Человек, общество и природа

Человек, природа, общество

В жизни человека природа играет важную роль.Человек не может существовать без общества так же, как и без природы. Человек, природа, общество – взаимосвязанные части, компоненты одной цепочки, составляющие жизни планеты.

Обществознание 8 класса предлагает изучать понятие «природа» в нескольких значениях.

  • Природа – это окружающий мир во всем его проявлении. Природой в данном смысле считается все, кроме того, что создается сознанием человека: мысли, образы и идеи.
  • Природа – это все, что развивается и появляется не в ходе человеческой деятельности. По такому понятию, природа делится на 2 составляющие части: живая и неживая. Обе группы существовали до появления человека.
  • Природа – это биосфера планеты Земля, оболочка, в которой происходят живые процессы.

Последнее значение противопоставляется понятию «общество». Жизнь людей, «человеческий фактор» изменяют природу, вмешиваются в ее развитие, меняют структуру биосферы.

Что связывает человека, природу и общество? Ученые нашли множество доказательств тесного взаимодействия. Человек – это элемент системы, частица, но от него зависит множество процессов. Человек не может существовать вне природы. Это его место жизни. Чем можно аргументировать такое утверждение? Природа дает людям питание.

Растения, животные, рыбы появились еще до человека, он нашел в них полезные питательные элементы, без которых не может существовать. То же можно сказать и о воде. Реки, озера, природные водоемы, внутренние воды дают человеку возможность обеспечить себя питьем. Человек не продержится и 3 минут без воздуха. Откуда он его берет? Из атмосферы.

Именно это позволяет сделать вывод: человек и природа – неразделимы.

Некоторые ученые предсказывают наступление эпохи ноосферы, когда будет торжествовать гармония между обществом людей и природой. Данный период еще не наступил, но ученые верят в его скорый и обязательный приход.

Человек – это верхняя ступень развития природы. Ум его позволяет руководить тем, что находиться рядом. В Древнем Китае все живые существа ученые расставили по ступеням: на начальной ступени расположились растения, затем рыбы. Всех остальных поднимали вверх по совершенству и широте интеллекта. На верхней ступеньке оказался человек.

Почему? Человек – не просто царь, божество. Он тот, кто отвечает за эволюционные процессы. Он сохраняет историю и то, что появилось за много миллионов лет до него. Человечество постоянно занимается совершенствованием, умом, который приобрел от природы. Направлять силу разума человек должен не на разрушение, а на сохранение всего живого.

Часть своего исторического развития человек прошел через путь, аналогичный всем живым существам, но постепенно выбрал другой: он начинает трудиться. Труд преображает личность. Для труда нужны знания, человек, работая, обретает умения и опыт.

Природа, окружающая человека, дарит ему множество знаний. Постигая ее тайны люди стали мудрее и практичнее. Множество законов было открыто в ходе изучения взаимосвязи компонентов планеты. Человек постигал природу и создавал новое.

  • Поняв суть силы земного притяжения, он взлетел в воздух, сконструировав самолеты.
  • Вентиляционные системы многоэтажных зданий сходны по принципу с доступом воздуха внутрь термитников.
  • Акваланг появился после наблюдения над поглощением водным жучком воздуха.

Идей, которые человек получил у природы, множество. Исследователи открывали строение растений, переносили их в технические устройства. Биологи наблюдали за жизнью животных и открывали целебные травы, новые способы одомашнивания диких обитателей леса.

Гремучие змеи «подарили» людям приборы ночного видения, а лягушка «раскрыла» принцип раздельного видения изображения, которое стало основой устройства электронных машин.

Из статьи по обществознанию мы узнали, какова роль природы в жизни человека и общества, что значит для человека природа, как нужно относиться к планете. Ответы на вопросы помогают воспитать в себе черты заботливого хозяина Земли.

Источник: https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/chelovek-priroda-obschestvo-znachenie-8-klass.html

1.1 Человеческое общество и природа

«Кончилось детство человечества, когда мать-природа ходила и убирала за нами. Наступил период зрелости. Теперь надо убирать самим, а вернее научиться жить так, чтобы не сорить.

Отныне вся полнота ответственности за сохранение жизни на Земле ложится на нас». Олдак П.Г. (1979). Цит. по: Селедец В.П. Социальная экология: Часть 1/ В.П. Селедец, С.И. Коженкова.

— Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. — С.12.

Человек является частью мира, частью общества. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует, и существовать не может. Природа же может существовать и без человека.

И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития.

Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования.

Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.

Что же такое природа? В естествознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете.

Она представляет собой систему растений и животных, существующую 4 млрд лет и сумевшую приспособиться к изменениям климата. Власов П.П. Социальная экология: общество и окружающая среда: учебн. пособие / П.П. Власов, С.В. Спицкий, М.В.

Орлова. — СПб.: СПГУТД, 2010. — С. 54.

В широком смысле, природа — это весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной (Универсум Вселенной).

В узком смысле — совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество.

Обычно именно это понятие подразумевается при рассмотрении системы «Общество — природа». В то же время:Шагиахметов М.Р. Человек и природа — системный анализ взаимодействия / М.Р.

Шагиахметов // Вестник СПб университета МВД России. — 2007. — № 4(36). — С.231-238.

Природа I — это естественные экосистемы Земли (микроэкосистемы — например, ствол гниющего дерева; мезоэкосистемы — лес, пруд; макроэкосистемы — океан, континент; глобальная экосистема одна — биосфера).

Природа II — это преобразованные человеком экосистемы (поля, сады и т.п.) не способные к самоподдержанию в течении длительного времени.

Природа III — это искусственно созданные системы окружающей человека среды (урбокомплексы, внутриквартирные и т.п.) не способные к самоподдержанию даже в относительно короткие промежутки времени.

Природа IV (дикая природа) — это участки природы, не нарушенные хозяйственной деятельностью человека, т.е. на которые человек влияет лишь как биологическое существо.

Природа дает человеку ресурсы для удовлетворения его потребностей, поддержания физических и духовных сил, здоровья; играет большую роль в хозяйственной деятельности людей. Взаимодействие человеческого общества и природы рассматривается в двух направлениях: во-первых, воздействие природы на человеческое общества, во-вторых, воздействие человеческого общества на природу.

В первом случае, природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания.

Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт — все это первоначально влияет на жизнедеятельность человека. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие всего общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию.

Во втором случае, человеческого общества выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие человека на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Таким образом, человек для природы — всего лишь один из многочисленных видов живых существ.

В то же время силы, которыми в настоящее время располагает человечество, уже частично сравнялись, а в некоторых областях превысили по своему масштабу ряд естественных природных процессов.

Следствием этого становятся разнообразные проблемы, возникающие из-за непонимания и неприятия человеком законов окружающего мира, и приводящие к несбалансированности развития цивилизации.

Источник: http://eco.bobrodobro.ru/17560

Взаимосвязь человека общества и природы Человек общество и

Взаимосвязь человека, общества и природы Человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом. В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека.

Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Она представляет собой систему растений и животных, существующую более 4 миллиардов лет и сумевшую приспособиться к изменениям климата. Природа дает человеку ресурсы для удовлетворения его потребностей, поддержания физических и духовных сил, здоровья.

Она играет большую роль в хозяйственной деятельности людей. Как складывалось взаимодействие человеческого общества с природой?

Истощение и разрушение природной среды По меньшей мере, 94% из примерно полумиллиарда различных видов, которые жили на земле, исчезли или эволюционировали в новые виды.

Массовое вымирание в далеком прошлом происходило в результате неизвестных природных причин.

Однако с тех пор, как 10 000 лет назад зародилось земледелие, в результате человеческой деятельности скорость исчезновения видов возросла в миллионы раз и предполагается, что такая тенденция сохранится в ближайшие десятилетия.

• Основными, • • • связанными с деятельностью человека факторами, которые способны подвергнуть виды угрозе, опасности или исчезновению, являются: Уничтожение или нарушение мест обитания, связанные с хозяйственной деятельностью Загрязнение окружающей среды Рост населения Промысловая охота Контролирование вредителей и хищников для защиты домашнего скота, сельскохозяйственных культур и для охоты Случайная или намеренная интродукция конкурирующих или хищных видов в экосистемы

Исторический период Представление о природе и принципе её взаимосвязи с обществом Античность Природа — совершенный космос , противоположный хаосу. Принцип — жизнь в согласии , в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое.

Средневековье Природа — результат творения Бога , нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом — душой. Принцип — возвышение над природой.

Отношение к природе, а в месте с тем н к греховному ее порождению — человеческому телу — как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе, поскольку природа — результат Божественного творения, считалось, что человек , наделённый искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога. Возрождение Природа – источник радости и наслаждения. Принцип единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека

Читайте также:  Ф.и. тютчев "эти бедные селенья...": анализ стихотворения

Исторический период Представление о природе и принципе её взаимосвязи с обществом Новое время Природа — объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком.

Принцип — господство человека над природой посредством развитии науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.

Современность Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа — уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека Принцип партнерство, сотрудничество , открытый диалог человека и природы

Взаимосвязь общества с природой Общество Природа Действуют люди, наделенные сознанием и целеполаганием Действуют слепые бессознательные силы Гармоничная Конфликтная

Формы взаимодействия человека и природы Экологическая Экономическая сохранение, охрана, восстановление природных богатств потребление природных богатств, как восполнимых, так и невосполнимых, проявляющаяся в загрязнении, истощении и разрушении

Климатические изменения, вызванные деятельностью человека Исчезновение биологических видов Ученые выделили глобальные проблемы человечества Продолжающийся рост народонаселения и уровня потребления природных ресурсов

Историческая линия, характеризующая взаимодействие человека и природы. Обожествление природы, бережное к ней отношение Истребление природы Сохранение оставшегося и восстановление уничтоженного Природа без человека может развиваться, а человек без природы прекратит свое существование.

Источник: http://present5.com/vzaimosvyaz-cheloveka-obshhestva-i-prirody-chelovek-obshhestvo-i/

Человек, общество, природа — презентация, доклад, проект скачать

Слайд 1
Описание слайда:

Урок № 7. Тема : «Человек, общество, природа»

Слайд 2
Описание слайда:

Цели и задачи: объяснить понятия «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», «Красная книга»; охарактеризовать взаимодействие человеческого общества с природой; обсудить проблемы, которые встали перед человечеством в ХХI веке, меры, предпринимаемые человечеством для охраны окружающей среды; выразить свое отношение к миру природы и ответственности человека перед природой; продолжить учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.

Слайд 3
Описание слайда:

План изучения нового материала: 1. Взаимосвязь человека, общества и природы. 2. Взаимодействие человеческого общества и природы. 3. Охрана природы.

Слайд 4
Описание слайда:

Задумаемся над проблемой… Американские и английские ученые провели совместные исследования под названием «Стихийные бедствия: дело рук Бога или Человека?».

Вывод был таким: главной причиной стихийных бедствий в современном мире является вмешательство человека.

Землетрясения, наводнения, засуха – все эти губительные события в большинстве случаев так или иначе связаны с деятельностью человека.

Слайд 5
Описание слайда:

Задумаемся над проблемой… Неизбежна ли в таком случае гибель человечества? Или мы можем предотвратить пагубные последствия своей же деятельности?

Слайд 6
Описание слайда:

1. Взаимосвязь человека, общества и природы Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между: человеком; обществом; природой?

Слайд 7
Слайд 8
Описание слайда:

Запоминаем… Что же подразумевает термин «природа» с позиции обществознания? Запишем это определение в наши словари. Природа — естественная среда обитания человека. Это биосфера, или активная оболочка Земли, которая создает и защищает жизнь на нашей планете.

Слайд 9
Описание слайда:

Запоминаем… Каков же возраст нашей природы? Ученые предполагают, что она существует уже 4 млрд. лет.

Слайд 10
Описание слайда:

Задание: Мир вокруг нас многообразен. Давайте оглянемся вокруг – мы увидим своих друзей, товарищей, свою классную комнату, выглядываем в окно ‒ видим улицу, деревья, траву. Что бы вы отнесли к миру природы?

Слайд 11
Описание слайда:

Следовательно, в мире природы вокруг нас есть: — животные; — растения; — горы; — реки; — моря. Что бы вы отнесли к миру людей?

Слайд 12
Описание слайда:

Сделаем выводы… Итак, мир людей – это мир всего, что создано человеком, а также мир человеческих отношений. Все, что нас окружает, можно условно разделить на две наиболее крупные категории – живое и неживое. Живое ‒ растения, животные, сам человек. Неживое – горы, реки, моря, машины и механизмы, созданные человеком.

Слайд 13
Описание слайда:

Задумаемся… Предположите, какую роль играет природа в жизни человека?

Слайд 14
Описание слайда:

2. Взаимодействие человеческого общества и природы Мы с вами определили, что такое природа. А что такое общество? Общество – искусственно созданное миром. Когда и как возникло человеческое общество? Попробуем проследить этот процесс, составляя следующую схему.

Слайд 15
Слайд 16
Описание слайда:

Поиграем… Попробуйте представить себя властелином, хозяином Земли. Как вы будете рассуждать? Как будете относиться к миру природы? Попробуем сыграть с вами в игру «Я – властелин Природы». По ходу игры сделайте свои выводы.

Слайд 17
Описание слайда:

Задание: Послушайте рассказ американского писателя Р. Брэдбери «Все лето в один день» и ответьте на предложенный вопрос: «Как вы думаете, интересна ли природа человеку?»

Слайд 18
Описание слайда:

Подведем итоги… Действительно, природа не создает городов, линий электропередач, произведений искусства. Все это ‒ результат деятельности человека, высшего и самого разумного существа на Земле.

Но к природе человеку следует относиться бережно, не с позиции хозяина, а с позиции заботливого и любящего Друга.

Ведь легко нарушить связи, существующие в природе, но к каким трагическим последствиям это может привести…

Слайд 19
Описание слайда:

2. Охрана природы Как же уменьшить или полностью исключить отрицательное воздействие на окружающую среду и сохранить экологический порядок? Задание: работая с 3 пунктом параграфа, ответьте на вопросы.

Слайд 20
Описание слайда:

Вопросы: Что обозначает термин «охрана природы»? Кто и как может решить задачу охраны природы? Какие вы знаете общественные организации, которые защищают природу? Как называется наука об окружающей человека среде? Кто должен заниматься охраной природы? Как наша страна участвует в международной деятельности в области сохранения живой природы? Назовите и охарактеризуйте законы Российской Федерации об охране окружающей среды. Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду? Что означает обязанность беречь и охранять природу? Какие меры предпринимает человечество по охране окружающей среды? Можно ли считать их эффективными и достаточными? При ответе используйте текст для дополнительного чтения «Красная книга природы».

Слайд 21
Описание слайда:

Подведение итогов занятия Мы с вами рассмотрели теоретический материал и узнали, что природа – естественная среда обитания человека. На ранних этапах истории человек приспосабливался к природе и не наносил ей серьезного вреда.

Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу усилилось в эпоху индустриального общества и приняло размеры экологического кризиса.

Задание: а теперь я предлагаю вам, объединившись в группы, разработать и подготовить проекты, направленные на охрану природы.

Слайд 22
Описание слайда:

Домашнее задание: Выучить § 6 учебника, ответить на вопросы. Выполнить творческое задание: составить правила экологического поведения школьников.

Слайд 23
Описание слайда:

Желаю удачи!

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/chelovek—obshhestvo—priroda

Человек, природа, общество

ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО

Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Не все пересыхают ручейки, Не все напевы время уничтожит, И ручейки умножат мощь реки, И нашу славу песня приумножит.

Р. Гамзатов

Цели :

— добиться усвоения учащимися основных понятий урока;

— объяснить, какие глобальные проблемы стоят перед челове­чеством;

— способствовать формированию мировоззрения учащихся;

— развивать у учащихся умение общаться, излагать свои мысли, доносить до аудитории необходимую информацию.

♦ Основные понятия и термины: природа, глобальные про­блемы современности.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

Учитель проводит опрос или опрос-беседу по вопро­сам домашнего задания.

Вопросы для обсуждения:

=> Что такое общество?

=> Перечислите основные признаки общества. Приведите при­меры различных обществ в соответствии с перечисленными призна­ками.

=> Перечислите основные сферы общественной жизни, охарак­теризуйте каждую из них.

=> Объясните, докажите взаимную связь и взаимную обуслов­ленность сфер общественной жизни.

:=> Дайте определение понятиям «страна» и «государство». В чем заключается принципиальное различие этих понятий?

=> Что вы знаете о процессе глобализации? Дайте определение этого понятия. Каково ваше отношение к процессу глобализации, проходящему в наше время?

II . Изучение нового материала.

В начале объяснения учитель дает определение понятия «природа», используя при этом схему из учебника (с. 18).

Далее необходимо дать характеристику состояния природной сре­ды в мире, и в частности, в нашей стране.

Можно предоставить слово учащимся, заранее подготовившим доклады, рисунки, газетные статьи, иллюстрации и т. п. по данному во­просу.

В заключение урока учитель подводит учащихся к выводам.

Учитель. Итак, человек, общество, природа — это взаимо­связанные й взаимообусловленные понятия.

В отличие от стихийных природных сил, в центре общест­венного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей.

Природа существует и развивается по своим, независимым от человека и общества законам.

Человек, общество тесно связаны с природой.

Человек не является властелином природы. Бездумно-варварское отношение человека к природе вызвало тяжелый эколо­гический кризис. По этой причине человек, общество столкнулись сегодня с проблемой выживания самого человека.

III . Закрепление изученного.

Вопросы для обсуждения:

=> Как связаны человек, природа и общество?

=> Известны ли вам примеры неблагоприятного воздействия человека на природу? Приведите их.

=> Что вызнаете о глобальных проблемах человечества? По­чему они так называются? Перечислите эти проблемы.

=> Как вы думаете, сможет ли человечество разрешить стоя­щие перед ним глобальные проблемы? Если да, то как, при каких условиях это осуществимо?

:=> В чем состоит противоречивая роль научно-технического прогресса?

=> Согласны ли вы с высказыванием Гете: «Природа не при­знает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей».

Домашнее задание: § 2, ответить на вопросы и выполнить задания учебника (с. 24-25). Написать сочинение на тему: «Гло­бальные проблемы человечества. Сможет ли оно разрешить их и выжить?».

С целью стимулирования творческой деятельности учащихся мож­но объявить конкурс на лучшее сочинение. Совместно с учениками про­думать и сформулировать условия этого конкурса, создать конкурсное жюри. Можно также объявить конкурс на лучшую стенгазету, плакат, рисунок и т. п., посвященные экологическим и другим глобальным про­блемам человечества.

Предложить ученикам эпиграфы к сочинениям: «Почти все, что мы делаем, преступление, и только слепой не видит этого» (Аристофан); «Че­ловек сам себе злейший враг» (Цицерон).

Источник: http://MirZnanii.com/a/38398/chelovek-priroda-obshchestvo

Общество и природа. Человек и природа. Технологический детерменизм

Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле – та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т.д.).

Читайте также:  Шаровая молния - возникновение явления

Общество – совокупность форм организации и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системы человеческого общежития – и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Природа гораздо старше общества. Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа – неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания). Такие уникальные условия встретились только на планете Земля.

Человек, конечно природное существо, он – венец природы, высший биологический вид. Но он, прежде всего социальное существо. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки – географической среды. Это та часть природы, которая находится в тесном взаимодействии с обществом и которая испытывает на себе его воздействие.

В географической среде возникла и развивается жизнь. История человечества есть продолжение истории Земли.

Диалектика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная – усиливается.

Познавая все в большей степени, законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.

Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни.

Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе.

Воздействия общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений.

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли – около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течении 50 лет) «критический» порог может быть достигнут уже к 2150-2200 гг.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:

· Сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;

· Искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, раздвигать «отодвигать» «порог перенаселенности» (от 60 до 100 млрд. и дальше).

В целом проблема взаимоотношений человека, природа и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:

· Прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

· Заняться решением экологических проблем;

· Уделять внимание социальной экологии – не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества;

· Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

· Контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.

Важнейшим аспектом проблемы человека является выяснение его места и роли в природном универсуме. Под природой понимается совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям и феноменам культу­ры и цивилизации. Природа является объектом естествозна­ния.

Представления о природе как пространстве для разверты­вания человеческих сущностных сил были особенно актуальны в XIX в., когда успехи естествознания давали надежду на ис­пользование сил природы для удовлетворения потребностей че­ловека.

Научно-рационалистический подход к природе превра­щал ее в постоянный объект для усилий человека с целью вы­живания и обеспечения элементарного существования. Исполь­зуя вещество и энергию природных объектов, человек, в сущности, постоянно боролся с природой, отстаивая свою жизнь, свое право на бытие.

Экологический кризис, поставивший под вопрос выживание и дальнейшее развитие человечества, заставля­ет по-новому взглянуть на природу и ее эволюцию.

Ряд исследователей считают, что наша Земля — это «живая планета Гея», способная регулировать физические условия в масштабе всего организма планеты. Последняя сейчас «больна» человеком, и речь должна идти об исцелении от «человеко-центризма», о переориентации всей жизни человечества на спасение Земли по принципу выведения «счастья человека» из «сча­стья планеты».

Эти идеи высказывались еще в начале и сере­дине XX в. в концепциях выхода человека в Космос (К. Э, Циол­ковский), перехода биосферы в ноосферу (В. И. Вернадский), «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер), устойчивого раз­вития на основе коренной переоценки нынешних представле­ний о самом себе и своих ценностях («восемь смертных грехов цивилизованного человечества» — К.

Лоренц) и др.

Образ природы в религиях основан на специфическом для них понимании роли и места человека в природе как «тварного» существа, призванного не изменять природу по своему ус­мотрению на основании гордыни разума, а жить в гармонии с «Божьим миром», относиться к природе с благоговением, беречь и приумножать ее ресурсы. В высшей степени это относится к живой природе, к нашим «братьям меньшим», в духе, принципа «непричинения зла живому» и «благоговения перед жизнью». Все природные явления и процессы воспринимаются как символические и сакральные. Для человека гораздо важ­нее «быть», а не «иметь».

Поэтому при анализе отношения человека к природе следует учитывать, с одной стороны, природное происхождение человека, его генетическое родство со всем миром живого, и, прежде всего гоминидами, а с другой — принципиальную выделенность человека, его возвышение над природой и принадлежность к миру культуры. Человеческое поведение определя­ется не инстинктами, а является актом свободной воли. Пос­леднее обстоятельство несет в себе возможность хищническо-10 отношения к природе, что вызвало современный экологи­ческий кризис.

Технологический детерминизм – основополагающий принцип многих современных социально-экономических и социолого-политических концепций общественного развития, которые абсолютизируют роль технического фактора в истории, обществе.

Возникновение технологического детерминизма обусловлено развитием техники, научно-технического прогресса и его высшей степени – научно-технической революции.

Исторически первой формой проявления технологического детерминизма в обществоведении были техноцистические концепции, авторы которых стремились объяснить социальные явления с позиции технического фетишизма.

Отец техницизма – немецкий ученый Е. Капп, который в книге «Основные черты философы техницизма» (1877 г.) дал широкое толкование техники, отождествляя ее со всей материальной культурой. Со временем техницизм перестал быть чисто немецким явлением – в конце XIX в.

появились работы французского ученым А. Эспинаса «Возникновение технологии», российского инженера П. Енгемейєра «Экономическое значение современной техники» и др. Принцип технологического детерминизма был положен в основу различных теорий общественного развития. Так, В.

Шпенгер ставил в зависимость от технического развития все социокультурные явления.

По его мнению, наличие техники управления и техники исполнения доказывает, что «существуют люди, которые по своей природе призваны командовать, и люди, предназначенные природой для покорения».

Широкое признание получила и теория «культурной отсталости» Огборна. Со временем представители технологического детерминизма сосредотачивают свое внимание на вопросе соотношения научно-технического и социального прогресса.

Широкое распространение концепции технологического детерминизма приобретают, начиная с 50-х гг., в результате бурного развития НТР. В широком смысле технологического детерминизма лежит метод (принцип) объяснения общественных процессов и явлений, согласно которому изменения в технологии были и, вероятно, будут первопричиной изменений социальных институтов, практических действий и идей.

В узком смысле идеи технологического детерминизма основываются на двух положениях:

техническая основа общества – фундаментальный фактор, который влияет на все стороны социального существования;

сдвиги в технологии – единственный и самый важный источник изменений в обществе.

В соответствии с таким пониманием общество рассматривается как совокупность трех горизонтальных срезов: технологического (в основе), философского (находится сверху), и социального (между двумя предыдущими).

Технологическая система является первоначальной и основной. Социальные системы являются функциями технологии, а философские системы отражают технологические силы и социальные системы.

Появление во второй половине XX в. огромного количества социально-экономических, социолого-политических концепций, опирающихся на технологический детерминизм, объясняется тем, что они выполняют не только идеологическую, но и практически-политическую и прогностические функции.

На основе этих концепций производятся частные и общие рекомендации, которые дают возможность определенным образом рационально корректировать социальные процессы, смягчая социальные противоречия.

Прогностическая функция концепций технологического детерминизма, которая заключается в предвидении направлений и путей развития определенной сферы социальной жизни, активно используется для выработки социальных программ и социальной политики.

На основе концепций технологического детерминизма определяются социальные нормы, даются оценки происходящих процессов и явлений, происходит поиск средств и методов влияния на духовную жизнь общества, разрабатываются модели будущего рационально функционирующего общества. Некоторые концепции технологического детерминизма не лишены утопических и откровенно консервативных идей относительно желаемого будущего.

Сторонниками технологического детерминизма на современном этапе – это не только обществоведы, но и представители естественных и технических наук, научно-технической интеллигенции, которые в определенной степени признают технический фактор определяющим в развитии общества и преуменьшают или полностью отвергают роль социальных факторов.

В зависимости от оценки исторической перспективы социального развития большинство исследователей выделяют такие разновидности технологического детерминизма: оптимистический (Д. Белл, С. Бжезинский, Г. Кан и др.) и пессимистичный (Ж. Эллюль, Д. Медоуз и др.).

Представители этих направлений рассматривают НТР, соответственно, или как всеобщее благо, или как необузданную силу зла.

Концепции технологического детерминизма различаются и своим социальным содержанием.

Представители его ортодоксального направления (В. Гибсон, Д. Белл, Г. Кан) осознают необходимость адаптации социальной системы к новым вызовам НТР и стремятся выработать курс, который способствовал бы формированию будущей технической цивилизации.

Сторонники либерально-реформистского направления технологического детерминизма (Дж. Гэлбрейт, П. Дракер, С. Рамо и др.) пытаются через реформы улучшить современное общество в соответствии со своими идеалами. Они считают, что источник власти – это сплав знаний и опыта, который олицетворяет технократию.

Представители демократически-просветительской ветви технологического детерминизма уверены, что в будущем развитая технология будет служить основой прогресса, поэтому они считают абсурдом переводить на технику вину за социальное бедствие (А. Тоффлер, Г. Сиборг, Дж. Пассмер и др.).

Антитехнистические настроения представителей научно-технической интеллигенции выражаются в теориях социально-критического направления технологического детерминизма (Ч. Рейче и др.). Технологический детерминизм для них – своеобразный фон для объяснения большинства негативных явлений, связанных с развитием науки и техники и их влиянием на человека и общество.

Читайте также:  Устойчивость и смена экосистем

Приверженность к технологическому детерминизму квалифицированных специалистов, которые практически не принимают участия в принятии социально значимых решений, выражается или в прагматичной жизненной ориентации, или в претензии на более высокое положение в обществе, или в критике правящей технократической верхушки.

Итак, несмотря на плюрализм технологического детерминизма, общей методологической основой его теорий является выдвижение технологического фактора на передний план. При этом техника отмежевывается от социальных отношений, ставится в один ряд с явлениями природы и рассматривается как надсоциальная и сверхчеловеческая «данность».

Как сущностное проявление автономии техники постулируется ее способность к саморазвитию, безграничному совершенствованию всех ее параметров. Человеку остается выбор: или приспособиться к миру техники, или протестовать против него.

Исходя из этого, считается, что ученые-новаторы, изобретатели, техники «не изобретают» инновации, а находят их, актуализируя потенциальное бытие техники, заложенное в логике технического развития.

Идеи технологического детерминизма в большей или меньшей степени присущи теориям индустриального общества, постиндустриального общества, общества потребления, общества досуга, технотронного, технократического и компьютеризированного общества.

Источник: http://kursak.net/obshhestvo-i-priroda-chelovek-i-priroda-texnologicheskij-determenizm/

Человек, общество, природа

Cлайд 1

Урок № 7. Тема : «Человек, общество, природа»

Cлайд 2

Цели и задачи: объяснить понятия «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», «Красная книга»; охарактеризовать взаимодействие человеческого общества с природой; обсудить проблемы, которые встали перед человечеством в ХХI веке, меры, предпринимаемые человечеством для охраны окружающей среды; выразить свое отношение к миру природы и ответственности человека перед природой; продолжить учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.

Cлайд 3

План изучения нового материала: 1. Взаимосвязь человека, общества и природы. 2. Взаимодействие человеческого общества и природы. 3. Охрана природы.

Cлайд 4

Задумаемся над проблемой… Американские и английские ученые провели совместные исследования под названием «Стихийные бедствия: дело рук Бога или Человека?».

Вывод был таким: главной причиной стихийных бедствий в современном мире является вмешательство человека.

Землетрясения, наводнения, засуха – все эти губительные события в большинстве случаев так или иначе связаны с деятельностью человека.

Cлайд 5

Задумаемся над проблемой… Неизбежна ли в таком случае гибель человечества? Или мы можем предотвратить пагубные последствия своей же деятельности?

Cлайд 6

1. Взаимосвязь человека, общества и природы Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между: человеком; обществом; природой?

Cлайд 7

Взаимосвязь человека, общества и природы Человек — часть ЧЕЛОВЕК Природы Общества Биологическое существо Социальное существо

Cлайд 8

Запоминаем… Что же подразумевает термин «природа» с позиции обществознания? Запишем это определение в наши словари. Природа — естественная среда обитания человека. Это биосфера, или активная оболочка Земли, которая создает и защищает жизнь на нашей планете.

Cлайд 9

Запоминаем… Каков же возраст нашей природы? Ученые предполагают, что она существует уже 4 млрд. лет.

Cлайд 10

Задание: Мир вокруг нас многообразен. Давайте оглянемся вокруг – мы увидим своих друзей, товарищей, свою классную комнату, выглядываем в окно ‒ видим улицу, деревья, траву. Что бы вы отнесли к миру природы?

Cлайд 11

Следовательно, в мире природы вокруг нас есть: — животные; — растения; — горы; — реки; — моря. Что бы вы отнесли к миру людей?

Cлайд 12

Сделаем выводы… Итак, мир людей – это мир всего, что создано человеком, а также мир человеческих отношений. Все, что нас окружает, можно условно разделить на две наиболее крупные категории – живое и неживое. Живое ‒ растения, животные, сам человек. Неживое – горы, реки, моря, машины и механизмы, созданные человеком.

Cлайд 13

Задумаемся… Предположите, какую роль играет природа в жизни человека?

Cлайд 14

2. Взаимодействие человеческого общества и природы Мы с вами определили, что такое природа. А что такое общество? Общество – искусственно созданное миром. Когда и как возникло человеческое общество? Попробуем проследить этот процесс, составляя следующую схему.

Cлайд 15

Природа создает примитивные объединения (улей, муравейник) Первоначально Человек тоже являлся продуктом Природы Постепенно происходят изменения — Человек начал трудиться. — У него появилась речь, мышление. — Зародились обычаи и традиции. — Образуются государства.

Положительная роль общества: Борьба со стихийными бедствиями. Создание культуры. — Создание и развитие хозяйства. — Покорение природы. Отрицательная роль общества: — Истощение почв, пастбищ. — Сокращение площади лесов. — Экологический кризис. — Климатические изменения.

Уменьшается разнообразие животного и растительного мира. — Загрязнение природной среды.

Cлайд 16

Поиграем… Попробуйте представить себя властелином, хозяином Земли. Как вы будете рассуждать? Как будете относиться к миру природы? Попробуем сыграть с вами в игру «Я – властелин Природы». По ходу игры сделайте свои выводы.

Cлайд 17

Задание: Послушайте рассказ американского писателя Р. Брэдбери «Все лето в один день» и ответьте на предложенный вопрос: «Как вы думаете, интересна ли природа человеку?»

Cлайд 18

Подведем итоги… Действительно, природа не создает городов, линий электропередач, произведений искусства. Все это ‒ результат деятельности человека, высшего и самого разумного существа на Земле.

Но к природе человеку следует относиться бережно, не с позиции хозяина, а с позиции заботливого и любящего Друга.

Ведь легко нарушить связи, существующие в природе, но к каким трагическим последствиям это может привести…

Cлайд 19

2. Охрана природы Как же уменьшить или полностью исключить отрицательное воздействие на окружающую среду и сохранить экологический порядок? Задание: работая с 3 пунктом параграфа, ответьте на вопросы.

Cлайд 20

Вопросы: Что обозначает термин «охрана природы»? Кто и как может решить задачу охраны природы? Какие вы знаете общественные организации, которые защищают природу? Как называется наука об окружающей человека среде? Кто должен заниматься охраной природы? Как наша страна участвует в международной деятельности в области сохранения живой природы? Назовите и охарактеризуйте законы Российской Федерации об охране окружающей среды. Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду? Что означает обязанность беречь и охранять природу? Какие меры предпринимает человечество по охране окружающей среды? Можно ли считать их эффективными и достаточными? При ответе используйте текст для дополнительного чтения «Красная книга природы».

Cлайд 21

Подведение итогов занятия Мы с вами рассмотрели теоретический материал и узнали, что природа – естественная среда обитания человека. На ранних этапах истории человек приспосабливался к природе и не наносил ей серьезного вреда.

Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу усилилось в эпоху индустриального общества и приняло размеры экологического кризиса.

Задание: а теперь я предлагаю вам, объединившись в группы, разработать и подготовить проекты, направленные на охрану природы.

Cлайд 22

Домашнее задание: Выучить § 6 учебника, ответить на вопросы. Выполнить творческое задание: составить правила экологического поведения школьников.

Cлайд 23

Желаю удачи!30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт

512415124251243512445124551246512475124851249512505125151252

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/obschestvoznaniya/22546-chelovek-obschestvo-priroda.html

Человек, общество и природа — Философия

По мере развития человека и общества непосредственная зависимость человека от природы уменьшается. Но, с другой стороны, эмансипируясь от природы, человек оказывается неразрывно с ней связанным. Рост экологических проблем подталкивает к осознанию этого обстоятельства.

История развития человечества — пример того, как постепенно менялись геохимические условия природного существования, поэтому историю общества невозможно изучать отдельно от эволюции окружающей природы — к такому выводу приходит современная экологическая наука.

Природная среда оказывает существенное влияние на человека.

Колебания температуры, воздействие геомагнитных полей, солнечное излучение — все эти факты оказывают не только явное физическое, но и психическое воздействие, тем самым влияя на индивидуапьное и коллективное поведение людей.

Единство человека и природной среды его обитания фиксируется в понятии «биосфера». Структура и содержание биосферы определяются прошлой и современной деятельностью всех живых организмов, в том числе и человека.

Качественные преобразования биосферы случались уже не раз, что сопровождалось гибелью одних биологических видов и появлением других.

Человечество — часть биосферы, его деятельность оказывает все более мощное влияние на ее развитие, но при этом человечество остается включенным в общий биологический процесс.

Ступень развития биосферы, связанная с появлением человека, называется ноосферой. Это понятие введено русским философом и ученым В. Вернадским. Ноосфера не

7

просто сфера живого, это сфера разума. По мнению А. Чижевского, развившего идеи В. Вернадского, ноосфера не является сугубо земным явлением, а человек как частица ноосферы есть не только живое и разумное, но еще и космическое существо. Ноосфера, таким образом, представляет собой единство живого, разумного и космического.

Человек все сильнее вмешивается в процессы, протекающие в биосфере. Однако по мере нарастания экологических проблем приходит осознание того, что воздействие не может оставаться стихийным и бесконтрольным, иначе человечество просто разрушит условия своего существования и погибнет как биологический вид.

Экологи утверждают, что существуют пределы допустимого вмешательства человека в природу, преодоление этих пределов нарушает процессы воспроизводства и сохранения биосферы. Осознание возможности глобального экологического кризиса подталкивает современное человечество к гармонизации отношений биои ноосфер.

Общество, так же как и природа, является средой обитания человека. Общество представляет собой систему экономических, политических, социальных, правовых, духовных отношений, в которые включается человек самим фактом своего существования и деятельности.

Но при этом человек не растворяется в обществе, так же как он не растворяется в природе. Личностная позиция по отношению к общественным связям, стереотипам поведения и деятельности предполагает дистанцированность и автономность.

Человек в состоянии осуществлять рефлексию по поводу социальных отношений, оценивать их и, в зависимости от результата оценки, поддерживать своей деятельностью или преобразовывать.

Следствием же растворения личности во внешних социальных связях может стать отчуждение от собственной сущности, потеря идентичности, чувства реальности «я» (7.2).

Современная философия подробно описывает феномен массового человека, утратившего свободу. Этот феномен часто обозначается метафорически: «слишком многие» (Ф.Ницше), «человек — масса» (X. Ортега-и-Гассет), «одинокая толпа» (Э. Фромм), «одномерный человек» (Г. Маркузе) и др. Для того чтобы оставаться личностью, необходимо сохранять определенную степень свободы по отношению к

8

общественной реальности. Утрата личностной автономности провоцирует разложение самих общественных институтов. Общество таково, каким его делают люди, оно может развиваться, лишь опираясь на индивидуальные свободу и инициативу.

Источник: https://student2.ru/filosofiya/1939403-chelovek-obshhestvo-i-priroda/

Ссылка на основную публикацию