Иоганн гёте «фауст»: описание, герои, анализ произведения

Образы главных героев трагедии «Фауст» И. В. Гёте

Образы главных героев трагедии . Кто-же  он главный герой трагедии Гёте чьим именем названа знаменитая трагедия? Каков он? Сам Гёте высказался о нем так: главное в нем «неустанная до конца жизни деятельность, которая становится все выше, чище».

Фауст — человек с высокими стремлениями. Всю свою жизнь он посвятил науке. Он изучал философию, право, медицину, богословие, добился ученых степеней. Прошли годы, и он с отчаянием осознал, что ни на шаг не приблизился к истине, что все эти годы он только отдалялся от познания действительной жизни, что он променял «живой природы пышный цвет» на «тлен и хлам».

Размышления Фауста вместили в себя переживания самого Гёте и его поколения о смысле жизни. Гёте создал своего Фауста как человека, который слышит призыв жизни, призыв новой эпохи, но еще не может вырваться из тисков прошлого.

Ведь именно это волновало современников поэта — немецких просветителей. В соответствии с идеями просветителей Фауст — человек дела.

Даже переводя на немецкий язык Библию, он, не соглашаясь со знаменитой фразой: «В начале было Слово», уточняет: «В начале было Дело».

Мефистофель — не просто искуситель и антипод Фауста. Он философ-скептик с блестящим критическим умом. Мефистофель остроумен и язвителен и выгодно отличается от схематичного религиозного персонажа.

Гёте вложил в уста Мефистофеля немало своих мыслей, и тот, как и Фауст, стал выразителем идей Просвещения.

Так, облачившись в одежды университетского профессора, Мефистофель высмеивает царившее в ученых кругах преклонение перед словесной формулой, безумной зубрежкой, за которой нет места живой мысли: «Словам должны вы доверять: в словах нельзя ни йоты изменять…»

Фауст заключает договор с Мефистофелем не ради пустых развлечений, а ради высшего знания. Он желал бы все испытать, узнать и счастье, и горе, познать высший смысл жизни.

И Мефистофель дает Фаусту возможность вкусить все земные блага, чтобы тот смог забыть о своих высоких порывах к знанию. Мефистофель уверен, что заставит Фауста «ползать в помете».

Он ставит его пёред самым главным соблазном — любовью к женщине.

Искушение, которое придумал для Фауста хромоногий черт, имеет имя — Маргарита, Гретхен. Ей пятнадцатый год, она простая, чистая и невинная девушка. Увидев ее на улице, Фауст вспыхивает к ней безумной страстью.

Его влечет эта юная простолюдинка, возможно, оттого, что с ней он обретает ощущение красоты и добра, к которым раньше стремился. Любовь дарит им блаженство, но она же становится причиной несчастий.

Бедная девушка стала преступницей: боясь людской молвы, она утопила родившегося ребенка.

Узнав о случившемся, Фауст пытается помочь Маргарите и вместе с Мефистофелем проникает в тюрьму. Но Маргарита отказывается следовать за ним. «Я покоряюсь Божьему суду», — заявляет девушка. Уходя, Мефистофель говорит, что Маргарита осуждена на муки. Но голос свыше произносит: «Спасена!» Предпочтя смерть побегу вместе с дьяволом, Гретхен спасла свою душу.

Герой Гёте доживает до ста лет. Он слепнет и оказывается в полной тьме. Но даже слепой и немощный, он пытается осуществить свою мечту: построить для людей плотину.

Слыша звон лопат строителей, Фауст представляет себе картину богатой, плодотворной и процветающей страны, где живет «народ свободный на земле свободной».

И он произносит сокровенные слова о том, что хотел бы остановить мгновение. Фауст умирает, но душа его спасена.

Противостояние двух главных героев заканчивается победой Фауста. Искатель истины не стал добычей темных сил. Беспокойная мысль Фауста, его стремления слились с исканиями человечества, с движением к свету, добру, истине.

Источник: https://prepodka.net/obrazy-glavnyx-geroev-tragedii-faust-i-v-gyote/

Анализ произведения «Фауст» Гете

Тема трагедии «Фауст» Гете: духовные поиски главного героя, доктора, вольнодумца и чернокнижника Фауста.

Ему стало мало познания обычного человека, и он заключил договор с дьяволом Мефистофелем о том, чтобы продлить свою жизнь на время существования человечества.

Это время Фауст хочет использовать для ценных открытий. Он хочет подняться над действительностью не только духом, но и своими делами.

В центре произведения – проблема добра и зла и их противоборства в человеке. Человек, то есть сам Фауст, находится между этими силами. Помыслы доктора Фауста благородны и высоки, он стремится помочь людям.

Но он все время сталкивается со злом, силой разрушения, силой отрицания. Фауст оказывается в ситуациях выбора между добром и злом, верой и цинизмом. Часто он сам причиняет другим зло, не желая этого. Так он губит жизнь Маргариты, толкает ее на грех.

Все же Фауст так и не утрачивает чистоты своей души.

Именно в борьбе зла и добра проходит жизненный путь героя, развивается и крепнет невидимый духовный мир его личности. Мефистофель говорит об этом: «Будете, как Бог, знать добро и зло». Эта борьба направляет Фауста на поиски, именно она открывает ему истины. В финале трагедии в душе героя побеждает разум, свет, добро.

Идея «Фауста» Гете в том, что без существования зла, тьмы, сомнений и пустоты рядом с добром, творчеством, верой, не было бы и движения героя вперед, не было бы ценности познания.

Фауст — не просто персонаж, он олицетворение всего человечества, всех его стремлений в одном лице. Поэтому борьба добра и зла для Гете — это то, что движет мир человечества вперед, к новым знаниям.

Вторая главная идея «Фауста» Гете – в утверждении величия человека. В трагедии Фауст проходит через испытания, сомнения, грехи, разочарования, искушения, горе, пустоту и чувство вины.

Из-за него погибает Маргарита, он теряет Елену прекрасную. Однако в финале Фауст оказывается человеком, в которой побеждают именно высокие помыслы: человечность, любовь, неутомимый ум, вера в прекрасное.

Гете утверждает возможности развития человека, силу и красоту человеческого разума.

Смысл «Фауста» Гете , точнее, его написания – воплотить в образе доктора высшие духовные порывы человека.

Тема любви в «Фаусте» также присутствует. Она раскрывается с разных сторон. Это одновременно большое счастье, великое чувство, а вместе с тем и роковое. Любовь Фауста и Маргариты страстная и большая, но в нашем мире такую любовь лучше скрывать, ей нет места. История же наших героев заканчивается трагически. Любовь и страсть приводят героиню к гибели.

Образы «Фауста» Гете

Образ Бога . Добро и свет в произведении олицетворяет Господь, который ведет спор с Мефистофелем в прологе. Бог верит в человека, в то, что чистота, добро и истина победят в человеческой душе. «И посрамлен да будет сатана»

Образ Мефистофеля. Отрицание и неверие в трагедии олицетворяет дьявол Мефистофель, спутник Фауста. В человеческом обличье дьявол выглядит весьма рассудительным, здравомыслящим. Он вежлив и даже галантен.

Зло Мефистофеля не во внешнем его поведении. Он считает человеческую жизнь ничтожной и ограниченной, а мир — безысходным. Мефистофель не верит ни во что хорошее в этом мире, на все у него есть свое циничное объяснение.

Это и есть зло, как его видит Гете.

Образ Фауста в трагедии Гете: доктор является человеком высоких духовных стремлений. Он -деятельный, умный, эрудированный человек.

В своих поисках Фауст хочет найти такой способ существования, при котором мечта и действительность, небесное и земное, душа и плоть сольются, будут в гармонии. «Две души живут во мне» — признается Фауст.

Одна из них — земная и пылкая, любит земную жизнь. Другая тяготеет к небесной чистоте, подальше от тела.

Фауст — врач, за это его любят и уважают простые люди. С одной стороны, Фауст ценит это. Он стремится помогать людям. Но жажда неограниченного творчества и громадных свершений, важных поступков не оставляют его:

«Я людям руки распростер.

Я грудь печалям их открою

И радостям — всему, всему,

И все их бремя роковое,

Все беды на себя возьму…»

В любви Фауст страстный и эмоциональный. Увидев очаровательную Маргариту на улице, он мгновенно увлекается ею.

Его желание новых знаний, познания истин, деятельности не могут быть насыщены. Поэтому ум Фауста не бывает в покое, герой находится в постоянном поиске. Фауст договаривается с дьяволом продлить свою жизнь «до конца человечества», не только для того, чтобы получить безграничное познание мира для самого себя, он надеется также помочь людям преодолеть несовершенство этого мира.

Образ Маргариты в «Фаусте» Гете

Один из ярчайших образов трагедии «Фауст» — это образ Маргариты, возлюбленной доктора Фауста. Маргарита стеснительная, целомудренная и по-детски верит в Бога. Она живет честным трудом, иногда довольно тяжелым.

Маргарита, наверное, стала бы хорошей женой. «Вы созданы для радостей семейных» — говорит ей Мефистофель при первой встрече.

Как почти ангельское существо, Гретхен чувствует скрытую дьявольскую сущность Мефистофеля и боится его.

Однако Маргарита способна и на большую любовь, большую страсть. Полюбив Фауста, она способна пожертвовать для него всем в своей жизни. Их любовь противопоставляется отношениям Мефистофеля и Марты, рассудительным и лицемерным.

Фауста в Маргарите привлекает чистота и невинность, в том числе душевная. Эта милая девушка, почти ребенок, напоминает ему ангела. Фауст честно верит в то, что его любовь будет вечной. При этом он понимает, что близкие отношения с этой девушкой могут разрушить ее тихую и мирную жизнь.

В городке, где живет Маргарита, внебрачные отношения для девушки — большой позор. Но Фауст дает волю своей страсти, подталкиваемый Мефистофелем. Семья девушки разрушена, ее брат гибнет от руки Фауста в уличной стычке. Фауст и Мефистофель после убийства бегут из города, оставив девушку одну.

Опозоренная, она оказывается в нищете, сходит с ума и топит в пруду новорожденную дочь.

Но даже после того, как жизнь и разум Гретхен загублены, в ее душе остается что-то святое, «светлый мир ребенка». Ожидая казни в тюрьме, она снова видит своего любимого Фауста.

Тот опомнился и с помощью Мефистофеля пытается ее выручить. Маргарита отказывается от побега из тюрьмы: «Я покоряюсь Божьему суду … Спаси меня, Отец мой, в вышине!».

Душа Маргариты, несмотря ни на что, будет спасена.

Творчество Гейне: темы и мотивы поэзии

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=27

Характеристика героев по произведению Гёте «ФАУСТ» | ФАУСТ

В «Прологе на Небесах» читатель становится сви­детелем спора Бога и Мефистофеля о могуществе че­ловеческого разума, в котором Бог представляет уче­ного, доктора Фауста как подтверждение мысли о неограни­ченных возможностях человека в познании природы. Спорящие заключают пари — Мефистофель заявляет Господу, что берется отбить у него этого «сумасброда». Бог принимает вызов и отдает доктора во власть Ме­фистофеля, ибо верит в его разум:

Пока еще умом во мраке он блуждает,

Но истины лучом он будет озарен…

В первой сцене трагедии («Ночь») мы видим Фауста в своем рабочем кабинете, терзаемого сомнениями. Всю жизнь он посвятил науке, но так и не смог познать со­кровенных тайн природы, «постигнуть Вселенной внутреннюю связь».

Фауст решает умереть, приняв яд, но не из-за усталости и отчаяния, а чтобы стать час­тью Вселенной и таким образом проникнуть в ее тай­ны.

Но пасхальный колокольный звон отрывает его от раздумий, и он отказывается от мысли о самоубий­стве.

На прогулке в сцене «У городских ворот» Фауст встре­чается с простыми горожанами, которые любят его и благодарят за помощь во время эпидемии. Но Фауст как лекарь чувствует себя еще таким бессильным, его ис­кусство не приносит народу счастья.

Наука и магия не дают Фаусту возможности постичь ис­тину, и Фауст заключает договор с Мефистофелем, кото­рый обещает исполнить все его желания, и продает ему свои) душу. С помощью Мефистофеля Фауст намерен най­ти для себя такой род деятельности, который помог бы ему познать истину.

Напоив Фауста колдовским напитком на «Кухне ведьмы», Мефистофель возвращает доктору молодость и разжигает в нем чувственные желания, и Фауст увлекается юной прекрасной Маргаритой.

Однако ее любовь не в силах оторвать Фауста от его исканий, ему тесно в мирке провинциальной девушки, он становится причиной ее безумия и гибели.

Во второй части трагедии Фауст показан то при дворе императора, то среди мифологических героев Древ­ней Греции. Но ничто — ни общение с тенями антич­ных героев, ни блестящая придворная карьера, ни любовь прекрасной Елены — не удовлетворяет Фауста.

На последнем этапе своего духовного развития Фауст зани­мается покорением природы. Покинув государствен­ную службу, Фаусту за услугу, оказанную императору в войне, получает в награду берег моря.

Перед смер­тью он вдохновлен мыслью о том, чтобы на отвоеван­ной у моря земле поселить миллионы свободных тру­жеников:

Читайте также:  Арктический и антарктический климатический пояс

Так именно, вседневно, ежегодно,

Трудясь, борясь, опасностью шутя,

Пускай живут муж, старец и дитя.

Народ свободный на земле свободной Увидеть я б хотел в такие дни.

Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!

О, как прекрасно ты, повремени!»

Фауста обретает подлинный смысл жизни в служении людям, в творческом созидании, в возможности ви­деть результаты своей борьбы. После смерти Фауста, Ме­фистофель пытается завладеть его душой, но хор ан­гелов возвещает, что спор выиграл Господь.

На этой странице искали :

  • фауст характеристика героя
  • цитатная характеристика фауста
  • фауст герои произведения
  • характеристика героев фауста
  • фауст

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/xarakteristika-geroev-po-proizvedeniyu-gyote-faust-faust.html

«Фауст» Гете главные герои

«Фауст» Гете главные персонажи  — олицетворение добра и зла, чистоты и веры.

Фауст – главный герой драмы Гете, воплощает философские воззрения Гете. Фауст (имя значит «счастливый», «удачливый») полон жажды жизни, знаний, творчества.

Маргарита – возлюбленная Фауста, воплощение живой жизни, земная простая девушка, созданная для счастья. Юность, скромность, чистота влекут Фауста. Ее природное чувство собственного достоинства вызывает уважение даже у Мефистофеля.

Мефистофель – один из центральных персонажей трагедии Гете. Он представляет мир нечистой, дьявольской силы, заключив договор с которым, Фауст надеется достигнуть безмерных знаний и наслаждений.

Елена — воплощение красоты, эстетический идеал, открывающий новую эпоху в существовании Фауста.

Вагнер – антипод Фауста, кабинетный ученый, для которого книжное знание должно открыть сущность и тайны природы и жизни.

«Фауст» Гете характеристика главного героя

Фауст — не просто обобщенный, типичный образ прогрессивного ученого. Во время спора на небесах он представляет все человечество, хотя и относится к лучшей его части.

Таким образом, он символически представляет собой человеческую популяцию; его судьба и жизненный путь не просто аллегорически отражают все человечество, а вроде указывают на «здоровый рецепт» существования каждого человека: живи общими интересами, произведения, работай ради общего благосостояния — в этом есть счастье.

«Фауст» Гете характеристика Мефистотеля

Мефистофель – черт-искуситель, заключивший сделку с Фаустом. Мефистофель в адской иерархии не занимает высокого места. Мефистофель – порождение тьмы. Излагая Фаусту свою, дьявольскую, концепцию мироздания, он сообщает, что в основе всего сущего лежит тьма, породившая когда – то свет. Он стремится извратить тягу Фауста изведать мир во всей его полноте.

Вовлекая его в круговорот жизни, черт разворачивает перед ним множество соблазнов: разгульную жизнь, полную чувственных удовольствий, любовь, деятельность на государственном поприще.

Но исполняя каждое желание, «блажь» своего спутника, Мефистофель, в конечном счете, все представляет в ложном свете, преследуя цель унизить Фауста и развенчать его высокие порывы и устремления. Так, гибнет возлюбленная Фауста Гретхен и вся ее семья. Характер Мефистофеля, как и его облик, неоднозначен.

То он «романтический фантом», дьявол из средневековых легенд, требующих с Фауста непременную расписку кровью, то светский человек, щеголь, повеса в духе XVIII века. Отрицанье Мефистофеля исполнено скепсиса, иронии, иногда просто веселого остроумия.

Оружие Мефистофеля не только колдовство, но и плутовство. «Не можешь ты без вечных штук, Вздор, небылицы, что ни звук», — говорит Фауст черту. Знакомство Фауста с Маргаритой – результат плутней Мефистофеля. И смерть Фауста – следствие обмана Мефистофеля, воспользовавшегося слепотой своего спутника.

«Фауст» Гете характеристика Маргариты

Маргарита — она несчастный человек, живет в пригороде, хорошенькая, скромная, благовоспитанная, набожная, заботливая, она очень любит детей. У нее есть младшая сестра. Девушка добродетельна, о чем свидетельствует песня «Баллада о фульском короле», которую она пела. Любовь, какой показывает ее Гете – испытание для женщины, к тому же разрушительна.

Маргарита безответно любит Фауста, становится преступной.

На ее совести 3 преступления (она обрекает себя на полное одиночество) – подсыпает снотворное матери, в один несчастный день мать не просыпается от передозировки снотворного, поединок Валентина и Фауста, Валентин оказывается обреченным, он сражен рукой Фауста, Маргарита оказывается причиной гибели брата, Маргарита топит младенца-дочь от Фауста в болоте (хтоническая среда).

Фауст ее бросает, она ему интересна только пока он ее добивается. Фауст забывает о ней, он не чувствует обязательств перед ней, не помнит ее судьбу. Оставшись одна, Маргарита делает шаги, которые приводят ее к раскаянию, прощению. Маргарита принимает на себя всю ответственность, платит жизнью за душу. Когда Фауст умрет, среди праведных душ, отправленных навстречу его душе, окажется душа Маргариты.

Источник: http://ktoikak.com/faust-gete-glavnyie-geroi/

Анализ пьесы «Фауст» Гёте

Пьеса «Фауст», анализ которой мы сейчас проведем,- это трагедия, над которой Иоганн Гёте работал большую часть своей жизни, а именно, шестьдесят лет. Произведение вошло в золотой фонд литературы.

Мы также предлагаем вам прочесть краткое содержание «Фауста» в том случае, если вы прочитали полную версию и хотите вспомнить основные моменты сюжета или образы героев.

Начнем анализ с того, что рассмотрим историю создания этого знаменитого произведения.

История создания

В 1744 году у Гёте появилась идея сюжета, он хотел поведать о сущности человеческого бытия. Завершено творение было за полтора года до его смерти. Реальная судьба поэта повлияла на создание пьесы. Он пережил несколько любовных романов и считал, что любовь — это высшая сила.

Прототип главного героя — реальный персонаж, чернокнижник. При анализе пьесы «Фауст» следует учесть и жанровое своеобразие произведения. Это трагедия. Пьеса «Фауст» разобрана современниками на цитаты, которые стали фразеологизмами.

Композиция и проблематика

Произведение состоит из двух частей. В первой 25 сцен, во второй 5 действий. В первой части установлены чёткие временные рамки — действие происходит в средневековой Германии. А во второй пространство значительно расширяется до античной эпохи. Своей необычностью поражает вступление, которое состоит из 3 сцен, они же и являются завязкой. В них мы узнаем последующие линии сюжета.

В пьесе «Фауст» поднимаются не только извечные вопросы, но и общественные. Фауст яро критикует нынешнее общество корыстолюбивых людей, живущих эмоциями. Поднимается вопрос немецкой системы образования, которая, по мнению автора, не приведет ни к чему хорошему.

Раскрывается извечный конфликт добра и зла.

Тематика

Анализ пьесы «Фауст» Гёте был бы неполным без четкого понимания тематики трагедии. Рассмотрим эти моменты подробнее.

1. Тема любви. Любовные терзания автора нашли отражение и в трагедии. Фауст считал Маргариту тенью любви и она была для него всего лишь мгновением. Хотя после ее смерти он испытал опустошенность.

Вторая любовная линия с Гелен. Всё происходящее казалось Фаусту сном и чем-то невероятным. Именно тогда он понял, что его земная любовь была к Маргарите, а Гелен всё так же казалась ему недосягаемой.

2. Тема нравственности. Фаусту было недостаточно знаний обычного человека, он терзал себя, искал душевный покой и заключил сделку с Мефистофелем. Она заключалась в том, что Фауст жив, пока живо человечество.

Основные герои

Поскольку вы, наверняка, читали произведение целиком, вы помните всех главных геров, но обратим внимание, все-таки, на ключевых персонажей и их краткую характеристику. Используйте эти образы при анализе.

Фауст — доктор, интеллектуально развитый человек, стремящийся к небесным познаниям. Ради которых он готов на всё.

Мефистофель — дьявол и спутник Фауста. Циник.

Маргарита — возлюбленная доктора, робкая девушка с большим и добрым сердцем.

Анализ пьесы «Фауст»

Любовная линия подчеркнула личные качества Фауста. Их отношения с Маргаритой были страстными, но и неузаконенными, что считалось недопустимым в их деревне.

После драки Фауста с братом девушки, который был убит, Доктор и дьявол бегут из деревни, оставляя Маргариту совсем одну. Будучи брошенной и раздосадованной, она топит младенца в пруду.

Но разум возвращается к Фаусту, когда его возлюбленная оказывается в тюрьме. В тот момент она уже отказывается от его помощи и отдает свою жизнь на волю Божью.

Фауст не может насытиться тем, что он уже знает. Но он отдает свою душу не только ради себя, но и чтобы остальные смогли постичь истины бытия. На протяжении всего произведения доктор — борец со злом. Лишь в финале трагедии в его душе наступает покой.

Будем рады, если анализ пьесы «Фауст» окажется полезным для вас. Заходите почаще на наш литературный Блог. Кроме того, у нас на сайте есть раздел с краткими содержаниями, посетите его.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-pesy-faust-gyote

Главные персонажи трагедии Гете «Фауст»

Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои, казалось бы, положительные — совсем наоборот.

Виды Главные персонажи трагедии Гете «Фауст»
Главные персонажи трагедии Гете «Фауст»

Фауст – главный герой драмы Гете, воплощает философские воззрения Гете. Фауст (имя значит «счастливый», «удачливый») полон жажды жизни, знаний, творчества.

Мефистофель – один из центральных персонажей трагедии Гете. Он представляет мир нечистой, дьявольской силы, заключив договор с которым, Фауст надеется достигнуть безмерных знаний и наслаждений. 

Елена — воплощение красоты, эстетический идеал, открывающий новую эпоху в существовании Фауста.

Вагнер – антипод Фауста, кабинетный ученый, для которого книжное знание должно открыть сущность и тайны природы и жизни. 

Маргарита – возлюбленная Фауста, воплощение живой жизни, земная простая девушка, созданная для счастья. Юность, скромность, чистота влекут Фауста. Ее природное чувство собственного достоинства вызывает уважение даже у Мефистофеля.p> 1629,

Уильям Белл — персонаж сериала «Грань»

Давний партнер Уолтера Бишопа по лаборатории, ныне глава «Мэссив Дай…

Дубровский Андрей Гаврилович — второстепенный герой романа Пушкина «Дубровский»

Дубровский Андрей Гаврилович — отец главного героя романа, Владимира А…

Троекуров Кирила Петрович — герой романа Пушкина «Дубровский»

Троекуров Кирила Петрович — один из основных героев романа Пушкина Ду…

Евгений Базаров — герой романа «Отцы и дети»

Действие романа происходит летом 1859 года. Моло…

Евгений Онегин — характеристика героя

Евгений Онегин — герой романа в стихах А. С.Пушки…

Капитан Джек Воробей

Пират Джек Воробей — колоритный, манерный пиратс…

Наверно отрицательные герои нравятся потому, что они первое красивые, второе они все имеют грустную историю, в третьих они должны быть умными, в четвертых он должен быть несчастным и одиноким.

Но я думаю что, отрицательные герои они загадочные, смелые, но жаль, что иногда эти герои часто погибают в конце фильма или в конце аниме…

Но не которые герои осознают свою вину и начинают бороться за сторону добра.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Главные персонажи трагедии Гете «Фауст». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/glavnye-personazhi-tragedii-gete-faust/

Анализ «Фауст» Гете И.В

Для читателя, который впервые приобщается к художественному миру «Фауста», многое покажется необычным. Перед нами — философская драма, жанр, характерный для века Просвещения. Особенности жанра проявляются здесь во всем: в характере и мотивировке конфликта, в выборе и расстановке действующих лиц.

Острота конфликта определяется не просто столкновением человеческих характеров, а столкновением идей, принципов, борьбой разных мнений. Место и время действия условны, то есть лишены точных исторических признаков.Следует обратить внимание на особенности сюжета в «Фаусте». Сюжет, как известно, отражает взаимоотношения персонажей.

Но «Фауст» — не бытовая драма, а философская трагедия. Поэтому главное здесь — не внешний ход событий, а движение гетевской мысли. С этой точки зрения очень важен и необычный пролог, действие которого происходит на небесах.Гете пользуется привычными для того времени образами христианской легенды, но, конечно, вкладывает в них совершенно иное содержание.

Гимны архангелов создают своего рода космический фон. Вселенная величественна, все в природе находится в непрерывном движении, в борьбе.

Звуча в гармонии Вселенной

И в ходе сфер гремя как гром,

Златое солнце неизменно

Идет предписанным путем.

Есть глубокий смысл в том, что сразу по окончании этого гимна мирозданию начинается спор о человеке, о смысле его существования.

Поэт как бы приоткрывает перед нами величие космоса, а затем спрашивает: что же такое человек в этом огромном, бесконечном мире?Мефистофель отвечает на этот вопрос уничтожающей характеристикой человека. Человек, даже такой как Фауст, по его мнению, ничтожен, беспомощен, жалок.

Мефистофель издевается над тем, что человек гордится своим разумом; он же считает, что это пустое самомнение. Этот разум, утверждает Мефистофель, служит лишь во вред человеку, ибо делает его «еще более животным, чем любое животное».

Гуманистическую программу Гете вкладывает в уста Господа, который противопоставил Мефистофелю свою веру в человека. Порт убежден, что Фауст преодолеет временные заблуждения и найдет! дорогу к истине.

Читайте также:  Челябинск: население, промышленность и культура

И посрамлен да будет сатана!Знай: чистая душа в своем исканье смутном

Сознаньем истины полна!

Важную роль в «Фаусте» играет Мефистофель. Он воплощает в себе сомнение, отрицание, разрушение. Становясь спутником Фауста, он стремится сбить его с намеченного пути, вселить в него сомнение, повести его «путем превратным за собою».

Чтобы отвлечь Фауста от высоких стремлений, Мефистофель ведет его в кухню ведьмы, опьяняет волшебным зельем, увлекает его за собой в погребок Ауэрбаха, устраивает его встречи с Маргаритой, чтобы волнение страсти заставило ученого забыть о долге перед истиной.

Маргарита как бы воплощает в себе мир простых чувств, простых людей, естественного, здорового существования. Фаусту показалось, что именно здесь он обретет всю полноту счастья. Маргарита поверила в его возможность.

Всю силу большого женского чувства Гете передает в проникновенном монологе Гретхен за прялкой. И хотя вся сцена состоит из одного лирического монолога, она обозначает целый этап в судьбе героини.

Гетевский Фауст вошел в мировую культуру как один из «вечных образов». В наше время проблемы, поставленные Гете, не толь ко обрели новый смысл, но и необычайно усложнились.

Источник: http://lit-helper.com/p_analiz_faust_gete_i_v

И. В. Гёте пишет трагедию «Фауст» более 60 лет…

Викентьев И.Л.

Youtube

Работу над трагедией «Фауст» юный И. В. Гёте начал в 1771 году, неоднократно публиковал отдельные фрагменты и завершил в год своей смерти, запечатав рукопись в конверт и завещав опубликовать её только после его смерти.

«Когда-то Гёте задался мыслью переложить для просвещенной европейской публики книгу Иова. Он начал это в юности, а кончил в глубокой старости. Получился всем известный «Фауст», тот самый, которым восторгаются наши интеллигенты, большей частью и не подозревая, что это переложенная для них книга Иова».

Ухтомский А.А., Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях, СПб, «Петербургский писатель», 1996 г., с. 286.

В первых вариантах Фауст – молодой бунтарь,  стремящийся к проникновению в тайны природы, к утверждению власти своего «Я» над окружающим миром…

Сверхкратко содержание окончательного варианта трагедии «Фауст» таково: Господь и Мефистофель заключают пари: сможет или не сможет последний завладеть душой Фауста. Фауст – учёный. Он утомлен достигнутым (здесь и далее текст дан в переводе  Н.А. Холодковского)

Я философию постиг, Я стал юристом, стал врачом… Увы! с усердьем и трудом И в богословье я проник — И не умней я стал в конце концов, Чем прежде был… Глупец я из глупцов! Магистр и доктор я — уж вот Тому пошел десятый год; Учеников и вкривь и вкось Вожу я за нос на авось — И вижу все ж, что не дано нам знанья.

Изныла грудь от жгучего страданья! Пусть я разумней разных простаков — Писак, попов, магистров, докторов, — Пусть не страдаю от пустых сомнений, Пусть не боюсь чертей и привидений, Пусть в самый ад спуститься я готов — Зато я радостей не знаю, Напрасно истины ищу, Зато, когда людей учу, Их научить, улучшить — не мечтаю! Притом я нищ: не ведаю, бедняк, Ни почестей людских, ни разных благ… Так пёс не стал бы жить! Погибли годы! Вот почему я магии решил Предаться: жду от духа слов и сил, Чтоб мне открылись таинства природы, Чтоб не болтать, трудясь по пустякам, О том, чего не ведаю я сам, Чтоб я постиг все действия, все тайны, Всю мира внутреннюю связь; Из уст моих чтоб истина лилась —

Не слов пустых набор случайный! 

Гёте, Фауст, СПб, «Азбука-классика», 2009 г., с. 19-20.

Обычно сомнения и поиски Фауста трактуются как поиски смысла жизни. Приведем знаменитый фрагмент, который часто цитируется и приводится как пример редукционизма в научном поиске:

Мефистофель:

Цените время: дни уходят бевозвратно!  Но наш порядок даст привычку вам  Распределять занятья аккуратно.

  А потому, мой друг, на первый раз,  По мне, полезен был бы тут для вас  Курс логики: хоть опыт и рискован,  Начнут дрессировать ваш ум,  Как бы в сапог испанский зашнурован,  Чтоб тихо он, без лишних дум  И без пустого нетерпенья,  Вползал по лестнице мышленья,  Чтоб вкривь и вкось, по всем путям,  Он не метался там и сям. Затем внушат вам ради той же цели,  Что в нашей жизни всюду, даже в том,  Для всех понятном и простом,  Что прежде сразу делать вы умели –  Как, например, питьё, еда, —  Нужна команда «раз, два, три» всегда.  Так фабрикуют мысли. С этим можно  Сравнить хоть ткацкий, например, станок.  В нём управленье нитью сложно:  То вниз, то вверх снуёт челнок,  Незримо нити в ткань сольются;  Один толчок — сто петель вьются.  Подобно этому, дружок,  И вас философ поучает:  «Вот это — так и это — так, А потому и это так,  И если первая причина исчезает,  То и  второму не бывать никак».  Ученики пред ним благоговеют,  Но ткань соткать из нитей не сумеют.  Иль вот: живой предмет желая изучить,  Чтоб ясное о нём познанье получить,  Учёный прежде душу изгоняет,  Затем предмет на части расчленяет  И видит их, да жаль: духовная их связь 

Тем временем исчезла, унеслась!

Гёте, Фауст, СПб, «Азбука-классика», 2009 г., с. 71-72.

Далее. 

Фауст выставляет собственные  условия  договора:  Мефистофель должен ему служить вплоть до  первого  мига,  когда  он,  Фауст, успокоится, довольствуясь достигнутым… Мефистофель проводит Фауста через серию приключений-испытаний, многие из которых — любовные…  В конце трагедии, постаревший и слепой Фауст, получив полосу побережья, решает осушить его, сделать пригодным для жизни людей, вот его последний монолог: 

До гор болото, воздух заражая,  Стоит, весь труд испортить угрожая.  Прочь отвести гнилой воды застой —  Вот высший и последний подвиг мой!  Я целый край создам обширный, новый,  И пусть мильоны здесь людей живут,  Всю жизнь ввиду опасности суровой,  Надеясь лишь на свой свободный труд.

  Среди холмов, на плодоносном поле,  Стадам и людям будет здесь приволье;  Рай зацветет среди моих полян,  А там, вдали, пусть яростно клокочет  Морская хлябь, пускай плотину точит:  Исправят мигом каждый в ней изъян.

  Я предан этой мысли! Жизни годы  Прошли недаром, ясен предо мной Конечный вывод мудрости земной: 

Лишь тот достоин жизни и свободы,  Кто каждый день за них идет на бой! Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной Дитя, и муж, и старец пусть ведет,  Чтоб я увидел в блеске силы дивной  Свободный край, свободный мой народ! Тогда сказал бы я: мгновенье, Прекрасно ты, продлись, постой!И не смело б веков теченье Следа оставленного мной!  В предчувствии минуты дивной той  Я высший миг теперь вкушаю свой.

Гёте, Фауст, СПб, «Азбука-классика», 2009 г., с. 456-457.

Обычно этот монолог трактуется как мудрость Фауста осознавшего, что не удовольствия, не знания, не богатство, не слава,  не любовь, испытанные им,  дарует высший миг существования…

Финал:

Ангелы возносят Фауста – под носом у Мефистофеля – на небо.

Источник: https://vikent.ru/enc/337/

И.-В. Гете. «Фауст». Анализ произведения

О докторе Иоганне Фаусте существовала старинная легенда. Этот человек — реальное историческое лицо. По преданию, он путешествовал по городам Герма­нии в эпоху Реформации.

О нем сохранились противоречивые сведения: некото­рые считали его великим врачом и астрологом, другие — шарлатаном. Доктор Фауст занимался черной магией и творил удивительные чудеса.

Гениальные способности Фауста легенда приписывает его сделке с дьяволом.

Этот человек не раз становился героем фантастических рассказов. В 1587 году во Франкфурте-на-Майне вышла анонимная народная книга о докторе Фаусте.

Спустя некоторое время английский драматург Кристофер Марло создал свою трактовку этой истории — пьесу «Трагическая история доктора Фауста».

Для него герой представлялся титаном эпохи Ренессанса, писатель подчеркивал в нем жажду неограниченных знаний.

Гете познакомился с пьесой Марло, увидев спектакль английской странствую­щей труппы, которая разыгрывалась на подмостках кукольного театра.

Сначала он задумал это произведение как сатиру на студенческую жизнь. По мере углубления в материал и размышлений над образами драмы замысел писателя менялся.

«Фауст» становится для Гете произведением всей жизни: он работал над тра­гедией около 60 лет. Работа происходила в несколько этапов.

I   этап — время возникновения замысла, первых набросков. В 1773 году Ге­те начинает работу над «Фаустом». В 1773—1775 годах готов так называемый «Прафауст» — прописана основа сюжета первой части.

II   этап относится к 1788—1790 годам, когда Гете живет в Италии. Он допол­няет начатое произведение несколькими сценами и публикует его под названи­ем «Фауст. Фрагмент».

III    этап — Гете работает над первой частью в 1797—1808 годах и завершает ее. Она полностью выходит в печати.

IV   этап — период 1825—1831 годов, работа писателя над второй частью «Фау­ста». При жизни Гете публиковались отдельные отрывки этой части. В оконча­тельном варианте она увидела свет, согласно воле автора, только после его смерти.

Сюжет

Трагедия начинается со сцены, не имеющей отношения к основному сюже­ту. Происходит спор между директором театра и писателем о том, как надо писать пьесу.

Директор утверждает, что зритель бестолков и не имеет собствен­ного мнения, его не интересует искусство. Спектакль для зрителя — развлече­ние и повод щегольнуть своим нарядом на публике.

Зрителя надо развлекать и удивлять, а создавать великое произведение не имеет смысла: публика не в состоянии его оценить.

Дальнейшее развитие сюжета и есть ответ поэта: он создает произведение как философское высказывание, затрагивая самые глубокие основы бытия человека, его отношения с Богом и мирозданием.

В прологе трагедии происходит еще один спор — между Богом и дьяволом о человеке, о его роли, о его способности к познанию. Так возникает имя доктора Фауста — человека, посвятившего всю свою жизнь знанию, но не нашедшего в этом удовлетворения и смысла.

Герой Гете Фауст, ученый преклонных лет, появляющийся вслед за этим про­логом в произведении, смотрит на мир пессимистично, он разочарован в своем труде, в стремлении постичь Божий замысел. Он проклинает все существующее в мире.

Его разочаровывают человеческие пороки: во всем он видит проявление лжи и самомнения. Он разуверился во всем: в ценности знания, помощи, состра­дания, в семейных радостях, в любви.

Доктор Фауст потерял надежду и смысл жизни, он готов покончить с собой.

Герою в облике черного пса является Мефистофель — олицетворение циниз­ма и ненависти. Он заключил пари с Господом о том, сможет ли Фауст спастись от него, и явился искушать мудреца.

Мефистофель предлагает Фаусту сделку: он делает его молодым и дает возможность испытать все человеческие радости и соблазны, пока тот не найдет смысл и не произнесет магические слова: «Оста­новись, мгновенье, ты прекрасно». За эту возможность и надежду Фауст продает ему душу и подписывает договор.

По условию соглашения, душа Фауста отходит Мефистофелю в тот момент, когда Фауст возвеличит какой-либо миг своей жизни.

Мефистофель дает Фаусту возможность испытать славу, богатство, многие другие радости и соблазны. Но самым главным искушением для Фауста стано­вится любовь.

Происходит встреча героя с чистой и невинной девушкой Марга­ритой. Между ними возникает сильное чувство. Мефистофель помогает Фаусту сблизиться с Маргаритой.

Сам же он относится к чувствам Фауста с крайним ци­низмом, считая, что человеческая любовь сводится лишь к плотскому влечению.

По наущению Мефистофеля Фауст передает Маргарите снотворное, которое та должна подсыпать своей матери, чтобы влюбленные имели возможность ви­деться наедине. Мать девушки умирает от этого снадобья.

Маргарита беременна, ей грозит позор. Брат Маргариты Валентин полон желания отомстить Фаусту за гибель матери и надругательство над сестрой. Он бросается в погоню за обидчи­ком.

Фауст и Мефистофель убивают в драке Валентина и покидают город.

Фауст стремится забыть свою несчастную возлюбленную. Но однажды, при­сутствуя на шабаше в Вальпургиеву ночь, видит ее призрак. Маргарита явля­ется к нему в виде девушки с колодками на ногах и тонкой красной линией на шее.

Фауст бросается на помощь Маргарите, которая находится в тюрьме за то, что убила ребенка, зачатого ею от Фауста. От перенесенных страданий девушка сходит с ума. Фауст, пробравшийся к ней в камеру с помощью Мефистофеля, не в силах убедить ее бежать с ним.

Он оставляет сошедшую с ума девушку уми­рать в тюрьме. Грешную душу Маргариты принимает Господь.

https://www.youtube.com/watch?v=okLlLvnU6gw

Читайте также:  Критика д.и. писарева: статья "обломов" (роман и. а. гончарова "обломов")

Во второй части трагедии действие переносится в Античный мир. Фауст встречается с героями Троянской войны. Происходит столкновение двух миро­воззрений: античного и средневекового. К концу трагедии Фауст по-прежнему разочарован, он проклинает Заботу, за что та его ослепляет.

В то же время Фауст понимает, что его опыт жизни, знания, пережитые страдания, его работа могут принести большую пользу людям. Подходит к завершению его контракт с Мефистофелем.

По договору его душа должна попасть в ад. Пари, заключенное между Мефистофелем и Богом, о том, сможет ли Фауст спастись, также, казалось, проиграно.

Но все же трагедия заканчивается тем, что ангелы забирают душу Фауста у Мефистофеля и уносят ее в рай.

Поэтика, композиция, идея

Жанр произведения — характерный для века Просвещения: философская драма.

Острота конфликта произведения определяется не только столкновением человеческих характеров, а противостоянием жизненных позиций, ценностей, идей, принципов.

Герои, время и место действия драмы абстрактны, условны. В них нет кон­кретных исторических признаков. Герои драмы — Фауст, Мефистофель, Марга­рита, Господь — это воплощенные идеи.

Сюжет драмы также строится по особым законам, поскольку это произведе­ние не бытовая драма, а философская. Он не отражает взаимоотношения персо­нажей.

Главное в этом произведении не события и поступки героев, являющие внешний ход событий, а движение гетевской мысли.

С этим связаны и «внесю- жетные» сцены: пролог, в котором беседуют поэт и директор театра, пролог на небесах, шабаш во время Вальпургиевой ночи и другие сцены.

Так в прологе на небесах хор архангелов создает космический фон для про­исходящего на земле:

Звуча в гармонии Вселенной И в ходе сфер гремя как гром, Златое солнце неизменно Идет предписанным путем.

Звучит мысль о величии и бесконечности Вселенной, о вечном движении, в котором находится все сущее, об извечной борьбе светлых и темных начал, вызывающих это движение.

В этом гимне мирозданию звучит вопрос о том, что же такое человек перед величием Творца? Спор о человеке, о смысле его существования и есть основное содержание драмы.

Гете с помощью своих героев дает разные ответы на вопрос о том, какова же роль человека в мироздании. Мефистофель отвечает на этот вопрос однозначно: человек беспомощен, жалок, ничтожен, даже такой мудрец, как Фауст.

Для Ме­фистофеля человек — раб страстей. Он гордится своим разумом, но это пустое самомнение, ведущее человека в пропасть цинизма и гордыни.

Разум, утвержда­ет Мефистофель, служит человеку лишь для того, чтобы делать его «еще более животным, чем любое животное».

Другая точка зрения на место и роль человека принадлежит в драме Гете Господу. Он убежден, что Фауст, пройдя путем заблуждений и страданий, пре­одолеет их и найдет дорогу к истине:

И посрамлен да будет сатана!

Знай: чистая душа в своем исканье смутном

Сознаньем истины полна!

В драме Гете Бог позволяет Мефистофелю искушать Фауста, то есть все, что происходит с героем, делается по воле Божьей. Он не вмешивается в экспери­мент, который ставит над человеком циничный Мефистофель, поскольку знает, что человек благ по своей природе.

Для Господа земные муки и поиски способствуют совершенствованию челове­ка, его движению к истине, его возвышению.

Главный герой трагедии Гете Фауст не игрушка в руках высших сил. Он на­делен разумом, волей, глубокими чувствами. Он проходит в своей жизни серь­езные испытания.

Источник: https://soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/4021-i-v-gete-faust-analiz-proizvedeniya

Краткое содержание «Фауста» Гете – образ-миф о «вечном искателе»

«Фауст» – двухчастная трагедия выдающегося немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете. Это произведение стало делом всей жизни автора – «Фауст» создавался на протяжении практически шести десятков лет и был окончательно завершен за год до смерти поэта, в 1831 году.

Гете создал лучший литературный образ полулегендарного чернокнижника Иоганна Георга Фауста, который жил в средневековой Германии, а впоследствии стал героем многочисленных мифов, преданий и литературных интерпретаций.

Из «Народной книги» человек, продавший душу дьяволу, перекочевал в художественный перевод Пьера Кайе, затем в драматическую интерпретацию легенды Кристофера Марло, вдохновил лириков «Бури и натиска» и, наконец, нашел свое лучшее воплощение в трагедии Гете «Фауст».

Гетевский Фауст – это образ-миф «вечного искателя».

Он не останавливается на достигнутом, он неудовлетворен собой, а потому вечно совершенствуется. Он выбирает не Слово, не Мысль, не Силу, а Дело.

Сегодня «Фаусту» без малого двести лет. Трагедия претерпела немало художественных интерпретаций и по-прежнему вызывает исследовательский и читательский интерес.

Так, в 2011 году вышла самая свежая экранизация, снятая по мотивам классической трагедии. Одноименный фильм, срежиссированный Александром Сокуровым, посвящен первой части произведения Гете.

Сюжет здесь сконцентрирован на любовной линии Фауста и Гретхен (Маргариты).

Давайте вспомним классический вариант трагедии «Фауст» Иоганна Гете.

Спор в театре и на небесах

Трагедия начинается со спора в театре. Директор, комический актер и поэт рассуждают о роли искусства в современном обществе. У каждого из них своя правда.

Для Директора театральное искусство – это, прежде всего, способ заработка, а потому он руководствуется вкусами толпы.

По его мнению, хорошо то, что доводит народ до безрассудства, заставляет его штурмовать театральные двери, подобно вратам рая, а, значит, приносит деньги.

Комедийный актер уже давно не видит в искусстве никакой высокой миссии. Оно должно приносить человеку радость и веселье, а сделать это лучше всего, рассмешив публику.

Поэт категорически не согласен со своими оппонентами. Он называет всех им подобных «бездарными проходимцами», «ремесленниками», а не творцами. Наружный блеск, убежден поэт, рассчитан на мгновенья – «а правда переходит в поколенья».

… В это же время спорили на Небесах. Размолвка возникла между Богом и Дьяволом. Мефистофель (он же Дьявол, Падший ангел) утверждал, что человек не в силах воспользоваться божьим даром – разумом.

Господь не разделял точку зрения главного представителя темных сил и приводил в качестве примера доктора Фауста – умнейшего из смертных.

Он расширил границы человеческого разума и продолжает стремиться к самосовершенствованию.

Мефистофель вызывается искусить божьего любимца, покуда тот жив. Так, если Фауст поддастся Дьяволу, то его душа попадет в ад. Если нет – вознесется к небесам.

Глупец из глупцов: знакомство с доктором Фаустом

Первое знакомство с Фаустом состоится в его кабинете. Это старинная комната. Вдоль ее стен высятся шкафы, уставленные книгами, склянками с зельями, диковинными механизмами.

Величественные стол и кресло располагают к умственному труду, а готический сводчатый потолок дает пространство для полета мысли.

Однако умиротворяющий кабинетный покой больше не удовлетворяет доктора Фауста. Он глубоко несчастен.

Фауст прожил долгую жизнь среди книг, он до предела напрягал свой мозг, трудился днями и ночами, постиг философию, стал юристом, врачом, проник в тайны богословия, но… так и остался «глупцом из глупцов».

В поисках истины Фауст обращается к алхимии. В этот вечер он вызывает могущественного духа, но, испугавшись сверхсущества, не смеет задать ему интересующие его вопросы. С появлением на пороге Вагнера дух исчезает.

Вагнер – сосед Фауста, восторженный школяр, один из его учеников. Доктор испытывает отвращение к буквоеду Вагнеру, который не видит ничего дальше книжных строк. «Пергаменты не утоляют жажды./ Ключ мудрости не на страницах книг.

/ Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой, / В своей душе находит их родник».
Выпроводив ненавистного Вагнера, Фауст решается на отчаянный поступок – выпить яду и покончить с бессмысленным существованием. Но его останавливает хор ангелов – началась святая Пасха.

Доктор отставляет яд и горько благодарит небесных хористов.

Почтенный Фауст. Черный пудель. Кровавая расписка

«Я часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла»

Вагнер и Фауст отправляются на прогулку к городским воротам. Народ находится в праздничном возбуждении. Завидев доктора Фауста, все благодарно снимают шляпы, один за другим приглашают доктора на торжества.

И Фауст, и его отец на протяжении долгих лет лечили горожан, бесстрашно боролись с чумой и черной оспой. Однако Фауст нисколько не гордится славой среди крестьян.

Он называет своего отца «нелюдимом-оригиналом», фанатичным ученым, который своими экспериментальными снадобьями погубил не меньше людей, чем спас.

По дороге за Фаустом увязывается черный пудель. Забрав пса с собой, Фауст садится за перевод Нового Завета. Первая же строка вызывает у него сомнения. После продолжительных раздумий Фауст заменяет каноничное «Вначале было Слово» на «Вначале было Дело».

В это время черный пудель начинает странно себя вести. Опытный алхимик тут же понимает – это оборотень. Не подозревая, что за существо скрывается под песьей личиной, Фауст прочитывает заклинание, а затем достает «победный знак» (знак, изображающий начальные буквы Иисуса Христа). В следующее мгновение пудель превращается в Мефистофеля.

Безумная сделка

Дьявол предлагает Фаусту заключить сделку. Он готов открыть ему все прелести жизни, стать его слугой, наделить своего подопечного сверхъестественными способностями. Но как только Фауст произнесет слова «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!», земная жизнь доктора закончится и его душа достанется Сатане.

Фауст соглашается на рискованное предприятие, поскольку загробная жизнь его нисколько не занимает, лишь жажда истины имеет для него значение. Договор скрепляют кровью. Фауст и Мефистофель отправляются в путешествие на дьявольском плаще.

Начало пути: Маргарита-Гретхен

Теперь Фауст снова молод и полон жизни. На пару с Мефистофелем он посещает различные злачные места, веселится, кутит, но первым и главным испытанием становится испытание любовью.

В качестве жертвы Мефистофель выбирает непорочную крестьянку Маргариту (она же Гретхен). Молодые люди тут же влюбляются друг в друга. При помощи различных магических уловок Мефистофель устраивает свидания Гретхен и Фауста.

Девушка с опаской относится к таинственному приятелю своего возлюбленного, богатым подаркам, которыми ее осыпают, она видит в них что-то порочное, дьявольское.

Однако неопытная душа Маргариты не в силах совладать со всепоглощающим чувством любви.

Она поит сонным зельем строгую мать и сбегает на ночные свидания с Фаустом. Вскоре о порочной связи Гретхен узнает ее старший брат Валентин. Вступившись за честь сестры, он погибает в неравном бою с Сатаной. Мать девушки также умирает – очередная доза снотворного погубила старушку. А свою незаконнорожденную дочку Маргарита убивает, за что ее садят в тюрьму.

После всех трагических событий Фауст обнаруживает свою возлюбленную в тюремной камере. Гретхен помешалась умом, ее речь бессвязна. Фауст заклинает возлюбленную бежать с ним, но Гретхен непоколебима – она останется и примет кару, чтобы искупить грехи. Завидев Мефистофеля, девушка вскрикивает – теперь она видит его истинное обличье – он Сатана, змий искуситель!

Покидая тюремную камеру, Дьявол восклицает «Она навек погибла!», но голос свыше провозглашает «Спасена!» Раскаявшаяся душа Маргариты возносится в рай.

Продолжение пути: прекрасная Елена

Какое-то время Фауст грустит о бывшей возлюбленной, но вскоре у него появляется новый предмет обожания – прекрасная Елена, что живет в Древней Греции. Мефистофель переносит доктора на несколько веков назад и устраивает его встречу с красавицей.

Фауст предстает перед Еленой в образе умудренного мужа, красавца, доблестного воина. Плодом их счастливого союза становится сын Эвфорион – прекраснейшее создание. Но юноша покидает родителей.

Влекомый борьбой и подвигами, он устремляется к небесам, оставив за собой светящийся след. Безутешна прекрасная Елена. Счастье, говорит она, не уживается с красотой.

Елена тает на руках любимого, оставив ему в память о себе только благоухающие одежды.

Конец пути: прозрение и спасение

«Мгновение!
Прекрасно ты, продлись, постой!»

Фауст вновь стар и разочарован. Он так и не обрел истину. Многочисленные проекты Мефистофеля (афера с ценными бумагами, захват новых земель, балы, карнавалы и т. п.) не занимают доктора. Он загорелся лишь одной мечтой – построить плотину и отвоевать у океана клочок суши.

Наконец, Фаусту удается собрать команду и начать строительство. Его даже не останавливает внезапная слепота.

Воодушевленный, он, кажется, впервые нащупал смысл жизни: «Я целый край создам обширный, новый,/ И пусть мильоны здесь людей живут/… Конечный вывод мудрости земной:/ Лишь тот достоин жизни и свободы,/ Кто каждый день за них идет на бой!» В предвкушении «своего высшего мига» Фауст произносит роковые слова «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» и падает замертво.

Бедный слепец не подозревал, что строительство нового края не началось. Лопатами и кирками гремели подговоренные Мефистофелем лемуры. Дьявол торжествует – наконец, душа Фауста достанется ему! Однако во время погребения небесные ангелы забирают бессмертную часть Фауста и возносят ее в рай. Он прозрел. Познал истину. Значит – он спасен!

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/iogann-volfgang-gete/tragediya-faust.html

Ссылка на основную публикацию