Как написать сравнительную характеристику двух героев?

«Как написать сравнительную характеристику двух героев?»

Чаще всего сочинения приходится писать на основе литературных произведений. Приходится работать с двумя героями одной или разных книг. В рамках одного романа можно сравнить Наташу Ростову и Мари Болконскую. Также можно взять Пьера Безухова и Андрея Болконского – двух закадычных друзей. Персонажи с разных произведений: Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин.

Особенности работы

Рекомендуется начать сравнение с очевидных вещей. Советуется указать возраст, положение в обществе, пол. Важно поговорить о происхождении, образовании, достатке, взглядах на жизнь, философии существования.

Особого внимания требуют черты характера. Один персонаж может обладать веселым нравом, хорошим чувством юмора, добротой, легкостью и простотой. Второй будет отличаться угрюмостью, лицемерием, циничностью.

Важно указать, какие отношения героя с общественность, друзьями, близкими людьми. Так кто-то может высказывать мизантропные идеи, этот человек уже устал от окружающих. Им в литературе выступает Евгений Онегин. Другой персонаж выражает особое жизнелюбие.

Он не устает познавать мир, как это делал Евгений Базаров. Есть понимающие герои, которые лояльно относятся к обществу. Им выступает князь Мышкин.

Раскольников при этом является эгоистом, который заботиться только о собственном благополучии и строит ужасающие теории.

Сравнить героев можно по тому, как они ведут себя в одной и той же ситуации. Это лучше всего демонстрирует их характер. Когда началась война, то Андрей Болконский отправляется в бой. А его верный товарищ Пьер Безухов занимает место в ополчении.

Пример сравнения

В качестве примера можно взять Татьяну Ларину и княжну Мери. Первая дама является молодой совершеннолетней девушкой. Она обитала в деревне, ее родители были помещиками.

Близким человеком Татьяны была няня, которая ее воспитала и очень любила. Девушка предпочитает читать французские романы и мечтать о прекрасном. В силу возраста она наивная. У нее не хватает жизненного опыта.

У нее романтичная и задумчивая натура. Она обладает красотой и изящностью.

Княжна Мери является аристократкой. Это тоже молодая девушка, обладающая наивностью и доверчивостью. Он сумела увидеть свет, пообщаться с разными людьми. Предметом симпатии обеих девушек стали молодые люди, которые значительно отличаются от их привычного окружения. Чувства полностью поглощают их. Ради чувств они готовы на любые поступки.

Можно сравнить Татьяну Ларину и Анну Каренину. В их жизни были похожие ситуации, но девушки вели себя по-разному. Евгений спустя время влюбился в Татьяну и рассказал ей о своих чувствах. Та, будучи замужней женщиной, отказала ему.

Девушка не изменила своим принципам, сохранила честь и достоинство. Анна не смогла быть с нелюбимым мужем. Настоящие чувства она поставила выше, решилась на измену и развод. Женщина испортила свою репутацию, что ее и сгубило.

Она бросилась под поезд, когда жить стало невыносимо.

Тонкости характеристики

Большое значение в сравнении играют убеждения героев. Ведь у каждого персонажа своя философия, которой они пытаются придерживаться. Так Раскольников думал, что некоторые люди имеют право на убийство. Именно эти размышления и толкнули его на преступление. У Базарова другие взгляды. Он считает, что судьба человека в его руках. Только для достижения успеха нужно много трудиться.

Отлично героев характеризуют отношения с родными, близкими, друзьями, окружением.

Имеет значение, как сам писатель относится к своим персонажам. Он может испытывать к ним симпатию или антипатию. Автор пытается вызвать определенные ощущения у читателя. Нужно определиться, какие эмоции вызывает конкретный герой и его поступки.

Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/kak-pisat-sochinenie/kak-napisat-sravnitelnuju-harakteristiku-dvuh-geroev.html

Сравнительная характеристика героев Как писать сочинение? — презентация

1 Сравнительная характеристика героев Как писать сочинение?<\p>

2 Сопоставление и противопоставление Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту). Типичная ошибка пишущих сочинение — сравнительную характеристику: упрощенный разбор образов. Сначала характеризуют одного героя, а потом другого. Получаются два маленьких сочинения о двух героях. А ведь надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ, причем вначале целесообразно у рассмотреть общие черты, свойственные героям, а затем противоположное в них.<\p>

3 Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же (происхождение одного-происхождение другого, мировоззрение одного-мировоззрение другого, нравственные качества одного — нравственные качества другого героя). Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только различие, можно прийти к неполному, искаженному пониманию предметов, явлений, событий, героев. Следует иметь в виду, что в одних случаях в сравни­тельной характеристике основное место отводится сход­ству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Катерина и Варвара). И соответственно в той или иной степени используются приемы сопоставления и противопоставления.<\p>

4 Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское персонажам, к изображаемому.<\p>

5 Сочинение – сравнительная характеристика. Онегин и Татьяна. План. 1. Вступление. В чём смысл жизни – основной вопрос романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». II. Основная часть. Онегин и Татьяна. 1. Сходные черты: 1) сравнительно широкие познания; 2) проницательность ума; 3) независимость; 4) честность, правдивость во взаимоотношениях Онегина и Татьяны; 5) одиночество в среде, к которой они принадлежали по рож­дению. 2. Контрастные качества: 1) себялюбие Евгения и душевная щедрость Татьяны; а) в любви; б) в других человеческих взаимоотношениях; 2) равнодушие Онегина и глубокая привязанность Татьяны к «низкой» природе и народу. III. Заключение. 1. Отрицание эгоизма и утверждение народных начал в жизни человека – суть образов Евгения Онегина и Татьяны Лариной. 2. При каком условии жизнь может быть наполнена высоким содержанием? Итак, анализ сходства и контраста между героями дает возможность увидеть в них общее, важное в историческом, социальном или нравственном плане и вместе с тем индивидуальную неповторимость каждого.<\p>

6 Темы сочинений по типу сравнительной характеристики Для этой разновидности сочинений возможны варианты, например: «Жизненные позиции Чацкого и Молчалина»; «Онегин и Татьяна в оценке В.Г. Белинского»; «Онегин и Печорин как выразители своих эпох»; «Честь в понимании Печорина и Грушницкого»; «Трагедия чистой души: сравнительная харак­теристика Ларисы («Бесприданница») и Катерины («Гроза»)»; «Обломов и Штольц»; «Споры Павла Кирсанова и Евгения Базарова»; «Правда Раскольникова и правда Сони»; «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»; «Давно я ждала тебя» (Наташа Ростова и Андрей Болконский)»; «Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона»; «Тихон Щербатый и Платон Каратаев как русские национальные типы»; «Отношение к вишневому саду Раневской и Лопахина»; «Гуманизм Луки и гуманизм Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»»); «Противостояние Воланда и Иешуа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргари­та»»; «Нравственный выбор Сотникова и Рыбака в повести В. В. Быкова.<\p>

7 Как писать вступление и заключение? Мцыри и Демон ОБРАЗЕЦ ВСТУПЛЕНИЯ: В творчестве М.Ю. Лермонтова можно проследить два типа протестующих героев. Те, которые в борьбе со злом придерживаются общенародной этической нормы (к таким принадлежит Мцыри), и индивидуалисты мятежного склада, нарушители общенародной морали (к ним относится Демон). Чацкий и Онегин ОБРАЗЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЯ: И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы будут неизменно возникать в переломную эпоху. Онегины-«лишние» в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отличает прозорливость и резкий, охлаждённый ум. Чацкие же продолжают, развивают начатое лишними людьми. Они не только молчаливо осуждают, презирают, но и открыто ненавидят, обличают, высмеивают. Чацкий – «Искренний и горячий деятель…» Он начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум»,-утверждает Гончаров.<\p>

8 ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ПЬЕСАМ А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница». 1.Дикой и Кабанова. 2.Борис и Тихон. 3.Трагедия чистой души: Лариса и Катерина. 4.Паратов и Карандышев. 5.Образ Катерины в оценке Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова.<\p>

9 Лариса и Катерина — сравнительная характеристика. ПЛАН I.Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» о положении женщины в России. II.Жизнь и судьба главных героинь. Черты различия: 1)Общественное положение. 2)Образ жизни. Черты сходства: Черты характера. 1)Несчастная любовь. 2)Роль окружающих в трагедии героинь. 3)Трагическая судьба: кто виноват? III. Мог ли существовать в то время другой выход из сложившихся обстоятельств? Почему?<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/312600/

Сравнительная характеристика героев

Слайд 0

Сравнительная характеристика героев Как писать сочинение?

Слайд 1

Сопоставление и противопоставление Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту). Типичная ошибка пишущих сочинение — сравнительную характеристику: упрощенный разбор образов.

Сначала характеризуют одного героя, а потом другого. Получаются два маленьких сочинения о двух героях.

А ведь надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ, причем вначале целесообразно у рассмотреть общие черты, свойственные героям, а затем противоположное в них.

Слайд 2

Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же (происхождение, мировоззрение, нравственные качества одного — нравственные качества другого героя). Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно.

Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только различие, можно прийти к неполному, искаженному пониманию предметов, явлений, событий, героев. В одних случаях в сравнительной характеристике основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Катерина и Варвара).

И соответственно в той или иной степени используются приемы сопоставления и противопоставления.

Слайд 3

Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское персонажам, к изображаемому. Роль сравнительной характеристики

Слайд 4

Сочинение – сравнительная характеристика. Онегин и Татьяна. План. 1. Вступление. В чём смысл жизни – основной вопрос романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». II. Основная часть. Онегин и Татьяна. 1.

Сходные черты: 1) сравнительно широкие познания; 2) проницательность ума; 3) независимость; 4) честность, правдивость во взаимоотношениях Онегина и Татьяны; 5) одиночество в среде, к которой они принадлежали по рождению.

Слайд 5

2. Контрастные качества: 1)себялюбие Евгения и душевная щедрость Татьяны: а) в любви; б) в других человеческих взаимоотношениях; равнодушие Онегина и глубокая привязанность Татьяны к «низкой» природе и народу. III. Заключение. 1.

Отрицание эгоизма и утверждение народных начал в жизни человека – суть образов Евгения Онегина и Татьяны Лариной. 2.

При каком условии жизнь может быть наполнена высоким содержанием? Итак, анализ сходства и контраста между героями дает возможность увидеть в них общее, важное в историческом, социальном или нравственном плане и вместе с тем индивидуальную неповторимость каждого.

Слайд 6

Темы сочинений по типу сравнительной характеристики Для этой разновидности сочинений возможны варианты, например: Жизненные позиции Чацкого и Молчалина; Онегин и Татьяна в оценке В.Г.

Белинского; Онегин и Печорин как выразители своих эпох; Честь в понимании Печорина и Грушницкого; Трагедия чистой души: сравнительная характеристика Ларисы («Бесприданница») и Катерины («Гроза»); Обломов и Штольц; Споры Павла Кирсанова и Евгения Базарова; Правда Раскольникова и правда Сони;

Слайд 7

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова; Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона; Тихон Щербатый и Платон Каратаев как русские национальные типы; Отношение к вишневому саду Раневской и Лопахина; Гуманизм Луки и гуманизм Сатина (по пьесе М.Горького «На дне»); Противостояние Воланда и Иешуа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; Нравственный выбор Сотникова и Рыбака в повести В. В. Быкова.

Слайд 8

Как писать вступление и заключение? Мцыри и Демон ОБРАЗЕЦ ВСТУПЛЕНИЯ: В творчестве М.Ю. Лермонтова можно проследить два типа протестующих героев. Те, которые в борьбе со злом придерживаются общенародной этической нормы (к таким принадлежит Мцыри), и индивидуалисты мятежного склада, нарушители общенародной морали (к ним относится Демон).

Слайд 9

Чацкий и Онегин ОБРАЗЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЯ: И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы будут неизменно возникать в переломную эпоху. Онегины-«лишние» в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства.

Эти люди на голову выше своих современников, их отличает прозорливость и резкий, охлаждённый ум. Чацкие же продолжают, развивают начатое лишними людьми. Они не только молчаливо осуждают, презирают, но и открыто ненавидят, обличают, высмеивают. Чацкий – «Искренний и горячий деятель…

» Он начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум»,-утверждает Гончаров.

Слайд 10

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ПЬЕСАМ А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница». 1.Дикой и Кабанова. 2.Борис и Тихон. 3.Трагедия чистой души: Лариса и Катерина. 4.Паратов и Карандышев. 5.Образ Катерины в оценке Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова.

Слайд 11

Лариса и Катерина — сравнительная характеристика. ПЛАН I.Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» о положении женщины в России. II.Жизнь и судьба главных героинь. Черты различия: 1)Общественное положение.

2)Образ жизни. Черты сходства: 1)Черты характера. 2)Несчастная любовь. 3)Роль окружающих в трагедии героинь. 4)Трагическая судьба: кто виноват? III.

Мог ли существовать в то время другой выход из сложившихся обстоятельств? Почему?

Источник: https://KeepSlide.com/no_category/203820

Сравнительная характеристика. Рекомендации



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Самостоятельная работа № 3.

Раздел II.Русская литература II половины XIX века.

Тема: Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).

Цель: провести сравнительный анализ образов Обломова и Штольца. Показать отличительные национальные черты в образах героев.

Срок выполнения:в СПО — 3 академических часа, в НПО – 6 часов.

Рекомендации по выполнению задания:

  1. Ознакомьтесь со списком литературы.
  2. Прочитайте роман.
  3. Выберите необходимый материал для раскрытия образов героев по предложенной примерной схеме: образ жизни, отношение к семье и родителям, отношение к образованию, поведение в обществе и на службе, восприятие любви.
  4. Напишите сочинение-рассуждение.

Сравнительная характеристика. Рекомендации.

Сравнительная характеристика — это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.

Многие герои в русской литературе даны «парами»: Онегин — Ленский, Онегин — Татьяна, Онегин — автор, Печорин — Грушницкий, Базаров — Аркадий Кирсанов, Базаров — Павел Петрович Кирсанов, Пьер — Андрей, Кутузов — Наполеон и т. д.

Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев.

Во вступлении к такому сочинению важно определить проблему, над которой вы будете работать, ведь важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей — только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т. д. «Беспроблемным» такое сочинение быть не может.

Помните: сравнительную характеристику ни в коем случае нельзя превращать в пересказ — рассказывать сначала об одном, потом о другом герое.

Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях.

Поэтому хорошо продумайте план-схему вашего сочинения (первое появление героя, портрет, окружающая жизненная обстановка, отношение с близкими ему людьми, с социумом, поведение в сходных ситуациях, авторское отношение к герою и т. д.)

Разделив сравнение на серию более мелких сравнений, двигайтесь вслед за текстом, анализируя эпизоды и сравнивая наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!).

Анализ текста, штрихов к портрету, «говорящих» деталей, речи — это и будут ваши аргументы. Обратите особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение.

Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, попытайтесь обнаружить их сходство и, наоборот, во внешне сходных героях — глубокое различие.

Так, размышляя над образом энергичного, деятельного Штольца и наблюдая его в конце романа, когда он счастлив в своем обособленном, ограниченном, уютном мирке — в доме на берегу моря, «увитом виноградом», можно увидеть сходство окружающей его обстановки с Обломовкой, где жизнь течет правильно и равномерно и куда не долетают тревоги окружающего мира.

Выстраивая композицию сравнительной характеристики, помните, что в начале сочинения всегда лучше остановиться на сходстве героев, потому что главным все-таки является их различие. Но возможна и «обратная» композиция: от внешних различий — к глубинному внутреннему сходству.

Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения.

Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Иногда герой дан автором статично. Например, изменяются внутренне, находясь в постоянном поиске истины, положительные герои Толстого, и абсолютно статичны его отрицательные персонажи (почему?).

Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.

Рекомендуемая литература:

  1. Гончаров И.А.Обломов: роман в четырёх частях (любое издание).
  2. Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А.Гончарова /А.В.Дружинин //Литературная критика. – М.: Сов. Россия, 1983. – С. 290-313.
  3. Лощиц Ю. Гончаров / Ю. Лощиц. — М., 1977.
  4. Недзвецкий В.А. Романы И.А.Гончарова: в помощь преподавателям и абитуриентам / В.А. Недзвецкий. – М.: МГУ, Просвещение, 1996.
  5. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста / Н.И. Пруцков. — М.; Л., 1962.

Критерии оценивания:

«5» — подробный анализ образов героев с применением цитат;

«4» — анализ образов без применения авторского текста;

«3» — анализ образов с нарушением последовательности;

«2» — задание не выполнено.

Источник: https://megapredmet.ru/2-13497.html

Митрофанова Лариса Федоровна — Сравнительная характеристика литературных героев

Мы знакомимся с сыновьями Тараса Бульбы сразу же в I главе, когда братья Остап и Андрий приезжают в родительский дом. Остап был старшим сыном, Андрий- младшим. Н.В.Гоголь сразу дает братьям характеристику: «Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы.

Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю». Остап и Андрий- братья, но какие у них разные характеры. С самого начала Н.В.Гоголь показывает нам эту разницу.

Остап, оскорбленный словами отца, принимается бороться с ним, а Андрий не принимает отцовского вызова.

Сыновья Тараса Бульбы окончили Киевскую бурсу и приехали домой. Братья были молоды, красивы, но совершенно разные. Остапу знания в бурсе давались трудно. Он не хотел учиться и четыре раза закапывал в землю свой букварь.

Только после наказа отца он начал учиться «с необыкновенным старанием» и «скоро стал наряду с лучшими». Он был верным товарищем, и его за это любили.

Остап был добрым — «он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно его смущало и заставляло опустить голову».

Провинившись, Остап сам ложился на пол под розги и не просил пощады. Андрий же, наоборот, старался отвертеться от порки, как мог. «Он был более изобретателен, нежели его брат, умел увертываться от наказания в отличие от своего брата» Учился он «охотно и без напряжения».

Недолго Тарас Бульба с женой радовались приезду детей домой из бурсы. На второй день Тарас начинает собираться с детьми в Запорожскую Сечь. Братья очень обрадовались, узнав, куда они едут с отцом. По дороге каждого занимали свои мысли.

Остап думал о сражениях, он мечтал о подвигах. «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал».

«Меньшой его брат, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые».

По дороге в Сечь Андрий вспоминал о встрече с полячкой. Он полюбил её и все мысли его были о ней.

В Сечи братьев приняли хорошо. Казаки оценили ловкость и отвагу Остапа и Андрия. Но и здесь братья вели себя неодинаково. В походе на Польшу Н.В.

Гоголь так описывает Остапа: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела…Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва».

Даже придирчивый Тарас Бульба поговаривал: «О, да этот будет со временем добрый полковник!»

Андрий же проявил свою вспыльчивость и безрассудную храбрость: «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей.

Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужые силы… И не раз дивился старый Тарас Бульба, видя, как Андрий, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный…»

В боях под городом Дубно Остап был выбран атаманом, показав себя храбрым и опытным воином. Остап вел за собой казаков и Тараса охватила гордость за такого сына.

Город Дубно оказывает сопротивление и попадает в осаду. В судьбе братьев это переломный момент. Во время осады Андрий думал о матери, Остап — о войне.

Для Остапа товарищи, друзья, отец — самое дорогое. Он бесстрашно сражается, а в сцене пленения он держится стойко. Он отбивается до последнего, но врагов слишком много, и его силы уже на исходе: «вновь схватилось с Остапом мало не восьмеро разом». Его берут в плен.

Остапа казнили и он погиб, как герой, который вынес все муки и испытания.

Только перед смертью у Остапа вырвалось: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» А Тарас смотрел, потупив глаза, но, когда сыну понадобилась поддержка, он крикнул: «Слышу!» Это были слова безграничной любви и нежности к сыну, слова гордости, ненависти к врагам и угроза отомстить.

Андрий же пошел другим путем. Он узнал, что его любимая находится в осажденном городе. Он ночью покидает лагерь и пробирается в город. Он переходит на сторону врага.

Любовь к полячке затмевает все, он отрекается от Родины, от родителей, от товарищей. Он был более мягкий, чем его товарищи.

Андрий поклялся в любви к полячке: «Нет у меня никого! Никого, никого! Отчизна мол-ты… И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую Отчизну…»

Тарас страшно разгневался, увидев сына впереди польского полка. Это был позор и для него, и для Остапа, и для всего казацкого войска. С этой минуты Тарас ни о чем уже думать не мог и только требовал, чтобы казаки заманили Андрия в лес.

Казаки заманили Андрия к лесу, и там повод его коня схватила чья-то сильная рука: «Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…» «Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом».

Тарас убивает своего сына и долго смотрит «на бездыханный труп» Андрия, который «был и мертвый прекрасен».

Оба брата погибли страшной смертью. Андрия убил отец за измену и предательство. Остап был казнен и умер героем. Братья получили одинаковое воспитание, у них были разные взгляды на жизнь и разные ценности.

Остап — отличный боец, надежный товарищ. Он чтил традиции отцов и дедов, почтителен к старшим. Он умер за Родину и веру. Андрий – полная противоположность брату. Андрий мягче, гибче брата. Он умеет видеть прекрасное.

Он не побоялся сделать свой собственный выбор – уйти к любимой.

Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один – от рук врагов, другой – от руки отца. Я не могу назвать одного хорошим, другого – плохим. Но все же мне ближе образ Остапа. Н.В.Гоголь показал нам людей, по натуре принадлежащих к разным эпохам. Сравнивая двух братьев, мы видим противоречивый характер эпохи, о которой ведется рассказ в повести «Тарас Бульба».

Источник: http://lmitrofanova.ucoz.ru/index/sravnitelnaja_kharakteristika_literaturnykh_geroev/0-34

Сочинение сравнение Помощь по литературе

Как написать сравнительную характеристику двух героев?

Вам может быть предложено написать сочинение, в котором вы сравниваете двух героев одного произведения (Наташа Ростова и Мари Болконская, Пьер Безухов и Андрей Болконский) или героев разных произведений (Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин).

Сначала сравните самые простые, «очевидные», характеристики героев: возраст, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток.

Обратите внимание на черты характера. Один герой — веселый, романтичный, честный. Другой — циник, любит приврать.

Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один — «устал от жизни» (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (князь Мышкин), другой — думает только о себе (Раскольников).

Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.

Пример. Татьяне Лариной 18 лет, она родилась в помещичьей семье, выросла в деревне. Татьяна воспитана няней, которая ее очень любила. Татьяна красива, романтична, задумчива, наивна, так как мало знает жизнь, но много читает французских романов.

Княжна Мери — молодая девушка аристократического происхождения. Ей доводилось…бывать в свете, встречаться с разными людьми, но она также наивна и доверчива. Обе девушки быстро влюбляются, стоит им только встретить человека, непохожего на тех, что они привыкли видеть в своем окружении.

Обе не скрывают своей любви и готовы идти за своим избранником.

Вы также можете сравнить как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу и это сгубило ее.

Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.

Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное — труд.

Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.

Исследуйте, как автор произведения относится к героям, описывает их с любовью, с удивлением, с пренебрежением? Какие чувства он хочет вызвать у читателя этими описаниями?

Наконец определите, как к этим героям относитесь вы.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/2882_sochinenie_sravnenie.htm

Учимся писать сочинение Сравнительная характеристика

       Сравнительная характеристика — один из самых популярных сегодня типов школьных сочинений. По сути, это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.

      Многие герои в русской литературе даны «парами».

      Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев.

Во вступлении к такому сочинению мы определяем проблему, над которой будем работать, ведь нам важно не сравнение само по себе.

Сравнение персонажей — только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т. д. «Беспроблемным» такое сочинение быть не может.

      Сравнительную характеристику ни в коем случае нельзя превращать в пересказ — рассказывать сначала об одном, потом о другом герое. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях.

     Разделив сравнение на серию более мелких сравнений, можно двигаться вслед за текстом, анализируя эпизоды и сравнивая наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!).

Допустим, сравниваем:

  • окружающую жизненную обстановку
  • отношение с близкими ему людьми, с социумом (обществом)
  • поведение в сходных ситуациях
  • авторское отношение к герою и т. д.

      Вот, кстати, и план-схема вашего сочинения.

      Анализ текста, штрихов к портрету, «говорящих» деталей, речи — это и будут наши аргументы. Обратите особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение.

В художественном произведении ничего случайного не бывает. Во всяком сравнении интересно найти свою «изюминку», и часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого.

Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и, наоборот: во внешне сходных героях — глубокое различие.

     Выстраивая композицию сравнительной характеристики, помните, что в начале сочинения всегда лучше остановиться на сходстве героев, потому что главным все-таки является их различие.

Но возможна и «обратная» композиция: от внешних различий — к глубинному внутреннему сходству. Правильно (т. е.

интересно, эффектно) выстроить сочинение вам всегда поможет та конкретная «пара», с которой вы работаете.

      Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения.

     Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения.

      Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.

Источник: http://konesh.ru/uchimsya-pisate-sochinenie-sravnitelenaya-harakteristika.html

Теория литературы. Сравнительная характеристика героев

По просьбе трудящихся. Шестиклассников и семиклассников, создающих свои шедевры.   У одних — «Хорь и Калиныч» И.С.Тургенева. У других — Калашников и Кирибеевич из «Песни»…М.Ю.Лермонтова, а скоро и Остап и Андрий из «Тараса Бульбы» Н.В.Гоголя.

Обратимся к учебнику, к сожалению, не к тому, по которому занимаемся, к учебнику профессора, ныне живущего и преподающего в нашем славном  университете.  Большом, как его называют. Фамилия автора — Сухих И.Н.

 Надо вам сказать, милые дети, что это единственный учебник, который солидный журнал по главам перепечатывал, а  взрослые завидовали, что такие учебники, которые можно, как книгу, читать , появляться в вашей жизни стали, а раньше, увы, отсутствовали. И приходилось многое не из учебников узнавать.

 Впрочем, было это давно, когда книгу читали. С удовольствием. А потом еще и разговаривали.

Итак, основные способы характеристики персонажа в эпическом произведении


1) Прямая авторская характеристика
2) Портрет героя
3)Действия и поступки персонажа, его взаимоотношения с другими героями
4)Характеристика героя другими действующими лицами
5)Самохарактеристика
6)Речь

Все это мы в произведении ищем, материал о каждом герое собираем.

Таким образом, мы узнаем о нем и изнутри, взглядом, которым он смотрит на себя самого, и извне, глазами других.

Так автор создает сложный ХАРАКТЕР, который разгадывают читатели нескольких поколений ( если же  образ литературного героя можно определить одним словом, значит, писателем создан ТИП, где выделяется, акцентируется какая-то одна черта или свойство человека).

Ахилл, Одиссей —  ТИП. Тарас Бульба — ХАРАКТЕР.

Материал собрали. Самое время вспомнить фразу Конфуция:»Все познается в сравнении».

Сравнительная характеристика — сочинение-рассуждение, в котором анализируются два героя с какой-либо общей точки зрения, выявляются их одинаковые и противоположные черты и доказывается, что они сходны или различны.

1)Подумайте, почему вообще можно сравнивать именно этих героев. Может быть, они вместе выросли, попали в сходные обстоятельства или их объединяет одинаковый возраст, социальное положение?

2)Отберите признаки, по которым вы будете характеризовать героев. Главное правило сравнения: портрет сравниваем с портретом, речь с речью,  разное поведение в одной ситуации и т.д. ( ищем эпизоды, опираемся на текст)

3)Составьте план сравнительного анализа. В нем по порядку расположите элементы сравнения.

Например:

а)первое появление героя

б)портрет

в)окружающая обстановка

г)отношение с близкими людьми, с обществом

д)поведение в сходных ситуациях(отберите эпизоды для сравнения)

е)речевая характеристика

ж)авторское отношение к герою и т.д.

4)Обратите внимание на изобразительно-выразительные средства языка, связанные с персонажем, при помощи которых автор рисует своего героя ( эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.)

5)Напишите черновик на основе собранного материала связно, превратив его в целостный текст.

6)Обдумывая композицию сочинения, имейте в виду, что оно должно быть построено на основе ПАРАЛЛЕЛЬНОГО сравнения, то есть НЕЛЬЗЯ сначала рассказать об одном герое, а потом о другом.

7) В конце своей работы сделайте вывод-заключение:для чего сравнивались герои, что это дает для понимания характеров и ОСНОВНОЙ МЫСЛИ произведения.  Наша задача — понять, с какой целью сам автор сопоставил героев, разгадать его замысел.



Источник: http://elenaassaul41.blogspot.com/2012/12/blog-post_9.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

В романе Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история» показано своеобразное противостояние двух героев стоящих на одной социальной ступени, больше того, они род. ственники.

Интересно наблюдать, как Петр Иваныч охлаждает романтизм и прекраснодушие племянника.

Кажется, автор полностью на стороне здравомыслящего Адуева-старшего, почему же в конце романа герои поменялись местами? Что это, путаница мыслей автора или удачный художественный прием? Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, полный романтических мечтаний и помыслов вступить в решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. «Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности»,— восклицает он. Этот «желторотый птенец идеалист» вызвал на бой не кого-нибудь, а весь мир зла.

Тонкая ирония Гончарова, с которой в начале романа он описывает юного героя — его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу Поспелову, первые робкие шаги в Петербурге,— именно этот насмешливый взгляд автора на своего героя делает Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход борьбы племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, писатели не относятся с иронией. Вот Адуев-старший — владелец фарфорового завода, чиновник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний преуспевающий господин. Гончаров наделяет его юмором и даже сарказмом, сам же относится к нему серьезно. Это заставляет думать, что он истинный герой романа, которого автор берет за образец для подражания- Два этих характера были ярчайшими типами своего времени.

Родоначальником первого явился В. Ленский, второго» Е. Онегин, хотя и в сильно преображенном виде. Гончарову очень хочется взять себе в образец Петра Иваны- человека «живого дела», и не только себе, но и предложить вниманию читателя именно в качестве образца.

С каким блеском написаны диалоги дядюшки и племянника! спокойно, уверенно, безапелляционно разбивает Петр Иваныч горячего, но не вооруженного логикой Александра! И каждая- критическая фраза дяди убийственна, неотразима оттого, что я говорит правду, тяжелую, обидную и беспощадную, но правду. Вот он высмеивает «вещественные знаки невещественных отношений» — колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в столицу Сашеньке… «И это ты вез за тысячу пятьсот верст?.. Лучше бы привез еще мешок сушеной малины»,— советует дядя и швыряет в окно бесценные для племянника символы вечной любви.

Александр уверен, что он не забудет любимую никогда. Но оказался прав дядя. Прошло совсем немного времени, и Адуев-младший влюбился в Наденьку Любецкую со всем пылом молодого романтического сердца, безотчетно, бездумно! И Сонечка забыта, даже имени ее не произносит Александр. Любовь к Наденьке поглощает его целиком.

Дядя твердит о работе, но как можно о ней думать, когда Александр все дни проводит за городом у Любецких. Ах, дядя, у него на уме одно дело! Как у него язык поворачивается учить племянника, что Наденька, это божество и совершенство, может его «надуть». «Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность…» Тяжело!..

Но правда: Наденька обманула. Она влюбилась в графа, и Александр получил отставку. Адуев-младший терпит крах решительно во всем — в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе.

Все, решительно все, чему учили его учителя и книги, все оказалось вздором и разлетелось под «железной поступью» трезвого рассудка и практического дела.

В самой напряженной сцене романа, когда Александр, доведенный до отчаяния, запил, опустился, воля его подавлена, .исчез полностью интерес к жизни. Дядя парирует лепет племянника: «Чего я требовал от тебя — не я все это выдумал». «Кто спрашивает его жена.— Век». Вот где открылась главная мотивировка поведения Петра ва.

Веление века! «Посмотри-ка,— взывает он,— на нынешнююмолодежь: что за молодцы! Как все кипит умственною деятельностью, энергией, как ловко и легко расправляются они со ем этим вздором, что на вашем старом языке называется треволнениями, страданиями…

и черт знает что еще!» Вот это кульминационная точка романа! Интересно говорит Адуев-старший и о чувствах, отвечая на реплику Александра «По-вашему, и чувством надо управлять, как паром, то выпустить немного, то вдруг остановить, открыть клапан или крыть…

» «Да, этот клапан природа недаром дала человеку это рассудок», — отвечает Адуев-старший. На протяжении всего романа читатель следит за этими двумя способами проживания жизни — чувством и рассудком.

Порою кажется, что Гончаров в самой категорической форме советует жить только разумом. В фигуре Адуева-старшего Иван Александрович чувствовал нового человека и возлагал на него надежды.

Кто же такой Петр Иваныч Адуев, этот образец для подражания, человек трезвого ума? Он человек нового уклада — капиталист, ставящий во главу угла дело и расчет.

Он постоянно произносит эти слова: расчет в деле, в дружбе, в любви.

С чувством бесспорного превосходства, с высоты своего возраста и опыта, знания жизни, сокрушает дядя наивную и чистую душу племянника, его веру «в совершенство мира». Адуев-младший опускается до самого жалкого состояния и доходит до попытки самоубийства.

Гончаров не щадит своего героя — развенчивает полностью. Веришь писателю — именно так и бывает с разочаровавшимися в жизни людьми. Александр взывает о помощи, и дядя советует: «Что делать? Да… ехать в деревню».

И проклиная город, где он похоронил лучшие чувства и мечты, Александр возвращается домой.

Дядя одержал полную победу. Но напрасно Александр едет в деревню, надеясь на воскрешение, оно невозможно, теперь можно ждать только преображения. И оно происходит. Александр вдруг понимает, что «дядюшка ничем не лучше его», теперь он возвращается в Петербург делать «фортуну и карьеру».

Что же произошло с Александром? Наивный, чистый провинциал-идеалист становится циником, но таков логический конец человека, входящего в жизнь с надуманными представлениями о ней. «Сначала он разбивает свой идеальный лоб о реальные острые углы жизни, потом этот лоб твердеет, и на нем вырастает твердый нарост, человек становится носорогом».

А каковы же плоды победы Адуева-старшего, любимого героя автора?

Человек реального взгляда на вещи сначала духовно убил своего племянника, который по-своему был даже мил его сердцу, и чуть не довел до чахотки любимую жену Лизавету Алек ну.

В конце романа он собирается продать завод и мечтает об одном — уехать в Италию, где, может ему удастся продлить жизнь своей жене, я племянник поменялись ролями.

Дядя Гончаров, доказывающий нам преимущества трезвого ума и расчета, «криком кричит» о том, что любовь к людям дела » выше них.

Писатель не видел в свое время выхода из этой драматической ситуации: возможность сочетать большое дело с истинно человеческой сущностью. Мир предпринимательства жесток.

Прочитав роман, поражаешься провидению автора, его произведение актуально и сейчас, спустя сто пятьдесят лет после написания. Вряд ли эта проблема решится легко и однозначно в дальнейшем.

Жизнь, к сожалению, только подтверждает это правило.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=79642

Ссылка на основную публикацию