И. а. бунин “слово”: анализ стихотворения

Срочно нужен анализ стихотворения И А Бунина «Слово»

  • Обратимся к стихотворению Ивана Бунина.

    Слово

    Молчат гробницы, мумии и кости,

    Лишь слову жизнь дана:

    Из древней тьмы, на мировом погосте,

    Звучат лишь Письмена.

    И нет у нас иного достоянья!

    Умейте же беречь

    Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

    Наш дар бессмертный речь.

    Обратите внимание на антитезы первой строфы. Противопоставлены мртвое и живое, все материальные свидетельства истории гробницы, мумии и кости, даже вс прошлое, названное мировым погостом, слово, Письмена. Казалось бы, перед нами простое рассуждение.

    Но это художественный образ, обладающий особой глубиной. Вы видите здесь олицетворение: молчат гробницы, мумии и кости, их молчание свидетельствует о том, что в них скрыты тайны, и без слова открыть их невозможно.

    Поэт утверждает: слову жизнь дана, и это олицетворение тоже очень значимо. Слова гробницы, мумии и кости метонимия, называющая часть от целого все материальные памятники истории .

    Мировой погост тоже слова в переносном значении, метонимический образ кладбище всей мировой истории, человеческого прошлого. И слово тоже метонимия, это вс, что выражено словами: и сам язык, речь.

    Но дело не только в том, что поэт использовал в стихотворении тропы, а в том, что каждое слово, в том числе и употреблнное в прямом значении, образно (вспомните три признака понятия образ и заметьте: здесь слова организованы творческой волей поэта, они сохраняют со лексическое значение и приобретают в стихах новое, предельно мкое значение) . Удивительно, как в одном четверостишии поэт необычайно лаконично высказал глубокую мысль о важнейшем достоянии человека языке как концентрации человеческого опыта, о памяти, нашедшей воплощение в слове. Можно бесконечно размышлять об этом, находить новые аргументы вс это доступно вдумчивому читателю.

    Мысль поэта охватывает всю мировую историю, прошлое и настоящее, на вс это поэт смотрит с позиций вечности. Он говорит обо всм человечестве здесь нет географических и этнических рамок. Он проникает в сущность каждого человека, выделяющую его из остального живого мира, обладание речью.

    Главную роль здесь играет стих пятистопный ямб, размер, использовавшийся обычно в элегиях, стихах-размышлениях (Безумных лет угасшее веселье , Отговорила роща золотая и др.) . А с какой изумительной точностью построен текст! Вначале тезис, доказательства его содержатся в нм самом.

    Затем восклицательное предложение вывод: И нет у нас иного достоянья! Это у нас и вс человечество, и русский народ, потому что мысль поэта обращается к родине (а это 1915 год, Первая мировая война, угроза уничтожения, стоящая перед народами многих стран и перед Россией) .

    И дальше призыв, подчркивающий высказанную мысль: Умейте же беречь

    Вдумайтесь в мкий образ: Наш дар бессмертный речь . Здесь значимо каждое слово: речь дар, речь бессмертна, в отличии от всего остального. А современность характеризуется так: дни злобы и страданья. Здесь поэт имеет в виду не только войну, но и внутренние конфликты в стране и в самом человеке.

    Мы рассмотрели стихотворение И. А. Бунина, в котором он размышляет о вечных вопросах человеческого бытия.

    Сможет ли человек преодолеть кризис и обрести смысл жизни? Сохранится ли человечество или уничтожит само себя? В чм путь к спасению? Предельная лаконичность бунинских стихов вызывает ассоциации, требует усилий для освоения текста, но эти усилия читателя не тщетны работа души принест свои плоды, и в этом может убедиться каждый.

  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/srochno-nuzhen-analiz-stihotvoreniya-i-a-bunina-slovo/

    Стихотворение Бунина “Слово”: анализ и история написания |

    От стихов Бунина веет ветром счастья, хотя немало есть слов унылых и даже зловещих. И стихи, и проза этого автора звучат дальними голосами. Читаешь, вслушиваешься в них, и только тогда улавливаешь основную мелодию – покорность.

    Для прекрасного писателя и чуткого поэта Бунина мир одновременно и ясен, и таинственен.

    Четкость линий, строгость к своим строкам, ясность рисунка, взвешенная уверенность и удивительная щепетильность к слову.

    От этой словесной скупости строки приобретают особую полновесность и насыщенность, а фразы – выразительность. Ярким примером тому служит стихотворение Бунина «Слово», анализ которого в этой статье.

    Больше, чем поэт

    Бунин – самый крупный представитель литературы, соединивший в себе и поэзию, и прозу. Русская литература, за исключением Лермонтова, не знает подобного идеального сочетания – свободной прозы с чеканными стихами.

    Бунин на высоте всех требований, которые можно применить к родному языку. Он не только «хранит», но и обновляет и освежает его. Без оценки словесного мастерства этого писателя невозможен правильный подход к его творчеству.

    Анализ стихотворения Бунина «Слово» показывает и подтверждает, что каждое из его произведений – это ценный вклад в литературу.

    Поэзия Бунина

    Бросается в глаза существенная разница между его ранним и поздним творчеством. О чем писал и сам Бунин, что в начале пути он «много переводил», так как чужое «легче передавать».

    Особенно заметна эта разница в поэзии. В ранних его стихотворениях преобладает более простая передача описаний, настроений и впечатлений.

    В поздних уже полностью выразилась исключительная бунинская живописность.

    Как поэт Бунин не примыкает ни к одному из течений. Он стоит особняком. Об этом свидетельствуют и разнообразие музыкальных сочетаний, и гибкая подвижность стиха, конкретность и картинность.

    Многозвучность поэзии Бунина сполна может вознаградить тех, кто недоволен «пессимизмом» и «беспросветным мраком» его прозы. Стихотворение Бунина «Слово» вполне может служить эпиграфом к позднейшим работам автора, характеризуя его как заботливого мастера слова.

    И звучит оно так же авторитетно, как известное обращение Тургенева: «Берегите наш прекрасный русский язык!»

    Окаянные дни

    В начале XIX века на международной арене сложилась тяжелая политическая ситуация – началась Первая мировая война. В России, где испокон веков проживало много немцев, война обострила также и национальную проблему. В Петроград был переименован Санкт-Петербург, из программ оркестров убирали музыку Баха, Брамса, Бетховена.

    Как немецкий обычай запретили елки. В начале 1915 года только в Москве разгромили около пятисот магазинов, домов и даже фабрик, принадлежавших людям с немецкими фамилиями. В страну пришли «окаянные дни». В это время и было написано стихотворение Бунина «Слово».

    Мог ли писатель предположить, что через пять лет он покинет Россию навсегда?

    Родная речь

    Анализ стихотворения Бунина «Слово» начнем с его жанровой принадлежности. Оно относится как к жанру философской лирики, так и к гражданской. Также имеет и публицистический призыв. Посвящается стихотворение роли языка в жизни людей.

    Автор говорит и о роли поэта – изменить общество сможет тот, кто владеет словом. Идет Первая мировая война. После череды переворотов, к тому же и братоубийственной войны, в России, того и гляди, захватят власть те, в чьих руках она станет опасной игрушкой. Писателя одолевают тяжелые предчувствия.

    И единственное, что останется вечным, – это слово. Это фон, на котором разворачиваются события.

    Из глубины веков

    Автор сравнивает слово с «гробницами, мумиями и костями», пришедшими из глубины веков. Но они «молчат», они немы.

    Их свидетельством служат «письмена», надписи на стенах, которые обладают невероятной силой – они могут рассказать о древних временах.

    И «звучащие письмена» расскажут, вероятно, о тех же проблемах, что и в современном мире, – о войне и несправедливости. И древние, так же, как и современные люди, боролись за власть, их также заботили материальные ценности.

    Анализ стихотворения Бунина «Слово» показывает, что поэт обращается к читателям с призывом – беречь культуру и речь – «наш бессмертный дар», потому как «нет иного достоянья», а все остальное обратится в прах. Стихотворение Бунина звучит как манифест, как завещание. Он акцентирует внимание на Слове и отмечает его святость. Бунин использует в «Слове» аллюзию на строки из Библии – «Вначале было слово».

    Читайте также:  Урок-конспект по теме: "мир комнатных растений"

    Анализ стихотворения

    Из используемых автором троп сильнее всего на читателя воздействует метафора: «молчащие гробницы», «древняя тьма», «бессмертный дар». Бунин использует развернутое сравнение слова с древнейшими артефактами и их противопоставление – антитезу. Обращение «Умейте беречь!» – это точка высшего эмоционального накала.

    Продолжаем детальный анализ стихотворения Бунина «Слово». В произведении два катрена, поэтому его можно отнести к миниатюрам. Четырехстопным ямбом написаны здесь нечетные строки, четные – трехстопным. Они рифмуются между собой.

    Также надо обратить внимание на антитезы первых же строк стихотворения – здесь автор противопоставляет живое и мертвое – гробницы, кости, мумии. Все прошлое называет мировым погостом. И все это лишь «слово», «письмена».

    Это не просто рассуждение – это художественный образ, который обладает особой глубиной.

    Жизнь в слове

    Гробницы и мумии молчат, и это свидетельствует о том, что в них скрыты тайны, которые невозможно открыть без слова. Завершаем краткий анализ стихотворения Бунина «Слово» утверждением автора – «Слову жизнь дана».

    Это очень значимое олицетворение. «Мумии», «кости» и «гробницы» – метонимия. «Мировой погост», как кладбище мировой истории, применяется автором в переносном значении.

    То же самое касается и «слова», которым выражена и сама речь, и язык.

    Дело не только в использовании троп, а в том, что буквально каждое слово стихотворения образно. В одно четверостишие поэт вложил глубокую мысль о самом важном достоянии человека – языке, как о памяти, которая нашла воплощение в слове.

    Об этом можно размышлять бесконечно и находить новые аргументы, ведь мысль поэта охватывает и прошлое, и настоящее, и будущее. Анализ стихотворения Бунина «Слово» по плану – лучший способ рассмотреть, что в произведении нет этнических рамок – поэт говорит о человечестве и проникает в сущность, которая выделяет человека из остального животного мира – «дар бессмертный – речь».

    Источник: https://www.cubum.ru/stihotvorenie-bunina-slovo-analiz-i-istoriya-napisaniya/

    Урок литературы в 11 классе. Образное слово И.Бунина. Анализ стихотворения “Восход луны”

    Урок литературы в 11 классе.

    Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».

    Цели урока:

    -Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакомить с образным миром поэта, с особенностями восприятия им окружающего мира.

    -Развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков.

    -Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя, чуткое отношение к людям, к природе, философское отношение к миру.

    Писатель мыслит образами.

    И.Бунин.

    Действительность…-только то, что я чувствую.

    И.Бунин.

    На доске опорные слова и выражения:

    Величайший мастер слова, художник охвачен вдохновением, богатство переживаний передано в…, особенность поэтики Бунина, личные тончайшие переживания, стихотворение поражает своими художественными открытиями.

    Ход урока.

    1.Подготовка к восприятию темы. Внимание к слову, умение пользоваться им отличает настоящих писателей и поэтов. Попробуем понять, в чём красота истинной поэзии. Обратимся к стихотворению И.Бунина. Представим автора как человека и поэта и ответим на вопрос: «Как вглядывается в мир поэт и каким он его рисует?»

    – Так что же такое СЛОВО в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес-лесом, зелёное-зелёным… Вот мы смотрим на небо, звёзды, дома, деревья… Попробуем описать летнюю лунную ночь, тополь растущий перед домом.

    2. Проверим домашнее задание. Прочитайте этюды, которые вы написали.

    3.Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина «Восход луны».

    В чаще шорох потаённый,

    Дуновение тепла.

    Тополь, сверху озаренный,

    Перед домом вознесенный,

    Весь из жидкого стекла.

    В чащу тёмную глядится

    Круг зеркально-золотой.

    Тополь льётся серебрится,

    Весь трепещет и струится

    Стекловидною водой.

    – О чём это стихотворение? Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая луна, лунная ночь, тополь, который и мы пытались описать. Но давайте внимательно прислушаемся к стиху. Ночь. Всё засыпает.

    – Что можно услышать в ночной тиши? Давайте послушаем ночь:

    В чаще шорох потаённый…

    -Назовите ключевое слово. (Это слово «шорох»)

    -Слышите ли вы этот шорох?

    -Сочетание шипящих согласных рождает звукообраз, передаёт ощущение шороха.

    -А что ещё необычно в этой строке? (инверсия)

    -С какой целью используется инверсия?

    -Объясните значение слова «потаённый». Подберите синонимы (тайный, скрытый).

    -Мы услышали шорох, и он – потаённый. Создано ощущение ночи, где все звуки тайные, скрытые. Но мы можем не только услышать ночь, но и почувствовать на щеке её тёплое дыхание. («Дуновение тепла», «Весь из жидкого стекла»)

    -Закройте глаза и представьте на время картину: глянцевитые листья похожи на стекло в лунном свете. Они блестят, отражают лунный свет и становятся серебристыми.

    -Почему «жидкое стекло»? В чём смысл этого эпитета? Сравнение просто со стеклом сделало бы картину неподвижной. А ещё – листья тополя, как капельки, и они колеблются, трепещут от «дуновения тепла». И вот стекло стало жидким. Бунин именно таким видел тополь и остановил прекрасное мгновение.

    -А луны всё ещё нет. Описание её появляется во второй строфе:

    В чащу тёмную глядится

    Круг зеркально-золотой…

    -Что необычного в этих строчках? (Это метафора. И луна словно не описана, а нарисована. И всё это на фоне чащи тёмной)

    -Автор использует инверсию, чтобы привлечь внимание к признаку предмета. На фоне чащи тёмной словно ярче светит зеркально-золотой круг луны.

    -Но лирический герой опять смотрит не на луну, а на тополь. Почему? Ведь стих. названо «Восход луны».(Для него важно не просто нарисовать картину, важна не луна, а те ощущения, которые рождает лунная ночь. А они у него связаны с тополем:

    Тополь льётся, серебрится,

    Весь трепещет и струится

    Стекловидною водой.

    -Прочтите медленно эту строчку и сочетание гласных словно создаёт эту волну тёплого ночного воздуха. Двумя строчками создано ощущение тёплой летней ночи.

    -Вернёмся к названию стихотворения – «Восход луны». Но о луне ещё нет ни слова.

    -А чувствуете ли вы, как везде разлит её свет?

    -Как создаётся это ощущение?

    -Мы слушали, осязали,а теперь-видим. Бунин заставляет нас всем существом почувствовать красоту этой ночи.

    -Каким видит тополь поэт?

    -Почему у Бунина так построена фраза?

    Тополь, сверху озаренный,

    Перед домом вознесенный.

    (Чтобы привлечь читателя к тому, как видит тополь он сам, показать значительность этого образа).

    -А что вы можете сказать о словах «озаренный», «вознесенный» с точки зрения лексики? Подберите синонимы. (освещённый, высокий).

    Какие слова звучат торжественнее? Почему?(Высокий стиль, книжный стиль).

    -Почему поэт использует именно эти слова?

    -Какое у него настроение? Как он воспринимает мир? (Тополь-один, высокий, светлый

    Читайте также:  Осеннее море айвазовского

    От луны, и он царит в этой лунной ночи).

    -Смотрите-луны нет, а мы её увидели. А ещё мы почувствовали, как поэт изумлён красотой лунной ночи и находит неожиданный образ.

    -С какой целью употребляются глаголы? Что обозначают? (действие)

    -А здесь? Что для поэта важнее: ЧТО происходит или КАК? Тополь словно оживает. Все глаголы-это олицетворения.

    4. Развитие речи. Письменно ответить 3-4 предложениями.

    -Как же Бунин видит эту ночь? Какое чувство, на ваш взгляд, испытывает?

    5. В качестве вывода прочитать стихотворение И.Бунина.

    Молчат гробницы, мумии и кости,

    Лишь слову жизнь дана.

    Из древней тьмы, на мировом погосте

    Звучат лишь письмена.

    И нет у нас другого достоянья!

    Умейте же беречь

    Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

    Наш дар бессмертный-речь!

    6. Домашнее задание. Используя записанные на доске опорные слова, ответить на вопрос «Какую задачу решает автор: нарисовать ночь или передать своё ощущение от этой ночи?»

    Источник: https://www.InfoUroki.net/urok-literatury-v-11-klasse-obraznoe-slovo-ibunina-analiz-stihotvoreniya-voshod-luny.html

    Поэзия И.А. Бунина. Основные темы и образы

    / Сочинения / Бунин И.А. / Стихотворения / Поэзия И.А. Бунина. Основные темы и образы.

      Скачать сочинение
    Тип: Анализ творчества поэта/писателя

        Бунин вступил в литературу стихами. Он говорил: «Я поэт больше, чем писатель». Однако у Бунина поэт – это человек особого взгляда на мир. Говоря о его лирике, мы не можем четко различить темы его поэзии, потому что поэзия и проза у Бунина как бы идут рядом. Его лирика – это совокупность тонких тематических граней.

    В поэзии Бунина можно различить такие тематические грани, как стихотворения о жизни, о радости земного бытия, стихотворения о детстве и юности, об одиночестве, о тоске. То есть Бунин писал о жизни, о человеке, о том, что трогает человека.     Одна из таких граней – это стихотворения о мире природы и мире человека. Стихотворение «Вечер» написано в жанре классического сонета.

    У Шекспира и у Пушкина сонеты о любви, философские сонеты. У Бунина же в сонете воспеты мир человека и мир природы.     О счастье мы всегда лишь вспоминаем.     А счастье всюду. Может быть, оно     Вот этот сад осенний за сараем     И чистый воздух, льющийся в окно.     В бездонном небе легким, чистым кроем     Встает, сияет облако. Давно     Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.

        А счастье только знающим дано.     Окно открыто. Пискнула и села     На подоконник птичка. И от книг     Усталый взгляд я отвожу на миг.     День вечереет, небо опустело,     Гул молотилки слышен на гумне.     Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

        Это стихотворение говорит о том, что мы гонимся за счастьем, ищем его, но не осознаем, что оно вокруг нас («О счастье мы лишь только вспоминаем…»). Люди не всегда могут посмотреть на обычные вещи необычным взглядом; они не замечают их, не замечают счастья. («Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано»).

    Но от зоркого взгляда поэта не ускользнет ни облако, ни птичка, эти каждодневные вещи, которые приносят счастье. Формула счастья по Бунину выражена в последней строке стихотворения: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».     В стихотворении доминирует образ неба. В лирике Бунина небо – лейтмотив, оно олицетворяет жизнь, оно необыкновенно и вечно.

    Образ неба обрисован в стихотворении «Раскрылось небо». В этом стихотворении небо – центр размышлений о жизни, но его образ взаимосвязан с другими образами – дня, света, березы. Они словно освещают все стихотворение, береза придает ему белый атласный свет.     Сухие листья, запах пряный,     Атласный блеск березняка…     О, миг счастливый, миг обманный,     Стократ блаженная тоска.

        В этих стихотворениях Бунин словно говорит нам, что мир вокруг нас и дает нам счастливые мгновения.     Бунин классичен. Он вобрал в свое тв-во все богатство русской поэзии ХIХ в. и нередко подчеркивает эту преемственность в содержании и форме. В стих-ии «Призраки» он демонстративно заявляет: «Нет, мертвые не умерли для нас!».

    Зоркость к призракам для поэта равнозначна преданности ушедшим. Но это же стих-е свидетельствует о чуткости Бунина к новейшим явлениям русской поэзии , об интересе его к поэтич. интерпретации мифа, к передаче иррационального, подсознательного, грустно-музыкального. Отсюда – образы призраков, арф, дремлющих звуков, родственная Бальмонту напевность.

        Пленительная красота поэмы «Листопад» осознается читателем сразу же: он не может остаться безучастным к этой поэтич. панораме леса в пору его увядания, когда краски меняются на глазах, и природа претерпевает свое скорбно-неизбежное обновление. Подкупает и тесная сращенность нарисованных картин с фольклорными образами русских сказок и поверий.

    Отсюда – развернутое уподобление леса огромному расписному терему со своими стенами, оконцами и чудесной народной резьбой. Лес прекрасен, но с грустной очевидностью меняется, пустеет как родной дом, гибнет, как весь сложившийся годами уклад жизни. Как человек все более отчуждается от природы, так и лир.

    герой вынужден рвать нити, связывающие его с родными пенатами, отчим краем, прошлым. Такой подтекст лежит в основе поэмы и формирует символический образ Осени, чье имя пишется с большой буквы. Она же называется «угасающей вдовой» чье счастье, как и у лир. героя, оказ-ся недолговечным. Это определяет символико-философский хар-р поэмы.

        Поэзия любви Бунина предвосхищает цикл рассказов «Темные аллеи». Стихотворения отражают разные оттенки чувств. Стихотворение «Печаль ресниц сияющих и черных…» проникнуто печалью любви, печалью прощания с любимой.     Печаль ресниц сияющих и черных     Алмазы слез, обильных, непокорных,     И вновь огонь небесных глаз, –     Счастливых, радостных, смиренных     Все помню я…

    Но нет уж в мире нас,     Когда-то юных и блаженных!     Откуда же являешься ты мне?     Зачем же воскресаешь ты во сне,     Несрочной прелестью сияя,     И дивно повторяется восторг,     Та встреча, краткая земная,     Что бог нам дал и тотчас вновь расторг?     Стихотворение поделено на 2 строфы.

    В первой поэт вспоминает свою любимую, ее образ до сих пор живет в его глазах, сердце и душе. Однако он с горечью понимает, что они изменились, и ее, прежнюю, уже не вернуть (это подчеркивается восклицанием: «Но нет уж в мире нас, когда-то юных и блаженных!»).

    Его нежность в описании возлюбленной подчеркивают художественные средства, такие как метафора («алмазы слез», «огонь глаз», «печаль ресниц») и эпитеты (ресницы сияющие, слезы непокорные, глаза небесные).     Во второй строфе лирический герой терзается вопросами о том, почему она все же приходит к нему во сне, вспоминает восторг встречи с ней.

    Его раздумья выражаются в стихотворении риторическими вопросами, и ответа на них не следует.     Стихотворение «Что впереди?» насыщено атмосферой счастья и спокойствия, что доказывают строки     Что впереди? Счастливый долгий путь.

        Куда-то вдаль спокойно устремляет     Она глаза, а молодая грудь     Легко и мерно дышит и чуть-чуть     Воротничок от шеи отделяет –     И чувствую я слабый аромат     Ее волос, дыхания – и чую     Былых восторгов сладостный возврат…     Что там, вдали? Но я гляжу, тоскуя,     Уж не вперед, нет, я гляжу назад.

    Читайте также:  Диктанты по русскому языку на тему весна

        Лирический герой понимает, что впереди его ожидает счастье с любимой, но о прошлом он думает с грустью, не хочет его отпускать.     Стихотворения о любви раскрывают разные грани чувства.     В поэзии Бунина особо выделяют «звездную лирику», это средоточие тем неба, звезд, вечности и красоты. Он писал великолепные ночные, сумеречные стихи, словно наполненные мерцанием.

    Это можно объяснить его особенным восприятием мира. Бунин говорил: «Не устану воспевать вас, звезды». Одной из таких песен звездам стало стихотворение «Сириус».

        Где ты, звезда моя заветная,     Венец небесной красоты?     Очарование безответное     Снегов и лунной высоты?     Где молодость простая, чистая,     В кругу любимом и родном,     И старый дом, и ель смолистая     В сугробах белых за окном?     Пылай, играй стоцветной силою,     Неугасимая звезда,     Над дальней моей могилою,     Забытой богом навсегда!     Звезда Сириус – белая, стоцветная, самая яркая звезда на ночном небосклоне. В Древнем Египте Сириус считали священной звездой. В этом стихотворении переплетаются восхищение любимой звездой и философские размышления лирического героя. Звезда – символ судьбы, она ассоциируется с жизнью, молодостью, родиной. Бунин считает звезду понятием философическим, так как и у человека на земле, и у звезды на небе есть высокая миссия – служить вечной красоте.     Бунина, как человека любознательного и жизнелюбивого, привлекало время, прошлое и настоящее. На эту тему у него есть ряд стихотворений, самое яркое из которых – «Кадильница». «В монастыре забытом» … «давно потухшая, давным-давно пустая лежит кадильница – вся черная внутри от угля и смолы, пылавших в ней когда-то». Кадильница – символ ушедшего прошлого. Но ее черное дно говорит о том, что в ней горел огонь, значит, в ней горела жизнь. Во второй части стихотворения Бунин делает призыв к самому себе, к своему сердцу     Ты, сердце, полное огня и аромата,     Не забывай о ней. До черноты сгори.     То есть автор призывает жить – гореть, как горела древняя кадильница. В этом мы видим стремление лирического героя исполнить до конца миссию земного пребывания.     Наряду с такими вечными ценностями жизни, как красота природа, любовь, добро, слияние с окружающим миром, труд, неустанное познание истины, есть, по Бунину, и еще одна – владение родной речью, приобщение к Письменам. В стих-ии «Слово» поэт ставит это человеческое достояние как особый, бессмертный дар. Это именно тот «глагол», который может превратить человека в бога, а поэта – в пророка. Это именно та ценность, кот. «в дни злобы и страданья, на мировом погосте оставляет людям надежду на спасения.

        Итак, основные черты лир. поэзии Бунина – стремлений к описат. подробности, яркость конкр. деталей, классич. простота, лаконизм, поэтизация вечных человеч. ценностей, и в первую очередь – родной природы.

    Богатство подтекста, частое обращение к символике, тесная сращенность с рус. прозой, в частности с повелистикой Чехова; тяготение к философичному частые переклички с собств. рассказами.

    тяготение к философичному частые переклички с собств. рассказами.

    Добавил: lady92diana

    40061 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00984841237235598974

    Иван Бунин

    Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – русский писатель с мировым именем, которого, с течением времени все чаще удостаивают эпитета “великий”, при жизни никогда не считался “властителем дум”.

    “Читатели и критики всегда относились к Бунину с большим уважением”, – писал один из самых глубоких ценителей творчества писателя, философ Федор Степун, – “За ним всегда признавали: хороший русский язык, мастерство в описании природы, благородный тембр художественного дарования, зоркость, точность.

    Одновременно его всегда считали писателем холодным, а потому в последнем счете более совершенным, чем глубоким. До войны Бунина очень ценили, но читали сравнительно мало, например, меньше, чем М. Горького или Л. Андреева. Объясняется это, безусловно, тем, что Бунин как писатель никогда не был занят теми “проклятыми вопросами”, которые волновали русскую интеллигенцию.

    Но вот времена изменились и, изменившись, изменили все. Мировые проблемы Л.

    Андреева явно обнаружили свой несколько провинциальный, заштатно-интеллигентский характер, в босяках Горького также проступили наносные элементы своеобразной романтики и ницшеанской риторики, зато “Деревня” и “Суходол” нежданно-негаданно превратились из поэм, как они названы автором, в очень ценные по своей глубине и зоркие исследования” (Степун Ф.А. Литературные заметки: И.А.

    Бунин (по поводу “Митиной любви”). – цит. по изд.: И.А. Бунин. Pro et contra. СПб., 2001, С. 365, 368, 369). Свидетельством всемирного признания стало присуждение Бунину в 1933 г. Нобелевской премии в области литературы. И хотя в мотивировках этого решения была определенная доля политики, сомнений в том, что Бунин достоин этой награды вне зависимости от какой бы то ни было политики, не было ни у кого. Значение его уже в те годы с пророческой ясностью объяснил И.С. Шмелев. В своем “Слове” на чествовании И.А. Бунина он  полностью привел одно его небольшое стихотворение:

       Молчат гробницы, мумии и кости, –   Лишь слову жизнь дана.   Из древней тьмы, на мировом погосте,

       Звучат лишь письмена.

       И нет у нас иного достоянья!   Умейте же беречь   Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

       Наш дар бесценный – речь.

    “Народ говорит, – продолжил Шмелев, – “все минется, одна правда останется”. Письмена – вот эта правда. Эту нетленную Правду хранит литература наша, – хранит Россия. Россия не только была… она – есть, нетленная, живая – в “письменах”. Все – тленно, но “Слову жизнь дана”. Слово – звучит, живое, животворит и воскрешает. И если бы не уже было России, – слово ее создаст, духовно.

    Наша великая литература, рожденная народом русским, породила нашего славного писателя, ныне чествуемого Ивана Алексеевича Бунина.

    Он вышел из русских недр, он кровно связан с родимой землей и родимым небом, с природой русской, – с просторами, с полями, далями, с русским солнцем и вольным ветром, с снегами и бездорожьями, с курными избами и барскими усадьбами, с сухими и звонкими проселками, с солнечными дождями, с бурями, с яблочными садами, с ригами, с грозами…

    – со всей красотой и богатством родной земли. Все это – в нем, все это впитано им, остро и крепко взято и влито в творчество – чудеснейшим инструментом, точным и метким словом, – родною речью. Это слово вяжет его с духовными недрами народа, с родной литературой.

    “Умейте же беречь…” Бунин сумел сберечь – и запечатлеть, нетленно. Вот, кто подлинно собиратели России, ее нетленного: наши писатели, и между ними – Бунин, признанный и в чужих пределах, за дар чудесный.

    Через нашу литературу, рожденную Россией, через Россией рожденного Бунина, признается миром сама Россия, запечатленная в письменах”. (Шмелев И.С. Слово на чествование И.А. Бунина. – Собр. соч. в 5-ти тт., Т. 7 (дополнительный). М., 1999).

    © Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

    Источник: https://portal-slovo.ru/philology/37187.php

    Ссылка на основную публикацию