Диктанты по русскому языку на тему весна (7 класс)

Контрольный диктант в 7 классе № 12 | Сборник диктантов по Русскому языку в 7 классе с русским языком обучения | Контрольные работы

Контрольный диктант в 7 классе № 12

24.09.2014 25312 0

Цель:  проверить  знания,  умения  и  навыки     учащихся  на  конец  3-й  четверти  по  теме  «  Наречие.  Служебные  части  речи».

Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  качества  усвоения  программного  материала. 

  а  также  уровня  сформированности  орфографической  зоркости  и  пунктуационных  умений  и  навыков:

– правописание  проверяемых  безударных  гласных;

–  правописание  непроверяемых  безударных  гласных;

– написание  корней  с  чередованием;

– написание  е-и  в  суффиксах  существительных;

– написание  сложных  прилагательных;

– правильное  написание  наречий;

– правильное  написание  глагольных  окончаний;

– написание  не  с  глаголами.

Знаки  препинания:

– запятая  при  однородных  членах  предложения;

– запятая  при  причастном  обороте;

– запятая  в  сложном  предложении.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

– находить  союзы   в  тексте;

– разбор  слова  по  составу;

– синтаксический  разбор  предложения;

– разбирать  слово  фонетически  и  морфологически.

Медленная  весна

         Ночь  не  было  морозно. День  сложился  серый,  но  не  тёплый.  Весна  движется.  В  пруду,  ещё  не  совсем  растаявшем,  лягушки  высунулись,  урчат  вполголоса. 

         Продолжается  пахота.  Исчезают  последние  клочки  снега.  Но  нет  того  парного  тепла  от  земли,  нет  уюта  возле  воды.  Нам  этот  ход  весны  кажется  медленным,  хотя  весна  всё-таки  ранняя.

  Неуютно  кажется  потому,  что  снега  не было  зимой,  выпал  он  недавно,  и  теперь  преждевременно  открытая  земля  не  по  времени  холодна.  Орех  цветёт,  но  ещё  не  пылит,  птичка  зацепит  серёжки,  и  ещё  нет  дымка.

  Листва из-под  снега вышла  плотно  слежалая,  серая.

        Вчера  вальдшнеп  воткнул  нос  в эту  листву,  чтобы  достать   из-под  неё  червяка.  В  это  время  мы  подошли,  и  он  вынужден  был  взлететь,  не  сбросив  с  клюва  надетый  слой  листьев  старой  осины.

  (120  слов)                                                                 (По  М. Пришвину)

Грамматические  задания

1. Найти  союзы,  заключить  их  в  овал,  определить  их  значение:

В  первом  абзаце  –  1-й  вариант                              во  втором  абзаце  –  2-й  вариант

2. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Ночью  –  1-й  вариант                                             уюта  –  2-й  вариант

3. Разобрать  слова  по  составу:

Неуютно, зацепит  –  1-й  вариант                     недавно,  взлететь  –  2-й  вариант

4. Произвести  морфологический  разбор:

Одного  соединительного  союза  –  1-й  вариант

Одного  противительного  союза  –  2-й  вариант

5. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

В  пруду,  ещё  не  совсем  растаявшем,  лягушки  высунулись,  урчат  вполголоса.  

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/504-1-0-11449

Диктанты за III четверть в 7-8 классах

В конце III четверти 7-е классы изучили разделы морфологии “Наречие”, “Слова категории состояния”, “Предлог”. В 8-х классах проверяются умения по синтаксису простого предложения: однородные члены, неоднородные определения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, сравнительные обороты.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

Контора Черноморского заповедника находилась в посёлке Голая Пристань. Место это, как оказалось впоследствии, было средоточием множества жизней.

С ближней ветки, рассудительно наклонив3 голову, меня рассматривал скворец4. В луже возились и чмокали кряковые утята. Таз с водой принадлежал нутрии, а ящик в комнате — лисёнку, появившемуся недавно.

Сотрудник заповедника, в комнате которого меня поселили, собрал у себя многочисленное зверьё. Это были либо детеныши, потерявшие родителей и спасённые от половодья, либо подранки, найденные в камышах4.

Ночью в ящике заплакал лисёнок. Он кричал тонким щенячьим голосом до тех пор, пока я не взял его на руки. Он затих, прижавшись3 к моему боку. Я лежал не шевелясь, боясь разбудить соседа. И уснули два странника: командированный из Москвы и привезённый с морского острова лисёнок.

(118 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: прижавшись (1 вариант); наклонив (2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 примера разных служебных слов и охарактеризуйте их: из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант).

3. Произведите синтаксический разбор:

С ближней ветки, рассудительно наклонив голову, меня рассматривал скворец4. (1 вариант);

Это были либо детеныши, потерявшие родителей и спасённые от половодья, либо подранки, найденные в камышах4. (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

Деревья, словно чего-то ожидая3, стоят по пояс в холодном разливе. Проснулись, но ещё не пришли в себя лягушки. Не могут их вывести из оцепенения даже садящиеся рядом первые бабочки — лимонницы и крапивницы. Воздух настолько ясен, что в фиолетовом редколесье бабочек видно чуть ли не за сотню шагов.

Широко, вольно текут вешние воды, заливая поймы рек и луга4. Для многих животных весеннее половодье — настоящая беда. Отрезанные от суши, на незатопленных участках ищут спасения кабаны, лоси, лисицы, зайцы. Во время смертельной опасности зверей объединяет одно стремление — не утонуть.

Солнечным безветренным утром на носилках с закрытыми летками выносят на пасеку первые ульи. Расположив пчелиные городки на постоянных местах, летки открывают. Покружившись3 над ульем и запомнив место, насекомые-труженицы отправляются за пыльцой и водой4.

(По А. Калецкому.)

(119 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: ожидая (1 вариант); покружившись (2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 разных служебных слова и охарактеризуйте их: из 1 абзаца (1 вариант); из 2-3 абзаца (2 вариант).

3. Произведите синтаксический разбор:

Широко, вольно текут вешние воды, заливая поймы рек и луга4. (1 вариант);

Покружившись3 над ульем и запомнив место, насекомые-труженицы отправляются за пыльцой и водой4. (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

В городе весеннее настроение шумно выражают стаи воробьёв. По дорогам вдоль канав, наполненных водой, бегает по земле белая трясогузка, подёргивая3 длинным хвостиком4.

Над лугами под сияющим куполом неба, отражённым в тысячах луж и озёр, зазвенели переливающиеся трели жаворонков. Они носятся в ярком весеннем небе, то приближаясь3 друг к другу, то разлетаясь в разные стороны4.

Вот одна из птиц падает вниз, и её расправленные крылья кажутся прозрачными. На мгновение жаворонок замирает в воздухе, а затем круто взмывает вверх.

Птицы гоняются друг за другом, поднимаясь так высоко, что снизу их совсем не видно.

В лесу тоже поют синицы, пищухи, поползни и зяблики. Голоса звучат совершенно отчётливо и легко воспринимаются каждый в отдельности. Самцы поют поочередно, как бы перекликаясь между собой и отпугивая конкурентов.

(121 слово.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: подёргивая (1 вариант); приближаясь (2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 примера разных служебных слов и охарактеризуйте их: из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).

3. Произведите синтаксический разбор:

По дорогам вдоль канав, наполненных водой, бегает по земле белая трясогузка, подёргивая3 длинным хвостиком4. (1 вариант);

Они носятся в ярком весеннем небе, то приближаясь3 друг к другу, то разлетаясь в разные стороны4. (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

Мартовский полдень. Светоносная синь теплого неба. Несмолкаемое журчание кристально чистых ручейков. Синичий перезвон в прибрежной рощице. Оттуда же доносится барабанная дробь дятла и тихий стрёкот вроде бы чего-то опасающихся сорок. Возможно, им кто-то угрожает? Они строят новое, похожее на мохнатый шар прутяное гнездо4. А там, где оно сооружается, излишне шуметь не положено.

Часа полтора дружной старательной работы. Потом отдых. Сорочья чета усаживается на верхушку соседнего тополя и сторожко озирает окрестные луга, лесные куртины и уже набухающую талой водой речушку4. Тихо.

И вдруг внизу, в кустах лозняка и черёмушника, воровато мелькнула чья-то острокрылая тень. Ястреб-тетеревятник! Один из самых дерзких разбойников в птичьем царстве.

И чету белобоких сорок с тополя будто ветром сдуло. Особо-то не отличаясь быстротой полёта, они в страхе подняли отчаянный крик.

И, часто-часто махая крыльями, словно барахтаясь в воздухе, тяжело, медленно подались в лес за речушку.

(По П. Стефарову.)

(137 слов.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Они строят новое, похожее на мохнатый шар прутяное гнездо4.

2 вариант – Сорочья чета усаживается на верхушку соседнего тополя и сторожко озирает окрестные луга, лесные куртины и уже набухающую талой водой речушку4.

3.  Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

Раннее утро. Мы с дедом Фёдором отправляемся в весенний, ещё прозрачный лес. Старик, легко одетый, высокий, седовласый, бодро шагал впереди и аккуратно раздвигал на пути ветки4. От набухших почек, смолы, растопленной солнцем на соснах, пахло крепким бодрящим лесным настоем4.

Подойдя к огромной муравьиной горке, дед причмокнул, остановился, достал из сумки бинокль, присел на пенёк возле муравейника и стал наблюдать.

— А знаешь ли, внук, что у этих муравьишек, таких смелых и дружных, оказывается, есть очень коварный враг? — спросил дед.

С этим плюгавеньким жучишкой ничего поделать нельзя. Пробравшись  в муравейник и встретившись с грозными охранниками, не вступает в бой, а переворачивается, хитрюга этакий, на спину и лежит, будто неживой.

Ротозеи, почуяв сладкое, забыв про службу, слизывают капельки и… прямо на посту засыпают. После этого жучок пробирается в тайники и безнаказанно поедает муравьиные личинки. Вот и выходит, что не везде сила побеждает. 

(По А. Дорохову.)

(139 слов.)         

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Старик, легко одетый, высокий, седовласый, бодро шагал впереди и аккуратно раздвигал на пути ветки4.

2 вариант – От набухших почек, смолы, растопленной солнцем на соснах, пахло крепким бодрящим лесным настоем4.

3.  Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

Яркий, ароматный, чистый лес. Никогда уже не будет так первозданно праздничен он. Ни тебе комара, ни мухи. И приходится с грустью удивляться, что в эту дивную пору здесь безлюдно.

Солнечно. Вышел я на вырубку, прислонился спиной к гладкому стволу высокой осины. Зажмурив глаза, подставил под тёплые лучи бледное лицо горожанина. Веет в вершинах леса тихий апрельский ветер, ласково перебирая загустевшую крону робкой осины.

Очнулся я от шумной возни наверху ствола и громкого крика птицы. Успел заметить рыжий комочек, юркнувший в дупло4. Затем показалась беличья мордочка с блестящими чёрными бусинками глаз. Пёстрый дятел, в красной шапочке, и другой, чуть меньших размеров, с резкими тревожными криками метались переполошенно с дерева на дерево4.

Очаровательный, симпатичный зверёк не упускает весной случая разорить гнездо дятла и заодно остаться на новой квартире. Пытаясь своей сучковатой палкой напугать бессовестного агрессора, стучу по стволу осины. Но напрасно!

(138 слов.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Успел заметить рыжий комочек, юркнувший в дупло4.

2 вариант – Пёстрый дятел, в красной шапочке, и другой, чуть меньших размеров, с резкими тревожными криками метались переполошенно с дерева на дерево4.

3.  Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

Апрельский лес, сквозной, ажурный, без теней, улыбается дальними голубыми далями4. Нежный березняк умыт первым весенним дождём. Радостней светятся на солнце его белые стволы. Угрюмей темнеет меж ними снег, ёжась и тая под горячими лучами.

Теплынь. Шуршат под ногами коричневые дубовые листья, вспоминая зелёное прошлогоднее лето, бронзовую прошлогоднюю осень. Недолго осталось лежать им здесь. Прогремит бесшабашный майский гром, прошумят весенние потоки — и смоются следы года минувшего.  

Пошевельнулся неохотно старый дубовый лист. А новый зелёный пришелец упёрся в его чеканный край непокорной упрямой головой, поднимая лист над землёй. Перевернулся дубовый лист, как последняя страница прочитанной зимней книги. Гордо встал над ним подснежник — бесстрашный разведчик весны.

Неправду говорят: холоден, как камень. Камни отдают дневное тепло ночью, когда оно больше всего нужно. А цветы? Цветы тоже вбирают в себя тепло солнца, одаряя нас потом красотой и ароматом, радостью и счастьем4. 

(По Т.Головкиной.)

(136 слов.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Апрельский лес, сквозной, ажурный, без теней, улыбается дальними голубыми далями4.

2 вариант – Цветы тоже вбирают в себя тепло солнца, одаряя нас потом красотой и ароматом, радостью и счастьем4.  

3.  Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

Хорошо в лесу весной! Всё в эту пору вызывает чувство восторженной радости: и яркая зелень свежей листвы, и нежный аромат цветов, и запахи влажной земли4…

Читайте также:  Софья: характеристика и образ героини в комедии д. и. фонвизина "недоросль"

Идёшь по лесу и боишься спугнуть эту ни с чем не сравнимую красоту4. Где-то совсем рядом послышался шум. Это крошечная птичка внезапно вспорхнула и скрылась в чаше леса. Здесь её дом. Она сейчас просто заманивает тебя, уводит дальше от своих беспомощных крикунов.

Но напрасно волнуешься, весёлая певунья. Не собираемся отбирать у тебя твои бесценные сокровища. Хотим только немножко приподнять покрывало над тайнами природы и сделать их доступными для всех тех, кто не может прийти с нами. Разве можно удержаться и не снять на киноплёнку лесных обитателей, показать их сокровенную жизнь?

Многое в лесу можно увидеть, если наберёшься терпения и подолгу будешь тихо сидеть и ждать…

(По И. Юрушкиной.)

(130 слов.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Всё в эту пору вызывает чувство восторженной радости: и яркая зелень свежей листвы, и нежный аромат цветов, и запахи влажной земли4…

2 вариант – Идёшь по лесу и боишься спугнуть эту ни с чем не сравнимую красоту4.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Источник: http://sesony.ru/diktanty/24-diktanty-za-iii-chetvert-v-7-8-klassakh

Годовые диктанты по русскому языку в 7 классе

Зелёную иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растёт её по берегам лесных речонок, вдоль ручьёв. Люди по-разному называют иву.

Ещё не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветёт, отражаясь в талой воде жёлтыми пуховками, нежная ива. Как только чуть-чуть пригреет солнце, сразу вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчёлы.

Ива – неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать её тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю, но он примется, пустит корни, начнёт расти.

В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.

(118 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: чуть-чуть (1 вариант); невзначай (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: по-разному, вздрагивая, свесившаяся (1 вариант); по-весеннему, отражаясь, устроенные (2 вариант).

3. Обозначьте в тексте 2-3 вида орфограмм, изученных в 7-ом классе.

4. Выпишите из текста 4-5 служебных слов (предлог, союз, частица), укажите их вид или разряд.

5. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. (1 вариант);

Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев. (2 вариант).

7 класс

Великий Четверг

В Великий Четверг красили пасхальные яйца. По старинному обычаю варили их в луковичных перьях, отчего получались они похожими на густой цвет осеннего кленового листа. Пахли они не то кипарисом, не то свежей доской, прогретой солнцем. Лавочных красок мать не признавала: «Это не по-деревенски, не по-нашему».

В десять часов ударили в большой колокол. Звонили уже не медлительно и скорбно, а полно и часто. Шли в церковь по весеннему лесу, пробуждающемуся от зимы. И думалось, что скоро-скоро эти бурые склоны покроются травами, первыми цветами…

В церкви было все по-другому. Священник был не в черной ризе, а в голубой. Какая-то барыня, глядя на мою рубашку, сказала: «Чудесная русская вышивка!»

Вечером, лежа в постели, сквозь сон слышу, как отец тачает сапоги и по-старинному напевает.

(По рассказу В. Никифорова-Волгина «Причащение»)

(116 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: по-деревенски (1 вариант); скоро-скоро (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: по-нашему, глядя, прогретой (1 вариант); по-старинному, лежа, пробуждающемуся (2 вариант).

3. Выпишите из текста 4-5 служебных слов (предлог, союз, частица), укажите их вид или разряд.

4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Шли в церковь по весеннему лесу, пробуждающемуся от зимы. (1 вариант);

Пахли они не то кипарисом, не то свежей доской, прогретой солнцем. (2 вариант).

Источник: http://www.slavkrug.org/godovye-diktanty-po-russkomu-yazyku-v-7-klasse/

7 класс. Готовимся к контрольному диктанту по теме “Союз”

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено.

С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато ост

анется свободное время на любимые предметы, увлечения.

Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.

(128 слов)

                                                                                   II

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей.

Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни. Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень.

Если в трещину породы попадет семя, то оно разрастется и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются. (125 слов) (Н.

Ефимова)

                                                                                III

Был уже конец зимы, когда бурая крыса пережила самое страшное свое приключение. Она хорошо плавала, а ныряла почти так же замечательно, как ее родственница. Бурая крыса умела проплывать под водой большие расстояния, отыскивая корни водяных лилий, крошечные ракушки и различных личинок.

Зимняя охота в воде была очень опасна, так как в ручейке жила большая выдра, которая тоже любила охотиться подо льдом. Гораздо опаснее была большая щука, тоже обитавшая в ручейке. Даже издали серовато-зеленая щука показалась крысе очень страшной.

Однажды крыса услышала громкий стук по льду рядом с ее родным кустом дикой розы. Видимо, кто-то пробивал отверстие во льду. Крыса увидела яркий свет, проникавший через это отверстие. И в этом ярком свете нельзя было не заметить большого куска мяса, покачивавшегося в воде. «Сейчас полакомлюсь», – подумала пловчиха.

Но сверху раздался тот же страшный звук. Бурая крыса поплыла прочь от дома. (По Ч.Робертсу) (142 слова)

IV

Тёмный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди чёрных, гнилых лугов среди дымчатого кустарника среди полей покрытых неровными рядами сжатого но неубранного льна болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны ночевавшие в кустарнике уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями отяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные верхушки кочек с пучками мёртвой  травы, казалось, плавали по поверхности тумана.

Вокруг, насколько хватало глаз, всё было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко но очень сильно хлопали большой дверью (106 слов).

                                                                  V

Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всём своём зеленом величии. Несмотря на вчерашнюю метель, занявшийся день обещал быть ясным, морозным, ядрёным. Сорока, чистившая на ветке ольховника, черный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь.

Тревожно хрустел снег. Кто-то большой, сильный шёл сквозь лес, не разбирая дороги. Затрещали кусты, заметались вершины молоденьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. Сорока вскрикнула и, распушив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась бурая морда, увенчанная тяжёлыми извилистыми рогами. Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук, и слух его был так остёр, что слышал зверь, как короед точит древесину, прокладывая ход под корой сосны.

Но даже и эти чуткие уши не слышали здесь, в лесу, ничего, кроме птичьей трескотни, звука дятла и ровного звона сосновых вершин. 

 (По Полевому) 

Подготовиться к написанию диктанта поможет этот тест “Союз или другая часть речи?”с разбором ответов           Скачать здесь:

Тест № 1.Укажите номера предложений, в которых же является союзом.

1. Я это сделаю так же.

2. Я хотел с ними дружить, они же меня сторонились.
3. Сергей Иванович приходил на работу всегда вовремя, Николай же всегда опаздывал.
4. Я все так же люблю тебя.
5. Первый же прохожий укажет тебе эту улицу.
6. Все же что ты намерен делать?
7. Дома все одно и то же.
8. В то же самое время он вернулся домой.
9. Снаружи дом был отделан, внутри же требовалась доработка.
10. Моя улица спускалась к морю, ее же – шла параллельно набережной.

Тест № 2.Укажите номера предложений, в которых ли является союзом.

1. Не зайдете ли выпить чаю?
2. Я не знаю, захочет ли он прийти.
3. Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то другой?
4. Ветер ли шумел, или это шумело у него в голове – он не понял.
5. Станет ли кричать – в ответ тишина.
6. Не купишь ли по пути газет?
7. Петь ли надо, плясать ли – он всегда готов.
8. Навряд ли он приедет сегодня.
9. Сергей спросил, приедет ли он сегодня.
10. А на улице то ли песни поют, то ли на гитаре играют.

Тест № 3.Укажите номера предложений, в которых слово что является союзом.
1. Что он лгун, это было известно всем.
2. Что ты хочешь мне сказать?
3. Я знаю, что ты хочешь мне сказать.
4. Мы переехали в огромный дом, что стоит на центральной улице.
5. Мне сказали, что профессора можно сегодня не ждать.
6. Он так крепко заснул, что проехал свою станцию.
7. Он сказал, что приедет завтра.
8. Спросите об этом мальчишку, что в доме напротив живет.
9. Это ложь, что в театре нет лож.
10. Я с трудом расслышал, что она сказала.

Тест № 4.В каких предложениях и выступает в качестве союза?
1. Они жили долго и счастливо.
2. Я и не пошел туда.
3. Это был он, и никто иной.
4. Не хочу и слышать это!
5. И вы все-таки поедете?
6. Солнце село, и стало прохладно.
7. Он уже и сам не рад.
8. Я и сам не поеду, и ее не пущу.
9. Все кончилось, и слава богу!
10. Пускай принесет и то, и другое.

Тест № 5. В каких предложениях слово однако является союзом? (Знаки препинания не расставлены!)
1. Ветер сильный однако попутный.
2. Шумела буря хлестал дождь ветер однако был попутный.
3. Однако здравствуйте!
4. Однако в указанном месте я ничего не нашел.
5. Будь однако с ним осторожна.
6. А ты не так прост однако.
7. Однако жить в том доме им пришлось еще долго.
8. Квартирка была небольшая однако уютная и недорогая.
9. Сколько хлопот однако!
10. Лето кончалось однако на даче им пришлось еще задержаться.

Тест № 6.Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются союзами.
1. Что ни день, то новые проблемы.
2. Весна была холодная, лето также не радовало.
3. Когда-то он служил в гусарах, и счастливо.
4. Компьютер как средство познания мира.
5. Сегодня ни смеха, ни

Читайте также:  Марина цветаева "бабушке": анализ стихотворения

Источник: http://toryanik-96.blogspot.com/2015/03/7.html

Контрольные диктанты по русскому языку 7 класс

Контрольные диктанты по русскому языку 7 класс

Контрольные диктанты за год

На реке

  Река шла причудливыми изгибами. Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами.

Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья.

Лишь кое-где на берегах стояли шалаши самокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

  Удивительнее всего в этих местах был воздух. В нём была полная и совершенная чистота. Эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмной хвои очень далеко.  

(По К.Паустовскому) (126 слов)

Короткое северное лето

  В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.

  Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже по­теряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Темные тяжелые тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрас­таясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

  Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбе­гали на улицу, ставили ушаты под потоки, под про­ливным дождем радостно перекликались друг с дру­гом. По вспененным лужам носились босоногие ребя­тишки, всю весну высидевшие дома.

  Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся легким паром полям с проклю­нувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по отжившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая березовая рощица, вся подернутая зеленой дымкой.

(По Ф.Абрамову) (130 слов)

Дополнительные задания

1. Выпишите три словосочетания глагол + сущест­вительное с предлогом, укажите значение предло­гов (из двух первых абзацев – I вариант; из последних абзацев – II вариант).

2. Обозначьте морфемы в словах: поползли, разрас­таясь, босоногие (I вариант); опущенных, радостно, бух­нуло (II вариант).

3. Подчеркните два причастных оборота: выделяе­мый запятыми и не выделяемый запятыми.

4. Обозначьте орфограммы в словах: в  течение (лета), робко, свинцовой (I вариант); приход, тяжелые, из-за мути (II вариант).

5. Произведите синтаксический разбор предложе­ния: По весенним лужам носились… (1 вариант), последнего предложения (2 вариант)

Бескорыстные помощники

  Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Куб­рик, отличавшийся необыкновенным слухом. Заслы­шав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали  судовые приборы, он давал сигнал бое­вой тревоги.

  Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.      

  Человек учит собак разыскивать людей, попав­ших в беду, погребенных под руинами во время зем­летрясений и заваленных снежными обвалами в го­рах, находить полезные ископаемые, пасти домаш­ний скот.

  В мире немало памятников собакам. Жители одно­го итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (По Б.Волынкиной) (120 слов)

Примечание. Эскадра – крупное соединение воен­ных судов. Эскадренный – входящий в эскадру.

Дополнительные  задания                                                          

1. Выпишите словосочетания, в которые входит предлог с пространственным, временным, объектным значением.      

2. Обозначьте морфемы в с

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/ege/kontrolnyie-diktantyi-po-russkomu-yazyiku-7-klass/

Сборник диктантов по русскому языку для 7-8 классов

Сборник диктантов по русскому языку для 7-8 классов

Лесная жизнь.

Тихо в зимнем лесу. Ледяным сном скованы могучие ели. Под тяжелыми  шапками снега низко склонились ветви. Снег падает с них совершенно беззвучно,а ветка помашет ему вслед и снова замрет.

В лесу настолько тихо, что слышен звон в ушах после быстрого перехода на лыжах. Ничто не мешает сидеть на поваленном дереве и думать в этой звенящей тишине. Зимний притихший лес-это рабочий кабинет натуралиста.

Хотя и тихо в зимнем лесу,но внем много жизни.

Ночные обитатели только в сумерках начинают свою жизнь. Она интересна, но невидима для нас под покровам темноты.Но следы зверей на снегу записываются в Снежной книге леса.

(90 слов)

Словарная работа: Скованы, беззвучно, вслед, поваленном, притихший.

Любовь к природе.

Любовь к природе не может быть только созерцательной. Она связана с бережным отношением к ней,с личной ответственностью каждого за ее сохранность с созиданием.Любовь к природе – это любовь к родине,к своему народу.

Это наше мировоззрение,наша мораль,весь образ нашей жизни.

Беречь и приумножать богатства нашей родной земли-долг каждого. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит,будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники,плескаться рыба в чистой воде рек и озер,будет ли над нами синева неба.

(80 слов)

Словарная работа: созерцательной, ответственностью, сохранность, приумножать, отдельности, плескаться

Книги  Пушкина.

Книги Пушкин любил с детства. Еще будучи мальчиком,он забирался в кабинет отца и проводил там бессонные ночи за чтением книг.

У Пушкина была необыкновенная память.Своими знаниями литературы и языка он всегда удивлял товарищей по учебе.Больщую любовь к книгам поэт сохранил на всю жизнь и относился к ним бережно.

Отправляясь в путешествие, Александр Сергеевич часто брал с собой книги и очень сердился,если после возвращения находил среди них испорченные экземпляры.

Перед смертью тяжело раненный поэт  лежал  на диване в кабинете, окруженный книгами своей библиотеки. После него собрались его близкие друзья поэты и писатели.

(80 слов)

Словарная работа: бессонные, необыкновенная, отправляясь, экземпляры, окруженный

Юные натуралисты.

Многих ребят интересует, чем занимаются юные натуралисты. Они защищают и берегут родную природу.

Юннаты украшают цветами города и поселки. На склонах оврагов,на пустырях сажают леса,ухаживают за ними. На своих пришкольных участках юннаты выращивают пщеницу, овес и ячмень,свеклу и кукурузу,овощи  и фрукты. Они получают урожаи,которые отмечаются почетными медалями на выставках.

Ребята помогают взрослым животноводам выращивать жеребят и телят,овец  и кроликов. Они ухаживают за ними так же старательно,как и их старшие товарищи. А кто каждую весну в садах, парках и лесах развешивают скворечники? Все это делают юные натуралисты.

(90 слов)

Словарная работа: Защищают, на склонах, пустырях, выращивают, животноводам, скворечники.

Притча

Когда-то в старину на берегу Сырдарьи жил один бай. Однажды случилось наводнение и все добро бая вместе со скотом унесло течением. Сам бай умел плавать и чудом уцелел. Наблюдавший за ним молодой жигит посмеялся над стариком.

Прошло время, случилась сильная засуха,и тот самый молодой человек тоже остался с единственной уздечкой в руках. Скот его пал,все родные умерли с голоду,а сам он бродяжничал в поисках пропитания. Наконец добрался он до жилья.

Встретила его женщина,открыла ему дверь юрты, усадила на почетное место и предложила пищу.

Спустя некоторое время в юрту вошел старик . Юноша узнал бая, над которым когда-то посмеялся, и устыдился своего поступка.

(95 слов)

Словарная работа: Сырдарьи, наблюдавший, уздечкой, бродяжничал, устыдился.

О приветствиях

Знаете ли вы, сколько на свете способов приветствия? Спортсмен поднимает руку,приветствуя болельщиков.  Эстрадный певец кланяется. Это профессиональные приветствия.  А есть еще обычные.Независимо  от национальности, люди при встрече желают друг другу всего хорошего.  Англичане спрашивают о делах,а арабы желают мира.

  Это самое древнее приветствие, возникло оно в кочевые времена.  Чтобы показать мирные намерения,встречный издали поднимал руку, показывая,что в ней нет оружия.Но всей ладонью здороваются не везде.  Жители Африки протягивают и пожимают обе руки.  Зато на островах Океании пологают,что достаточно поздороваться только средним пальцем.

У каждого народа свои традиции и обычаи.

(96 слов)

Словарная работа: Болельщиков, кланяется, профессиональные, кочевые, островах, традиции.

Поэтические поверья

Иногда поэтические поверья переходят непосредственно в басни, притчи,иносказания. К их числу принадлежит поверье о том, что медведи были некогда людьми.  Люди эти жили в лесу,ни с кем не знались и были негостеприимны.

Однажды к ним зашел какой-то старец,и, простояв у ворот,проклял недобрых хозяев, велев им жить в берлогах. Собака, по такой же сказке,также была человеком,но ее обратили в пса за неумеренность и жадность в еде. Пчела просила себе смертоносное жало для человека.

Оно ей было дано,но только с обратным условием:  оно смертоносно для нее же самой.

(97 слов)

Словарная работа: непосредственно, негостеприимны, недобрых,неумеренность, смертоносное.

В летний  день

День выдался душный и жаркий. Жажда мучила не только людей,но и птиц. Вот стайка воробьев расположилась на крыше умывальника,прикрепленного к столбу возле дома. Из крана капля за каплей вытекала вода,бесмушно падая на пыльную траву. Один из воробьев, уцепившись за краник,ловил клювом падающие капли и жадно глотал.

Напившись,он вспорхнул и улетел. На его место с крышки умывальника тут же слетел другой воробей.И так по очереди, потихоньку чиркая и поторапливая друг друга,утоляли жажду птицы. Неожиданно с крыши сарая к умывальнику ринулся большой ярко-рыжий воробей.Столкнув с крана воробьиху,он быстро стал глотать капли.

Птицы ринулись на рыжего,который вскоре обратился в бегство

(100 слов)

Словарная работа: воробьев, прикрепленного, уцепившись, вспорхнул, поторапливая, чиркая.

На закате

Склонилось солнце. С юга дохнул мягкий,ласковый ветерок. И ветерок, и золотые лучи угасающего солнца нежно ласкают тело. Весь день оно опьянялось густым ароматом щедрого лета, и теперь вечерний ветерок бархатным дыханием своим освежает его,бодрит и радует.

А солнце садится все ниже и ниже, становится огромным и красным.С востока надвигаются сиреневые сумерки,воздух становится гуще,стихает ветерок,и великий покой ложится на землю. Солнце стало уже багровым. Лучи его ослабевают, и все более сгущаются сумерки.

И вот солнце сошлось с землей,опутав ее легкой золотой паутиной своих последних лучей.

(91 слов)

Словарная работа: угасающего, опьянялась, щедрого, гуще, опутав, паутиной

Одинокий сайгак

Одинокий сайгак,сиротливо пасущийся в безлюдной степи Саурана, внезапно скинул голову,огляделся в тревоге по сторонам.  Но было спокойно вокруг: по-прежнему висел в небе жаворонок,ни ветерка над разморенной зноем землей.

Но едва опустил голову сайгак,едва склонился над кустиком молодой полыни,как дрожь пробежала по спине.  Казалось,из-под земли донесся зловещий гул и разлился по бескрайней степи,как потоп.

  Сайгак в испуге отпрыгнул  в сторону,оглянулся. Может быть,в этот миг ему представлялось,что неведомое чудовище устремилось к нему с рычанием и свистом. Земля под ногами у сайгака содрогалась.

Обеспамятев от ужаса,дикое животное помчалось куда глаза глядят,срезая копытами полынь..

(92 слов)

Словарная работа: пасущийся, разморенной, полыни, зловещий, чудовище, обеспамятев.

Весь лес был полон шепота

Среди высоких, стройных кокосовых пальм и могучих хлебных деревьев пышно разрослись банановые деревья. Молодые побеги бамбука шелестели  и рассказывали волшебные сказки. А в чаще резвились,бегали насекомые, горя,словно самоцветные камни.

Огромные бабочки порхали с ветки на ветку и,когда раскрывали свои крылья,сверкали всеми цветами радуги. Обезьяны с криками цеплялись за лианы,которые,словно толстые канаты,перекидывались с пальмы на пальму.

Бегали проворные ящерицы,мелькнул хамелеон,который легко изменял свой цвет из синего в ярко-красный. И все это шептало,все говорило на своем языке.

(91 слов)

Словарная работа: кокосовых, порхали, крылья,обезьяны, цеплялись, ящерицы, хамелеон.

Императорский дворец

Императорский дворец был сделан из драгоценного фарфора. В целом мире не нашлось бы более хрупкого дворца. В саду росли чудесные цветы.К самым лучшим из них были привязаны серебрянные колокольчики,которые все время звенели.Из сада можно было попасть прямо в густой лес.

В его чаще таились глубочайшие озера,а доходил он до самого синего моря. Корабли проплывали над нависшими над водой кронами деревьев,и в их ветвях жил маленький соловей,который пел так чудесно,что его заслушивался даже бедный рыбак. Со всех концов света стекались в столицу императора путешественники.

Все они дивились на великолепный дворец и на сад, но, услышав пение соловья,говорили: «Вот это лучше всего!».

(108 слов)

Словарная работа: хрупкого, глубочайшие, нависшими, деревьев, путешественники.

Знайка из цветочного города

В одном сказочном городе жили коротышки.  Коротышками называли их потому,что они были очень маленькие.  Каждый был ростом с огурец.  В городе у них было красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки,ромашки,одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов…

В  одном  доме на  улице  Колокольчиков жило шестнадцать малышей.  Самым главным из них был Знайка. Его называли Знайкой за то, что  он  знал очень много. А знал он много потому,что читал разные книги.Эти книги лежали у него на столе, под столом, на кровати, под кроватью. В его  комнате книги  лежали везде. От чтения  книг  Знайка сделался очень умным.

(104 слов)

Читайте также:  М. горький "старуха изергиль": описание, герои, анализ произведения

Словарная работа: коротышки, маргаритки, одуванчики, под кроватью, сделался.

Метро

Представить себе  сегодняшнюю  Москву  без метро все равно,что вообразить ее  без Кремля. Между тем  Московский метрополитен на восемь веков моложе самого города.

Первая линия метро приняла пассажиров пятнадцатого мая тысяча девятьсот тридцат пятого года  а  первый проект строительства метро был предложен городу еще в тысяча девятьсот второмгоду,но был отклонен. Только в тысяча девятьсот тридцать первом году к планам строительства метро было решено вернуться.

 Сегодня в Москве метро протянуло свои линии по всему городу.Пассажиры проезжают в день сотни километров,входят и выходят на десятках станций. Так что представить себе Москву без метро никак невозможно?

(90 слов)

Словарная работа: вообразить,метрополитен, пассажиры, строительства.

Белка

Белка-удивительно забавное животное.  Она легко привыкает к человеку,любит погрызть орешки, бегать  и крутить колесо. В природе  она  очень  подвижна.

Белка- зверек  запасливый. Наестся вдоволь, потом в домик таскает орехи и семена.

В сутки белке нужно десять — двадцать граммов белого хлеба, двадцать граммов колотых орехов,двадцать граммов сухих фруктов и по  пять  граммов различных  семечек.

Воду белка пьет  часто, поэтому неплохо  поставить  в  клетку блюдечко и налить сырого молока. Детеныши у белки рождаются через тридцать пять – тридцать шесть до семи бельчат. Наблюдать за  белкой и бельчатами одно удовольствие.

(100 слов)

Словарная работа: погрызть, пьет, наестся вдоволь, блюдечко, детеныши.

Деревья осенью

Осенью березки, перед тем как скрыться, прощаются с нами своим золотом.

Кончается чудесный сухой сентябрь, дни мои отрываются от меня как с дерева листики улетают. Ветер разлетелся, липа вздохнула из себя миллион золотых листиков.

Ветер еще разлетелся, рванулся со всей силой и тогда разом слетели вся листья и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки. Осинкам холодно. В солнечной зоне  осенью на опушке елового леса собрались  молодые разноцветные деревца.

Они как будто вышли погреться на опушку,как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и садятся на завалинку.

(102 слов)

Словарная работа: скрыться, вздохнула, рванулся, разноцветные, погреться, на опушке.

Лесная столовая

Тихим  выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик расположился на пеньке,подставив спинку солнцу. На высокой елке пристроилась стайка свиристелей, снегирь замер на березе.

Позаботились люди о лесных обитателях. Для оленей они  набили  в  кормушки сена, а для зайцев подрубили несколько осинок  и  веники развесили.

 Для белок школьники банки на деревьях пристроили с орехами,  желудьями.Приготовили они лакомства для птиц:крупу,хлебные крошки,а специально для синицы повесили на ветки кусочки сала.

Многие птицы и звери сюда спешат,и целый день в лесной столовой шум.

(82 слов)

Словарная работа: рябчик, подставив, свиристелей, снегирь, кормушки, желудьями, лакомства.

Белые страницы

Свежий снег со следами зверей принято называть белой книгой. Издается она один раз в году,когда на первой пороше первые звери отпечатают строчки своих следов. Новый снегопад — новая страница. Новые рассказы о лесных  делах пишут на ней лесные жители.Тут и мирные встречи, и любовь, и кровавые драмы.

Нет снегопада. А каждый зверь все пишет, да так много,что потом не распутаешь. И всякий норовит поперек чужой строчки написать свое. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра. Никто не скроется  от  внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги.

(96 слов)

Словарная работа: строчки, пороше, норовит, поперек, страницы.

Предисловие

Сборник диктантов содержит материалы для проведения итоговых работ по русскому языку для учащихся 7-8 классов школ с казахским языком обучения.

В сборнике дано несколько контрольных диктантов,что позволяет учителю выбрать текст с учебного материала учащихся конкретного класса.

Сборник составлен  в соответствии с программой по русскому языку для 7-8 классов и представляет собой комплексное пособие, которое позволит учителю в известной мере реализовать современные требования к формированию правописной грамотности и речевых умений учащихся.

Сборник может быть использован учителями в качестве дидактического  материала на уроках русского языка.

Нормы оценок письменных работ  по русскому языку

Критерии оценки диктанта

При оценке диктанта следует учитывать следующие параметры:

  • грамотность написания текста
  • аккуратность работы

Критерии оценки выполнения грамматических заданий

При оценке выполнения заданий к текстам следует учитывать следующие параметры:

  • знание схемы синтаксического анализа предложения,морфологического, морфемного,по составу и фонетического разборов слов
  • полнота проведенного анализа
  • правильность последовательность изложения
  • понимание задач анализа

Источник: https://www.tarbie.kz/7695

Контрольные диктанты для 7 класса

Причастие.

         I 

          У моря

      Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

      Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

      Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

      II

      Анды — самые высокие горы американского континента, рассекающие его с севера на юг. Они поражают меняющимися пейзажами. Здесь увидишь непокоренные вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек.

      После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пешком через эвкалиптовый лес добираемся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропинку, вьющуюся вверх.

      Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой вершине. Через пять часов подъема проходим тяжелые ворота и входим в крепость, находящуюся на горе. На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний город зачаровывает нас. (121 слово)

      (По Я. Палкевичу)

      III

      Поднявшийся утром ветер вдруг стих. На паруснике, находившемся далеко в море, повисли паруса. Обеспокоенный капитан вышел на мостик.

      Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда немедленно выполнила распоряжение.

      Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом.

Еще мгновение — и бушующее море поглотило бы судно.1 Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. Еще час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены.

Главное — все живы. (129 слов)

Деепричастие.

      I

      На крыльцо вышел мальчик лет шести. Не сводя зачарованных глаз с Дика [собака], он резво сбежал с крыльца и очутился возле отпрянувшего назад огромного пса.

Худая ручонка мальчика зарылась в густую бурую шерсть, стала ее ворошить, и лесник предостерегающе окликнул пса, приказывая ему сесть. Но Дик и сам от изумления и обиды потерялся. Лишь верхняя губа его приподнялась, сморщившись и обнажая крепкие клыки.

Радостно и звонко засмеявшись, мальчик двумя руками крепко обхватил шею собаки. Ошалело мотнув головой, освобождаясь от непрошеной ласки, Дик с задавленным ворчанием отбежал в сторону.

Сел, высунув язык, и, конфузясь, потряс головой, освобождаясь от незнакомого запаха, вызывающего желание чихнуть. Спасаясь от непрошеного гостя, вновь бросившегося к нему, Дик в два прыжка достиг изгороди, перемахнул через нее и пропал в кустах. (122 слова)

      (По П. Проскурину)

      II

      В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.

      Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

      Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (125 слов)

      (По И. Соколову-Микитову)

      III

      Под легким дуновением знойного ветра оно [море] вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.

В глубоком пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другой на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывном движении, полном живой радости.

Ветер ласково гладил атласную гладь моря, солнце грело ее своими лучами, и море, дремотно вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух соленым ароматом испарений.

Зеленоватые волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали на него белую пену, и она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его. Узкая, длинная коса походила на огромную башню, упавшую в море. (115 слов)

      (М. Горький)

      IV

      Чудесная ночь

      В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»

      Шепот, шорохи, таинственный перезвон — признаки приближающейся прелестной сказки.

      Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон.

Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем.

Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

      Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом. (121 слово)

      (По А. Иллюминаторской)

      V

      Электричка отъехала, набирая скорость, и я, слившись с толпой, двинулся к заливу. Пришлось идти по дороге, пересеченной корнями сосен, выпиравшими из земли.

      Мы пересекли шоссе, оставляя следы на раскаленном асфальте. Дальше начинался пляж.

      Расположившись на песчаном берегу и немного отдохнув, я направился к воде. Сделав несколько шагов по усеянному камнями дну, окунулся и вскоре доплыл до буйка. Слегка покачиваясь над водой, он подставлял солнцу свой алый бок. Я поплыл дальше, ориентируясь на четкие силуэты кораблей, стоящих на якорях.

      На воде, мелькая, подрагивали колеблющиеся тени от набегавших туч. С криком проносились чайки. Я заплывал все дальше, с радостью преодолевая усталость. На душе было спокойно.

      Неожиданно ощутив под собой бесконечную толщу воды, я поплыл обратно.

      На берег я вышел с приятным чувством усталости. (121 слово)

Источник – Г. А. Богданова. Сборник  диктантов  по русскому языку для 5-9 классов.

Источник: http://olga13-2.ucoz.ru/publ/diktanty_po_russkomu_jazyku/kontrolnye_diktanty_dlja_7_klassa/11-1-0-88

Ссылка на основную публикацию