А. с. пушкин “поэт”: анализ стихотворения

Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин) | Литерагуру

Нет ни одного поэта, который бы не задумывался над проблемой предназначения творца, над его сущностью, его миссией на этой земле. Исключением не стал и Александр Сергеевич Пушкин. В его творчестве значительное место отведено теме поэта и поэзии.

«Пророк», «Эхо», «Памятник» — лишь малая часть из всего многообразия произведений, в которых отражалась данная тема. В данной статье мы проанализируем стихотворение «Поэт», где автор также высказывался о роли человека искусства в жизни всего мира.

История создания

Стихотворение было написано в 1827 году, когда поэт прибывал в Михайловском, с которым А.С. Пушкин был связан всю свою зрелую жизнь: здесь он был в ссылке, здесь он творил.

В 1826 году заканчивается ссылка Александра Сергеевича в Михайловском, но уже в следующем году поэт сам приезжает сюда из Санкт-Петербурга, чтобы отдохнуть от светской суеты столицы и заняться свободным творчеством.

В этот период он пишет очень много, задумывает первое своё произведение в прозе «Арап Петра Великого».

В деревенской тиши муза поэта проснулась, воспарила, и стихотворение «Поэт» очень точно отражает такое фантастическое пробуждение поэта, когда он из загнанного обывателя превращается в Пророка.

Жанр, размер и направление

Жанр произведение «Поэт» — лирическое стихотворение. Произведение написано от лица автора, который повествует об особенностях таких необычных людей, как творцы. По мысли автора, выдающегося человека можно и не заметить в толпе, но до тех пор, пока его не коснётся рука Аполлона. Когда же он погружается в мир муз, он полностью преображается. Мир вокруг него меняется.

Стихотворение чётко можно поделить на две части: человек в мире реальном, мире обывательском до того, как его коснётся «божественный глагол»; и поэт в мире творчества, в царстве бога музыки и искусств. Значит, данное произведение можно отнести к романтической лирике. Одной из характерных черт романтизма является принцип двоемирия, что мы и наблюдаем в стихотворении «Поэт».

Размер произведения — четырёхстопный ямб, с помощью которого создаётся ровный, плавный ритм. Стихотворение начинает восприниматься, как притча.

Когда говоришь слово «притча», сразу в воображении рисуется седовласый старец, который размеренно и спокойно повествует о какой-нибудь красивой и мудрой истории. Так и здесь.

Александр Сергеевич создал атмосферу красивой легенды, которая своей плавностью гипнотизирует, погружает читателя вслед за лирическим героем в мир грёз и муз.

Главные герои и их характеристика

В центре стихотворения поэт, который предстаёт перед читателями в своих двух ипостасях. Сначала он жалок и ничтожен, он часть серой массы:

Но стоит только «божественному глаголу» коснуться души поэта, он расцветает, он пробуждается от сна.

Теперь он не хочет и не может жить как прежде, он не готов мириться с обывательским существованием, ему чужды мелочные интересы, материальные заботы.

Если раньше он был таким же, он был слеп, то теперь он прозрел, он задыхается в мире корысти и лжи. Он бежит от этого суетного мира на волю, простор, свободу!

Темы и проблемы

  1. В своём стихотворении А.С. Пушкин затрагивает одну из важнейших тем для самого поэта, это тема творчества, преображения человека, которое стало возможно благодаря искусству.

    Александр Сергеевич показывает, как одним движением, одним дуновением муза может изменить жизнь.

  2. Кроме того, поэт поднимает проблему «слепоты» общества. Ей посвящена первая часть произведения. Мир равнодушен, меркантилен, ничтожен.

    Таким выступает человек со спящей душой, равнодушный человек. Поэт не может быть таким, он остро реагирует на всё происходящее вокруг, он видит порочность окружающих его людей и не может с этим мириться. И мир, что казался привычным, открывается в новом неприглядном свете.

Помимо всего, А.С. Пушкин повествует о специфике вдохновения: муза приходит и покидает поэта, она независима, она своевольна.

Смысл

В стихотворении, как уже было сказано, выделяются две части: жизнь «слепая» со спящей душой и удел человека прозревшего, который не заслоняется за бытовыми мелочами от бессмысленности прозябания, который готов прямо и смело смотреть в лицо всем невзгодам. Это идеал личности, его воспевает Пушкин.

Главная мысль произведения заключается даже не в том, что автор возвышает свое мастерство, а в том, что любой человек может и должен стремиться стать выше, чем повседневные и бытовые мелочи, которые зачастую замещают все духовные потребности.

Нужно не закрывать глаза, не примиряться со злом, а идти против него, чтобы и другие люди увидели, что надо менять ситуацию к лучшему.

Так, поэт призывает к неравнодушию. Поэт воспарил как орёл, как только смог услышать «божественный глагол». Главное — суметь открыть свою душу этому голосу, который раскроет мир перед тобой во всех его проявлениях.

Средства выразительности (тропы)

В стихотворении «Поэт» А.С. Пушкин использует такие средства выразительности, как метафоры («молчит его святая лира», «душа вкушает хладный сон»), которые создают поэтический образ чего-то устрашающего. Мы видим, что «святая лира» молчит.

Когда святые молчат, то начинают властвовать демоны. Душа не просто спит, а именно «вкушает», что создаёт впечатление мещанской сытости, праздного благополучия.

Она удовлетворена комфортом своего слепого существования, ей чужды стремления и мечты, сильные эмоции и чувства.

Интересны эпитеты, которые использует поэт («священная жертва», «суетный свет», «хладный сон», «божественный глагол»). Они подчёркивают главный принцип построения стихотворения. Произведение построено на антитезе: первая часть — суета и тьма, вторая — свет, озарение.

Также, автор использует в начале стихотворения инверсию («Пока не требует поэта/ К священной жертве Аполлон»), которая уже  подсказывает читателю, что автор расскажет нам, что же происходит с поэтом в моменты вдохновения. Также она указывает на временность пребывания поэта в этом сонном, мёртвом состоянии, мы верим, что рано или поздно его душа проснётся.

Критика

Судьба А.С. Пушкина не была простой: он большую часть своей сознательной жизни провёл в ссылках. И в данном стихотворении «Поэт» Александр Сергеевич хотел выразить жажду свободы творчества, показать, что поэт сам себе не хозяин, он во власти творчества, муз, искусства.

К А.С. Пушкину относились по-разному: одни им восторгались, другие не принимали славы поэта в том масштабе, который ему приписывали первые. К примеру, его желчно критиковал Фаддей Булгарин, редактор правительственного журнала «Северная пчела».

Закончить хочется словами русского поэта и литературного критика Апполона Александровича Григорьева:

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-poet-a-s-pushkin/

Анализ стихотворения «Поэт» Пушкина

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ “Поэт” по плану расскажет ученикам 8 класса о еще одном важном произведении, в котором поэт рассматривал эту идею. С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмыслением им многих своих постулатов.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.

История создания – написанное в 1827 году, произведение было незамедлительно напечатано – в том же году его опубликовал журнал “Московский вестник”.

Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.

Композиция – двухчастная: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.

Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.

Сравнение – “как пробудившийся орел”.

Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве.

И лишь во второй половине года, когда он уединился в своем имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение.

Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.

Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чем состоит суть поэтического дара, он провел свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливал собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.

Стихотворение посвящено “вечной” теме о миссии поэта в обществе, но на этот раз она была рассмотрена с неожиданной стороны. Пушкин высказывает идею о том, что поэтический дар – это и есть душа творческого человека. Без его зова, в вечной суете дней он не просто становится обычным человеком, по сути он превращается в пустой сосуд.

Стихотворение разделено на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет свое основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтического обобщение того времени, которое он провел в Москве.

Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждет тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.

Но во второй ситуация кардинально изменяется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением.

Таким образом Пушкин делает вывод о том, что без своего творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, дает ему крылья, освобождает.

То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта. Его предназначение – это сочинение стихотворений.

Это произведение – один из образцов пушкинской философской лирики. Александр Сергеевич в нем вновь рассматривает тему о своем предназначении как поэта, но открывает для себя и читателя ее новые, неожиданные грани. Емко и лаконично он говорит о том, что видит смысл своей жизни в том, чтобы пробуждать в читателях светлое начало, дарить им приятные эмоции.

Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырехстопный ямб. При этом рифма в нем используется разная, как парная, так и кольцевая. При этом нельзя не заменить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрестные рифмы.

В этом стихотворение поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.
  • Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
  • Сравнение – “как пробудившийся орел”.

С их помощью Пушкин создает яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/poet.html

Анализ стихотворения «Поэт» А.С. Пушкина

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году. Именно в это время Пушкина терзают мысли о его предназначении как поэта и о роли поэзии в жизни общества.

В основе построения стихотворения лежит антитеза. Противопоставляются две строфы, условно разделяющие стихотворение на две части. В первом восьмистишии показан поэт в тихое, мирное время.

Пока ничто не волнует общество он живет «в заботах суетного света» как обычный человек. Его душа «вкушает хладный сон».

Хладный он от того, что она почти омертвела, погрязнув в мелочных заботах, но может проснуться от этого, как только того потребует долг. Но до сего момента от может быть ничтожней всех.

Вторая строфа повествует нам о поэте во время общественных волнений. Будто божественная сила пробуждает его душу от глубокого сна. Она сравнивается с орлом – гордой, благородной, гордой, и самое главное вольной птицей. Он летит над нашим миром, своим зорким глазом видит все пороки человеческие и стремится донести о них людям.

Поэт теперь видит реальную картину мира. Ему не интересны, а может даже противны забавы мира, которые основаны на интригах, лжи, зависти. Он «людской чуждается молвы», потому что в разговорах этих порочных людей нет ничего чистого и душевного. Так же он «к ногам народного кумира не клонит гордой головы».

Сам Пушкин никогда не преклонял голову ни перед кем: ни перед генералами или иными начальниками, ни перед императором. Он писал свои вольнолюбивые стихи, не боясь гнева правителя. Главным для него было донести свои мысли для народа через творчество. Так же поступали поэты, общавшиеся с Пушкиным, в том числе знаменитые декабристы Пущин (см. анализ стихотворения «Пущину») и Рылеев.

Поэт «смятенья полн», потому что мир, в котором он живет, ввел его в ужас. Он бежит от него, старается скрыться. Единственной обителью для него может стать девственная природа: «берега пустынных волн», «широкошумные дубровы».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Противопоставляется не только жизнь поэта, но и сам его характер. В первой строе он малодушен и ничтожен. Во второй же он «дикий и суровый». Такую перемену вызвал «божественный глагол», то есть слово божье. Пушкин считает, что дар поэзии послан людям свыше, об этом он говорит во многих своих стихотворениях.

В «Поэте» использовано много старославянизмов: «дубровы», «широкошумные», «глагол». Это одновременно обращает нас к библейским сюжетам и связи поэта с Богом, так и к древности, что говорит о том, что поэт в любые времена имел столь важную роль.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/11/analiz-stihotvoreniya-poet-pushkina.html

Анализ стихотворения Пушкина Поэт 10 класс

Великий гений Пушкина имеет огромное значение, как для русского языка, так и для русской литературы. Он, можно сказать, стоит у истоков современной литературы.

Благодаря ему  литература освободилась от сложности слога, приобрела новые формы и образы. На протяжении всего творческого пути Пушкина терзали вопросы, связанные с миссией поэта и поэзии в обществе.

  Именно об этом повествуется в данном стихотворении, которое многие исследователи ставят в один ряд с «Пророком» по идейному содержанию.

«Поэт» написано в 1827 г., после долгой жизни в Петербурге, посещения балов и светских раутов, Пушкин вернулся в родное Михайловское, и  написал данные строки. Написано стихотворение четырестопным ямбом, рифмовка: перекрестная, кольцевая, перекрестная. Кстати, перекрестная рифмовка используется в строфах, описывающих взаимоотношения поэта и общества.

Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой нам представлен поэт, ничего не создающий, погрязший в суету общественной жизни, буквально слившийся с общей массой людей. Во второй же части поэта посещает муза, и он представлен в абсолютно ином ключе.

В первой строфе поэт, несмотря на то, что всячески разделяет мирские блага, мало заинтересован в этом.

Он словно находится в забытьи, ощущая себя самым ничтожным существом, от того, что нет  вдохновения к написанию хотя бы единой строки.

  Поэт же несет на земле великую миссию, принося себя в жертву искусству, он имеет способность общаться с самим Аполлоном, богом, покровительствующим все искусства.

Душа лирического героя подробна горделивой и могучей птице – орлу, она  жаждет вдохновиться и творить.  И лишь услышав шепот музы, поэт словно обретает глоток свежего воздуха, дающего ему жизнь. Но нет, он не ищет признания толпы, напротив он стремится уединиться, спрятаться от мира, чтобы остаться наедине со своими мыслями и чувства, наедине со своим великим дарованием.

  Его влечет дикий, пустынный берег,  олицетворяющий всю красоту и стихийность природы, равно как  является стихийным естественным по своей природе  поэтическое умение.

 Именно здесь на лоне природы поэтическая душа обретает истинную свободу  и способна высвободить наружу всю гамму чувств и красок от пережитого, что после станет великим творением, выведенным на бумагу рукой гения.

Слог Пушкина в данном стихотворении  подчеркивает лучшие черты романтизма, в ключе которого он писал многие произведения.

Анализ стихотворения Поэт Пушкина

Само стихотворение «Поэт» было сотворено ещё в 1827 году, именно тогда Пушкин стал задумываться о своём предназначении и о своём месте в этом мире. Поэт представляется этаким неземным скорее существом, и уж точно не человеком.

Он виделся чем-то возвышенным со своей особой миссией. Лирический герой вынужден жить среди рамок в чуждом ему обществе.

Именно эти оковы мешают пробуждения души поэта, его прозрению, но у него есть надежда, что однажды всё встанет на свои места.

Условно стихотворение можно поделить на 2 части. Первая – пессимистичная и серая, кажется, что судьбу ничто не может изменить. Ужасы бесцветной жизни ранят нежную душу лирического героя. Он сам себе кажется ничтожным и пустым. В обычной мирской суете этот ранимый и хрупкий цветок – поэт зачахнет.

Эпитеты «суетный свет», «детей ничтожных» передают атмосферу отчуждения и уныния с точной достоверностью. Инверсия «не требует поэта Аполлон» придаёт миссии поэта нотку возвышенности. Метафоры: «Молчит лира», «Душа вкушает сон» повествуют о невозможности раскрытия поэтического таланта, о сжимающих его нутро тисках.

Вторая часть – возвышенная и оптимистичная, рисует радужные краски надежды. «Народный кумир», «пробудившийся орёл», «гордой главы» – эти яркие и ёмкие эпитеты заставляют проснуться самую чёрствую и чуждую прекрасного душу. К поэту приходит Муза и всё расцветает, пробуждается вдохновение.

Его уже никто и ничто не способно остановить. Он творит и мыслит. В его даре кроется могучая сила. Первая часть – антитеза второй, очень чёткое противопоставление двух различных, по сути, и по строению миров.

Если сначала поэт ничтожество, то потом он обретает крылья и летит над серым миром, освещает своим творчеством путь обычным людям. Пушкин использует сравнение лирического героя с орлом.

Однако во всём стихотворении прослеживается лишь одна мысль: поэт – человек исключительный, отличающийся от простой серой массы людей. Творчество его единственное предназначение и его отдушина.

Интересна рифма, используемая в стихотворении: в начальной октаве одна перекрестная, а в последующей есть и кольцевая и перекрестная. Этот приём необходим для раскрытия глубины переживаний лирического героя, а также разграничивает 2 темы: взаимоотношения поэта с обществом и поэт и его творчество. Характерен и стихотворный размер – четырёхстопный ямб придаёт динамичность и ритм строфам.

Поэтический слог Пушкина полон романтики, что передаётся возвышенной лексикой: «божественный глагол», «гордой главы». Просторечные слова: «суетный», «хладный» добавляют атмосферу отчуждения поэта от остального мира. Поэзия – мощное оружие в правильных руках, а поэт – глашатай истины.

Вариант №3

Нужно заметить, что многие поэты в своем творчестве очень часто обращаются к теме поэзии и поэта. Александр Сергеевич Пушкин не был исключением. Наиболее ярким примером произведений, написанных в данной тематике у Пушкина можно назвать стихотворение “Поэт”, написанное в 1827 году.

Анализ данного произведения нужно начинать с того, что отметить в данном произведении основной темой являются мысли самого поэта. Именно свои мысли и рассуждения Александр Сергеевич вложил в основную идею создания данного произведения.

Многие читатели могут заметить в данном произведении присутствие мыслей-рассуждений. И это не случайно, именно этим чаще всего занимался Александр Сергеевич. Он любил поразмышлять о том, кто он на самом деле, каково его предназначение в этой жизни и так далее.

Что касается строения данного произведения, то оно выполнено в привычном казалось бы классическом стиле. Однако, этот классический стиль был особенным, так как подобным образом писал только Пушкин. Тут стоит отметить, что все поэты имели свой уникальный стиль написания, и совершенно не важно, какое литературное направление они при этом выбирали.

Это произведение очень хорошо показывает все мысли и чувства поэта, даже самые скрытные и тайные. Это было сделано не случайно, так как Александр Сергеевич просто в один момент осознал, что просто не может держать все в себе. Тогда и возникла идея написать данное произведение.

Нужно сказать, что удивительная судьба поэта прослеживается в каждой строчке. Здесь можно найти все, и счастье, и тяжелые испытания, и сложности, которые встречались ему на пути.

В целом же данное произведение является очень красивым, законченным и полным. В нем присутствуют и литературные приемы, которые помогают сделать общую картину ещё, более законченной и целой.

Метафоры, эпитеты и красочные прилагательные вместе с выбранной перекрестной рифмой, помогли поэту изложить все свои мысли на лист бумаги, создав такое удивительное и полюбившееся многим произведение.

В заключении хотелось бы сказать, что каждый человек в своей жизни много о чем думает, мечтает, размышляет и порой не нужно держать это в себе.

10 класс

  • Анализ стихотворения Маяковского Тучкины штучкиВ. В. Маяковский был одним из крупнейших отечественных поэтов XX века. Считается одним из основоположников футуризма в советской литературе. Кроме поэзии он ярко проявлял себя как художник, сценарист, редактор и драматург.
  • Анализ стихотворения Некрасова ВозвращениеНиколай Алексеевич Некрасов в 1864 году несколько месяцев путешествовал по Европе. Вернувшись на родину, поэт начал сомневаться в том, что его творчество представляет какую-либо ценность для соотечественников.
  • Анализ стихотворения Есенина Весенний вечерВ этом прекрасном и удивительно праздничном стихотворении, чувствуется, что его написал молодой человек, который полон творческих сил, которые помогут ему свернуть горы. Наш герой очень молод и талантлив, так как это стихотворение,
  • Анализ стихотворения Некрасова Блажен незлобивый поэтНекрасов, как и другие поэты в своем творчестве очень часто затрагивал тему поэта и поэзии, а именно назначения поэта. Именно об этом идет речь в данном произведении. Стихотворение написано в 1852г., спустя год, после смерти Гоголя.
  • Анализ стихотворения Тютчева В часы когда бываетФедор Тютчев прошёл довольно таки сложный жизненный путь. Много препятствий стояло перед ним, которые ему обязательно нужно было пройти, для достижения желаемой цели. И одной из самых больших трагедий его жизни, является любовь.

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/analiz-stixotvoreniya-pushkina-poet-10-klass

Анализ стихотворения пушкина «поэт»

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. Тема поэта и поэзии прошла через все творчество Пушкина. Стихотворение «Поэт» в этом плане не является исключением.

В этом стихотворении автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей – это оковы, мешающие проснуться его душе. Проблема взаимоотношений певца чувств и общества очень важна для Пушкина, так как он сам поэт, который хочет донести людям прекрасное, сделать их серую жизнь цветной.

Но вместе с тем он понимает, что в суете его талант, его благородная цель может погибнуть как сорванный и брошенный цветок. Именно поэтому первая часть стихотворения написана в таком пессимистическом настроении. Понять все чувства автора читателю помогают эпитеты, яркие и точные, н6есущие огромную эмоционально-смысловую нагрузку.

Например, «суетный свет», «хладный сон»,»детей ничтожных». И как противоположны по настроению эпитеты второй части стихотворения: «божественный глагол», «гордая голова», «широкошумные дубровы».

Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы.

Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается в серой массе жизненных проблем: Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может всех ничтожней он.

А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового.

И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

В первой части стихотворения способ рифмовки – перекрестная; в первом и третьем четверостишиях второй части – кольцевая, а во втором – перекрестная.

Мне кажется, что способ рифмовки первой части и второго четверостишия второй части совпадают, потому что в них говориться об одном и том же – о взаимоотношениях поэта и общества.

https://www.youtube.com/watch?v=oYA6UHS2qL4

Но все-таки, как бы ни различны были части стихотворения, в каждой из них Пушкин утверждает идею о том, что поэт – это необычный человек, живущей своей, ни на чью не похожей жизнью и обладающий сложной, но вместе с тем прекрасной судьбой. Недаром Пушкин сравнивает душу поэта с пробудившимся орлом – сильной, гордой и бесконечно свободной птицей…

Все произведения

Рейтинг сочинений

  • Тема: «Барионный гидродинамический удар глазами современников»

Вещество сингулярно ускоряет взрыв вне зависимости от предсказаний самосогласованной теоретической модели явления. Атом масштабирует. Все эссе.

Софи Жермен (Marie-Sophie Germain) (1 апреля 1776 — 27 июня 1831) — французский математик, философ и механик. Самостоятельно училась в библиотеке отца-ювелира. Все эссе.

  • Тест по литературе М Е Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Ответы

    1. Сказки Салтыкова-Щедрина отличает: А) пафос; Б) иносказание; В) лиричность. 2. Иносказание — это: А) фраза, произнесённая на иностранном. Все эссе.

    “Новый год” Новый Год стучится в дверь! Открывай ему скорей. Краснощёкий карапуз – Твой теперь надёжный друг. Верно будете дружить. Все эссе.

  • Самостоятельная работа «Строение вещества Молекулы Диффузия Скорость движения молекул» 7 класс

    Вариант I 1. Выберите верное утверждение. А. Только твердые тела, состоят из молекул. Б. Только жидкости состоят из молекул. В. Только. Все эссе.

    Рейтинг сочинений

  • Источник: http://velikiy-pushkin.ru/3844-Analiz-stihotvoreniya-pushkina-%C2%ABpoet%C2%BB

    Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту»

     

    Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта. Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати.

    Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В первом четверостишии Пушкин призывает поэта не дорожить «любовию народной».

    Испытав на себе «минутный шум восторженных похвал» и «суд глупца», он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом «холодной толпы». Личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого Пушкина сливаются в единое целое.

    Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому «влечет свободный ум». Поступая именно так, как писал сам, не оставляя выбранной стези, поэт не требовал «наград за подвиг благородный», а лишь усовершенствовал «плоды любимых дум». По мысли Пушкина, все внутри поэта: высшая награда, «высший суд».

    Только «взыскательный художник» «строже всех» может оценить свой труд. Нужна ли тогда поэту людская толпа, которая вместо того, чтобы внимать вдохновенным строкам, «плюет на алтарь», где горит поэтический огонь? «Ты царь: живи один» – пишет Пушкин, словно отвечая на этот скрытый в стихотворении вопрос.

    Мысль об одиночестве и отчужденности поэта приобретает иное звучание в стихотворении 1828 г. «Поэт и толпа».

    Обидой и горечью непонимания наполнены слова, обращенные к черни: «Подите прочь – какое дело поэту мирному до вас!» Но спустя всего два года одиночество воспринимается Пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. Это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся «в детской резвости» поколебать «треножник», с которого он вещает истину.

    Стихотворение «Поэту» написано в форме сонета, а значит, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную идею.

    Выбрав форму сонета, не столь частую в русской поэзии как классическое стихотворение из четырех катренов, Пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и Божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово – в жизнь.

     

    Поэту

    Поэт! не дорожи любовию народной.

    Восторженных похвал пройдет минутный шум;

    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

    Ты царь: живи один. Дорогою свободной

    Иди, куда влечет тебя свободный ум,

    Усовершенствуя плоды любимых дум,

    Не требуя наград за подвиг благородный.

    Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

    Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

    Ты им доволен ли, взыскательный художник?

    Доволен? Так пускай толпа его бранит

    И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

    И в детской резвости колеблет твой треножник.

    7 июля 1830 г.

    Справочный материал для школьника:   Пушкин Александр Сергеевич – представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных писателей России. По мнению большинства россиян Пушкин является самым известным и популярным русским писателем и поэтом как в России, так и во всём мире. Годы жизни: 1799-1837. Наиболее известные труды и произведения: Наиболее известные труды и произведения: Руслан и Людмила (1817—1820) Кавказский пленник (1820—1821) Цыганы (1824) Граф Нулин (1825), Полтава (1828—1829) Тазит (1829—1830) Домик в Коломне (1830) Анджело (1833) Медный всадник (1833) Евгений Онегин (1823—1832) Борис Годунов (1825) Скупой рыцарь (1830) Моцарт и Сальери (1830) Пир во время чумы (1830) Русалка (1829—1832) Арап Петра Великого (1827) Роман в письмах (1829) Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830) Выстрел Метель Станционный смотритель Барышня-крестьянка Дубровский (1833) Пиковая дама (1834) Капитанская дочка (1836) Жених (1825) Сказка о попе и о работнике его Балде (1830) Сказка о медведихе (1830—1831) Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831) Сказка о рыбаке и рыбке (1833) Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях(1833) Сказка о золотом петушке (1834).  

    Источник: http://referatwork.ru/sochineniya_9_klass/section-6-7.html

    Анализ стихотворения «Поэту» А.С. Пушкина

    — Поэту —

    Стихотворение было написано 7 июля 1830 года, а в 1831 году напечатано в «Северных цветах».

    Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один.

    Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

    Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

    И в детской резвости колеблет твой треножник.

    Анализ стихотворения

    Написание стихотворения вызвано нападками на поэта на страницах «Московского телеграфа» и «Северной пчелы», где ранее печатались восторженные рецензии на его сочинения. По сути, это была травля со стороны Булгарина, обвинявшего Пушкина в приверженности либеральным идеям его молодости.

    Тема стихотворения – поэт и общество (толпа). Оно рассказывает о непонимании народом творчества.

    Жанр этого произведения – сонет, для него характерна своеобразная композиция: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена). Каждая строфа содержит в себе отдельную мысль.

    Посмотрите, как противопоставляются поэт и толпа: “суд глупца” и “царь”. С одной стороны – “смех толпы”, “в детской резвости”, а с другой – “тверд, спокоен и угрюм”. Стоит обратить особое внимание на слово “угрюм”: несvотря на то, что А. С. Пушкин призывает не обращать внимания на мнение толпы, подобное отношение, непонимание ранят его, и он это осознает.

    Стихотворение призывает не допускать кого-либо в свое творчество, не поддаваться мнению и пожеланиям окружающих: “Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум”. Повтор “свободною” – “свободной” подчеркивает необходимость творить самостоятельно.

    А творчество поэта сравнивается со служением поэзии, как божеству: “алтарь, где твой огонь горит”.

    Как и в оде “Пророк”, в сонете “Поэту” поэт изображен как некое иное, высшее существо: он – “царь”, ему дан высший дар, толпа же в “детской резвости” его не понимает, однако поэт снисходителен к ней.

    Нужно отметить, что это стихотворение ни в коем случае не призывает перестать творить для толпы, оно лишь говорит, что творчество не должно подчиняться ее мнению, моде, то есть поэт должен творить самостоятельно, но для народа.

    Источник: http://iumka.ru/literatura/analiz-stihov/item/22635

    Анализ стихотворения Пушкина Поэт

    Как и многие поэты, А. С Пушкин обращался в своем творчестве к теме поэта и поэзии. И это стихотворение наиболее ярко выразило авторское видение на предназначение поэта.

    В стихотворении можно выделить две части.

    В первой из них мы видим поэта в обыденной жизни. Он погружен в заботы светской жизни и среди прочих обывателей не только ничем не выделяется, но и «всех ничтожней», душа его погружена в «хладный сон».

    Однако уже тут, автор говорит, что поэт носит на себе божественную отметку, ему покровительствует сам Аполлон. Для акцентирования внимания на божественном покровительстве автор использует такую фигуру речи, как инверсию (пока не требует поэта к священной жертве Аполлон»).

    Когда поэт лишен необходимости писать, не чувствует вдохновения – его лира молчит, он растворен в суете.

    Вторая часть – противопоставлений первой. В ней мы видим, как меняется жизнь поэта, когда его касается «божественный глагол». Поэт словно просыпается ото сна, обостряются все чувства. Поэту становятся чужды прежние занятия и забавы.

    Он противопоставляется остальным людям, он становится проводником божественного видения. И даже если с его видением, стихами не согласны, то он все равно не «клонит гордой головы» перед лицом общества и власти.

    Так, в стихотворение входит еще одна тема – поэта-пророка, которая разовьется в более позднем творчестве автора.

    Отчужденность от толпы и одиночество поэта подчеркиваются в окончании стихотворения. Меняется сам поэт, он больше не ничтожен, он исполняет свое предназначение, и поэтому меняется его мироощущение и видение его другими. При описании изменившегося поэта автор использует такие эпитеты, как «суровый», «гордый».

    Это одновременно его возвышает над другими людьми, но и отделяет, противопоставляет его окружающим. Он становится одиноким. Именно поэтому ему лучше творится в одиночестве среди «Широкошумных» дубрав или на берегу.

    Душа поэта переполнена («и звуков… полн») и требует одиночества и покоя, чтобы мысли смогли облечься в слова.

    А.С. Пушкиным использована тоническая система стихосложения, с четырехстопным ямбом.

    Среди художественных средств, используемых А.С. Пушкиным в данном произведении, выделяются:

    — сравнения («душа… как орел»);

    — эпитеты («святая», «божественный», «народного», «гордой», и т.д.);

    — метафоры («молчит его… лира», «душа вкушает… сон» и др.).

    Анализ стихотворения Поэт Пушкина 9, 10 класс

    Александр Пушкин написал произведение, жанр которого – стихотворение, под названием «Поэт» в 1827 году. Именно его мысли побудили его написать такое произведение, которое он назвал по смыслы и сюжету – «Поэт».

    Ведь именно такие были мысли Пушкина – он думал о своем предназначении, о его смысле жизни своей на этой земле, возле этого общества. Такие мысли долго его не покидали, пока он не решился написать такое стихотворение.

    Это стихотворение очень хорошо показывает чувства и внутренние скрытые мысли поэта до этого времени. Эта тема стала весьма популярной, так как тема вообще поэтов – очень интересна, и о ней много можно говорить. Кроме того, Пушкин постоянно в своих произведениях затрагивает такую необычную тему.

    Именно в этом стихотворении, если смотреть по сюжету – то писатель показывает своего героя – поэта — как недоступно человека, очень творческого, доя которого обычная жизнь среди простых людей – это не показатель его настоящей жизни, это также – оковы, которые сковывает его творчество, мешая его красотам появиться и воплотиться в творческих произведениях.

    Пушкин описал, что чувствует поэты, когда им сковывают руки. Это было написано качественно и очень трогательно.

    Пушкин вообще считает тему взаимоотношений людей — очень важной, а потому она также обсуждается. И он, как поэт, так и как человек, хочет сделать жизнь людей – более яркой и насыщенной. Но вместе с тем, произведение получается весьма грустным и даже – пессимистичным.

    Хотя без этого произведение не смогло бы показаться таким вдумчивым и очень правильно написанным обо всем. Автор также разделил все произведение на две части, которые очень разные.

    Одна – печальная, а другая – раскрывает поэта как человека уже с вдохновением и полного радости и творчества.

    Анализ стихотворения Поэт по плану

    Анализ стихов автора:

    Возможно вам будет интересно

    Так, в одном из своих стихов, Иван Сергеевич поднял проблему родного языка. Он считал его своей « опорой и надеждой», верил в него. И хотя, он, тогда жил за границей, но его всегда волновала судьба

    Не все даже знают, что это прозаик, переводчик, шахматист, просто удивительный человек ещё и сочинял стихи: сложные, насыщенные и красивые. Знакомство с ними просто не может оставить равнодушным.

    Некрасов признавал только самым лучшим поэтом – Пушкина. Но эти мысли были больше у Некрасова в молодом возрасте, но когда он подрос, стал взрослее

    Это белый стих Тургенева о большой отваге маленького воробья. Сначала автор обрисовывает ситуацию. Известный всем любитель охоты и путешествий Иван Сергеевич возвращался домой

    Источник: http://rus-poetry.ru/analiz-stihotvoreniya-pushkina-poet/

    Анализ стихотворения Пушкина “Поэт”

    Александр Сергеевич Пушкин дал огромный импульс развитию русской поэзии. Его самобытность, новаторство, искрометный талант помогли очистить искусство стихосложения от устаревших форм, избавиться от тяжеловесного слога.

    Поэт находился в постоянном поиске, создавал свой неповторимый стиль. Он много размышлял о значении литературы в формировании общественного сознания и о собственном предназначении.

    Поэтому Пушкин неоднократно возвращался к теме взаимоотношений поэта и окружающего мира, каждый раз ее переосмысливал.

    Может ли обычный человек, обладающий стихотворным даром, быть настоящим поэтом или нужно что-то еще? Вправе ли художник слова творить для собственного удовольствия или его миссия – нести людям свет и добро? Может ли общество принять и понять истинного поэта, и обязан ли он служить народу? В чем суть поэтического дара? Пушкин всю жизнь искал ответы на эти и другие вопросы, выражая свои размышления в стихах.

    Произведение “Поэт” было создано в 1827 году и тогда же опубликовано в журнале “Московский вестник”. В этом стихотворении Александр Сергеевич вновь размышляет об историческом предназначении поэта.

    Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой мы видим жизнь поэта без вдохновения. Пока “молчит его святая лира”. он ничем не отличается от обычных людей, погруженных в повседневную суету.Поэт “ничтожен”. а его душа “вкушает хладный сон” .

    Во второй части стихотворения лирический герой слышит “божественный глагол” вдохновения, отчего его душа пробуждается к творчеству. “Забавы мира” и “людская молва” становятся ему чужды. “Дикий и суровый” поэт стремится на время покинуть общество, чтобы найти уединение среди дикой природы.

    Описанные в стихотворении события, по мнению исследователей творчества Пушкина, отражают реальные факты его биографии. Всю зиму и весну 1827 года поэт провел в Москве, где был погружен в светскую жизнь.

    Многочисленные празднества и балы практически не оставляли времени для творчества. Но в начале лета Пушкин прибыл в Петербург, а затем переехал в Михайловское, где снова взялся за перо.

    Стихотворение “Поэт” появилось уже в первом письме, которое он написал из деревни.

    В нем Пушкин утверждает, что поэт не может управлять своим вдохновением. Оно появляется и исчезает по воле Бога. Дар стихосложения – награда и наказание одновременно.

    А поэт – это человек, живущий по особым правилам.

    Как глашатай прекрасного, он выше окружающих, хотя может обладать пороками и слабостями не в меньшей степени, чем другие – “и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он” .

    В стихотворении Пушкин использовал образы и лексику, которые характерны для романтической поэзии: “народный кумир”. “гордая голова”. “пустынные волны”. “пробудившийся орел”.

    Идея независимости поэта от людской молвы, его бегство от общества, возвышенный стиль изложения также характерны для романтической литературы.

    Поэтому стихотворение “Поэт” вполне логично отнести к этому литературному направлению.

    Противопоставление двух начал лирического героя достигается за счет эмоционально окрашенных эпитетов. В первой части они наполнены негативом: “детей ничтожных”. “хладный сон”. “суетного света”.

    Вторая часть стихотворения более оптимистична: “широкошумные дубровы”. “гордой головой”. “встрепенувшийся орел”. Значимость поэтического творчества подчеркивают возвышенные словосочетания: “божественный глагол”. “святая лира”. “священной жертве”.

    Эту же задачу выполняет и сравнение души поэта с гордым, вольнолюбивым орлом.

    Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Пушкин использовал в нем два вида рифмовки – перекрестную (АВАВ) и кольцевую (АВВА). Возможно, такое построение обусловлено тем, что строки с перекрестной рифмовкой посвящены теме взаимоотношений лирического героя с обществом, а четверостишия с кольцевой рифмовкой – его отношению к творчеству.

    Вечная тема миссии поэта и поэзии раскрыта в стихотворении емко и лаконично. Пушкин всегда видел смысл творчества в пробуждении светлых чувств и доброты в сердцах своих читателей. По идейной нагрузке стихотворение “Поэт” сродни произведению Пушкина “Пророк”. написанному годом ранее.

    Источник: http://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-pushkina-poet/

    Анализ стихотворения Пушкин А. С. «Поэт»

    Анализ стихотворения – Поэт

    Начало” золотого века» русской поэзии ознаменовал своим творчеством А. С. Пушкин. Роль Пушкина чрезвычайно велика. Почти всегда он был новатором и первооткрывателем, гораздо реже продолжал чьи-то традиции. Самобытность, непревзойдённый талант поэта позволили ему избавляться от тяжеловесных рифм его учителя, В. А.

    Жуковского найти свой собственный стиль. Необходимо сказать, что творчество Пушкина представляет собой спираль из трёх циклов – трёх этапов жизни поэта. Ни один из мотивов творчества Пушкина мы не увидим в статике. Все темы, начиная с темы дружбы и любви и заканчивая темой предназначения поэзии.

    Находятся в постоянном развитии.

    Стихотворение” Поэт» (1827г) относится ко второму этапу творчества А. С. Пушкина.

    Несмотря на то, что до тридцати лет приоритеты Пушкина не (?) ясны, он находится в постоянном поиске себя, смысла жизни, стихотворение” Поэт» в полной мере отражает авторскую позицию в отношении предназначения поэзии, миссии поэта. Стихотворение это заключает в себе важную мысль.

    По мнению Пушкина, поэзия состоит в том, чтобы в стихах пересказывать свои обычные чувства и мысли. С первых же строк Пушкин определяет высшую цель поэта – творца. Пушкин говорит, что поэзия это нечто иное, как” священная

    Жертва», Дар поэта –” святая лира». Пушкин не скрывает, что сам Поэт, будучи лишь глашатаем, вестником Аполлона, не является хозяином своего дарования. Он лишь марионетка в руках богов.

    Композиционно стихотворение чётко делится на две части. Первая часть описывает” ничтожную» жизнь поэта” в заботах суетного света». Поэт в жизни может ничем не отличатся от обыкновенных людей и” меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Но это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, что его” душа» спит, а значит, и” молчит его святая лира».

    Однако поэт не в состоянии вызвать вдохновение, он не может писать стихи тогда, когда ему этого захочется. И поэт приносит в жертву свою судьбу, свою жизнь. Читатель видит, что обыденность и серость окружающего мира” преображают» поэта. И перед нами уже некто” малодушный» и” ничтожный», не способный на великое и прекрасное.

    Дале в стихотворении следует союз условий” но». Следующее четверостишие является” переходным» и” суетного света» в мир поэзии. По сути мы становимся свидетелями приходящего к поэту вдохновения.

    Но лишь божественный глагол

    До слуха чуткого коснётся,

    Душа поэта встрепенется,

    Как пробудившийся орёл.

    Пушкин вновь показывает непостоянство поэта, он не владеет собой и по первому зову подчиняется” божественному глаголу». С другой стороны, именно с этого момента начинается” динамичная жизнь» поэта. До прихода вдохновения он” вкушал хладный сон», бездействовал. Но поэт всё же является рабом, лишь проводником между миром богов и миром людей.

    Всё, чем он обладает” чуткий слух». Задача поэта – услышать и донести до людей” глагол» богов. Итак, читатель видит описание совсем другого, нежели в первой части стихотворения, поэта.

    Он тоскует” в забавах мира, людской чуждается молвы».

    Спящая до тех пор” душа поэта» просыпается, и тут только проявляются его громадные возможности, его высокие качества, не только поэтические, но и человеческие: мудрость, проницаемость, глубина чувства, благородство.

    Тоскует он в забавах мира,

    Людской чуждается молвы,

    К ногам народного кумира

    Не клонит гордой головы,

    Бежит он, дикий и суровый…

    В поэте – творце мы видим также черты романтического героя,” смятенного», жаждущего свободы.

    В своём стихотворении” Поэт» Пушкин высказывает и подтверждает мысль об утилитарности искусства, о чистом, высшем назначении поэта. Поэт же показан служители духовности, стремящемуся к совершенству во всём.

    ” Цель художества – Идеал, а не нравоучение», – именно к теме миссии поэта относится данное высказывание А. С. Пушкина. На мой взгляд, в стихотворении” Поэт» Пушкин стремится показать два” я» поэта, два” я» самого себя.

    Однако и того же человека Пушкин показывает в двух различных ситуациях, в двух же ипостасях предстаёт перед нами поэт. Сначала” меж детей ничтожных мира […] всех ничтожней он», затем творец превращается в” пробудившегося орла».

    Однако разрыв между житейским поведением поэта и содержанием его творчества Пушкин вовсе не оправдывается. Величие в поэзии не предполагает малодушия в повседневной жизни. Пушкин лишь констатирует, что такой разрыв вероятен и нельзя судить поэта только по его житейским поступкам.

    В финале стихотворения Пушкин изображает” широкошумные! дубравы»,” берега пустынных волн». Поэт ищет одиночества, гармонию он находит лишь в объединении с природой. Таким образом, в своём стихотворении” Поэт» Пушкин затрагивает тему единения и неразрывной связи человека и природы.

    Источник: http://www.slavkrug.org/analiz-stixotvoreniya-pushkin-a-s-poet/

    Ссылка на основную публикацию