Бубнов: характеристика и образ героя в пьесе м. горький «на дне»

Характеристика Бубнова и его образ в пьесе На дне Горького сочинение

Бубнов является одним из главных персонажей произведения, проживающих в ночлежном доме.

Бубнов в своем недалеком прошлом являлся собственником небольшой красильной фабрики, а ныне – обычный картузник, опустившийся на дно жизни и обитающий в ночлежке взаймы.

Описывая поступки и слова Бубнова писатель раскрывает его характерные качества, которые пронизаны скепсисом, фатализмом, жестокостью и цинизмом к окружающим.

В человеческой сущности Бубнов выделяет лишь низкие, эгоистические признаки, не веря в силу людей и не принимая необратимый процесс развития общественной и культурной жизни.

Он активно поддерживает и приветствует людей, которые используют в общении с другими вранье, ложь, лесть, так как рассматривает ложь в качестве пользы для человека. Но сам по отношению к окружающим не стесняется в выражениях, напрямую говоря все, что он думает о человеке.

Такая позиция героя пьесы обусловлена отсутствием веры в человечность. По словам Бубнова, люди на этом свете всегда будут лишними, а опустившись до дна обнажаются и раскрывают подлинную свою натуру.

Отношение к окружающим ярко иллюстрирует его сравнение людей и щепок, плывущих по течению в неизвестном направлении.

В пьесе у Бубнова есть не только противоположные герои (Лука, Сатин), но и единомышленники в виде Барона.

Не стесняясь мужчина признается в том, что чувство совести ему не ведомо, впрочем, как и наличие денег в кармане, ему чужды моральная поддержка и сострадание. Однако это не мешает ему предаваться мечтаниям о богатой и спокойной жизни.

Бубнов убежден, что человек бессилен перед сложившейся ситуацией и поэтому необходимо просто смириться с данным фактом и принять все как есть. В своей неудавшейся жизни Бубнов не намерен ничего менять. Когда-то его жена изменила ему с мастеровым, от отчаяния Бубнов уходит из дома, оставив все имущество неверной супруге и оказывается в ночлежном приюте без средств к существованию.

Будучи не старым мужчиной, сорока пяти лет, он решает, что его жизнь закончена и считает ночлежку своей последней пристанью.

Свято верив в свою правоту, Бубнов не обращает внимание на попытки обитателей дома переубедить его и пересмотреть свое отношение к жизни.

Выброшенный из нормальной человеческой жизни, Бубнов равнодушен к происходящим событиям.

Описывая образ Бубнова, писатель показывает отношение безвольного человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и опустившего руки.

Вариант 2

Знаменитая пьеса Максима Горького «На дне» является драматическим произведением, повествующем о жизни людей, оказавшихся на самом «дне» своей жизни.

Одним из главных и достаточно интересным персонажем в пьесе является господин Бубнов. Это зрелый мужчина 45 лет, не имеющий собственного дома. Он живет в небольшой ночлежке для бедных людей, которую предоставляют Коростылевы. Бубнов, в прошлом, был скорняком.

Он изготавливал кожаные и меховые изделия. У него даже была когда-то своя красильная фабрика. Известно так же что у него была жена, но она предала его, изменив Бубнову, с рабочим из его мастерской.

Разозлившись, он избил свою супругу, и в какой-то момент хотел избавиться от нее преступным методом, но подумав, отступился от этой мысли и просто ушел. Из-за этого он потерял все что, имел и остался нищим.

Оставшись без крыши над головой, он стал зарабатывать себе «на хлеб» изготовлением шапок и картузов. В ночлежке он живет взаймы, так как денег на оплату не хватает.

Все его поступки и произнесенные слова пропитаны жестокостью, цинизмом и скепсисом по отношению к окружающим. Для Бубнова человек – это низкое, эгоистичное существо.

Он категорически не хочет верить в культуру и силу духа окружающего общества. Он является сторонником лживых и лестных отношений между людьми, считая, что такие взаимоотношения приносят большую пользу.

В разговоре с собеседником он не стесняется в выражениях и высказывает все, что думает.

Такое отрицание и пессимизм происходят от отсутствия веры в человеческую доброту, честность и открытость. Бубнов сравнивает людей со щепками, которые плывут по воде, не имея определенного направления.

Человек, опустившись на «самое дно» своего существования полностью раскрывает свою натуру. Его единомышленником в пьесе является Барон. Бубнов признает, что не имеет совести, он лишен чувства сострадания, как и наличия денег.

При всем при этом он продолжает мечтать о богатстве и счастливой жизни.

Несмотря на свой, далеко не старый возраст, Бубнов считает ночлежку кровом, где он проведет остаток своих дней. Он не хочет ничего менять в своей жизни, отказывается от советов других людей.

Образ Бубнова – это образ безвольного, слабого человека, который попав в сложную жизненную ситуацию, отказывается от помощи других и не хочет попытаться, что-то изменить в своей жизни. Он просто опускает руки и прячется за собственной слабостью и никчемностью.

Сочинение Бубнов в рассказе На дне

Характер героя пьесы М.Горького «На Дне» определить не сложно, ведь автор очень точно описывает образы людей, попавших в непростые жизненные ситуации и живущих, так сказать, «на дне» жизни.

Герои пьесы размещаются в подвале у Костылева, а встретить там можно и рабочих людей, и актеров, и даже дворян, которые перестали видеть перспективы и смысл своей жизни, и просто мирятся со своим жалким существованием. Среди них и живет Бубнов, заслуживающий особого внимания к своей персоне.

Бубнов имеет как сторонников своих взглядов, таких как Барон, так и тех, кто его взгляды на жизнь не разделяют, таких, как Лука и Сатин.

Бубнов придерживается того, что человек бессилен перед жизненными обстоятельствами, и что, если на роду написано попасть в трудную жизненную ситуацию, то этого невозможно избежать, а нужно с этим смириться.

Он сравнивает людей с щепками, плывущими по течению и не знающими, куда оно их вынесет.

Бубнов абсолютно ничего не пытается менять в своей жизни, он вообще ни к чему не стремится. Ему всего 45 лет, но он уже решил, что его жизнь кончена и подвал, в котором все они обитают, станет его последним прибежищем.

Он даже слушать никого не хочет, когда его пытаются переубедить, потому что верен своим взглядам.

Он очень равнодушен не только к себе и к своей жизни, но и к жизням других людей, ему не знакомы такие чувства, как жалость и сострадание, ведь когда Анна, находясь при смерти, просит говорить потише, он говорит, что шум не может помешать ее смерти, а когда Анна все-таки умирает, Бубнов и тогда говорит о ней плохо. Он считает, что ложь должна приветствоваться, если в ней есть хоть какая-то польза, он так же может в глаза сказать каждому, кто с ним живет в ночлежке, что тот из себя представляет, ничего не приукрашивая и не утаивая.

Однако, Бубнов – это мечтатель, который любит размышлять о том, как бы он жил, если бы был богатым, ведь раньше он владел мастерской, пусть и небольшой.

Но потом, узнав, что его жена завела себе любовника, который работал у Бубнова помощником, хотел сначала отомстить ей, но передумал и просто ушел.

И каждый читатель сам решает, какие чувства вызывает у него такой персонаж, как Бубнов, то ли его жалеть из-за его печальной судьбы, то ли осуждать за его слова и отношение к людям.

Также читают:

← Образ и характеристика Алёши Пешкова из повести Детство ← Характеристика и образ Васьки Пепла в пьесе На дне↑ ГорькийХарактеристика и образ Данко в рассказе Старуха Изергиль → Образ и характеристика Дедушки Каширина (Деда) в повести Детств →

  • Сочинение За что я люблю лето?Каждый человек, не важно, взрослый или ребенок, с нетерпением ждет наступления лета. Так как это прекрасная пора для отдыха, каникул и отпусков. Каждый старается как можно больше времени уделить своей семье
  • Сочинение на тему СентябрьЯ не люблю времена года, когда сильно жарко или сильно холодно. Лето и зима — это мои самые нелюбимые сезоны. Но как только наступает осень или весна, я стараюсь максимально радоваться тому, что происходит на улице
  • Сочинение по картине Айвазовского Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судамиОдна из выдающихся композиций И.К.Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами» была задумана еще в далеком детстве, которое прошло в окружении, будоражившем фантазию художника
  • Сочинение по картине Васнецова Сирин и Алконост. Песнь радости и печали описаниеВаснецов Виктор Михайлович популярен благодаря своему уникальному стремлению выражать навыки и мысли с использованием древней языческой славянской символики.
  • Сочинение Анализ рассказа Лисичкин хлеб ПришвинаПришвин является известным мастером в описании природы и животных, он отлично чувствует красоту природы и может подбирать великолепные эпитеты для того чтобы передать всю красоту существующей природы.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/harakteristika-bubnova-i-ego-obraz-v-pese-na-dne

Характеристика и образ Бубнова в пьесе На дне Горького сочинение

В то время когда Горький писал свое произведение в стране по разным причинам люди опускались на дно в жизни. Были и люди, которые из разных жизненных ситуаций пытались извлечь выгоду и пользу.

Все эти тягости жизни заставляли терять семью и своё жилье и дом. Благодаря этому многие жадные люди пытались нажиться на тех, кому в этой жизни повезло меньше. Они устраивали в грязных и сырых подвалах ночлежки, не задумываясь об их комфортных условиях.

Здесь собирались и преступники, и изгои, и пьяницы.

В такой тяжелой ситуации мы видим второстепенного героя Бубнова. Рисуя портрет Бубнова в своей пьесе, Горький рассказывает о том, что тот когда-то был счастливым человеком, жил в хорошем доме и имел жену.

Его богатство заключалось во владении красильной мастерской, которая позволяла ему жить довольно не бедно. Однажды его жена решила связать жизнь с мастером из мастерской и будучи подавленным и оскорбленным Бубнов теряет себя. Он пытается с помощью рукоприкладства доказать свою правоту миру.

Но преданный и униженный, он сдается и пускает свою жизнь по течению реки. Жизнь выбрасывает за борт.

Нашего героя мы видим не глупым человеком, а полностью опустившим руки от бессилия. В его жизни исчезает смысл. Бубнов решает, что в его жизни ничего не поменять, так как такая ему предначертана судьба. Он из-за предательства в жизни опустился на то самое дно, о котором нам пишет писатель.

Тяжелое время заставляет Бубнова ночевать в ночлежке у Костылевых. Такая ситуация все равно показывает нам, что он намного честнее и на ступень выше по развитию многих посетителей этой ночлежки. Его взгляд до сих пор трезв и четок. Он может с точностью дать характеристику каждому постояльцу, хотя ему все равно на боль и мучения соседей.

Бубнов после принятия такой тяжелой жизненной ситуации начинает считать, что истый характер проявляется только тогда, когда человек все теряет в своей жизни.

Но несмотря на все это он остается циником и не хочет бороться за нормальное существование.

Образ этого человека заставляет нас задуматься о том, что в любой ситуации необходимо быть человеком и не теряться, а идти вперед навстречу к лучшему будущему.

Вариант 2

В то время, как Горький написал пьесу «На дне», многие люди по разным причинам опускались на дно жизни. У них не было жилья, дома, семьи. В то же самое время существовали и другие люди, старающиеся из всего извлечь выгоду.

Эти предприимчивые дельцы слегка обустраивали подвалы, заброшенные дома, и устраивали там ночлежки для бездомных босяков.

Такие ночлежки напоминали больше притоны, где находили приют изгои общества, преступники, проститутки, пьяницы, и тому подобное отребье.

Одним из таких отщепенцев и был картузник Бубнов, второстепенный герой из пьесы Горького, обитатель ночлежки Костылевых. Бубнов когда-то был нормальным человеком, довольно состоятельным. Он был владельцем собственной красильной мастерской, имел дом, жену.

После того, как его жена связалась с мастером из их красильни, Бубнов сначала кулаками доказывал свою правоту. Но после того, как дело чуть не дошло до смертоубийства, он пустил все на самотек. Сначала он еще пытался как-то устроиться в жизни, работал в какой-то компании.

Но когда допустил ощутимую растрату, ему остался один лишь путь, на дно. Так Бубнов оказался в ночлежке у Костылевых.

Бубнов далеко не глупый человек, он разумно мыслит, но уже давно ко всему относится скептически. У него исчезли все мечты и стремления, Бубнов просто плывет по течению жизни, так как уверен в том, что он – жертва обстоятельств, таким был предначертан его жизненный путь. Он ничего не хочет менять в этой жизни, ему так удобнее.

На самом деле, это прямолинейный и честный человек, по своему развитию стоящий на ступень выше некоторых обитателей этого притона. Он может дать яркую и точную характеристику каждому из постояльцев, ему хорошо известны их нравы и привычки.

Вместе с этим, Бубнов равнодушный и циничный, ему чуждо сострадание и добродетель, ему глубоко плевать на боль и мучения ближних.

Читайте также:  Шпицберген: уголок арктики

Бубнов убежден в том, что истинная сущность человека проявляется только тогда, когда человек лишается всего. По его мнению, как себя не приукрашивай, ничего не добьешься. А потом наступит время, когда с человека слетит все напускное, и без прикрас человек останется просто скотиной.

Может быть, к такому мрачному и скептическому отношению к жизни, его подтолкнула измена и предательство жены, может, что-то другое. Факт тот, что он стал фаталистом и циником.

Наверное, всегда надо находить в себе силы для дальнейшей борьбы, и не уподобляться мусору, плывущему по течению.

Сочинение про Бубнова

Любой персонаж каждого литературного произведения вызывает к себе определенное отношение со стороны читателя. По каждому герою можно составить определенный портрет и сделать соответствующие выводы. Точно также не составит особой сложности определить характеристику героя произведения М.Горького «На дне».

Автор ярко и наглядно демонстрирует читателю картину быта в конкретной жизненной ситуации. В пьесе говорится о людях, которые оказались выброшенными за борт жизни. Нынешнее место их пребывания – подвал Костылева.

Здесь нашли приют люди различных слоев, профессий и званий – от рабочих и крестьян до заезжих актеров и дворян.

Всех их объединяет одно – отсутствие жизненных перспектив и безоговорочное принятие своего жалкого существования. Среди них Бубнов занимает особое место. В своих взглядах на жизнь он не одинок: его точку зрения разделяет Барон.  В то же время ему приходится сталкиваться и с противоположными мнениями в лице Луки и Сатина.

Каковы же взгляды и убеждения Бубнова? Главная его идея – это невозможность человека пойти против обстоятельств и пересилить волю судьбы. По его мнению, сложившуюся ситуацию преодолеть нельзя. Если уж так написано на роду, то остается лишь один путь – смирение. Он не предпринял ни одной попытки сделать свою жизнь лучше.

В 45 лет он считает, что его жизнь кончена, и здесь, в этом самом месте ожидает последний час его жизни. В своей правоте он убежден окончательно, и никто не в силах разубедить его. Автор характеризует Бубнова как человека равнодушного и циничного.

Особенно ярко это видно в эпизодах с Анной: первый – где на просьбу женщины не шуметь Бубнов цинично замечает, что «шум — не помеха смерти», второй – когда Анна умирает, и герой не испытывает ни капли жалости, равнодушно отзываясь о ней.

Бубнову не знакомо такое чувство, как сострадание. Он не способен оказать моральную поддержку ближнему, проявить искреннее сочувствие. Ложь он оправдывает и лгунов не осуждает. Герой знает цену всем, кто присутствует в ночлежке, и нисколько не утаивает своего отношения к каждому из них.

С другой стороны, несмотря не все свои недостатки, Бубнов имеет собственную печальную историю, которая привела его к такой жизни.

Ко всему прочему, он еще и мечтатель – нередко он предается фантазиям о том, что бы он делал и кем бы стал, если бы вдруг разбогател. А история его заключается в том, что раньше он был хозяином одной небольшой мастерской.

Вскоре он узнал об измене жены с его помощником. Сначала он хотел проучить ее, но все же отказался от мести и покинул ненавистный дом.

На мой взгляд, Бубнов представляет собой сложного, неоднозначного персонажа, и читатель сам выбирает, как к нему относиться. Одни начнут испытывать к нему жалость, другие поспешат осудить.

И поскольку, главный герой произведения вызывает неоднозначные чувства, относиться к нему строго положительно или строго отрицательно просто невозможно.

В чем-то ему действительно можно посочувствовать, а что-то в его характере, словах и поступках не принять и даже осудить.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gorkij/harakteristika-i-obraz-bubnova-v-pese-na-dne

Характеристика Бубнова в пьесе «на Дне»

Каждый читатель после прочтения любого произведения может смело сделать вывод по какому-либо персонажу. Несложно выявить и то, какова характеристика Бубнова в пьесе «на Дне» М. Горького. Автор как можно точнее пытается показать и описать быт людей в определенной жизненной ситуации.

М. Горький в данном произведении показывает нам, как существуют люди, выброшенные, так сказать, за борт жизни. Все они разместились в подвале Костылева.

Именно здесь можно встретить людей различных социальных групп: рабочие, дворяне, мещане, заезжий актер, крестьяне.

Что же может объединять всех этих людей? Видимо, все они уже не видят никаких перспектив в своей жизни и уже давно смирились со своим бренным существованием.

Среди них всех особое внимание заслуживает Бубнов. В этой ночлежке у него есть как сторонники (Барон), так и люди с противоположным взглядом на жизнь (Лука и Сатин).

В чем же заключаются убеждения и взгляды Бубнова? Его главная идея – бессилие человека перед сложившимися обстоятельствами.

Он считает, что если уж и написано у нас на роду, что придется попасть в такую сложную ситуацию, то никак этого не избежать, придется лишь смириться с этим фактом. Он сравнивает людей с щепками, которые плывут по течению, не зная, куда оно приведет.

Бубнов в этой жизни ни к чему не хочет стремиться. Он даже не пытается хоть как-то изменить свою жизнь в лучшую сторону.

На момент действия ему 45 лет, поэтому он думает, что жизнь его кончена, а ночлежка, где они все обитают, станет его последним пристанищем.

Никто не может переубедить Бубнова в обратном, так как он свято верит в свою правоту. М. Горький даже характеризует его как равнодушного человека.

Стоит отметить, что главный герой не только равнодушно, но и цинично относится к людям.

Например, когда Анна просит его вести себя потише, так как чувствует себя неважно, то Бубнов отвечает, что «шум – не помеха смерти…» После смерти Анны он также равнодушно и без малейшей жалости отзывается о ней.

Бубнов не приемлет даже такие чувства, как сострадание и моральная поддержка человека. Он не осуждает тех людей, которые лгут. Он считает, что если в этой лжи есть польза для человека, то это только приветствуется.

Главный герой знает цену каждому присутствующему в ночлежке и может сказать это напрямую, ничего не утаивая. Но, несмотря на все отрицательные качества, Бубнов любит мечтать о том, что бы он делал, если был бы богат.

Что же привело его в это место отчуждений? Раньше он был владельцем небольшой мастерской. Но в один момент он узнал, что жена нашла себе любовника в лице его помощника. Он сначала хотел отомстить ей за столько гнусное поведение, но затем передумал и решил уйти.

Таким образом, каждый читатель самостоятельно решает, как относится к такому персонажу, как Бубнов. У некоторых он может вызвать жалость в связи с печальным положением его дел, другие, наоборот, осуждающе смотрят на каждое его слово.

На этой странице искали :

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/xarakteristika-bubnova-v-pese-na-dne.html

Методическая разработка по литературе (11 класс) на тему: урок по пьесе Горького «На дне»

Вводный урок по пьесе Горького «На дне».

Знакомство с героями. Конфликт и проблематика». Анализ 1-го действия.

Цели урока:

образовательные: способствовать развитию познавательного интереса к творчеству Горького; развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; воспитывать внимание к слову; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации; организовать деятельность учащихся по выявлению прогностической силы пьесы Горького в сопоставлении с другими произведениями;

развивающие: способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной компетентности; создать условия для развития креативности на уроке; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности; закрепить умение анализировать, исследовать и оценивать художественное произведение и его героев;

воспитательные: приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества и гражданской ответственности.

Оборудование:

— проектор (презентация к уроку, слайды);

— портрет М. Горького;

— иллюстрации к роману;

— таблица: характеристика героев;

Тип урока: работа по новой теме с комплексным применением знаний учащихся, урок-размышление (беседа по вопросам, ассоциативное мышление, заполнение таблицы о героях, выписка цитат-афоризмов).

Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.

Методические приёмы:

— Исследование афиши: (название пьесы, значение имён, профессий, возрастов героев; прототипы героев);

— осмысление названия произведения «На дне», работа со словом;

— заполнение таблицы: цитаты о героях, особенности языка;- выразительное чтение по ролям 1-го действия.

Учебник: «Русская литература XX-века» под редакцией Ю.И. Лыссого

Основной вопрос, который

я хотел поставить в пьесе

«На дне», — это что лучше:

Истина или сострадание?

М Горький

Горький нагромоздил гору

величайших страданий…

и объединил жгучим стремлением

к правде и справедливости.

Л. Андреев о пьесе «На дне»

Ход урока

Оргмомент. Сообщение темы урока: «Изучение философской драмы о назначении и возможностях Человека, о сути человеческого отношения к Человеку». Обращение к эпиграфам урока, комментирование их.

Повторение. Драматические произведения. В чём состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?

Ответы учеников. 

Драма (греч. — «действие») — самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене.

Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию — исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель.

Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).

Учитель. Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт — острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу.

В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон.

При этом в драме не может быть лишних героев — все герои должны быть включены в конфликт.

Прежде чем приступить к изучению пьесы объясните вашу ассоциацию на слово «дно».

Варианты ответов учеников: дно – это мусор, яма, отбросы общества, падение, банкротство, безысходность.

Учитель: а что значит оказаться на «дне»?

Ученики: быть бесправным, ничего не делать, не работать, стать нищим.

Учитель: Горький писал эту пьесу в начале прошлого века. Изменилось ли что-нибудь?

Ученики: практически нет. Существуют ночлежки, нищие, бездомные.

Учитель: таким образом, тема, которую определил автор, до сих пор актуальна.

А сейчас задержимся на афише, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише.

Проектор:

  • Горький отверг первоначальные названия пьесы — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».
  •  Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву.
  • . 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне».
  • Зрители впервые увидели на сцене страшный мир «бывших людей», босяков.

Учитель добавляет: напряжённая тишина, прерываемая временами то рыданиями, то гневными выкриками свидетельствовала о том, как был потрясён зал…

Каждая реплика о «волчьей жизни», о том, что «работы нет, хлеба нет», что «бьют для порядка», вызывала такую неистовую реакцию зрителей, что Немирович-Данченко шептал из-за кулис актёрам, чтобы те играли «полегче». Он опасался, что полиция не даст закончить спектакль.

  • Чем могло привлечь зрителей  название пьесы?

«Дном» называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт, несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования «дна» жизни предполагает и наличие «верхнего течения», к которому стремятся персонажи.

Вопрос: Почему одни действующие лица названы только по фамилии,

другие — по имени, третьи — полностью, с указанием рода занятий?

  • Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на «дне» жизни, в ночлежке.

Прототипы героев

  • Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип:
  •  артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера;
  •  Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя;
  • В Нижнем Новгороде, да и в других местах, Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки. 
  • Сатин также писался с конкретного человека.    Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому.

Поговорим об именах, фамилиях

Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией ЛУКА?

— один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета «Московские ведомости», 23.12.1902 г.: «Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное… и… пробудив к жизни ростки добра».)

Читайте также:  Времена года, погода и климат бразилии

— Имя Лука происходит от слова «лукавый». Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: «Религия старца лукавого есть религия лжи»).

— В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому.

Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник.

Священник и хирург в ватнике — таким увидел его скульптор.

Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией Сатин?

  • Сатин — в этом имени звучание слова «сатана». Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

О чём говорит род занятий действующих лиц?

Клещ — слесарь,

Квашня — торговка пельменями,

Алёшка — сапожник,

 Кривой Зоб и Татарин — ключники.

Ответы: Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. Но они не работают. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на «дне» жизни, в ночлежке.

Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).

Понятно, что здесь, в условиях «дна», самые возвышенные чувства не принесут счастья.

Обратимся к героям. Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?

Клещу и Квашне по 40 лет, Анне — 30, Бубнову — 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди — в ночлежке, они не имеют ничего.

— Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.

Учитель: прежде чем приступить к чтению по ролям 1-го действия, попрошу дать краткую информацию о героях. (Индивидуальные сообщения) Учащиеся заполняют таблицу о героях, дома работу продолжат, сделают выводы и сдадут после изучения произведения.

Таблица-исследование судьбы героев в пьесе Горького «На дне».

Предыстория героя, как попал на «дно» Чем занимается в ночлежке? К чему стремится, о чём мечтает? Особенности речи, афоризмы Вывод.Чего достиг.

Знакомство с героями. Клещ.

  • Всего полгода находится в ночлежке.
  •  Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди людей, находящихся без труда.
  • Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность.
  • В 1-м акте — два раза ремарка «угрюмо». Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
  • Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет… силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо…»

Актёр.

  • В прошлом интеллигентный человек, артист. Он добр, отзывчив.
  • Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников.
  • на данное время пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.
  • Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: «помолчав», «вдруг как бы проснувшись».
  • У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но «никто этого не знает»). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. «Мой организм отравлен алкоголем». Ремарка «с гордостью» многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Бубнов.

  • Дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.
  • Груб, циничен. На просьбу умирающей Анны прекратить крики брань спокойно отвечает: «Шум – смерти не помеха».
  • Безразличен к судьбе товарищей. Равнодушие его проявляется в момент смерти Анны. «Кашлять перестала»,-говорит он.
  • Когда-то имел мастерскую…пропил.
  • «Ленив я. Страсть как работать не люблю».
  • С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие.

Барон

  • Потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился ниже всех. В этом человеке нет ни одного светлого человеческого качества.
  • Он ещё молод, ему 33 года, но живёт за счёт Насти, подкармливает его Квашня. Настю обзывает «дура», «шлюха», «мразь» — и тут же спешит мириться, цинично объясняя: «Не помиришься – на выпивку не даст».
  • «Пропащая душа, пустой человек»,-говорят о нём босяки.

Васька Пепел.

  • Богатырь по своей силе и душевной щедрости;
  • Полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё стал вором;
  • Ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна;
  • Всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу.

Настя.

  • В 1-м акте появляется с романом «Роковая любовь». (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную «культуру» городской проститутки.)
  • Она уже нашла «возвышающий обман» до прихода Луки.

Сатин.

  • Появляется не со словами, а с рычанием.  Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница.
  • Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.
  • Оказался  здесь потому, что убил негодяя.
  • Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты.
  • Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает «орудие», «орган знания», «разум». (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр — это древнегерманское племя, означает «тёмный человек». В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
  • В его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни.
  • Монолог о Человеке: «Человек! Это – великолепно. Это звучит…гордо!»

Лука.

  • Появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной. На вопрос Василисы: «Ты кто такой? – отвечает: «Проходящий…странствующий».
  • Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири.
  • В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор, готов дать совет.
  • Для каждого находит ласковое слово, утешение.

Но нуждаются ли в этом обитатели ночлежки? Ответим на этот вопрос позже.

Чтение 1-го действия по ролям. На проекторе текст.

(в драме важно появление героев, их первые реплики).

Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. «Озяб», — говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу.

Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя.

Выводы после чтения. 

В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, — о своём.

Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог — форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким — каждый говорит о своём.

О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: «А ниточки-то гнилые…»; Бубнов — Насте: «Ты везде лишняя».

) Этими словами раскрывается «подтекстовый смысл»: мнимость связей, ненужность этих людей.

Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, «сонное». Развитие конфликта начинается с появления Луки.

Основная проблематика пьесы: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?

Учитель: это домашнее задание, ответить устно, опираясь на текст, образы Сатина и Луки, приводя цитат (заполнить таблицу).

Рефлексия: составить синквейн по теме урока.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/10/31/urok-po-pese-gorkogo-na-dne

Герои пьесы «На дне» Горького: характеристика, образы и судьбы — Статейный холдинг

Драма «На дне» является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев пьесы «На дне» будет представлено в этой статье.

Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный экономический кризис.

Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей.

Это привело к тому, что появилось большое число «босяков», опустившихся на дно жизни.

Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители «дна». Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы «На дне» – именно такие люди.

Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его внутреннего мира. Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила – это все находит отражение в произведении. Герои пьесы «На дне» – люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь.

Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди «дна», изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его – каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные.

Почему же «на дне» жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел – представитель «воровской династии». Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором.

Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну «казенную палату», в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении – это Сатин.

Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы «На дне» склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: «А почему погиб? Веры у меня не было…»

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

Создавая образы героев пьесы «На дне», автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы «На дне» не воспользовались им.

Чем утешают себя герои?

Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут воспоминаниями о прошлом. Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя.

При этом характеристика героев пьесы «На дне» дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о хлебе насущном, поскольку они живут впроголодь.

Авторская характеристика героев пьесы «На дне» говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое.

Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

За исключением Бубнова, все герои произведения «ночлежный» образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со «дна» вынесет на поверхность.

Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой –слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. «Вот, погоди… умрет жена…» –говорит он.

Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей.

Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое загробной жизни, в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его – уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

Читайте также:  Река нева в россии

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя.

Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг «еще немножко… пожить». Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Мнение Сатина

Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью.

В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы «На дне» Сатин и Лука выражают противоположные мнения.

Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: «Человек!.. Это звучит… гордо!»

Дальнейшая судьба героев

Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы «На дне» Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со «дна».

Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: «Я и так не убегу».

На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со «дна», и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде.

Он считает, что назначение сильного человека – искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. «Со дна» могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства.

Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы «На дне». Верой в человека проникнуто все произведение.

Источник: fb.ru

Сохрани статью себе в соцсеть!

Источник: https://teora-holding.ru/geroi-pesy-na-dne-gorkogo-harakteristika-obrazy-i-sudby/

Система образов пьесы “На дне” М. Горького

В пьесе нет подробного изложения биографий героев, но по отдельным деталям можно восстановить образ каждого из обитателей подвала. Все они достойны лучшей жизни, однако жестокие обстоятельства заставили их влачить жалкое существование в ночлежке.

Обитатели ночлежного дома очень разные люди. Клещ когда-то работал слесарем, теперь живет мечтами о честном труде. Всю злость и безысходность он вымещает на своей жене Анне, загоняя ее в гроб. Сатин вспоминает, как он служил на телеграфе. Бубнов был скорняком, а после разрыва с женой потерял все.

Актер тоскует о своем театральном прошлом, когда он выступал под именем Сверчкова-Заволжского, о тех аплодисментах, которые звучали в его адрес. Барон в прошлом имел достойную благополучную жизнь, но промотал все свое состояние. Настя, живущая в мире своих фантазий о страстной любви некого Рауля, надеется, что такая любовь изменит ее жизнь.

Вор Васька Пепел всей душой тянется к правильной жизни, надеясь обрести ее в любви к Наташе.

Самым

светлым образом в пьесе, носителем добра является Лука. Он несет успокоение: Актеру говорит, что от пьянства можно излечиться; Анне – что за ее мучения в этой жизни после смерти ее ожидает рай; Ваське Пеплу он советует уйти из ночлежки и уехать в Сибирь, взяв с собой Наташу.

Лука всегда добр, снисходителен к слабостям и грехам других. Он не навязывает своих взглядов окружающим. С его появлением многое меняется в ночлежке. Обитатели ночлежки не привыкли к сочувствию и жалости. Вначале они относятся к страннику с враждебностью, считая его слова ложью.

В конце действия даже первый противник Луки Сатин выступает в его защиту.

Образ Луки в разное время вызывал много споров. Его обвиняли во лжи и корысти, связывая его имя по созвучию со словом “лукавый”. “Он врал” людям из жалости к ним, тем самым творил добро. Лука оказал огромное влияние на всех обитателей ночлежки. Горький создал сложный и противоречивый образ.

С одной стороны, Лука – наиболее интересная среди персонажей личность. С другой стороны, его доброта, снисходительность, желание помочь оборачиваются роковыми последствиями для обитателей ночлежки.

Убит в драке Костылев, попадает в тюрьму Василиса и ее любовник Васька Пепел, пропадает без вести изуродованная Василисой ее сестра Наташа, умирает жена Клеща Анна, кончает жизнь самоубийством Актер. Таков финал драмы.

(No Ratings Yet)
Loading…

Система образов пьесы “На дне” М. Горького

Источник: http://home-task.com/sistema-obrazov-pesy-na-dne-m-gorkogo/

«На дне»: анализ пьесы, образы героев, постановки

«На дне» — сцены М. Горького. Пьеса написана в 1902 г. Первая публикация: издательство Мархлевского (Мюнхен) без указания года, под названием «На дне жизни» (в продажу поступила в конце декабря 1902 г.).

Окончательное название «На дне» впервые появилось на афишах Московского Художественного театра. Публикуя пьесу, Горький не дал ей никакого жанрового определения. На афише МХТ жанр был обозначен как «сцены».

Пьеса отличается нетрадиционной, повышенной «идеологичностью», которая стала источником страстного драматизма.

«Дно», выступая в различных значениях этого слова (социального низа, «глубины души», глубины понятий и нравственного падения), представлено в ней как экспериментальное пространство, в котором рассматривается человек «как он есть».

Действующие лица заново пересматривают отношения «правды» и «лжи» применительно к человеку, смыслу жизни и смерти, вере и религии.

Парадокс философской драмы Горького заключается в том, что о «последних» вопросах бытия рассуждают исторгнутые из общества подонки — в буквальном смысле слова. Освобожденные от «социальных одежд», иллюзий и критериев, они являются на сцену в своей сущностной наготе («Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался»), являются, чтобы сказать обществу свое «нет».

Доморощенные ницшеанцы, горьковские ночлежники выступают подлинными отрицателями всех ценностей, идей и представлений, признаваемых обществом. В связи с этим Л.Н.

Толстой отозвался об обитателях горьковской ночлежки как о «вселенском соборе умников». В.И. Немирович-Данченко писал о фигурах, дразнящих «презрением к вашей чистоплотности, свободным и смелым разрешением всех ваших «проклятых вопросов». К.С.

Станиславского восхищала в пьесе «атмосфера романтики и своеобразной дикой красоты».

В пьесе «На дне» Горький децентрализовал интригу и отказался от главного героя, найдя новое единство, объединяющее пестроту характеров, лиц, типажей. В основу сценического характера автор положил жизненную философию героя, его основную мировоззренческую установку.

Перемещая центр действия от одного «минутного героя» (И.Ф. Анненский) к другому, Горький придал пьесе «На дне» не столько сюжетное, сколько идейное единство. Нерв драмы — в обнажении позиций действующих лиц, яростно защищающих свое понимание жизни.

«Я» героя раскрывается как соответствие поведения — убеждению, страстно отстаиваемого в диалогах. Заряд защиты своего «я» таков, что любой спор способен вылиться в скандал, драку, поножовщину.

«Равенство в нищете» подвигает героев на отстаивание собственной индивидуальной неповторимости, непохожести на остальных.

Спившийся Актер не устает подчеркивать, что у него «весь организм отравлен алкоголем» и при всяком удобном случае напоминает о своем актерском прошлом. Проститутка Настя яростно защищает свое право на «роковую любовь», вычитанную из бульварных романов. Барон, ставший ее сутенером, не прочь вспомнить о «каретах с гербами» и «кофе со сливками» по утрам.

Бывший скорняк Бубнов последовательно и упрямо утверждает, что «снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется…», и готов презирать любого, кто мыслит иначе. Сапожник Алешка не желает, чтобы им командовали и в свои двадцать лет бьется в пьяной истерике: «…

ничего не желаю! На, ешь меня! А я — ничего не хочу!» Бесперспективность существования — мета «дна», отмечающая эту разнородную массу людей общностью судьбы. С особенной силой она выявляется в судьбах умирающей Анны и Наташи, которая все «ждет и ждет чего-то», мечтая о человеке, который выведет ее отсюда.

Даже хозяин ночлежки Костылев и его жена Василиса («зверь-баба»), околоточный надзиратель Медведев — тоже люди «дна», обладающие весьма относительной властью над его обитателями.

Идеологом свободного «дна» выступает шулер Сатин, с презрением говорящий о всем том, что ценится людьми «приличного общества». Ему «надоели все человеческие слова» — стертые, пустые оболочки с выветрившимся содержанием.

Его легкость отношения к жизни вызвана в значительной мере тем, что он бесстрашно пересек линию, разделяющую «да» и «нет», и свободно расположился «по ту сторону» добра и зла.

Живописность облика, артистизм натуры, прихотливая изощренность логики, афористичность высказываний говорят о любовном отношении автора к этому образу — источнику всепроникающего антибуржуазного пафоса пьесы.

Взрывает привычную инерцию существования, провоцирует обитателей «дна» на самораскрытие, подталкивает их к действию — Лука, «старец лукавый»,(имя которого парадоксально вызывает в памяти и образ евангелиста Луки и эпитет дьявола — «лукавый»). Мысль о необходимости веры для человека — центральная в образе.

Вопрос о действительном соотношении неприкрашенной, «голой» правды и «подрумянивающей» реальность лжи, он подменил проблемой «веры».

Обитателей ночлежки Лука активно убеждает верить и действовать в соответствии с тем, во что смог, сумел поверить: Анну — в потустороннюю встречу с добрым и ласковым Богом; Актера — в существование бесплатных лечебниц для алкоголиков; Ваську Пепла — в хорошую, счастливую жизнь в Сибири; Наташу — в «хорошесть» Васьки.

Настю он уверяет, что была у нее настоящая любовь, а Сатину советует идти к «бегунам». Свой парадоксальный, полный двусмысленности «символ веры» странник формулирует, отвечая на вопрос Васьки Пепла «Есть ли Бог?»: «Коли веришь, — есть; не веришь, нет… Во что веришь, то и есть…».

В мировоззрении Луки вера выступает заменителем «окаянной», нестерпимой правды, которую не всякий человек может выдержать. Отводя вопрос о том, «что есть истина», он предлагает лечить душу — не правдой, а верой, не знанием, а действием. В зашифрованном виде эта мысль высказана им в хитрой сказочке о «праведной земле». Ответом на нее прозвучал монолог Сатина о «гордом человеке», в котором правда предназначается для «свободного человека», а ложь остается религией «рабов и хозяев».

Лука исчез из пьесы—«яко дым от лица огня», как «грешники от лица праведных», — ушел туда, где, по слухам, «веру новую открыли». А цепкие объятия «дна» задушили многих из тех, кого он так горячо убеждал «верить»: пропали Наташа, Васька Пепел, потерял надежду выбраться Клещ, повесился Актер.

Люди «дна», свободные ото всего — от Бога, от других людей, от общества в целом, от собственного прошлого и от мысли о будущем — вольны «пропадать» и дальше.

«Дно» — это не то, что жизнь сделала с людьми; «дно» — это то, что люди сделали (и продолжают делать) с собой и друг с другом — последний горький вывод драмы.

Премьера пьесы состоялась 18 декабря 1902 г. в Московском Художественном театре. Постановка К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В главных ролях: Сатин — Станиславский, Лука — И.М. Москвин, Настя — О.Л. Книппер, Барон — В.И. Качалов, Наташа — М.Ф. Андреева. В январе 1904 г. пьеса была удостоена Грибоедовской премии, высшей для драматургов награды.

Спектакль МХАТ не сходил со сцены более полувека, пережив три революции и две мировые войны. Наиболее значительные другие постановки: М. Рейнгардта (1903 г., «Малый театр», Берлин); Люнье-По (1905 г., «Творчество», Париж); Г.Б. Волчек (1970 г., «Современник», Москва); Р. Оссейна (1971 г., Драматический театр, Реймс); А.В. Эфроса (1984 г., Театр на Таганке, Москва); Г.А.

Товстоногова (1987, БДТ имени М.Горького, Ленинград).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/gorkij_m/na_dne_analiz_pesy_obrazy_geroev_postanovki/107-1-0-1360

Ссылка на основную публикацию