Экологическое воспитание младших школьников

Экологическое воспитание младших школьников

Школа призвана дать экологические знания, воспитать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, умеющего жить в относительной гармонии. Даны темы экологического направления и распределены на курс начальной школы.

      МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №2»

«Экологическое воспитание младших школьников»

(формы и методы)

                                                               Выполнила:

                                                               учитель начальных классов 

                                                               Матвеева Е. М.

2017г.

  1. Проблемы современного экологического воспитания

В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков.

Лев Гумилев писал, что древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением они лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами  что съесть? чем обогреться? и как сохранить природу?

Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Но вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям. Проблема охраны природы становится главной проблемой.

Охранять природу … Охранять окружающую среду … Эти слова сегодня мы слышим все чаще и чаще.

5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, 2017 год в России объявлен годом экологии.

Цель этого решения – привлечь внимание к проблемам в экологической сфере, улучшить состояние экологической безопасности страны.          

      Особую роль в сложившейся ситуации играет школа. Она призвана дать экологические знания, воспитать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.

Экологическая грамотность сегодня необходима всем.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Ведь будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.

 В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение.

Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.

  Под экологическим воспитанием детей мною понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е.

доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг.

Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Экологическое воспитание должно быть систематическим и  регулярным.

Важным условием экологического воспитания является – использование местного краеведческого материала. Результатом работы являются: сообщения учащихся, поделки, рисунки.

Второе условие – вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: уход за цветниками, озеленение школы как внутри, так и внешне, на пришкольных участках, уход за живым уголком. Учащиеся являются активными участниками природоохранных акций, организованных школой,  районом.

На занятиях окружающего мира, внеурочной деятельности стараемся давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок.

Результатами являются учебно-исследовательские работы, которые представлены на различных конференциях, вот например, на ваших экологических чтениях мы подготовили работу: «Будь природе другом! (правила поведения в лесу). 

  1. Формы и методы формирования экологического опыта

у младших школьников.

 Актуальным вопросом в системе экологического образования учащихся является выбор методов, средств и форм, повышающих эффективность процесса природоохранного воспитания.

  • Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования: а) традиционные;б) активные, инновационные.
  • межпредметная – экологическое содержание уроков –– внедрение экологического образования и воспитания на уроках технологии, математики, литературы и др.;
  • внеурочная – различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
  • классные и библиотечные часы;
  • исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
  • экологические праздники и мероприятия;
  • лекторская работа – педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
  • участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
  • практическая помощь природе – кормушки, скворечники, субботники.

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

“Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить во всяком  мероприятии.

Считаю, что разнообразные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования младших школьников.

Для себя я разработала темы экологического направления и распределила их на курс начальной школы.

1 класс

Изучаемый материал
1 Осенняя экскурсия  в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы
2 Природа в загадках. Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов
Праздничная программа “Золотая осень» Коллективная работа- панно “ Составление осеннего букета. ”
3 Сбор корма для птиц.
4 Беседа «Как ухаживать за посаженным деревом»
5 Изготовление кормушек для птиц.
6 Чтение книг о птицах.
7 Беседа «Братья наши меньшие – кошки и собаки».
8 Презентация «Мой любимый питомец»
9 Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов.
10 Зимняя экскурсия в лес. Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница – Зима…”
11 Беседа «Лес –наше богатство».Правила поведения в лесу.
12 Птицы нашего края. Презентация “Перелётные  птицы”
13 Презентация “Весна, весна на улице…” Конкурс рисунков .
14 Аппликация «Весенний цветок- подснежник”. Беседа о весенних цветах.
15 Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы”
16 Беседа  «Какой бывает дождик»
17 Народные приметы
18 Беседа «Люблю берёзу русскую» Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора)
19 Экологическая тропа « Я познаю свой край»

2 класс

Изучаемый материал
1 Правила поведения в природе
2 Осенняя экскурсия в природу
3 Беседа «Вода – это жизнь»Презентация «Путешествие капельки»
4 Посадка деревьев и кустарников
5 Беседа «Путешествие плодов и семян»
6 Сбор плодов и семян для птиц
7 Изготовление кормушек для птиц
8 Чтение книг о природе
9 Зимняя экскурсия в лес
10 Викторина «Что мы знаем о зверях и птицах»
11 Праздник «Зимушка – зима»
12 Беседа “ Берегите лесную красавицу”Изготовление ёлочек из природного материала
13 Игры – загадки
14 Игры – соревнования
15 Викторина «Аптека под ногами»
16 Беседа «Их надо охранять» (о лягушках и жабах)
17 Экскурсия «Первые приметы весны»
18 Комнатные растения в классе и дома
19 Работа на пришкольном участке.
20 Беседа «Нужен ли дождевой червь»
21 Экологическая игра “ Пёстрый мир насекомых”Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки”
22 Итоговое занятие «Как я берегу родную природу»

3 класс

Изучаемый материал
1 Сбор природного материала на экскурсии в осень
2 Конкурс поделок из природного материала
3 Природа в стихах
4 Природа в загадках (явления природы)
5 Чтение книг о природе
6 Посадка растений
7 Беседа «Чем богат наш край»
8 Изготовление и развешивание кормушек
9 Викторина «Растения нашего края»
10 Конкурс рисунков  «Сказки новогоднего  леса»
11 «Красная книга» – сигнал опасности
12 Игра «Путешествие в зимний лес»
13 Полезные ископаемые нашего края
14 «Красная книга Алтая»
15 Весенняя экскурсия в лес.
16 Заповедники и заказники
17 Изготовление панно торцеванием “Жители нашей реки”
18 Чтение книг о природе
19 Итоговое занятие «Времена года»

4 класс

Изучаемый материал
1 Экскурсия в природу «Природные ориентиры»
2 Посадка растений
3 Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?”
4 Выпуск газеты «Экология родного края»
5 Устные журналы: осень и животные, кто живёт на лугу и др.
6 Беседа «По заповедникам России»
7 Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
8 Школьникам об охране недр
9 Задачи по экологии
10 Кроссворды о природе
11 Разработка плакатов об охране природы
12 Знакомство с «Законом об охране природы»
13 Знакомство с картинами художников – пейзажистов
14 Устный журнал “Незваные гости нашего сада”
15 Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников”
16 Агитбригада «Учитесь любить природу!» (обращение к первоклассникам)

В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманное дело. Среди нетрадиционных форм организации работы мне и детям очень нравятся:

– игры – путешествия.

(«Путешествие с Красной книгой», «Путешествие по природным зонам», «Путешествие по родному краю», «Путешествие на родину комнатных растений», «Тайны леса»…)

– этические беседы по экологии

 (темы  «О чём поют птицы»,  «Защитим природу», «На страже зелёного друга», «Мы учимся у природы»….)

– день природы .

Это в первую очередь- поход в природу со взрослыми, во- вторых- трудовой десант,  затем- изучение природного окружения, многообразия растений и животных, укрепления своего здоровья, конкурсы самодельных плакатов в защиту природы.

Это и  сбор интересных кореньев, веток, шишек, плодов для всевозможных поделок из собранного материала. Дети  приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе.

Заключение

     Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Постановка цели и задач экологического воспитания позволила мне определить содержание воспитательного процесса. Выделить основные этапы сущности процесса воспитания, приемы и формы экологического воспитания, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Читайте также:  Шоколадные горы на острове бохоль

    Формирование экологического сознания – важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.

Вот некоторые моменты из нашей жизни, содержащие экологическое направление.  (показ слайдов )

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна–

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov

Экологическое воспитание младших школьников

Экологическое воспитание школьников младших классов является неотъемлемой частью формирования личности. В процессе воспитания непосредственное участие принимают не только родители, но и активно работают школьные учителя.

Ведь уже в начальных классах начинают изучать природоведение, на уроках которого большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды. Немаловажную роль играет общение со сверстниками, чтение детской литературы и просмотр мультипликационных фильмов.

Из всего перечисленного ребенок черпает информацию об окружающей среде и о взаимоотношениях человека с природой, выбирает себе идеал, которому пытается подражать.

Основные цели и задачи

Задачи экологического воспитания школьников, учащихся в младших классах заключаются в усвоении следующих аспектов:

  • определение оптимальных взаимодействий человека и природы;
  • понятие человека как составляющей биоценоза;
  • понимание ценности природы и взаимосвязи ее составляющих;
  • овладение начальными навыками по использованию природных ресурсов, по улучшению состояния окружающей среды;
  • предвидение последствий своих действий по отношению к элементам окружающей среды;
  • развить общественную и познавательную активность в ходе экологической деятельности;
  • способствовать появлению стремления к познанию природы и к активной деятельности, направленной на улучшение окружения;
  • формирование потребности в контакте с природой.

При этом существует определенная последовательность в изучении. Сначала все объекты природы рассматриваются отдельно, затем познается их взаимосвязь между собой и в частности между объектами живой и неживой природы.

И, наконец, на последнем этапе приходит понимание происхождения различных природных явлений. Но основная сущность экологического воспитания младших школьников заключается в приобщение детей к природе.

Результатом этого должно быть понимание о бережном отношении к животным, насекомым, птицам и растениям. Ведь природа – это необходимое условие для жизни всех людей. Полученные знания формируют ответственное отношение ко всем объектам окружающей среды.

Дети осознают, что для сохранения здоровья и полноценной жизнедеятельности нужны благоприятные условия, поэтому важно сохранить природные ресурсы.

Методы и формы

Интерес к явлениям природы и к объектам живой природы начинает проявляться в раннем возрасте. Воспитание экологической культуры младших школьников базируется на трех основных принципах.

Это систематичность, непрерывность и междисциплинарность. Успех напрямую зависит от правильной организации занятий.

А чтобы каждый раз удивлять и еще больше заинтересовывать ребенка, необходимо применять новые формы и приемы обучения.

Методы экологического воспитания школьников младших классов можно поделить на две группы:

  • традиционные;
  • инновационные.

На сегодняшний день всё большую популярность приобретают занятия в игровой форме, в виде театрализованных представлений и сценок. Также формы экологического воспитания младших школьников подразделяют на:

  1. Массовые – организация праздников, фестивалей и конференций, работа по благоустройству помещений, дворов и другое.
  2. Групповые – факультативные занятия в специализированных кружках и секциях, экскурсии, туристические походы.
  3. Индивидуальные – деятельность, направленная на подготовку рефератов, докладов, записей о наблюдениях за растительным и животным миром, рисование и другое.

Об эффективности проделанной воспитательной работы можно судить по наличию живого интереса ребенка к познанию окружающего мира.

Источник: https://womanadvice.ru/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov

1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников

Как показывает опыт предыдущего столетия, при стремительном развитии научного и технического оснащения не менее быстро разрушается и природа планеты. Невольно возникает подозрение тесной взаимообусловленности этих процессов.

Свою среду обитания человечество уничтожает, а комфортные условия, создаваемые для жителей, не могут спасти их от вымирания вместе с разрушенными ландшафтами.

Самосовершенствование в интеллигентной сфере также не продлит существование людей на планете.

Стратегия и тактика жизни современного цивилизованного человека, в отличие от других животных, направлены отнюдь не на выживание в изменяющейся среде. Подавляющее большинство приспособлений современника нацелены на преодоление социальных коллизий и на изобретение средств поддержания постоянной и оптимальной среды своего обитания.

В природе же адаптации – это компромиссы между старыми хорошими приспособлениями и новыми окружающими условиями, в которых приспособления стали хуже работать.

Поэтому и нужно адаптировать свою цивилизацию и свою культуру к природным условиям. Первый шаг на новом пути – отказ от активных преобразований и улучшений природы земли.

На огромных пространствах усилия преобразователей уже привели к тому, что само существование человека стало затруднительным.

Решение такой глобальной задачи осложнено потому, что для реализации задуманного необходимо изменить мировоззрение если не всего человечества, то его существенной части.

То есть целенаправленно воспитывать новые поколения, в сознании которых будет превалировать не преобразовательная доминанта в поведении, а адаптационная. Они должны утвердиться в мысли, что человек не хозяин земли, а один из ее обитателей.

Поэтому он, чтобы выжить, обязан уважать права всех сосуществующих рядом с ним живых организмов.

Казалось бы, всем известен простой способ выхода из создавшегося тупика – непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно воспитывать новые поколения.

Однако такое образование практически не укоренилось ни в одной стране. Население планеты не препятствует экологическому просвещению своих детей.

Более того, в развитых странах уже четверть века оно ведется, стимулирует его разворачивающееся международное экологическое движение. Во многих странах экология вводится в систему школьного обучения как отдельный предмет.

В России многие десятки лет существуют специализированные научно – исследовательские институты экологии. Так что многие законы и правила науки давно сформулированы, отработаны специфические методы исследований.

Существование человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры.

До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, методом проб и ошибок, «на глазок», закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через систему обычаев и традиций, нередко в сиюминутных и поверхностных оценках и решениях, в соответствии с уровнем общественного развития и понимания людьми возможных экологических опасностей, их желанием и волевым настроением на преодоление экологических проблем.

Сегодня такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастания в нем роли экологического образования.

«Экологическая культура» есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание).

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.

Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.

Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В начальной школе закладываются основы экологической культуры.

Экологическая культура определяет особые качества личности, компонентами которой являются:

· интерес к природе и проблемам ее охраны;

· знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

· нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

· экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

· мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

На современном этапе развития человечества обращение к наукам природы связано с углубляющимся экологическим кризисом и поисками выхода из него, необходимостью экологического образования, начиная с самого раннего возраста.

В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

Ученые Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного – это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.

Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

· интерес к природе;

· знания о природе и ее охране;

· эстетические и нравственные чувства к природе;

· позитивная деятельность в природе;

· мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Очевидно, что наиболее надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения страны.

Важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать комплексное экологическое воспитание, предусматривающее постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами. Формирование экологической культуры детей должно стать важнейшей педагогической задачей.

В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства – сравнительно короткому по времени отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни.

С позиции современных исследований начальная школа – важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире.

Читайте также:  Начало зимы в поэзии и живописи

Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры.

А такую возможность представляют буквально все учебные предметы. Дети, только пришедшие в школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги.

Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы.

Многие словарные слова обозначают название растений и животных (медведь, ворона, воробей, береза, желудь).

Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами.

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей – натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В.

Бианки, о роли природы в творчестве А.С. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина.

Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру.

Тесная связь на уроках музыки, произведений изобразительного искусства создает эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир.

Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и трудового обучения. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать ее.

При этом не просто изображать лес или речку, а показывать их своеобразие, характер. На уроках трудового обучения и дома дети изготавливают кормушки, накапливают корм.

В течение зимы дети поочередно ведут наблюдение за «птичьей столовой».

Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром. Большой и разнообразный материал дают экскурсии. Уже в 1 классе на первой учебной неделе дети знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой.

Необходимо, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета – наш дом и о нем надо заботиться.

Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.

На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость.

Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, пробуждает интерес к познанию нового.

В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности.

Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой.

В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры.

Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и школе. Педагогам и родителям следует, предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.

Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках окружающего мира.

Интерес – мощный стимул активности учащихся. Воспитание интересов – необходимое условие развития активности и направленности личности, поэтому направленность интереса, его содержание, широта или узость служат показателем активности ребенка. Именно в интересе проявляется отношение человека к предметному миру, в том числе и к миру природы.

Интерес, с одной стороны, является стимулом формирования бережного отношения к природе, с другой – его результатом, знаменующим собой относительную завершенность определенного этапа экологического воспитания.

Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой его ступени.

Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности. Экологическое образование должно решать следующие задачи:

· формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среде жизни, труда, отдыха человека;

· развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса.

· воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Ядро содержания экологического образования включает в себя 4 взаимосвязанных компонента:

1. Познавательный – это понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии.

2. Ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности.

3. Нормативный – этот компонент обозначает овладение нормами поведения в окружающей природной среде.

4. Деятельностный – овладение видами и способами общественно – полезной практической деятельности школьника, направленной на формирование умений экологического характера.

Все 4 компонента составляют ядро содержания экологического образования, используются при отборе экологических знаний и умений в начальных классах с соответствующей их интерпретацией на младший школьный возраст.

Таким образом, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.

Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля – вот главное в жизни.

экологический воспитание школьник

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/61974

Экологическое воспитание младших школьников

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Экологическое воспитание младших школьников

Экологическое воспитание в современной школе – это не дань моде, а забота о подрастающем поколении, о гражданах новой России.

В век совершенных технологий, высокого уровня развития многих сфер мирового хозяйства человек остается беспомощным перед природой.

Его бессилие перед стихией подтверждается каждый год, месяц, день: информации о катастрофах землетрясениях, цунами, селях не сходят с экранов телевизоров.

Что случилось с природой?

Причиной многих негативных геологических явлений и процессов является производственная и другая деятельность человека. Обывателю сложно поверить в предупреждения экологов о надвигающемся экологическом кризисе.

Человеку удобнее думать, что до этого не дойдет, или вовсе не думать о плохом. Эту беспечность можно простить рядовому гражданину, но не учителю. Учителя, если он настоящий учитель, помнят его ученики всю жизнь. А учеников много, целые поколения.

Школьный учитель должен учить своих учеников быть грамотными детьми природы, с детства учить природной разумности.

Человек в общении с природой с первых лет жизни. И как бы сокровенно оно ни было, речь, мышления, эмоции – все обогащается в соприкосновенности с природой. Она благотворно влияет и на духовный мир, и на физическое развитие ребенка. Но любовь к природе начинается только с осмысления ее целостности!

В становлении экологического сознания школьников важную роль играет не только теоретическая подготовка на уроках, но и участие в практических мероприятиях, которые можно организовать во внеурочное время.

Кроме формирования понятийного аппарата в сфере экологии и охраны окружающей среды, необходимо воспитывать отношения к природным объектам и действиям человека по отношению к природе, а также обучать тактике «Экологического» поведения.

Большую часть этих задач можно эффективнее выполнять организовывая внеклассную экологическую работу с детьми.

Дети должны учиться любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия, учиться сопереживать ее бедам через восприятие отрицательной человеческой деятельности, и , наконец, учиться грамотно защищать ее и бороться за ее сохранение.

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания.

Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности.

Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

Образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

Воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

Развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности.

Развитие, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.

Читайте также:  Индия. география, описание и характеристики страны

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны следующие методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценности ориентации, интересы и потребности.

Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.

Экологическое воспитание младших школьников осуществляется на уроках природоведения.

Как известно воспитание в широком смысле слова- это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучение и воспитания.

Обучение же это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

На уроке решаются три задачи:

образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания.

Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности.

Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь пол собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в курсе «Ознакомление с окружающим миром»(1-4классы).

Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы(растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы, и т.д.

, поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным.

Если же при изучении природоведения раскрывается разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей.

Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и др.).

Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Первое важнейшее условие – экологическое воспитание учащихся должно проводиться в система, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.

Второе непременное условие – надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.

Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет учениками усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Изучение природы нельзя представить без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому большое значение в экологическом воспитание имеют экскурсии в природу.

Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Важную роль имеет выпуск устных журналов.

В школе ежегодно проводятся Дни охраны окружающей среды, Дни земли и воды, Дни здоровья. К этим мероприятиям учащиеся готовят различные выставки на тему: «Я выбираю жизнь», «Лицом к лицу с природой», «Прочтешь не без пользы», «здоровье без лекарств» и т.д.

Хочется закончить свое выступление словами академика Сахарова А. «Я верю, что человечество найдет разумное решение сложных задач осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе».

  1. Документ

    Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Поэты, художники, философы, всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

  2. Урок

    Природа – первооснова красоты и величия. Мы не её владыки, и природа не наша раба. Мы ее часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями.

  3. Курсовая

    В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Отношение к природе привело социальную значимость, стало нравственным принципом.

  4. Доклад

    История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.

  5. Документ

    Формы внеклассной работы по экологическому воспитанию младших школьников. Из опыта работы Гавриловой О.В., учителя начальных классов МОУ СОШ №3 г. Красноармейска.

Источник: https://refdb.ru/look/1387696.html

Экологическое воспитание младших школьников

Мировая экологическая ситуация сегодня далеко не может радовать общественность своим состоянием. Ученые-экологи давно уже бьют тревогу в связи с глобальным потеплением, участившимися наводнениями и ураганами, лесными пожарами и вымираниями животных.

Расцвет промышленности и урбанизация привели к избыточному загрязнению и ухудшению общего состояния окружающей среды.

Главная проблема современного человечества в небрежном, можно сказать халатном, отношении людей к окружающему миру, а также полном недостатком у людей простого экологического воспитания.

Именно в возрасте младшего школьника происходит некий скачек в процессе развития у детей экологической культуры, формирования осознанного отношения к окружающей среде.

В таком нелегком воспитательном процессе участвуют не только сами родители, но и работают педагоги. На уроках природоведения главное внимание уделяется проблеме охраны окружающего мира.

Просмотр мультипликационных фильмов, чтение литературы, общение со сверстниками – все это источники информации о природе и взаимоотношениях человека с окружающей средой.

Главные задачи и цели экологического воспитания

Среди основных целей и задач экологического воспитания школьников стоит выделить:

  • понимание ребенком ценности самой природы, а также взаимосвязи ее составляющих;
  • определение оптимального взаимодействия природы и человека;
  • определение понятия человека как части биоценоза;
  • приобретение школьником начальных навыков по использованию ресурсов природы, а также по улучшению ее состояния;
  • развитие познавательной и общественной активности в процессе экологической деятельности;
  • поддержание и, при необходимости, способствование стремлению ребенка к познанию природного мира и деятельности, которая будет направлена на его улучшение;
  • формирование потребности контакта с природным окружением.

Стоит заметит, что экологическое воспитание младших школьников подразумевает  соблюдение определенной последовательности.

Прежде всего, рассматриваются все природные объекты по отдельности, после чего изучается их непосредственная взаимосвязь между собой, в особенности между предметами неживой и, конечно же, живой природы.

Последний этап разъясняет школьникам происхождение природных явлений разного характера.

Экологическое воспитание младших школьников в первую очередь должно приобщать детей к природе. Школьники должны понимать, что к животным, птицам, растениям необходимо относиться с особой бережностью.

Хорошо сказывается на экологическом воспитании общение ребенка с животными в живых школьных уголках или же в домашней обстановке. Через какое-то время после такого общения ребенок начинает понимать, что заботиться о живых существах это не только интересно, но и хорошо и правильно.

Помните, что природа – это то необходимое условие, без которого человечество не могло бы существовать. Экологическое воспитание младших школьников обеспечивает получение знаний ребенком, которые в будущем способны формировать ответственное отношение к объектам природы.

Дети хорошо осознают, что для обеспечения полноценной жизнедеятельности и сохранения человеческого здоровья очень важно заботиться о природных ресурсах.

Основные формы и методы

Уже в раннем возрасте дети начинают интересоваться природными объектами и явлениями природы.

Экологическое воспитание младших школьников основывается на трех принципах: систематичности, непрерывности и междисциплинарности. Залогом успеха является правильность организации занятий.

Для того чтобы занятия с каждым разом были все интереснее, нужно искать и применять новые приемы и формы обучения.

Существуют традиционные и нетрадиционные методы формирования личности школьников, с точки зрения их отношения к окружающей среде.

Сегодня очень популярны среди педагогов занятия, проведенные в форме интересных игр или театрализованных сценок и представлений. Формы такого воспитания также делят на:

  • массовые, подразумевающие под собой различного рода праздники и фестивали, благоустройство дворов и помещений.
  • групповые, которые состоят из экскурсий, туристических походов, факультативных занятий в специализированных секциях и кружках.
  • индивидуальные формы больше направленны на подготовку докладов, рефератов, записей о результатах наблюдения за окружающей средой, рисование.

Эффективность всей воспитательной работы заметна тогда, когда у ребенка появляется живой интерес к еще большему познанию и изучению окружающего мира.

Прививать детям с малого возраста любовь к природе, заинтересовывать их проблемами экологии – это одна из главных целей образования на сегодня.

Кроме того, что экологическое воспитание младших школьников проводят в школе, семейное окружение также должно помогать ребенку осознавать всю важность данного вопроса.

Возможно, ваше чадо в будущем станет известным экологом и сумеет найти решение проблемы спасения природы от разрушения.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7785-ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-sp-1054274716.html

Ссылка на основную публикацию