Алексей николаевич плещеев: жизнь и творчество

Поэты классики

Истинным назначением литературы считается преодоление разделительной грани между разумом и чувствами человека.

Предназначение поэзии, в свою очередь, кроется в фундаментальном концепте возвращения истинного, непосредственного восприятия мира.

Ценность стихов, в конечном счете, состоит в отражении характерных переживаний читателя и образа самого поэта с его непростым внутренним миром. Следовательно, весь рифмованный мир необычайно разнообразен и многогранен.

В течение нескольких тысячелетий стихи, как удивительное пространство ярких образов и рифм, сопутствуют жизни человека. Говоря слегка стереотипно, поэзия осуществляет огромное влияние на человечество, или же, более современно, поэзия социально значима.

В чем же ее суть и зачем людям вообще так необходимы стихи? Стих — это особый вид самореализации человека, четко выраженный душевный язык, элементарное, структурированное олицетворение ловкости управления словами, выражение внутреннего настроя в ритмической…

Истинным назначением литературы считается преодоление разделительной грани между разумом и чувствами человека.

Предназначение поэзии, в свою очередь, кроется в фундаментальном концепте возвращения истинного, непосредственного восприятия мира.

Ценность стихов, в конечном счете, состоит в отражении характерных переживаний читателя и образа самого поэта с его непростым внутренним миром. Следовательно, весь рифмованный мир необычайно разнообразен и многогранен.

В течение нескольких тысячелетий стихи, как удивительное пространство ярких образов и рифм, сопутствуют жизни человека. Говоря слегка стереотипно, поэзия осуществляет огромное влияние на человечество, или же, более современно, поэзия социально значима.

В чем же ее суть и зачем людям вообще так необходимы стихи?

Стих — это особый вид самореализации человека, четко выраженный душевный язык, элементарное, структурированное олицетворение ловкости управления словами, выражение внутреннего настроя в ритмической форме во внешний мир.

Для поэтов, людей глубоко чувственных и зависящих от состояния эмоционального всплеска, стихи являются одним из главнейших жизненных сенсов. Поэтому творя, они склонны выражать накопленные мысли и эмоции.

Из-за чего любая нехватка вдохновения, или так называемый «творческий кризис», считается практически непреодолимой проблемой, напрямую зависящий от продуктов их собственной поэтической творческой деятельности.

Для более продуктивного развития интеллектуальных способностей ребенка, большинство специалистов советуют совместное чтение и заучивание стихотворений всевозможной тематики и объема.

Такие занятия безусловно улучшат как взаимоотношение детишек с матерью-педагогом, так и будут способствовать развитию аппарата воображения, речи и памяти малыша. К тому же ребенок, скорее всего, заинтересуется возможностью сочинять собственные стихи.

Это важно, так как с помощью поэзии, при условии наличия таланта и большой тяги к делу, стихи могут стать истинной отдушиной или будущим призванием ребенка. В свою очередь, у взрослых под влиянием силы стихов открывается новое “видение”.

Во взрослом мире стихотворениям свойственно пробуждать души, чувства и разум, позволяющим иначе переоценить суть проблем современности.

В целом, стихотворения пособничают переживанию тех или иных импульсов, воодушевляют языковой, словесной шалостью и авторского видения поэта. В созвучии с мелодией, стихи обретают форму песни. Кроме этого, стихи — отличный способ самопрезентации.

Таким образом, стих универсальная величина, необходимая социуму. Она будет репродуцировать новые и устаревшие стихи. Пока новейшие стихотворения репрезентируют общественные ориентиры принципиальные жизненные идеалы, старые будут просто перечитываться.

Наиболее удачными в мировом значении признаны стихи русских поэтов классиков. Русские поэты, сочетая особую тонкость и ранимость своих произведений, детализировано описывают нашу реальность с «натуры». Русское стихотворное наследие считается величайшим богатством нашей культуры и достоянием мировой литературы.

Стихи русских поэтов проникнуты «русским духом», а их словесная палитра раскрывает потрясающий потенциал могущества русского языка. Поэтому русские поэты классики стихотворений.

Наиболее продуктивными, яркими и запоминающимися стали русские поэты 19 века. Поэзия «серебристов» творилась в атмосфере всеобщего культурного подъема, что переживала Россия на меже конца 19-го и начале 20-го веков.

При этом, «серебряный век» русской поэтической мысли знаменуется бурным разочарованием и тотальным ощущением грядущих исторических перемен.

Следовательно, общая сумбурность времени совершенно нормально реагировала на одновременное появление на литературной сцене таких талантов как Александр Блок, Владимир Маяковский, Александр Белый, Владислав Ходасевич и многих других. Это было уникально. Особенно по части любовной поэтики.

Во все времена любовь, дарящая лирическое настроение, вдохновляла поэтов на поэтическое выражение своих чувств.

В наши дни красивые стихи о любви также в цене — стихи любимому или любимой посвящают практически все современные авторы. Такие стихи полны откровенным сладострастием и романтическим томлением.

Стихи востребованных ныне поэтов, как классиков, так и современников, обладают неимоверной ритмикой и однозначно «цепляют» любого, кому все же попадают в руки.

К сожалению, сегодня спрос на литературные произведения не столь велик, но это не означает, что литература, и в частности поэзия, вовсе переживает застой.

Просто теперь они пишутся по-другому, соответственно и читаются по-другому.

Эта форма словесного самовыражения, согласно тенденциям мировой культуры, приобретает экранный характер и презентует себя «в живую» лишь в рамках литературных фестивалей и авторских читок.

Некоторое время назад, полагалось, что «конец» русской поэзии настал с уходом Анны Ахматовой и Иосифа Бродского.

Однако поэтический Олим не остался пустовать — в последнее время лаврами всеобщего признания и славы стали пользоваться такие поэты как: Вера Полозкова, Ес Сой, Гера Шипов, Андрей Орловский, Белинда Наизусть, Леона Вишневская и Ах Астахова.

Стихи про время в котором мы живем с их пера выходят колко и правдиво, отчетливо передавая специфику и эмоциональный надрыв времени.

Сегодня довольно-таки модно быть поэтический развитым. Для этого не обязательно знать все стихи наизусть, достаточно хотя бы умения ориентироваться и разбираться в их многообразии, а также авторстве.

Существует огромное множество литературных порталов и сайтов, которые фокусируются на презентации коллекций стихотворений всех времен и тематик. Эти ресурсы предназначены как для истинных ценителей красоты слова, так и для начинающих открывать мир поэтического опыта человечества.

В любом случае персонально отобранные стихи девушке, матери или другу, произведут впечатление и улучшат вашу репутацию.

Читайте, пишите, любите!

Источник: http://worldpoesy.com/?country=ru&objectType=biography&id=f08d01lhmt4elxil

Плещеев Алексей Николаевич

ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич родился [22. XI (5.XII).1825, Кострома] в семье губернского чиновника — поэт.

Его семья принадлежала к старинной дворян­ской фамилии. В 1827 отец Алексея Николаевича переводит­ся на службу в Нижний Новгород, где провел свои детские годы и будущий поэт.

До 13 лет Алексей Николаевич учился дома, где получил хорошее образование и знание иностран­ных языков.

В 1839 был отдан в Пе­тербургскую школу гвардейских подпра­порщиков, где некогда учился и Лермон­тов.

В 1843 поступает на восточный факультет Петербургского университета. Од­нако предметы, которыми он занимался «без всякой любви», заставляют его поки­нуть университет, чтобы на свободе за­няться «живыми» науками, близкими «к интересам времени» — историей и полит­экономией.

В 1844 появляются первые стихотворения Плещеева, которые он публикует в «Современнике», «Библиотеке для чте­ния», «Литературной газете».

В 1846 вышел первый сборник. Поэт звал в них к «доблестному подвигу», верил в «желанный час освобождения» народа из-под ига самодержавия. Он ста­новится членом общества, возглавляемого Петрашевским.

В 1849 кружок был разгром­лен. Алексей Николаевич вместе с другими членами круж­ка был приговорен к смертной казни, которая в последнюю минуту была заме­нена солдатчиной и ссылкой. Лишенный «всех прав и состояния», отданный рядо­вым в Оренбургские линейные батальоны, он почти 10 лет тянул солдатскую лямку.

В 1858 кончился срок ссылки Плещеева, «бывше­му политическому преступнику», был разрешен въезд в столицу, и он поселил­ся в Москве под «секретным», «строжай­шим» надзором полиции «без срока»

В середине 50-х гг. Алексей Николаевич возобновляет прерван­ную литературную деятельность. Он актив­ный сотрудник «Современника», в 1859— 60 неофициально редактирует газету «Мос­ковский вестник».

В 1858, 1861 и 1863 выходят сборники.

В 1887, 1898 и 1905 — полное собрание его стихотворений.

В 1860 и 1896—97 — два тома повестей и расска­зов.

Плещеев издает в эту пору «Повести и рас­сказы» И. С. Тургенева, семь выпусков полезного пособия для учащихся — «Гео­графические очерки и картины», литера­турные сборники для детей. Много пишет для театра. Закрытие «Современника», «Русского слова» ставят Плещеева в тяжелое по­ложение, он вынужден служить ревизо­ром Контрольной палаты Московского почтамта.

С 1867 в связи с возобновлением Некра­совым «Отечественных записок», сотрудничает с журналом.

В 1872 Алексей Николаевич получил разрешение на въезд в Петербург и стал бессменным секретарем некрасовского журнала, актив­ным его сотрудником.

С 1877 — заведую­щим стихотворным отделом. После за­крытия «Отечественных записок» вме­сте с основной группой членов редакции этого журнала перешел в «Северный вестник», где с 1884 по 1890 заведовал сти­хотворным и беллетристическим отделами.

Плещеев заботился об успехе журнала и прила­гал много сил, чтобы улучшить его литературно-художественные отделы.

Он при­нимал деятельное участие в работе Лите­ратурного фонда, был старшиной Артисти­ческого кружка в Москве, организован­ного Островским, одним из учредителей Общества русских драматургических пи­сателей, председателем Общества сцени­ческих деятелей, членом Театрально-ли­тературного комитета, активным участни­ком Общества российской словесности.

Стихотворения, вошедшие в сборник 1846, привлекли внимание читателей своей общественной направленностью. Испытав сильное воздействие Пушкина, Лермонто­ва, Огарева, Алексей Николаевич продолжал традиции граж­данской лирики.

Его стихотворение «Вперед! без страха и сомненья…» было программным для петрашевцев. Прозванное «русской Марсельезой», оно звучало на митингах и маевках и стало песней рабочих, кото­рую пели в канун революции.

Не меньшей популярностью пользовалось стихотворение «По чувствам братья мы с тобой», которое до не­давнего времени приписывали то Добролю­бову, то Рылееву. Призывавшее к бесстра­шию, оно способствовало сплочению пере­довых людей, было любимейшим в семье Ульяновых. Стихи поэта оказали огромное воздействие как на современников поэта, так и на последующие поколения.

Ни арест, ни солдатчина, ни ссылка не сломили убеждений поэта, страстного последователя идей Белинского, его стрем­ления честного служения своей музой об­ществу. Еще находясь в ссылке, Плещеев вни­мательно следит за деятельностью Чер­нышевского, Добролюбова, Некрасова. В первых же стихотворениях, написанных в середине 50-х гг.

, звучат мотивы сострадания к горю народа, к участи угнетенных. Поэт создает ряд стихотворений, где звучит призыв к юному поколению бороться во имя новой жизни («О, юность, где же ты?»).

Через многие стихотворения поэта проходит тема любви к родине и народу, страдаю­щему под игом самодержавия («Нищие», «Родное», «Скучная картина», «На улице»).

Самое сильное стихотворение этого цик­ла — «Отчизна», где изображена горькая жизнь труженика убогих деревень. Поэт мечтает о том дне, когда исчезнет «нена­висть племен», когда не будет «братской кровью меч народов обагрен» («Иль те дня еще далеки?»).

Реалистические тенденции русской ли­тературы обусловили развитие сатириче­ского жанра в ней. Наряду с Некрасовым к нему обращается в 50-е гг. и Плещеев, кото­рому принадлежит ряд сатирических произведений («Мой знакомый», «Счастли­вец», «Дети века все больные»).

Самое силь­ное стихотворение этого цикла — «Марш отступников», полное ненависти к ренега­там и предателям. Элементы сатиры мы находим и в элегических стихотворениях Плещеева.

Поэт никогда не стоял в стороне от общественной жизни, он откликается на острые вопросы и политические собы­тия, обращаясь к молодежи, к единомыш­ленникам, участникам революционного движения.

Он вновь, как и в начале своего пути, поднимает вопрос о назначении поэ­та и поэзии, причем поэт выступает уже не только как пророк, предсказывающий грозную расплату, но и как боец.

Как и Некрасов, он обращается к об­разам великих людей своего времени. Он посвящает стихи Белинскому, Чер­нышевскому, Добролюбову, в которых воплощены характерные черты замечатель­ных борцов революционной демократии.

И, несмотря на то, что ни в одном стихотворении не обозначен адресат (из-за цен­зуры, особенно свирепствовавшей, когда эти произведения создавались), современ­ники узнали тех, чей облик нашел во­площение в стихах Алексея Николаевича.

Разгром революционного движения в 60-е гг., гибель Добролюбова, Михайлова, арест и ссылка Чернышевского потрясли Алексея Николаевича, он тяжело переживал эти события. Гнетущими были и условия работы в связи с наступлением реакции, необыкно­венно тяжелыми обстоятельствами личной жизни. Плещеев тяжело переживал в 60—70-е гг.

то, что не мог сказать «нового слова» «свежим борцам», что ему приходилось только сочувствовать продолжающим дело, которому он отдал лучшие годы юности. Поэт болезненно переживал свою отор­ванность от крестьянской массы.

Читайте также:  Река обь в россии

Его мучило сознание, что он не может вопло­тить в жизнь свои идеалы, то есть принять непосредственное участие в борьбе за сво­боду народа, и эти раздумья мы находим в ряде произведений («Жаль мне тех, чья гибнет сила», «Старик», «Так тяжело, так горько мне и больно»).

Но лирический герой Плещеева не противостоит людям, обще­ству, а тесно связан с ними. Поэт никогда не совершал компромиссов со своей со­вестью, оставаясь верным служению отчизне.

Большое место в творчестве Алексея Николаевича 70-х гг. занимает пейзажная лирика, отличающая­ся простотой, задушевностью («Летние песни»).

Много сил и энергии отдал он, созданию детской литературы, посвятив самым маленьким читателям прекрасные стихотворения, проникнутые горячей лю­бовью к ним. Поэт-гуманист стремился познакомить ребенка с жизнью, объяс­нить окружающий мир.

Он нарисовал пре­красные картины родной природы «роди­мой сторонки». Эти чудесные стихи по до­стоинству оценили Варламов, Мусоргский, Гречанинов, Кюи, Чайковский, написав­шие на них музыку.

Немалое значение имеет деятельность Алексея Николаевича как переводчика. В переводе он видел продолжение своего оригинального твор­чества, придавая большое значение выбору оригинала.

Несмотря на крайнюю нужду, которая заставляла его переводить ради насущного хлеба, он относился к переводу как большому и важному средству в деле воспитания читателя, как высокому ис­кусству, как к работе художественной.

Его перу принадлежат первые в России перево­ды из Стендаля, Золя, Ж. Занд, Додэ, Мо­пассана, Брет Гарта; он один из первых переводчиков Гейне, Петефи, Байрона.

Разносторонне образованный, обладав­ший тонким эстетическим чутьем, Алексей Николаевич был видным, талантливым критиком, которому принадлежит множество критических ста­тей, обзоров, рецензий, напечатанных ано­нимно и под различными псевдонимами во многих газетах и журналах.

Критические отзывы Плещеева очень ценились Добролюбовым, Некрасовым, Островским. Ими дорожили современники, они соз­давали репутацию автору.

Многие писате­ли, впоследствии прославившиеся или сни­скавшие себе известность, были выведены на широкую дорогу именно Плещеевым.

Он про­ложил дорогу стихам Сурикова, Надсона, рассказам Гаршина, Серафимовича, горячо поддерживал рассказы молодого Чехова.

Произведения Плещеева Алексея Николаевича получили оценку пе­редовой критики, которая подчеркивала общественный, гражданский характер его поэзии. Таковы отзывы о его произведе­ниях в рецензиях Вал. Майкова, М. Михай­лова, Н. Добролюбова, М. Е. Салтыкова- Щедрина.

Статьи революционно-демокра­тических критиков, а также редакционные рецензии некрасовских журналов «Современ­ник» и «Отечественные записки» отража­ли отношение передовых людей к творче­ству Плещеева, опровергали потуги реакционной и либеральной критики, стремившейся исказить гражданский характер его поэзии.

Стихи Плещеева А.Н. переведены на многие европейские языки.

Умер – [26.IX (8.Х). 1893], Париж.

Источник: http://www.znaniy.com/p/236-pleshheev-aleksej-nikolaevich.html

Алексей Плещеев – биография, список книг, отзывы читателей

Русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.
Выходец из старинного дворянского рода, в котором было несколько литераторов (в т.ч. известный в конце 18 века писатель С.И. Плещеев).

Отец Плещеева с 1826 был губернским лесничим в Нижнем Новгороде.

С 1839 Алексей жил с матерью в Петербурге, учился в 1840–1842 в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в 1843 поступил на историко-философский факультет Петербургского университета по разряду восточных языков.

С 1844 года Плещеев публикует (главным образом в журналах «Современник» и «Отечественные записки», а также в «Библиотеке для чтения» и «Литературной газете») стихи, варьируя романтико-элегические мотивы одиночества и печали.

С середины 1840-х годов в поэзии Плещеева недовольство жизнью и жалобы на собственное бессилие оттесняются энергией социального протеста и призывами к борьбе («На зов друзей», 1945; прозванное «русской Марсельезой», «Вперед! Без страха и сомненья…

» и «По чувствам братья мы с тобой», оба 1846), надолго ставшие своеобразными гимнами революционной молодежи.

В апреле 1849 Плещеев был арестован в Москве и доставлен в Петропавловскую крепость в Петербурге; 22 декабря того же года вместе с другими петрашевцами ждал на Семеновском плацу казни, в последний момент замененной 4-летней каторгой.

С 1852 в Оренбурге; за отличие в штурме кокандской крепости Ак-Мечеть произведен в унтер-офицеры; с 1856 офицер. В эти годы Алексей Николаевич сближается с другими ссыльными – Т.Г. Шевченко, польскими повстанцами, а также с одним из создателей литературной маски Козьмы Пруткова А.М.

Жемчужниковым и поэтом-революционером М.Л. Михайловым. Стихи Плещеева периода ссылки, отходя от романтических клише, отмечены искренностью (любовная лирика, посвященная будущей жене: «Когда твой кроткий, ясный взор…», «Тобой лишь ясны дни мои…

», оба 1857), иногда нотами усталости и сомнения («Раздумья», «В степи», «Молитва»). В 1857 Плещееву было возвращено звание потомственного дворянина.

В мае 1858 поэт приезжает в Петербург, где знакомится с Н.А. Некрасовым, Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым. В августе 1859 поселяется в Москве. Много печатается (в т.ч. в «Русском вестнике», «Времени» и «Современнике»).

В 1860 Плещеев становится пайщиком и членом редакции «Московского вестника», привлекая к сотрудничеству наиболее яркие литературные фигуры.

В 1860-е годы в его доме на литературных и музыкальных вечерах бывают Некрасов, Тургенев, Толстой, Писемский, Рубинштейн, Чайковский, актеры Малого театра.

В 1870–1880-е годы Плещеев занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков. Переводил также (зачастую впервые в России) художественную и научную прозу.

Мелодичность оригинальной и переводной поэзии Плещеева привлекла внимание многих композиторов, более 100 его стихотворений положены на музыку.

Как прозаик Плещеев выступал в русле натуральной школы, обращаясь главным образом к провинциальной жизни, обличая взяточников, крепостников и тлетворную власть денег.

Близкий к театральной среде, Плещеев написал 13 оригинальных пьес, в основном лирико-сатирических комедий из провинциально-помещичьей жизни, небольших по объему, занимательных по сюжету, шедших в ведущих театрах страны («Услуга», «Нет худа без добра», обе 1860; «Счастливая чета», «Командирша», обе 1862; «Что часто бывает», «Братья», обе 1864, и др.).

В 1880-е годы Плещеев поддерживал молодых писателей – В.М. Гаршина, А.П. Чехова, А.Н. Апухтина, И.З. Сурикова, С.Я. Надсона; общался с Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус и другими.

В 1890 Плещеев приезжал в родовое имение при с. Чернозерье Мокшанского уезда Пензенской губернии, ныне Мокшанского района для принятия наследства, жил в Мокшане. В 1891 пожертвовал деньги в помощь голодающим губернии. До 1917 при Чернозерском училище была стипендия Плещева. Умер Алексей Николаевич в Париже 26 сентября 1893; похоронен в Москве.

Источник: http://readly.ru/author/8402/

Краткая биография Алексея Николаевича Плещеева

Алексей Плещеев: поэт с сердцем Данко

Читатели, знакомые с творчеством Горького, наверняка помнят его «Старуху Изергиль» и замечательного персонажа Данко, который оказался на все готов для счастья людей: даже вырвал из груди собственное сердце, чтобы осветить им дорогу.

Невольно напрашивается аналогия с Алексеем Плещеевым: это был удивительный человек, через всю жизнь пронесший верность идеалам молодости, прошедший через солдатчину, испытавший ужас близкой казни и все-таки не изменивший любви к людям, которая горела в его большом сердце.

Жизнь поэта

Алексей родился в маленькой уютной Костроме, в семье чиновника. Событие случилось в 1825 г. Люди, склонные видеть мистические взаимосвязи событий и некие сигналы Вселенной, могут отметить странное совпадение: наверное, не случайно в год восстания декабристов появился на свет будущий социалист, член кружка петрашевцев, во многом продолживший борьбу за их идеи равенства и свободы.

Мальчик учился сначала в школе подпрапорщиков, потом в Петербургском университете. Интерес к слову он ощущал всегда. В 1844 г. передовой журнал «Современник» публикует его стихи.

Начинается период активной литературной деятельности, совмещаемой с деятельностью общественной: Алексей Плещеев вступает в кружок петрашевцев, вдохновляет друзей стихами, побуждает к разработке программ действия, а не только к острополитическим разговорам. Обществу необходимы реформы! Но в тот период Россия переживала полосу тяжелейшей реакции.

Всякое вольномыслие было запрещено. За петрашевцами следили. Плещеев был одним из активистов, нередко члены кружка собирались у него на квартире. В 1849 г. последовали разгром кружка и аресты.

Плещеева арестовали и отправили в Петропавловскую крепость, где он провел 8 месяцев, Наконец объявили решение участи: казнь. «Преступников» привезли на Сенатскую площадь.

Можно представить себе, что творилось у каждого в душе! Но поведение их было безупречным: ни молений, ни жалоб. И тут правительство смилостивилось: казнь заменяется каторгой. Ввиду молодости лет Плещеева его вместо каторги отправляют солдатом в Оренбург.

Не скорбя о своей участи, он честно служит, но, конечно, речи нет в этот период о создании стихов или каком-либо творчестве.

Потом Плещеева «простили», разрешили вернуться в любую из столиц, дали возможность печататься. Некрасов пригласил его на работу редактором «Отечественных записок».

Но до конца жизни Плещеева над ним довлел полицейский надзор. Между тем поэт не скрывал, что не изменил своих убеждений. В 1861 г.

после арестов студентов – участников антиправительственных волнений он собирал деньги и отправлял им в помощь.

Последние годы жизни прошли относительно спокойно. Смерть настигла поэта, когда он пребывал во Франции и собирался подлечиться на курорте.

Творчество

Плещеев оставил большое творческое наследие. Он был и поэтом, и публицистом, и литературным критиком. Много переводил.

Всю жизнь его волновали социально-политические проблемы России, он никогда не оставался в стороне. «Вперед! Без страха и сомненья…» – одно из его стихотворений, открыто призывавшее к переменам. Близка была ему боль простого народа. Вспомним «В суде он слушал приговор» – об отчаявшемся бедняке, которого осудили равнодушные и сытые чиновники за украденный для детей и больной жены кусок хлеба.

Немалую часть занимает любовная лирика. Более 100 песен и романсов положены на его стихи. Писал Плещеев и о природе. Помните: «Уж тает снег, бегут ручьи…»? А эту милую вещицу: «Травка зеленеет, солнышко блестит…»? Все это – Алексей Плещеев.

Охотно писал Плещеев и для ребятишек. «Бабушке», «Елка в школе» – стихотворения, любимые маленькими современниками поэта.

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Таким был Алексей Плещеев – поэт с горячим сердцем Данко.

Источник: https://ollam.ru/classic/rus/pleshcheev-aleksey/bio

Алексей Плещеев

А расскажу-ка я вам историю про книгу-фантом. Про книгу, которую я помню до сих пор, но не могу найти ни на одном сайте. Кстати, может быть, после этой истории она вдруг возьмет и найдется?.. ヅ Училась я тогда в первом классе.

Нас, как утят, отвели стайкой в библиотеку – знакомиться с книжками. И сказали: “Вот теперь вы можете сами приходить сюда и брать книжки домой, чтобы почитать”. Как мне тогда понравилось – словами не передать! Я стала ходить в библиотеку чаще всех.

Гордо спускалась по лестнице на этаж ниже и шла знакомыми коридорами к той самой заветной двери, за которой было много-много книг. И вот как-то попалась мне на глаза маленькая книжечка: белая обложка и лошадь на ней, – сборник стихотворений русских поэтов.

Почему я тогда решила ее взять? Не знаю. В общем забрала домой для ознакомления.

Вечером перед сном открыла эту книгу, полистала. И взгляд мой упал на стихотворение Алексея Плещеева “Старик”:

У лесной опушки домик небольшой Посещал я часто прошлого весной. В том домишке бедном жил седой лесник. Памятен мне долго будешь ты, старик. Как приходу гостя радовался ты! Вижу, как теперь я, добрые черты…

Вижу я улыбку на лице твоем – И морщинкам мелким нет числа на нем! Вижу армячишко рваный на плечах, Шапку на затылке, трубочку в зубах; Помню смех твой тихий, взгляд потухших глаз О житье минувшем сбивчивый рассказ. По лесу бродили часто мы вдвоем; Старику там каждый кустик был знаком.

Знал он, где какая птичка гнезда вьет, Просеки, тропинки знал наперечет. А какой охотник был до соловьев! Всю-то ночь, казалось, слушать он готов, Как в зеленой чаще песни их звучат; И еще любил он маленьких ребят. На своем крылечке сидя каждый день, Ждет, бывало, деток он из деревень.

Много их сбегалось к деду вечерком; Щебетали, словно птички перед сном: “Дедушка, голубчик, сделай мне свисток”. – “Дедушка, найди мне беленький грибок”. – “Ты хотел мне нынче сказку рассказать”. – “Посулил ты белку, дедушка, поймать”.

– “Ладно, ладно, детки, дайте только срок, Будет вам и белка, будет и свисток!” И смеясь, рукою дряхлой гладил он Детские головки, белые как лен. Ждал поры весенней с нетерпеньем я: Думал, вот приеду снова в те края И отправлюсь к другу старому скорей. Он навстречу выйдет с трубочкой своей И начнет о сельских новостях болтать.

Читайте также:  Созвездия и звёзды летнего неба (июнь)

По лесу бродить с ним будем мы опять, Слушая, как в чаще свищут соловьи… Но, увы! желанья не сбылись мои. Как с деревьев падать начал лист сухой, Смерть подкралась к деду тихою стопой. Одинок угас он в домике своем, И горюют детки больше всех по нем: “Кто поймает белку, сделает свисток?” Долго будет мил им добрый старичок. И где спит теперь он непробудным сном, Часто голоса их слышны вечерком…

1877

Как тронуло это стихотворение мое детское сердечко – просто не передать словами. Я испытала тогда такую гамму эмоций, что всю ночь не смогла заснуть. Лежала в кровати, перечитывая это стихотворение снова и снова. Каждый день я открывала это стихотворение и читала его бесконечное количество раз.

Но прошло какое-то время, книгу пришлось сдать в библиотеку. И постепенно мои эмоции улеглись.

Через год я вспомнила про эту книгу и решила еще раз взять почитать… – Мне, пожалуйста, сборник стихотворений русских поэтов! – уверенно отчеканила я в библиотеке.

– Пожалуйста, – библиотекарша протянула мне какую-то большую хрестоматию. Я постеснялась сказать, что это не то… Когда пришла снова, чтобы сдать эту книгу, то спросила: – А дайти другую? Она такая белая…

Библиотекарь долго искала: – Белых нет!

Расстроилась, конечно…

И тут к 23 февраля учительница просит подготовить нас стихотворение (выучить наизусть) про мужчин (папа, дедушка, брат, друг и т.п.). Я не могла так просто сдаться. Пошла снова в библиотеку – ищите! Маленькая, белая книжечка с лошадкой! – Нет такой! – Как нет? Я в прошлом году брала, читала! Посмотрите в карточке, – на глазах слезы. Библиотекарь вздохнула и снова ушла искать.

Нашла! В каких-то коробках на полу. Я бежала домой и прижимала этот сборник к груди. Я уже твердо решила – не отдам обратно! Прибежала домой, села на диван, с волнением открыла ту самую страницу – и, кажется, испытала еще больше эмоций, чем в первый раз. До сих пор помню те мурашки…

Выучить такое стихотворение для меня, восьмилетней, не составило большого труда – я очень часто перечитывала его. Помню как стояла у доски с книгой в руках и рассказывала наизусть стих про старика-лесника. Сначала никто не слушал – дети все-таки. Но чем дольше я читала по памяти, тем больше внимания приковывала к себе. К концу стихотворения охал и ахал весь класс.

Как меня тогда хвалила учительница! Я еле сдерживала слезы – мне было безумно приятно, что теперь про старика знаю не только я.

Книгу, правда, пришлось отдать в конце года – с долгами в библиотеке учительница отказывалась писать в дневнике: “Переведена в “следующий” класс”. Больше мы с книжкой не виделись.

И вот прошло уже 20 лет. Конечно же, сейчас я не помню этого стихотворения наизусть. И мне потребовалось немало времени, чтобы вспомнить хотя бы строчку – я так хотела найти эмоцию своего детства! А вот книгу до сих пор не могу найти. Помню ее обложку как на яву, но ни в одном поисковике ее почему-то нет…

История произошла: 1996 г.

Источник: https://www.livelib.ru/author/340296-aleksej-plescheev

Алексей Плещеев

ПЛЕЩЕЕВ, АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1825–1893), русский писатель, переводчик. Родился 8 (20) декабря, по другим сведениям 22 ноября (4 декабря) 1825 в Костроме. Выходец из старинного дворянского рода, в котором было несколько литераторов (в т.ч. известный в конце 18 в. писатель С.И.Плещеев).

Отец Плещеева (ум. в 1832) с 1926 был губернским лесничим в Нижнем Новгороде.

С 1839 Алексей жил с матерью в Петербурге, учился в 1840–1842 в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; уволившись «по болезни» (точнее, по «самой искренней антипатии» к военной службе), в 1843 поступил на историко-философский факультет Петербургского университета по разряду восточных языков. Здесь складывается круг знакомств Плещеева: покровительствующий начинающему поэту ректор университета П.А.Плетнев, А.А.Краевский, А.Н. и В.Н.Майковы, Ф.М.Достоевский, И.А.Гончаров, Д.В.Григорович, М.Е.Салтыков-Щедрин и др.

https://www.youtube.com/watch?v=mSf0B6CauDw

При этом студенческий кружок А.Н.Бекетова (дед А.А.Блока, в молодости социалист-фурьерист), с которым сблизился Плещеев, усилив скепсис последнего ко многим явлениям общественной жизни, охладил его к учебе (оставил университет в 1845). С 1845 посещал «пятницы» М.В.

Петрашевского, особенно тяготея, наряду с Достоевским, к кружку С.Ф.Дурова, в котором преобладали литературные интересы.

С 1844 публикует (главным образом в журналах «Современник» и «Отечественные записки», а также в «Библиотеке для чтения» и «Литературной газете») стихи (цикл Ночные думы, Песня странника. Из Рюккерта, оба 1844, и др.

), варьируя романтико-элегические мотивы одиночества и печали, не лишенные лермонтовского влияния (Дездемоне (Виардо Гарсии), 1843–1844; Старик за фортепьяно, 1944; Страдал он в жизни много, много…, Прости, оба 1846).

С середины 1840-х годов в поэзии Плещеева недовольство жизнью и жалобы на собственное бессилие оттесняются энергией социального протеста и призывами к борьбе (На зов друзей, 1945; прозванное «русской Марсельезой» Вперед! Без страха и сомненья…

и По чувствам братья мы с тобой, оба 1846), надолго ставшие своеобразными гимнами революционной молодежи), заряжаясь верой в грядущее царство «гуманического космополитизма» (по выражению В.Майкова). В русле подобного мировосприятия Плещеев оправдывал и «чистое искусство» как противоядие буржуазному культу чистогана.

В апреле 1849 Плещеев был арестован в Москве и доставлен в Петропавловскую крепость в Петербурге; 22 декабря того же года вместе с другими петрашевцами ждал на Семеновском плацу казни, в последний момент замененной 4-летней каторгой, а затем, «во внимание к молодым летам», лишением всех прав состояния и отправкой рядовым в г. Уральск, в отдельный Оренбургский корпус. С 1852 в Оренбурге; за отличие в штурме кокандской крепости Ак-Мечеть (после взятия – форт Перовский) произведен в унтер-офицеры; с 1856 офицер. В эти годы сближается с другими ссыльными – Т.Г.Шевченко, польскими повстанцами, а также с одним из создателей литературной маски Козьмы Пруткова А.М.Жемчужниковым и поэтом-революционером М.Л.Михайловым. Стихи Плещеева периода ссылки, отходя от романтических клише, отмечены искренностью (любовная лирика, посвященная будущей жене: Когда твой кроткий, ясный взор…, Тобой лишь ясны дни мои…, оба 1857), иногда нотами усталости и сомнения (Раздумья, В степи, Молитва). В 1857 Плещееву было возвращено звание потомственного дворянина.

В мае 1858 поэт приезжает в Петербург, где знакомится с Н.А.Некрасовым, Н.Г.Чернышевским, высоко оценившим его творчество, и Н.А.Добролюбовым (ему в 1881 Плещеев посвятит стихотворение Ты жаждал правды, жаждал света…). В августе 1859 поселяется в Москве; в 1863 привлекался к следствию по делу Чернышевского. Много печатается (в т.ч.

в «Русском вестнике», «Времени» и «Современнике»). В 1860 становится пайщиком и членом редакции «Московского вестника», привлекая к сотрудничеству наиболее яркие литературные фигуры. В 1860-е годы в его доме на литературных и музыкальных вечерах бывают Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.Ф.Писемский, Н.Г.Рубинштейн, П.И.

Чайковский, актеры Малого театра.

В условиях общественного подъема 1860-х годов Плещеев создает социально-критические и протестно-призывные стихи в русле некрасовской школы (О юность, юность, где же ты?, О, не забудь, что ты должник, Поэту, Скучная картина!, Родное, Нищие, На улице; выразившие возмущение расправой над Чернышевским и Михайловым стихи Честные люди, дорогой тернистою… и Жаль мне тех, чья гибнет сила – трагедию «бойцов благородных» поэт видел в том, что их не смог поддержать «горем задавленный спящий народ». Сатира на деградировавших в своей пассивной «оппозиционности» «лишних людей» – в стихотворной новелле Плещеева 1860-х годов Она и он, стихотворении Дети века всё больные… (1858), на трусость, предательство и эгоизм либералов – в стихотворениях Мой знакомый, Счастливец (оба 1858), Советы мудрецов (1860-е годы). Некрасовские реминисценции очевидны и в бытовых зарисовках, и в фольклорно-стиховых имитациях Плещеева (Я у матушки выросла в холе…, 1860-е годы), и в стихах для детей (сборники Подснежник, 1878; Дедушкины песни, 1891), некоторые стали хрестоматийными (Старик, Бабушка и внучек). Примечательна последовательность просветительско-педагогических интересов Плещеева: в 1861 совм. с Ф.Н.Бергом издал сборник-хрестоматию Детская книжка, в 1873 совм. с Н.А.Александровым – сборник произведений для детского чтения На праздник; издал 7 выпусков пособия для учащихся Географические очерки и картины. Интересна, хотя и не лишена рассудочности и вторичности, в т.ч. по отношению к поэзии А.А.Фета, пейзажная и пейзажно-философская лирика Плещеева (Цветок – «Над пустыней, в полдень знойный…», 1858; Уж тает снег, бегут ручьи, Облака – «Вот и гроза прошла, и небо просветлело…», цикл Летние песни, все 1860-е годы).

В 1870–1880-е годы Плещеев занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков произведений главным образом романтического плана, с наибольшей силой и свободой проявив здесь свое поэтическое мастерство (И.В.Гете, Дж.Г.Байрон, в т.ч. отрывок из трагедии Сарданапал; Р.Пруц, М.Гартман, Г.

Гейне, в т.ч. баллада Вильям Ратклиф; А.Теннисон, Р.Саути, Т.Мур, Ш Петёфи, В.Гюго, М.Монье, Т.Г.Шевченко, В.Сырокомля, польский поэт С Витвицкого, в т.ч. стихотворение Травка зеленеет, солнышко блестит… из его Сельских песен). Переводил также (зачастую впервые в России) художественную (Брюхо Парижа Э.

Золя, дав в предисловии свои соображения о французском натурализме; Красное и черное Стендаля, бр. Гонкур, А.Доде, Ж.Санд, Г.Мопассана, Брет Гарта и др.) и научную прозу.

В оригинальной лирике этих лет неутихшими политическими страстями продиктованы и скорбные (Ночью, Так тяжело, так горько мне и больно), и пламенные, посвященные «провозвестникам жизни новой», строки (в т.ч. В.Г.Белинскому – «Я тихо шел по улице безлюдной», Некрасову – Памяти Н.А.Н.).

Мелодичность оригинальной и переводной поэзии Плещеева привлекла внимание многих композиторов (Чайковский, М.П.Мусоргский, Ц.А.Кюи, А.Т.Гречанинов, С.В.Рахманинов и др.), более 100 его стихотворений положены на музыку (в т.ч. Ни слова, о друг мой, ни вздоха, Нам звезды кроткие сияли).

Как прозаик Плещеев выступал в русле натуральной школы, обращаясь главным образом к провинциальной жизни, обличая взяточников, крепостников и тлетворную власть денег, явно ориентируясь на известные литературные образцы и проявляя некоторое художественное однообразие и назидательную прямолинейность (рассказ Енотовая шуба, 1847, посв.

Достоевскому; в 1848 опубликовал рассказы Папироска, Протекция, в 1849 – повести Шалость и Дружеские советы).

Социально-психологическая типология героев Плещеева позднее становится особенно отчетливой (повести Наследство, 1857, и Призвание, 1860; тема протеста «маленького человека» в повести Отец и дочь, 1857; насыщенные автобиографическими мотивами повести Пашинцева и Две карьеры, обе 1859).

Близкий к театральной среде, в т.ч. к А.Н.Островскому, старшина Артистического кружка, председатель Общества сценических деятелей, активный деятель Общества русских драматических писателей и оперных композиторов и т.п.

, сам отличный чтец, Плещеев написал 13 оригинальных пьес, в основном лирико-сатирических комедий из провинциально-помещичьей жизни, небольших по объему, занимательных по сюжету, шедших в ведущих театрах страны (Услуга, Нет худа без добра, обе 1860; Счастливая чета, Командирша, обе 1862; Что часто бывает, Братья, обе 1864, и др.).

В 1864–1875 из-за материальных затруднений находился на службе в Государственном контроле; с 1872, переехав в Петербург, секретарь, после смерти Некрасова – заведующий стихотворным отделом редакции журнала «Отечественные записки».

Здесь он публикует многочисленные компилятивные работы по западноевропейской истории и социологии (Жизнь и переписка Прудона, 1873; Жизнь Диккенса, 1891), а также публицистические и литературно-критические статьи, в которых, во многом следуя за Белинским, пропагандировал демократическую эстетику и советовал искать в народной среде героев, способных к самопожертвованию во имя общего счастья. Посвятил монографические статьи У.Шекспиру, Стендалю, А. де Мюссе и др.; в эти же годы переделал для русской сцены ок. 30 комедий зарубежных драматургов. После закрытия в 1884 «Отечественных записок» заведовал литературным отделом журнала «Северный вестник», в создании которого принял участие. В 1880-е годы, отмеченные интересом к «людям 40-х годов», находился в центре литературной жизни, поддерживал молодых писателей – В.М.Гаршина, А.П.Чехова, А.Н.Апухтина, И.З.Сурикова, С.Я.Надсона; общался с Д.С.Мережковским, З.Н.Гиппиус и др. В 1890 в результате редакционных разногласий Плещеев ушел из «Северного вестника», после смерти богатого родственника стал обладателем крупного состояния, участвовал в ряде благотворительных акций, выезжал для лечения за границу.

Читайте также:  Взаимоотношение человека и природы, как философская проблема

Смерть Полежаева, «скромного, но честного и искреннего» «гуманитарного лирика» (Салтыков-Щедрин), писателя «благородного и чистого направления» (Михайлов), чья деятельность была «безукоризненна и полезна» (Чернышевский), вызвала ряд поэтических откликов (в т.ч. К.М.Фофанова, К.Д.Бальмонта, К.Хетагурова), его образ лег в основу романа Н.Анова Ак-Мечеть (1965).

Сын Плещеева – журналист, мемуарист и театральный деятель А.А.Плещеев (1858–1944).

Умер Плещеев в Париже 26 сентября 1893; похоронен в Москве.

Энциклопедия Кругосвет

Источник: http://bookinistic.narod.ru/rus_biography/p/plescheev.htm

Когда родился и умер Плещеев. Плещеев Алексей Николаевич: биография

Искусство и развлечения 6 января 2015

Алексей Плещеев был радикальным русским поэтом. Он широко известен своими многочисленными переводами с английского и французского языков, а также замечательными стихами для детей.

Многие произведения этого автора были положены на музыку Чайковского и Рахманинова и стали достаточно популярными.

Но когда родился и умер Плещеев? Какие интересные события происходили в его жизни? И как он добился своей популярности?

Детские годы и обучение

В Костроме 22 ноября 1825 года появился на свет маленький Алексей, который впоследствии станет не только российским писателем и поэтом, но и известным переводчиком.

Родился он в дворянской семье, к сожалению, обедневшей, и принадлежал к очень древнему роду. В числе предков Алексея Николаевича был даже святой Алексей Московский.

В связи с тем, что в роду семьи было несколько литераторов, традиции эти всегда особо почитались.

Мальчик рано потерял отца, и его воспитанием в основном занималась мать, Елена Александровна.

Алексей Николаевич получил отличное домашнее образование, а уже потом, по настоянию мамы, начал обучение в школе гвардейских прапорщиков в Петербурге.

Алексей Плещеев очень быстро потерял интерес к военной службе и в 1843-м ушел из школы для того, чтобы начать изучение восточных языков в университете Петербурга.

Новые знакомства и первые шаги в творчестве

Чем же занимался в годы обучения Алексей Николаевич Плещеев? Биография поэта с этого момента связана с очень интересными личностями. Это Андрей Александрович Краевский, Петр Александрович Плетнев, Майковы, Федор Достоевский, Салтыков-Щедрин и др.

И самые свои первые стихи Алексей Николаевич отправляет для прочтения именно Плетневу, который был не только ректором университета, но и издателем “Современника”. И Петр Александрович очень тепло высказывался по поводу творчества начинающего поэта.

Видео по теме

Интерес к политическим кружкам

В 1845 Алексей Плещеев заинтересовался идеями социалистов и познакомился с членами кружка, которых называли петрашевцами. Они занимались поэзией и вопросами развития ее в России. Алексей Николаевич не только принимал участие в таких собраниях, но и начал писать агитационные стихи, а также зачастую приносил запрещенные рукописи.

Затем он начинает переводить книгу идеолога Фелисите-Робера де Ламеннэ, которую участники кружка планировали впоследствии отпечатать в своей подпольной типографии. Так Плещеев Алексей Николаевич, биография которого стала очень тесно связана с деятельностью этого политического кружка, проводил свои годы обучения в университете.

Первый сборник произведений, или Поэт-борец

К сожалению, в 1845-м Алексей Николаевич был вынужден прервать свое образование из-за недостаточной материальной обеспеченности. Да и сам процесс обучения его не устраивал.

Но он решил подготовиться и сдать экзамены экстерном, чтобы завершить обучение в университете. Несмотря на то что университет он покинул, связей с членами кружка, или петрашевцами, он не терял.

Частенько они собирались даже у него дома.

Первый сборник стихов Плещеева издается в 1846 г. Там были такие произведения, как “На зов друзей”, “Вперед! Без страха и сомненья…” и “По чувствам братья мы с тобой”. Они имели огромную популярность, а последние два стиха даже стали гимнами молодежи.

Многие современники стали относиться к Алексею как к поэту-борцу. И это один из основных интересных фактов, о которых повествует его биография. Алексей Плещеев стал фактически первым поэтом, отреагировавшим на события, происходившие во Франции.

Именно за это и уважали его петрашевцы, которые старались воплотить революционные идеи в России.

Последствия участия в кружке петрашевцев

Конечно, большинство читателей интересует, когда родился и умер Плещеев, но многие ли знают другие факты из его биографии? Например, то, что этот замечательный поэт и прозаик, как и многие его современники, также побывал в ссылке. В течение длительного времени Алексей Николаевич устраивал у себя дома встречи петрашевцев. А в 1849-м полиция перехватила копию письма Белинского, которую Плещеев отправил Федору Достоевскому.

А уже 8 апреля Алексея Николаевича арестовали по доносу провокатора. Под конвоем его отправили в Петербург и посадили в Петропавловскую крепость, где он провел восемь месяцев. В это время 21 человек из числа осужденных был приговорен к смертной казни.

Среди них оказался и Алесей Николаевич. Но на этом не заканчивается его биография. Алексей Плещеев и другие осужденные были доставлены на место казни, Семеновский плац.

Здесь им зачитали указ Николая Первого, в котором расстрел был заменен на различные сроки ссылки.

Годы ссылки, или Краткая биография. Стихи Алексея Плещеева в этот период

Плещеева зачислили рядовым в арестантскую роту, и в 1850 г. он прибыл в Уральск. Здесь он провел долгих восемь лет, семь из них прослужил. Первое время свое пребывание на службе Алексей Николаевич переносил очень тяжело. Прежде всего из-за негативного отношения офицеров. Отпусков ему не давали, а о творческой деятельности можно было временно вообще забыть.

Многое изменилось после того, как Алексей Николаевич встретил давнего знакомого своей матери, графа Перовского, который был генерал-губернатором. Он начал покровительствовать Плещееву.

Алексей Николаевич не только получил доступ к литературе, но и познакомился с интересными людьми – семьей подполковника Виктора Дезидерьевича Дандевиля, с некоторыми ссыльными из Польши, Тарасом Шевченко и поэтом Михаилом Михайловым.

Писал ли какие-либо произведения в это время Алексей Плещеев? Краткая биография, рассказывающая о периоде ссылки, содержит информацию о некоторых стихах, которые он посвятил Дандевилю и его супруге. Также были написаны и рассказы. Когда Алексей Иванович перешел на гражданскую службу, многие свои произведения он отправлял в Петербург, где их издавали в “Русском вестнике”.

Возобновление творчества и сотрудничество с изданиями

В 1857 г. Алексей женится на Еликониде Рудневой, а в мае следующего года отправляется вместе с ней в Петербург во время четырехмесячного отпуска. Затем они ненадолго возвращаются в Оренбург.

И здесь можно ответить на вопрос многих читателей, когда родился Александр Алексеевич Плещеев. Мальчик появился на свет в 1858-м. Впоследствии он станет известным журналистом и театральным критиком.

В августе 1859-го семья Плещеевых, наконец, селится в Москве. Здесь Алексей Николаевич полностью посвящает себя творчеству. Теперь он пишет не только стихи, но и рассказы, а также несколько повестей. Это “Наследство”, “Отец и дочь”, “Буднев” и другие.

Алексей Николаевич активно сотрудничает не только с “Современником”, он также становится дольщиком известной газеты “Московский вестник”. В своем московском доме он часто устраивает музыкальные и литературные вечера. На них можно было увидеть Антона Григорьевича Рубинштейна, Петра Чайковского, актеров Малого театра, а также Тургенева, Толстого и Некрасова.

Продолжение политической деятельности

Плещеев Алексей Николаевич, биография которого по-прежнему связана с политической активностью, продолжает посвящать свои произведения гражданским и общественным проблемам.

Одним из основных мотивов в его стихах становится революционный подвиг. Его очень взволновало событие, произошедшее в 1861 году (тогда были произведены массовые аресты студентов).

Он даже собирал денежные средства в пользу пострадавших.

Тайная полиция продолжала свое наблюдение за Алексеем Николаевичем Плещеевым. Его по-прежнему подозревали в распространении политических идей, которые противоречили взглядам правительства. Несмотря на то что для этих подозрений были основания, явных обвинений предъявлено не было.

Период разочарований, или Скудный писательский доход

Так как писательская карьера приносит очень маленький доход, на который прокормить семью практически невозможно, Алексей Николаевич идет на службу и становится ревизором. Что, конечно, его безгранично удручает. В конце 1960-х гг.

в его произведениях стало особо заметно плохое настроение. Причиной этому стали не только многочисленные аресты друзей Алексея Николаевича, но и смерть некоторых.

И еще один тяжелейший удар для поэта в этот период – это смерть его супруги, которая скончалась 3 декабря 1864 года.

В 1868-м Некрасов становится руководителем “Отечественных записок” и приглашает Алексея Николаевича на пост секретаря редакции. Плещеев перебирается в Петербург и тут же попадает в круг единомышленников.

В “Отечественных записках” поэт продолжает трудиться до 1884 г., а после кончины Некрасова становится руководителем.

В этот период Алексей Николаевич помогает многим начинающим литераторам, а Ивана Сурикова даже спасает от самоубийства, устроив его первую публикацию.

Последние дни Алексея Николаевича и его стихи

Конечно, многих читателей интересует только вопрос, когда родился и умер Плещеев, но знать творческий путь и биографию любого российского литератора так важно, как и его даты кончины и рождения.

Что касается творческой деятельности Алексея Николаевича, то после переезда в Петербург он писал, не останавливаясь практически до самой смерти. В основном он переводил стихи с французского и английского.

Именно здесь и проявилось его основное мастерство поэта.

Необходимо отметить, что отдельное место в последний период жизни Плещеева стала занимать детская поэзия. И многие критики отмечали, что именно эти произведения были наполнены особым стремлением к жизни.

Некоторые стихи попали даже в хрестоматийные сборники и стали популярны у читателей младшего возраста, которые не только любят этого поэта, но и знают его биографию, а также то, когда родился и умер Плещеев.

Более ста романсов и песен

На стихотворения Алексея Николаевича современниками и композиторами других поколений было написано более ста песен и замечательных романсов.

Огромный интерес творчество Плещеева вызывало у Петра Чайковского, с которым Алексей Николаевич давно познакомился и всю жизнь сохранял очень теплые отношения.

И не важно, какого года родился и умер Плещеев, главное, что его творчество стало огромным вкладом в российскую литературу.

А когда в 1893 году, 26 сентября, ушел из жизни этот замечательный поэт и прозаик, многие современники почувствовали невосполнимую утрату. 6 октября, когда состоялись похороны Плещеева, на церемонии собралось огромное количество людей. Среди них были и молодые литераторы, которые не раз обращались за помощью к этому замечательному человеку.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Когда родился и умер Тютчев? Федор Иванович Тютчев: биография

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев знаком очень широкому кругу читателей. Многие его произведения знакомы еще со школьных времен. А вот когда родился и умер Тютчев, биографию поэта и творческие мотивы, мало кт…

Искусство и развлечения
Когда родился и умер Никитин? Поэт Никитин Иван Саввич

Иван Саввич Никитин – талантливый поэт и прозаик, работавший в направлении пейзажной лирики. Автор наиболее народных произведений. Его наблюдения за природой и душой простолюдина поражают. Никитин Иван Саввич, фото по…

Искусство и развлечения
Когда родился и умер Бунин? Иван Бунин: годы жизни

Многие читатели знают, когда родился и умер Бунин. А многие ли помнят о т…

Искусство и развлечения
Когда родился и умер Фет? Афанасий Афанасьевич Фет: краткая биография

Афанасий Афанасьевич Фет, он же Шеншин, – известный русский поэт, один из лучших лириков в отечественной литературе. Многие поклонники его творчества знают, когда родился и умер Фет. Если вы не принадлежите к их числу…

Источник: http://monateka.com/article/129365/

Ссылка на основную публикацию