А. с. пушкин “вновь я посетил”: анализ стихотворения

Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина

Стихотворение “Вновь я посетил” А. С. Пушкин написал в 1835 году. В нем он передал свои впечатления от возвращения в село Михайловское. Вам предлагается краткий анализ “Вновь я посетил” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 9 классе, когда изучается данное произведение.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вновь я посетил.

История создания – стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1835 году во время его возвращения в Михайловское и встречи с родными местами после долгой разлуки.

Тема – лирический герой возвращается на Родину спустя десять лет, он переосмысливает свое прошлое и настоящее, строит планы на будущее.

Композиция – произведение не делится на части, но по смыслу можно выделить три основные: появление у поэта потребности в переосмыслении жизни, воспоминания и размышления о жизни, ее ходе и неизбежной смене поколений.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, рифма не используется.

Метафоры – “Минувшее меня объемлет живо”, “кропотливого ее дозора”, “озеро… синея, стелется широко“, “неведомые воды”, “По брегам отлогим рассеяны деревни”.

Эпитеты – “опальный домик”, “шагов ее тяжелых”, “нив златых”, “приветный шум”, “веселых и приятных мыслей”.

Сравнения – “Кусты теснятся под сенью их как дети”, “Как старый холостяк…”.

Метонимия – “…уголок земли”.

Аллитерация – “Знакомым шумом шорох их вершин”, “знакомый уху шорох”, “Но около корней их устарелых”, “Услышит ваш приветный шум”.

Стихотворение “Вновь я посетил” Пушкин написал в сложный момент его жизни. В 1835 году по возвращении в родное село Михайловское он обдумывает дальнейшие планы. Его мысли устремлены одновременно назад, ведь за спиной – уже большая часть жизни, и вперед, в будущее, которое пока не определено.

В качестве темы для стихотворения поэт выбрал свои размышления о местах, где он когда-то “провел изгнанником два года незаметных”– Михайловском. Ему одновременно приятно и горько: с этим местом связано много его воспоминаний, но оно и он сам сильно изменились с момента их последней встречи.

Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части.

В первой поэт осознает, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой.

Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.

В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – а теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев.

Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдет он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет”.

В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.

Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.

Жанр стиха можно определить как философский. Поэт вспоминает о прошлом, приводит свои размышления о жизни и смерти, прожитых годах.

Стихотворение написано ямбом, что придает ему некую торжественность. Примечательно, что он не имеет рифмы. Ритм создается за счет того, что последнее слово в каждой строке выделяется интонацией, оно – самое значимое.

Стихотворение изобилует различными художественными средствами, умело, красиво примененными поэтом. Среди них встречается много метафор: “Минувшее меня объемлет живо”, “кропотливого ее дозора”, “озеро… синея, стелется широко”, “неведомые воды”, “По брегам отлогим рассеяны деревни”, “Зеленая семья”, “угрюмый их товарищ”, “могучий поздний возраст”.

Также в тексте присутствуют и метонимия: “уголок земли”, и эпитеты: “опальный домик”, “шагов ее тяжелых”, “нив златых”, “приветный шум”, “веселых и приятных мыслей”, и олицетворения: “Скривилась мельница, насилу крылья “, “…в гору подымается дорога, изрытая дождями”, “…кусты теснятся”, и сравнения: “Кусты теснятся под сенью их как дети”, “старый холостяк…”.

Для передачи звуков Пушкин пользуется таким средством, как аллитерация. Например, для создания эффекта шуршания листвы повторяются звуки “ш” и “х”: “Знакомым шумом шорох их вершин”, “знакомый уху шорох”, “Но около корней их устарелых”, “Услышит ваш приветный шум”.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/vnov-ya-posetil.html

«Вновь я посетил» А. Пушкин

У Александра Пушкина достаточно много хрестоматийных произведений, одним из которых является стихотворение «Вновь я посетил…». Примечательно оно тем, что является для поэта своеобразным подведение жизненных итогов, той чертой, за которой ему предстоит сделать свой окончательный выбор и определиться, чего же он хочет на самом деле.

Данное произведение, состоящее из трех частей, было создано в 1835 году во время последнего приезда Александра Пушкина на малую родину – в знаменитое село Михайловское, где поэт провел не только все свое детство, но и два года ссылки. Отправляясь в родовое имение, Пушкин не имел четкого представления о том, как именно он будет дальше жить.

Однако несколько месяцев, проведенных на лоне природы, помогли ему принять для себя несколько важных решений. Одно из них напрямую касалось творчества, которому поэт решил посвятить все последующие годы своей жизни.

Пушкин понимал, что его положение при дворе весьма недвусмысленно, так как вольнолюбивые стихи и острые эпиграммы уже достаточно эпатировали светское общество и вызвали тайное неудовольствие государя императора.

Однако месть царя была весьма тонкой и искусной, так как незадолго до поездки в Михайловское он пожаловал Пушкину титул камер-юнкера, которым принято удостаивать 20-летних юношей. Восприняв такой подарок как насмешку, поэт решил на время уехать в родовое поместье, чтобы принять окончательное решение в отношении того, как именно ему следует поступить.

Ответы на многочисленные вопросы, которые мучают поэта, кроются в его стихотворении «Вновь я посетил».

Первая часть этого произведения посвящена ностальгическим воспоминаниям, в которых свозит некое сожаление о том, что молодость прошла, и настало время подводить первые жизненные итоги.

Во второй части, которая навеяна прогулками по Михайловскому, можно отчетливо уловить желание поэта поселиться в этом забытом Богом уголке, навсегда покинув высший свет с его интригами и сплетнями.

В то же время третья часть, начинающаяся строчкой «Здравствуй, племя младое, незнакомое!», обращена к потомкам. Поэт заранее восхищается тем, что будущее поколение людей наверняка сможет избавиться от великосветского снобизма, станет лучше и чище, однако познакомиться с наиболее яркими его представителями автору вряд ли удастся.

В некотором смысле финальная часть стихотворения «Вновь я посетил» оказалась пророческой, так как менее, чем через полтора года Александр Пушкин погиб на дуэли, так и не воплотив в жизнь свою мечту еще раз вернуться в Михайловское и провести в поместье остаток своей жизни.

Поэтому данное произведение является не только подведением итогов, но и своеобразным прощанием с родными местами, где поэту больше не доведется гулять по залитым лунным светом лугам, наслаждаясь безупречной красотой русской природы.

Тем не менее, автор все еще не теряет надежды на то, что сможет разорвать порочный круг светского общества, рассчитаться с долгами и стать по-настоящему свободным человеком, который может жить так, как ему этого хочется.

Вера в то, что все еще можно изменить к лучшему, наполняет буквально каждую строчку стихотворения «Вновь я посетил», придавая ему некую легкость, возвышенность и романтичность.

Несмотря на довольно непростой период в жизни поэта, он находит в себе силы для оптимизма и переосмысливает прожитые годы, приходя к выводу, что истинное умиротворение ему может дать лишь общение с природой. Всю свою жизнь он черпает силы для творчества именно в Михайловском, поэтому принимает окончательное решение поселиться в «родных пенатах», которому, к сожалению, так и не суждено будет реализоваться.

Источник: http://pishi-stihi.ru/vnov-ya-posetil-pushkin.html

А.С. Пушкин “Вновь я посетил”: анализ стихотворения

Стихотворение «Вновь я посетил» было написано в 1835 году, когда поэту было уже 36 лет. Молодость прошла, поэт осознает, что он вступил в пору своей возрастной зрелости. Он изменился и внешне, и внутренне. Потери близких, а Пушкин недавно похоронил свою мать, неминуемо наводят на мысли о бренности бытия, о смерти.

Стихотворение «Вновь я посетил» лирическое, относится к элегическому жанру. В нем присутствует и пейзажная лирика, и философская.

Если рассмотреть стихотворение с точки зрения композиции, его можно разбить на 4 части.

  1. Возвращение лирического героя в родные места (Пушкин это стихотворение пишет от первого лица, и передает в нем свои переживания, свое отношение к происходящему). Через 10 лет Пушкин вернулся в родное имение. Он изменился, изменились его мироощущение, взгляды, многое изменилось в жизни поэта, но в родном имении все остается прежним, почти неизменным. По-прежнему стоит домик, где он жил и писал свои произведения, слушал сказки старой няни, которая зачастую была его единственным собеседником. Александр Сергеевич с нежностью говорит о ней:
  1. Описывая холм лесистый и озеро, поэт вспоминает, где ему довелось бывать, вспоминает «иные берега, иные волны…» Глядя на поля, поэт вспоминает другую картину: синее море, в нем рыбак тянет убогий невод. По берегу разбросаны деревни и старая искривленная мельница. Пушкин обращает внимание на скудный быт сельских жителей.
  2. Описание 3-х сосен, и появившейся вокруг них «рощицы» навевает на поэта мысли о смене поколений и бренности бытия. Неслучайно третья часть начинается фразой о границах «владений дедовских» Тем самым Пушкин хочет подчеркнуть, что он сам является правопреемником имения.
  3. Последнюю часть можно назвать Гимном будущему.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, и белым стихом. Сложный ритмический размер, отсутствие рифмы наличие многоточий и предложений с тире акцентируют переживания поэта.

Его грусть по ушедшим годам выражается в эпитетах: минувшее, опальный, покорный бедному.

Часть, посвященная молодой поросли изменяет настроение всего произведения. Изменяются и эпитеты в этой части: младая, зеленая, могучий, веселых и приятных.

В этом абзаце заложен глубокий философский смысл. Человеку нельзя жить в одиночестве. Рядом должны быть обязательно близкие, любимые люди, семья. Только тогда жизнь обретает смысл который заключается в продолжении рода.
Поэт с восторгом приветствует «Племя младое незнакомое». У поэта есть дети, и обязательно появятся внуки, и один из них непременно

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/filosofskaya-lirika/analiz-stihotvoreniya-vnov-ya-posetil.html

Анализ стихотворения Пушкина Вновь я посетил 9, 10 класс

Уникальное и неповторимое произведение “Вновь я посетил…” было написано великим русским писателем Александром Сергеевичем Пушкиным в 1835 году. Нужно сразу же отметить, что в это время поэт находился в Михайловском имении.

В это время Александр Сергеевич задавал себе слишком много различных вопросов, и находил ответы на них впоследствии в своих произведениях. Данное произведение по своей композиции делится на три части. Каждая из которых плавно переходит друг в друга, создавая общую, непрерывную картину.

Первая часть произведения представляет собой размышления автора об своих ушедших годах молодости, юности  и беспечности. Несмотря на то, что Александр Сергеевич написал данное произведение ещё в достаточно молодом возрасте, он как будто чувствовал, что пора подвести итог своей жизни.

Вторая  часть произведения стала рассказом поэта о прогулках, и о том, что он с великой радостью остался бы жить в этих затерянных местах. Однако он с сожалением понимает, что это не возможно.

Ну а если говорить о третьей части, то она стала своеобразным обращением Александра Сергеевича к свои предкам и своим потомкам одновременно. Поэт восхищается предыдущим поколением и воодушевленно мечтает о том, что будущее поколение будет только лучше.

Читайте также:  Природа, растения и животные белгородской области

Конец произведения получился весьма странным, поэт как будто пророчит собственную гибель. Причем нужно отметить, что критики и специалисты в области литературы не понимали, и не понимают до сегодняшнего дня почему поэт думал о собственной гибели, что им движело, что подсказывало ему страшный исход.

В заключении нужно сказать, что произведение получилось очень красочным, красивым, настоящим.

В нем легко можно найти такие литературные приемы, как метафору, эпитеты и красочные прилагательные.

Те, кто ни читал данное стихотворение, обязательно должны это сделать.

Анализ стихотворения Вновь я посетил Пушкина

Произведение «Вновь я посетил…», было написано в 1835 году, в Михайловском, где он в этот же год хоронил свою мать. Это стихотворение, как итог его жизни. Как будто он предначертывает свою смерть.

Здесь поэт говорит не только о подведении жизненных итогов, но и о грусти и тоске по тем местам, где он так любил гулять. Автор размышляет о жизни и смерти, о тесной связи человека с природой.

Это произведение – воспоминание.  

Он приехал в Михайловское, в тот уголок земли, где был в заточении два года, и его окутали воспоминания, как будто и не было этих 10 лет. Как будто только вчера он бродил по этим рощам.

Вот он сидит неподвижно на лесистом холме,и смотрит на озеро, представляет море, но он видит не только волны, но и жизнь в этих волнах. Волны как жизнь, временами тихое, и спокойное, а иногда очень бурное и стремительное.

А вот плывет рыбак и тянет за собой убогий невод.  А вот скривилась старая мельница, крылья ворочает при ветре.

Видя опальный дом, вспоминает свою любимую няню, которой больше нет. Жизнь изменилась, и он вместе с ней.

На границе дедовских владений, стоят  те самые три сосны, та же дорога, где он проезжал верхом при лунном свете. Один отшельник, а двое как друзья. Они все те же, не изменились, все тот же шум их вершин. Как он рад встрече, рад слышать знакомый уху шорох.

Около устарелых их корней, где, когда то было пусто, теперь растет молодая роща. Автор ассоциирует ее с семьей. Зеленая, молодая семья. Пушкин говорит, что не нужно огорчатся, кто-то умирает, а кто-то рождается, это закон природы. От этого наша любовь, к жизни не должна уменьшится.

Он приветствует «молодую семью», но в душе опечален, как жаль, что он не увидит ее цветущую и зрелую.

Но поэт наедятся и верит, что его внук проезжая возле этих сосен, и услышав шорох и приветливый шум, обязательно вспомнит его. В его представлении внук весел и  полон приятных мыслей, он возвращается с приятельских бесед.

В данном произведении автор глубоко затрагивает тему, связи человека с природой, а так же связи разных поколений. Природа в его представлении свидетель прошлого, которая достойна любви и уважения.

Пушкин говорит, что все изменчиво в этой жизни, не меняются лишь взгляды и убеждения. Он верит, что будущее, за молодыми. Призывает человечество любить и ценить жизнь, не смотря на все законы природы. Воспоминание, вот что останется в конце пути.

Стихотворение грустное и в то же время полное надежд, в завтрашний день.

9, 10 класс история создания, кратко по плану

  • Анализ стихотворения Лермонтова Сон 10 классПроизведение М.Ю. Лермонтова «Сон», было создано им в 1841 году. В момент написания автор находился на Кавказе в ссылке. Это одно из заключительных стихотворений поэта. Он как будто, предчувствовал свою приближающуюся гибель. Ранее,
  • Анализ стихотворения Тютчева Нам не дано предугадатьФ.И. Тютчев был не только выдающимся поэтом, навсегда оставившим свой след в литературе, н и потрясающим философом, тонко чувствующим мир. В его произведениях прослеживается влияние А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и А. А. Фета.
  • Анализ стихотворения Ахматовой МолитваНачать анализ одного из знаменитых произведений любимой и признанной поэтессы Анны Ахматовой разумнее всего будет с того, что необходимо отметить факт близости её творчества к тому, чтобы статьи одним из символов величия России
  • Анализ стихотворения Лермонтова Горные вершиныОбращаясь к творчеству Лермонтова, невозможно остаться равнодушным перед темой одиночества в его стихотворениях. Насколько мы знаем, поэт всю жизнь страдал от чувства одиночества, оно преследовало его везде и всегда, ему не ведомо
  • Анализ стихотворения Размышления у парадного подъезда Некрасова 7 классНиколай Алексеевич Некрасов всегда отличался внимательностью и чуткостью к проблемам простого народа. Он всем сердцем и душой, как мог, откликался на зов нуждающихся людей. Немало интересным произведением Некрасова стало “Размышления

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/vnov-ya-posetil-9-10-klass

Анализ стихотворения «Вновь я посетил…» А.С. Пушкина

    Стихотворение написано Пушкиным 26 сентября 1835 года в Михайловском, где он провел сентябрь и первую половину октября. В стихотворении поэт подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе. Оно написано в тяжелое для поэта время.

Тягостное и двусмысленное положение при дворе усугублялось пожалованием камер-юнкерского звания, унизительного в его возрасте. Растущие долги, конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить поэту его духовного превосходства, – все сужало круг жизненного пространства поэта.

Поездка в Михайловское была попыткой вырваться из замкнутого круга столичной жизни, передохнуть от суеты. Пребывание в Михайловском вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумья о будущем:

    …Вновь я посетил

    Тот уголок земли, где я провел 
    Изгнанником два года незаметных.

    Отточие перед первой строкой как бы вводит читателя в продолжение каких-то размышлений автора. Уменьшительная форма слова «уголок» выражает особую близость к этой земле. Слово «изгнанником» точно характеризует положение ссыльного поэта:

    Уж десять лет ушло с тех пор – и много

    Переменилось в жизни для меня,
    И сам, покорный общему закону,
    Переменился я – но здесь опять
    Минувшее меня объемлет живо,
    И, кажется, вечор еще бродил
    Я в этих рощах.

    Слово «ушло» – о невозвратимости этих лет. Повторение слов «переменилось», «переменился я» с лаконизмом говорит, что жизненные обстоятельства сказываются на судьбе человека, изменяют его физически и духовно.

    Прошлое с такой ощутимой ясностью («живо») предстает в памяти поэта, что оно стало явью. Кажется, как будто все происходило вчера.

    Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах «уже старушки нет»! Поэт никогда не услышит «шагов ее тяжелых…» Определение «тяжелых» – это о старушечьей походке, когда требуются усилия для передвижения.

    Вслед за воспоминаниями о няне – обращение к природе Михайловского, к которой по-прежнему влечет поэта:

    Вот холм лесистый, над которым часто

    Я сиживал недвижим – и глядел
    На озеро, воспоминая с грустью
    Иные берега, иные волны…
    Поэтичны строки:
    Меж нив златых и пажитей зеленых
    Оно, синея, стелется широко…

    Здесь и инверсии («нив зеленых», «пажитей зеленых»), и аллитерация: «синея стелется широко».

    Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: «убогий невод рыбака», «скривившаяся от времени мельница», да и сам домик, где жил и трудился поэт, не похож на барские хоромы.

    Особенно дороги поэту три сосны «на границе Владений дедовских». Шумом вершин они некогда приветствовали его, проезжающего мимо них. За прошедшие годы произошли разительные перемены:

    …около корней их устарелых

    (Где некогда все было пусто, голо)
    Теперь младая роща разрослась,
    Зеленая семья; кусты теснятся
    Под сенью их, как дети. А вдали
    Стоит один угрюмый их товарищ,
    Как старый холостяк, и вкруг него 
    По-прежнему все пусто.

    Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа «зеленой семьей», «кусты теснятся Под сенью» старых деревьев, «как дети». А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишенному потомства. Вокруг этой сосны – «по-прежнему все пусто».

    Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убежден: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит «могучий поздний возраст» сосен, но внук его услышит их «приветный шум, когда С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо» них.

    Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.

    Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:

    Здравствуй, племя

    Младое, незнакомое!

    Обращение поэта к молодому поколению проникнуто доброжелательностью и верой в его будущее.

    По форме стихотворение представляет собой лирический фрагмент, что подчеркнуто начальным отточием, написано белым стихом.

Отказ от рифмы вызван стремлением к ясности и простое, способствует перенесению центра тяжести на смысловую роль ритма, подчеркивает выразительность каждого слова.

Синтаксические переносы делают интонацию естественной и подчеркивают непрерывность смысловых связей, не ограниченных рифмой. Композиционно стихотворение делится на три части.

    1 – вступительная часть – приезд в Михайловское и оживленное воспоминание. Начало – словно продолжение после паузы доверительного разговора о жизни с читателем-другом.

    2 – центральная часть (от слов: «И, кажется, вечор еще бродил»). Благодарная память о няне и нежная признательность за ее заботу. Затем, пейзаж Михайловского – вид с лесистого холма. Точное, будничное описание подчеркивает мирный, бедный характер края. Центральная картина – любимые поэтом сосны.

    Стихотворение, в котором нарисован прекрасный в своей простоте пейзаж Михайловского, звучит гимном всепобеждающей жизни, проникнуто верой в разумность всего существующего. Написанный в тяжелейшую полосу жизни Пушкина, его светлый монолог обращен к будущим поколениям.

    Интонации пушкинского стиха оказались способными вместить все оттенки эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение. Вот почему мы повторяем сегодня как живое и непосредственно нас касающееся:

    Здравствуй, племя

    Младое, незнакомое!

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/raznoe/6427-analiz-stikhotvoreniya-vnov-ya-posetil-a-s-pushkina

Анализ стихотворения “Вновь я посетил” | Инфошкола

8 Сентябрь 2014       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   5927

Стихотворение «Вновь я посетил…» было создано во время последне- го приезда Пушкина в село Михайловсков. Здесь прошло детство поэта, здесь он провёл два года ссылки.

Прошедший 1834-й год был для Пушкина тяжёлым: пожалование царём звания камер-юнкера, нелепого и смешного в его возрасте, долги и расстройство хозяйственных семейных дел, конфликт с великосветским обществом, которое не могло про- стить поэту его превосходства, и, наконец, потрясшее поэта событие: полиция распечатала его письмо к жене.

Теперь поэт понимает свободу и как личную духовную независимость. Поездка на полтора месяца в Михайловекое в начале сентября 1835 года была для поэта попыткой обдумать свою жизнь, желанием порвать со столичной суетой, поселиться в деревне, заняться хозяйством.

Несмотря на сложный период в жизни, поэт находит в себе силы для оптимизма и понимает, что истинное умиротворение ему даёт лишь общение с природой. Он даже принимает решение поселиться в Михайловском. Но этому не было суждено сбыться — менее чем через полтора года Александр Пушкин

Читайте также:  Поздняя осень в поэзии и искусстве

Погибнет на дуэли, так и не воплотив в жизнь мечту:

вернуться в Михайловекое и провести там остаток своей жизни. Начнём анализ стихотворения с его формы. Пуш- кин обратился здесь к белому стиху, выдерживая классический пятистопный ямб. Белый нерифмованный пятистопный ямб идеально передаёт интонацию элегического раздумья.

К тому же отсутствие рифмы переносит центр тяжести на смысловую и интонационную роль ритма и на вы- разительность каждого слова — поэтому интересно обратить внимание на средства поэтической вы- разительности. Отточием перед самой первой строкой поэт как бы впускает читателя в продолжение каких-то своих глубоких размышлений.

В выборе почти каждого слова угадывается или особый образ, или нужная поэту краска: например, уменьшительная форма слова уголок выражает особую близость Пушкина к Михайловскому, слово изгнанник точно определяет положение ссыльного поэта.

В выражении « минувшее меня объемлет живо » тоже есть глубокий смысл: обое-млет — значит охва- тывает, переполняет воспоминаниями. Прошлое так живо предстаёт в памяти поэта, что ему кажется, будто всё происходило лишь вчера.

Автор использует и разговорную лексику (вечор, ворочая, сиживал), и книжные слова (объемлет, сень, мрак), и славянизмы (златые, брега, глава, младая), но вся эта разнообразная лексика органически сплав- лена в единое целое. В стихотворении можно найти интересные эпитеты: кропотливый дозор, златые нивы, угрюмый товарищ, опальный домик.

54

Поэт использует инверсию (нивы златые,’ пажити зелёные). Инверсия — один из способов замедлить чтение, побуждая читателя вникнуть в глубинный смысл текста.

Автор часто использует приём переноса части фра- зы с одной строки на другую: Тот уголок земли, где я провёл Изгнанником два года незаметных … Такой перенос даёт возможность почувствовать нам, как свободно льется речь поэта, не стесняемая рамками стихосложения.

В стихотворении используется аллитерация (си- нея, стелется), а шипящие звуки (шумом шорох их вершин … ) передают шум и шелест ветвей в «мла- дой роще». Различные временныв формы глаголов помогают автору передать связь между прошлым, настоящим и будущим. Стихотворение делится на три смысловые части: привзд в Михайловское, описание природы, обра- щение к потомкам.

От мыслей о незабвенном уголке, в который он возвратился спустя десять лет, Пушкин переходит к раздумьям о жизни вообще и о будущих поколениях, которым суждено воспринять и почувствовать всю Полноту земного бытия. В стихотворении изображены реальные пейзажи Михайловского — любимые места поэта. Первая часть посвящена ностальгическим воспо-

МИнаниям — поэт говорит о том, что многое пере-

менилОСЬ и ОН, «покорный общему закону», переме- нился тоже. «Общий закон» — это вечное обновление жизни. Но перемены лирического героя объясняются только возрастом. Взгляды и убеждения, отношение к друзьям _ всё это осталось прежним, и в этом убеждают последние строки экспозиции: И, кажется, вечор еще бродил Я в этих рощах.

Во второй части стихотворения лирический герой упоминает « опальный домик » , Арину Родионовну и своё двухлетнее изгнание. Образ няни для Пушкина всегда был очень дорог.

С няней были связаны не только тёплые воспоминания; поэт всегда противо- поставлял её простую и цельную натуру, её народ- ную мудрость внутренней пустоте людей светского общества.

Вместе с воспоминанием о няне вводится ещё одна важная тема — тема памяти- К этой теме лирический герой вернётся в финале, когда вы- разит свою надеждУ на то, что внук непременно вспомнит о нём.

Точно И подробно Пушкин рисует пейзаж Михай- ловского _ тот самый вид, который открывается с лесистого холма, на котором он любил сидеть, глядя на озеро. Этот пейзаж очень напоминает картину из стихотворения « Деревня » , Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: убогий невод рыбака, скривившаяся от времени мельница. Центральное место отведено описанию трёх со- сен, вокруг которых раскинулась молодая поросль. Чувствуется, что они особенно дороги поэту — шу-

56

моМ своих вершин они некогда приветствовали его. 3а прошедшие годы про изошли разительные перемены: … около корней их устарелых (Где некогда всё было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась … Пушкин прибегает к поэтическим сравнениям и метафорам. В основе образа — эе лёная семья, так названа лирическим героем молодая поросль.

Кусты теснятся, как дети, и только одинокая сосна уподо- блена угрюмому холостяку, лишённому потомства. Природа одухотворена. Образ молодой зеленеющей рощицы олицетворяет движение жизни, вечное об- новление и, конечно, веру поэта в будущее. Поэт видит бессмертие в вечной смене материи.

Он приветствует молодых людей, которые придут ему на смену. Мысль о внуке, который услышит приветли- вый шум деревьев, бывших при жизни поэта молодой порослью, говорит о торжестве жизни и смене поко- лений. Эта идея вечного обновления природы, идея бессмертия (на смену старому идёт новое) — очень важная философская мысль стихотворения.

И Пушкин приветствует новые поколения афори- стичной фразой: «3дравствуй, племя младое, незна- комов! ». Предвидение поэта оптимистично: его внук окружён приятелями, и мысли его веселы и приятны. Стихотворение « … Вновь Я посетил … » часто назы- вают своеобразным прощанием Пушкина с родными местами и подведением жизненных итогов.

Но в нём нет грусти — в нём есть вера в то, что всё ещё можно изменить к лучшему, и это придаёт произведению лёгкость, возвышенность и романтичность. Можно сказать, что в этом замечательном сти- хотворении собраны все самые главные мотивы пушкинской лирики.

Здесь и его любовь ко всему земному, и свет лая грусть от сознания быстротеч- ности жизни, И мудрая вера в смену поколений, которая всегда будет торжествовать над временем,

разрушением и тленом.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-vnov-ya-posetil/

Анализ стихотворения Пушкина «Вновь я посетил» Помощь по литературе

В 1835 году Пушкин последний раз побывал в Михайловском — на похоронах матери. В том же году было написано стихотворение «Вновь я посетил» — поэтический итог жизни. Стихотворение вбирает в себя весь жизненный опыт, но не повторяет его, а преображает. Этот стих относится к философской лирике. Пушкин размышляет о жизни, смерти, связи природы и человека.

В этом стихотворении часто используются дефисы и психологические паузы. И вообще, это стихотворение начинается с многоточия и это доказывает то, что все оно основано на воспоминании. Пушкин рассказывает в нем о том, как через десять лет приехал в Михайловское, но он уже не такой, каким был прежде, он изменился:

Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я…

Но в нем еще живы воспоминания об этом месте:

И, кажется, вечор еще бродил Я в этих рощах.

Ему стоит только посмотреть на знакомые холмы, нивы, как он вспоминает о том, что недавно здесь «сиживал», он смотрит на озеро и вспоминает о южной ссылке в Крым и Одессу.

Но в то же время «иные берега, иные волны» можно сравнить с берегами и волнами жизни, то есть жизнь сравнить с морем. Море может бушевать и, наоборот, быть спокойным, тихим и мирным.

Так и жизнь может быть бурной и спокойной.

И вот, Пушкин «на границе владений дедовских». Он видит три сосны, слышит шорох и шум их вершин. Мы это тоже наблюдаем, благодаря аллитерации звука [ш]. Пушкин рад тому,…что они все те же, что не изменились так же, как и он, «все тот же их знакомый уху шорох».

Он видит молодую рощу, которая разрослась около их устарелых корней, которую он не знает и прежде не видел, но Александр Сергеевич ее приветствует и принимает. Поэт сравнивает эту рощу с зеленой семьей, с детьми.

Это говорит о том, что жизнь продолжается, кто-то умирает, кто-то рождается, что смерть неизбежна, но ее нельзя боятся, страшиться, и она не отменяет бесконечной любви Пушкина к жизни.

В конце стихотворения звучит радостное приветствие: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!». Так он приветствует молодую и незнакомую рощу. Он немного опечален из-за того, что ему не суждено ее увидеть в расцвете сил и лет:

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего.

Но поэт уверен, что его внук как-то здесь пройдет, услышит их приветный шум и «обо мне вспомянет».

Идейный смысл этого стихотворения заключается в связи человека с природой, гармонии с ней, а также вязи разных поколений, эпох человеческой жизни. В этом стихотворении отразилась сущность пребывания человека в жизни. Но не многим дано ответить на этот вопрос в стихотворении.

Только тот, кто сожжет понять, осознать и принять гармонию природы, почувствовать ее, вслушаться в каждый ее шорох и звук, почувствовать музыку природы, в силах ответить для себя на вопрос о пребывании человека в жизни, ценить и любить жизнь, как А. С.

Пушкин: благодарно и безгранично и не испугаться неизбежной смерти!

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/23_analiz_stihotvoreniya_pushkina_vnov_ya_posetil.htm

Анализ стихотворения А. С. Пушкина …Вновь я посетил

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Выполнила работу ученица 10-ого класса Морозова Ксения Владимировна

ФИО учителя – Горчакова Ирина Владимировна

МОУ Краснооктябрьская СОШ

Гусь – Хрустальный район, Владимирская область

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «…Вновь я посетил..»

(с точки зрения движение временных форм глагола).

Моб. телефон: 89100950568

e-mail: krok1919@

Основой литературного произведения является непосредственное изображение человеческих движений как таковых – поступков, жестов, волеизлияний – словом, различных движений, в том числе и движений внутренних, психологических, которые передаются различными глагольными формами. А.Н. Толстой говорил о «глагольности» литературной речи: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка… В художественной речи главное – это глагол. Всегда нужно прежде всего искать и находить глагол».1

Художник слова создаёт вполне предметный и живой образ. Это достигается именно тем, что изображается цепь разного рода движений – в том числе движений внутренних, субъективных, которые словесный образ передаёт с наибольшей силой и ясностью.

А мы (читатели) постепенно, по мере чтения литературного произведения, восприятия составляющих его фраз, представляем себе последовательный ряд человеческих действий, движений – внешних и внутренних.

Эта цепь движений постепенно создаёт в нашем воображении характер.

Попробуем рассмотреть использование Пушкиным в стихотворении «…Вновь я посетил…» различных глагольных форм и их эквивалентов, которые образуют своеобразные временные изломы.

Стихотворение «..Вновь я посетил…» было написано 28 сентября 1835 года в Михайловском, и посвящено оно воспоминаниям об этом селе, где поэт находился в ссылке в 1820-ых годах.

Читайте также:  А.т. твардовский "памяти матери": анализ цикла стихотворений

Поэт строит произведение на элементах своей биографии. Усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское рисуются Пушкиным отдельными штрихами, но, объединяясь, они создают цельный, выразительный образ, хранящий близкие и дорогие сердцу поэта воспоминания.

Внутренняя тема этого стихотворения – связь между прошлым, настоящим и будущим, осмысляющая протекание времени и своеобразный анализ очередного жизненного этапа – раскрыть которую поэту помогают различные временные формы глагола и их эквиваленты, так как каждая фраза, ядром которой является глагол движения, ставит перед читателем определённое душевное движение.

В данном стихотворении открывается возможность использовать эмоциональные эффекты, которые создаются с помощью помещения тесно связанных по смыслу предложений в разные временные плоскости. Вследствие этого создаётся впечатление, что лирический герой как бы «меняет» обстановку и план повествования в процессе течения речи–мысли.

Но, с другой стороны, предложения, поставленные рядом, но проецируемые в совершенно разные временные плоскости, не двигают «действие» в собственном смысле, а лишь рисуют клочки разнородные действий, которые пересеклись и остановились в одном миге.

У Пушкина в это единство замкнутого мгновения включены эмоционально подобранные ряды воспринятых движений и ощущений, из которых одни предстают перед нами как осуществившиеся в промельке мига, а другие – как сопровождающие это течение. При этом сам застывший миг рисуется и как воспроизводимый – в прошлом, и как «остановленный» в момент его течения.

На наших глазах происходит не «развёртывание» действия, а своеобразное наложение одного восприятия на другое.

1 Толстой А.Н. О литературе и искусстве. – М., 1984.

В стихотворении нельзя определить чётких границ использования поэтом глагольных форм настоящего и прошедшего времени. Мы видим непрерывные переходы во времени, своеобразные временные изломы – от сиюминутного к давно прошедшему и обратно, и, наконец, к будущему (последняя часть произведения).

Все эти своеобразия временных переходов, которыми обусловлена острота восприятия эмоциональной окраски предложений, ярко прослеживается в данном стихотворении поэта:

…Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провёл

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор – и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я – но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор ещё бродил

Я в этих рощах.

Вот1 опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет – уж за стеною

Не слышу я шагов её тяжёлых,

Ни кропотливого её дозора.

Вот2 холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Меж нив златых и пажитей зелёных

Оно, синея, стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывёт рыбак и тянет за собою

Убогий невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни – там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре…

___________________________________

1 Частица «вот» в данном случае указывает на действие, «протекающее» в настоящем.

2 То же.

На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят – одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко, – здесь, когда

их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал. По той дороге

Теперь поехал я, и пред собою

Увидел их опять. Они всё те же,

Всё тот же их, знакомый уху, шорох –

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зелёная семья, кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему всё пусто.

Из приведённого отрывка видно, что глагольные формы прошедшего времени рождают в воображении читателя представление о действиях героя – уже, по всей видимости, завершённых и исчезнувших.

Перед нами вырисовывается повесть о миге, ушедшем в вечность. Эмоциональный тон обозначен как вполне отстоявшийся и успокоившийся.

Задача таких форм – вызывать ощущение устойчивости эмоционального фона и, следовательно, пережитости остроты душевных волнений.

Но в контраст с создаваемой движением этих форм эпичности тона – эмоции вдруг занимают весь поток воспоминаний, и герой мысленно переносится в центр событий, освещая их изнутри – как бы в момент бега – скачущими указаниями на эмоционально окрашенные детали. Этот перебой осуществляется при помощи использования форм настоящего времени и их эквивалентов. Глагольные формы с собственным значением настоящего времени «бегут», перенося весь план «рассказа» к моменту совершающегося действия.

Эмоциональное содержание действий, которое раскрывается с точки зрения героя как участника событий, в кругу его тогдашних чаяний и эмоций, позволяет Пушкину использовать в последней части стихотворения глагольные формы будущего времени, в которой поэт обращается к будущему поколению, которое придёт по законам движения жизни:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий, поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Весёлых и приятных мыслей полон,

Пройдёт он мимо нас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Они (как видно из отрывка) обозначают глагольное действие на его стремительной завершённости, отмечая лишь идею желаемого результата, и освещаются вспышками сопутствовавших их восприятию душевных переживаний героя.

Итак, временные изломы, которые Пушкин удачно использует в своём стихотворении, не только литературный приём, но и стремление к использованию перемены тона для создания напряжённой особой психологической обстановки, через которую поэт выражает мысль о быстротечности времени. По всей видимости, такие перемены во времени – своеобразный душевный отклик Пушкина на описываемое событие.

Список использованной и цитированной литературы.

1. Источники.

1. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. – М., 1997.

2. Теоретическая литература.

1. КожиновВ.В. Основные виды, роды и жанры литературы. – М., 1964.

2. Толстой А.Н. О литературе и искусстве. – М., 1984.

3. Научно – критическая литература.

1. Лотман Ю.М. Пушкин. – СПб., 1995.

2. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., 1981.

  1. Урок

    Программа по литературе для 5 класса ОГОУ «Школа одаренных детей имени А.П.Гужвина» построена по жанрово-тематическому принципу. Урок по теме «Анализ стихотворения А.

  2. Документ

    “Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой” (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.

  3. Документ

    “Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой” (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.

  4. Учебное пособие

    Учебное пособие создано на основе лекционного курса, который читается студентам филологического факультета специальности «русский язык и литература». 1801-1855 годы представлены в нем как звено литературного процесса, тот этап развития

  5. Документ

    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.

Источник: https://refdb.ru/look/1197864.html

Анализ «Вновь я посетил…» Пушкин

«Вновь я посетил…» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Стихотворение «Вновь я посетил…» датировано 26 сентября 1835 года, но работал над ним поэт несколько дней, о чем свидетельствуют многочисленные черновики. Произведение создавалось в сложный, переломный момент жизни Пушкина.

Он приехал в Михайловское спустя десять лет. Здесь поэт надеялся отдохнуть от светской суеты, сплетен, обдумать планы на дальнейшую жизнь.

Он всерьез задумывался о том, чтобы оставить шумную столицу и поселиться в Михайловском, посвятив всего себя литературному творчеству.

Произведение можно отнести к жанру философской лирики. Здесь описаны воспоминания поэта, его размышления о жизни и смерти, смене поколений, опыте прожитых лет. Стихотворение не поделено на строфы, но в нем можно выделить три смысловые части.

Вначале автор признается, что молодость прошла и следует подвести первые жизненные итоги. Вторая часть произведения посвящена воспоминаниям о днях, которые поэт провел в этих местах. Пушкин описывает «опальный домик», где жил с няней Ариной Родионовной, грустит о том, что «уже старушки нет».

Перед лирическим героем предстают знакомые пейзажи. Он видит холм, на вершине которого любил сидеть и смотреть на синеющее внизу озеро.

Глядя на его волны, поэт грезил о счастливых днях, проведенных на море. Затем герой любуется старыми соснами, мимо которых он часто проезжал верхом.

В этих картинах Пушкин четко обозначает три периода, связанные с Михайловским: детство, юношество и взрослую жизнь.

В третьей части стихотворения герой пытается заглянуть в будущее, приветствует новые поколения.

Он видит молодую поросль у подножия старых сосен и обращается к ним со словами, которые потом станут крылатыми: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Образ молодых деревьев служит иллюстрацией к неизменному закону жизни: одно поколение всегда сменяет другое.

Прежде под соснами было «пусто, голо», а теперь – «младая роща разрослась». Со временем она перерастет своих прародителей. Со светлой грустью говорит Пушкин о том, что свидетелем преобразований будет его внук, который вспомнит о своем знаменитом предке.

В поэтическом монологе «Вновь я посетил…» лирического героя невозможно отделить от автора. Читатель прекрасно понимает, что в этих строчках отражены сокровенные мысли Пушкина. Но этот факт не снижает философского звучания стихотворения. В представлении поэта старость естественна и прекрасна, поскольку с годами к человеку приходит мудрость.

Сюжет произведения раскрывается как бы с двух сторон: через картины природы и размышления лирического героя. Такой подход помог Пушкину отобразить неразрывную связь прошлого и будущего, единство природы и человека в бесконечном круговороте времени.

Для своей элегии поэт избрал простой, но торжественный пятистопный ямб без рифм. Их отсутствие выводит на первый план интонацию. В стихотворении много психологических пауз и дефисов. Основное смысловое слово всегда стоит в конце строки.

Такая ритмика создает эффект разговорной речи и размышлений. Есть также ощущение, что монолог в любой момент может прерваться. Поэт как бы подчеркивает бренность человеческой жизни, которая может в любой момент оборваться. Усиливают это ощущение многоточия.

Близость к разговорной речи потребовала от Пушкина экономно использовать выразительные средства.

В произведении из 58 строк эпитетов немного, но они всегда кстати: «два года незаметных», «опальный домик», «холм лесистый», «нив златых», «неведомые воды», «унылый невод», «зеленая семья», «знакомый шорох».

Автор легко и естественно перемежает разговорную лексику (сиживал, вечор) с книжной (под сенью, мрак, объемлет) и поэтическими штампами (младая, главу, златых, брегам).

В описании сосен важную роль играют сравнения и олицетворения – «угрюмый их товарищ, как старый холостяк». В этом же эпизоде есть красивая аллитерация: «шумом шорох их вершин». Повторение шипящих воспроизводит и звук шаркающих старческих шагов при воспоминании о няне: «не слышу я шагов ее тяжелых».

При жизни Пушкина стихотворение «Вновь я посетил…» не печаталось. Оно было опубликовано в 1837 году в журнале «Современник» и быстро стало академическим. Размышления поэта о вечном круговороте времени созвучны всем поколениям.

Источник: http://libaid.ru/katalog/p/pushkin-aleksandr/4050-analiz-vnov-ya-posetil-pushkin

Ссылка на основную публикацию