Диктанты по русскому языку на тему лето (5 класс)

Контрольные диктанты для 5 класса

***

        Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

      Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» — провожают их люди.
      Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени. (92 слова)

(По Г. Скребицкому)

      *** 

      Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
      Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд.

Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет.
      Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц.

Чарующий миг лесной тишины! (101 слово)

(По Д. Зуеву)

      ***

      Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.
      Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички.

Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес.
      Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки стал пропадать.
      Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы.

(91 слово)

                                              ***

      В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром.

Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.
      Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью.

Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

      ***

      В горах Памира

      Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.
      По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи.

Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.
      Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире.

Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)

***

      Охраняйте леса!

      У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. 
       За посадками молодых деревьев следит лесовод.

Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы.Они прекрасные помощники лесоводов.

      Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

                                                   ***    

      Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.
      В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса.

Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.
      Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами.

Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.
      Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге.

       Март — последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов)

  ***                 

        В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.
      Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.

      Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса.
      Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон.

Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. (101 слово)

(По И. Соколову-Микитову)

  ***        

      Настоящая весна приходит с середины марта. С крыш течет, свисают длинные сосульки. Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами колючий снег.
      На юге уже цветут сады. Армия перелетных птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки отправляются они в дальний путь. Первые близкие гости — грачи.

В старых парках на высоких деревьях устраивают они свои гнезда и шумом и гамом наполняют окрестности. Скоро покажутся на весенних проталинах первые жаворонки.
      С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Скоро придет апрель. Апрель — самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков.

(98 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Источник: http://olga13-2.ucoz.ru

Источник: http://www.mamapapa-arh.ru/publ/5_klass/russkij_jazyk_5_klass/kontrolnye_diktanty_dlja_5_klassa/221-1-0-1930

Диктанты по русскому языку — 5 класс — синтаксис и пунктуация

При написании поста Диктанты по русскому языку — 5 класс — синтаксис и пунктуация использовались материалы из сборника диктантов по русскому языку для 5–11 классов В. Н. Даценко.

Эта коллекция диктантов ориентирована на тему: 5 класс — синтаксис и пунктуация.

5 класс — синтаксис и пунктуация

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога. Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей.

Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» — провожают их люди. Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.

Читайте также:  Стихи о природе зарубежных поэтов

(92 слова) (По Г. Скребицкому)

Грамматические задания

  1. Подчеркните грамматические основы предложений первого абзаца.
  2. В последнем предложении укажите изученные части речи.

(Материал для проведения контрольной работы взят из «Сборника диктантов по русскому языку. 5-9 классы» Г.А.Богдановой. М.: «Просвещение», 2010)

Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат. Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд.

Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет. Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц.

Чарующий миг лесной тишины!

(101 слово) (По Д. Зуеву)

Грамматические задания

1. Сделайте синтаксический разбор предложения «Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет» 2. Найдите в тексте сложные предложения. Напишите номера этих предложений. 3. Из последнего предложения выпишите все словосочетания.

(Материал для проведения контрольной работы взят из «Сборника диктантов по русскому языку. 5-9 классы» Г.А.Богдановой. М.: «Просвещение», 2010)

Здравствуй, День знаний!

Звени веселее, школьный звонок! Здравствуй, сентябрь — пора заманчивых тайн, неожиданных открытий и увлекательных путешествий в прекрасную страну знаний! Здравствуй, школа, где мы постигаем законы жизни, открываем для себя мир природы и человека! Старшие ребята уже давно идут дорогой научного познания жизни.

Младшие делают на ней первые шаги. Но и тем, и другим идти одинаково трудно. Миром сегодня правит знание. Как много в человеческом сердце любви ко всему земному! «Живите, моря и реки! Живите, бабочки! Живите, луга и поляны!» — взываем мы к израненной природе. Но без наших знаний она остаётся беззащитной. Дорога познания начинается в школе.

Поэтому здравствуй, День знаний!

(102 слова.) (Из журнала «Юный натуралист»)

Обращения.

Цветочный город

В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.

Лето подходило к концу, и на улицах зацвели самые красивые цветы: белые хризантемы, красные георгины, разноцветные астры. Огненные настурции вились по огородам, по стенам домов и цвели даже на крышах. Ветерок доносил нежный запах резеды и ромашки. За рекой был лес.

Коротышки делали из берёзовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.

(101 слово) (По Н. Носову)

Однородные члены предложения. Обобщающие слова перед однородными членами.

Внимание, скаты!

Океан даёт приют множеству удивительных созданий: огромным акулам и мелкой серебристой рыбёшке, проворным крабам и неповоротливым скатам. Поистине фантастическое зрелище представляют скаты. Эти медлительные рыбы бесшумно и плавно скользят в толще воды.

Шипы, чешуйки и колючки на коже предохраняют их от случайных ранений, сильных хищников и других опасностей. Учёные открыли, что скаты способны вызывать электрический разряд большой силы.

Эта удивительная способность позволяет им выполнять многие жизненно важные функции: общаться друг с другом, убивать добычу на расстоянии, слаженно выполнять различные манёвры в стае.

(84 слова) (По Б. Сергееву)

Однородные члены предложения с обобщающими словами.

Тыква

На кухне, где состоялось свидание феи с Золушкой, наверняка были разные овощи: лук, репка, капустный кочан. Но в золотую карету превратилась тыква, которую фея выбрала за цвет и величину.

В тыквах-каретах ездят на бал только в сказках, а в жизни можно увидеть и тыкву-бочонок, и тыкву-бутыль. Несколько тысяч лет служит человеку тыква, и ни в одной стране эту старушку не собираются отпустить на пенсию. Очень уважают её кулинары.

Из тыквы можно приготовить более тридцати блюд: суп-пюре и кашу, котлеты и оладьи, джем и пирожные. Тыквенные семечки любят и ребята, и синицы.

(92 слова) (По Н. Надеждиной)

Однородные члены предложения с обобщающими словами.

Как белка дразнила дятла

У старой липы, которая стояла перед домом, был маленький сучок на высоте чуть выше нормального человеческого роста. На этот сучок мы накалывали кусочек 6 сала, который клевали синицы. Приглянулся он и солидному дятлу, который двигался по стволу подпрыгивая.

Чтобы добраться до сучка, ему надо было перескочить на другую сторону липы, но тут всегда случалось неожиданное. Шустрая, лёгкая, как коричневый дымок, белка срывала кусочек сала и воздушным прыжком взлетала выше, садилась на ветке и уплетала сало за обе щеки.

А дятел, издав крик обиды, отлетал ни с чем. Это повторялось много раз.

(93 слова) (По Н. Тихонову)

Сложные предложения с союзами.

Осень

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озёрах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом.

По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную и лимонную листву. И мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажжённой ёлки. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе.

Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом, а потом сильно клюют часы в циферблат.

(103 слова) (К. Паустовский)

Сложные предложения с союзами.

Дождливый день

Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, особенно когда впереди есть тёплый уголок, где можно обсушиться и обогреться. Да к тому же летний дождь тёплый.

В городе в такую погоду грязь, а в лесу земля жадно впитывает влагу, и вы идёте по чуть отсыревшему ковру из прошлогоднего талого листа и осыпавшихся игл сосны и ели. Деревья покрыты дождевыми каплями, которые сыплются на вас при каждом движении.

А когда выглянет солнце после такого дождя, лес так ярко зеленеет и весь горит алмазными искрами. Что-то праздничное и радостное вокруг вас, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем.

(104 слова) (Д. Мамин-Сибиряк)

Сложные предложения с союзами

Природные барометры

То дождик, то солнышко. Я снимал свой ручей и когда промочил ногу и хотел сесть на муравьиную кочку (по зимней привычке), то заметил, что муравьи выползли и плотной массой, один к одному, сидели и ждали чего-то или приходили в себя перед началом работы.

А несколько дней тому назад перед большим морозом тоже было очень тепло, и мы дивились, почему нет муравьёв, почему берёза ещё не даёт сока. После того хватил ночной мороз в 18 градусов, и теперь нам стало понятно: и берёза, и муравьи знали это по ледяной земле.

Теперь же земля растаяла, и берёза дала сок, и муравьи выползают.

(102 слова) (М. Пришвин)

Сложные предложения с союзами.

5 класс — синтаксис и пунктуация (продолжение)

Сорока

Сорока пользуется каждым удобным случаем, чтобы собрать нужную для гнезда шерсть. Вышел я осторожно на крыльцо и вижу, что сидит сорока на плетне и внимательно заглядывает под навес сарая. А там спит соседский пёс, большой, кудлатый, клочьями висит на нём линяющая шерсть.

Нырнула сорока под навес, на лету вырвала у собаки клочок шерсти и уселась на дереве, чтобы поудобнее уложить шерсть в клюве. Проснулся пёс, недовольно огляделся кругом, но понять не может, кто это ему спать не даёт. А тем временем сзади подлетела другая сорока и опять клочок шерсти вырвала у собаки.

Читайте также:  Урок-конспект по теме: "биология - наука о живой природе"

Увидел пёс, что надо искать убежище понадёжнее, и понуро зашагал к дому. Но сорока не теряла времени и успелатаки вырвать ещё клок шерсти.

(116 слов) (По Е. Спангенбергу)

Сложные предложения с союзами.

Талант

Талант — очень старое слово. В древнем мире так на- зывались самая крупная мера веса и самая большая де- нежная единица. Рассказывают, что в давние времена жил богатый че- ловек, хозяин поместья. Однажды ему пришлось надолго уехать, и он оставил трём рабам деньги — таланты. А ког- да вернулся, спросил отчёт.

Два раба возвратили хозяину больше, чем получили, потому что они употребили деньги в дело, которое принесло прибыль. Третий отдал только то, что получил. Данный ему талант он зарыл в землю, где тот и пролежал без пользы. Отсюда и выражение «за- рыть талант в землю», то есть не использовать его. История запомнила людей, которые прославились не своими богатствами, а делами.

И талант стал обозначать не богатство, а выдающиеся способности, одарённость.

(114 слов) (По С. Кордюковой)

Сложные предложения с союзами.

Тюльпаны из Голландии

В Москву из Голландии пришла посылка. Открыли… Живые тюльпаны! Алые и золотые, каждый цветок упакован в папиросную бумагу, а сверху письмо. На двух языках — на голландском и русском. В письме было написано: «Я цветовод, вывел сотни сортов тюльпанов. Этот новый сорт я назвал именем «Гагарин». Примите в знак восхищения вашим полётом этот букет».

(56 слов) (По В. Пескову)

Прямая речь.

Моя природа

Я убедился, что моя природа мало имеет общего с той природой, которая находится в руках биологов. Они учат: «Если вы узнали воробья, так, значит, и всех воробьёв». А я: «Все воробьи разные, и каждый из вас может открыть своего воробья». И я понял, что природа есть родина.

(49 слов) (М. Пришвин)

Прямая речь.

Глоток молока

Чашка с молоком стояла возле носа Лады, она отвёртывалась. Позвали меня. «Лада, — сказал я, — надо поесть». Она подняла голову, забила прутом. Я погладил её, от ласки жизнь заиграла в её глазах.

«Кушай, Лада», — повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. Значит, через мою ласку ей жизни прибавилось. И, может быть, именно эти несколько глотков молока решали борьбу в пользу жизни.

Таким глотком молока и решается в мире дело любви.

(77 слов) (М. Пришвин)

Прямая речь.

Бобровая плотина

Бобры пережидают зимние холода в уютных хатках и стараются лишний раз не вылезать наружу. Мы подошли к одному такому бобровому домику. Вокруг не было ни единого следа. Спустились по льду к полынье, и там снежная целина. Пошли дальше и наткнулись наконец на бобровый след.

Сотрудник заповедника сказал: «Веро- ятно, дня два назад один зверь вылезал из хатки и кормился в ивняке. Здесь бобр нырнул и добирался до хатки подо льдом». «А почему вода не замёрзла?» — спросил я. Мне ответили: «Здесь быстрое течение, бобры потрудились, плотину построили. Она и поддерживает в реке нужный уровень воды.

Ведь ход в бобровую хатку должен начинаться под водой. Так безопаснее».

(106 слов) (По И. Константинову)

Прямая речь после слов автора и перед ними.

Спор

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит. — Конечно, меня. Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу, сам он на мне в город ездит. Пропал бы без меня совсем,— говорит лошадь.

— Нет, хозяин любит больше меня. Я всю его семью молоком кормлю. — Нет, меня. Я его добро стерегу. Подслушал хозяин этот спор и говорит: — Перестаньте спорить по-пустому.

Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

(78 слов) (К. Ушинский)

Знаки препинания при диалоге. Сложные предложения.

Дружеский разговор

Был дружеский разговор. Павел Попович, расставив руки, показывал, как человек плавает в невесомости. Андрияна Николаева спросили:

— Кому из людей в этот торжественный день вы хотели бы сказать человеческое спасибо за всё, что имеете в жизни?

— Много хороших людей учат нас жить. Я благодарен в первую очередь матери. Она воспитывала в нашей семье уважение к людям, к труду, к земле. Многим обязан брату Ивану, друзьям по космической учёбе. Все люди обязаны друг другу чем-нибудь очень хорошим.

— Первая ваша профессия?

— Лесовод.

— Любите ли вы природу?

— Да. Очень.

(87 слов) (По В. Пескову)

Тире в начале реплик диалога.

Источник: http://gdzotl.ru/diktant-5-klass/diktantyi-5-klass-sintaksis-punktuatsiya/

Пишем диктанты

В середине октября деревня опустела – все дачники уехали в город, и среди домов одиноко бродила кошка. Звали ее Ия. Она была в серо-белую полосочку, с острой мордочкой и огромными зелеными глазами. Родилась Ия в городе, спала на мягких подушках, ела из фарфоровой чашки. И вот избалованнаяаристократка осталась одна в безлюдной деревне.

Случилось это так. Пришла осень. Похолодало. За-стучал по крыше назойливый дождь, потемнело в окнах. Хозяйка кошки, бывшая балерина, собралась домой в город. С утра она сказала кошке: «Сиди дома, не шатайся, сегодня уезжаем». Кошка пропустила это мимо ушей и ушла гулять. Целый день хозяйка искала пропавшую, но Ия исчезла.

К вечеру подъехала машина, и балерина уехала.

(По В.Каменеву)
(108 слов)

[Безударные гласные в корне. Слабая позиция согласного. Падежные окончания прилагательных и существительных.]

На доске

избалованный

Ударение

избалованная
спала

ЩУРЕНОК ОХОТИТСЯ

В тот злополучный день кошка убежала к реке. Вода в реке была прозрачной. Среди камней неподвижно стояли жирные плотвицы с оранжево-красными глазами и резвились мальки. Ия осторожно подкралась к воде и начала следить за непонятной жизнью речных жителей.

Вдруг плотвицы бросились врассыпную, а мальки ринулись к берегу. Оказалось, из речной травы выскочил остроносый и зубастый щуренок.

Хищник кинулся за плотвичкой, но промазал и нетерпеливо оглянулся вокруг – кого бы прихватить за спину острыми зубами?
Мальки скучковались у самого берега и напоминали россыпь серебряных полтинников.

Смышленый щуренок, едва пошевеливая желтыми плавничками, незаметно приближался к берегу. Чтобы спастись, бедным малькам пришлось юркнуть через узкую протоку в лужу у реки. Зубастик не решился пуститься следом. Он развернулся и с достоинством уплыл в свою травяную засаду.

(По В.Каменеву)
(111 слов)

[Сочетание согласных чн, чк, щн. Приставки на з/с. Приставка не-. Суффикс -ян- в прилагательных. Сложные слова с соединительной гласной.]

На доске

врассыпную полтинник

смышленый

УДАЧНАЯ ОХОТА

Кошка приметила, что маленькие рыбки не спешат покидать убежище. Они затеяли радостный хоровод, весело гоняясь друг за другом. Кошку мальки совсем не боялись, принимая ее за небольшой серый холмик.

Ие не терпелось прыгнуть в эту лужу с маленькими рыбками. Она сгорбилась, напружинилась, но в последнее мгновение передумала. Она плюхнулась на протоку, соединяющую лужу с рекой, и отрезала малькам путь к отступлению.

Рыбки заметались и в панике выпрыгивали на берег.

Ия отбрасывала шуструю мелочь подальше от воды и собирала в кучу. Затем она быстро поела и стала терпеливо ждать, когда щуренок загонит в лужу новую стайку глупых мальков.

(По В.Каменеву)
(97 слов)

[Безударные гласные в корне. Непроизносимая согласная. Различение приставки не- и частицы не. А, у, и после шипящих.]

БРОШЕНА

К вечеру Ия вспомнила о доме и поспешила в деревню. Кошка была уверена, что хозяйка ждет ее у дома, и поразилась замку на дверях. Она поскреблась в дверь – никто не отозвался. Ия обошла вокруг дома, обследовала сад и огород.

Читайте также:  Животные дальнего востока

На земле валялись желтые яблоки, а на грядках бурела увядшая картофельная ботва. И здесь никого не было. Нудно сеял дождь, нагоняя тоску. Кошке не хотелось верить, что ее бросили. Ия решила подождать до утра, надеясь завтра увидеть свою кормилицу…

Кошка пробралась на чердак и устроилась ночевать в старом кресле, свернувшись калачиком. Впервые она провела ночь одна.

(По В.Каменеву)
(95 слов)

[Безударные гласные в корне. Частица не, приставка ни- в местоимениях. Слабая позиция согласного.]

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Ночью выпал снег. В белоснежной деревне стало тихо и одиноко, только черные галки сидели на проводах и кричали во все горло. На рассвете Ия открыла глаза и немного удивилась новой обстановке своего жилища. Она зевнула, потянулась и заглянула в окошко: нет ли у калитки следов хозяйки.

Кошка долго изучала нетронутый снег. Видимо, хозяйка не вернется. Никогда. Ия тихо, жалобно заныла. Ничего не поделаешь – придется смириться. Главное – не отчаиваться и заняться делом. Кошка поточила когти о нетесаный пол, вылизала шершавым язычком шерстку и умыла лапкой мордочку.

Не могла же она появиться на улице неряхой?

Ия выбралась с чердака на улицу и тут же зажмурилась от слепящей белизны снега. Она встала среди деревни и растерялась. Куда податься? Бежать за хозяйкой в город и там искать свое жилище среди тысяч бетонных коробок или же остаться зимовать в пустом доме?

(По В.Каменеву)
(135 слов)

[Тся, ться в глаголах. Частица не с глаголами. Приставки ни-, не- с разными частями речи. Безударные гласные в корне. О/е после шипящих под ударением. Сложные слова с соединительной гласной.]

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ

Однажды я сидел и думал, как хорошо изобрести голографическое видео. Включаешь, а сверху спускается космический корабль с пришельцами в натуральную величину. Или еще круче: прямо по квартире бандиты бегают, как настоящие.

Полицейские стараются их окружить, а бандиты сопротивляются. Все из пистолетов палят. Что-то взрывается. Тут дверь распахивается и… В комнату вошла мама.

Она покачала головой и укоризненно сказала: «Опять мечтаешь! Когда ты собираешься двойку по физике исправлять? И по математике с двойки на тройку перебиваешься. Стыдно перед учителями».

Я вздохнул и взялся за учебник. Вот так всегда: стоит подумать о чем-то важном, как наваливаются всякие домашние задания. А жаль. Если бы меня не отвлекали на такие пустяки, я бы уже давно что-нибудь изобрел.

(По Т.Крюковой)
(113 слов)

[Личные окончания глаголов; -тся в глаголах. Безударные гласные в корне слова. Правописание приставок.]

На доске

голографическое видео что-то

о чем-то

ПИКНИК

Как-то погожим летним днем мы решили устроить пикник. Жорик оседлал бревно и приготовился жевать огромный ломоть хлеба с вареньем из крыжовника, а я принес пирожок с повидлом. Только я собрался его откусить, как что-то больно стукнуло меня под лопатку. Я подумал, что Жорик запустил в меня желудем, и тоже не остался в долгу.

Жорик отложил бутерброд и пульнул в меня четыре желудя подряд. Я схватил его за грудки, и мы покатились по земле. Мы успели изрядно намять друг другу бока, когда услышали чей-то смешок. Мы поднялись с земли. Помятые и потрепанные, в грязных шортах и жеваных рубашках мы стояли и мрачно смотрели, как на бревне восседает Алька и жонглирует желудями.

Пирожок и бутерброд исчезли и оставили лишь желтые следы повидла у Альки на щеке. Ну разве не обжора!

(По Т.Крюковой)
(127 слов)

[Гласные после шипящих. Безударные гласные в корне слова. Правописание приставок.]

СЕРЕБРЯНЫЕ ХОРОМЫ

Медный терем Вечорки остался позади. Перед путниками предстали серебряные хоромы ее сестры Полуночки. От стен дворца исходило сияние, и казалось, что он построен из лунного света. Купол главной башни с четырех сторон окружали высокие минареты с серебряными полумесяцами.

Они четко вырисовывались на черном бархате неба, усыпанного алмазными звездами. Посередине внутреннего дворика бил фонтан. Возле него на ворохе парчовых подушек возлежала Полуночка в шелковых шароварах и бархатной жилетке, усеянной брильянтовой россыпью.

Ее могущество начиналось в полночь, поэтому ночь никогда не кончалась в Серебряном царстве.

(По Т.Крюковой)
(83 слова)

[-Н- и -нн- в суффиксах прилагательных. О/е после шипящих под ударением. Падежные окончания существительных.]

СТАРАЯ ЦЫГАНКА

Варга встала. Она держалась удивительно прямо для древней старухи, будто кряжистое дерево, которое высохло, но не согнулось. Груз прожитых лет не тянул ее к земле. Выцветшие оборки, как жухлые листья, покрывали ее ветхое одеяние.

Словно последний солнечный луч на ледяной корочке, подернувшей истлевшую листву, тускло отсвечивало монисто. Подойдя к Марике, старуха положила руки девочке на плечи. Они молча смотрели друг на друга. Юная хрупкая девчушка и иссохшая древняя старуха: весна и осень.

По лицу Варги нельзя было прочитать ее чувств. Оно было непроницаемо бесстрастным. Варга слишком долго жила и так много повидала на своем веку, что страсти давно умерли, уступив место мудрости. Но вдруг провалы глазниц старой цыганки заблестели, как будто оттепель растопила лед осени.

Варга плакала, и это было так же невероятно, как если бы слезы полились из сухого дерева.

(По Т.Крюковой)
(130 слов)

[Безударные гласные в корне слова. Правописание приставок. Непроизносимые согласные. Чередование гласных в корне.]

Источник: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200100507

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса. Летнее утро легко поднимает с постели

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса.

Летнее утро легко поднимает с постели.

Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.

Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь ещё штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

(98 слов)

Грамматическое задание (по вариантам):

1. Объяснить графически постановку знаков препинания в отмеченных предложениях.

2. Произвести морфемный разбор:

отправляться, собираться

3. Морфологический разбор:

(поднимает) с постели,

(верхушки) черёмухи

  1. Рабочая программа

    курсакласса в 6-й класс. Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ: КонтрольныеПоднимается

    рябине, постели, постельке … Контрольные диктанты I Усталое летнее солнце уходит на покой заутрам легкий

    ) Итоговые контрольные диктанты I …

  2. Рабочая программа

    … Тренировочные упражнения 140.14 Итоговое занятие «Наши успехи». … Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? … Контрольный диктант № 8 (6 класс) Повторение изученного в 5-6 классах Ежи. Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за

  3. Рабочая программа

    Курс

    контрольный диктант (входящий) 1 контрольный диктант (текущий) 1 контрольный диктант (итоговый) Контрольный диктант с грамматическим заданием Контрольный диктант №1 (по теме «Повторение изученного в 5 классе») УтромЛегкийлетнийподнимаютсяпостел

  4. Тематическое планирование

    Контрольный итоговый диктант ……………………………………………….260 Урок 169. Повторение. Синтаксис, пунктуация …………………………………………..261 Урок 170. Итоговое тестирование за курслегко запоминалось. Выполненное задание проверяется и оценивается в классе … , поднимать.) …

  5. Образовательная программа

    Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Весеннее утро … в постел… 8) … ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ ЗА 1 КЛАСС Итоговый тест по музыке 1 класслетниеподнимаясь год за годом, урок закурса Тематическое планирование РАЗДЕЛ «ЛЕГКАЯ

Другие похожие документы..

Источник: https://gigabaza.ru/doc/119208.html

Ссылка на основную публикацию