал

Внутренние и внешние процессы, формирующие земную кору.

I. Внутренние /эндогенные/ 1.Тектонические движения2.Землетрясения3.

Вулканизм

Образование гор, равнин, желобов срединных хребтовОбразование трещин, сдвигов, оползнейОбразование вулканов, лавовых покровов Сочетание вертикальных и горизонтальных движений литосферы, появление складок и разломовТолчки и колебания поверхности, вызванные разрывами и смещениями в литосфере Излияния магмы на поверхность Земли
II. Внешние /экзогенные/ 1. Выветривание2. Действие ветра3. Действие воды Образование осыпей, “каменных рек”Образование песчаных гряд, барханов, дюнОбразование оврагов, балок, дельт рек, морен, оползней Разрушение горных породПеренос ветром рыхлых отложенийПеренос или размыв пород водой

Вопросы для проверки знаний по теме “^ Литосфера и рельеф земли“.

1. Определите соответствие между тектонической структурой и формой рельефа. Обозначьте пару цифрой и буквой.1- Восточно-Евопейская равнина а- Тихоокеанский сейсмический пояс 2- Среднесибирское плоскогорье б- Африкано-Аравийская платформа 3- Амазонская низменность в- Русская платформа 4- Великие равнины г- Альпийско-Гималайский сейсмический пояс 5- Анды д- Сибирская платформа 6- Гималаи е- Северо-Американская платформа 7- Альпы ж- Южно-Американская платформа 8- Курильский желоб 9- Перуанский желоб 10- Эфиопское нагорье2. Определите, какие из указанных объектов относятся к горам, а какие – к равнинам? 1- Альпы 6- Великая Китайская 2- Тибет 7- Гималаи а – равнины 3- Среднерусская 8- Скандинавские б – горы 4- Анды 9- Кавказские 5- Аравийское 10- Среднесибирское3. Укажите характеристику срединно-океанических хребтов: а- мощные поднятия на дне океанов; б- протягиваются вдоль всех океанов; в- соединяются друг с другом; г- общая протяженность 75 тыс.км; д- являются центральной частью литосферных плит; е- сопровождаются глубокими разломами.4. К чему привело сближение Евразийской, Аравийской и Индостанской литосферных плит? а- возникло Армянское нагорье и Кавказ; б- уничтожен древний океан Тетис; в- возникло высочайшее в мире нагорье Тибет; г- возникли горные цепи Гималаев, Памира и Каракорума.5. Какие из следующих литосферных плит входят в состав современного материка Евразии? а- Австралийская б- Антарктическая в- Евроазиатская г- Аравийская д- Индостанская6. Установите соответствие между платформами и формами рельефа. 1- Южно-Американская а- плоскогорье Декан 2- Индийская б- Центральные равнины 3- Китайско-Корейская в- Русская равнина 4- Восточно-Европейская г- Амазонская низм., Бразильское плоскогорье 5- Сибирская д- Великая Китайская равнина 6- Северо-Американская е- Среднесибирское плоскогорье7. Установите взаимосвязь между возрастом и высотой горных стран: 1- Анды от 30 млн. лет до наст.времени а- 1000-3000 м 2- Аппалачи от 460 млн. лет до 230 млн. лет б- более 5000 м 3- Кордильеры от 160 млн. лет до 70 млн. лет в- 500-1000 м

^

Практическая работа на контурной карте

Выявление зависимости форм рельефа от внутреннего строения Земли.

Цель работы: – продолжить работу по изучению карты мира; – научить сравнивать информацию карт разного содержания; – выявить зависимость рельефа от внтреннего строения Земли.Ход работы: 1. Подпишите самые крупные платформы /красным цветом/, используя карту в атласе “Строение земной коры”.2.

Согласно “Физической карте мира”, подпишите равнинные формы рельефа- низменности, равнины, плоскогорья /зеленым цветом/.3. Сделайте вывод, зависят ли равнинные формы рельефа от внутреннего строения земной коры и как?4.

Создайте самостоятельно условные знаки и покажите на карте зависимость от строения Земли таких форм рельефа как горы. Сделайте вывод.

Источник: http://geum.ru/next/art-91554.php

Ссылка на основную публикацию